European Journal of Arts 3 (2021) 1 |^MIER Section 2. Musical arts - ISSN 2310-5666 -
УДК 780.616.432.071.2(44)(092):78.034 DOI: 10.29013/EJA-21-3-40-48
ВОСКОБОЙНИКОВ Я. В., 1
1 Харьковский Национальный Университет Искусств им. И. П. Котляревского, г. Харьков, Украина
МОДЕЛИРОВАНИЕ КЛАВЕСИННОГО ЗВУЧАНИЯ НА РОЯЛЕ: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МУЗЫКИ БАРОККО АЛЕКСАНДРОМ ТАРО
Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы исполнения музыки французских клавессини-стов на рояле на примере творчества современного французского пианиста Александра Таро в современном медиапространстве.
Цель исследования, систематизировать основные установки к продвижению исполнителя в современном медиапространстве, на примере дискографии Александра Таро посвященной музыке Барокко. Систематизировать основные приёмы исполнения музыки для клавесина Ж.-Ф. Рамо на примере музыкального альбома Александра Таро.
Ключевые слова: музыкальная репрезентация, диск, Гавот, Александр Таро, медиапространство, Ж.-Ф Рамо, клавессинисты, моделирование.
Для цитирования: Воскобойников Я. В. Моделирование клавесинного звучания на рояле: Репрезентация музыки Барокко Александром Таро // European Journal of Arts, 2021, №3. - С. 40-48. DOI: https://doi.org/10.29013/EJA-21-3-40-48
Введение
«Рамо на Рояле?! Но никто не играет такую музыку французского клавесиниста начала XVIII века на современном рояле, конечно, во всяком случае, публично! Что ж, есть прецеденты - включая запись Марсель Мейер - и после этого компакт-диска Александра Таро, я надеюсь, их будет намного больше»,- так прокомментировал журналист BBC Review Джон Армстронг выпуск в 2001 году диска Александра Таро с музыкой Ж.-Ф. Рамо [8]. Можно понять такое удивление автора аннотации: уже более ста лет успешно развивается практика исторически ориентированного исполнительства, которая сурово диктует правила воссоздания музыки прошлого, в том числе и композиторов эпохи Барокко, таких, как Ж. Ф. Рамо (1893-1764). Одним из непререкаемых максим сторонников «воскрешения» забытых опусов является требование их исполнения на инструментах старинных конструкций, то есть на клавесине. Однако сегодня в современном медиапространстве немало встречается дисков с музыкой клавесинистов, которые исполнены на рояле, так как это делает французский пианист Александр Таро (1968) - выпускник
Парижской консерватории по классу Кармен Такон-Девенат (ученицы Маргарет Лонг) [19].
Изложение основного материала. К 2021 году Александр Таро записал более сорока дисков музыки различных стилей и эпох, среди которых совершенно оригинальны и новы по своим концептам, оформлению, качеству и программе диски с музыкой композиторов-клавесинистов эпохи Барокко, исполненных на рояле. Первый компакт-диск - уже упомянутый - «Alexander Tharoud joue/ plays Rameau» (2001) [18] - альбом, который стал импульсом к последующим работам. В названии следующего диска - «tic toc choc Alexandre Tharoud joue Couperin» (2007) широко известная среди пианистов пьеса Ф. Куперена [17]; Новый диск - «baroque Alexandre Tharoud HAMEAU BACH COUPERIN» (2010) объединил предыдущие опыты. И, наконец, самый масштабный по концепту диск 2019 года «VERSALES», в котором рядом с музыкой Ж.-Ф. Рамо, Ж.-Б. Люли и Ф. Куперена произведения менее известных Роберта де Визе (исполненные на рояле), Жозефа Руайе, Жака Дюфли та Жана-Анри Д'Англебэра [20].
