УДК: 336.645.1
Казак А. Н.
к. э. н., доцент кафедры менеджмента и туристского бизнеса Гуманитарно-педагогическая академия (филиал в г. Ялте)
КФУ им. В. И. Вернадского
Канунов А. В.
магистрант направления «Прикладная информатика», Гуманитарно-педагогическая академия (филиал в г. Ялте)
КФУ им. В. И. Вернадского
МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ЖКХ
В статье рассмотрено математическое моделирование механизма финансирования модернизации объектов ЖКХ на примере конкретного предприятия и использования банковского кредитного ресурса.
Ключевые слова: тарифы на услуги ЖКХ, модель финансирования модернизации, амортизация основных фондов.
Постановка проблемы
В настоящее время в РФ происходит процесс становления рыночных основ хозяйствования. На современном этапе в рамках федеральной целевой программы «Жилище» реализуется подпрограмма «Реформирование и модификация жилищно-коммунального комплекса РФ», основное назначение которого состоит в переводе на рыночные рельсы жилищно-коммунальнного хозяйства (ЖКХ), создания нормативно-правовых условий, обеспечивающих переход к бездотационному функционированию комплекса, демонополизации данной сферы, обеспечения прозрачности процедур изменения тарифов.
Акционирование ЖКХ осложняется несколькими факторами. Жилищно-коммунальное хозяйство любого муниципального образования России входит в систему жизнеобеспечения населения, предприятий градообразующей базы и учреждений социальной сферы, а также ВПК. Поэтому требования к потенциальному инвестору достаточно высоки. Значительная часть фондов ЖКХ изношена до такой степени, что лавинообразно возрастает число аварий и повреждений: с 0,1 на 1 км сети в год в 1980-х гг. до 1-2 в 2000 г. и до 3-4 к 2003 г., более 20-25% основных фондов полностью отслужили свой срок, но продолжают эксплуатироваться; ежегодно заменяется не более 0,3-0,5% сетей при потребности не менее 4-5%, а с учетом их сложившегося переизноса — 8-10%.
Для ликвидация накопившегося переизноса основных фондов ЖКХ требуется заменить около 74 тыс. км сетей водопровода, почти 18 тыс. км канализации и 62 тыс. км тепловых сетей по стоимости это не менее 270 млрд. руб. А если учесть не менее критическое состояние других основных фондов водо- и теплоснабжения, необходимость их модернизации или замены (замена насосного оборудования, очистных сооружений, ремонт и модернизация котельных с заменой котлов, установка частотнорегулируемых приводов насосных агрегатов в системах теплоснабжения и др.), то эта сумма может увеличиться не менее чем в 2 раза и составить более 500 млрд. руб., что сопоставимо с годовым объемом реализации жилищно-коммунальных услуг.
Система бухгалтерской отчетности и ценообразования не отлажена; данных об инвестиционном компоненте цены на услуги ЖКХ не имеется. В результате отсутствия единой, четкой процедуры ценообразования финансирование развития не обеспечивает реализации задач по замене изношенных основных фондов, снижению нарастания
аварийности. Уже давно за счет средств коммунальных предприятий практически не производится ремонт и замена изношенных основных фондов. Эти работы в основном выполняются в аварийном режиме, что в 3-5 раз увеличивает их стоимость при более низком качестве. Иначе говоря, недостаток финансовых средств для реабилитации основных фондов при одновременном их неэффективном использовании ведет к дальнейшему снижению надежности коммунальных систем, росту аварийности.
В этой связи особенно актуальным представляется является создание финансового механизма, обеспечивающего гарантированный уровень финансирования инвестиций, которые необходимы для повышения надежности жилищно-коммунального обслуживания. Под инвестициями мы понимаем не только замену изношенного оборудования, но и различные мероприятия по предотвращению нарастающей аварийности, такие как проведение экспертных оценок надежности оборудования, замену морально устаревшего оборудования, совершенствование технологии, реализацию мероприятий по ресурсосбережению и др. Для финансового обеспечения достижения этих целей в тарифе на жилищно-коммунальные услуги должны формироваться инвестиционные составляющие.
Естественно, возникает вопрос, как рассчитывать эти составляющие, поскольку в мире существует достаточно много высококачественного и дорогостоящего оборудования для фирм, работающих в сфере ЖКХ. Существующая система бухгалтерского учета такова, что необходимую информацию можно почерпнуть из таких разделов, как «амортизация», «ремонтный фонд», а также дополнительно рассчитать часть прибыли, направляемой на капитализацию. Однако у этого метода имеются серьезные недостатки, а именно: стоимость основных фондов коммунальных предприятий значительно отстает от рыночной стоимости.
