Научная статья на тему 'Моделирование педагогического сопровождения научно-практической деятельности участников образовательного процесса'

Моделирование педагогического сопровождения научно-практической деятельности участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАУКА / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ГИМНАЗИИ / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / PEDAGOGICAL SUPPORT / SCIENCE / RESEARCH AND PRACTICAL ACTIVITIES / SCIENTIFIC SOCIETY OF THE SCHOOL / SCIENTIFIC RESEARCH / COLLECTION OF SCIENTIFIC ARTICLES / SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE / PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерхов А.А.

Статья посвящена исследованию возможностей моделирования педагогического сопровождения научно-практической деятельности участников образовательного процесса в условиях внедрения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов с учетом объективных требований современного социума, предъявляемых как к системе российского образования, так и к личности гражданина Российской Федерации. В статье раскрываются компоненты целостной модели развития научно-практических компетенций у педагогов и учащихся, демонстрируется практический результат проведенного эксперимента. Описывается опыт реализации разработанной автором модели педагогического сопровождения научно-практической деятельности участников образовательного процесса, эффективность которой апробирована на базе православного общеобразовательного учреждения г. Сургута. Положительные результаты эксперимента доказывают несостоятельность тезиса об антагонизме и принципиальной несовместимости науки и религии как двух противоположных сторон духовной сферы жизни общества. Данная модель позволила решить проблему сознательного включения учащихся и педагогов в научное творчество, продемонстрировать им реальность занятия научной деятельностью для каждого человека, имеющего к ней способности. Автор приходит к выводу, что моделирование педагогического сопровождения научно-практической деятельности участников образовательного процесса является перспективным направлением исследований современной педагогики и имеет ярко выраженный практический результат как для педагогов в плане профессионального и карьерного роста, так и для учащихся в плане успешной социализации и интеграции в образовательное пространство высшего учебного заведения в рамках концепции непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical maintainability modeling of scientific and practical activity of educational process participants

This article is devoted to the research of pedagogical maintainability modeling possibilities of scientific and practical activity of educational process participants in the conditions of introduction and realization of the state educational standards, and objective requirements of the modern society demanded to the system of Russian education and citizens of the Russian Federation. The article exposes the components of integral development model of scientific and practical competences of pedagogues and students, and also demonstrates the practical result of the held experiment. The paper provides an explanation of the realization experience of the author 's model of pedagogical maintainability of scientific and practical activity of educational process participants, the efficiency of which is tested on the base of comprehensive orthodox institution in Surgut. The positive results prove the thesis 's groundlessness about antagonism and principal incompatibility of science and religion as two opposite sides of spiritual sphere of society 's life. This model allowed solution of the problem of conscious introduction of students and pedagogues in scientific creative work and reality 's demonstration of scientific activity occupation for each person with corresponded skills. The author comes to conclusion that pedagogical maintainability modeling of scientific and practical activity of educational process participants is a perspective way of modern pedagogy s researches and has a practical result for pedagogues in the sphere of professional and career growth, and also for students in the sphere of successful socialization and integration in educational space of higher education institutions in the frames of continuous education concept.

Текст научной работы на тему «Моделирование педагогического сопровождения научно-практической деятельности участников образовательного процесса»

