Научная статья на тему 'Моделирование организации самостоятельной работы студентов в информационно-образовательной среде вуза с использованием системы Moodle'

Моделирование организации самостоятельной работы студентов в информационно-образовательной среде вуза с использованием системы Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-образовательная среда / самостоятельная работа / контроль / самоконтроль / традиционный и адаптивный тест / information and learning environments / independent work / control / self-control / traditional and adaptive test

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. А. Петрова

Рассматривается моделирование организации самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде вуза, построенной на образовательном, контролирующем и коммуникационном модулях, позволяющей оптимизировать процесс обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. А. Петрова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY SYSTEM USING MOODLE

The article discusses the modeling of the оrganization of independent work of students in the educational environment of the University, built on education, monitoring and communication modules, allowing to optimize the process of teaching at the University.

Текст научной работы на тему «Моделирование организации самостоятельной работы студентов в информационно-образовательной среде вуза с использованием системы Moodle»

УДК 004.588

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ MOODLE

И. А. Петрова

Сибирский государственный технологический университет, Лесосибирский филиал

Российская Федерация, 662543, Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Победы, 29

Е-mail: inftex2010@mail.ru

Рассматривается моделирование организации самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде вуза, построенной на образовательном, контролирующем и коммуникационном модулях, позволяющей оптимизировать процесс обучения в вузе.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, самостоятельная работа, контроль, самоконтроль, традиционный и адаптивный тест.

MODELING THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY SYSTEM USING MOODLE

I. A. Petrova

Siberian State Technological University, Lesosibirsk branch 29, Pobedy str., Lesosibirsk, Krasnoyarsky reg., 662543, Russian Federation Е-mail: inftex2010@mail.ru

The article discusses the modeling of the оrganization of independent work of students in the educational environment of the University, built on education, monitoring and communication modules, allowing to optimize the process of teaching at the University.

Keywords: information and learning environments, independent work, control, self-control, traditional and adaptive test.

Одной из задач высшего образования является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. С появлением новых средств обработки, передачи и использования информации активизируется использование информационно-образовательных сред. Поэтому студентам прививается навык самостоятельного поиска и освоения новых программных средств и технологий обучения. В нашем исследовании принята попытка разработки модели информационно-образовательной среды с использованием обучающей платформы Moodle. В модели воспроизводятся наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых систем и процессов, что позволяет адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием [5].

Анализ состояния самостоятельной работы студентов вуза и методического обеспечения данного процесса выявил несколько проблемных вопросов:

- какой должна быть организация самостоятельной работы студентов в информационно-образовательной среде вуза при изучении дисциплин, чтобы она способствовала становлению профессионально-компетентного специалиста?

- как упорядочить информационное взаимодействие участников учебного процесса в информационно-

образовательной среде для обеспечения эффективной самостоятельной работы студентов?

- как повышать мотивацию студентов к самообучению в условиях электронного обучения, управляя их учебной деятельностью?

В целях изучения отношения студентов к самостоятельной работе было проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты 1-3 курсов лесопромышленного факультета Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета, в ходе которого мы попытались выяснить:

- отношение студентов к самостоятельной работе;

- формы учебных занятий, активизирующие самостоятельную деятельность;

- технологию организации самостоятельной работы студентов;

- виды методических разработок, используемых студентами при выполнении самостоятельной работы.

При ответе на вопрос «Какой направленности должны быть темы учебных дисциплин, выносимые на самостоятельное изучение?» большинство студентов (около 59 %) выбрали темы, ориентированные на повторение и закрепление материала, это означает, что студенту удобнее только закреплять уже полученный в аудитории материал. На вопрос «Ваша оценка объема самостоятельной работы в вузе?» 46 %

респондентов хотят получать больше знаний непосредственно от преподавателей, 31 % считает объем самостоятельной работы достаточным, что ярко характеризует желание большей части студентов получать больше знаний непосредственно от преподавателей, тем самым уменьшая объем самостоятельной работы. В ответах на вопрос «Чем вы пользуетесь при выполнении заданий, вынесенных на самостоятельное изучение?» были выбраны: лекционный материал (57 %), литература, имеющаяся в библиотеке (56 %), методические разработки (50 %), что позволяет сделать вывод о том, что при выполнении самостоятельных заданий студенты пользуются классическим материалом (лекция, учебники, методические разработки), не затрудняя себя в поисках дополнительных источников информации. Из наиболее значимых форм самостоятельной работы большинство опрошенных студентов (более 52 %) выбрали работу в сети Internet, а такие формы, как работа с библиотечными ресурсами или работа над командными проектами, используются недостаточно. В ответах на вопрос «За консультацией какого характера вы чаще всего обращаетесь к преподавателю?» 67 % респондентов выбрали помощь в решении домашнего задания, 50 % - уточнение деталей лекционного материала. Эти ответы позволяют сделать вывод, что консультации преподавателей ориентированы главным образом на закрепление и уточнение лекционного материала.