ISSN 2310-5666
Чем руководствовался Александр Таро, записывая музыку, которая уже давно и успешно звучит на клавесине в исполнении Густава Леонхарада [14], Скотта Росса [15], записавшего чуть ли не все произведения Ж.-Ф. Рамо, Фредерика Хасса [12], Кеннета Гиберта [9] и других? Следует заметить, что этот репертуар был освоен пианистами уже со второй половины Х1Х века, когда, например, в Париже выпустили музыкальное наследие Ж.-Ф. Рамо в восемнадцати томах (1896-1924), и пианист Луи Дьемер (1843-1919) стал играть Ж.-Ф. Рамо на рояле на Всемирной выставке в Париже в 1899 году [6, 129-130]. Тогда вышедший из употребления клавесин даже не рассматривался как концертный инструмент. Перед современными же исполнителями стоит выбор: играть музыку Барокко на рояле или клавесине?
Сегодня Ж.-Ф. Рамо играют на фортепиано Александр Таро, Григорий Соколов, Робер Казадезюс,
продолжившие возрождение музыки клавессинистов в ХХ веке французской пианисткой Марсель Мейер, которая сделала первые публичные записи сочинений Ж.-Ф. Рамо и Ф. Куперена в 1940-х годах на рояле.
Диск Александра Таро "Alexander Tharoud joue/ plays Rameau" 2001 года имеет подзаголовок "Nouvelles Suites de Pièces de clavecin 1728" («Новые Сюиты Пьес для клавесина 1728 года») (Рисунок 1.) и включает Четвертую Сюиту a-moll (28 мин. 41 с.), Пятую Сюиту G-dur (26 мин. 30 с.), а завершает альбом - "Homage Rameau" - пьеса К. Дебюсси. «Вы уходите от записи этих двух полных сюит с большим уважением к музыкальности и техническим возможностям молодого француза, и с еще большим уважением к воображению Рамо и его гармоническим изобретениям, какие в точности такие, какими они должны быть. Добавление "Hommage à Rameau" Дебюсси на бис - тоже неплохой штрих»,-заметил в аннотации к диску Джон Армстронг.
JEAN-PHILIPPE RAMEAU
{1683-1764)
"Nouvelles Suites"
[Nouvelles suites de Pièces de clavecin], 1728
Suite en La / m A
i. Allemande (6'qoi - 2. Courante (443) a. Sarabande [3'07) - 4. Les Trois Mains [4 io) s. La Fanfarinette <246i - 6. La Triomphante a'3a 7. Gavotte i i"i2> - s. 1" double de la Gavotte io'wi 9.2™ double (O'si) - io. 3*™ double î0'55) il 4*™ double to-soî -12.5*™ double (û'49) i3.6*™ double (O'M)
Suite en Sol / in G
w. Les Tricotets. Rondeau n'40i - is. L'Indifférente d'4l) îe. Menuet - Deuxième menuet 12 55) -17. La Poule (5*47i ib. Les Triolets p'îsj -19. Les Sauvages fi'45) 20. L'Enharmonique |6'32| - 21. L'Égyptienne (2
CLAUDE DEBUSSY (1862-1918) 22. Hommage â Rameau <6 39)
Alexandre Tharaud, piano steinway
Rameau au piano ?
jusqu'à une date avancée, les pianistes n'osaient pius jouer le répertoire français de clavecin : la pertinence des executions "authentiques" sur instruments originaux avait fini par imposer de
nouveaux interprètes - et l'on avait définitivement conclu que cette musique n'était lias adapté: aux pianos actuels-.. L'entreprise d'Alexandre Tharaud et aussi courageuse qu'originale ; l'homme doit autant aux légendaires enregistrements de Marcelle Meyer qu'aux interprétations d'aujourd'hui sur le clavecin. Travail, humilité, désir de ciseler tous les contours poétiques de cette
musique : le jeune pianiste a pris le temps d'assimiler le formidable legs des "baroqueux" sans renier pour autant ses origines ni son jeu, A découvrir !
Rameau on the piano?
Until very recently pianists no longer dared play the French harpsichord repertoire: the pertinence of the "authentic" performantes on period instruments by new artists had established their claims - and we had drcided once and tor ail
that this music was unsuited to today's pianos,,. Hince Alexandre Tharaud's approach is both bras'« and original: this young man is equally indebted to the legendary recordings of
Marcelle Meyer and to current interpretations on the harpsichord. Hard work, humility; the urge to carve out all the poetic contours of this marvellous music: 1 haraud has taken the time to assimilate the tremendous contribution of the "Elaroque movement', yet without repudiating his origins nor his own style of playing. A teal discovery!
