Научная статья на тему 'Моделирование налога на имущество в бизнес-планировании'

Моделирование налога на имущество в бизнес-планировании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ / БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО / СТАВКА НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО / ENTERPRISE MANAGEMENT BUSINESS PLANNING / FINANCIAL MODELING / CASH FLOW / PROPERTY TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вершинина Анна Владиленовна

В статье рассматривается бизнес-планирование в процессе управления предприятием, в частности структура моделирования налога на имущество. Представлен разработанный автором алгоритм финансового моделирования денежных потоков. Описываются подходы к моделированию расчета налога на имущество. Обосновывается, что финансовое моделирование является действенным инструментом планирования на предприятии и управления им, повышающим эффективность деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF PROPERTY TAX IN BUSINESS PLANNING

The article discusses the business planning process of business management, in particular the structure of the model of property tax. Presented an algorithm developed by the author of the financial cash flow modeling. Describes approaches to modeling the calculation of property tax. It is proven that financial modeling is an effective tool for planning at the enterprise and its management, which increases the efficiency of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Моделирование налога на имущество в бизнес-планировании»

Моделирование налога на имущество в бизнес-планировании*

А.В. Вершинина

научный сотрудник Института системного анализа Российской академии наук (г. Москва)

Анна Владиленовна Вершинина, annav@mdcg.ru

В настоящее время все большее значение в процессах управления предприятиями приобретают бизнес-планирование и последующий мониторинг выполнения планов. Управляющие и собственники компаний стремятся систематизировать деятельность фирм, повысить их управляемость, предсказуемость и информационную прозрачность. Бизнес-планирование - одно из наиболее эффективных средств достижения разнообразных целей на всех этапах жизни предприятия: при создании новых компаний и проектов «в чистом поле», при внедрении новых технологий и расширении производства, при финансовом оздоровлении и ликвидации и во многих других ситуациях. Чаще всего бизнес-план создается для привлечения финансирования и предназначается для внешних потребителей информации. Но одновременно увеличивается значимость бизнес-планирования для внутренней жизни компаний, способствуя принятию успешных инвестиционных и управленческих решений.

В зависимости от целей бизнес-план может быть различных объема, структуры и содержания, но в любом случае он содержит следующие основные части:

• организационная,

• маркетинговая,

• производственная,

• финансовая.

Центральной частью финансового блока является модель прогнозного движения денежных средств, на основе которой производится оценка финансовой реали-

зуемости проекта и эффективности вложения средств согласно общепринятым отечественным [4] и зарубежным методикам (в том числе ЮНИДО1 и Всемирного банка). В современных условиях процесс моделирования денежных потоков актуален, а детальная разработка методологии такого моделирования чрезвычайно важна.

Зачастую для моделирования денежных потоков проектов в компаниях создаются собственные разработки в среде Excel, что представляется удобным для учета особенностей конкретного бизнеса, индивидуальных условий его окружения и налогообложения, а также для построения собственных планов и стратегий. Но даже если предполагается пользоваться специализированными компьютерными программами, для успешного анализа необходимо понимание принципов построения финансовой модели. В процессе моделирования финансовые аналитики и другие специалисты часто задаются следующими вопросами:

• какова в целом логика построения финансовой модели денежных потоков проекта?

• как в модели должны отражаться исчисление и уплата налогов, в том числе налога на имущество;

• как определить ставку налога на имущество для моделирования в соответствии с законодательством?

• какие допущения можно сделать в модели и насколько приближенным к реальности должно быть моделирование налога на имущество?

* Работа выполнена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 10-06-00011-а.

1 ЮНИДО - Uited Ыа^ов №иэЫа1 Developmet Огда12а11оп - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих вопросов.

Место моделирования налога на имущество в алгоритме создания финансовой модели

Процесс финансового моделирования денежных потоков будущего проекта весьма непрост. Прежде чем приступить к созданию форм и написанию формул в Excel, необходимо ясно понимать структуру и алгоритм будущей модели и уметь изобразить его на бумаге. Для того чтобы представить, каким образом и в какой последовательности различные блоки данных и расчетов соотносятся между собой и как достигается основная задача финансового моделирования - построение движения всех денежных потоков проекта во времени, - предлагаем воспользоваться графическим «языком» программистов и дать

изображение принципиального алгоритма в виде схемы.

