Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПОСРЕДСТВОМ КОНКУРСА ПО СОСТАВЛЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПОСРЕДСТВОМ КОНКУРСА ПО СОСТАВЛЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математические задачи / конкурс / составление задач / популяризация математических зна-ний / методика преподавания математики / mathematical problems / competition / compilation of problems / popularization of mathematical knowledge / methods of teaching mathematics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьев Григорий Алексеевич, Фомина Татьяна Петровна

Для современного развивающегося российского общества требуются образованные, воспитанные, актив-ные профессионалы, которые могли бы принимать обоснованные решения на основе предварительного ана-лиза, прогнозировать возможные последствия сделанного выбора. Это невозможно без опоры на образова-ние. Процесс образования в современном мире непрерывен, потому как постоянно внедряются инновацион-ные программы, все чаще используются цифровые ресурсы и т.п., что определяет многоаспектность деятель-ности учителя. И здесь очень важно развитие личных качеств и профессионализма педагога, одним из эле-ментов которого является методическая подготовка. Авторы подчеркивают значимость умений учителя со-ставлять свои задачи для обучающихся. Поэтому использование студенческого конкурса по составлению математических задач дает возможность повысить необходимые компетенции будущего учителя. В статье определены структурные компоненты модели комплексной системы повышения уровня методи-ческой подготовки студентов и рассматривается один из ее элементов: конкурс по составлению задач. Обо-значены задачи конкурса, описаны его структура и содержание. Анализируются некоторые элементы мето-дической подготовки будущего преподавателя математики к разработке несложных олимпиадных заданий для школьников. В статье выделены этапы предлагаемой модели, в процессе реализации которых студенты сумеют подготовить интересные задачи, полезные учащимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьев Григорий Алексеевич, Фомина Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF SOME ELEMENTS OF A TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY THROUGH A COMPETITION FOR COMPOSING MATHEMATICAL PROBLEMS

The modern developing Russian society requires educated, well-mannered, active professionals who could make in-formed decisions based on preliminary analysis, predict the possible consequences of the choice made. This is impossible without relying on education. The process of education in the modern world is continuous, because innovative programs are constantly being introduced, digital resources are increasingly being used, etc., which determines the multidimensional nature of the teacher's activities. And here it is very important to develop personal qualities and professionalism of a teach-er, one of the elements of which is methodical training. The authors emphasize the importance of the teacher's ability to compose their tasks for students. Therefore, the use of a student competition for composing mathematical problems makes it possible to increase the necessary competencies of a future teacher. The article defines the structural components of the model of an integrated system for improving the level of methodo-logical training of students and considers one of its elements: a competition for drawing up tasks. The tasks of the competi-tion are outlined, its structure and content are described. Some elements of methodical preparation of a future mathematics teacher for the development of simple Olympiad tasks for schoolchildren are analyzed. The article highlights the stages of the proposed model, during the implementation of which students will be able to prepare interesting tasks useful to students.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПОСРЕДСТВОМ КОНКУРСА ПО СОСТАВЛЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

180

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Соци альные науки, 2023, № 3 (70), с. 180-186

УДК 371, 378

DOI 10.52452/18115942_2023_3_180

МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПОСРЕДСТВОМ КОНКУРСА ПО СОСТАВЛЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

© 2023 г. Г.А. Воробьев, Т.П. Фомина

Воробьев Григорий Алексеевич, к.т.н.; доцент кафедры информатики, информационных технологий и защиты информации Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

vorobj ev_g_a@mail. га Фомина Татьяна Петровна, к.ф.-м.н.; доц.; доцент кафедры математики и физики Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

fomina_t_p@mail. га

Стцтья пиступилц вредцкцию 13.04.2023 Стцтья приоятц к публикцции 20.06.2023

Для современного развивающегося российского общества требуются образованные, воспитанные, активные профессионалы, которые могли бы принимать обоснованные решения на основе предварительного анализа, прогнозировать возможные последствия сделанного выбора. Это невозможно без опоры на образование. Процесс образования в современном мире непрерывен, потому как постоянно внедряются инновационные программы, все чаще используются цифровые ресурсы и т.п., что определяет многоаспектность деятельности учителя. И здесь очень важно развитие личных качеств и профессионализма педагога, одним из элементов которого является методическая подготовка. Авторы подчеркивают значимость умений учителя составлять свои задачи для обучающихся. Поэтому использование студенческого конкурса по составлению математических задач дает возможность повысить необходимые компетенции будущего учителя.