H MC 901754
П5Ш
TOTAL TIME: 62'56
ШШ
harmonía шип di s.a. Mas de Vert. 13200 Artes © 2001 Made m German/
Рисунок 1. Обратная сторона коробки диска Александра Таро 2001 года «Alexander Tharoud joue/plays Rameau» [11]
0794881650224
ISSN 2310-5666
Такой оригинальный диск с программой для клавесина, записанной на «Steinway», естественно, интригует, оставляя загадку, которую можно открыть, прослушав диск. Автор аннотации предлагает свою версию: «До недавнего времени пианисты больше не осмеливались играть репертуар французских клавес-синистов: актуализация новых исполнений определенно привела нас к выводу, что эта музыка не подходит для современного фортепиано ... Подход Александра Таро столь же смелый, сколь и оригинальный: он обязан как легендарным записям Марсель Мейер, так и современным интерпретациям на клавесине. Работа, скромность, желание выразить все поэтические контуры этой музыки: молодой пианист отвёл огромное количество времени, чтобы поднять грозное наследие "барокко", не противореча собственной индивидуальности и своим приемам игры» [11].
Особое внимание в программе диска вызывают отдельно выписанные с хронометражем номера дублей Гавота из Сюиты a-moll, (Рисунок 1) которые становятся такими же по значимости, как и части сюиты: Alemande, Courante, Sarabande, Les Trois Mains, La Fanfarinette, La Triomphante. То есть уже на обложке диска А. Таро определяет значимость и индивидуальность каждого дубля Гавота разделяя их между собой.
Опыт успешной репрезентации Александра Таро музыки Ж.-Ф. Рамо в медиапространстве стал стартовой точкой, которая вывела его на большую сцену. В книге «Montrez-moi vos mains» А. Таро пишет: «Уверенность вернулась после выпуска моего диска с Рамо, посыпались просьбы о сольных концертах. Отчасти я отложил камерную музыку, чтобы сосредоточиться на сольных выступлениях и концертах» [21, 130]. В промежутке между двумя дисками с музыкой клавессини-стов 2001 и 2007 года Александр Таро не переставал играть музыку Барокко, перенося музыку клавесини-стов со студии на концертную эстраду. «Как только я закончил запись Рамо, я уже с нетерпением ждал продолжения моей работы над французской музыкой Барокко. Теперь, наконец, я смог это сделать... Тем временем я записал Равеля, Баха и Шопена, три композитора, которые по-своему очень близки к Куперену (сама Ванда Ландовска назвала Шопена Купереном девятнадцатого века). Прошедшие годы дали мне возможность часто исполнять этот репертуар публично» - сообщил Александр Таро в интервью к следующему диску с музыкой Ф. Куперена. Также Александр Таро отметил «в пьесе Muséte de Taverni, которую могут играть несколь-
ко исполнителей одновременно, я имел удовольствие сыграть один, увеличив количество партий, записав и совместив их вместе» [9]. Использование техники звукозаписи, совмещения дорожек, то что невозможно в записи Live в концертном исполнении - современный способ создания репрезентации высокого качества.
Какую задачу ставил для себя Таро записывая первый «барочный диск»? Он собирался не просто вернуть музыку Рамо на большую сцену, как это уже делали многие пианисты до него в XIX - ХХ веке, буквально подражая звучанию клавесина, уделяя внимание штрихам, основанным на артикуляции и специфическом туше, характерной исполнителям-клавес-синистам, или же поиска блестящего отрывистого тембра в звуке рояля. Александр Таро не только учёл данный опыт своих предшественников, не нарушил, а расширил границы трактовки нотного текста.
Чтобы подробнее осветить приемы моделирования клавесинного звучания на рояле, обратимся к исполнительской версии популярного, как сегодня, так и в XIX веке среди пианистов и клавессинистов произведения - Гавоту из Четвертой Сюиты a-moll Ж.-Ф. Рамо.
