Научная статья на тему 'Моделирование манипуляций сознанием масс в политическом процессе с помощью коммуникационного поля'

Моделирование манипуляций сознанием масс в политическом процессе с помощью коммуникационного поля Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
476
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ВИНЕРОВСКИЕ ПРОЦЕССЫ / МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ / SIMULATION / SOCIO-ENERGETIC APPROACH / POLITICAL PROCESSES / WIENER PROCESSES / MANIPULATION OF CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петухов Александр Юрьевич

Рассматривается возможность построения корректной математической модели процессов манипуляций сознанием в политическом процессе с помощью метода построения коммуникативного поля. Учитывается элемент «человеческого фактора», флуктуаций, благодаря использованию стохастического уравнения. Представлены результаты компьютерного моделирования процесса информационного воздействия (манипуляции) одной общественной системы на другую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE MANIPULATION OF SOCIAL CONSCIOUSNESS IN THE POLITICAL PROCESS BY MEANS OF A COMMUNICATION FIELD

This article discusses the possibility of constructing a correct mathematical model of the manipulation of consciousness in the political process. The model is based on the method of building a communication field. By using a stochastic equation, we take into account the element of "human factor" and eventual fluctuations. We also present the results of computer simulation of information impact (manipulation) of a social system on another one.

Текст научной работы на тему «Моделирование манипуляций сознанием масс в политическом процессе с помощью коммуникационного поля»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 6 (1), с. 326-331

УДК 303.092.3

МОДЕЛИРОВАНИЕ МАНИПУЛЯЦИЙ СОЗНАНИЕМ МАСС В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ С ПОМОЩЬЮ КОММУНИКАЦИОННОГО ПОЛЯ

© 2011 г. А.Ю. Петухов

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 07.10.2011

Рассматривается возможность построения корректной математической модели процессов манипуляций сознанием в политическом процессе с помощью метода построения коммуникативного поля. Учитывается элемент «человеческого фактора», флуктуаций, благодаря использованию стохастического уравнения. Представлены результаты компьютерного моделирования процесса информационного воздействия (манипуляции) одной общественной системы на другую.

Ключевые слова: моделирование, социально-энергетический подход, политические процессы, вине-ровские процессы, манипуляции сознанием.

Манипуляция массовым сознанием (син. «манипуляция общественным мнением») — один из способов господства и подавления воли людей путём духовного воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психологию и подсознание человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе (или одному человеку) людей направлении.

В последние годы ярко обозначилась проблема значительной подверженности человека методам подачи информации телевидением и интернет-вещанием. Отказаться от просмотра телевидения для подавляющего большинства индивидов практически невозможно, так как стиль, специфика информации и формы её подачи таковы, что сначала провоцируют в индивиде симптомы психопатологии, а позже — снимают их посредством телетрансляции, тем самым обеспечивая устойчивую зависимость (сродни наркозависимости). При проведении телетрансляции происходит воздействие на психику посредством задействования различных форм передачи информации; одновременное участие органов зрения и слуха еще больше задействует пласты подсознания, за счет чего достигается максимальный манипулятивный эффект [1].

Соответственно, те люди, что регулярно смотрят телевизор, пользуются Интернетом, приобретают особую форму зависимости. Если они откажутся от просмотра, то впадают в состояние, схожее с состоянием невроза.

На провоцировании в психике индивида симптоматики пограничной психопатологии основано значительное действие манипулятив-ных методик. Посредством телесигнала телевидение кодирует психику индивида. Основано такое кодирование на законах психики, согласно которым любая информация сначала поступает в подсознание и уже оттуда оказывает воздействие на сознание. Таким образом, посредством телетрансляции становится возможным моделировать поведение индивида и масс [1].

Часто используется, например, способ формирования комплекса неполноценности у потребителя - т.е. делается установка на зависимость восприятия статуса индивида от совершаемых им действий, указанных по телевидению. Например: СМИ посредством передач определенной направленности формирует образ успешных людей, имеющих средства, и эти люди должны для поддержания «статусности» покупать именно определённые товары, которые почти недоступны большей части населения. Но народ, привлечённый красивыми образами, желает приблизиться к такому же уровню потребления, отсюда рост кредитов со стороны банков и в целом — рост невротических зависимостей и озлобленности в обществе, возникновение социальной напряжённости - кредиты ведь надо отдавать [2].