Анализ основных исследований
Ключевые аспекты формирования механизмов финансирования модернизации объектов ЖКХ исследовали В. В. Бузырев, А. Н. Романов, Ю. Ф. Симеонов, В. Г. Черняк, В. Н. Ясенев [1-6].
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы
Переоценка объектов ЖКХ проводится нерегулярно (на некоторых предприятиях последняя переоценка была проведена в 1997-1998 гг.); в большинстве коммунальных предприятий не создается ремонтный фонд, являющийся одним из источников замены изношенных фондов. Многие предприятия находятся в состоянии, близком к банкротству. В таких условиях не может идти и речи об осмысленной и эффективной инвестиционной политике. Имеются затруднения даже в финансировании текущих мероприятий по поддержанию технического состояния находящихся на балансе инженерных сетей и сооружений — финансируется не более 70-80% от потребности.
Приход частного бизнеса в ЖКХ предполагает сдачу теплосетей, водоканалов и проч. в аренду (концессию), но не приватизацию. Тогда в руках у государства останутся реальные рычаги управления и возможность, при необходимости, защитить интересы своих граждан.
Основное содержание
Критериями отнесения ремонтных работ к инвестиционным являются длительный период использования, продолжительные межремонтные сроки и высокая стоимость как самих фондов, так и ремонтных работ. К инвестиционным затратам, в частности, относятся затраты на ремонт сетей, сооружений и других основных фондов, удовлетворяющим этим критериям.
Работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности, наладке и регулировке инженерной инфраструктуры, оборудования, здания, коммунального объекта в целом и его элементов, проводимые в процессе технического осмотра являются эксплуатационными и относятся на себестоимость. Аналогичным образом, то есть из себестоимости, финансируются работы по текущему, аварийно-восстановительному и капитальному ремонту в ЖКХ. Границы между этими видами ремонта четко не определены. Отличие аварийно-восстановительного от других видов ремонта заключается в том, что он проводится в аварийном режиме, поскольку не был своевременно проведен плановый ремонт
изношенного участка из-за нехватки средств или неправильного планирования и затраты на его проведение значительно выше.
Важнейшей задачей реформы ЖКХ является создание организационно-экономического механизма, обеспечивающего надежное, устойчивое и экологически безопасное жилищно-коммунальное обслуживание населения. Последнее может быть реализовано за счет осуществления комплекса мероприятий, включающих: реабилитацию изношенных основных фондов, их модернизацию, замену морально устаревшего оборудования, совершенствование технологии, мероприятия по ресурсосбережению и др. Для финансирования этого комплекса работ, согласно действующей правовой базе, может быть использована инвестиционная составляющая в тарифе Т@), включающая: амортизационные отчисления Л(1); часть ремонтного фонда Щ}); долю прибыли П направляемой на капитализацию. Однако только этих средств даже при применении механизма ускоренной амортизации, использовании значительной части ремонтного фонда прибыли, направляемой на инвестирование, крайне недостаточно для реализации проекта модернизации в те обозримые сроки, необходимые для предотвращения процесса окончательной деградации фондов ЖКХ ( отметим, что такая накопительная стратегия приведет к существенному росту тарифов, а отдача в виде снижения издержек будет невелика в силу затягивания процесса реабилитации фондов, то есть социально-экономический эффект будет незначителен).
Поэтому необходимы дополнительные источники финансирования. В качестве последних могут быть привлечены средства муниципальных (региональных) бюджетов в размере У и кредиты Ко по процентной ставке г. Рассмотрим инвестиционные составляющие тарифа более подробно. Амортизируемым имуществом признается имущество (основные средства и нематериальные активы), которое находится на балансе у организации на праве собственности, в оперативном управлении или хозяйственном ведении для обеспечения выполнения уставной деятельности.