Гавот - это танец, проецирующий основные образы светской жизни при дворе Людовика XV, а также танец, который двумя столетиями позднее нашел не-оклассицистское преломление в творчестве композиторов XX века, например, у С. Прокофьева в Первой симфонии.
Гавот из Четвертой Сюиты a-moll - это тема с дублями, которые воплощают бесконечные повторы танцев в Версальском Дворце времен Людовика XV. Жана Малиньон в книге 1960 года о Ж.-Ф. Рамо цитирует определение этой музыки французского писателя Г. Миго: «Рамо - это звучащий Версаль» [3, 6]. Вместе с тем биограф композитора отмечает и альтернативный придворному искусству характер музыки Ж. Ф. Рамо. Жан Малиньон пишет: «Гавот с вариациями легко может стать излюбленным коньком для виртуозов. Его квадратная тема под украшениями в версальском вкусе сохранила несгибаемую прямоту народной песни, дошедшей до нас из глубины нашего средневековья. Это впечатление усиливается третьим, пятым и шестым дублями, в то время как три другие вариации, более артистически обработанные, привносят черты воздушной лёгкости (вторая), таинственности (третья, самая прекрасная) и причудливой фантазии (четвертая)» [3, 25-26].
ISSN 2310-5666
Во второй половине Х1Х веке в связи с возрождением музыки Барокко одна за одной начали появляться исполнительские трактовки Гавота, а с ними редакции, в которых очевидна была попытка приоткрыть завесу тайн орнамента (мелизматики) клавесинной
музыки. Если взять первые восемь тактов из темы Гавота Четвертой сюиты а-то11, можно проследить эволюцию расшифровки орнамента, которая происходила по отношению к уртексту.
Рисунок 1. Уртекст
В современной исполнительской практике произведения Ж.-Ф. Рамо принято играть по уртексту, используя знания, полученные от педагога или взятые из старинных трактатов клавессинистов (как, например, Ф. Куперен «Искусство игры на клавесине») [4]. Свою исполнительскую версию уртекста играют Марсель Мейер и Александр Таро, не используя существующие редакции. Однако некоторые редакции
могут быть полезны начинающим исполнителям, поскольку отличаются умеренной расшифровкой орнамента, в которой выписаны лишь выходы из трелей, но без подробной ритмической расшифровки, что при абсолютно ровном, без агогических отклонений исполнении может быть истолковано неверно. Примером может послужить редакция Вильгельмины Кла-усс-Шарвади.
Рисунок 2. Редакция Вильгельмина Клаусс-Шарвади. Издатель: Бартольф Зенфф, Лейпциг (1874 г.
ISSN 2310-5666
Рисунок 3. Ернст Пауер, редакция 1876 г., издательство Alte meister
В редакции Ернста Пауера указание на расшиф- ный исполнитель барочного текста, который знает ровку и вообще на определённый орнамент отсут- где и в какой момент может быть использован тот или ствует, по такой редакции может играть лишь опыт- иной орнамент.
Рисунок 4. Редакция Теодора Лешетицкого, 1BB2 г.
И наконец, в редакции Теодора Лешетицкого -расшифровка орнамента излишне подробна, оставляя минимум свободы в исполнении.
Данные редакции - результат концертного исполнения Гавота в Х1Х веке, в которых наблюдаются явные попытки максимально разукрасить текст, исполнить его просто как фортепианную миниатюру, как будто «нечего играть», и в которой естественных выразительных средств как будто недостаточно. Образ исполнения Гавота 80-х годов Х1Х века охарактеризовал итальянский писатель Габриэле Д'Аннунцио в книге «Наслаждение», назвав его «Гавотом желтых дам»: «Его пляшут с юными, одетыми в розовое, несколько ленивыми кавалерами какие-то белокурые дамы. Уже не молодые, но только что вышедшие из юношеского возраста, одетые в бледный шелк цвета желтой хризантемы. Кавалеры
носят в сердцах образы других, более красивых женщин. Они пляшут Гавот в слишком просторном зале с зеркалами вдоль стен, и пляшут его на полу из амаранта и кедра. Под большой хрустальной люстрой, где свечи готовы догореть, но никогда не догорают. На несколько увядших устах дам играют слабые, но неизгладимые улыбки, и в глазах у кавалеров беспредельная скука, и часы с маятником показывают всегда один и тот же час, и зеркала повторяют, повторяют и повторяют вечно одни и те же движения. И Гавот продолжается. Продолжается. Продолжается. Вечно нежный. Вечно медленный. Вечно ровный, вековой, как кара» [2].