Основной способ в методике манипуляций -это превращение собрания индивидов в толпу, в массу, а затем психическое воздействие на них. Вызывание разных форм невроза у отдельных людей - наиболее часто применимый метод подобного воздействия. В массе же невроз пере-

даётся как болезнь, переходя от одного индивида к другому. Затем с «заражённой» таким способом массой работают, как если бы работали с невротиками.

Большое количество индивидов, даже интеллектуально развитых, как известно, резко понижает порог внутренней сопротивляемости к навязыванию информации извне, а также притупляет способности к оценке и анализу происходящего.

Невроз, а также любая форма неустойчивости психики в результате заболевания какого-либо рода (ОРЗ, грипп или любая иная форма недомогания), как и повышенная усталость, алкогольное опьянение и проч., являются неким примером измененных состояний сознания. В таких случаях психика (сознание) индивида уже не может выставлять на пути проникновения новой информации каких-либо барьеров с целью оценки разного рода информации. Заметим, что подобная оценка необходима и характеризует психику здорового человека. Мозг индивида вообще так устроен, что не способен запоминать всю информацию, поступающую в него из внешнего мира, поэтому вся информация после действия цензуры психики, в результате которой лишь часть информации попадает в сознание и используется в ближайшее время, откладывается в подсознании. И уже там, в подсознании, такая информация находится все время жизни индивида и способна перейти в сознание через многие годы [1].

Масштабы подобного сегодня сравнимы с массовой эпидемией. На планете в настоящее время идёт несколько информационных и психологических войн, в том числе и против нашей страны [3].

Поэтому сегодня в высшей степени актуальным является вопрос о создании моделей манипуляционных процессов, которые были бы способны предсказывать появление, развитие и конечные результаты подобных операций. В данной работе автор представляет процесс манипулирования сознанием массы как оказание внешнего влияния на сложную социальную систему, представленную в виде нелинейной динамической модели [4-5].

Цепочка действий

Рассмотрим, как будет выглядеть цепочка действий в рамках стандартной манипуляции сознанием [6].

В начале всего стоит - Мотив. Т.е. подразумевается, что у субъекта манипуляции существуют определённые цели, которыми он руководствуется, задумывая и осуществляя свой план.

Затем - Способ (действие). Наличие мотивации открывает ряд возможностей для её удовлетворения и совершение определённого действия. И, наконец, - Результат. Он может не совпадать с изначальными целями субъекта, а может и совпадать. Таким образом, вырисовывается логическая цепочка:

Мотив - Способ - Результат.

Допустим, мы анализируем происходящую манипуляцию. У нас есть несколько предположений о возможных мотивах организующей

процесс стороны: множество {X} - мотиваций. Для удовлетворения каждой из них может не существовать решений (способа), а может существовать одно, два, три способа и более. Обозначим множество способов - |г |.

И, соответственно, разные способы могут привести нас к разным результатам или одному, а могут и вообще не повлиять на систему. Обозначим множество результатов - | Z |.

Логично, что при разных мотивах могут совпасть способы их достижения, и у разных способов может получиться одинаковый результат, то есть, условно говоря, Yl может быть равен У4, а Z2 равен Z6. Соответственно, выглядеть это будет примерно так, как показано на рис. 1.

Видно, что способы Y2 и Y5 - тупиковые и не приносят никакого результата (или можно сказать, что результат есть, но он стремится к 0).

Для каждого X, Y, Z существуют относительные вероятности Рх, Ру, Р^ То есть если у субъекта манипуляции мотивация X], то существует вероятность, что он выберет способ У1 = Ру1.

Таким образом, мы получаем определённую структуру, с помощью которой при подробном анализе можно оценить вероятности направлений развития процесса манипуляции.

Рис. 1.

Учёт флуктуаций в социальных и политических процессах

Социальные и политические процессы характерны тем, что они не могут быть строго заданными. Они всегда подвержены малым изменениям и флуктуациям. Прибегая к аналогии, можно сказать, что социальный процесс схож с броуновской частицей, т.е. частицей, двигающейся по вполне определённой траектории, но при близком рассмотрении - сильно извилистой, с множеством мелких изломов. Эти мелкие изменения (как раз - флуктуации) объясняются хаотическим движением других молекул. В социальном процессе флуктуация может трактоваться как проявления свободной воли его участников [7, с. 31].

