Научная статья на тему 'Макроэкономические эффекты антикризисной политики Казахстана: экономический рост и патернализм'

Макроэкономические эффекты антикризисной политики Казахстана: экономический рост и патернализм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алпысбаева Сара Нурбековна, Шунеев Шынгыс Жолдыбаевич

В статье анализируется двойственный характер эффектов контрцикличной антикризисной политики Казахстана в 2014-2017 гг., когда восстановление экономического роста сопровождалось ростом патернализма в экономике. Поддержка государства была оказана всем макроэкономическим агентам: домохозяйствам для поддержания потребительского спроса, бизнесу для поддержания накопления основного капитала, бюджету для расширения государственных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алпысбаева Сара Нурбековна, Шунеев Шынгыс Жолдыбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Макроэкономические эффекты антикризисной политики Казахстана: экономический рост и патернализм»

ЭКОНОМИКА СТРАН СНГ

С.Н. Алпысбаева, Ш.Ж. Шунеев

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ПАТЕРНАЛИЗМ1

В статье анализируется двойственный характер эффектов контрцикличной антикризисной политики Казахстана в 2014-2017 гг., когда восстановление экономического роста сопровождалось ростом патернализма в экономике. Поддержка государства была оказана всем макроэкономическим агентам: домохозяйством - для поддержания потребительского спроса, бизнесу - для поддержания накопления основного капитала, бюджету - для расширения государственных расходов.

Авторы считают, что в 2018 г. будут сформированы достаточно благоприятные условия для снижения уровня патернализма в экономике. Приоритетными должны стать восстановление генерации доходов населения от наемного труда и предпринимательской деятельности, рост инвестиционной и инновационной активности бизнеса, создание равных возможностей и доступа к финансовым ресурсам.

Потенциальный и реальный рост экономики Казахстана. Завершение глобального сырьевого суперцикла изменило параметры спроса мировых товарных рынков, что негативно повлияло на динамику стран с нефтяной экономикой.

Экономика Казахстана не стала исключением. С падением цен мирового энергетического рынка экономика страны с 2014 г. вошла в фазу замедленного экономического роста. Темпы роста ВВП Казахстана к 2016 г. сократились до 1,1%.

Для оценки разрывов выпуска экспертами Института экономических исследований проведены расчеты потенциального роста ВВП Казахстана с применением фильтра Ходрика-Прескотта2 (Но^юк, Рге8сой, 1997).

Как видно из графика, в 2015-2016 гг. темпы роста экономики Казахстана находились ниже своего потенциального уровня (рис. 1).

Падение стоимостных объемов сырьевого экспорта по каналам межотраслевых связей оказало негативное влияние на все сферы экономики:

- сокращение потребления домохозяйств (реальные доходы населения снизились);

- замедление инвестиционной активности бизнеса;

- стагнация банковского кредитования бизнес-проектов;

- сокращение доходов государственного бюджета и рост его дефицита;

- рост использования накоплений Национального Фонда и сокращение его объемов;

- переход в отрицательную область текущего счета платежного баланса.

1 Статья подготовлена в рамках грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан по научным и (или) научно-техническим проектам на 2018-2020 годы по теме: «Исследование и оценка эффектов влияния государства и государственных расходов на факторы долгосрочного экономического роста Казахстана (труд, капитал, совокупную факторную производительность) с использованием эконометрических моделей и модели межотраслевого баланса». ИРНАР05132465.

2 Потенциальный ВВП рассчитан на основе реального ВВП в постоянных ценах с использованием фильтра Ходрика-Прескота (ХП). Фильтр ХП является наиболее известным и широко используемым статистическим фильтром, позволяющим получить сглаженное нелинейное представление динамического ряда. Он предназначен для фильтрации краткосрочных колебаний в целях уменьшения уровня «шума» в долгосрочном компоненте.

%

Рис. 1. Потенциальный (-----) и реальный (-♦-) темпы прироста ВВП Казахстана

Источник: КС МНЭ РК, расчеты авторов.

Измерение степени устойчивости экономики страны. Для независимой оценки степени устойчивости экономического развития страны мы обратились к одному из макроэкономических индикаторов экономического развития, рассчитываемых по методологии расширенной СНС - скорректированные чистые сбережения (Adjusted net savings, ANS). Методология расчета ANS разработана Всемирным Банком [1].