Проведенный анализ состояния самостоятельной работы в вузе и ее методического обеспечения позволяет утверждать, что:

- основная функция самостоятельной работы- закрепление, повторение материала;

- самостоятельная работа, в основном, является воспроизводящей, не направленной на исследовательскую деятельность студентов;

- при выполнении самостоятельной работы студентов преподаватель в большинстве случаев выступает в роли консультанта, а не координатора;

- существующее методическое обеспечение самостоятельной работы не дает студенту возможности формирования собственной индивидуальной образовательной траектории.

В ходе исследования выявлена проблема низкой эффективности самостоятельной работы студентов, такая, как недостаточная мотивация самостоятельной работы.

Для полноценной реализации ФГОС ВПО необходимо использовать такие формы самостоятельной работы, которые ориентированы на развитие мотивации студентов и культуры их самообразования. Одной из таких форм является самостоятельная работа студентов в информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда - это, прежде всего, единый «организм», способный сохранять, обрабатывать и представлять всю информацию внутри образовательного учреждения, пронизывающий буквально все сферы деятельности данной организации [4]. Информационно-образовательная среда -это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, прото-

колов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.

Организация образовательного процесса в информационно-образовательной среде позволяет достигать таких важных педагогических целей, как развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества. По мнению И. Г. Захаровой, обучение студентов в условиях информационно-образовательной среды способствует развитию «...конструктивного, алгоритмического мышления, когда обучаемый погружается в среду, требующую четкого планирования любых видов деятельности, результат которой детерминирован действиями обучаемого, в работе с информационно-поисковыми системами и с обучающими программами, представляющими четко структурированные знания» [1].

Самостоятельная работа студентов в информационно-образовательной среде - это способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений в электронной среде без непосредственного участия в этом процессе преподавателя. Самостоятельная работа должна быть ориентирована на студента. При организации самостоятельной работы студентов в информационно-обучающей среде учитываются:

- разный исходный уровень готовности студентов к восприятию учебного материала;

- различный темп, стиль, характер индивидуальной самостоятельной деятельности;

- стремление студентов к самостоятельному проектированию своей индивидуальной образовательной траектории;

- стремление студентов к самостоятельному структурированию своего личного времени;

- формирование культуры самообразования.

В условиях информационно-образовательной среды от преподавателя требуется наличие навыков формирования инновационного содержания образования, организации образовательного процесса, от студентов - владение способами организации самостоятельной работы, информационно - технологическими умениями. Это определяется соответствующими задачами высшей школы - подготовкой компетентных специалистов, способных ответственно и квалифицированно решать проблемы профессиональной деятельности [2]. Эффективность обучения в информационно-образовательной среде конкретного учебного заведения во многом зависит от качества компонентов этой среды, от степени их соответствия основным концептуальным целевым установкам развития образовательного учреждения и особенностям образовательного процесса, т.е. от того уровня, который был в них заложен при проектировании [3]. С точки зрения образовательного процесса современная информационно-образовательная среда - это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности.

Модель информационно-образовательной среды

Разрабатываемая информационно-образовательная среда является модульной, гибкой, личностно-ориентированной. Мы будем рассматривать информационно-образовательную среду как совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между пользователями и интерактивными средствами обучения некоторой предметной области. Образовательный процесс, построенный на основе технологий электронного обучения, дает возможность студентам развивать активную самостоятельную деятельность, а также применять на практике полученные знания для достижения определенных целей.

Современные информационные технологии внесли в образовательный процесс такие дидактические возможности, как быстрый доступ к информации, простота общения, визуализация процесса обучения. Для эффективного функционирования среды необходимо обеспечить ее информационную поддержку и различные способы приема и передачи информации.

Структура информационно-образовательной среды представлена в виде модулей:

- методический модуль;

- образовательный модуль;

- коммуникационный модуль;

- контролирующий модуль.

Методический модуль содержит образовательные стандарты, учебные планы, рабочие программы дисциплин, указания для организации самостоятельной работы студентов, которые включают планы-графики самостоятельной работы и методические рекомендации по ее выполнению.

Образовательный модуль состоит из компонентов «Лекционный материал», «Практический материал», в

которые помещены электронные варианты лекций и лабораторных работ, а также банк тестовых задач для самостоятельной работы.

Коммуникационный модуль включает в себя электронную почту, чат, форум и раздел мониторинга результатов. Раздел мониторинга представляет собой банк данных для хранения результатов тестирования и результатов самостоятельной работы студентов и позволяет проводить своевременную обработку информации об успеваемости и активности работы каждого студента, а также осуществляет обеспечение информационного обмена между участниками образовательного процесса.