дискуссия

журнал научных публикаций

А.А. Стерхов, аспирант, кафедра педагогики, теории и методики образования, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, Россия, sterkhov1979@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Статья посвящена исследованию возможностей моделирования педагогического сопровождения научно-практической деятельности участников образовательного процесса в условиях внедрения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов с учетом объективных требований современного социума, предъявляемых как к системе российского образования, так и к личности гражданина Российской Федерации. В статье раскрываются компоненты целостной модели развития научно-практических компетенций у педагогов и учащихся, демонстрируется практический результат проведенного эксперимента. Описывается опыт реализации разработанной автором модели педагогического сопровождения научно-практической деятельности участников образовательного процесса, эффективность которой апробирована на базе православного общеобразовательного учреждения г. Сургута. Положительные результаты эксперимента доказывают несостоятельность тезиса об антагонизме и принципиальной несовместимости науки и религии как двух противоположных сторон духовной сферы жизни общества. Данная модель позволила решить проблему сознательного включения учащихся и педагогов в научное творчество, продемонстрировать им реальность занятия научной деятельностью для каждого человека, имеющего к ней способности. Автор приходит к выводу, что моделирование педагогического сопровождения научно-практической деятельности участников образовательного процесса является перспективным направлением исследований современной педагогики и имеет ярко выраженный практический результат как для педагогов в плане профессионального и карьерного роста, так и для учащихся в плане успешной социализации и интеграции в образовательное пространство высшего учебного заведения в рамках концепции непрерывного образования.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, наука, научно-практическая деятельность, научное общество гимназии, научное исследование, сборник научных статей, научно-практическая конференция, участники образовательного процесса.

В современных условиях развития образования преподавание как система репродукции накопленных знаний и трансляции их в сознание учащихся уходит в прошлое. Лидирующее место занимает компетент-ностный подход, предполагающий развитие способности самостоятельно приобретать необходимые знания и использовать их на практике в повседневной жизнедеятельно-

сти. Таким образом, знание из дозированного набора фактов, количественно нагружающих учеников, превращается в комплекс практически полезных компетенций, призванных помочь социализации юного граж-данина1. Одной из наиболее эффективных методик успешной социализации нам видится включение учащихся в научно-практическую деятельность.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

Приступая в 2013 году к проведению эксперимента в гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца г. Сургута, мы выдвинули гипотезу, согласно которой на базе конфессионального общеобразо- = вательного учреждения, абсолютно не подготовленного к научной работе, можно в течение двух лет организовать и развить активную и плодотворную научную деятельность участников образовательного процесса. Была поставлена задача моделирования параллельного педагогического сопровождения научно-практической деятельности учащихся, с одной стороны, и педагогов - с другой. Предполагается, что, следуя концепции непрерывного образования, многие учащиеся по окончании школы (гимназии) поступят в вузы, где залогом их успешности станет участие в студенческой науке, важность которой отмечает, в частности, Н.В. Ипполитова2.

На начальном этапе эксперимента выяснилось, что если у одаренных учащихся включение в научную деятельность вызывает живейший интерес, то у педагогов в данном вопросе проявляются незнание способов вхождения в науку и форм научного творчества, а также страх перед новым для них видом деятельности, выражающийся прежде всего в боязни публичного представления творческих наработок. Но с 2014 года одним из важнейших критериев аттестации педагога на первую и высшую квалификационные категории стала трансляция педагогического опыта, в том числе в форме участия в научно-практических конференциях и через научные публикации3. Обмен научно-педагогическим опытом позволяет формулировать актуальные и на- = ходить оптимальные модели профессионального взаимодействия, направления работы в общеобразовательных организациях и личностного творческого роста.

Модель педагогического сопровождения научно-практической деятельности учащихся включает в себя как работу в качестве асси-

Обмен научно-педагогическим опытом позволяет формулировать актуальные и находить оптимальные модели профессионального взаимодействия, направления работы в общеобразовательных организациях и личностного творческого роста.

стентов (технических помощников) автора исследования, так и самостоятельную работу при поддержке научного руководителя.

Модель участия в качестве ассистентов была апробирована среди учащихся 10-11-х классов гимназии. Старшеклассники приняли участие в организации и проведении социологических опросов среди студентов 1-4-го курсов Сургутского государственного педагогического университета (всего 109 опрошенных) и прихожан в храмах г. Сургута с целью оценивания уровня религиозности городского населения путем сравнения религиозно-нейтральной среды (университет) и религиозно-мотивированной среды (православный храм). Данная модель позволила решить проблему сознательного включения учащихся в научное творчество, продемонстрировать им реальность занятия научной деятельностью для каждого человека, имеющего к ней способности. Результатом реализации данной модели стало желание ряда учащихся попробовать себя в самостоятельном научном творчестве на высоком уровне путем подготовки статей исследовательского характера и выступления с ними на Международной школьной научной конференции «Юный ученый», организованной Российской Академией Естествознания, а также на конференции 2015-2016 учебного года, проводимой Малой академией наук в г. Обнинске.