Целью расчета ANS является определение степени устойчивости экономического развития страны путем измерения подлинного уровня сбережений в национальной экономике с учетом инвестиций в человеческий капитал, истощения природных ресурсов и ущерба, нанесенного загрязнением.

Согласно методологии ВБ, анализ ANS должен проводиться одновременно с рассмотрением совокупных сбережений (рис. 2). В целом динамика совокупных сбережений ведет к соответствующему изменению динамики ANS.

% ВНД

Рис. 2. Динамика индикаторов «Совокупные сбережения» (-А-), «Скорректированные чистые сбережения» (-♦-) (ANS) для Казахстана (данные Всемирного Банка)

Отрицательное значение ANS указывает на то, что экономика страны находится на траектории неустойчивого экономического развития.

Как видно из рис. 2, индикатор ANS с 1996 г. стремительно снижался, достигнув минимального значения -19,2% в 2000 г. С 2000 г. индикатор рос, достигнув области положительных значений в 2006 г. Данные ВБ по ANS приводятся до 2014 г., в то время как по совокупным сбережениям до 2016 г. Проведенные нами дополнительные расчеты показали, что уменьшение совокупных сбережений в 2015-2016 гг., вероятнее всего, привели к снижению ANS, что говорит о рисках нахождения экономики Казахстана в этот период в области неустойчивого роста.

Эффекты антикризисной политики: воздействие на экономический рост. Для предотвращения макроэкономических дисбалансов в условиях быстрого распространения внешнего шока через торговые и финансовые каналы с 2015 г. основным приоритетом денежно-кредитной политики Национального Банка РК становится обеспечение стабильности цен, т.е. регулятор перешел к политике инфляционного таргетирования. С этой целью была проведена девальвация национальной валюты и осуществлен переход к плавающему курсу национальной валюты.

Девальвационный шок потребовал адаптации всех макроэкономических агентов к новым ценовым и спросовым параметрам рынка. Домохозяйства и бизнес снизили свои расходы на потребление и инвестиции и перешли к смене стратегий развития.

С целью поддержания экономического роста государством в этот период была реализована контрцикличная антикризисная политика стимулирования совокупного внутреннего спроса с использованием финансовых средств, накопленных в Национальном Фонде. Поддержка экономического роста осуществлялась по нескольким каналам. В целях поддержания потребления населения были приняты меры по увеличению размеров социальных трансфертов (пенсионных выплат, стипендий), а также оплаты труда работников бюджетной сферы. Для поддержания инвестиционной активности были приняты государственные программы (Нурлы Жол, Нурлы Жер), направленные на строительство транспортной (железные и автодороги, морские порты, «сухой» порт в Хоргосе), производственной и социальной (жилые дома, школы, детские сады) инфраструктуры.

По нашим расчетам, проведенным с использованием МОБ, вклад принятых государственных программ инфраструктурного развития в экономический рост составил в 2015 г. 1,1 проц. п.; в 2016 г. 1,2 проц. п.; 2017 г. 1,5 проц. п. (с учетом Программы Нурлы Жер).

Продолжилась реализация Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 гг., направленной на стимулирование приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности с использованием комплекса инструментов поддержки. Одновременно Национальный Банк РК проводил относительно жесткую монетарную политику с целью поддержания ценовой стабильности. Позитивным результатом государственной антикризисной политики стало сохранение темпов роста экономики Казахстана в 2015- 2016 гг. в положительном «коридоре». В 2017 г. проявился продленный эффект реализованной антикризисной политики: рост экономики страны достиг 4%.

Эффекты антикризисной политики: рост патернализма. Наряду с позитивными эффектами массированная антикризисная политика и широкое использование средств Национального Фонда привели к росту роли государства как макроэкономического агента практически во всех сферах экономики.

Государство и совокупный внутренний спрос. В рамках антикризисной политики для стимулирования внутреннего спроса государство увеличило текущие затраты бюджета: происходил рост социальных трансфертов, заработной платы бюджетных работников, поддержка инвестиционных программ и др.

В итоге в условиях снижения текущих доходов государственного бюджета доля трансфертов из Национального фонда в структуре доходов бюджета возросла к 2016 г. до 30,7% по сравнению с 22,0% в 2013 г. (рис. 3).

