Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ 4Х2 С ЗАДНЕЙ ВЕДУЩЕЙ ОСЬЮ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ 4Х2 С ЗАДНЕЙ ВЕДУЩЕЙ ОСЬЮ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЁСНАЯ МАШИНА / МЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ 4Х2 / ЗАДНЯЯ ВЕДУЩАЯ ОСЬ / MATLAB SIMULINK / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Фадеева М. Э., Чудаков Д. А., Маташнёв А. А., Сидоров В. Н., Пономарев А. И.

В данной работе представлены результаты исследования скорости и времени разгона колесной машины с механической трансмиссией 4х2 с задней ведущей осью. Приводится математическая модель данной колесной машины. Для этого была представлена расчетная схема дифференциальной трансмиссии колесной машины с задней ведущей осью, а также приведена система дифференциальных уравнений движения автомобиля. Имитационное моделирование осуществлено с помощью среды MATLAB Simulink, которая позволяет на основе заданной математической модели проводить исследования разрабатываемой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Фадеева М. Э., Чудаков Д. А., Маташнёв А. А., Сидоров В. Н., Пономарев А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF A MECHANICAL TRANSMISSION FOR A 4X2 WHEELED VEHICLE WITH A REAR DRIVING AXLE

This paper presents the results of a study of the speed and acceleration time of a wheeled vehicle with a 4x2 manual transmission with a rear driving axle. A mathematical model of this wheeled vehicle is given. For this purpose, a design scheme of the differential transmission of a wheeled vehicle with a rear driving axle was presented, and a system of differential equations of motion of the car was also given. Simulation modeling is carried out using the MATLAB Simulink environment, which allows conducting research on the developed system based on a given mathematical model.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ 4Х2 С ЗАДНЕЙ ВЕДУЩЕЙ ОСЬЮ»

Моделирование механической трансмиссии для колесной машины 4х2 с

задней ведущей осью

М.Э. Фадеева, Д.А. Чудаков, А.А. Маташнёв, В.Н. Сидоров, А.И. Пономарев

Калужский филиал «Московский государственный технический университет

имени Н.Э. Баумана»

Аннотация: В данной работе представлены результаты исследования скорости и времени разгона колесной машины с механической трансмиссией 4х2 с задней ведущей осью. Приводится математическая модель данной колесной машины. Для этого была представлена расчетная схема дифференциальной трансмиссии колесной машины с задней ведущей осью, а также приведена система дифференциальных уравнений движения автомобиля. Имитационное моделирование осуществлено с помощью среды MATLAB Simulink, которая позволяет на основе заданной математической модели проводить исследования разрабатываемой системы.

Ключевые слова: колёсная машина, механическая трансмиссия 4х2, задняя ведущая ось, MATLAB Simulink, математическая модель, моделирование.

Введение. При проектировании автомобиля широко используется имитационное моделирование процессов его функционирования для осуществления параметрического и структурного синтеза либо проведения многовариантного анализа. Программная имитационная модель реализуется на ЭВМ в виде последовательного вычислительного процесса. В частности, для расчета параметров движения автомобиля, и в конечном итоге для оценки и оптимизации его характеристик, широко используется моделирование управляемого движения автомобиля [1].

Целью работы являются построение и реализация модели механической трансмиссии для колёсной машины (КМ) 4х2 с задней ведущей осью в среде MATLAB/SIMULINK. Это необходимо для проведения анализа тягово-динамических качеств КМ и последующей интеграции этих моделей в общую модель движения автомобиля [2], исследования работы трансмиссии от скорости движения автомобиля.

Методы. Объектом моделирования является кинематическая схема дифференциальной трансмиссии КМ 4*2 с задней ведущей осью (рис. 1).