В статье определены структурные компоненты модели комплексной системы повышения уровня методической подготовки студентов и рассматривается один из ее элементов: конкурс по составлению задач. Обозначены задачи конкурса, описаны его структура и содержание. Анализируются некоторые элементы методической подготовки будущего преподавателя математики к разработке несложных олимпиадных заданий для школьников. В статье выделены этапы предлагаемой модели, в процессе реализации которых студенты сумеют подготовить интересные задачи, полезные учащимся.

Ключевые сливц: математические задачи, конкурс, составление задач, популяризация математических знаний, методика преподавания математики.

Введение

Одно из важных направлений модернизации системы образования состоит в повышении профессионального уровня педагогов и формировании профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС. Путь к эффективной профессиональной деятельности лежит через понимание педагогом её структуры, содержания, мотивации к различным элементам. Правильно выстроенная система действий по профессиональному развитию педагогов, несомненно, способствует повышению эффективности деятельности и самого образовательного учреждения.

Деятельность современного учителя математики становится всё более многогранной, одним из её творческих элементов является работа по составлению и/или модификации задач. Ресурсы сети Интернет, печатные издания содержат большое количество математических задач раз-

ного уровня сложности, разнообразной тематики, многообразной специфики. Совершенствуется и инструментарий поиска условий и решений задач. Поэтому уникальные, хотя бы в некоторой мере задачи, составленные конкретным учителем, представляют определённую ценность как для его учеников, так и для самого педагога.

Эффективность обучения напрямую связана с возможностью создания условий для саморазвития, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности, совершенствования способностей обучающихся. Творческая деятельность, в том числе по составлению математических задач, даёт возможность педагогу повысить свою компетентность сразу по нескольким направлениям.

Возникает необходимость в поиске подходов к организации системы работы с будущими педагогами, которая осуществляла бы формирование их профессиональных компетенций.

Целью исследования выступает обоснование и описание использования студенческого конкурса по составлению математических задач в системе повышения профессионализма будущего учителя математики.

Методы исследования

При выполнении исследования применялись теоретические методы: изучение и анализ научно-методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ существующих точек зрения, обобщение опыта образовательной практики различных аспектов профессиональной деятельности учителя математики. Для построения схемы «Модели комплексной системы повышения уровня методической подготовки студентов» использовались эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ результатов исследования, опытно-экспериментальная работа).

Проведя анализ научной и научно-методической литературы, в которой обсуждаются проблемы современного образования, заключаем, что сегодня сформировались новые требования к профессионализму педагогов. Различным аспектам этой проблемы посвятили свои исследования многие ученые и педагоги.

В статье Н.А. Астаховой реализуется попытка классификации методов составления математических задач в соответствии с приемами эвристической деятельности, строится и описывается модель обучения составлению задач как средства формирования специальных предметных компетенций [1].

Вопросам формирования метакогнитивных компетенций в процессе конструирования математических задач разного уровня сложности, в том числе задач в формате PISSA, посвящена статья А.И. Савенкова. А.И. Савенковым и Т.С. Озеровой отмечается польза конструирования математических задач для развития как предметных, так и общегуманитарных и естественно-научных компетенций, формирования критического мышления с помощью самостоятельного составления студентами [2, с. 226; 3]. С.И. Борсуковский ещё больше расширяет спектр формируемых при составлении математических задач компетенций, описывая развитие исследовательских компетенций [4]. В целом перечисленные авторы, а также Д.Н. Бур-данова и Е.Н. Перевощикова [5, 6] указывают на значительный универсализм формируемых при разработке математических задач компетенций, выделяют некоторые методические аспекты составления авторских задач.

В исследовании Н.И. Пака представлен способ формализации процесса составления доста-

точно стандартных математических задач с позиций формальной грамматики Хомского [7]. В литературе описываются и различные подходы к составлению нестандартных математических заданий [8].

