Научная статья на тему 'Моделирование инновационно ориентированных кластеров в контексте проблем повышения сбалансированности развития экономики региона'

Моделирование инновационно ориентированных кластеров в контексте проблем повышения сбалансированности развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова О. А.

Повышение сбалансированности развития региональной экономики возможно на основе вовлечения экономико-ресурсного потенциала отсталых территорий в структуру инновационно ориентированного кластера. Кластер формируется на основе интеграции крупного бизнеса, расположенного в промышленно развитых центрах, и малого бизнеса отсталых территорий. Предложен алгоритм формирования инновационного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование инновационно ориентированных кластеров в контексте проблем повышения сбалансированности развития экономики региона»

47 (254) - 2011

Инновациииинвесшиции

УДК 332.142.2

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННЫХ КЛАСТЕРОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ПОВЫШЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

О. А. ЧЕРНОВА,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой финансов и бухгалтерского учета E-mail: chernovaolga71@mail. ru Новошахтинский филиал Южного федерального университета

Повышение сбалансированности развития региональной экономики возможно на основе вовлечения экономико-ресурсного потенциала отсталых территорий в структуру инновационно ориентированного кластера. Кластер формируется на основе интеграции крупного бизнеса, расположенного в промышленно развитых центрах, и малого бизнеса отсталых территорий. Предложен алгоритм формирования инновационного кластера.

Ключевые слова: инновации, территориально-производственный кластер, регион, развитие, интеграция, бизнес.

Cложность и масштабы проблемы обеспечения сбалансированности развития экономики региона указывают на необходимость структурных изменений путем создания кластеров на основе вертикальной и горизонтальной интеграции бизнес-структур, расположенных на территории отдельных территориальных образований. Процессы интеграции являются принципиально важными при формировании региональной политики, поскольку создаваемые кластеры будут являться основой для развития инновационной активности предприятий, инновационной инфра-

структуры, одновременно обеспечивая уменьшение разрыва в величине показателей социально-экономического развития отдельных территорий.

Интеграция бизнеса в рамках инновационно ориентированного территориально-производственного кластера рассматривается как предпосылка для стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, входящих в его состав. Моделирование инновационно ориентированных территориально-производственных кластеров в контексте решения проблем повышения сбалансированности развития экономики региона подразумевает разработку схемы управления ресурсными потоками в рамках функционирования интегрированной структуры, формируемой из числа хозяйствующих субъектов, расположенных на территории различных муниципальных образований, соответственно стратегическим целям сбалансированного инновационно ориентированного развития региона. Разработка такой модели предполагает решение следующих задач:

- обоснование формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, образующих инновационно

14

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

ориентированный территориально-производственный кластер;

- определение структуры и состава участников инновационного кластера, между которыми будут циркулировать ресурсные потоки;

- определение характеристик и стоимости ресурсных потоков, учитывая затраты на их перемещение;

- определение внутренних и внешних факторов, определяющих направление движения ресурсных потоков и характеристики;

- оценка эффективности взаимодействия хозяйствующих субъектов в составе инновационно ориентированного территориально-производственного кластера и его влияния на социально-экономический потенциал региона. Формирование интеграционной структуры необходимо начинать с выбора формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, образующих инновационно ориентированный территориально-производственный кластер. В организационно-экономическом смысле формируемая интеграционная структура будет характеризоваться самоорганизацией и целевой ориентацией. Целевая функция представляет собой минимальную стоимость потока ресурсов, необходимых для реализации проекта, а структура и состав участников взаимодействия определяются из числа хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципальных образований, формирующих инновационный кластер.

В основу принятия решения о форме взаимодействия хозяйствующих субъектов положена методика проблемно ориентированной оценки потенциала различных форм ассоциированного предпринимательства, разработанная Л. Г. Матвеевой [2] и адаптированная под задачи ресурсного обеспечения отсталых (депрессивных) территорий. Интегрированная структура, функционирующая в рамках инновационного кластера, должна быть ориентирована не только на достижение собственных целей, но и целей стратегического регионального развития. Стратегическая цель интеграции хозяйствующих субъектов в рамках кластера заключается в повышении уровня сбалансированности развития экономики региона за счет вовлечения экономико-ресурсного потенциала отсталых (депрессивных) территорий в стратегии регионального роста. В свою очередь каждый элемент интегративной структуры будет иметь собственные цели: максимизация прибыли, минимизация издержек, расширение рынков сбыта и т. д.

