Научная статья на тему 'Моделирование особенностей кинематики геохода'

Моделирование особенностей кинематики геохода Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
76
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Аксенов Владимир Валерьевич, Садовец Владимир Юрьевич

Разработанный способ моделирования особенностей кинематики геоходов позволяет, используя полную группу моделей динамических систем, гарантировать представительность выбранных для последующих прочностных расчетов типов динамических процессов. Кроме того, представленный способ позволяет заранее получить правила проведения и трактовки результатов вибродиагностики без поиска аналогий для оригинальной по конструкции машины. Илл.3. Библиогр.1 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Аксенов Владимир Валерьевич, Садовец Владимир Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование особенностей кинематики геохода»

вуют предъявляемым к ИО геоходов требованиям, что обуславливает необходимость разработки принципиально новых компоновочных и технических решений ИО геохода.

При разработке новых решений ножевых ИО геоходов воспользуемся уже апробированным, при разработке общих компоновочных решений по новому классу горнопроходческого оборудования, подходом.

Для синтеза новых технических и компоновочных решений по ИО геохода, рассмотрим технологическую операцию отделения горной массы.

В структурном портрете геохода под операцию отделения выделен соответствующий сектор, фрагмент структурного портрета, с набором функциональных устройств и функционально-конструктивных элементов (рис. 4). Для полного и наглядного представления

структуры ИО выделим и введем символьное обозначение конструктивных элементов последнего.

В структуре ножевого ИО геохода выделены следующие признаки классификации:

- по количеству радиальных

ножей;

- по геометрии расположения радиальных ножей относительно оси геохода;

- по наличию или отсутствию привода: активный или

пассивный;

- по количеству винторезов;

- по количеству лезвий.

На основе сформированных фрагментов структурного портрета, основанных на интеграционном подходе, были разработаны компоновочные и технические решения ножевого ИО геохода, некоторые из которых представлены в табл. 1.

Следует отметить, что благодаря использованию интеграционного подхода, наработано около 280 конструктивных схем ножевого ИО геохода.

В настоящее время разработана концепция инвестиционного проекта «Геоходостроение -создание наукоемкой отрасли машиностроения в России». Одним из направлений этого проекта является разработка опытных образцов геоходов.

Выводы

1. Анализ работы геохода позволил:

- выделить особенности функционирования ножевого

ИО геохода;

- выработать основные требования к ножевым ИО геохода.

2. Использование функционально-конструктивного подхода позволило:

- создать инструмент для синтеза новых технических решений ИО геохода и апробировать его при разработке технических решений ножевых ИО.

- наработать более 280 вариантов конструктивных решений ИО геохода;

- выявить большое поле деятельности и широкие возможности в направлении создание ИО геохода ножевого типа.

3. Исходя из программы

создания опытных образцов геоходов, основополагающей

стратегической линией которой является путь «от простого к сложному», определен порядок дальнейшей проработки аналитических и конструктивных вариантов ножевых ИО геохода:

- без собственного привода (пассивный ИО);

- ножевой с резцами (пассивный ИО);

- шнековый (активный ИО);

- барабанно-фрезерный (активный ИО).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Винтоповоротные проходческие агрегаты / А.Ф. Эллер, В.Ф. Горбунов, В.В. Аксенов. - Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. - 192 с.

2. Аксенов В.В. Научные основы геовинчестерной технологии проведения горных выработок и создания винтоповоротных агрегатов: Дис. на соискание уч. спеп. док. техн. наук. - Кемерово, 2004, 307 с.

□ Автор статьи:

Аксенов Владимир Валерьевич

- докт. техн. наук, старший научный сотрудник ИУУ сО РАН

Садовец Владимир Юрьевич

- соискатель каф. стационарных и транспортных машин

УДК 622.232

В.В. Аксенов, В.Ю. Садовец МОДЕЛИРОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КИНЕМАТИКИ ГЕОХОДА

Привод геохода содержит к силовых домкратов, каждый из которых обеспечивает поворот агрегата на угол у/=2ж/к , создавая среднюю угловую скорость О=2п/Т . Неуравнове-

шенность привода и наличие кинематических особенностей (для краткости именуемых дефектами) приводит к формированию в спектре колебаний с высшими частотами шО и пО.

Пусть для определенности ш <п ; ш,п=2,3,... Диагностика особенностей режимов и распознавание моделей нагружения агрегата возможны, если дополнительные колебания имеют

38

В.В. Аксенов, В.Ю. Садовец

m = 2. п = 3

-0 05

|

0.05

О

-0.05

m = 3. п = 5

-0.02

Рис. 1. Модели изменения окружной скорости на выходе основной динамической системы устойчивый гармонический ха- Лапласу содержат простые по-

рактер и их изображения по люса э=±шО и э=±пО .