Описание социального процесса с точки зрения математики необходимо выполнять с помощью стохастического процесса.

В математике для описания броуновского движения используется уравнением Ланжевена:

Пусть s(t) = ^0), ..., БпО)) - векторное поле, описывающее социальный процесс (в данном случае информационный обмен). Уравнение Ланжевена для s имеет вид:

ds , „

— = -ку + С, dt

где С 0) - случайная сила, действующая на социальную систему. Она может определяться целым рядом факторов, таких как, например, уровень социальной напряжённости в обществе (определяется параметрами Кд и Кн).

Считаем, что среднее значение:

<С> (0 - ) = {[С(? )](ю)йР< м(ю) = 0;

<С(( )С(?') >=5(t -1'),

) = У0 е -к‘ +| е -к (-° С(/ ')еЧ'.

=< > е + е

-к (/-/')

< С > ^')dt' =< у0 > е к‘.(4)

Что означает

< s > (t) =< s0 > е к.

(5)

Соответственно, стохастический процесс s(t) при t ^ +<» становится квазистационарным,

близким к равновесию s=0.

В общем случае уравнение Ланжевена записывается так:

— = -ку + Е (t) + С, dt

(6)

(1)

(2)

где < Е^), p.(t) > - вероятностное пространство случайной величины С(^),ю £ Е^(t) - элементарное событие. Из (1) имеем

(3)

Можно считать, что начальное данное у0 является случайной величиной с вероятностным пространством < Е0, Р0 >. В таком случае s(t) = =^)](ю,у) - случайная величина с вероятностным пространством < Еад х Е0, Рад х Р0 >, где V £ Е0. Усредняя (3), получаем

< у > (О = |(ю) х Р0 (Ч> =

% )хЕ0 t

= |У0О*?-^ (V) +1е-(t-t,) (|[С(t')](ю)dPc(t,) (юМ=

Е0 0 Е™

где внешняя сила F(t) может быть и потенциальной, т.е. Е = VV, где V=V(x,t) - векторное поле. Как видно в данном случае s=s(x,t). Следовательно, социальный процесс s зависит от дополнительных параметров, входящих в фазовое пространство [7, с. 33], и их чрезвычайно важно учесть при моделировании процесса.

Формирование коммуникационного поля внутри системы

J.A. Но^^ К. КасрегеЫ, F. Schweiter предложили удобную модель общественного мнения на основе представления взаимодействия между индивидами как броуновского движения [8-10]. Применяя данную модель к нашему случаю, в неё пришлось внести ряд существенных изменений. Пусть у нас существует общественная система А, с заданным распределением коэффициентов Кд и Кн (коэффициенты социальной и духовной активности общества и научнотехнического развития соответственно, подробнее о них - [11-13], каждому индивиду i соответствует коэффициент к). Как в ней будет происходить их взаимодействие, изменение и как будет отражаться влияние извне на систему?

В данном процессе индивиды участвуют, взаимодействуя посредством поля коммуникации Ьк (х, ?), х £ 5” с R2.

Это поле учитывает пространственное распределение коэффициентов и распространяется в обществе, моделируя перенос информации. Однако нужно понимать, что речь идёт о социальном пространстве, которое имеет физические признаки, но в условиях развития информационных средств воздействие одного индивида на другого не обязательно осуществлять находясь физически рядом. Таким образом, это пространство - многомерное, социально-физическое, характеризующее возможность одного индивида «дотянуться» своим коммуникационным полем до другого, то есть повлиять на него, на его коэффициенты и возможность перемещаться. Понятно, что, помимо собственно фи-

Е

зических пространственных координат, в нём будут и социальные координаты (характеризующие социальное положение индивида).

Пространственно-временное изменение поля коммуникации учитывается с помощью уравнения:

3 N'

(х,t) = ^ У(к,.,кпЩх - х,.) + DhЩ (х,О,(7)

^ ,=1

где 8(х - х ,) - дираковская 5-функция, /(к,, кп)

- функция, определяющая силу влияния индивида на конкретного другого индивида, (зависит от их коэффициентов), N - число индивидов, Оу1

- коэффициент диффузии, характеризующий распространение поля коммуникации.