Факторные признаки определяют возможность участия хозяйствующего субъекта в интегративной структуре и долю данного участия. В связи с этим необходимо провести оценку каждой составляющей его социально-экономического потенциала: кадровой (в том числе научной), материально-технической, финансовой, информационно-организационной. Результаты данной оценки будут положены в основу установления внутренней структуры системы, выделения хозяйствующих субъектов, выполняющих определенные функции, необходимые для осуществления процессов инновационно ориентированного развития, на основе вовлекаемых в данный процесс ресурсов территории, а также определения количественных и качественных характеристик ресурсного потока, циркулирующего между субъектами.

В связи с тем, что инновационно ориентированный территориально-производственный кластер, представляя собой форму интеграции бизнеса, использует экономико-ресурсный потенциал не только входящих в его структуру предприятий и организаций, но и локальных экономических образований, при моделировании структуры кластера важно определить вклад каждого муниципального образования в предоставление определенного типа ресурсов. В целом можно выделить два подхода к моделированию структуры инновационного кластера в зависимости от типа муниципальных образований, на которых расположены включаемые в его состав хозяйствующие субъекты.

Первый подход предполагает включение в состав кластера только хозяйствующих субъектов муниципальных образований, отличающихся низкими показателями социально-экономического развития. Мотивирующими факторами, побуждающими вхождение хозяйствующих субъектов в инновационный кластер, будут следующие:

- недостаток собственных ресурсов для осуществления производственно-хозяйственной деятельности;

- необходимость налаживания внешних связей для обеспечения гарантированного потока ресурсов;

- возможность повышения уровня конкурентоспособности;

- возможность получения гарантированного рынка сбыта производимой продукции. Второй подход предполагает формирование

состава инновационного кластера путем включения помимо хозяйствующих субъектов муниципальных

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебрья к ЪР*?жг(Ъ4

15

образований, отличающихся низкими показателями социально-экономического развития, хозяйствующих субъектов муниципальных образований, имеющих высокий социально-экономический потенциал. Как правило, промышленно развитые центры в инновационном кластере представлены предприятиями крупного бизнеса, а также финансовыми структурами, обеспечивающими потоки научных и финансовых ресурсов. Основными мотивирующими факторами к интеграционному взаимодействию для данных структур будут желание более эффективного использования имеющихся ресурсов, а также возможности расширения сферы влияния.

Для оценки эффективности выбранной формы и структуры взаимодействия необходимо сопоставить величину ресурсных потоков по каждой составляющей ресурсного потенциала с потребностью в данных ресурсах (инвестиционным проектом). То есть задача заключается в сопоставлении множества «ресурсные потоки» с множеством «потребность в ресурсах» {X}. В результате проведения данной оценки возможны следующие варианты:

- множество «ресурсные потоки» по всем элементам превышает множество «потребность в ресурсах» - форма взаимодействия может быть признана как эффективная, обеспечивающая не только реализацию инвестиционного проекта, но и дополнительные возможности регионального развития;

- множество «ресурсные потоки» превышает множество «потребность в ресурсах» только по отдельным элементам - форма взаимодействия может быть признана как эффективная при неэффективной структуре и предполагает либо необходимость включения в интеграционную структуру дополнительных участников, либо пересмотр степени участия ее элементов;

- множество «ресурсные потоки» равно множеству «потребность в ресурсах» - форма взаимодействия может быть признана как эффективная, обеспечивающая реализацию инвестиционного проекта, но при этом имеющая высокую степень риска, поскольку отсутствует запас прочности;

- множество «ресурсные потоки» ниже множества «потребность в ресурсах» - форма взаимодействия может быть признана как неэффективная. В связи с тем, что возможны альтернативные

варианты формирования структуры инновационно ориентированного территориально-производственного кластера из числа хозяйствующих субъектов муници-

пальных образований, нуждающихся в социально-экономическом развитии, следующим этапом моделирования социально-экономического потенциала является оценка стоимости ресурсных потоков при каждом варианте взаимодействия. Данная оценка может лечь в основу принятия окончательного решения о структуре кластера. Критерием решения будет минимальная стоимость суммарного ресурсного потока.

В частности, для характеристики потока трудовых ресурсов могут быть использованы количественные показатели (численность работников по специальностям, уровню образования, возрасту и т. д.), структурные показатели (соотношение работников разных категорий, доля работников определенной категории в общем объеме) и качественные показатели (уровень образования, способности, уровень инновационной активности и т. д.).