и

Рис. 1 - Схема дифференциальной трансмиссии КМ с задней ведущей осью: 1,2 - передняя и задняя оси; 3 - двигатель внутреннего сгорания (ДВС); 4 - коробка передач (КП); 5 - симметричный межколесный

дифференциал; 6 - сцепление

Для исследования модели используем систему дифференциальных уравнений [3-5]:

с т . _ м24 . . м

]к ' шк2 ~ ~ " 1гп " 1кп — М2

г • _ М24 ■

]к "

^дв ^гп ' ^кп

гп ^кп

(0)-к2+шк4)

(1)

/дв ■ 0)ав = Мсц - М2

'дв ^дв '"'сц 1-124

где ]к, - моменты инерции колеса и двигателя; ^^ - угловое ускорение вращения 1-го колеса; &>дв - угловое ускорение вращения вала двигателя; 1КП - передаточное отношение коробки передач. Список переменных:

Х1=шк2; Х2=шк4; хз=Шрв; Х4=М24;

Рассматриваемую систему уравнений представляем в виде произведения двух матриц [6]: Матрица А:

и

J к 0 0 'гп'^кп"

2

0 Jk 0 'гп'^кп

А = 2 (2)

'гп'^кп 'гп'^кп 1 0

2 2

L о 0 Jd 1 J

Матрица b:

~-М2 "-М2"

ъ = -М4 ъ = -М4

0 0

-Мсц - Мс

(3)

(4)

Решение системы уравнений (1):

X = А~г ■ Ъ

В системе MATLAB выражение (4) записывается в виде:

X = А\b (5)

Для решения системы (1) воспользуемся блоком MATLAB Function [7] (рис. 2).

[М2]

[Ч-Ч ►

| ti_kpl ->■

М2

М4

Jk Jd 4

fen

Lgp

i_kp

M_sc

[ГхЭ

Matrix of dif. equations

Рис. 2 - Общий вид блока MATLAB Function

Ниже приведен текст программы решения системы уравнений (1), прописанный в блоке MATLAB Function (Рис.3):

function у ^ fcn(H2, H4j 3kj Dd, í_SPj i_kpл M_sc)

Рис. 3 - Текст программы решения системы уравнения

Момент сопротивления на колесе складывается из момента сопротивления качению и скорости [8,9].

Момент сопротивления качению колеса определяется, как сила сопротивлению качению, умноженная на радиус колеса.

Сила сопротивления качению колеса определяется:

Pf = R-- = R с о s а ■ f, (6)

где R - нормальная реакция опорной поверхности; f=a/rR - коэффициент сопротивления качению.

На дороге с подъемом R■ cosa = G - вес, приходящийся на колесо.

Коэффициент сопротивления качению f зависит от следующих факторов: вида и состояния опорной поверхности, типа и конструктивных параметров шины, скорости движения [9].

Сила сопротивления воздушной среды:

Pw = S ■ v2 ■ kw, (7)

где S — лобовая площадь автомобиля, м2; v — скорость движения автомобиля, м/с; kw — коэффициент обтекаемости автомобиля.

Блок определения сил сопротивления движению автомобиля и момента сопротивления (Рис. 4).

и

Рис. 4. - Нахождение момента сопротивления движению автомобиля в

MATLAB/Simulink

Блок нахождения поступательной скорости автомобиля в MATLAB/Simulink (Рис. 5):

Рис. 5. - Определение скорости движения автомобиля

Крутящий момент двигателя задается внешней скоростной характеристикой [10]. Модель определения крутящего момента в зависимости от угловой скорости коленчатого вала (рис. 8):

и

Рис.6. - Блок определения крутящего момента двигателя

Результаты. При исследовании КМ с механической трансмиссией 4х2 с задней ведущей осью была получена зависимость скорости КМ, а также определено время разгона до 100 км/ч при различной массе. Результаты исследования приведены на рис. 7.