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рис. 3. Изменения в структуре государственного бюджета РК (данные МФ РК): И налоговые поступления; □ неналоговые поступления; ■ поступления от продажи основного капитала; ЕЗ поступления трансфертов

Но уже в 2018 г., согласно Закону РК О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2018-2020 гг.» [2], поступление трансфертов составит почти 34% доходов бюджета.

Таким образом, более трети доходов бюджета формируется за счет природной ренты. Это усиливает зависимость бюджета страны от колебаний нефтяных цен.

Государство и финансовый сектор. По нашим расчетам, коэффициент эластичности роста казахстанского ВВП по кредитованию равен 0,17% (1% роста кредитования приводит к реальному росту ВВП на 0,17%). Вместе с тем отношение кредитов в экономике к ВВП в последние годы резко снизилось с 31,4% в 2013 г. до 24,2% в 2017 г. (рис. 4).

В 2017 г. по объемам выданных экономике банковских кредитов наблюдалась стагнация (12 708 млрд. тенге в 2016 г. и 12 705 млрд. тенге в 2017 г.). Это оказало понижающее влияние на рост ВВП.

Как видно из рис. 4, с 2016 г. траектории динамики роста ВВП и банковского кредитования имели разнонаправленные тренды, что означает снижение вклада банковского сектора в экономический рост.

Между тем государство поддержало банковский сектор по трем каналам:

- вливание средств Национального Фонда для поддержки системообразующих и социально значимых банков;

- субсидирование кредитной ставки приоритетных инвестиционных проектов бизнеса в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020»;

- обеспечение значительной части корпоративных депозитов банков средствами квазигосударственного сектора, что опосредованно усиливает роль государства в финансовом секторе.

% % к предыдущему году

Рис. 4. Динамика ВВП и динамика кредитования экономики (данные КС РК и НБ РК): 0 кредиты БВУ экономике к ВВП; -а- темп прироста кредитов БВУ экономике; -♦- реальный темп прироста ВВП (правая шкала)

Государство и инвестиции. Масштабная система мер поддержки через государстванные, правительственные и инфраструктурные программы (ГПИИР, Нурлы жол, Нурлы жер и др.) способствует поддержанию роста экономики за счет увеличения инвестиционной активности. Государство в кризисные годы стало «драйвером» инвестиций и экономического роста (рис. 5).

2013 2014 2015 2016 2017 Год

Рис. 5. Изменения в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (данные КС МНЭ РК): Щ бюджетные средства; 0 собственные средства; ■ кредиты банков;

0 другие заемные средства

В структуре инвестиций в основной капитал сократилась доля банковского кредитования с 16,5% в 2013 г. до 7.4% в 2017 г. Это компенсировалось ростом доли госинвестиций (в 2014-2016 гг.), собственных средств бизнеса и других (кроме казахстанских) заемных средств.

Государство и доходы домохозяйств. В постдевальвационный период с замедлением роста экономики инфляция стала опережать темпы роста номинальных денежных доходов населения. Этот тренд (рис. 6) вызвал снижение реальных доходов населения Казахстана. На фоне падения реальных доходов населения в последние годы произошли структурные сдвиги в их источниках: возросла роль государства в формировании доходов населения.

%

%

140

100

80

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

120

100

90

Год

Рис. 6. Индексы номинальных и реальных денежных доходов населения: -А- номинальные денежные доходы (левая шкала); -■- реальные денежные доходы; -♦- ИЦП

Источник: данные Комитета по статистике МНЭ РК

Как известно, источниками формирования номинальных денежных доходов населения являются доходы от наемного труда и самостоятельной занятости; текущие трансферты государства (пенсии, стипендии, адресная социальная и жилищная помощь, государственные пособия и т.д.); прочие доходы (доходы от собственности, аренды, вознаграждения и т.д.).

В 2017 г. доля доходов от наемного труда сократилась до 65,7 с 70,1% в 2013 г. Эта негативная тенденция свидетельствует о снижении спроса на наемный труд (рис. 7; данные Комитета по статистике МНЭ РК). Между тем доля социальных трансфертов (пенсии, пособия, жилищная и адресная социальная помощь) возросла

с 15,1% (2013 г.) до 19,7% (2017 г.).