Структура и принципиальный алгоритм финансового моделирования представлены в виде схемы с информационно-логическими связями между блоками и изображены на рисунке 1.

Разработка модели начинается с определения исходных данных и параметров и далее строится вокруг центральной задачи моделирования - формирование денежных потоков, которые традиционно разделяют на операционные, инвестиционные, финансовые и налоговые. Решение этой задачи осуществляется с использованием блоков моделирования амортизации, отчета о прибылях и убытках, выплат налогов на имущество, прибыль, НДС и страховых взносов. Завершают процесс моделирования расчет показателей эффективности на основе денежных потоков и построение отчетов и графиков для представления в документах

*CF - денежные потоки **ОС - остаточная стоимость

Рис. 1. Структура и принципиальный алгоритм финансового моделирования

бизнес-плана. Рекомендуемая последовательность расчетов при создании финансовой модели, представленной на рисунке 1, следующая:

А - В - С - й - Е - ^ - G) - Н - К - [Ц -- М - N - О.

При этом порядок моделирования блоков й, Е, связки ^ - G) и блока Н не является строго фиксированным.

На первом этапе моделирования проекта в целом блок L (денежные потоки, связанные с финансированием плана), как правило, отсутствует (поэтому он взят в квадратные скобки в рекомендуемой последовательности расчетов).

На втором этапе моделирования бизнес-плана для отдельного участника должно быть отражено движение денежных средств, связанных с осуществлением подобранной схемы финансирования проекта. Если применяются несколько источников и способов финансирования, то все связанные с ними движения денег должны находить отражение в блоке L «Финансовые CF».

Кроме того, при создании финансовой модели необходимо моделировать некоторые процедуры бухгалтерского учета для целей определения величин денежных потоков, связанных с исчислением и уплатой налогов. Так, для определения налога на имущество моделируется учет основных средств: начисление амортизации и определение их остаточной стоимости2.

Алгоритм моделирования налога на имущество и амортизации

Для определения денежных оттоков (выплат) по налогу на имущество в финансовой модели бизнес-плана необходимо организовать ряд расчетов по шагам проекта, порядок которых можно проследить по алгоритму, представленному на рисунке

1. Исходной информацией для таких расчетов является заложенный в инвестиционные

денежные потоки (блок С) план проекта по приобретению и (или) строительству основных средств, в котором указаны сроки, цены и графики оплат. Также необходимы данные о сроках ввода в эксплуатацию (блок А). Из блоков А и С данные поступают в блок F, в котором организованы расчеты бухгалтерских амортизационных начислений и остаточной стоимости основных средств. При моделировании амортизации учитываются следующие правила и рекомендации:

1) амортизация основных средств начинается с момента их ввода в эксплуатацию. Формально в российском бухгалтерском учете начало амортизации определяется оформлением акта ввода в эксплуатацию и связано с выполнением ряда обязательных процедур (например для здания такой акт может появиться только после государственной приемки). Если в бизнес-планировании использовать подход, принятый МСФО, согласно которому раскрывается экономическая суть деятельности, то начислять амортизацию следует с момента фактического начала использования средства в производственной деятельности;

2) следует применять линейный метод начисления амортизации в соответствии с требованиями налогового учета, чтобы упростить модель и обеспечить фактическое совпадение бухгалтерского и налогового учетов;

3) необходимо моделировать амортизацию для каждого основного средства по отдельности в соответствии с началом использования и установленными сроками эксплуатации. Можно объединить некоторые средства в группы, только если они функционально близки и используются одновременно. Здесь важно обеспечить наглядность и технологичность расчетов;

4) следует помнить, что на учет основные средства ставятся по первоначальной стоимости, в случае покупки - это сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещае-

2 Дальнейшее исследование относится к основному режиму налогообложения и не касается упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, так как в последних двух случаях уплата налога на имущество не предусматривается.

мых налогов3. В то время как в инвестиционных денежных потоках бизнес-плана отражаются полные суммы, выплачиваемые с расчетных счетов;

5) по правилам бухгалтерского учета амортизация начисляется ежемесячно, в сумме, которая равна первоначальной стоимости, деленной на количество месяцев установленного срока эксплуатации. Если шаг расчета проекта более одного месяца, то может быть принято решение начислять амортизацию сразу за всю длительность шага расчета. Однако надо иметь в виду, что это завышает оценку денежных потоков, что будет показано далее.