Существует конечное число моделей систем, передаточные функции которых удовлетворяют этому условию [1]. При ква-зистатическом воздействии силового домкрата V = V0 • 1(t), где l(t)- ступенчатая функция Хэвисайда; подобных моделей существует всего 11 и проблема моделирования сводится к перебору различимых особенностей или видов состояния систем привода и выбору в качестве расчетного худшего из вариантов.

Сравнение удобно производить с ординарной системой с 2 степенями свободы, передаточная функция которой

Yi(s ) =

(2п)4_____________1

s2T2 + 4ж2ш2 s2T2 + 4ж2п2 При параллельном соединении элементарных звеньев (по определению, данному в [1]) получаем

1 1 --------------1------------=

sT - i • 2п m sT + i • 2п m

2s

э 2Т 2 +(2пш)2

(аналогично для п).

На этой основе вводятся следующие модели систем привода

¥2 (э) = (2п)4 х

2эТ_______________1 _

э2Т2 +(2пш)2 э2Т2 +(2пп)2 ’

Г3 (э) = (2п)2 х

(2sT )2

1

э 2Т 2 +(2пш)2 э 2Т 2 +(2пп)2 Простое параллельное соединение подсистем приводит к новым вариантам в зависимости от знака связи

Г4/ (э) = (2п)2 •

1

1

э 2Т 2 +(2пш)2 э 2Т 2 +(2пп)2 Вводя дополнительно такие же соединения звеньев в подсистемах, получаем две новые группы моделей

-'О

7^\ / х\,-г і

\ /

Рис. 3. Примеры вариантов динамических процессов, формирующихся на оси геохода

Т% (?) = (2п)2

2?Т

$гТ2 + (2пт)2 52Г 2 + (2пп)

V С5) = (2п)2 х

/10

52Т 2 + (п да)2 52Т 2 + (п и )2

77/ (^)= (2п)2 • 2$Т х /11

52Т2 + (2пт)2 52Т2 + (2пи)2 _

Таким образом, наряду с ординарным решением (рис.1)

Уо

2 2 т п

1 -

22 п аозтО. г - т аояпО. г

22 п -т

Получаем для сравнения совокупность моделей, проиллюстрированную наиболее интересными примерами на рис.2 при гармониках 2О и 3О .

Изменение амплитудных значений окружной скорости в

зависимости от состояния приводов достигает трех порядков, что доказывает чрезвычайную важность рассмотрения всей совокупности альтернативных моделей. Понятно, что прочностной расчет должен гарантировать работу привода при модели №3 и, кроме того, значительный интерес представляют особенности состояния при моделях №6 и 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Напротив, при практическом анализе ряд моделей можно отфильтровать. Однако, чтобы избежать пропуска важных эффектов окончательное заключение делается по моделям проекций окружной скорости на координатные оси машины

Vх (?) = V ({ )со£ 0 ¥у () = V () ¿те 0I.

Здесь следует обратить внимание на то, что, по сути, происходит амплитудная модуляция, приводящая к изменению состава спектра - теперь он содержит

гармоники (т±1)С2 и (п±1)С2 . Этот факт оказывает существенное влияние на трактовку результатов при различных способах измерения колебаний машин. В качестве примера приведем уравнения координатных составляющих скорости колебаний при модели №3:

8п2У0

о

22 п - т

ао5(т - 1)О г + ао5(т + 1)О г -

- ао5(п - 1)О г - ао5(п + 1)О г

Узг (г ) =

8п2У0

~~2 2

п - т

$т(т -1)01 - $т(т +1)01 -

- 8т( -1)01 + $т(п +1)01

Чтобы подчеркнуть эффект изменения частотного состава иллюстрации на рис. 3 даны при т=3, п=5.

Представленный материал позволяет проиллюстрировать многообразие форм колебаний координатных составляющих скорости на оси машины. При наибольшей опасности модели №3 с позиций диагностики большой интерес могут представлять и другие особенности состояния привода.

Одно из основных утверждений заключается в том, что, используя полную группу моделей динамических систем, мы гарантируем представительность выбранных для последующих прочностных расчетов типов динамических процессов. Кроме того, разработанный способ позволяет заранее получить правила проведения и трактовки результатов вибродиагностики без поиска аналогий для оригинальной по конструкции машины.

1. Логов А.Б., Замараев Р.Ю. Новосибирск, СО РАН, 1999. - 228 с.

□ Авторы статьи:

Аксенов Владимир Валерьевич

- докт. техн. наук, старший на-

учный сотрудник ИУУ СО РАН

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Математические модели диагностики уникальных объектов.

Садовец Владимир Юрьевич ■ соискатель каф. стационарных и транспортных машин

х

х

X

1

1

1

1

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.