Научная статья на тему 'Моделирование оптимального пути прибытия по тревоге'

Моделирование оптимального пути прибытия по тревоге Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
техногенные факторы / оптимизация пути / расчет / модель / technogenic factors / path optimization / calculation / model

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ю. С. Загребин, Д. В. Лиховая

Быстрые и слаженные действия в чрезвычайных ситуациях играют ключевую роль в спасении людей. В наше время стоят уделять большое внимание расчету и выбору оптимального пути до места происшествия, а также алгоритму эвакуации людей из зоны ЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF THE OPTIMAL ARRIVAL PATH FOR AN ALARM

Fast and well-coordinated emergency response plays a key role in saving people. Nowadays, it is worth paying much attention to the calculation and selection of the optimal path to the scene of the incident, as well as to the algorithm for evacuating people from the emergency zone.

Текст научной работы на тему «Моделирование оптимального пути прибытия по тревоге»

объектов защиты аэродрома можно облицовкой или оштукатуриванием термостойкими огнезащитными материалами, которые должны обладать минимальной массой и коэффициентом теплопроводности (облицовка стальной колонны гипсовыми плитами толщиной 6 см повышает предел огнестойкости с 15 мин до 3,3 часа) [1].

Возможно применение специальных красок (типа ВПМ), которые в обычных условиях эксплуатации предохраняют металлические конструкции от коррозии, а при пожаре вспучиваются, повышая их термо- и огнестойкость.

Способами повышения надежности и безопасности строительных конструкций из древесины являются: покрытие их штукатуркой, а также пропитка антипиренами, которые должны отвечать требованиям, обеспечивающим высокие огнезащитные свойства конструкций. При этом противопожарные стены должны быть рассчитаны на устойчивость.

Рассмотренные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности аэродромов, позволяющие предотвратить возникновение ЧС, должны проводиться с учетом требований руководящих документов МО РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Загоруйко Т.В. Разработка композиционных термостойких материалов для повышения огнестойкости конструкций / Т.В. Загоруйко, В.Т. Перцев, В.В. Власов // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура, 2012.- №2(26). - С. 62-68.

2. Пастушенко И.К., Попов Ю.А., Журавлев А.В., Барышев И.Л. Учебное пособие. Изыскания и проектирование аэродромов. Руководство к курсовому проектированию. Воронеж ВВВАИУ 2008 г. - 92 с.

3. СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям [Электронный ресурс]. URL: http://www.lidermsk.ru/documents/238/.

4. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиН 2.05.02 -85*, 2012 - 107 с.

5. СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиН 32-03-96, 2012 - 105 с.

6. Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [принят 22 июля 2008 г. (с изм. от 10 июля 2012 г. №117-ФЗ, 2 июля 20013 г. №185 - ФЗ)]. - Проспект, 2013.- 112 с.

УДК 004.94

Ю.С. Загребин, Д.В. Лиховая ВУНЦ ВВС «ВВА»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ПУТИ ПРИБЫТИЯ ПО ТРЕВОГЕ

Быстрые и слаженные действия в чрезвычайных ситуациях играют ключевую роль в спасении людей. В наше время стоят уделять большое внимание расчету и выбору оптимального пути до места происшествия, а также алгоритму эвакуации людей из зоны ЧС. Ключевые слова: техногенные факторы, оптимизация пути, расчет, модель.

Y.S. Zagrebin, D.V. Likhovaya

SIMULATION OF THE OPTIMAL ARRIVAL PATH FOR AN ALARM

Fast and well-coordinated emergency response plays a key role in saving people. Nowadays, it is worth paying much attention to the calculation and selection of the optimal path to the scene of the incident, as well as to the algorithm for evacuating people from the emergency zone.

Keywords: technogenic factors, path optimization, calculation, model.

Состоянию безопасности в наше время уделяется наиболее пристальное внимание. Двадцать первый век - век компьютеризации и автоматизации. Сейчас техногенные факторы распространены по всему миру, по сравнению с веком назад. Техника стала сложнее, но вместе с тем опаснее. Развитие техногенной среды приносит неоценимую пользу для развития современного общества, уменьшая трудозатраты, а также затраты времени на реализацию практически всех процессов жизнедеятельности. Количество, а также разновидности опасностей неуклонно растет, именно поэтому появляется острая необходимость прогнозирования и, как следствие, снижение вероятности воздействия на людей опасных факторов в условиях чрезвычайных ситуаций. Для эффективного достижения этой цели, необходимо действовать быстро, решительно, со знанием требуемых от действий и маршрутов. Добиться этого возможно по средствам выработки плана действий, а также подробного и повсеместного инструктирования не только служб спасения, но и населения. Необходимо выбрать оптимальный маршрут следования, позволяющий в кратчайшие сроки добираться до специализированных объектов, с минимальными затратами ресурсов и наименьшим количеством дополнительных средств. Именно эти вопросы стоит разобрать.

На данный момент существует множество способов расчета наиболее короткого, безопасного и подходящего под определенную ситуацию пути. Существует "Теория графов", некая математическая модель построения наиболее оптимального маршрута. Эта теория имеет очень широкую область применения как в служебных целях, так и в обычной повседневной жизни. При пожаре часто усложняется выбор маршрута под воздействием внешних факторов. К наиболее распространенным из них можно отнести такие как: обрушения здания, завал на определенном участке маршрута, распространение пожара на сам путь следования, опасность обрушения нужного (короткого) пути.

Основной принцип теории графов или коммивояжера, заключается в построении наиболее короткого маршрута с помощью вершин (точек), через которые необходимо пройти один раз. Трудность расчетов маршрута - самая большая проблема, так как идет расчет всех вариантов маршрутов и вычисление наиболее короткого (выгодного). На данное время вычислительная техника не в состоянии подсчитать за короткий промежуток времени длинные маршруты. Поэтому, в данное время, техническое состояние не позволяет быстро составить схему идеального маршрута.

Существует несколько способов нахождения маршрута наиболее приближенного к оптимальному: жадный алгоритм, метод ветвей и границ, имитационный отжиг, генетический алгоритм а так же муравьиный алгоритм. Сравнив имитационный отжиг, генетические и муравьиные алгоритмы, как наиболее перспективные методы подсчета. При этом муравьиные алгоритмы показали свое превосходство над остальными.

УДК 614.84

А.А. Задурова, Э.А. Джафаров

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРАХ В НОЧНЫХ КЛУБАХ

Статья посвящена проблемам обеспечения пожарной безопасности в ночных клубах,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.