Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ / ДИАГНОСТИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Галимуллина Э.З.

В данной работе рассматриваются этапы решения лингвистической задачи определения множественного числа имени существительного на английском языке методом моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ»

заработной платы работников внебюджетного сектора экономики [1, c.243]. В результате сегодня возникла необходимость совершенствовать систему заработной платы работников бюджетной сферы. Основной задачей государства в данной области должен стать стабильный рост заработной платы работников бюджетной сферы с учетом инфляции, так как низкий уровень заработной платы учителей, врачей и других категорий работников бюджетной сферы не только нравственная, социальная, но и экономическая и политическая проблемы.

Таким образом, в сфере регулирования заработной платы работников бюджетной сферы необходимо принятие нормативных правовых актов, содержащих действенные меры, направленные на улучшение материального положения указанных работников и усиление стимулирующей роли заработной платы.

Использованные источники:

1. Колосницына М.Г. Экономика труда. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.

2. Мазманова Б.Г. Управление оплатой труда. - М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Литвинова Н. Бюджетная сфера: зарплатные ожидания // Кадровое дело, № 12, 2008.

4. Российский статистический ежегодник-2013г. Федеральная служба государственной статистики. URL: //www.gks.ru

Галимуллина Э.З. ст. преподаватель Елабужский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет

Россия, Татарстан, г. Елабуга МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ

Аннотация: В данной работе рассматриваются этапы решения лингвистической задачи определения множественного числа имени существительного на английском языке методом моделирования.

Ключевые слова: информационные технологии, лингвистическая задача, моделирование лингвистической задачи, диагностирующие признаки.

Ярко выраженная информатизация общества объясняет необходимость все более широкого использования информационных технологий в сфере образования и именно поэтому их применение в обучении - это одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития современного образовательного процесса. Использование ЭВМ дает большое количество возможностей для решения самого широкого круга информационных задач во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в образовании.

Компьютер и информационные технологии активно внедряются в процесс изучения различных предметных областей.

В связи с этим необходимо совершенствовать систему подготовки бакалавров всех направлений, в том числе лингвистов, по использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности. Современный студент-лингвист должен не только свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве, иметь необходимые знания и навыки поиска, обработки и хранения информации с использованием современных информационных технологий, компьютерных систем и сетей, но и владеть приемами эффективной работы с применением специального программного обеспечения для решения конкретных профессиональных задач. Современные лингвистические задачи и исследования требуют применения информационных технологий и математических методов обработки информации для выявления сущности лингвистических явлений. Так, например, для студентов-лингвистов необходимы более углубленные знания различных лингвистических программ и навыки работы с ними, а так же знания по проблемам алгоритмизации и моделирования лингвистических задач.

Основным методом решения лингвистической задачи является метод моделирования. Процесс моделирования на компьютере включает следующие этапы [1]: постановка задачи, разработка модели, проведение компьютерного эксперимента, анализ результатов работы компьютерной модели.

Рассмотрим процесс решения лингвистической задачи определения множественного числа имени существительного на английском языке методом моделирования.

Английский язык имеет более сложные правила правописания по сравнению с другими языками, что связано со сложной историей его формирования. Рассматриваемая нами задача относится к числу простейших задач орфографического анализа.

Рассмотрим подробнее этапы моделирования лингвистической задачи.

Постановка задачи. Описание задачи: в память компьютера с клавиатуры поочередно вводятся английские слова. Необходимо составить алгоритм и программу, позволяющие определить число имени существительного.

Анализ оригинала модели — основная лингвистическая проблема, возникающая в ходе решения сформулированной задачи, — сводится к поиску множественного числа имени существительного. В наиболее систематизированном виде образование множественного числа изложено в грамматиках английского языка.

Далее рассмотрим основные правила образования формы множественного числа английских существительных, представленных в виде

таблицы диагностирующих признаков распознания множественного числа имени существительного (табл.1).

Таблица 1

Диагностирующие признаки распознания множественного числа

имени существительного

1.Прибавлением окончания -s к существительному в единственном числе: boy - boys (мальчик - мальчики); girl -girls (девочка - девочки); computer -computers (компьютер - компьютеры)

2.Прибавлением окончания -es, если существительное в единственном числе оканчивается на -s, -ss, -sh, -ch, -o, или -x: class - classes (класс - классы); wish -wishes (желание - желания); inch - inches (дюйм - дюймы); box - boxes (ящик -ящики)

З.Если существительное в единственном числе оканчивается на согласную, после которой следует y, то y заменяется на i, и добавляется окончание -es: city - cities (город - города); lady - ladies (дама - дамы)

