Научная статья на тему 'Моделирование межкультурного диалога как средство формирования и тестирования профессиональных компетенций лингвистов-переводчиков'

Моделирование межкультурного диалога как средство формирования и тестирования профессиональных компетенций лингвистов-переводчиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / РОЛЕВАЯ ИГРА / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / РАБОТА В КОМАНДЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лягушкина Н. В.

Рассмотрен процесс формирования и тестирования профессиональных компетенций через моделирование различных ситуаций общения. Отдельное внимание уделяется формированию компетенций, связанных с межкультурным взаимодействием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование межкультурного диалога как средство формирования и тестирования профессиональных компетенций лингвистов-переводчиков»

УДК 372.881.111.1

Н.В. Лягушкина

Московский городской педагогический университет

МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И ТЕСТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИНГВИСТОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ

Рассмотрен процесс формирования и тестирования профессиональных компетенций через моделирование различных ситуаций общения. Отдельное внимание уделяется формированию компетенций, связанных с межкультурным взаимодействием.

Ключевые слова: межкультурный диалог, тестирование профессиональных компетенций, ролевая игра, мозговой штурм, работа в команде.

В настоящее время в образовании все большее внимание уделяется формированию и развитию различных компетенций. Говоря о лингвистическом образовании, в том числе о подготовке переводчиков, необходимо подчеркнуть значимость культурных компетенций, которым посвящена данная работа.

Важно отметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 «Лингвистика» о способности студентов к общению на межкультурном уровне говориться не только (и даже не столько) в разделе «Общекультурные компетенции», но и в разделе «Профессиональные компетенции в области производственно-практической деятельности». Так, требуется, чтобы выпускник имел представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2); умел осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ПК-7); был способен адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур (ПК-9); мог моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов (ПК-10) [1]. Иными словами, формирование перечисленных навыков и умений необходимо осуществлять в рамках базовой части профессионального цикла, например в ходе изучения дисциплины «Практический курс первого/второго иностранного языка».

Остановимся на вопросе, что именно необходимо изучать с целью развития межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку.

П. Браун и С. Ливинсон выдвинули теорию о разделении культур на два типа: положительной и отрицательной вежливости [2]. Согласно авторам, представители культуры отрицательной вежливости, к которым относится англосаксонская, ориентированы на сохранение личного пространства и на компенсирование необходимости отрицательного лица. С этой целью британцы прибегают к различным способам так называемого «хеджирования», т.е. снижению риска «потерять положительное лицо». К подобным приемам относятся как языковые средства выражения, так и общая стратегия построения высказывания.

Из языковых средств можно упомянуть использование модальных глаголов would, could и других и предоставление, таким образом, адресату выбора совершать или не совершать действие. В качестве примера отношения самих британцев к своей лингвокультуре можно привести карикатуру из юмористического сборника «Как стать британцем» [3] (рис. 1).

( Get ¡Г!! Lesson Twenty-Five Л

around in LllVlLldll Howto be Polite

Рис. 1. Юмористический взгляд на вежливость

Еще одним языковым средством выражения негативной вежливости выступает вводное слово please. Для носителей английского языка важную роль играет, как наличие данного слова в просьбе [3] (рис. 2), так и место данного слова в высказывании. Так, фразы Please provide the following contact information: name and telephone number; Philip will you repeat that for the class, please? звучат вполне вежливо. В то время как вводное слово, расположенное

в середине предложения, указывает на раздраженность говорящего, ср.:

'Including, please, names and addresses of anyone you spent time with,' he added pleasantly and saw her understand that he was serious.

