ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Т.А. Половова
Ю.В. Гусев
УДК: 338.1
Мегаполисы и кластеры как опорные точки формирования инновационной среды
В статье рассматриваются некоторые аспекты обеспечения устойчивости экономики в контексте развития инноваций в деятельности хозяйствующих субъектов в интегрированном экономическом пространстве мегаполисов и кластеров как локальных центров управления в системе глобальной экономики. Мегаполисы и кластеры, обладая соответствующей инфраструктурой, информацией, ресурсами, особенным характером отношений с внешней средой, способны обеспечить как инновационную, так и организационно-институциональную, пространственно-организационную, социокультурную, интеграционную, информационно-коммуникационную направленность в деятельности хозяйствующих субъектов. Следовательно, в условиях перехода к шестому технологическому укладу управление инновациями представляет собой не только обеспечение наилучшего варианта выбора инновационного развития экономики, но и обеспечение оптимальной структурной организации системных отношений в экономике. Это означает, что обеспечение формирования современной инновационной среды является первостепенной задачей национальной экономики.
Ключевые слова: инновационная среда, экономическое пространство, мегаполисы, инновационные кластеры, управление инновациями
Введение
Авторы представляют научный подход к актуальной проблеме обеспечения инновационного развития экономики применительно к интегрированному экономическому пространству мегаполисов и кластеров. Ключевая роль в этом вопросе принадлежит как хозяйствующим субъектам, так и государству. Выделяют четыре основные формы государственной инновационной политики:
— прямая бюджетная поддержка разработки и внедрения новых технологий и товаров;
— косвенная поддержка посредством налоговой политики и с помощью административного регулирования;
— инвестиции в систему образования;
— поддержка критических элементов хозяйственной инфраструктуры, необходимых для быстрого продвижения инноваций [11].
© Т.А. Половова, Ю.В. Гусев, 2017
Постановка проблемы
В условиях быстро меняющихся рыночных условий высокой неопределенности и нестабильности финансово-хозяйственной системы важной задачей является совершенствование управления инновационной средой. Такое управление должно содержать не только методы диагностики и оценки деятельности отраслей и предприятий, но и организационные элементы изменений в структуре бизнес-процессов, равноправное распределение межотраслевых финансово-инвестиционных потоков. Это говорит о том, что на практике необходимо использовать совокупные элементы федерального, регионального и хозяйственного управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов, способных обеспечить инновационное развитие национальной экономики.
С усилением процессов глобализации экономики основная задача состоит в том, чтобы ускорить темпы внедрения и применения инноваций в деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи возникает необходимость совершенствования системы управления инновационной деятельностью посредством использования современных форм взаимодействия таких хозяйствующих субъектов, как мегаполисы и кластеры, которые в значительной степени дают возможность снизить различного рода риски и сделать экономику более структурированной и конкурентоспособной.
Эффективность реализуемых инновационных проектов во многом зависит от решения таких проблем, как согласование целей развития и направлений взаимодействия мегаполисов, являющихся социально-экономическими пространственными образованиями, концентрирующими ресурсы, а также кластеров как интеграторов ресурсов. Концентрация ресурсов на ключевых направлениях инновационной деятельности обеспечивает расширение ее масштабов в текущем и стратегическом аспекте. Это особенно характерно для прорывных технологий, зависимость которых от масштаба финансирования очевидна. В первую очередь это касается управления инвестициями, тесно связанными со стратегическими целями и задачами формирования полноценного инновационного потенциала и обеспечения его эффективности при ограниченных финансовых ресурсах.
В условиях глобализации рыночных отношений проводимая инновационная ориентация экономики представляет собой эффективное решение ключевой задачи обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, что подтверждает актуальность исследования. Поддержание конкурентных преимуществ в системе управления инновациями в экономике мегаполисов и кластеров, как показывают исследования [2; 4; 6; 10], обеспечивается посредством нескольких факторов. Речь идет, во-первых, об эффективном распределении инвестиций в отраслевых и региональных структурах экономики; во-вторых, о повышении уровня инновационного потенциала мегаполисов и кластеров; в-третьих, об управлении инновационными проектами, обеспечивающими эффективное использование задействованных ресурсов; в-четвертых, об учете особенностей инновационной инфраструктуры экономики.
