вуют предъявляемым к ИО геоходов требованиям, что обуславливает необходимость разработки принципиально новых компоновочных и технических решений ИО геохода.
При разработке новых решений ножевых ИО геоходов воспользуемся уже апробированным, при разработке общих компоновочных решений по новому классу горнопроходческого оборудования, подходом.
Для синтеза новых технических и компоновочных решений по ИО геохода, рассмотрим технологическую операцию отделения горной массы.
В структурном портрете геохода под операцию отделения выделен соответствующий сектор, фрагмент структурного портрета, с набором функциональных устройств и функционально-конструктивных элементов (рис. 4). Для полного и наглядного представления
структуры ИО выделим и введем символьное обозначение конструктивных элементов последнего.
В структуре ножевого ИО геохода выделены следующие признаки классификации:
- по количеству радиальных
ножей;
- по геометрии расположения радиальных ножей относительно оси геохода;
- по наличию или отсутствию привода: активный или
пассивный;
- по количеству винторезов;
- по количеству лезвий.
На основе сформированных фрагментов структурного портрета, основанных на интеграционном подходе, были разработаны компоновочные и технические решения ножевого ИО геохода, некоторые из которых представлены в табл. 1.
Следует отметить, что благодаря использованию интеграционного подхода, наработано около 280 конструктивных схем ножевого ИО геохода.
В настоящее время разработана концепция инвестиционного проекта «Геоходостроение -создание наукоемкой отрасли машиностроения в России». Одним из направлений этого проекта является разработка опытных образцов геоходов.
Выводы
1. Анализ работы геохода позволил:
- выделить особенности функционирования ножевого
ИО геохода;
- выработать основные требования к ножевым ИО геохода.
2. Использование функционально-конструктивного подхода позволило:
- создать инструмент для синтеза новых технических решений ИО геохода и апробировать его при разработке технических решений ножевых ИО.
- наработать более 280 вариантов конструктивных решений ИО геохода;
- выявить большое поле деятельности и широкие возможности в направлении создание ИО геохода ножевого типа.
3. Исходя из программы
создания опытных образцов геоходов, основополагающей
стратегической линией которой является путь «от простого к сложному», определен порядок дальнейшей проработки аналитических и конструктивных вариантов ножевых ИО геохода:
- без собственного привода (пассивный ИО);
- ножевой с резцами (пассивный ИО);
- шнековый (активный ИО);
- барабанно-фрезерный (активный ИО).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Винтоповоротные проходческие агрегаты / А.Ф. Эллер, В.Ф. Горбунов, В.В. Аксенов. - Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. - 192 с.
2. Аксенов В.В. Научные основы геовинчестерной технологии проведения горных выработок и создания винтоповоротных агрегатов: Дис. на соискание уч. спеп. док. техн. наук. - Кемерово, 2004, 307 с.
□ Автор статьи:
Аксенов Владимир Валерьевич
- докт. техн. наук, старший научный сотрудник ИУУ сО РАН
Садовец Владимир Юрьевич
- соискатель каф. стационарных и транспортных машин
УДК 622.232
В.В. Аксенов, В.Ю. Садовец МОДЕЛИРОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КИНЕМАТИКИ ГЕОХОДА
Привод геохода содержит к силовых домкратов, каждый из которых обеспечивает поворот агрегата на угол у/=2ж/к , создавая среднюю угловую скорость О=2п/Т . Неуравнове-
шенность привода и наличие кинематических особенностей (для краткости именуемых дефектами) приводит к формированию в спектре колебаний с высшими частотами шО и пО.
Пусть для определенности ш <п ; ш,п=2,3,... Диагностика особенностей режимов и распознавание моделей нагружения агрегата возможны, если дополнительные колебания имеют
38
В.В. Аксенов, В.Ю. Садовец
m = 2. п = 3
-0 05
|
0.05
О
-0.05
m = 3. п = 5
-0.02
Рис. 1. Модели изменения окружной скорости на выходе основной динамической системы устойчивый гармонический ха- Лапласу содержат простые по-
рактер и их изображения по люса э=±шО и э=±пО .
Существует конечное число моделей систем, передаточные функции которых удовлетворяют этому условию [1]. При ква-зистатическом воздействии силового домкрата V = V0 • 1(t), где l(t)- ступенчатая функция Хэвисайда; подобных моделей существует всего 11 и проблема моделирования сводится к перебору различимых особенностей или видов состояния систем привода и выбору в качестве расчетного худшего из вариантов.