В качестве самостоятельной научно-практической работы учащихся выступают исследовательские проекты, представленные на конференции научного общества гимназии, а также на всероссийских и международных конференциях. Так, в 2013-2014 учебном = году было представлено Без умения оперировать научной 25 проектов, в 2014-2015 информацией строить педагоги- учебном году состоялась ческий процесс в современных защита 10 проектов. При условиях невозможно. этом сокращение коли-

чества является след-

ствием более строгих требований к качеству проекта. В 2015-2016 учебном году планируется защита 9 лучших проектов, три из которых должны представлять начальную сту-

дискуссия

журнал научных публикаций

пень, три - основную и три - ступень среднего общего образования.

В 2014-2015 учебном году учащаяся 9-го класса участвовала во Всероссийской школьной конференции в рамках сотрудничества гимназии с Научно-практическим центром «Калейдоскоп» Шадринско-го государственного педагогического института, шестиклассник выступил на секции «Наука глаза- :

ми школьников и студентов» Международной конференции, проводившейся в университете. Оба выступления сопровождались публикациями в сборниках материалов конференций и выдачей учащимся подтверждающих сертификатов, что стало эффективной мотивацией к продолжению и развитию их дальнейшей научно-исследовательской деятельности.

Кроме того, учащиеся гимназии проявляют активное желание самостоятельно организовывать опросы, с удовольствием формулируют вопросы для анкетирования. В частности, ими было проведено исследование на тему «Православная семья в восприятии обучающихся: опыт социологического исследования» среди учащихся 5-7-х классов гимназии. Результаты исследования опубликованы отдельной статьей в научном сборнике гимназии «Образование и наука».

По итогам двухлетней работы со школьниками автором разработана модель индивидуального образовательного маршрута для одаренных учащихся, который включает в себя сопровождение подготовки и защиты исследовательских проектов на детских научно-практических конференциях. В частности, разработан и внедрен в учебный процесс в размере 35 часов в год курс подготовки учащихся к научной деятельности, где рассматриваются понятия актуальности, научной новизны и практической значимости исследования. Дети учатся постановке целей и задач, выдвижению научной гипотезы, выбору объекта и предмета исследования. Отдельные занятия посвящены изучению классификации методов научного исследования,

Важность сотрудничества с вузом несомненна, так как именно там сложилась классическая научная школа, без опыта которой невозможно повышение научной компетентности педагогов общеобразовательной школы.

лом. Отбор нужной информации из колоссального объема электронных и печатных изданий - сложнейший процесс, овладеть которым необходимо всем участникам обра-= зовательного процесса. Так, Н.О. Яковлева считает педагогический процесс информационным по своей природе и называет информацию системообразующей функцией данного процесса4.

= И действительно, без умения оперировать научной информацией строить педагогический процесс в современных условиях невозможно. Анализ и систематизация полученных данных, умение лаконично и информативно излагать результаты своего исследования в виде выводов в научной статье также выносятся на отдельное занятие. Важное место в курсе уделено изучению требований к научной статье, умению составлять аннотацию, выделять ключевые слова, оформлять список литературы5.

Более сложной оказалась реализация проекта включения в научную деятельность педагогов гимназии, так как большинство педагогического состава (в том числе и учителя высшей квалификационной категории) не имели опыта научной деятельности и научных публикаций.

Одним из направлений работы с педагогами стало создание научного печатного издания на базе общеобразовательного учреждения. В 2014 году автором реализован проект выпуска первого в истории не только гимназии, но и всей общеобразовательной системы г. Сургута научного сборника статей педагогов. О слабой подготовленности педагогов к научной деятельности в начале реализации нашей модели сопровождения говорит общая тематика представленных к публикации работ, большинство которых имело методический характер.