а б

Рис.7. - Скорость КМ при: а - полной массы; б - снаряжённой массы

Заключение. В результате данной работы была построена математическая модель механической трансмиссии 4х2 с задней ведущей осью и на её основе проведены исследования скорости и времени разгона колесной машины в среде MATLAB Simulink. Были получены следующие

значения: максимальная скорость КМ полной массы составила 150 км/ч при

времени разгона до 100 км/ч равным 18 с., максимальная скорость КМ

снаряжённой массы составила 154 км/ч при времени разгона до 100 км/ч

равным 16 с.

Литература

1. Агейкин Я.С., Вольская Н.С. Теория автомобиля. М.: МГИУ, 2008. 308 с.

2. Афанасьев Б.А. Моделирование систем колесных машин: учеб. пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997. 30 с.

3. Полунгян А.А. Математическая модель динамики трансмиссии колесной машины при движении по твердой неровной дороге // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение, 2003, № 4. С. 15-25.

4. Жилейкин М.М. Математические модели систем транспортных средств: методические указания. Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018. 100 с.

5. Лата В.Н. Основы моделирования управляемого движения автомобиля: учебное пособие. Тольятти: Издательство ТГУ, 2012. 67 с.

6. Мокий М.С. Методология научных исследований. М.: Юрайт, 2015. 255 с.

7. Полковникова Н.А. Научные и инженерные расчеты в среде Matlab. М.: МОРКНИГА, 2019. 143 с.

8. Сидорова А.В., Степин П.И., Сидоров В.Н. Имитационное моделирование колебаний центра масс колесной машины с помощью программы Simulink // Инженерный вестник Дона, 2020, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2020/6395/.

9. Сидоров М.В., Сидоров В.Н. Имитационное моделирование работы трансмиссии трактора МТЗ-82 в среде Simulink // Инженерный вестник Дона, 2020, № 12. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/12y2020/6709/.

10. Трудоношин В.А., Пивоварова Н.В. Математические модели технических объектов. М.: Высшая школа, 1968. 248 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М Инженерный вестник Дона, №12 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nl2y2022/8090

References

1. Agejkin Ya.S., Vol'skaya N.S. Teoriya avtomobilya [Theory of the car]. M.: MGIU, 2008. 308 p.

2. Afanas'ev B.A. Modelirovanie sistem kolesny'x mashin: ucheb. Posobie [Modeling of systems of wheeled vehicles: textbook. manual]. M.: Izd-vo MGTU im. N.E. Baumana, 1997. 30 p.

3. Polungyan A.A. Bulletin of the Bauman Moscow State Technical University. Ser. Mashinostroenie. 2003. №4. pp. 15-25.

4. Zhilejkin M.M. Matematicheskie modeli sistem transportny'x sredstv: metodicheskie ukazaniya [Homework for the course "Modeling of vehicle systems": methodical instructions]. M.: MGTU im. N.E. Baumana, 2018. 100 p.

5. Lata V.N. Osnovy' modelirovaniya upravlyaemogo dvizheniya avtomobilya: uchebnoe posobie [Fundamentals of controlled vehicle motion modeling: textbook]. Tol'yatti: Izdatel'stvo TGU, 2012. 67 p.

6. Mokij M.S. Metodologiya nauchny'x issledovanij [Methodology of scientific research]. M.: Yurajt, 2015. 255 p.

7. Polkovnikova N.A. Nauchny'e i inzhenerny'e raschety' v srede Matlab [Scientific and engineering calculations in the Matlab environment]. M.: MORKNIGA, 2019. 143 p.

8. Sidorova A.V., Stepin P.I., Sidorov V.N. Inzhenernyj vestnik Dona, 2020, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2020/6395/.

9. Sidorov M.V., Sidorov V.N. Inzhenernyj vestnik Dona, 2020, № 12. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/12y2020/6709/.

10.Trudonoshin V.A., Pivovarova N.V. Matematicheskie modeli texnicheskix ob''ektov [Mathematical models of technical objects]. M.: Higher School, 1968. 248 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.