Стоимость потока трудовых ресурсов, необходимых для обеспечения реализации проекта, складывается из стоимости труда работников 7 -й квалификации, затрат на привлечение данной категории работников (включая затраты на доставку и размещение внешних кадров), затраты на обучение, повышение квалификации и т. п. Для учета качественных показателей потока трудовых ресурсов необходимо ввести поправочный коэффициент, который позволит скорректировать потребность в численности работников -й категории с учетом уровня их производительности труда, мотивированности к инновационной активности, способности к самообучению, креативности мышления и т. п. Данные характеристики должны оцениваться экспертами, а затем агрегироваться для получения итогового поправочного коэффициента. В результате, стоимость потока трудовых ресурсов Ст р будет определяться следующим образом:

Ст.р =1 ч,к (со, + Ор + соб),

3 =1

где Ч. - численность работников 7-й квалификации, необходимая для реализации проекта; k - агрегированный коэффициент, учитывающий качественные характеристики работника 7-й квалификации;

Со т - планируемая оплата труда работника 7-й квалификации за рассматриваемый период времени, определяемая в соответствии с формой и системой оплаты труда;

Стр - затраты на привлечение работника 7-й квалификации, включая транспортировку, размещение и т. д.;

16

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА

Соб - затраты на обучение, повышение квалификации и т. д. работника 7-й квалификации.

Важной проблемой формирования потока трудовых ресурсов является обеспечение не только его количественного значения, но и структурных и качественных характеристик. То есть основная задача управления трудовым потоком состоит в обеспечении необходимого количества специалистов, обладающих требуемыми показателями качества, в определенное время на определенной территории. Источниками ресурсов инновационного развития, как отмечают А. О. Блинов и В. Я. Захаров, выступают внутренние немобильные ресурсы и привлеченные мобильные ресурсы других территорий [1]. Соответственно можно выделить несколько подходов к формированию трудового потенциала территории.

Эндогенный подход заключается в подготовке требуемых специалистов из числа жителей данной территории (за счет внутренних резервов). В этом случае перемещение трудовых потоков происходит в координатах информационного, а не географического пространства. Формирование качественных характеристик потока рассматривается как процесс последовательного получения различных уровней образования. При реализации этого подхода население территории становится субъектом инновационных отношений. Цель управления потоком трудовых ресурсов заключается в создании условий для формирования опыта самостоятельного решения проблем, составляющих содержание инновационного развития. Соответственно, показателем инновационности трудового потенциала является осознание работником возможности моделирования своего поведения, развитие способности самостоятельной реализации навыков, умение их проявлять. Реализация данного подхода на отсталых (депрессивных) территориях затруднена отсутствием у большей части населения навыков к системной ориентации и освоению новых возможностей, а также низкой восприимчивостью к инновационному развитию. Так, анализ уровня мотивации представителей малого бизнеса шахтерских территорий к проявлению инновационной активности показал, что 98 % опрошенных не собираются осуществлять свою деятельность в сфере инновационного бизнеса. Опрос проводился среди руководителей малых предприятий, проходящих обучение на курсах повышения квалификации по программам «Предпринимательство и бизнес-планирование» в Новошахтинске, Красном Сулине, Шахтах. Кроме того, несмотря на наличие развитой системы воспро-

изводства информации и знаний в Ростовской области, 96 % опрошенных не интересуются информацией о программах поддержки инновационного бизнеса, проводимых конкурсах, выставках.

Очевидно, что низкие внутренние стимулы населения шахтерских территорий к инновационной активности обусловливают большую распространенность второго подхода к формированию трудового потенциала (экзогенного), который заключается в привлечении работников необходимой квалификации на территорию данного региона из полюсов роста. В этом случае население становится объектом инновационных отношений. Важно отметить, что при реализации данного подхода целенаправленное движение инновационных трудовых ресурсов сопровождается значительными затратами на их транспортировку и размещение. Формирование инновационного трудового потенциала за счет привлечения внешних источников достаточно широко применяется для отсталых (депрессивных) территорий. При этом внутренний трудовой потенциал рассматривается как дешевая рабочая сила, предназначенная для выполнения низкоквалифицированной работы. Например, в шахтерских городах бывшим горным инженерам, механикам, энергетикам предлагается получение рабочих профессий каменщика, токаря, слесаря, потребность в которых достаточно высока, однако не обеспечивает рационального использования способностей людей с высшим образованием. В связи с этим формирование кадрового потенциала для инновационной деятельности исключительно за счет внешних источников сопровождается формированием потоков квалифицированных инновационно активных работников из региона. Одновременно отсталые территории, не обладая привлекательными характеристиками для проживания, не обеспечивают сохранности привлеченного кадрового потенциала. Внешние потоки трудовых ресурсов носят, как правило, вахтовый характер.