Однако для публикации во втором выпуске сборника в марте 2015 года путем тщательного внутреннего рецензирования были отобраны работы, имеющие строго научный характер. Во многом этому способствовала четкая рубрикация издания, которая помогла

освоению работы с фактическим материа- педагогам определиться с научными интере-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

сами и предоставить качественный материал. Все статьи были признаны рецензентом научными, и второй выпуск получил гриф «научное издание».

Опыт издания собственного научного сборника послужил началом активного научного творчества педагогов. Если в 2013 году педагоги гимназии не имели ни одной опубликованной работы, то в 2014 году - 5 публикаций в журналах, включенных в РИНЦ, 3 публикации в сборниках научных конференций и 14 публикаций в научном сборнике гимназии. В 2015 году уже 3 статьи поданы на рецензирование в журналы из перечня ВАК, 4 публикации в журналах, включенных в РИНЦ, причем расширилась и география публикаций (зарубежные издания).

Таким образом, опираясь на концепцию научного менеджмента, разработанную Л.В. Моисеевой6, мы подготовили и реализовали преобразование методического совета гимназии в научно-методический с 1 сентября 2015 года, а также реорганизовали предметные методические объединения в кафедры с целью эффективного сопровождения системной диссеминации педагогического опыта.

Второе направление работы с педагогами - заключение договора о сотрудничестве

с Шадринским государственным педагогическим институтом, цель которого - повышение уровня научной и профессиональной компетентности педагогов гимназии. Важность сотрудничества с вузом несомненна, так как именно там сложилась классическая научная школа, без опыта которой невозможно повышение научной компетентности педагогов общеобразовательной школы. Осознавая необходимость профессионального роста, при поддержке автора исследования в 2013 году в магистратуру поступили 2 педагога, в 2015 году - уже 4 педагога; один педагог обучается в аспирантуре, еще двое выразили намерение поступить в аспирантуру с 1 сентября 2016 года При этом общая численность педагогического коллектива гимназии составляет всего 36 человек. Таким образом, наличие поддержки со стороны вуза повысило уверенность педагогов в возможностях своего развития.

Третье направление - привлечение педагогов к участию в научно-практических конференциях различного уровня, где решающим стал личный пример автора. К началу эксперимента в 2013 году на участие в конференции регионального уровня решились всего 2 педагога, в течение 2014 года на конференциях городского уровня

выступили 11 педагогов, регионального уровня - 3 педагога (один из них дважды), всероссийского - 1 педагог, международного - 2 педагога (один из них трижды). Это говорит о том, что в общеобразовательной школе заложен серьезный научный потенциал, который нуждается в грамотном сопровождении. В 2015 году педагоги гимназии вышли на зарубежный уровень: два педагога в августе 2015 года выступили на Международном конгрессе по общественным и гуманитарным наукам в г. Вена (Австрия), что позволило донести опыт достижений православного общего образования до западных коллег.

Таким образом, следует констатировать успешность внедрения и реализации модели педагогического сопровождения научно-практической деятельности участников образовательного процесса, высокий уровень достигнутых результатов, что подтверждает первоначальную гипотезу исследования и позволяет сделать вывод о возможности внедрения модели в другие общеобразовательные учреждения Уральского федерального округа и России в целом.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что моделирование педагогического сопровождения научно-практической деятельности участников образовательного процесса является перспективным направлением исследований в области педагогики, развитие которого имеет ярко выраженный практический результат как для педагогов в плане профессионального и карьерного роста, так и для учащихся в плане успешной социализации и интеграции в образователь-

ное пространство высшего учебного заведения в рамках концепции непрерывного образования. 'jjj

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Российская газета. 2012 г. 31 декабря.

2. Ипполитова Н.В. Инновационное развитие системы непрерывного образования педагогического вуза // Среднее профессиональное образование. 2012. № 12. С. 11-14.

3. Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от 25.08.2014 г. № 1110 [Электронный ресурс]. URL: http://ds70.detkin-club.ru/editor/41/files/9a709 ab78ab71b0525972c4a3b0c7f79.pdf (дата обращения: 01.12.2015).