В современных публикациях рассматриваются и вопросы, связанные с использованием при составлении математических задач регионального, краеведческого материала. А.Е. То-милова в своей статье анализирует особенности организации и проведения школьного и студенческого конкурсов соответствующей направленности [9]. Отмечается, что цель конкурсов заключается в повышении интереса учащихся к особенностям, традициям, культуре и истории региона, популяризации математического образования и математических знаний.

Достаточно много работ посвящены вопросам развития компетенций студентов в процессе конструирования математических задач или анализу отдельных аспектов формирования их профессиональных навыков [10-15].

Все это подтверждает целесообразность использования конкурса по составлению математических задач для повышения профессионализма студентов.

Результаты и их обсуждение

Предлагаемый нами студенческий конкурс по составлению задач областной открытой олимпиады по математике «Уникум» (далее -Конкурс) - это олимпиада по одному из разделов теории и методики обучения математике, олимпиада направлена на выявление учебных достижений студентов в конкурсном режиме. Предлагаемая олимпиада подразумевает творческую самостоятельную индивидуальную работу участников, соревнование носит заочный характер, с консультационной помощью вузовских педагогов.

Основной целью Конкурса является повышение уровня методической подготовки студентов педагогических направлений, а также формирование нижеуказанных профессиональных компетенций.

Выделим компетенции, на формирование которых прежде всего направлен Конкурс (бакалавриат, направление 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки, один из которых «Математика»)).

Общепрофессиональные компетенции выпускников:

- ОПК-6 - способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания,

Изучение математики на уроках, внеклассных занятиях, в системе дополнительного образования

Участие в олимпиаде "Уникум" и других школьных олимпиадах

Освоение математических дисциплин в вузовском курсе

Участие в студенческих математических олимпиадах

Получение соответствующих компетенций

при изучении методики преподавания математики, дисциплины "Олимпиадные задачи (математика)", других методических курсов

Работа в жюри олимпиады "Уникум" и других школьных олимпиадах

Попытки составления- несложных школьных задач. в том числе олимпиадиой направленности

Участие в студенческом конкурсе по составлению задач областной открытой олимпиады по математике "Уникум"

Применение приобретённых предметных, методических, творческих компетенций в профессиональной деятельности. Подготовка школьников к участию в олимпиаде "Уникум" н

других школьных олимпиадах. Работа в жюри олнмгшады "Уникум" и других школьных олимпиадах, составление задач для олимпиад, методические разработки уроков и внеурочных мероприятий

Рис. Модель комплексной системы повышения уровня методической подготовки студентов, включающая конкурс по составлению задач

в том числе обучающихся с особыми образовательным и потребностями.

Профессиональные компетенции:

- ПК-1 - способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач;

- ПК-3 - способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов (пример индикатора достижения компетенции: использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности);

- ПК-8 - способен организовывать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных (индикатор достижения компетенции: формирует средства контроля качества учебно-воспитательного процесса).

Схожие компетенции можно выделить и в направлении подготовки бакалавриата 44.03.01 «Педагогическое образование» (с одним профилем подготовки «Математика»). В направлении подготовки магистратуры 44.04.01 «Педагогическое образование» («Математическое образование») можно дополнительно отметить один из индикаторов достижения профессиональной компетенции ПК-5: применяет современные теоретические и практические знания для постановки исследовательских задач в соответствующей предметной области.

Предлагается модель комплексной системы повышения уровня методической подготовки студентов, одним из элементов которой и является Конкурс, схема приведена на рисунке.

Основными задачами Конкурса являются:

- повышение уровня методической подготовки студентов педагогических направлений;

- выявление учебных достижений студентов;

- формирование вышеуказанных компетенций у студентов соответствующих направлений подготовки;

- развитие интереса студентов к изучению дисциплины «Олимпиадные задачи (математика)»;

- использование потенциала регионального математического образования.