В 2001 году Александр Таро предложил иную трактовку Гавота Ж.-Ф Рамо. Созданная им медиа-репрезентация 1 воссоздает дух времени, в котором
1 «Репрезентация - понятие, заимствованное из эстетики: произведения искусства, картина либо скульптура, нередко предлагают нам репрезентацию части реальности» [1, 138].
ISSN 2310-5666
Гавот звучал. Моделируя клавесинное звучание на рояле, Александро Таро:
- не играет на рояле медленнее, чем позволяет клавесин, за счет педали на рояле, т.о. не попадая в ловушку чрезмерной компенсации, и например, в Сарабанде из Сюиты a-moll Ж.-Ф. Рамо Таро никогда не играет слишком медленно: дух оригинала все же присутствует в звучной красоте его «Steinway» [8].
- избегает плотного звучания присущего звучности произведений композиторов романтиков, но не злоупотребляет и легковесным туше, т.к. барочная музыка требует предельной речевой артикуляции non legato, звучание не staccato и не legato, а некий стилистически промежуточный вариант, когда звук немного укорачивается, дабы уйти от полной вокализации, однако, в показе темы Гавота (1-24 тт.) использует вокальную артикуляцию, т.к. музыке присущ декламационный тон.
- отводит акустическую роль педали, т. е. придает звучанию поле резонирования, уподобляя звучание инструменту в акустике дворцового зала или же инструменту, который принимает на себя роль резонирования бездемферного звучания клавесинного корпуса. Педалью Таро пользуется очень расчетливо в области звучания одной гармонии, т.е. обязательно избегает гармонических наслоений, звучание становится ясным, а в мануальных контрастных пластах -прозрачным.
- «орнаменты, трели и дополнительные ноты, частично используются для того, чтобы продлить ноту, подчеркнуть ее или придать ей определённый оттенок, а на фортепиано это можно сделать естественной педалью и динамическим диапазоном инструмента. Орнамент должен быть другим, более светлым, чтобы не казаться грубым или чрезмерно подчеркнутым» [8]. Но при этом, точно высчитанная и выстроенная во времени агогика в управлении между звуками, украшенными орнаментом, может быть в меру свободной, придавая игре импровизационность.
Выводы. Каждый новый выпущенный и опубликованный диск Александра Таро сразу же имеет выход в медиа-пространство и доступен публике несоизмеримо большей, нежели может вместить концертный зал. За каждым выпуском диска Александра Таро следуют концерты, как естественная потребность публики услышать исполнение понравившихся произведений при прослушивании альбома. Номера альбома, которые более всех снискали успех, публикуются отдельной записью с красочной и информативной видеопрезентацией. До появления технологий звукозаписи путь к публичной репрезентации музыкального текста следовал через сцену. Сегодня же репрезентация в интернет-пространстве является пусковым механизмом, который открывает концертную карьеру. Современным импресарио исполнителя становятся звукорежиссёр и лейбл звукозаписывающей студии. Диски Александра Таро с музыкой клавессинистов (2001, 2007 и 2010) были записаны одной звукозаписывающей компанией Нагшоша Мип& - как гарантия постоянного качества в работе с репертуаром одного стиля.
В наше время на рояле можно играть произведения клавессинистов как концертную фортепианную миниатюру, продолжая традиции Х1Х века, или исполнять, подражая клавесинному звучанию, тем самым делая искажённую копию исполнений известных клавессинистов, Александр Таро предлагает иной путь - дать сочинению современную репрезентацию, в которой будут воплощены в реальность при помощи звучания рояля, стилистически верного туше, динамики, агогики, фразировки и артикуляции образы эпохи, идеи композитора, дух времени не нарушающие, а раскрывающие потенциал музыкального текста.