114.6

110

Рис. 7. Распределение доходов населения Казахстана по источникам: И от работы по найму; ЕЗ от самостоятельной занятости и предпринимательской деятельности; 0 социальные трансферты; ■ прочие доходы

Это свидетельствует о том, что домохозяйства Казахстана в период реализации антикризисной политики стали более зависимы от государственной поддержки.

С 2013 г. растет доля работников, занятых в государственном управлении, обороне, образовании, здравоохранении и сфере предоставления социальных услуг (рис. 8).

%

Рис. 8. Занятость населения Казахстана по сферам деятельности:

ЕЗ образование; И государственное управление и оборона, обязательное социальное обеспечение; 0 здравоохранение и социальные услуги; -♦- доля занятых в образовании; здравоохранении и государственном управлении, занятых в экономике (правая шкала)

Источник: данные Комитета по статистике МНЭ РК.

В этих отраслях значительную долю доходов занятых также обеспечивает государственный сектор. В постдевальвационный период государством были предприняты дополнительные меры по повышению уровня оплаты труда в этих секторах экономики.

В целом выявленные сдвиги в ключевых сферах экономики свидетельствуют о том, что государство стало драйвером не только инвестиций и экономического роста, но и доходов населения.

Таким образом, к завершению кризисного периода 2014-2016 гг. роль государства в экономике усилилась практически во всех сферах, определяющих экономический рост. Поддержка государства была оказана всем макроэкономическим агентам: домохо-зяйствам - для поддержания потребительского спроса, бизнесу - для поддержания накопления основного капитала, банкам - для поддержания кредитования экономики, бюджету - для расширения государственных расходов.

Условия снижения патернализма в экономике. Экономическая политика, направленная на расширение внутреннего спроса только с использованием средств государства, имеет определенный лимит. Постепенный уход государства от роли ключевого драйвера экономического роста будет происходить с определенным временным лагом и потребует оптимальных внешних и внутренних условий.

Насколько благоприятна ситуация 2018 г. для реализации этого процесса?

Внешние факторы. В 2018 г. динамика мировой экономики показывает растущий тренд. Согласно прогнозам международных финансовых организаций рост глобальной экономики в дальнейшем будет ускоряться. Так, согласно прогнозу МВФ в 2018 и 2019 гг., мировая экономика возрастет на 3,9%. Устойчивый рост внешнего спроса поддержит экономический рост Казахстана.

Улучшается ситуация на глобальном энергетическом рынке. Согласно апрельскому отчету ОПЕК [3], если сделка ОПЕК+ будет действовать, как планировалось до конца 2018 г., то, несмотря на рост добычи в странах, не входящих в ОПЕК, во втором полугодии 2018 г. ожидается дефицит нефти на мировом рынке, что будет способствовать росту цен на нефть.

Кроме фундаментальных факторов, на повышение цены нефти будут влиять геополитические факторы (из-за возможной отмены сделки западных стран с Ираном может обостриться напряженность на Ближнем Востоке).

Цены на нефть в 1 кв. 2018 г. достигли 67 долл./барр. Фьючерсные контракты на североморскую смесь Brent в апреле торгуются на уровне 74 долл./барр.

Внутренние факторы. Позитивная ситуация формируется и в экономике страны. Казахстанский бизнес и домохозяйства после девальвационного шока с течением времени адаптировались к новым параметрам экономики.

ВВП Казахстана за 1 кв. 2018 г. достиг 4,1%. Краткосрочный экономический индикатор в 1 кв. 2018 г. показал рост экономики Казахстана на 5,3%; при этом активно растут все отрасли как торгуемого, так и неторгуемого секторов.

Несмотря на то, что стабилизация инфляционных ожиданий может затянуться в силу немонетарного характера инфляции, НБ РК имеет пространство для дальнейшего смягчения денежных условий на рынке.

Впервые за последний период величины реальной заработной платы вышли «в коридор» роста, что предопределяет рост внутреннего потребления.

Фундаментальные факторы показывают, что тенге находится на относительно равновесном уровне. Очевидно, курс национальной валюты будет колебаться вблизи текущих уровней в случае сохранения внешнеэкономических условий в 2018 г.

Налоговые поступления в государственный бюджет Казахстана по итогам 1 кв. 2018 г. составили 2,24 трлн. тенге, что на треть выше прогнозов и на 40% выше показателей годичной давности.