Расчет прибыли, необходимой для финансового обеспечения модернизации и развития объектов ЖКХ, основан на инвестиционном плане (программе) предприятия, согласованном с органами местного самоуправления города (муниципального образования). Этот план служит основой формирования муниципального заказа в части заданий по повышению надежности, устойчивости и экологической безопасности жилищно-коммунального обслуживания. В него включаются мероприятия по реализации проектов, направленных на: замену изношенных фондов с использованием кредитных ресурсов; совершенствование технологии производства и транспортировки воды, тепла, обслуживания жилищного фонда; ресурсосбережение (сокращение потерь и неучтенных расходов воды и др.); развитие мощностей; реконструкцию объектов; автоматизацию и диспетчеризацию и т.п. Размер прибыли должен определяться суммой средств, необходимых для модернизации и развития, т.е. рассчитываться предприятием в ходе обоснования тарифов и согласования их с регулирующими органами. Таким образом, необходимый размер прибыли, являющейся источником формирования средств на капитализацию, определяется следующим образом:
ПН=СР - А - Р,
где Пн — часть прибыли, направляемая на капитализацию;
СР — объем средств, необходимый для реализации проектов развития;
А — амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств;
Р — часть ремонтного фонда, направляемая на замену изношенных фондов, предусмотренную планом развития.
Другой составляющей, учитываемой при определении размера прибыли, являются средства, направляемые на социальные нужды предприятия. Эти средства также формируются из прибыли, остающейся в его распоряжении. Потребность в средствах на социальные нужды может быть определена исходя из анализа среднесписочной численности персонала, уровня заработной платы, а также расчета возможных выплат работникам:
премии, выплачиваемых за счет средств специального назначения и целевых поступлении, материальной помощи, надбавок к пенсиям, оплаты проезда к месту работы транспортом общего пользования специальными маршрутами, оплаты путевок на лечение и отдых, занятии в спортивных секциях, посещения зрелищных мероприятии, подписки, товаров для личного потребления работников и других выплат, не связанных с оплатой труда.
Сумма прибыли, направляемой на капитализацию, и средств на социальные нужды определяет общий размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Далее с учетом действующего налогового законодательства определяется расчетная величина средств, не обходимых для уплаты налога на прибыль (кроме уже упомянутой части), а также налогов на имущество и других, которые в соответствии с принятой методологией бухгалтерского учета не относятся на себестоимость.
Кроме того, должны быть учтены налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги, уплата которых осуществляется из прибыли. Общая плановая прибыль представляет собой сумму прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и прибыли, направляемой на уплату налогов в бюджеты всех уровней.
В зависимости от форм, источников, условий и временного лага привлечения финансовых ресурсов, включая накопления предприятия, рассматриваются две модели реабилитации основных фондов предприятий. Эти модели могут сочетаться друг с другом, и на их основе может быть создано множество комбинированных моделей.
В частности, существует модель «залповой» замены. В этой модели предполагается, что инвестиционных ресурсов достаточно для «залповой» — одномоментной реабилитации всех фондов предприятия (замене, ремонту, модернизации и восстановлению). Консолидированный объем финансирования этого проекта составляет I. Он определяется из условия выполнения трех групп работ:
a) замены изношенных фондов F с интенсивностью выбытия f t, капиталоемкостью замены (единицы фондов) Kt, i е I; I — множество типов фондов, подлежащих замене;
b) ремонта основных фондов Фj без изменения функционального назначения технологических и потребительских свойств, с капиталоемкостью ремонта fj; Y, — множество видов фондов, подлежащих ремонту;
c) модернизации и восстановления фондов Ls, связанных расширенным воспроизводством с капиталоемкостью Is, s е S; S — множество видов фондов, подлежащих модернизации и восстановлению.
Если через Ia, Ib, Ic обозначить потребные финансовые ресурсы для выполнения групп работ из пунктов а), b), c) соответственно, тогда для I выполняется следующее балансовое соотношение:
I= Ia + Ib + Ic =
= + Z 0jfo + Z L !s,
iel jeJ seS
где предполагается, что: I n J = 0; J П S = 0; I n S = 0.
Для покрытия инвестиционных затрат I используются:
1. накопленные амортизационные отчисления в базовом периоде То :
А = 1 A(t )
teT0
2. средства ремонтного фонда:
R0 =Х г (T ) R(t )
teTn ,
(1)
(2)
1 + г-V 2
(8)
где г^) — доля неиспользованных средств ремонтного фонда в периоде I (отметим, что на эти накопления существуют определенные ограничения);
3. реинвестированнная прибыль:
По ) П (г),
где р — доля неиспользованной прибыли периода t.