Очевидно, что, несмотря на высокую степень значимости человеческого капитала в формировании инновационной составляющей социально-экономического потенциала, на отсталых территориях отсутствуют механизмы стимулирования населения к инновационному поведению. Представляется, что формирование инновационного трудового потенциала отсталых территорий должно строиться на основе оптимального сочетания первого и второго подходов. В условиях острого дефицита квалифицированных преподавателей по образовательным

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

17

программам в области инноваций внешний поток трудовых ресурсов должен включать специалистов, обеспечивающих целенаправленную подготовку инновационных менеджеров. При этом региональным и муниципальным властям следует обеспечить реализацию программ подготовки и переподготовки, повышения квалификации в сфере управления инновационным развитием, ориентируясь не столько на обучение безработного населения, сколько на управленческий персонал предприятий, в том числе на успешных представителей местного бизнеса.

Внешние и внутренние трудовые потоки имеют тенденцию слияния, перемещения, взаимопроникновения в структурно-иерархическом пространстве региональной системы. Данные процессы позволят получить дополнительный синергетический эффект, усиливая социально-экономический потенциал территории.

При определении стоимости потока материальных ресурсов, необходимого для осуществления проекта, следует исходить из изложенных представлений о циркуляции потоков на мезоуровне. Основными параметрами, определяющими стоимость потока материальных ресурсов будут следующие: расстояние транспортировки, способ транспортировки, время движения, объем перемещаемых ресурсов, частота перевозок, а также затраты на формирование и обслуживание потока (погрузка, разгрузка, оформление документации и т. п.). Задачи определения параметров материальных потоков являются наиболее изученными в логистике и широко отражены в современной экономической литературе. Оценка стоимости материального потока должна выполняться отдельно по каждому 7-му виду ресурсов. При этом потребность каждого вида материального ресурса должна включать как их величину, необходимую для осуществления текущей деятельности, так и создаваемый запас. Формула для определения стоимости материального потока выглядит следующим образом:

с =у П (3. + 3 + З.к + 3. ),

м / у рес \ г гтр юб гзап /'

1=1

где Прес - потребность в ресурсе, включая создание необходимого запаса; З. - стоимость 7-го вида ресурсов; З - затраты на перемещение 7-го вида ресурсов;

З б - затраты на обслуживание потока 7-го вида ресурсов;

З7зап - затраты на хранение и поддержание запаса 7-го вида ресурсов.

Применительно к материальным ресурсам величина ресурсных потоков, как правило, регулируется законами спроса и предложения на отдельные виды ресурсов, а также соответствующими действиями собственников на данные ресурсы. Задачи обеспечения предприятия материальными ресурсами широко освещены в современной научной литературе и решаются в рамках логистического подхода. В приложении к управлению потоком материальных ресурсов для обеспечения процессов инновационно ориентированного развития следует отметить, что при формировании логистической цепочки экономическая (коммерческая, бюджетная) эффективность не является доминантой. Для отсталой территории наиболее значимой становится социальная эффективность функционирования системы. Особое значение приобретают ресурсные потоки, направленные на создание рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры. Они, как правило, не преследуют цели получения прибыли и представляют собой проявление социальной ответственности.

Для нормального функционирования трудовых и материальных потоков необходимым условием является наличие финансового и информационного потоков. В контексте рассмотрения вопроса об управлении финансовым потоком для обеспечения инновационно ориентированного развития будем отождествлять финансовый поток с инвестиционным. Таким образом, оценка стоимости финансового потока, по существу, сводится к оценке стоимости источников инвестиционных ресурсов. Источники финансирования проектов инновационного развития территории можно разбить на две большие группы: условно собственные, которые не предполагают возврата, и заемные. В свою очередь условно собственный капитал включает:

- собственные средства хозяйствующего субъекта, которые могут быть направлены на развитие и модернизацию производственно-хозяйственной деятельности;

- государственные (федеральные, региональные, муниципальные) средства, выделяемые на инновационное развитие территории;

- привлеченный капитал других хозяйствующих субъектов (бизнес-ангелов).

