Научная статья на тему 'Моделирование оппортунистического поведения менеджеров промышленного предприятия'

Моделирование оппортунистического поведения менеджеров промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОППОРТУНИЗМ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / MEZOECONOMIC SYSTEMS / SYSTEM-INTEGRATION CONCEPT / INSTITUTION-EVOLUTIONAL THEORY / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM / REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баев Игорь Александрович, Климов Б. О.

Статья посвящена рассмотрению проблемы оппортунистического поведения. Была разработана модель оппортунизма менеджеров промышленных предприятий, позволяющая рассматривать данную проблему с точки зрения экономической целесообразности ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling of opportunistic behavior of managers at an industrial enterprise

The article raises the problem of developing a system approach to the formation of innovative activities effective mechanisms. The author substantiates the possibility of application of system-integration concept and institution-evolutional theory outline to the analysis of mesoeconomic systems. Using distance-time characteristics, micro-and mesoeconomic systems of innovative economics have been structured.

Текст научной работы на тему «Моделирование оппортунистического поведения менеджеров промышленного предприятия»

Управление социально-экономическими системами

УДК 658.11 ББК Ю941

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

И.А. Баев, Б.О. Климов

Статья посвящена рассмотрению проблемы оппортунистического поведения. Была разработана модель оппортунизма менеджеров промышленных предприятий, позволяющая рассматривать данную проблему с точки зрения экономической целесообразности ее решения.

Ключевые слова: оппортунизм, промышленные предприятия, оппортунистическое поведение.

В теории агентских отношений, когда доверитель (принципал, собственник) делегирует некоторые права (полномочия) агенту (менеджеру), обязанному в соответствии с формальным или неформальным контрактом представлять интересы доверителя в обмен на вознаграждение того или иного рода, оппортунистическое поведение является особым предметом анализа.

Существует много определений оппортунизма, наиболее полным из них является определение, данное профессором Е.В. Поповым1. Оппортунизм

- это преднамеренное скрытое действие экономического агента, основанное на использовании информационного преимущества и направленное на достижение личного интереса, в ущерб интересам других участников имплицитного соглашения. Из данного определения можно выделить следующие элементы, позволяющие характеризовать данную категорию:

1) несовпадение интересов контрагентов;

2) ассиметричность информации;

3) скрытый характер оппортунистического поведения;

4) ущерб для контрагента;

5) преднамеренность действий.

Каждый из указанных элементов влияет на выбор менеджера при решении каких-либо задач либо в пользу предприятия (в лице его собственника), либо в личных интересах, т. е. в ущерб собственнику.

Чтобы определить характер и степень данного влияния, необходимо учитывать каждый элемент.

Несовпадение интересов управляющих и собственников является распространенной ситуацией на промышленных предприятиях. Данное явление имеет вполне естественное объяснение, а именно экономический агент осуществляет свою деятельность, мотивируясь личными интересами. При

1 Попов Е.В. Институты миниэкономики. М: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. С. 117.

наличии баланса интересов принципала и агента не возникает проблемы оппортунистического поведения. В том случае, если этого баланса нет, очевидно, что поведение менеджера будет оппортунистическим. Таким образом, необходимо найти данный баланс интересов посредством моделирования оппортунизма менеджера.

В исследовании Галкиной Н.В. представлен способ определения баланса интересов экономических агентов с помощью коэффициента конкорда-ции мнений персонала2. Коэффициент позволяет оценивать уровень согласованности позиций персонала в отношении факторов эффективности и безопасности производства, проводимых изменений, эффективности управления, и в итоге - необходимости внедрения инноваций. В этом случае баланс интересов исследуется на одном уровне взаимодействия между сотрудниками предприятия.

По нашему мнению, необходимо исследование взаимодействия менеджмента предприятия с его собственниками. Это актуально потому, что данный уровень взаимодействия имеет наиболее существенное влияние на результаты деятельности предприятия, т. е. проблема оппортунистического поведения может возникнуть на двух уровнях:

1) в отношении между менеджером и работником фирмы;

2) в отношениях между наемным менеджером и собственником.

На каждом уровне, согласно О. Уильямсону, может возникнуть предконтрактный (ex ante) и послеконтрактный (ex post) оппортунизм3.