При исчислении налога на имущество моделирование амортизации необходимо для определения остаточной стоимости совокупности всех основных средств предприятия на начало и конец каждого месяца. Эта величина является базой имущественного налогообложения. Таким образом, расчет блока F завершается определением остаточной стоимости, данные о которой передаются в блок G «Расчет налога на имущество».

Основные принципы моделирования налога на имущество

В процессе моделирования необходимо показать, как организации исчисляют и уплачивают налоги в реальности. Налог на имущество регулируется главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и исчисляется как среднегодовая остаточная стоимость основных средств, умноженная на ставку не более 2,2 процента (п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375, п. 1 ст. 380, п. 1 ст. 382 гл. 30 НК РФ). В модели конкретного проекта необходимо учитывать местонахождение предприятия, так как размер ставки налога устанавливается законами субъектов Российской Федерации и может существенно различаться.

Налог на имущество уплачивается четырьмя частями в течение года по окончании кварталов: 3 авансовых платежа по итогам 1-го квартала, полугодия, 9-ти месяцев (отчетные периоды) и заключительная

сумма - по итогам года (налоговый период).

Остаточная стоимость на некоторую дату - это первоначальная (принятая к учету) стоимость основного средства за вычетом начисленной амортизации за период с начала эксплуатации.

Средняя стоимость имущества за период рассчитывается как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 гл. 30 НК РФ).

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества (п. 4 ст. 382 гл. 30 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога за год и суммами авансовых платежей по налогу (п. 2 ст. 382 гл. 30 НК РФ).

Таким образом, чтобы произвести необходимые расчеты по налогу на имущество, надо смоделировать учет основных средств с начислением амортизации и определением остаточной стоимости. Помимо этого, в моделировании денежных потоков проекта суммы амортизации по периодам используются для расчета выплат налога на прибыль, так как являются составляющими учетных затрат.

Теперь рассмотрим, с какой степенью приближения к реальности следует моделировать схему уплаты налога на имущество для обеспечения достаточной достоверности бизнес-плана как для целей оценки его финансовой реализуемости и эффективности, так и для решения управленческих задач.

Влияние способов моделирования налога на имущество на денежные потоки проекта

В финансовой модели проекта выплаты

3 Пункты 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

по налогу на имущество можно рассчитывать при различных допущениях и с разной степенью точности. На первый взгляд, судя по небольшой относительной величине ставки налога, может показаться, что влияние налога на имущество, а тем более его отклонения на денежные потоки всего проекта не так уж велико. Однако в каждом конкретном проекте существует свое, присущее конкретной деятельности, соотношение размеров операционных, инвестиционных, финансовых и налоговых денежных потоков, так что не следует делать поспешные выводы до создания модели и ее исследования.

Точность учета налога на имущество становится особенно важной при большой стоимости имущества, приобретаемого по проекту. И даже если дело небольшое, предпринимателю следует учесть в бизнес-плане все детали, особенно на первых этапах, когда производится много затрат, а дело еще не раскручено, доходов поступает мало и дорог каждый рубль.

Возможны следующие подходы к моделированию налога на имущество в финансовой модели бизнес-плана.

1. В самом первом приближении, когда на первых шагах бизнес-планирования проводится экспресс-оценка, для упрощения можно считать, что налог на имущество в течение реализации проекта уплачивается с постоянной первоначальной стоимости основных средств, приобретаемых по проекту, то есть не учитывать уменьшение стоимости средств за счет амортизации при исчислении базы для налогообложения. Таким образом, очевидно, что сумма налога на имущество за период проекта окажется завышенной, что для целей экспресс-оценки эффективности проекта не так уж и плохо, так как согласуется с принципом формирования умеренно-пессимистического сценария будущей деятельности. Одновременно надо учитывать, что итоговые чистые денежные потоки проекта уменьшатся не на полную сумму увеличения выплат по налогу на имущество, так как это изменение окажет противоположное влияние на размер денежных потоков по налогу на прибыль. Дело в том, что налог на имущество является элементом затрат при исчислении нало-

га на прибыль. Иначе говоря, если размер выплаты имущественного налога в финансовой модели проекта увеличится, то в то же время при прочих равных выплата налога на прибыль сократится на величину, равную ставке налога на прибыль, умноженную на изменение налога на имущество:

АСР = АН....- АНШ,СТ,,П

налог ИМ ИМ НП

или

СРналог = АНИМ(1 - СТНП^

где АСРналог - изменение суммарного денежного потока по выплате налогов;

АНИМ - изменение размера налога на имущество;

СТНП - ставка налога на прибыль.