Важно отметить, что использование привлеченного капитала влечет за собой снижение степени контроля за реализацией проекта, что является нежелательным. В связи с этим при определении структуры условно собственных источников фи-

18

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

нансирования необходимо оценить, в какой мере привлечение капитала бизнес-ангелов приведет к потере влияния, а также значимость данного фактора для реализации проекта. Для решения вопроса о соотношении собственных и заемных средств можно воспользоваться основными положениями теории структуры капитала. Выбор источников заемного капитала будет осуществляться на основе оценки его стоимости. Величина стоимости каждого источника инвестиционных ресурсов определяется в абсолютных стоимостных показателях. Общая стоимость потока финансовых ресурсов определится как среднее арифметическое взвешенное значение.

Удовлетворение потребности территории в трудовых, финансовых и материальных ресурсах еще не обусловливает ее инновационное развитие, поэтому ресурсное обеспечение территории является только необходимым, но недостаточным императивом. Помимо достаточно большого количества формальных факторов, определяющих направление ресурсных потоков между отдельными субъектами региональной экономической системы, существует множество неформальных, которые, как отмечает И. К. Шевченко, возникают вследствие социокультурных, социально-психологических, политических и других процессов [4]. В результате этого на всех иерархических уровнях региональной системы возникает необходимость в организационном воздействии на процесс ее социально-экономического развития, где особая роль отводится организационно-информационным потокам.

Информационные потоки могут быть направлены:

из внешней среды в региональную экономическую систему (государственные законодательные и нормативные акты, информация о конъюнктуре рынка и т. д.); из региональной системы во внешнюю среду

(отчеты, информация рекламного характера и т. д.);

- между субъектами региональной системы (учетная и отчетная информация, планы, информация распорядительного характера, маркетинговая информация и т. д.). Независимо от типа субъектов, между которыми циркулируют информационные потоки, можно выделить входящие и исходящие информационные потоки.

В общем виде стоимость потока информации будет включать стоимость информации, представ-

ляющей собой информационную составляющую социально-экономического потенциала (например, патентные права на использование ноу-хау и т. п.), стоимость использования канала для получения и распространения информации и стоимость обработки информации. В связи с тем, что каждый канал информации (СМИ, Интернет, специализированные агентства для проведения исследований, почтовая служба и т. д.) характеризуются различной скоростью передачи информации, степенью достоверности информации, обеспечивают определенный уровень ее достаточности и полезности, то при определении стоимости информационного потока необходимо ввести соответствующие корректирующие коэффициенты по каждому информационному потоку. Значения корректирующих коэффициентов могут быть определены экспертным путем.

Таким образом, в окончательном виде количественная оценка стоимости информационного потока Синф может быть представлена следующим образом:

т п

С А =УС +У(С + С, \.к к ,

инф / у пят / у у и.к °ор /' г с.к д'

м

1=1

где ^ Спат - суммарная стоимость приобретае

мых

3 =1

патентных прав; Си к - стоимость использования (обслуживания) 7-го

канала передачи (получения) информации; Собр - стоимость обработки информации для передачи (получения) ее по 7-му каналу; у7 - коэффициент важности (вес) информации, получаемой по 7-му каналу; kQ к - корректирующий коэффициент, учитывающий

скорость передачи информации 7-м каналом; k - корректирующий коэффициент достоверности информации, получаемой по 7-му каналу. Проблема управления ресурсными потоками, циркулирующими в инновационном кластере, заключается в выявлении и исследовании факторов, определяющих их характеристики и направление движения, для последующей разработки адекватных механизмов воздействия. Оценка факторов, воздействующих на ресурсные потоки, возможна на основе проведения PEST-анализа и SWOT-анализа, позволяющих описать состояние региональной системы на основе значений параметров внутренней и внешней среды, в условиях которых осуществляется инновационная деятельность. При этом факторы макроуровня рассматриваются как факторы внешней

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя "к. ЪР*?жг(Ъ4

среды и описываются на основе использования PEST-анализа, а факторы мезоуровня описываются на основе SWOT-анализа и являются внутренними для региональной системы. В связи с тем, что в рамках функционирования инновационного кластера ресурсные потоки между хозяйствующими субъектами, формирующими интегрированную структуру, являются формализованными, особое значение приобретают те факторы, которые определяют возникновение неформальных потоков ресурсов. Именно наличие неформальных потоков приводит к увеличению неопределенности развития процессов инновационного развития и снижает степень управляемости системой. Поэтому особое значение приобретает анализ косвенных факторов регионального развития - социокультурных, политических и др.