Система баланса интересов на втором уровне является динамичной и степень схождения или

2 Галкина Н.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Екатеринбург 2008

3 Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки и отношенческая контрактация. СПб.: Лениздат, 1996.

Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 11

Управление социально-экономическими системами

расхождения интересов контрагентов зависит от их институционального обеспечения и личностнопсихологических особенностей. По Алчяну, индивид не всегда выбирает наиболее оптимальную альтернативу, зачастую решение базируется на имеющемся опыте (на ограниченной ретроспективной информации) или на приверженности к обычаю и традиционному поведению4. Данный аспект должен учитываться собственниками при найме менеджеров на работу, т. е. при выборе либо молодых высокообразованных менеджеров, либо выбор в пользу традиционных возрастных управленцев, имеющих большой (но не всегда эффективный и полезный) опыт управления.

Рассмотрим теперь факторы, влияющие на баланс интересов собственника и менеджера.

1. Группа факторов, реализация которых способствует удовлетворению интересов агента (менеджера):

- возможность использования служебного положения в личных целях;

- отлынивание (индифферентность по отношению к существующим проблемам);

- возможность различных видов шпионажа;

- другие факторы (чрезмерное потребление ресурсов предприятия, «откаты» и др. виды оппортунизма).

2. Группа факторов, реализация которых способствует удовлетворению интересов собственника:

- минимизация оплаты вознаграждений менеджеров;

- максимальное использование трудового потенциала менеджмента;

- максимизация прибыли предприятия за счет роста продаж и снижения себестоимости.

3. Группа факторов, реализация которых способствует удовлетворению интересов, как принципала так и агента:

- увеличение стоимости (вознаграждений) менеджера при условии роста финансовых показателей предприятия;

- увеличение стоимости (вознаграждений) менеджера при условии роста эффективности использования ресурсов предприятия;

- увеличение стоимости (вознаграждений) менеджера при условии стабильного развития и расширения бизнеса;

- повышение мотивации, основанной на удовлетворении менеджером своих потребностей в личностно-психологическом развитии, при условии достижения позитивных результатов управления.

Таким образом, баланс интересов менеджера и собственника достигается тогда, когда общие интересы обеих сторон наиболее полно определены и закреплены соответствующим институциональным окружением. Под институциональным окружением будем понимать институты корпора-

4 Alchian A. (1977) Economic Forces at Work. Indianapolis:

Liberty Press. P.17.

тивной культуры, заработной платы, стимулирования и наказания.

Одним из важных аспектов оппортунизма является асимметричность информации, что означает информационное преимущество одной стороны, в то время как другая сторона обладает неполной либо искаженной (возможно заведомо) информацией, что обуславливает возможность для осуществления оппортунистического поведения. Полной ликвидации ассиметричности информации достичь невозможно, ее можно лишь снизить путем внедрения единых баз данных, прозрачных систем контроля и т. д.

Моделирование оппортунистического поведения является мало изученной областью знаний. Профессор Попов Е.В. приводит пример моделирования лишь одного из видов оппортунизма - ex ante оппортунизма работодателя по отношению к работнику5. Он вывел формулу, определяющую зависимость заработной платы работника от штрафных санкций за отлынивание и вероятности обнаружения отлынивания.

Смоделируем один из видов оппортунистического поведения менеджера промышленного предприятия - отлынивание как основу моделирования остальных видов оппортунизма. В дальнейшем можно рассматривать модели оппортунизма по его видам, так как существует их большое разнообразие и в каждом случае те или иные рычаги управления таким поведением действуют с разной силой.

Предположим, что существующий баланс интересов собственника и менеджера недостаточно подкреплен институциональным окружением, и менеджер имеет возможность оппортунизма (отлынивания), используя свое информационное преимущество перед собственником.

Рассмотрим данную ситуацию с двух сторон -со стороны менеджера и со стороны собственника.

1. Моделирование оппортунистического поведения менеджера

Эффект от оппортунизма менеджера будет R = В - (ST*P1 + L*P2), где В (benefits) - выгода менеджера от осуществления оппортунистического поведения; ST - размер штрафа за оппортунизм менеджера; L - потенциальный ущерб от снижения репутации менеджера как его основной характеристики на рынке труда; P1 - вероятность обнаружения оппортунизма; Р2 - вероятность возникновения потерь от ухудшения репутации.