Положительное сальдо торгового баланса возросло до 17,5 млрд. долл. (9,2 млрд. долл. за 2016 г.). При этом в IV кв. 2017 г. торговый баланс составил 5,5 млрд. долл. - максимальное значение квартального показателя за последние три года. Это оказало позитивное воздействие на оценку платежного баланса Казахстана за 2017 г.: дефицит текущего счета сократился почти в два раза по сравнению с аналогичным показателем 2016 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ограничивающим фактором пока остается сфера кредитования БВУ, которая продолжает стагнировать, а депозитная база сокращаться.

Резкое снижение базовой ставки в январе (на 0,5 проц. п. до 9,75%), а также значительный объем льготного финансирования (650 млрд. тенге в рамках программы повышения финансовой устойчивости), оказанный банкам в конце 2017 г. и начале 2018 г., имели ограниченное влияние на банковскую систему.

При этом НБ РК продолжает проводить значительные изъятия избыточной ликвидности (рост на 16% с начала 2018 г.). Доля ликвидных активов в совокупном объеме активов банков составляет 40,5%, т.е. в банковской системе имеются достаточные объемы ликвидности, чтобы увеличить объемы кредитования, однако этого не происходит. Это связано, прежде всего, со структурными проблемами экономики и ограниченным числом качественных заемщиков. Кроме того, государственное вмешательство продолжает оказывать негативное влияние на рыночные отношения в финансовом секторе. Также до сих пор полностью не решены проблемы неработающих кредитов в банковской системе. Тем не менее, согласно оценкам агентства Fitch Ratings, риски банковского сектора в целом остаются управляемыми в силу умеренного размера банковского сектора (суммарные активы составляют около 50% ВВП, по состоянию на март 2018 г.) и улучшения ситуации в плане банковского надзора [4].

Прогнозы роста экономики Казахстана. Министерство национальной экономики РК прогнозирует рост ВВП на уровне 3,8% при сохранении низких цен на нефть (55 долл./барр.) на мировых товарных рынках.

Согласно консенсусу - прогнозу международных организаций, рост ВВП Казахстана в 2018 г. составит 3,3%: ЕЭК дает более оптимистичные прогнозы по росту экономики Казахстана на уровне 3,7%. Относительно низкие темпы роста ВВП Казахстана прогнозируют Всемирный Банк (2,6%), МВФ (3,2%), а также Азиатский Банк Развития (3,2%) и ООН (3,0%). Институт экономических исследований прогнозирует рост экономики Казахстана в 2018 г. на уровне 4% при сохранении текущих мировых цен на основные экспортные товары РК.

С учетом позитивной макроэкономической динамики 2017 г. нами проведена дополнительная оценка потенциального ВВП Казахстана с применением фильтра Ходрика-Прескотта. Согласно проведенным расчетам, в 2017 г. разрыв между фактическим и потенциальным ВВП сократился до уровня 1,8% (2,3% в 2016 г.). Ожидается, что в 2018 г. объем ВВП продолжит приближаться к потенциальному уровню. Так, разрыв между фактическим и потенциальным ВВП должен сократиться до уровня 1,66%.

Полагаем, что в целом 2018 г. сформирует достаточно благоприятные условия для снижения уровня патернализма в экономике. Приоритетами в этот период должны стать рост инвестиционной и инновационной активности бизнеса, восстановление генерации доходов населения от наемного труда и предпринимательской деятельности, создание равных возможностей и доступа к финансовым и социальным ресурсам для населения и бизнеса.

Рыночное распределение ресурсов и конкуренция. Безусловно, искусственное занижение роли государства как макроэкономического агента не может стать основой успешной стратегии устойчивого экономического роста. Тем не менее необходим поиск оптимального баланса, когда государство будет дополнять, но не подменять рынок, не искажать рыночные сигналы и стимулы.

Вследствие патерналистской политики, в том числе «промышленного патернализма», снижается зависимость инвестиционной активности компаний (особенно квазигосударственного сектора и предприятий, включенных в государственные программы) от эффективности их деятельности. В результате экономические ресурсы не перемещаются в более продуктивные производства, повышается нагрузка на бюджет.

Ключевым элементом, направленным на повышение эффективности внутреннего рынка и формирование условий устойчивого экономического роста, является создание предпосылок для роста частных инвестиций и частных инициатив.