С этой точки зрения управление инновациями в экономике представляет собой многофакторную систему с широким диапазоном отношений на различных уровнях. Кроме того, с целью улучшения параметров инвестиционно-инновационного потенциала национальной экономики и обеспечения ее конкурентных преимуществ на глобальном рынке помимо создания новых территориальных и функциональных образований целесообразно использовать возможности реально действующих структур. К таким структурам относятся мегаполисы и кластеры.
Для обеспечения эффективности управления инновациями отраслей и предприятий важно использовать потенциальные возможности мегаполисов и кластеров реализовывать масштабные инновационные проекты.
Цель исследования
Требуется обосновать концептуальные положения формирования инновационной среды мегаполисов и кластеров как центров инновационного развития национальной экономики. В контексте концептуальных положений обоснованы направления устранения существующих недостатков в системе управления инновациями, а также ключевые задачи обеспечения управления инновационной средой хозяйствующих субъектов. Практическая значимость данной проблемы заключается в достижении эффективности функционирования и инновационного развития территориальных и научно-производственных образований национальной экономики, обеспечении рационального сочетания федеральных и региональных органов в управлении инновациями, необходимых структурных перестроек на различных уровнях и координатах хозяйственной деятельности.
Для реализации цели исследования следует выявить и обосновать опорные точки инновационной среды национальной экономики.
Обзор литературы
Проблемы сущности и закономерностей инновационного развития экономических систем изучали известные зарубежные и отечественные ученые. Так, с системных позиций мегаполисы исследовали П. Бурдье, М.А. Гусаков, С.Г. Еремеев, В.А. Есаков, С.В. Кузнецов и другие. Место мегаполисов в развитии инновационной экономики рассмотрены в работах Т. Андерсона, А. Вебера, К. Ёшихито, В.Д. Иноземцева, А. Керней, Ф. Кросби, Е.Н. Перцика, А.И. Уткина и других. В свою очередь, И.В. Воробьева, М. Гулати, Н.И. Журавлева, М.В. Савельева, Т. В. Сумская и другие авторы исследовали мегаполисы как центры с высокой степенью инвестиционной и деловой активности. Кроме того, специфика системы управления мегаполисами применительно к конкретной стране рассмотрена в работах Л.Г. Ахтариевой, С. Липсета, В.Н. Медведевой, Ж. Мичаела, Р. Мортина
Эти и другие исследования позволяют содержательно представить позиции авторов относительно построения системы управления мегаполисами в контексте точек инновационного развития национальной экономики. Это позволяет
обеспечить конкурентоспособность страны и хозяйствующих субъектов на мировом рынке инновационной и высокотехнологичной продукции.
Исследования по проблеме кластеризации экономики и кластерной политики изложены в трудах М. Портера, M. Энрайта, Т. Андерсона, К. Кетелса, Г. Линдквиста, О. Солвелла, Е. Фезера, С. Розенфельда.
В российской экономической науке данные аспекты рассмотрены в работах И.В. Пилипенко, М. Афанасьева, Л. Мясниковой, С.Г. Еремеева, И.Н. Денисовой, О.А. Романовой, А.И. Татаркина, Ю.Г. Лавриковой и других. Вместе с тем следует отметить, что в экономической литературе недостаточно исследован ряд вопросов, касающихся формирования и эффективного функционирования кластеров, систематизации и выявления их характерных специфических свойств, обеспечения инновационной активности ведущих хозяйствующих субъектов в цепочке создания добавленной стоимости кластера. Следует констатировать, что пока проведено недостаточно исследований по разработке методологических и методических подходов, позволяющих описать и проанализировать процесс формирования инновационной среды на основе опорных точек территориально-пространственных образований и интегрированных на принципах взаимодополняемости и взаимосвязанности хозяйствующих субъектов. Несмотря на выявленный интерес к названной проблематике ряд вопросов остаются дискуссионными, что обусловливает необходимость проведения дальнейшего исследования.