Если R > 0, то поведение менеджера будет оппортунистическим.

Если предположить, что при обнаружении оппортунизма менеджера его трудовая книжка будет иметь отметку, влияющую на условия дальнейшего трудоустройства, то формула примет вид: R = В - P(ST + L),

5 Попов Е.В. Указ. соч. С. 123-125.

64

Вестник ЮУрГУ, № 29, 2009

Баев И.А., Климов Б.О.

Моделирование оппортунистического поведения менеджеров промышленного предприятия

где Р - вероятность обнаружения оппортунизма менеджера.

Предположим также, что степень ассиметрич-ности информации и вероятность обнаружения оппортунизма менеджера - это две взаимосвязанные величины, имеющие обратно пропорциональную зависимость. Обозначим степень ассиметричности информации к (к = 1/Р). Степень ассиметричности информации можно представить как функцию, зависящую от ряда показателей, например:

1) от уровня развитости единого информационного поля - И;

2) от степени освещенности решений о вопросах финансирования на предприятии - БР;

3) от частоты аудиторских проверок или проверок со стороны собственника - СИ;

4) от степени присутствия доверенных лиц на предприятии (информаторов и т.д.) - ЬР.

Тогда функция к будет иметь следующий вид к = ДГпРа; БР*Ь; СИ*с; ЬР*ф, где а, Ь, с и d - весовые значения показателей в зависимости от их значимости для предприятия.

Тогда модель оппортунистического поведения менеджера примет вид:

Я = (В - (БТ + Ь))/к,

Я = (В - (БТ + Ь))/ f(Inf*a; БР*Ь; СИ*с; LP*d).

Выгода менеджера будет зависеть от вида оппортунизма и от его склонности к риску. Модель позволяет в зависимости от размера потенциальных выгод менеджера в результате оппортунизма оперировать такими инструментами, как размер штрафных санкций, степень ассиметричности информации, которая тоже может быть разбита на

несколько элементов и представлена как функция зависимости от них. Конечной целью оперирования данными инструментами является сведение чистого эффекта Я к нулю (Я ® 0).

Но данная модель не будет полной без рассмотрения ситуации со стороны собственника и его чистого эффекта от внедрения определенных мероприятий по минимизации вероятности возникновения оппортунизма у менеджера.

2. Моделирование эффекта от ликвидации возможности оппортунизма для собственника

- !С1,

где Щ| - эффект от ликвидации ]-го вида оппортунистического поведения менеджера при внедрении 1-й системы институтов (соответствующей данному виду оппортунизма); С1 - стоимость внедрения 1-й системы институтов для ликвидации возможности ]-го вида оппортунистического поведения менеджера; Ы - потери от ]-го вида оппортунистического поведения менеджера.

Очевидно, что в долгосрочной перспективе эффект для собственника предприятия будет положительным, так как затраты на внедрение адекватных институтов являются единовременными либо краткосрочными (рассчитаными на период внедрения), а эффект от них имеет долгосрочный характер.

Таким образом, использование этой модели позволяет оценить необходимость для собственника тех или иных институциональных инноваций с целью минимизации потерь от оппортунизма менеджеров, а также оценить эффективность данных инноваций.

Поступила в редакцию 25 декабря 2008 г.

Баев Игорь Александрович. Доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления, заведующий кафедрой «Экономика и финансы» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.

Baev Igor Alexandrovich. Doctor of Economics, professor, Dean of the Economics and Management faculty, Head of the Economics and Finance department, South Ural State University, Chelyabinsk.

Климов Борис Олегович. Аспирант кафедры экономика и финансы ЮжноУральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - экономика, проблемы возникновения оппортунизма на предприятиях. Контактный телефон: (8-351) 264-07-97.

Boris Olegovich Klimov. Post graduate students at the Economics and Finance department of South Ural State University, Chelyabinsk. Scientific interest: economics, problems of opportunism at enterprises. Telephone 007-351-264-07-97.

Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 11

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.