Тогда потребность в кредитных ресурсах К определяется с учетом соотношений (1)-(4) и средств бюджетной поддержки У :
К = I- Ао - Яо -По - У (5)
Если связь между К и У выразить в форме:
У =1К, Х>0, (6)
которая характеризует соотношение между размером предоставленного кредита и объемом бюджетной поддержки. Тогда (5) можно переписать в виде:
X = 7 - - - П (7)
1 + л )
Рассмотрим процесс погашения кредитной задолженности после реализации проекта «залповой» замены в момент I = 0 (в модели принята гипотеза о единовременной замене изношенных фондов и их реабилитации). Будем полагать, что погашение осуществляется равномерными платежами.
Ежепериодный платеж Q(t) за кредит К при сроке погашения, равном Т, и процентной ставке г, равен:
ею -Кг- Т+Р
где первое слагаемое в правой части выражения (8) представляет величину погашения «тела» кредита Q, а второе — процентные платежи ц:
„ К КгТ +1
е--К, 4 - Т~ (9)
Платежи ц включаются в себестоимость продукции (коммунальных услуг) С(г) вместе с отчислениями в амортизационный А(^ и ремонтный Я^) фонды. Согласно методическим рекомендациям по расчету инвестиционных составляющих коммунальных тарифов, направляемых на модернизацию и развитие ЖКХ, приведенным ранее, возврат кредита может осуществляться либо из ремонтного фонда (при работах по реабилитации основных фондов без изменения их потребительских свойств), либо из амортизации (при замене основных средств, включаемых в самостоятельные амортизационные группы).
При совмещении этих работ (а также в случаях, когда трудно идентифицировать, к какой группе отнести тот или иной вид работы) погашение кредита может осуществляться из указанных источников финансирования. Для третьей группы работ — с) — реконструкции или модернизации коммунальных объектов, а также нового строительства погашение «тела» кредита осуществляется из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
Таким образом, предполагается, что после реализации проекта — «залповой» замены фондов в момент t = 0, в периоде ге[1, Т] осуществляется погашение кредита с ежепериодными платежами, определяемыми в соответствии с соотношениями. Далее, при формировании источников их погашения мы будем оперировать среднегодовой стоимостью новых фондов предприятия — Г^) (после замены, ремонта и модернизации), в первую очередь, амортизационных отчислений, ремонтного фонда, а также себестоимости единицы коммунальных ресурсов (услуг), их включающей.
Далее переходим к оценке амортизационных отчислений и ремонтного фонда. Как отмечалось выше, муниципальное коммунальное предприятие по существующей системе договорных отношений может быть передано другой организации в хозяйственное ведение, в аренду или на обслуживание (доверительное управление или концессию, хотя в РФ пока нет соответствующего закона). При аренде величина арендной платы (на уровне нижней границы амортизации) может рассматриваться в рамках бюджетной поддержки для реализации проекта согласно соотношениям (5) и (6). Амортизационные отчисления А(1) отражают средства, затраченные для восстановления фондов, стоимость которых в периоде I равна ¥($ после реализации проекта и их переоценки. Тогда, учитывая их пропорциональность,
Л(^() гс[1,Т]. (10)
где у — норма амортизации, которая, учитывая накопившуюся изношенность фондов и величину инвестиционных потребностей 1а+1ь, может быть установлена на уровне, отражающем ускоренную амортизацию (включая дополнительные амортизационные отчисления, связанные с ростом цен и заработной платы). При необходимости параметр у может быть динамизирован, то есть у = у (I).
Ремонтный фонд Я^) также определяется, исходя из восстановительной стоимости основных средств, в виде:
К(г)=ф(г)+М ¥(г), (11)
где множитель в(^) отражает часть ремонтного фонда, идущего на погашение основного кредита, а во — минимально необходимый объём средств, остающихся в распоряжении предприятия для финансирования текущих ремонтных работ.
Средства ремонтного фонда воР^) обеспечивают позитивную фондовую динамику: они нацелены на снижение темпов их обесценивания, связанных с ростом износа фондов, не охваченных процессом реабилитации, уже в периоде погашения кредита [1,Т]. Тогда динамика фондов определяется следующим соотношением:
Е(г)=Е(г-1) [1-ф(г)] + р^0-1), (12)
где — функция износа, характеризующая степень обращения фондов, а во^^-1) — инвестиции в фонды F(t-1), действующие на начало периода t (или конец периода ^1).