Очевидно, что в любом случае суммарный эффект на денежные потоки будет той же направленности, что и изменение налога на имущество, так как противоположное влияние, выраженное изменением налога на прибыль, исчисляется в долях, меньших единицы.

2. Более приближенным к реальным расчетам является способ моделирования налога на имущество, когда ставка налога умножается на остаточную стоимость основных средств на начало расчетного периода. При этом надо иметь в виду, что чем мельче шаг расчета, тем точнее исчисляется величина налога.

3. Наконец, можно организовать расчеты в полном соответствии с НК РФ и моделировать уплату налога так, как это происходит в действительности.

Для исследования влияния способов отражения налога на имущество на денежные потоки и оценку эффективности проекта был выбран реальный бизнес-план, который рассчитывался несколько лет назад.

По плану предусматривались покупка самолета «Боинг» и получение доходов от его эксплуатации в течение 5 лет. Рассматривался проект в целом, то есть предполагалось, что он полностью осуществляется за счет средств единственного инвестора (привлечение финансирования и расходы по обслуживанию долга в этой модели не предусматривались). Ставка налога на имущество - 2,2 процента, ставка дисконта - 5

Таблица 1

Результаты моделирования налога на имущество при осуществлении проекта

«Боинг», тыс. долл.

Способ моделирования налога на имущество 1 2 3

Сумма выплат налога на имущество за 5 лет 1 045 7ВВ 759

Абсолютное изменение суммы налога при переходе от предыдущего способа к последующему -257 -29

Относительное изменение суммы налога, % -24,6 -3,4

Сумма выплат налога на прибыль за 5 лет 2 В4В 2 900 2 901

ЫРУ проекта 858 1 032 1 059

Абсолютное изменение ЫРУ при переходе от предыдущего способа к последующему +174 +27

Относительное изменение ЫРУ, % +20,3 +2,6

процентов, единица расчета - тысячи долларов. Шаг расчета - 1 месяц. В момент покупки самолет ставился на учет по стоимости 9,5 миллиона долларов. Срок эксплуатации - 10 лет. Результаты моделирования представлены в таблице 1.

Очевидно, что первый способ (когда стоимость имущества для налогообложения не изменяется) дает самый грубый результат: существенно завышается сумма налога и значительно занижается интегральный дисконтированный эффект проекта NPV (Net Present Value). Хотя и в этом случае проект остается эффективным4.

В то же время различия между вторым (исчислять налог с остаточной стоимости на начало периода) и третьим (расчет в полном соответствии с НК РФ по средней остаточной стоимости и выплатами 4 раза в год по окончании квартала) способами представляются несущественными для целей оценки. Однако собственнику может показаться иначе, ведь при моделировании по второму способу ему «недосчитали» 29 тысяч долларов денежных доходов по проекту.

Также по реально рассчитанному бизнес-плану был проанализирован проект по покупке здания гостиницы в городе Москве. Цель анализа - определение изменения суммы налога на имущество за 5 лет в зависимости от шага расчета для трех при-

близительных расчетов, а также при двух вариантах моделирования в соответствии с НК РФ.

По проекту приобретается готовое здание гостиницы и ставится на учет по стоимости 20 миллионов долларов. Срок эксплуатации определен в 30 лет. Результаты моделирования представлены в таблице 2.

Первые три расчета с шагами в год, квартал и месяц выполнены при допущении, что налог на имущество на шаге исчисляется на остаточную стоимость на начало периода расчета и выплачивается в конце того же периода. С уменьшением длительности шагов и увеличением их количества налог исчисляется все точнее, и сумма выплат за период проекта сокращается.