Контролирующий модуль «Проверка знаний» состоит из различных видов тестов, предназначенных для осуществления контроля и самоконтроля знаний студентов, позволяет реализовать такие виды контроля, как входной, текущий и итоговый, регулярно осуществлять обратную связь с обучаемым, выявляя степень усвоения изучаемого материала, вовремя устранять пробелы в знаниях.

Этапы самостоятельной работы студентов в информационно-образовательной среде:

- адаптивно-диагностический;

- деятельностно-активный;

- мотивационный;

- профессионально-творческий.

Адаптивно-диагностический: на этом этапе студенты знакомятся с полным перечнем методического обеспечения, определяется исходный уровень готовности студентов к восприятию учебного материала, в зависимости от специфики осваиваемого образовательного модуля (лекции, семинары, практические

занятия, адаптационные тесты, тренажеры, самоучители и пр.) предлагаются различные формы аудиторных и внеаудиторных занятий, которые дают студенту возможность формировать собственную индивидуальную образовательную траекторию.

Деятельностно-активный: студент выполняет различные виды самостоятельных работ (в зависимости от осваиваемого образовательного модуля). На этом этапе студент работает с самоучителем, методическими указаниями к самостоятельной работе, программой самостоятельной работы.

Мотивационный: студент выполняет следующие виды работ: работа с электронными библиотечными ресурсами в сети Internet или в локальной сети университета, выполнение домашних заданий, решение типовых и комплексных задач, заданий или ситуаций, подготовка докладов. Данный этап характеризуется поисковой деятельностью студента, выполнением комплексных заданий. Здесь студент выбирает и привлекает необходимые знания и умения или их совокупности для решения поставленной задачи.

Профессионально-творческий: на данном этапе студент выполняет творческие задания-проекты, которые предполагают работу в команде. Здесь студент способен проявить самый высокий уровень самостоятельности в принятии решений по использованию профессионально-значимой информации, выполнить исследовательскую, творческую работу, находя новые способы решения проблемы.

Таким образом, использование открытой информационно-образовательной среды в учебном процессе позволит: оптимизировать и модернизировать процесс обучения; осуществлять диагностику и управление учебным процессом; использовать возможности информационных и мультимедийных технологий; развивать навыки анализа информации; стимулировать мотивацию учащихся к исследовательской деятельности в обучении.

Библиографические ссылки

1. Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.08. Тюмень, 2003. 46 с.

2. Зеличенко В. М., Ларионов В. В., Мансуров Е. В. Информационно-образовательная среда вуза по физике: от задач к формированию заданий на уровне проекта // Вестник ТГПУ 2009. № 10. С. 106—110.

3. Муравьева Г. Е. Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе: монография / под ред. М. М. Левиной. М. : Прометей, 2002. 200 с.

4. Пак Н. И. Информационный подход и электронные средства обучения: монография. - Красноярск : Изд-во КГПУ, 2013. 196 с.

5. Степанов П. В. Словарь-справочник по теории воспитательных систем // Науч.-метод. журн. зам. директора школы. 2003. № 1. С. 89.

References

1. Zaharova I. G. Formirovanie informacionnoj obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedenija.-Tjumen', 2003. 46 p.

2. Zelichenko V. M., Larionov V. V., Mansurov E. V. Informacionno-obrazovatel'naja sreda vuza po fizike: ot zadach k formirovaniju zadanij na urovne proekta // Vestnik TGPU 2009, № 10, p. 106-110.

3. Murav'eva G. E. Teoreticheskie osnovy proektirovanija obrazovatel'nyh processov v shkole. M. : Prometej, 2002. 200 p.

4. Pak N. I. Informacionnyj podhod i jelektronnye sredstva obuchenija. Krasnojarsk : KGPU, 2013. 196 p.

5. Stepanov P. V. Slovar'-spravochnik po teorii vospitatel'nyh sistem // Nauchno-metodicheskij zhurnal zam. direktora shkoly. 2003, № 1, p. 89.

© Петрова И. А., 2014

УДК 338.246

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ СХЕМ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Е. Н. Фёдоров

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049 г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 E-mail: enfedorov@mail.ru

Во всех сферах нашей деятельности компьютеры работают на человека. Единственное, чего пока не умеют они делать, так это мыслить как человек. Но это не мешает им мыслить за человека. Искусственный интеллект позволяет мыслительные способности человека реализовать техническими средствами. Анализируются роль и особенности использования ментальных схем в создании интеллектуальных моделей. Предложена программа, совмещающая в себе возможности Prolog и графическую реализацию - ментальная схема.

Ключевые слова: компьютер, мыслительные особенности человека, искусственный интеллект, ментальные схемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.