Каждый индивид, находящийся в точке х,, непрерывно вносит свой вклад в поле ^ (х, t) в соответствии с показателями своих коэффициентов (которые также определяют и силу влияния индивида на окружающих индивидов, и радиус этого влияния).

Поле hk (х, t) осуществляет влияние на индивида i следующим образом. Находясь в точке х1, индивид попадает под воздействие коммуникационного поля другого индивида (или нескольких). В зависимости от разности его коэффициентов и коэффициентов воздействующих на него индивидов он может реагировать следующими способами:

1) изменяет значение своих коэффициентов под влиянием других индивидов;

2) перемещается в направлении той области, где разность коэффициентов относительно минимальна в настоящий момент.

Пусть р. (к,, к., t, х 1, х.)- вероятность воздействия на коммуникационное поле индивида 1 коммуникационного поля индивида (или кластера индивидов) j таким образом, чтобы поменять его коэффициенты Кд и Кн (по отдельности или вместе) в момент времени 1 Тогда вероятность перемещения индивида 1 в направлении той области, где разность коэффициентов относительно минимальна в настоящий момент равна: 1 - Ру (к, , ку , {, х, , х ).

Тогда изменение этой вероятности:

-^р..(к,, к., ^х,, х.)=

= ^и(к,|к,:)р..(к',, к, t, х!, х. ЩАх;.. М..) -

к

- Р. (к,,к.,*,х,,х. )2и(к',|к, ^(Аху, Ак), (8)

к,

где ^(Ах.Ак.)- параметр, характеризующий

индукционное влияние коммуникационного поля;

и(к,|к,)- условные вероятности изменения коэффициентов в единицу времени:

и(к'|к) = |к * к, ^ (х,’t)-(х,>t)]/

I к,= к\^ 0, (9)

где Q - параметр социальной свободы, характеризующий степень свободы перемещений индивидов в социально-физическом пространстве.

Перемещения индивидов в социально-физическом пространстве описываются уравнением Ланжевена: dxi

= к, 3(Аху.Аку. )У А (X ,і)| х + ^ВпС, (X,, г), (10)

где Вп - пространственный коэффициент диффузии индивидов, (х ,, г)- результирующее

поле коммуникации, воздействующее на индивида і.

Случайные воздействия и флуктуации моделируются стохастической силой С, (х,, г), так что С, - белый шум, зависящий также от местоположения индивида, (предполагается, что влияние случайных внешних и внутренних факторов на социальное положение индивида в разных частях системы - разное):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< С,(х,,г)С.(х,,і) >= 8..8(г - і). (11)

Таким образом, данная модель позволяет просчитывать изменение коэффициентов в общественной системе под внешним влиянием, или изменения самой системы и её глобальных параметров.

Моделирование

На основе описанной математической модели была построена компьютерная модель в математической среде программирования МаїЬаЬ 2009а.

Представлен случай взаимодействия двух систем (одна система пытается ослабить другую) для двух случаев:

Случай 1. Предполагаем, что система А с коэффициентами Кд и Кн, равными 0.9 и 0.9, воздействует на систему Б с коэффициентами 0.80 и 0.30 соответственно.

Случай 2. Предполагаем, что система А с коэффициентами Кд и Кн, равными 0.95 и 0.95, воздействует на систему Б с коэффициентами

0.80 и 0.20 соответственно (рис. 2 и рис. 3).

Проведено также непосредственное моделирование изменений в общественной и социальной структуре общества под воздействием внешней системы.

Моделирование процесса манипуляций сознанием с точки зрения встречного информационного обмена двух систем представлено на рис. 2 и 3.

А t .511,

Рис. 2.