Открыть Рамо можно через новое инструментальное преломление звучания, через аккуратное добавление выразительных средств нового инструмента, сохраняя при этом представление эпохи и стиля. Так что же, возможен ли Рамо на рояле? Однозначно - да!
Список литературы
1. Анкерсмит Ф. Р. Политическая репрезентация. Москва: издательский дом Высшей школы экономки, 2012. -288 с.
2. Д'Аннунцио Г. «Наслаждение». [Electronic resource] URL: https://booksonline.com.ua/view. php?book=48173. (Access date 15/12/2020).
3. Малиньон Ж. Жан-Филипп Рамо. -Ленинград: Музыка, 1983.- 124 с.
4. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. - Москва: Музыка, 1973.- 152 с.
5. Лобанова М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. - Москва: Музыка, 1994.- 320 с.
- ISSN 2310-5666 -
6. Шекалов В. А. Возрождение старинной музыки и клавесина в Х1Х веке. [Electronic resource] URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vozrozhdenie-starinnoy-muzyki-i-klavesina-v-xix-veke/viewer/ (Access date 05/06/2021).
7. Фоменко Наталя. Stylus phantasticus в зах^ноевропейскому клавiрному мистецтвi XVII-XVIII столiть. Дис. ... канд. мистецтвознавства 17.00.03 - Кшв: НМАУ iM. П. I. Чайковького, 2021.- 281 с.
8. Armstrong J. Alexandre Tharoud Nouvelles Suites. BBC Review. [Electronic resource] URL: https://www.bbc. co.uk/music/reviews/zrgb/ (Access date 15/06/2021).
9. Dauce S. The performer's point of view. [Electronic resource] URL: https://www.discogs.com/ru/Couperin-Alexandre-Tharaud-Tic-Toc-Choc/release/3976644/image/SW1hZ2U6MjY5ODU2MjM=/ (Access date 28/01/2021).
10. Gilbert K. Rameau - Works for Harpsichord. [Electronic resource] URL: https://www.youtube.com/ watch?v=87gjwRr5WRk (Access date 25/05/2021).
11. Girardi C. Rameau on the piano? [Electronic resource] URL: https://www.discogs.com/ru/Rameau-Alexandre-Tharaud-Joue-Plays-Rameau-Nouvelles-Suites/release/8444518/image/SW1hZ2U6MjY5NzUzOTY=/ (Access date 14/01/2021).
12. Harari J., Armstrong G. Marcelle Meyer (Piano). [Electronic resource] URL: https://www.bach-cantatas.com/ Bio/Meyer-Marcelle.htm/ (Access date 10/04/2021).
13. Hass F. Rameau - Suite A-minor 1728 [Electronic resource] URL: https://www.youtube.com/watch?v=NK3-URQntcg/ (Access date 12/06/2021).
14. Leonhardt G. J. P. Rameau: Pièce de clavecin en concerts. [Electronic resource] URL: https://www.youtube. com/watch?v=7WoT4bgO-OU/ (Access date 18/06/2021).
15. Meyer M. Rameau Gavotte avec ses doubles. [Electronic resource] URL: https://www.youtube.com/ watch?v=7PKAFOhVZ4Q/ (Access date 8/02/2021).
16. Ross S. Rameau - Complete Works for Harpsichord. [Electronic resource] URL: https://www.youtube.com/ watch?v=GRPYpjLP9qA/ (Access date 16/06/2021).
17. Tharaud A. Alexandre Tharaud plays François Couperin. [Electronic resource] URL: https://www.youtube.com/ watch?v=pptuu4WzjoI/ (Access date 19/03/2021).
18. Tharaud A. Jean-Philippe Rameau: Nouvelles Suites. [Electronic resource] URL: https://www.youtube.com/ watch?v=nYFJPXr1YzA&t=102s/ (Access date 10/11/2020).