Конкурс проводится в один тур. Вначале организационный комитет Конкурса доводит до сведения потенциальных участников информацию о мероприятии. В частности, предлагаемые участникам Конкурса материалы содержат образцы и шаблоны для оформления конкурсных заданий. Затем участники Конкурса сдают конкурсные задания в оргкомитет Конкурса. На последнем этапе жюри Конкурса определяет победителя и призёров соревнования. Они определяются в двух номинациях: победители и призёры по составлению отдельной задачи или серии задач (2-4) для разных классов с одной сюжетной линией. Отдельные конкурсанты, которые предлагают несколько заданий, могут соревноваться одновременно в каждой из номинаций. От одного участника принимается любое количество разработанных конкурсных материалов.

Участие в Конкурсе могут принять все желающие из числа студентов ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», обучающиеся по следующим направлениям бакалавриата (одним из профилей подготовки должна являться математика):

44.03.01 «Педагогическое образование» (с одним профилем);

44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки); или магистратуры:

44.04.01 «Педагогическое образование» («Математическое образование»);

01.04.02 «Прикладная математика и информатика» («Математическое моделирование»).

Вне конкурса участие в олимпиаде могут принимать и студенты других вузов и направлений подготовки, школьные учителя, педагоги дополнительного профессионального образования и даже школьники, интересующиеся математикой. Многие из участников Конкурса, будучи школьниками 3-6 классов, сами принимали участие в олимпиаде «Уникум».

При формировании смысловой оболочки задачи приветствуется использование региональных элементов (краеведческого материала), а также сюжетов и героев детских книг и фильмов (особенно российских и советских), участие в сюжете задачи героя олимпиады - Уникума. Дополнительно оценивается использование оригинальных иллюстраций к задачам.

К участию в Конкурсе допускаются только материалы, соответствующие заявленным в положении об олимпиаде требованиям. Жюри выполняет проверку предлагаемых заданий на оригинальность. Своеобразность задачи может состоять как в необычных идеях решения задач, так и в интересной для детей смысловой оболочке.

Участники конкурса и члены жюри обязуются не выкладывать в открытом доступе конкурсные задачи и не разглашать их содержание каким-либо другим способом до проведения очередной олимпиады.

С заданиями прошлых лет олимпиады «Уникум» можно познакомиться по адресу: http:// openolymp.strategy48.ru/? q=node/48.

Задачи победителей и призёров соревнования предлагаются разработчикам конкурсных материалов для использования в текущей олимпиаде. Участие в Конкурсе означает согласие автора на использование его задачи на олимпиаде «Уникум», возможно, с коррекцией, доработкой, дополнительным оформлением. Многие участники Конкурса приглашаются для работы в жюри олимпиады соответствующего года.

Олимпиада «Уникум» для школьников 3-6 классов проводится ежегодно начиная с 2010 года. Организаторами являются управление образования и науки Липецкой области, ГОАОУ «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия», ФГБОУ ВО «ЛГПУ им. П.П. Се-менова-Тян-Шанского», ФГБОУ ВО «ЛГТУ», ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина».

Олимпиада проводится по классическим правилам - школьники получают в аудитории тексты задач и в течение отведённого времени решают их, оформляя подробное решение на специальных бланках. Текст олимпиады состоит из десяти заданий различного уровня сложности, который, как правило, увеличивается от первых к последним задачам. Первые задачи не представляют особой трудности для большинства обучающихся, что создает мотивацию к решению последующих задач.

Рекомендуемая примерная тематика задач: задачи на смекалку, числовые ребусы, задачи-шутки, игры со стратегией, оценка + пример, задачи на взвешивания, правдолюбцы и лжецы, метод перебора, задачи на проценты, доли, смеси, уравнения в целых числах (диофантовы уравнения), текстовые задачи на арифметический способ решения, текстовые задачи на составление уравнений, закономерности и алгоритмы, процессы и операции, делимость и остатки (чётность и нечётность), принцип Дирихле, нестандартные уравнения, доказательство несложных неравенств, элементы комбинаторики, инварианты, операции над множествами, круги Эйлера, простые задачи на графы, задания на разрезания и раскраски, геометрические конструкции, нестандартные геометрические задачи, задачи со спичками.