Рис. 2. Юмористический взгляд на использование слова please

Рассмотрим пример выражения негативной вежливости на уровне стратегии построения высказывания. В английском языке существует тенденция к постановке отрицания при глаголе, в то время как в русском оно атрибутивное, например: Я думаю, он был несчастлив - I don't think he was really happy. Отметим, что автор английской фразы, поставив отрицание при сказуемом, снижает категоричность всего высказывания, т.е. подчеркивается, что автор выражает лишь свое мнение. Более того, носители английского языка вообще избегают употребления слов с яркой отрицательной коннотацией (wrong, stupid, boring, to hate, to dislike и др.). Ср.: Он не глуп - He is pretty smart; Это плохая идея - It's not a good idea; Я не люблю театр -1 am not particularly fond of theatre; If checked bags fail to arrive at the airport... -Если ваш багаж не прибыл в аэропорт...

Перейдем к описанию способов формирования, закрепления и тестирования навыков межкультурной компетенции. Для того чтобы изучающие английский язык познакомились с перечисленными особенностями англосаксонской ментальности, необходимо провести вводную лекцию и предложить студентам самостоятельное изучение ряда пособий по данной тематике [4, 5]. Кроме того,

особенно важно обращать внимание учащихся на различные культурные нюансы, встречающиеся в ходе изучения языка, таким образом, многократно повторяя пройденный материал.

В качестве иллюстрации способа закрепления межкультурной компетенции можно рассмотреть задание на просмотр видеофрагмента с последующим обсуждением. Приведем два примера.

После просмотра отрывка из фильма «Последний шанс Харви»1 студентам предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся содержания фильма: 1) What was Harvey apologizing for? 2) What were Harvey's troubles? 3) Did he enjoy his job? Was it his dream? 4) What does the term 'stiff upper lip' mean? При этом ответ на последний вопрос актуализует (или формирует) знания о типичных чертах британского национального характера, в частности о сдержанности и стойкости.

Аналогичное задание дается студентам после просмотра отрывка фильма «Королева»2: 1) What for did the Prime Minister call the Queen? 2) What was the Queen's opinion about the latest press? 3) What kind of advice did Tony Blair give? 4) What is the Queens' opinion about the British people? 5) How did Queen's private assistant Robin explain her behaviour? Did the Prime Minister understand it? Анализируя образ королевы Елизаветы II и ее отношение к британскому народу, учащиеся снова обращают внимание на особенности британского менталитета.

Отметим, что просмотр предложенного видеофрагмента можно предварить более детальным знакомством с личностью и характером Королевы Британии, например, чтением текста Awesome Sense of Duty2. Кроме того, можно предложить учащимся ряд заданий для самостоятельной подготовки, в том числе анализ содержания фильма об отце Елизаветы II The King's Speech,4 Как представляется, подобные задания повышают мотивацию студентов к изучению иностранного языка и знакомству с национальной культурой страны изучаемого языка.

Остановимся на возможностях развития межкультурной компетенции при обучении переводу.

При обучении стратегии перевода субъектного инфинитивного оборота важно указать на частотность активных глаголов seem, appear, happen, prove, turn out и составных именных сказуемых на основе прилагательных: be (un)likely, sure, certain+to. Данные единицы в комбинации с последующим инфинитивом

1 Last Chance Harvey. Dir. J. Hopkins, star. D. Hoffman, E. Thompson, K. Baker. Overture Films, 2008.

2 The Queen. Dir. St. Frears, star. H. Mirren, M. Sheen, J. Cromwell. Granada Productions, 2006.

3 Практикум по культуре речевого общения: учеб. пособие в 2 т. / О. А. Сулейма-нова [и др.]. М.: Академия, 2013. (В печати.)

4 The King's Speech. Dir. T. Hooper, Star. C. Firth, G. Rush, H. Bonham Carter. Momentum Pictures, 2010.

привносят представление о наличии отношения субъекта к имеющимся фактам. Таким образом, носитель английского языка, обращаясь к приему «хеджирования», снижает категоричность суждения. Отметим, что стратегия перевода состоит в членении высказывания, при этом одно из полученных предложений -безличное, что является типичным для русского языка [6].

Заметим также, что навык опоры на упомянутые активные глаголы и сочетания с прилагательными при построении высказывания на английском языке можно отрабатывать и в рамках курса практики речи, например при комментировании.