19. Tharaud A. Pianiste français. [Electronic resource] URL: https://www.francemusique.fr/personne/alexandre-tharaud/ (Access date 14/03/2021).
20. Tharaud A. Premier livre de pièces de clavecin, RCT 1: I. Prélude. [Electronic resource] URL: https://www. youtube.com/watch?v=snKVpvw_ycQ&list=OLAK5uy_nChvE5GyjJ2IMA9utaMvVeClrWufwgZHo/ (Access date 18/02/2021).
21. Tharaud A. Montrez-moi vos mains. - Paris: Bernard Grasset, 2017. - 224 p.
Информация об авторе
Воскобойников Яков Владимирович, аспирант II года обучения кафедры «теории музыки», концертмейстер
кафедры «сольного пения и оперной подготовки», Харьковского Национального Университета Искусств им.
И. П. Котляревского.
Адрес: 62459, Харьковская обл., Харьковский р-н, пр. Научный, 26/18
E-mail: [email protected]: Тел.: +380671973359
ORCID: 0000-0003-4637-3104
Section 2. Musical arts 1 European Journal of Arts 3 (2021) - ISSN 2310-5666 -
Y. V. VOSKOBOINIKOV, 1
1 Kharkiv National University of Arts named after I. P. Kotliarevsky, Kharkiv, Ukraine
MODELING A HARPSICHORD SOUND ON A GRAND PIANO: A REPRESENTATION OF BAROQUE MUSIC BY ALEXANDER THAROUD
Abstract. In the article the basic principles of performing music of French harpsichordists on a grand piano are observed on the example of the work of the modern French pianist Alexander Tharoud in the up to date media space.
The purpose of the study is to systematize the main attitudes towards the advancement of the performer in the modern media space, using the example of Alexander Tarot's discography dedicated to Baroque music. To systematize the main methods of playing music for a harpsichord by J.-F. Rameau on the example of the music album by Alexander Tharoud.
Keywords: musical representation, disc, Gavotte, Alexander Tharoud, media space, J.-F. Rameau, harpsichordist, modeling.
Information about the author
Yakiv V. Voskoboinikov, a postgraduate student of the Department ofMusic Theory, a concertmaster of the Department of Solo Singing and Opera Training of the Kharkiv National University of Arts named after I. P. Kotliarevskyi. Address: 18/26, Gogolya street, 62459, Visokiy settlement, Kharkiv, province, Ukraine E-mail: [email protected]; tel: +380671973359 ORCID: 0000-0003-4637-3104
ВОСКОБОЙН1КОВ Я. В., 1
1 Харшвський Нацюнальний Утверситет Мистецтв ím. I. П. Котляревскього, Харыв, Украша
МОДУЛЮВАННЯ КЛАВЕСИННОГО ЗВУЧАННЯ НА РОЯЛ1: РЕПРЕЗЕНТАЦ1Я МУЗИКИ БАРОКО ОЛЕКСАНДРОМ ТАРО
Анотаця
У стати розглядаються основш принципи виконання музики французьких клавесишспв на ро^ на прикладi творчосп сучасного французького шашста Олександра Таро у сучасному медiапросторi.
Мета досл!дження, систематизувати основш установки до просування виконавця у сучасному медiапросторi, на прикладi дискографп присвячено'1 музищ Бароко. Систематизувати основш прийоми виконання музики для клавесина Ж.-Ф. Рамо на прикладi музичного альбому Олександра Таро.
Ключов1 слова: музична репрезентация, диск, Гавот, Олександр Таро, медiапростiр, Ж.-Ф. Рамо, клавесишсти, модулювання.
- ISSN 2310-5666 -
1нформац1я про авторш
Воскобойшков Як1в Володимирович, Воскобойшков Якiв Володимирович, астрант II року навчання
кафедри «теори музики», концертмейстер кафедри «сольного спiву та оперно! тдготовки» Харк1вського
Нацiонального Унiверситету Мистецтв iм. I. П. Котляревського.
Адреса: 62459, Харк1вська обл., Харк1вський р-н, пр. Науковий, 26/18
E-mail: [email protected]; тел. +380671973359
ORCID: 0000-0003-4637-3104