Критерии оценивания задач конкурсантов (каждый элемент оценивается по пятибалльной шкале: 1...5, при определении рейтинга баллы по первым трём критериям утраиваются):

1. Оригинальность задачи;

2. Правильность и полнота решения;

3. Целесообразность использования задачи на олимпиаде «Уникум»;

4. Обоснованность критериев оценивания задачи;

5. Использование региональных элементов в смысловой оболочке задачи;

6. Использование в смысловой оболочке задачи сюжетов и героев детских книг и фильмов (особенно российских и советских);

7. Наличие и качество оригинальных иллюстраций к задачам;

8. Личное мнение члена жюри о задаче.

В целях систематизации работы участников Конкурса им предлагается примерный план ра-

боты по составлению и проверке задач. Структура плана формировалась и модифицировалась в процессе проведения первых соревнований, учитывалось мнение самих конкурсантов. Примерный план содержит следующие этапы, конечно, не каждый участник конкурса в процессе работы реализует все предлагаемые шаги, но определённую направленность деятельности он получает.

1. Разбор задач, предлагавшихся на олимпиаде «Уникум» и других школьных олимпиадах. Анализ приёмов решения олимпиадных задач.

2. Выбор планируемой тематики составляемых задач на основе предпочтений конкурсанта.

3. Определение идеи/идей, которые планируется реализовать в решении составляемой задачи. Например, одним из приёмов может являться построение задачи, обратной ранее опубликованной.

4. Формирование примерной структуры решения задачи. Подбор исходных данных к задаче выбранной структуры. Отработка вычислительных процедур, которые будут реализованы в процессе решения.

5. Разработка смысловой оболочки задачи с учётом интересов школьников соответствую -щих классов.

6. Составление первоначальной версии задачи и её решения. Самостоятельная проверка решения.

7. Тестирование условия задачи и её решения с привлечением однокурсников.

8. Окончательная формулировка конкурсного задания и его решения.

Рассмотрим примеры конкурсных заданий разных лет, которые в дальнейшем использовались в материалах открытой олимпиады «Уникум».

Задачи на делимость

Как-то раз Незнайка решил стать математиком и принялся за решение задачи. Он взял два натуральных числа, сумма которых 1011. Затем увеличил каждое число на 2022 и перемножил получившиеся числа. В итоге у него получилось число, оканчивающееся на 1011. Результат своих вычислений он показал Знайке. Посмотрев на условие задачи и результат вычислений, Знайка сказал: «Решение неверно!». Объясните, почему результат Незнайки ошибочный.

Пример логической задачи

В организации олимпиады «Уникум» принимают участие только фантазеры и мудрецы. Фантазеры всегда фантазируют (говорят неправду), мудрецы всегда говорят правду. Встретились три организатора. Первый из них сказал: «Мы все фантазеры». Второй ответил: «Ровно один из нас мудрец». Третий организатор промолчал. Определите, кто из организаторов мудрец.

Дополнительные баллы по результатам конкурса участник может получить, если оболочка задачи содержит региональный материал, как, например, следующая задача.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В некоторый учебный год в Липецкой области всего было 3300 школьников, каждый из которых принимал участие хотя бы в одной открытой олимпиаде «Грамотей», «Уникум» или «Супербит» (финальный этап). В олимпиаде «Грамотей» принимало участие 2326 школьников, в олимпиаде «Уникум» - 1402 школьника, в олимпиаде «Супербит» - 445 школьников. Также оказалось, что 600 школьников были и на олимпиаде «Грамотей», и на олимпиаде «Уникум»; 95 - на олимпиаде «Грамотей» и на олимпиаде «Супербит»; 247 - на олимпиаде «Уникум» и на олимпиаде «Супербит». Сколько школьников смогли принять участие сразу в трёх олимпиадах «Грамотей», «Уникум» и «Су-пербит»?

Регулярно предлагаются задания с геометрическим содержанием. Например, следующая задача: «Уникум решил из бумажного листа площадью 144 см2 сделать бумажный самолётик. Изготовив самолётик, он заметил, что ровно половину исходного листа пришлось свернуть в 4 слоя, ровно 1/3 исходного листа пришлось свернуть в 3 слоя, оставшаяся часть исходного листа осталась однослойной. Чему равна площадь полученного самолётика?