Следует признать, что ресурсные потоки не только определяются факторами воздействия макро-и мезоуровня, но и сами являются инструментом достижения совокупности экономических, социальных, политических целей. Как отмечает С. В. Сухов, в общем случае такое встречное влияние определяется стратегической значимостью хозяйствующего субъекта, развитостью его институциональной, социальной и других структур, личными качествами его собственников или руководителей, географической локализацией и масштабами деятельности [3]. Оценка данного влияния является особо актуальной при разработке сбалансированной стратегии регионального развития, поскольку результативной составляющей функционирования инновационного кластера является повышение уровня социально-экономического развития региона, формирование благоприятной для жизнедеятельности среды. В связи с этим оценка результативной составляющей будет осуществляться по двум направлениям:

- оценка эффективности интеграционного взаимодействия хозяйствующих субъектов;

- оценка влияния интеграционного взаимодействия на социально-экономический потенциал региона.

Эффективность интеграции хозяйствующих субъектов может быть оценена положительно в том случае, если в результате функционирования в рамках инновационного кластера каждый субъект получает возможность реализации собственных целей, которых он не может достичь в том случае, если функционирует самостоятельно. Таким показателем эффективности, в частности, можно рассматривать показатель прибыли. Соответственно, для количес-

твенной оценки эффективности функционирования интегрированной структуры можно использовать следующее соотношение [2]:

Ё p, q -Ё Ё wj xj

i=l j=k+1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< 1,

Ём, -Ё Ё у х

i=k+\ i=\ J=k+\

где р - цены единицы продукции 7-го вида;

q,, - объемы производства продукции 7-го предприятия, входящего в состав интегрированной структуры;

w - затраты единицы продукции 7-го вида; х - количество ресурса ], используемого для производства единицы продукции -го вида; у - внутренние цены на продукцию. Поскольку региональная система характеризуется не только показателями экономического развития, но и показателями развития социокультурной сферы, экологии, то при оценке эффективности функционирования интегрированной структуры необходимо учитывать также и изменение ее социально-экономического потенциала /рег включающе-

го данные подсистемы: 1рег =-

Ё h Y,

i=1 n

Ё У,

Для оценки влияния деятельности интегрированной структуры на потенциал региона определим коэффициент пространственного распределения социально-экономического потенциала:

K ЁМ

HP QI ■

г^ max

Критерии эффективности функционирования интегрированной структуры по воздействию на социально-экономический потенциал региона можно записать следующим образом:

I > I К > К

рег1 — регО' пр1 — прО'

где I г1 и Кпр1 - значения, соответственно, социально-экономического потенциала и коэффициента пространственного размещения социально-экономического потенциала после формирования интеграционной структуры; 1рег0 и Кпр0 - значения, соответственно, социально-экономического потенциала и коэффициента пространственного размещения социально-экономического потенциала до формирования интеграционной структуры. Таким образом, схему формирования инновационного территориально-производственного клас-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

Обоснование формы взаимодействия участников инновационного кластера

И

Определение структуры и состава участников (предприятия, муниципальные образования региона), между которыми будут циркулировать ресурсные потоки

Ж

Определение характеристик и стоимости ресурсных потоков

Критерии эффективности выбранной формы и структуры взаимодействия:

- рост прибыли хозяйствующих субъектов в структуре кластера;

- соответствие ресурсных потоков потребности в ресурсах

V

Определение внутренних и внешних факторов, определяющих направление движения ресурсных потоков и его характеристик

Оценка эффективности функционирования интеграционной структуры и

ее влияния на инновационный потенциал региона и изменение уровня сбалансированности

м

Критерии эффективности функционирования инновационного кластера:

- повышение инновационного потенциала региона;

- снижение доли отсталых муниципальных образований

Функционирование эффективно

Функционирование неэффективно

Схема формирования инновационного территориально-производственного кластера в рамках построения стратегии сбалансированного развития региона

тера в рамках построения стратегии сбалансированного развития региона можно представить в виде алгоритма (см. рисунок).

Предложенная методика моделирования инновационно ориентированного территориально-производственного кластера позволяет вовлечь потенциал отсталых территорий в стратегии модернизации и инновационного роста, обеспечивая тем самым повышение сбалансированности развития экономики региона.

Список литературы

1. Блинов А. О., Захаров В. Я. Управление региональными рынками // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 1.

2. Матвеева Л. Г. Оценка потенциала интегрированных форм предпринимательства: региональный аспект. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2000.

3. Сухов С. В. Системный подход к управлению коммерческим предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6.

4. Шевченко И. К. Программно-проектный инструментарий поддержки процесса управления экономическими системами: теория, методология, технологии реализации. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>геЯ те ЪР*?жгеЪ4

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.