В четвертом и пятом вариантах суммы налога определяются в соответствии с НК РФ (с шагом расчета в месяц). Различаются они учетом срока выплаты: в четвертом расчете выплата налога моделируется в последнем месяце квартала, а в пятом - в месяце, следующем за окончанием квартала, как это предусмотрено НК РФ. В последнем случае наблюдается любопытный эффект: при ограниченном горизонте планирования проекта, который, как правило, кратен году или кварталу, последняя выплата налога выносится за рамки проекта. Это проиллюстрировано на рисунке 2.

4 Проект эффективен при условии неотрицательности NPV.

Таблица 2

Результаты моделирования налога на имущество при осуществлении проекта

«Гостиница», тыс. долл.

Вариант моделирования налога на имущество С шагом год С шагом квартал С шагом месяц По НК РФ, с выплатой в конце квартала По НК РФ, с выплатой в начале следующего квартала

Номер расчета 1 2 3 4 5

Сумма выплат налога на имущество за 5 лет 2 053 2 026 2 020 2 017 1 926

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абсолютное изменение сумм налога при переходе от предыдущего способа расчета к последующему -27 -6 -3 -91

Относительное изменение сумм налога, % -1,3 -0,3 -0,15 -4,5

Относительное изменение сумм налога относительно расчета 1 -1,3 -1,6 -1,75 -6,2

ч

ф

Ц

О

>

О

О

Ь

о

о

к

0

к

го

1 У

о

I-

го

I—

о

о

о о т ш

о х ф

= <3 го >

I

!_

О

с;

го

X

Средняя остаточная стоимость ОС за налоговый период

Остаточная стоимость ОС по РСБУ*

01 2345678910 11 12 месяцы

*РСБУ - российские стандарты бухгалтерской отчетности

Рис. 2. Сравнение результатов расчета величины налога на имущество

различными методами

Таким образом объясняется столь значительная разница между результатами расчетов 4 и 5. В итоге оказалось, что более

точное моделирование реальных выплат ведет к фактическому недоучету денежных оттоков по проекту и завышению оценки

его интегрального эффекта. Кроме того, в этом случае при моделировании приходится принимать специальные меры для корректного учета затрат, связанных с налогом на имущество, при исчислении налога на прибыль, а именно учитывать сдвиг в один шаг.

Ограничение проекта для целей оценки строго определенными временными рамками - это аналитическая условность. Такая ситуация возникает при создании нового дела или для инициируемого на действующем предприятии проекта, когда производственная деятельность фактически продолжается за рамками (выделенного) инициируемого проекта, рассматриваемого в отрыве от остальной деятельности предприятия. В случае же действительно самостоятельного проекта срок его окончания должен быть определен как время завершения всей деятельности, и подобной проблемы не возникнет. Здесь по определению все платежи по проекту окажутся внутри горизонта планирования.

Аналогичный эффект наблюдается и в первом рассмотренном проекте «Боинг». Там в сумме налога за 5 лет, определенной способом 3, «недоучтен» последний платеж по налогу на имущество в размере 25 тысяч долларов, он также оказался вынесенным за рамки проекта. Если принять это во внимание, то становится очевидным следующий результат исследования проектов: между приближенным вычислением налога на имущество с шагом в месяц и расчетом в соответствии с НК РФ (с учетом выплаты в конце квартала) разница незначительная.

Практика показывает, что по мере проработки проекта собственники, потенциальные инвесторы и участники проекта начинают требовать все более точного моделирования будущих денежных потоков, в том числе и в части налогообложения. Зачастую доводы проектных аналитиков о том, что модель не обязана полностью повторять действительность, что необходимо оценивать умеренно-пессимистический сценарий и что точный учет налога на имущество несущественно влияет на денежные потоки и оценку эффективности проекта, не

способны убедить заказчика бизнес-плана. В том числе и для таких случаев специалистам необходимо владеть методикой моделирования налога на имущество, а также представлять взаимовлияние денежных потоков и бухгалтерских учетных величин бизнес-плана.

Вместе с тем подобные требования становятся все более правомерными по мере приближения к старту проекта, так как хорошо детализированная и приближенная к реальности модель бизнес-плана удобна для последующего мониторинга и является действенным инструментом управления.