Сравнение удобно производить с ординарной системой с 2 степенями свободы, передаточная функция которой
Yi(s ) =
(2п)4_____________1
s2T2 + 4ж2ш2 s2T2 + 4ж2п2 При параллельном соединении элементарных звеньев (по определению, данному в [1]) получаем
1 1 --------------1------------=
sT - i • 2п m sT + i • 2п m
2s
э 2Т 2 +(2пш)2
(аналогично для п).
На этой основе вводятся следующие модели систем привода
¥2 (э) = (2п)4 х
2эТ_______________1 _
э2Т2 +(2пш)2 э2Т2 +(2пп)2 ’
Г3 (э) = (2п)2 х
(2sT )2
1
э 2Т 2 +(2пш)2 э 2Т 2 +(2пп)2 Простое параллельное соединение подсистем приводит к новым вариантам в зависимости от знака связи
Г4/ (э) = (2п)2 •
1
1
э 2Т 2 +(2пш)2 э 2Т 2 +(2пп)2 Вводя дополнительно такие же соединения звеньев в подсистемах, получаем две новые группы моделей
-о
-'О
7^\ / х\,-г і
\ /
Рис. 3. Примеры вариантов динамических процессов, формирующихся на оси геохода
Т% (?) = (2п)2
2?Т
$гТ2 + (2пт)2 52Г 2 + (2пп)
V С5) = (2п)2 х
/10
52Т 2 + (п да)2 52Т 2 + (п и )2
77/ (^)= (2п)2 • 2$Т х /11
52Т2 + (2пт)2 52Т2 + (2пи)2 _
Таким образом, наряду с ординарным решением (рис.1)
Уо
2 2 т п
1 -
22 п аозтО. г - т аояпО. г
22 п -т
Получаем для сравнения совокупность моделей, проиллюстрированную наиболее интересными примерами на рис.2 при гармониках 2О и 3О .
Изменение амплитудных значений окружной скорости в
зависимости от состояния приводов достигает трех порядков, что доказывает чрезвычайную важность рассмотрения всей совокупности альтернативных моделей. Понятно, что прочностной расчет должен гарантировать работу привода при модели №3 и, кроме того, значительный интерес представляют особенности состояния при моделях №6 и 7.
Напротив, при практическом анализе ряд моделей можно отфильтровать. Однако, чтобы избежать пропуска важных эффектов окончательное заключение делается по моделям проекций окружной скорости на координатные оси машины
Vх (?) = V ({ )со£ 0 ¥у () = V () ¿те 0I.
Здесь следует обратить внимание на то, что, по сути, происходит амплитудная модуляция, приводящая к изменению состава спектра - теперь он содержит
гармоники (т±1)С2 и (п±1)С2 . Этот факт оказывает существенное влияние на трактовку результатов при различных способах измерения колебаний машин. В качестве примера приведем уравнения координатных составляющих скорости колебаний при модели №3:
8п2У0
о
22 п - т
ао5(т - 1)О г + ао5(т + 1)О г -
- ао5(п - 1)О г - ао5(п + 1)О г
Узг (г ) =
8п2У0
~~2 2
п - т
$т(т -1)01 - $т(т +1)01 -
- 8т( -1)01 + $т(п +1)01
Чтобы подчеркнуть эффект изменения частотного состава иллюстрации на рис. 3 даны при т=3, п=5.
Представленный материал позволяет проиллюстрировать многообразие форм колебаний координатных составляющих скорости на оси машины. При наибольшей опасности модели №3 с позиций диагностики большой интерес могут представлять и другие особенности состояния привода.
Одно из основных утверждений заключается в том, что, используя полную группу моделей динамических систем, мы гарантируем представительность выбранных для последующих прочностных расчетов типов динамических процессов. Кроме того, разработанный способ позволяет заранее получить правила проведения и трактовки результатов вибродиагностики без поиска аналогий для оригинальной по конструкции машины.
1. Логов А.Б., Замараев Р.Ю. Новосибирск, СО РАН, 1999. - 228 с.
□ Авторы статьи:
Аксенов Владимир Валерьевич
- докт. техн. наук, старший на-
учный сотрудник ИУУ СО РАН
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Математические модели диагностики уникальных объектов.
Садовец Владимир Юрьевич ■ соискатель каф. стационарных и транспортных машин
х
х
X
1
1
1
1
X