При обучении стилистическим аспектам перевода необходимо знакомить учащихся с ментальностью англичан и языковыми средствами ее выражения. Так, английской лингвокультуре свойственны опора на факты и аргументы и «стремление придать речи максимальную объективность, что достигается посредством частых прямых и косвенных ссылок на авторитетный источник, результаты исследований или данные статистики». Примером прямой отсылки могут служить выражения the survey / research revealed, current figures report that, косвенная отсылка может выражаться фразами there is evidence to suggest, структурами в форме страдательного залога [7].

К другим стилистическим особенностям английского языка можно отнести упомянутую выше позитивную установку и политически корректный язык [7, с. 164-165], которые также требуют внимания при обучении английскому языку, в частности переводу.

Отдельно хотелось бы рассмотреть формирование, развитие и тестирование профессиональной компетенции в области производственно-практической деятельности - 10, которая нацелена на умение моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов.

Как представляется, целесообразнее всего развивать данную компетенции в рамках курса культуры речевого общения. При этом необходимо, во-первых, предложить студентам набор разработанных полноценных коммуникативных стратегий, снабженный необходимым вокабуляром. Во-вторых, важно достичь многократной итерации при работе над коммуникативными ситуациями. Например, авторы учебника «Практикум по культуре речевого общения» предлагают современный формат работы в условиях моделирования ситуаций естественного общения: ролевая игра (role play), работа в команде (team work) и мозговой штурм (brainstorming). Задания, направленные на осмысление ситуации общения, развивают умение определить типовую ситуацию (дома, на работе, на конференции и т.д.) и условия коммуникации1. Иными словами, студенты учатся строить модели социальных ситуаций и типичных сценариев взаимодействия.

Рассмотрим прием моделирования различных коммуникативных ситуаций подробнее. Вернемся к склонности представителей англосаксонской лингвокультуры предоставлять адресату выбор совершать или не совершать действие путем опоры на модальные глаголы. Навык использования таких конструкций может быть отработан с помощью следующего упражнения1: Account for the most natural pattern of communicative behaviour in the suggested settings, rely on Asking & Giving /Refusing Permission strategy. Предлагаемые к моделированию ситуации целесообразно расположить по мере усложнения. Например, ситуация общения с деканом является для студентов привычной: an undergraduate student is asking for Dean's permission to take finals ahead of schedule; a student is asking for Dean's permission to change the title of the research paper / theme of the research. Далее можно перейти к моделированию потенциального общения в профессиональной среде: an employee is asking for permission to take a day-off for domestic reasons; an employee is asking for permission to postpone his vacation; an employee is asking for permission to join an on-site Spanish course; a building society is asking for the local authorities' permission to redesign the adjacent area.

Для повышения мотивации учащихся можно использовать ролевую игру с аналогичным заданием: the UNIFEM (United Nations Development Fund for Women) Goodwill Ambassador Nicole Kidman is asking for permission to postpone a film shooting session on account of a press conference at the United Nations.

Рассмотрим еще примеры моделирования межкультурного диалога в общей и профессиональной сферах общения. Студентам предлагается использовать две коммуникативные стратегии, отработанные ранее, и смоделировать общение: Practice Evading & Being Vague and Pushing for an Answer strategies in the following situations:

1) a 29-year-old female self-starter, born to a Russian mother of an African father, grew up in a village orphanage, now head of a travel agency, in the interview is carefully evading the sensitive issues of her orphanage background and unfriendly treatment in ethnic minority-hostile environment;

2) an entrepreneur, one of the top thousand richest men in Jakarta, born into a family with 13 siblings in a rural part of Indonesia, running his own business, when granting an interview offers a vague description of his first working experience at the age of 14 after his father's death (ice creams street vendor; then door-to-door peddler in his native town), leaving the wife and two children at 21 and moving to Jakarta to set up his own business, cheating the bank to get a soft loan, struggling with anti-Chinese riots' attacks on his shops1.