Площади и исходного листа, и полученного самолётика рассматриваются только с одной стороны».

Можно рассмотреть и другие виды предлагавшихся на конкурсе задач, в том числе и не самые удачные варианты, но подробный анализ банка задач выходит за рамки проводимого исследования.

Эффективность подготовки студентов и магистрантов в университете зависит от многих факторов, включает формальные и неформальные аспекты.

Так, например, для оценки удовлетворенности научно-образовательной деятельностью и внеучебной работой в университете было проведено анкетирование студентов (предлагалось 18 вопросов), обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», по уровням: полностью доволен, частично доволен, частично недоволен и совсем недоволен. Опрос проводился в весеннем семестре 2020 года. В нем приняли участие 65 обучающихся 1-5 курсов. Участие было анонимным и добровольным. Анализ полученных результатов позволил заключить, что большинство студентов (74%) удовлетворены организацией научно-образовательной деятельности и внеучебной работы, причем около трети

Таблица

2020 2021 2022

Бакалавриат 10 8 12

Магистратура 2 3 3

из них лишь частично удовлетворены разными сторонами. При этом 61% респондентов отметили важность участия в олимпиадах и конкурсах.

Сами же участники Конкурса ежегодно участвуют в анкетировании по вопросам, касающимся мотивации обучения, расширения кругозора, формирования профессиональных компетенций, самосознания, развития коммуникативной компетенции и др.

Количество студентов и магистрантов, принявших участие в Конкурсе по годам, они же принимали участие и в опросе, приведено в таблице.

Для определения тесноты связи между ответами студентов бакалавриата и магистратуры были вычислены значения коэффициента корреляции Спирмена: 0.92; 0.89; 0.91. Наблюдаем определенную устойчивость значений. Это очевидно, потому что участвуют наиболее успешные студенты.

Заключение

На основе проведённого исследования можно сделать выводы о целесообразности, в рамках комплексной системы повышения уровня методической подготовки студентов, проведения Конкурса по составлению олимпиадных задач. Участие студентов в подготовке к соревнованию и непосредственно в Конкурсе способствует повышению профессиональных и метакогнитивных компетенций педагога-математика.

Таким образом, в результате самостоятельного составления задач у студентов совершенствуются навыки работы с информацией, обогащается профессиональная терминология, они видят практическое применение своих знаний для разработки задач. Все это вместе ведет к формированию у них соответствующих компетенций, развивается мышление.

Студенты в целом высоко оценивают проводимую работу по составлению задач для школьных олимпиад, отмечают важность участия в рассматриваемом Конкурсе и в проверке работ школьников.

Корреляционный анализ, проведённый в рамках исследования, позволил отметить наличие статистически значимых связей, а направление полученных корреляций согласуется с теорией и практикой образовательного процесса.

В образовательном процессе педагогического университета должно быть место творческой

деятельности, в том числе и учебной направленности. Различные конкурсные мероприятия стимулируют реализацию созидательных, креативных способностей студентов, накопление личного профессионального и творческого опыта. Приобретённые профессиональные и метакогнитивные компетенции студент будет применять в самостоятельной педагогической деятельности.

Список литературы

1. Астахова Н.А. Обучение студентов составлению математических задач как средство формирования специальных умений по их решению // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 9 (33). С. 204-208.

2. Савенков А.И., Романова М.А., Смирнова П.В. Развитие метакогнитивных компетенций студентов в процессе конструирования математических задач для младших школьников // Acta Biomedica Scientifica (East Siberian Biomedical Journal). 2022. Т. 7. № 2. С. 223-232.

3. Озерова Т.С., Воронина Л.В. Составление студентами задач на занятиях по математике как инструмент формирования универсальных компетенций // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 27-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 19-20 апреля 2022 года. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2022. С. 95-98.

4. Борсуковский С.И. Составление математических задач как средство формирования исследовательских компетенций учащихся // Современное общее образование: проблемы, инновации, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, Орел, 25 февраля 2022 года / Редколлегия: Т.М. Бакурова [и др.]. Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2022. С. 521-524.