4.Если существительное в единственном числе оканчивается на гласную, после которой следует y, то добавляется окончание -s (однако данное правило не относится к словам, оканчивающимся на - quy): essay - essays (сочинение - сочинения); monkey - monkeys (обезьяна - обезьяны); Однако: soliloquy - soliloquies (монолог -монологи)

5.Прибавлением окончания -s к большинству существительных в единственном числе, оканчивающихся на -f: brief - briefs (сводка - сводки); chief -chiefs (руководитель - руководители); proof - proofs (испытание - испытания)

6.В следующих существительных, оканчивающихся на -f или -fe, множественное число образуется путем замены f на v, и прибавлением окончания -es: wife - wives (жена - жены); leaf - leaves (лист - листья); half - halves (половина -половины); self - selves (сам - сами); calf -calves (теленок - телята); loaf - loaves (булка - булки); knife - knives (нож -ножи); elf - elves (эльф - эльфы); wolf -wolves (волк - волки); shelf - shelves (полка - полки)

7. Существительные, изменяющиеся не по правилам (Irregular nouns) a man - men; woman - women; a child -children a brother — brethren; a foot - feet; a tooth -teeth; a goose - geese; a mouse - mice; a louse - lice; an ox - oxen

8.Форма не меняется a fish - fish; a deer - deer; a sheep - sheep; a trout - trout; a swine - swine; an aircraft -aircraft; a means - means

Проанализировав диагностирующие признаки распознания множественного числа имени существительного, можно сделать вывод, что существительные английского языка, образуются при помощи прибавления к имени существительного единственного числа окончаний -б и -ев. Отметим так же, что существуют слова исключения.

Разработка модели. Алгоритм решения рассматриваемой лингвистической задачи сводится к определению числа имени существительного, путем отделения окончания слова.

Представим алгоритм решения данной задачи в виде следующей блок-схемы (рис.1)

Рис.1. Алгоритм решения лингвистической задачи определения множественного числа имени существительного в английском языке, представленный в виде блок-схемы Данный алгоритм был реализован в среде программирования Pascal АВС с использованием технологии структурного программирования. Система Pascal ABC предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на начинающих программистов (в данном случае это студенты гуманитарного факультета). Первоначальное обучение программированию должно проходить в достаточно простых и дружественных средах, в то же время эти среды должны быть близки к стандартным по возможностям языка программирования и иметь достаточно богатые и современные библиотеки стандартных подпрограмм. Система Pascal ABC основана на языке Delphi Pascal и призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию.

В заключении отметим, что большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. Поэтому современному специалисту в любой области деятельности (в том числе и гуманитарного профиля) необходимо иметь более углубленные знания по современным языкам программирования, проблемам алгоритмизации и моделированию лингвистических задач. Таким образом, математическая и информационно-

технологическая подготовка лингвистов является актуальнейшей задачей современного лингвистического образования.

Использованные источники: 1. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике: Учеб. пособие для студ. лингв. фак-тов высш. учеб. заведений / А.В. Зубов, И.И. Зубова - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.

Галимуллина Э.З. старший преподаватель Жестков Л.Ю. студент 5 курса Елабужский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет

Россия, Татарстан, г. Елабуга Е-ПОРТФОЛИО - ОЦЕНОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ВНЕДРЯЕМАЯ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В данной работе рассматривается технология е-портфолио, как технология оценивания не только учебных, но и личностных, общественно-значимых и академических достижений студентов, которую необходимо внедрять в практику образовательного учреждения.

Ключевые слова: е-портфолио, компетентностный рост студента, портфель достижений, технология оценивания.

Современный этап развития системы образования в России характеризуется необходимостью модернизации ее структуры и содержания на основе внедрения инновационных подходов к организации, управлению, содержанию, формам и методам обучения, а также оценке качества обучения[1].

На сегодняшний день в организации образовательного процесса используются несколько методов оценивания результатов обучения: письменные проверочные работы (самостоятельные работы), контрольные работы, устный опрос, лабораторные и практические работы, тестирование и т.п. Данные методы нацелены главным образом на оценку знаний, умений и навыков студента по конкретной дисциплине. В то время как личные, «общественно-значимые» и академические достижения студентов за пределами вуза остаются за кадрами оценивания [2]. В связи с этим необходимо использовать альтернативные методы и технологии оценивания деятельности участников образовательного процесса. Поэтому технология е-портфолио - оценочная технология, направленная на накопление, хранение, развитие и презентацию индивидуально значимых результатов.

Основной целью создания е-портфолио является обеспечение мониторинга культурно-образовательного становления студента, анализ и представление значимых результатов процессов его компетентностного и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.