Гипотезы и методы исследования
В связи с этим необходимым становится проведение научного исследования, в котором была бы предпринята попытка обосновать направления формирования инновационной среды национальной экономики на основе мегаполисов и кластеров.
Рабочая гипотеза исследования состоит в научном предположении, что в современных условиях обеспечение инновационной активности мегаполисов и кластеров должно осуществляться с учетом необходимости разработки теоретических и методологических основ экономического механизма управления инновациями и определяться положительными конечными результатами: получением прибыли, сохранением платежеспособности, инновационным развитием, а также экономическим развитием хозяйствующих субъектов в целом. Методология данной проблемы включает вопросы познаваемости и обоснованности системы инновационного развития на микроуровне. При этом формирование стратегии хозяйствующих субъектов в контексте инновационного развития возможно на основе построения комбинации соответствующих ориентиров и представлений о бизнесе, сфокусированных на соответствующих приоритетах.
Вследствие сложившихся особенностей инновационного развития регионов формирование инфраструктурного обеспечения национальной экономики происходит различными темпами, что существенно влияет на состояние инновационной среды. Между тем именно инновационная среда позволяет создать
условия для максимального использования инновационного потенциала при создании принципиально новых видов продукции на основе применения новых технологий производства и их реализации на рынке, предъявляющем высокие требования к инновациям. При этом состояние инновационной среды характеризуется активностью участников инновационного процесса и инновационной инфраструктурой, в которой опорными точками являются мегаполисы и кластеры, определяющие форму взаимодействия участников и результативность создания и реализации инноваций. В этой связи развитие инновационной среды и ее инфраструктуры представляет собой объект концентрации внимания в проводимом исследовании.
Основная часть
Методологический инструментарий исследуемой проблемы базируется на диалектических методах познания, обеспечивающих комплексный и объективный характер их изучения.
В настоящее время не отмечается нарастающей динамики формирования инновационной среды в пространственно-территориальных образованиях вследствие ряда негативных факторов. Речь идет, во-первых, о рисках инвестирования в новые инновационные проекты в условиях неустойчивости как национальной, так и мировой экономики. Во-вторых, отмечается ограниченная возможность инвестиционных вложений в крупные инновационные проекты, которые имеют длительный срок окупаемости. В-третьих, нельзя не упомянуть несовершенство правового обеспечения инновационной деятельности.
Между тем в значительной степени преодолеть влияние названных факторов возможно посредством развития инновационного потенциала мегаполисов и кластеров, экономика которых оказывает серьезное воздействие на национальную экономику за счет концентрации научных достижений и факторов производства. Это позволяет хозяйствующим субъектам производить товары и услуги, объем которых составляет значимую долю в экономике страны. Например, в структуре валовой добавленной стоимости регионов России в 2016 году доля Москвы составляет 20,8%; Московской области — 4,9%; остальных регионов — 74,2% (Росстат, расчеты ГБУ «ГАУИ»).
Объем ВВП городских агломераций в 2016 году, по паритету покупательной способности, млрд долларов США: Нью-Йорк—1 658; Лондон —1 066; Москва — 1066; Сеул — 951; Париж — 827; Шанхай — 738; Сан-Паулу — 557; Стамбул — 537; Мумбай — 309; Сидней — 264; Мюнхен — 231; Берлин — 220 (по данным Euromonitor).
Вследствие этого мегаполисы играют заметную роль в экономике как социально-экономические системы, связанные с разработкой, внедрением и производством высокотехнологичной продукции.
В совокупности вклад в мировой ВВП 600 крупнейших городов планеты, составляющих City 600, оценивается в 60%. В частности, доля экономики мегаполиса Копенгагена по отношению к национальной экономике Дании составляет
49,6%, а мегаполисы Брюссель, Дублин, Будапешт, Хельсинки обеспечивают 42—47% национального ВВП соответствующих государств [13]. В этих условиях можно говорить о новой концепции формирования инновационной среды.