Совершенно очевидно из графиков, что существует «пик» К\ , т.е. момент времени, в который изменение коэффициентов максимально, потом оно резко падает при продолжении воздействия той же силы, ещё через небольшое время - выходит к определённой асимптоте, но с довольно малыми изменениями для к*. Такие резкие изменения в коэффициентах - характерны для предреволюционных и революционных ситуаций, когда социальная активность общества может серьёзно измениться в течение нескольких дней. Данный пик - момент наивысшей эффективности воздействия внешней силы на систему, именно в этот момент необходимо предпринимать действия, направленные, например, на смену режима, верховной власти, вкладывая в головы людей необходимые мысли. Последующий резкий, кратковременный скачок К - это момент революционной активности, когда люди выходят на улицу с требованиями, внушенными внешними силами, которые играют на внутренних противоречиях системы (которые, в общем-то, есть всегда). Однако нужно понимать, что момент резко растущей социальной активности необходимо использовать в сторону увеличения социальной напряженности и вывести людей на улицу.

Заключение

Таким образом, в статье предложена важная часть математической модели [11-13], с помощью которой в дальнейшем автор планирует развивать подход и моделировать политические процессы в общем и процесс манипуляции сознанием в частности.

В рамках модели коммуникационного поля проведено моделирование процесса манипуляций сознанием с точки зрения встречного информационного обмена двух систем, при этом обнаружены максимумы изменения общественных коэффициентов, демонстрирующие наиболее эффективные точки воздействия на систему,

Рис.3.

т.е. точки максимальной неустойчивости (рис. 2 и 3). При достижении обществом подобного состояния изменения в нём начинают протекать в ускоренном темпе, в результате чего существенно высока вероятность революций, гражданских войн и других внутриобщественных процессов и явлений, отличающихся структурным хаосом и высокой энергозатратностью.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (код проекта: 11-33-00348а2).

Список литературы

1. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Электронное издание.

2. Петухов А.Ю. Психологические операции в массовых манипуляциях // Нижегородский журнал международных исследований. Н. Новгород. Весна-Лето 2010. С. 93-98.

3. Петухов. А.Ю. Информационно-психологическая безопасность России. Влияние на неё факторов глобализации, информатизации общества и внешнеполитических конфронтаций // Депонированный сборник: Россия в современном мире. Т. 9. М.: ИНИОН РАН, 2011.

4. Малков С.Ю. Математическое моделирование исторической динамики. Подходы и процессы. Электронная версия.

5. Эбелинг В. Образование структур при необратимых процессах. Введение в теорию диссипативных структур. М.: Мир, 1979.

6. Поздняков А. Философия политики. М., 1994.

7. Гуц А.К., Коробицын В.В. и др. Математические модели социальных систем // Учебное пособие. Омск: Омский гос. университет, 2000.

8. Holyst J.A., Kasperski K., Schweitger F. Phase transitions in social impact models of opinion formation // Physica. 2000. V. A285. P. 199-210.

9. Holyst J.A., Kasperski K., Schweitger F. Phase transitions in social impact models of opinion formation // Los Alamos E-preprint: candmat/0004026 (2000) -http://www.lanl.gov/abs/cond-mat/0004026

10. Holyst J.A., Schweitger F. Vjdelling Collective Opinion Formation be means of active Brownian par-

ticles // Los Alamos E-preprint: adap-org/991005v2 (2000) - http://www.lanl.giv/abs/ adap-org/9 91005

11. Колобов О.А., Петухов А.Ю. Фрактальный метод в применении к политическим и общественным системам // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2010. Вып. 6. С. 268-273.

12. Петухов А.Ю. Математическое моделирование сложных социальных систем и процессов. Системный социально-энергетический подход // Мате-

риалы третьей международной научно-практической конференции «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» / Москва 20-25 июня 2010. С. 171-177.

13. Петухов А.Ю. Моделирование манипуляций массовым сознанием на основе когнитивных алгоритмов. Научное издание «Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях-2011», Материалы международной конференции; Нижний Новгород, ИПФ РАН, 2011. С. 169-170.

MODELING THE MANIPULATION OF SOCIAL CONSCIOUSNESS IN THE POLITICAL PROCESS BY MEANS OF A COMMUNICATION FIELD

A Yu. Petukhov

This article discusses the possibility of constructing a correct mathematical model of the manipulation of consciousness in the political process. The model is based on the method of building a communication field. By using a stochastic equation, we take into account the element of "human factor" and eventual fluctuations. We also present the results of computer simulation of information impact (manipulation) of a social system on another one.

Keywords: simulation, socio-energetic approach, political processes, Wiener processes, manipulation of consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.