Моделирование налога на имущество в зависимости от региона реализации проекта

При моделировании конкретного проекта наряду с другими условиями его экономического окружения необходимо учесть место реализации проекта, а также тщательно изучить законодательство соответствующего субъекта Российской Федерации по налогу на имущество, которым в соответствии с НК РФ окончательно определяются ставки и условия их применения.

Законодательство субъектов Российской Федерации в области регулирования налога на имущество весьма разнообразно, разнородно по структуре и содержанию и меняется практически ежегодно. По состоянию на 2010 год из 83 субъектов Российской Федерации в 81 субъекте в качестве основной принята максимальная ставка налога на имущество - 2,2 процента, и только в 2 субъектах - меньшая: в Республике Дагестан - 2 процента, Чеченской Республике - 1 процент. Интересно, что в Чеченской Республике ставка 2,2 процента предусмотрена для федеральных органов, банков, предприятий нефте- газо- энергетических отраслей, почты и железнодорожного транспорта.

В законах некоторых субъектов Российской Федерации существуют следующие варианты установления ставок налога, отличных от основной: ставка может быть понижена, может быть равна 0 процентов,

также могут быть определены градации ставки в зависимости от сроков, стоимости имущества и других условий. Кроме того, отдельными статьями или отдельными законами могут быть установлены льготы (в дополнение к федеральным согласно статье 381 НК РФ).

Во многих субъектах пониженные или нулевые ставки устанавливаются для органов власти, бюджетных организаций, автомобильных и железных дорог, аэропортов, МЧС, объектов социально-культурного назначения и т. п. В принципе к обычной предпринимательской деятельности это не имеет отношения, но в бизнес-планах проектов, выполняемых в рамках государственночастного партнерства, конечно же будет учитываться.

Имеет смысл обратить внимание на то, что в различных регионах пытаются поддерживать и развивать отдельные отрасли, устанавливая пониженные ставки налога на имущество. Приведем примеры таких регионов с указанием отраслей, которые они поддерживают:

• агропромышленный комплекс - Республика Алтай, Карачаево-Черкесская Республика, Архангельская, Воронежская, Калужская, Рязанская, области, Чувашия, Чеченская Республика;

• рыболовство и переработка рыбы -Амурская, Волгоградская, Мурманская области, Камчатский край;

• добыча природного газа - Кемеровская область, Чукотский автономный округ;

• строительство газовых сетей - Республика Мордовия;

• судостроение - Архангельская область;

• аэропортовое хозяйство - Ивановская, Омская области, Краснодарский край, Красноярский край, Чукотский автономный округ;

• нефтеперерабатывающая промышленность - Коми-Пермяцкий автономный округ, Красноярский край;

• пищевая промышленность - Якутия;

• лизинг оборудования для определенных отраслей - Кировская и Оренбургская области, Республика Хакассия.

В Пермской области, например, установлена пониженная ставка для нефтедобытчиков в отношении малодебитных скважин. Любопытно отметить, как подготовка к 0лимпиаде-2014 в Сочи отражается в законе Краснодарского края: ставка 0,1 процента установлена на имущество некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области спорта, ставка 0,3 процента введена с 2010 по 2015 годы в отношении имущества аэропортов.

В законах ряда областей прописываются особые, порой сложные условия применения пониженных ставок для инвестиционных проектов, получивших статус приоритетных в соответствующих субъектах, например в Архангельской, Рязанской, Ростовской, Псковской, Пензенской областях, Республике Алтай, Татарстане. В Орловской области, например, содержательная характеристика такого проекта приводится непосредственно в законе: инвестиционный проект по селекционно-гибридной работе и разведению племенных свиней. Кроме того, могут поддерживаться инвестиции в новое оборудование и модернизацию старого без привязки к избранным проектам. Так предусматривают законы, например, Астраханской, Иркутской, Ивановской, Калужской, Кировской Смоленской областей, Республики Карелия и других субъектов.

Примечателен перечень поддерживаемой пониженными ставками налога на имущество деятельности в Нижегородской области: обрабатывающие производства, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро. Это демонстрирует явную инновационную направленность регио-на5.

Весьма разработанным является Закон Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций». Этим законом посредством различных пониженных ставок поддерживаются нефтехимическое произ-

5 Нелишне упомянуть, что самое крупное в России разрабатывающее подразделение фирмы «Интел» находится в Нижнем Новгороде.