Примечание: В Казахстане высокие цены на энергоносители через каналы обменного курса оказывали давление на ряд отраслей обрабатывающей промышленности, так как снижали ценовую конкурентоспособность казахстанского производства несырьевых товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках. Это объективно требовало дополнительных усилий от государства, которое через конкретные программы (прежде всего, ГПИИР) выравнивало конкурентные условия с использованием ряда финансовых и нефинансовых инструментов поддержки таких производителей несырьевого сектора.

Проведенная в 2015 г. девальвация национальной валюты и переход к политике инфляционного таргетирования выравнивают конкурентные условия казахстанских предприятий несырьевого сектора с аналогичными зарубежными производителями, сокращая относительные издержки на производство продукции, повышая их ценовую конкурентоспособность.

В новых условиях с учетом быстрого изменения технологий приоритетом государственной экономической политики должен стать не выбор для господдержки «приоритетных» отраслей и компаний, а дальнейшая последовательная реализация мер, направленных на улучшение делового климата, повышение инвестиционной привлекательности страны, развитие конкурентной среды, совершенствование правил игры для рынков.

Ориентация на внешний спрос. Несмотря на падение экспорта в период 2014-2016 гг., доля экспорта товаров и услуг в ВВП Казахстана составляла более 30%, что выше аналогичных показателей большинства крупных развитых и развивающихся эконо-

мик. Это отражает высокую степень открытости казахстанской экономики и одновременно свидетельствует о значительной чувствительности к рискам, связанным со структурой экспорта. Недостаточно диверсифицированная экспортная корзина создает условия для значительных ценовых шоков, способных негативно отразиться на экономике страны. Для преодоления этих рисков предстоит увеличить несырьевой казахстанский экспорт к 2025 г. в 2 раза по сравнению с 2015 г.

Необходимость привлечения частных инвестиций в несырьевые секторы и сферу услуг с учетом ограниченности внутреннего рынка объективно актуализирует взаимоувязанность проблем привлечения инвестиций (как внутренних, так и прямых иностранных) и продвижения товаров и услуг на внешние рынки.

Для реализации этой задачи потребуется:

- усиление институциональных основ системы продвижения экспорта;

- модернизация и расширение комплекса финансовых и нефинансовых мер поддержки экспортеров;

- устранение барьеров, препятствующих развитию и продвижению экспорта товаров (пока по уровню международной торговли Казахстан занимает 123-е место из 190 стран мира с индексом 63,19 (2018).

- улучшение условий для роста экспорта услуг.

Внедрение сильных институциональных стимулов для повышения эффективности:

- повышение уровня защиты частной собственности (по индексу защиты прав собственности Казахстан занимает 69-е место среди 186 оцениваемых стран (ВЭФ 2018);

- создание условий для честной конкуренции и стимулирования инноваций (по уровню инновационной активности Казахстан занимает 78-е место из 127 стран с индексом 31,5 (2017) и отстает от многих стран с формирующимся рынком);

- продолжение процесса сокращения избыточного государственного регулирования;

- отказ от бюджетных вливаний (в том числе из Национального Фонда) в частный сектор;

- проведение оценки эффективности институтов развития;

- сокращение числа квазигосударственных компаний, с нерыночной мотивацией;

- усиление конкуренции в секторе государственных закупок (по индексу верховенства закона (The Rule of Law Index) Казахстан занимает 64-е место (2017-2018);

- регулярное проведение независимого аудита и повышение общей эффективности бюджетных расходов.

Концентрация экономической политики на приоритетах, усиливающих рыночную мотивацию, сформирует условия для устойчивого экономического роста на основе частных инвестиций и частных инициатив.

Литература

1. Построение чистой нормы накопления, Эстер Найкл, Всемирным банк. Дата: 6-8 апреля 2015 г., 216 с.

URL: Constructing Adjusted Net Saving Presented by Esther Naikal, World Bank. Date: April 6-8, 2015.

https://www.wavespartnership.org/sites/waves/files/images/Constructing%20Adjusted%20Net%20Saving.pdf;

2. Закон РК О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2018 — 2020 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.gov.kz;

3. OPEC Monthly Oil Market Report 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:

http://www.opec.org/opec_web/en/publications/338.htm;

4. Credit Outlooks 2018. Режим доступа: URL: https://www.fitchratings.com/site/outlooks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.