4. Яковлева Н.О. Информационный подход в педагогических исследованиях: сущность, значение, особенности реализации // Вестник ЮУрГУ Образование. Педагогические науки. 2009. № 1(134). С. 16-22.

5. Стерхов А. А. К вопросу об учебно-исследовательской работе обучающихся православных общеобразовательных учреждений // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015. № 2. С. 45-51.

6. Моисеева Л.В. Научный менеджмент в подготовке педагогических кадров высшей квалификации для вузов // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 4(24). С. 181-184.

PEDAGOGICAL MAINTAINABILITY MODELING OF SCIENTIFIC AND PRACTICAL ACTIVITY OF EDUCATIONAL PROCESS PARTICIPANTS

A.A. Sterkhov, postgraduate, The department of pedagogy, theory and methodology of education, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk, Russia, sterkhov1979@mail.ru

This article is devoted to the research of pedagogical maintainability modeling possibilities of scientific and practical activity of educational process participants in the conditions of introduction and realization of the state educational standards, and objective requirements of the modern society demanded to the

system of Russian education and citizens of the Russian Federation. The article exposes the components of integral development model of scientific and practical competences of pedagogues and students, and also demonstrates the practical result of the held experiment. The paper provides an explanation of the realization experience of the author's model of pedagogical maintainability of scientific and practical activity of educational process participants, the efficiency of which is tested on the base of comprehensive orthodox institution in Surgut. The positive results prove the thesis's groundlessness about antagonism and principal incompatibility of science and religion as two opposite sides of spiritual sphere of society's life. This model allowed solution of the problem of conscious introduction of students and pedagogues in scientific creative work and reality's demonstration of scientific activity occupation for each person with corresponded skills. The author comes to conclusion that pedagogical maintainability modeling of scientific and practical activity of educational process participants is a perspective way of modern pedagogy's researches and has a practical result for pedagogues in the sphere ofprofessional and career growth, and also for students in the sphere of successful socialization and integration in educational space of higher education institutions in the frames of continuous education concept. Key words: pedagogical support, science, research and practical activities, scientific society of the school, scientific research, collection of scientific articles, scientific-practical conference, the participants of the educational process.

References

1. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29 dekabria 2012 g. №273-FZ [Federal law "On education in Russian Federation" dated 29 December 2012 №273-FZ]. Rossiiskaia gazeta -Russian newspaper, 2012, 31 December.

2. Ippolitova N.V Innovatsionnoe razvitie sistemy nepreryvnogo obrazovaniia pedagogicheskogo vuza [Innovative development of the system of continuous education of pedagogical University]. Srednee professional'noe obrazovanie - Secondary vocational education, 2012, no. 12, pp. 11-14.

3. The order of the Department of education and youth policy of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra "About certification of pedagogical employees of organizations engaged in educational activities on the territory of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra" from 25.08.2014 No. 1110 (in Russian). Available at: http://ds70.detkin-club.ru/edi-tor/41/files/9a709ab78ab71b0525972c4a3b0c7f79. pdf (accessed 01.12.2015).

4. Iakovleva N.O. Informatsionnyi podkhod v peda-gogicheskikh issledovaniiakh: sushchnost', znache-

nie, osobennosti realizatsii [Information approach in pedagogical research: the nature, importance, features of the implementation]. Vestnik IuUrGU. Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki - Bulletin of the South Ural state University. Education. Pedagogical science, 2009, no. 1 (134), pp. 16-22.

5. Sterkhov A.A. K voprosu ob uchebno-issledovatel'skoi rabote obuchaiushchikhsia pravo-slavnykh obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii [To the question of educational-research work of students of Orthodox educational institutions]. Vestnik Nizh-nevartovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Nizhnevartovsk state University, 2015, no. 2, pp. 45-51.

6. Moiseeva L.V. Nauchnyi menedzhment v podgo-tovke pedagogicheskikh kadrov vysshei kvalifikatsii dlia vuzov [Scientific management in the preparation of the pedagogical staff of higher qualification for universities]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta - Bulletin of the Shadrinsk state pedagogical Institute, 2014, no. 4(24), pp. 181-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.