Главной целью реализации инвестиционного проекта, как отмечалось выше, является сокращение издержек и повышение качества услуг. Положим, что основные материальные издержки производства единицы коммунальных ресурсов (услуг) g(t), входящие в себестоимости С(), находятся в следующей функциональной зависимости от фондов F(t) после их реабилитации и переоценки:
g(г) = gоР а(г), (13)
где а — параметр, а > 0, оцениваемый из условия: §о = ВоР (0), отражает материальные издержки после «залповой» замены, определяемые по калькуляции себестоимости; gо — постоянная.
В динамике, в результате износа и снижения стоимости фондов, материальные издержки растут, что и определяет «обратный» вид их зависимости от F(t). Отметим, что значение параметра а может быть уточнено по мере накопления статистических данных на основе мониторинга процесса производства услуг с использованием соответствующих статистических методов, например, методом наименьших квадратов. Учитывая нелинейный характер зависимости (13), прологарифмируем обе части этого выражения:
1п g(t)=ln gо - а 1п F(t). (14)
Введя обозначения: 1п g(t) = 1п gо = Но; 1п F(t) = /(^ и подставив в (14), получим:
Н(1)=Ы - а(). (15)
Выражение (15) является линейным регрессионным уравнением, параметры которого Но и а оцениваются по данным мониторинга из п наблюдений из системы уравнений:
n n
nho -«Z f = Z h
4)
i=1 i=1
(16)
n
(Z ft)ho -«Z fi2 =Z hif
1=1 1=1
Решение системы (16) даст оценки параметров Ы и а. Обозначив их Ы и а из (14) получим:
¿0 = eXP К [ • (17)
Полученные оценки для и а и g0 определяют (уточняют) характер зависимости (13).
Возвращаясь к формированию себестоимости C(t), уточним основные её составляющие:
1) материальные издержки g(t);
2) амортизационные отчисления A(t);
3) ремонтный фонд R(t);
4) процентные платежи q;
5) налоговые и неналоговые платежи, включаемые в себестоимость (за исключением налоговых и процентных платежей, исчисляемых из прибыли предприятия), которые для простоты предполагаются прямо пропорциональными средней стоимости основных фондов в периоде t - QF(t), где 0 — коэффициент пропорциональности, отражающий среднюю ставку указанных платежей.
Таким образом, с учётом 1)-5) для себестоимости получим следующее выражение:
С (t) = [F-« (t) go + yF (t) + (P(t) + Po 0 F (t) + OF (t) + q ] + P(t). ^18)
Запишем (18) в преобразованном виде:
™ (7+P(t)0F(t)+G(F(t),go,«,PoO,q)
С (t) = -----(19)
P(t) (i9)
где функция G равна:
G(F(t),go,«,Po,O,q) = F-«(t)go + (Po + O)F(t) + q (20)
Тариф на коммунальный ресурс (услугу) предприятия ЖКХ, обозначаемый далее через T(t), формируется на основе себестоимости C(t) и двух параметров, регулирующих среднюю величину тарифа в планируемом периоде t: агрегированной ставки налоговых платежей т, исчисляемых из прибыли предприятия в этом периоде n(t), и нормы прибыли (рентабельности) d. Тарифы регулируются муниципальными органами на основе аудита себестоимости и контроля рентабельности, закладываемой в тариф.
В общем случае d = d(t), причем dmin < d < dmax. С учетом вышеизложенного, текущий тариф формируется на базе следующего соотношения:
T(t)=[1+d(t)]c(t)/(1-r) (21)
Для расчета прибыли предприятия n(t) предварительно надо оценить валовый доход от реализации ресурсов (услуг) потребителям. Пусть P(t) — объем реализованных услуг, который определяется на основе однофакторной производственной функции:
P(t)=fF(t), (22)
где f— средняя фондоотдача для предприятия ЖКХ.
Тогда для чистой прибыли n(t) с учетом (22) и (21) справедливо соотношение:
П (t) = [T(t)P(t) - C(t)P(t)](1 - т) = =fF(t)[T(t) - C(t)](1 - T(t)P(t))/( 1 - т) =
<
= ^ (t )(1 + d (t )c(t))(i _Г) -(1 -t)C (t)
=f(t)F(t)[d(t)+T] (23)
При оценке инвестиционных составляющих тарифа для погашения кредита следует учитывать, что процентные платежи за кредит были включены в состав себестоимости (18), а основной долг («тело» кредита) погашается за счет трех источников — амортизационных отчислений, ремонтного фонда и прибыли, определяемых соотношениями (10), (11) и (23) соответственно. Для анализа процесса финансирования платежей за кредит в каждом периоде T, равных Q(t) = K / T для всех t е [1, T], разделим их, согласно соотношению (1), на две составляющие:
1) платежи Qa,b, покрывающие кредитную часть инвестиционных расходов Ia и Ib, осуществленных в ходе реализации проекта по первым двум группам работ (а и b);
2) платежи Qc, покрывающие затраты Ic по третьей группе работ (с).