Заметим, что некоторые знания об иной культуре не требуют многократной отработки и могут быть введены в комплексе с отработкой других навыков межкультурного взаимодействия. Так, тренируя навык выражения разочарования, студенты узнают о таких особенностях поведения британцев, как строгое следование различным правилам и сдержанность в общении, ср.: Account for the most natural pattern of communicative behaviour in the suggested settings, rely on Asking & Giving /Refusing Permission strategy:

1) the English are voicing disappointment at queue-jumpers at the airport; an Italian is voicing disappointment at the English being reluctant to get involved in a conversation while commuting, queuing, etc.

2) Role play: Two colleagues having got stuck in a traffic jam are voicing their disappointment at the decreasing driving culture in the UK when seeing a group of jaywalkers and an unscrupulous driver 'cheating' by zipping down the outside, faster-moving lane and then trying to edge back at a later point; an Italian student in his / her E-mail to his family is voicing bitter disappointment that when s/he starts talking to the English on a train, they seem to treat him as drunk, drugged or deranged; an elderly English lady in a letter to the editor-in-chief of a local newspaper is voicing disappointment at the modern trend to talk loudly on the mobile-phone in public1.

Тестирование полученных навыков можно проводить в том же формате, что и отработку, т.е. путем моделирования предложенных коммуникативных ситуаций. Ряд заданий, особенно в рамках промежуточной аттестации, проводится в письменной форме, ср.:

1. Practice Evading & Being Vague strategy in the following situation (to be done in writing): a new editor-in-chief of a medical journal is responding to the letters of readers concerned about the changed message of the periodical (a distinct turn to pharmaceutical product placement) and evading direct answers.

2. Practice Voicing Belief / Disbelief strategy in the following situation (to be done in writing): a new crisis manager of a company, writing a memo to his CEO, is voicing disbelief in the efficiency of measures suggested by the previous crisis manager.

3. Practice Voicing Belief/ Disbelief strategy in the following situation (to be done in writing): a professor, grading a student's course paper stating that in slow-growth economy firms can win big in the marketplace by doing things only a little bit better than the competition, is voicing his disbelief in the conclusions (tips: even in a conservative environment it is hard to deliver a truly compelling message to customers if you sound like everyone else; even with an unforgiving climate on Wall Street, merely cutting bottom-line costs doesn't do much to spur top-line growth)1.

Таким образом, мы рассмотрели пути формирования, закрепления и проверки навыков построения межкультурного диалога, а именно: навыков, обеспечивающих адекватность социальных и профессиональных контактов; умения моделировать социальные ситуации и типичные сценарии взаимодействия; умения адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур.

Список литературы

1. Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. -URL: httpy/минобрнауки.рф (дата обращения: 25.03.2013).

2. Brown P. and Levinson St. C. Politeness: Some universals in language usage. - Cambridge: Cambridge University Press, 1987.

3. Ford M., Legon P. The How To Be British Collection. - L.: Lee Gone Publications, 2010.

4. Виссон Л. Русские проблемы в английской речи. Слова и фразы в контексте двух культур: учеб. пособие. - М.: Р. Валент, 2005.

5. Fox K. Watching the English: The Hidden Rules of English Behaviour. -L.: Nicholas Brealey Publishing, 2008.

6. Грамматические аспекты перевода: учеб. пособие / О. А. Сулейма-нова [и др.] - М.: Академия, 2012.

7. Стилистические аспекты перевода: учеб. пособие / О.А. Сулейма-нова [и др.] - М.: Академия, 2010.

Получено 20.03.2013

N.V. Lyagushkina

RELYING ON CROSS-CULTURAL DIALOGUE TO FORM AND TEST LINGUISTS' AND TRANSLATORS' PROFESSIONAL COMPETENCE

The article deals in the ways how to form and test professional competence through mocking different communication cases. The emphasis is on the skills of cross-cultural interaction.

Keywords: cross-cultural dialogue, testing professional competence, role play, brainstorming, team work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.