5. Бурданова Д.Н. Методические аспекты составления авторских задач, формирующих математическую компетентность // #ScienceJuice2020: Сборник статей и тезисов студенческой открытой онлайн-конференции, Москва, 23-27 ноября 2020 года. Т. 5. М.: ПАРАДИГМА, 2021. С. 12-19.

6. Перевощикова Е.Н., Бычков А.В. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 1 (34). С. 6.

7. Пак Н.И. Способ формализации процесса составления математических задач // Информатизация образования и методика электронного обучения: циф-

ровые технологии в образовании: Материалы VI Международной научной конференции в трех частях, Красноярск, 20-23 сентября 2022 года. Часть 1. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. С. 103-107.

8. Деза Е.И. Вопросы подготовки будущего учителя к организации школьных математических олимпиад // Развитие общего и профессионального математического образования в системе национальных университетов и педагогических вузов: Материалы 40-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, Брянск, 7-9 октября 2021 года. Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021.

С. 157-160.

9. Томилова А.Е. Опыт и перспективы проведения конкурсов по составлению и решению краеведческих математических задач // Бесконечномерный анализ, стохастика, математическое моделирование: новые задачи и методы. Проблемы математического и естественнонаучного образования: Сборник статей Международной конференции, Москва, 15-18 декабря 2014 года / Под ред. А.И. Кириллова, С.А. Розановой. М. : Российский университет дружбы народов, 2015. С. 329-333.

10. Боженкова Л.И., Алексеева Е.Е. Составление задач учащимися как средство достижения предмет-

ных и метапредметных результатов при обучении геометрии // Наука и школа. 2013. № 5. С. 103-107.

11. Воробьев Г. А., Фомина Т.П. Взаимосвязь развивающей, обучающей и контрольно-соревновательной функций дистанционных математических конкурсов // Вопросы педагогики. 2021. № 4-1. С. 74-77.

12. Воробьев Г.А., Фомина Т.П., Хорцев А.В. Использование геймификации (игрофикации) в дополнительном профессиональном образовании по математике // Гуманитарные исследования Центральной России. 2022. № 2 (23). С. 73-83.

13. Жигалова О.П. Проектирование и конструирование элементов образовательной среды как необходимое условие подготовки педагога к профессиональной деятельности в информационном обществе // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2018. Т. 9. № 2. С. 2.

14. Savenkov A.I., Karpova S.I., Sukhova E.I. Model of development of children's giftedness in the Russian education system // Psychology and Education. 2018. 55 (2). Р. 74-84.

15. Тимиргалеев М.М., Шигапова Д.К. Развитие творческих способностей будущих педагогов // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: Материалы 11-й Международной научно-практической конференции. В 2 книгах / Под общ. ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 400-404.

MODELING OF SOME ELEMENTS OF A TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY THROUGH A COMPETITION FOR COMPOSING MATHEMATICAL PROBLEMS

G.A. Vorobyev, T.P. Fomina

Lipetsk State Pedagogical P.P. Semenov-Tyan-Shansky University

The modern developing Russian society requires educated, well-mannered, active professionals who could make informed decisions based on preliminary analysis, predict the possible consequences of the choice made. This is impossible without relying on education. The process of education in the modern world is continuous, because innovative programs are constantly being introduced, digital resources are increasingly being used, etc., which determines the multidimensional nature of the teacher's activities. And here it is very important to develop personal qualities and professionalism of a teacher, one of the elements of which is methodical training. The authors emphasize the importance of the teacher's ability to compose their tasks for students. Therefore, the use of a student competition for composing mathematical problems makes it possible to increase the necessary competencies of a future teacher.

The article defines the structural components of the model of an integrated system for improving the level of methodological training of students and considers one of its elements: a competition for drawing up tasks. The tasks of the competition are outlined, its structure and content are described. Some elements of methodical preparation of a future mathematics teacher for the development of simple Olympiad tasks for schoolchildren are analyzed. The article highlights the stages of the proposed model, during the implementation of which students will be able to prepare interesting tasks useful to students.

Keywords: mathematical problems, competition, compilation of problems, popularization of mathematical knowledge, methods of teaching mathematics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.