водство, производство легковых автомобилей, сельское хозяйство, технопарки и научно-исследовательские организации, а также региональные инвестиционные проекты при условии выполнения заявленных бизнес-планов.

Необходимость тщательного анализа законодательства для составления адекват-

ной модели бизнес-плана можно подтвердить следующими примерами.

В Смоленской области для инвестиций в создаваемое, приобретаемое или реконструируемое имущество установлена сложная шкала налоговых ставок в зависимости от стоимости проекта и времени его реализации (см. табл. 3).

Таблица 3

Размер налоговых ставок в зависимости от стоимости проекта и времени его реализации

Суммарная первоначальная стоимость имущества на дату ввода его в эксплуатацию Размер налоговых ставок, % Период применения налогоплательщиками дифференцированных налоговых ставок

От 1 до 10 млн р. включительно 0,5 Один налоговый период

Свыше 10 до 40 млн р. включительно 0,5 Первый налоговый период

1,1 Второй налоговый период

Свыше 40 млн р. 0,5 Первый налоговый период

1,1 Второй налоговый период

2 Третий налоговый период

В Астраханской области приняты следующие ставки и условия для налогообложения нового имущества:

• 0,6 процента - в течение одного налогового периода, если стоимость имущества в сумме составляет более 5 миллионов рублей;

• 0,3 процента - в течение двух последовательных налоговых периодов, если стоимость имущества в сумме составляет более 50 миллионов рублей;

• 0,1 процента - в течение трех последовательных налоговых периодов, если стоимость имущества в сумме составляет более 100 миллионов рублей.

В некоторых регионах период применения пониженных ставок определяется сроком окупаемости инвестиционного проекта.

Примечательно, что в Томской области установлена регрессивная шкала налога на имущество в зависимости от относительного прироста одновременно двух величин -выручки от продаж продукции и заработной платы.

Перечисленные особенности изменяющегося регионального законодательства надо изучать и учитывать в финансовой модели бизнес-плана при определении денежных потоков по выплате налога на имущество.

Выводы и рекомендации

1. Финансовое моделирование является действенным инструментом планирования и управления на предприятии. В комплексе с другими процедурами бизнес-планирования оно существенно повышает эффективность, управляемость и прогнозируемость деятельности.

2. Важное место в финансовой модели движения денежных средств занимает моделирование налогообложения, особенно для уплаты налога на имущество. Этому вопросу следует уделять повышенное внимание ввиду неоднозначности трактовки его влияния на денежные потоки.

3. Излишняя детализация моделирования налога на имущество зачастую приво-

дит к нежелательным эффектам и затрудняет адекватную оценку бизнес-плана.

4. Ставки налога на имущество, регламентируемые законами субъектов Российской Федерации, могут существенно различаться по величине, они также различаются в зависимости от условий применения. Это в значительной степени затрудняет адекватное моделирование и требует углубленной проработки для каждого конкретного проекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вершинина А. В., Железный В. Б. Подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2009. № 4.

2. Вершинина А. В. Методологические проблемы финансового моделирования в бизнес-планировании // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5.

3. Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. 4-е изд., доп. М. : Дело, 2008.

4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. М. : Экономика, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Орлова Е. Р. Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок. 8-е изд. М. : Омега-Л, 2010.

6. Орлова Е. Р. Инвестиции : учебное пособие. 6-е изд. М. : Омега-Л, 2009.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон 2 от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ.

8. О налоге на имущество организаций : Закон Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ.

9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 : приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н.

I infoR-Media Russia

Контакты. Информация. Решения.

Компании infor-media Russia и «Allianz РОСНО Управление Активами» приглашают принять

участие во Всероссийской конференции

ПРОИЗВОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: ВЫХОД НА НОВЫЕ РУБЕЖИ

9 декабря 2010 года, Москва Основные вопросы для обсуждения.

• практика и актуальные вопросы законодательства о производных финансовых инструментах

• готовящиеся положения ФСФР России, касающиеся срочных рынков

• состояние срочного рынка в России и в мире на конец 2010 года

• валютные, процентные и кредитные деривативы

• практика управления рисками на срочных рынках

• стратегии и практика привлечения корпоративных и частных инвесторов на срочный рынок

Подробную информацию можно получить на сайте www.derivative-russia.ru

или по телефону (495) 995-80-04

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.