Тогда справедливы соотношения:
Q(t) = Qa,b +Qc = K / T для всех t е [1,T] (24)
Q - K (!g + h ) - Kv1
Qa,b T(/ + I& + Ic) T (25)
о = Kic = KYl
Qc T(Ia + Ib + Ic) T (26)
I + h I
_ a b ,, __c_
vi-1+I, т;+т (27)
a b c a b c
Учитывая, что платежи Qa,b покрываются за счет амортизационных отчислений и части ремонтного фонда, а платежи Qc — из прибыли, тогда с учетом соотношений (10), (11), (25) и (26) получим:
yF(t) + fi(t)F(t)- К1 (28)
Kv
£(t)П(t)- t е[1, T] (29)
где £(t) — доля прибыли, направляемой на покрытие платежей Qc.
В общем случае вводится ограничение на верхний предел £(t), то есть ф) < ^max, связанное с необходимостью накопления средств на счетах предприятия на потребление (расходы социального назначения, предоставление кредитов работникам предприятия и др.) и сбережение в размерах не менее, чем (1 - ^max)n(t). С учетом (23) соотношение (29) принимает вид:
4(t )fC (t) F (t )[d (t) + t]-K2 (30)
Подставляя выражение (3.19) для c(t) в соотношение (3.30), получаем:
Kv
Z(t)[(У + P(t))F(t) + G(F(t), g0 ,a, J30, в, q)] [d(t) + t] - ^ (31)
С использованием (3.28) соотношение (3.31) преобразуется к виду:
Kv Kv
£(t)[d(t) + t][k1 + G(F(t),g0,a, fr,в,q)][d(t) + t] = t e[1,T] (32)
Подставляя C(t) из (3.19) в (3.21), получим уравнение для расчета тарифа:
Т ) = ,! + (Г + №)) * ($) + * (*), § 0,а,Д0Л я) (33)
(1 РЦ)
С учетом (3.28), выражение (3.33) запишется в виде:
т (') = (!+?)%)[ К1+°(Е (*1 § а, Д, о, я)], г е [1, т ] (34)
Выводы
На основании уравнения (3.34), могут быть осуществлены расчеты по формированию инвестиционной составляющей тарифа на ЖКУ, оценке ее параметров, обеспечивающих: реализуемость проекта «залповой» модернизации и восстановления фондов предприятия ЖКХ; доступность кредита — возврат основного долга и процентных платежей в договорные сроки; сбалансированное текущее и перспективное планирование финансовой деятельности предприятия ЖКХ; приемлемый уровень доходности для управляющей компании (независимо от организационной формы договора по управлению предприятием), то есть инвестиционную привлекательность проекта для частного бизнеса; сокращение издержек и экономическую обоснованность затрат, их контроль (аудит) со стороны муниципальных органов; • стабильную (по возможности) тарифную политику, социально ориентированное регулирование (на договорной основе) моментов пересмотра тарифов и размеров их скачков с целью снижения социальных напряжений (кризиса неплатежей), ими порождаемых.
Литература
1. Бузырев В. В., Чекалин В. С. Экономика жилищной сферы. Учеб. пособие. [Текст] / В. В. Бузырев, В. С. Чекалин. — М.: ИНФРА-М. 2011.
2. Информационные системы в экономике: Учеб. пособие. [Текст] / Под ред. А. Н. Романова, Б. Е. Одинцова. — М.: Вузовский учебник, 2011. — 238 с.
3. Методические рекомендации по расчету инвестиционных составляющих коммунальных тарифов, направляемых на модернизацию и развитие ЖКХ. [Текст] — М..: ИЭ ЖКХ, 2013.
4. Романов А. Н., Одинцов Б. Е. Советующие информационные системы в экономике. [Текст] / А. Н. Романов, Б. Е. Одинцов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 266 с.
5. Черняк В. Г. Экономика строительства и коммунального хозяйства. [Текст] / В.Г. Черняк. — М.: Юрайт. 2014.
6. Ясенев В. Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебное пособие. [Текст] / В. Н. Ясенев. — Н. Новгород, издательство ННГУ, 2012. — 437 с.