Исследование мегаполисов как экономического субъекта в данном контексте позволило выделить следующие основные признаки мегаполиса как локального центра управления инновациями в системе глобальной экономики [1; 5; 8; 9]:
— структура и характер направленности функций, которые мегаполис реализует;
— экономическое пространство мегаполиса и его место в глобальной экономической системе;
— инфраструктура (материальная и нематериальная) мегаполиса, определяющая его потенциал для реализации основных функций, генерации коммуникаций, управления потоками товаров (услуг), информации, ресурсов;
— характер отношений мегаполиса с внешней средой, в том числе эффектов и рисков, возникающих при взаимодействии мегаполиса с элементами структуры глобального экономического пространства.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о значительном влиянии мегаполисов на формирование инновационной среды. Ниже представлен SWOT-анализ мегаполиса в контексте обеспечения формирования инновационной среды (таблица 1).
Таблица 1
SWOT-анализ мегаполиса в контексте обеспечения формирования инновационной среды
Сильные стороны Слабые стороны
• Общая координация экономических процессов (в тч.с использованием административного ресурса • Наличие ресурсов для поддержания конкурентоспособности отдельных секторов (в тч. наличие крупных финансово-банковских структур, высокого уровня налоговых поступлений) • Высокая концентрация факторов производства, научного и образовательного потенциала, способного генерировать инновации • Высокая степень включенности в систему транснациональных взаимодействий • Достаточно высокий уровень заработной платы, позволяющий обеспечить относительную стабильность спроса на товары и услуги • Инвестиционная привлекательность • Наличие развитых коммуникаций (в тч. транспортных) и сервисной экономики • Высокий уровень информатизации • Высокая доля экономики мегаполиса по отношению к национальной экономике • Реализация мер государственной поддержки • Отсутствие законодательства, ориентированного на проблемы инновационного развития мегаполисов • Отсутствие собственных энергетических и продовольственных ресурсов • Высокая концентрация объектов, представляющих собой потенциальную техногенную опасность • Высокая экологическая нагрузка • Нехватка собственных трудовых ресурсов • Высокая стоимость земельных участков, жилых и производственных помещений
хозяйствующих субъектов, функционирующих в мегаполисах (в тч. по программе импорто-замещения технологически сложных товаров)
Угрозы Возможности
• Повышение вероятности техногенных аварий • Проблемы, возникающие в мегаполисах (экологические, коммунальные, иммиграционные, криминальные и др.) • Возможности снижения показателей экономического роста • Обеспечение модернизации и приоритетного развития высокотехнологичных предприятий • Поддержка реструктуризации промышленных предприятий • Создание эффективной предпринимательской и бизнес-среды • Создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего структурные преобразования • Институциональная поддержка процессов совершенствования человеческого капитала • Поддержка развития высокотехнологичных предприятий
Среди ключевых характеристик мегаполиса особую роль играют те сферы целевой направленности, которые базируются на структуре и характере функций.
Так, мегаполис как центр инновационной деятельности становится основным звеном в пространственном продвижении инноваций, обеспечивая тем самым их территориальную диффузию. В этой связи реализуется инновационная направленность в обеспечении формирования инновационной среды и возможности для непрерывного генерирования и воспроизводства инноваций по приоритетным отраслям экономики [7].
Ключевая роль мегаполисов проявляется и в других функциях: контроль над ресурсными потоками; информационно-коммуникационная направленность посредством обеспечения коммуникаций экономических субъектов в иерархической среде мегаполиса и территориальных образований, участвующих в интеграционных процессах.
В формировании комплекса норм и институций, обеспечивающих функционирование в условиях соответствующих правил экономики, векторами и приоритетами развития среды проявляется организационно-институциональная направленность мегаполисов.
Важным в реализации интеграционных процессов становится обеспечение устойчивости природно-антропогенной среды и экономической безопасности, а также формирование механизмов управления рисками на территории мегаполиса и крупных городских агломераций. Данный аспект осуществляется посредством пространственно-организационной направленности в деятельности мегаполисов [7].
В таких сферах, например, как образование, мода, искусство, шоу-бизнес,
спорт находит отражение социокультурная направленность, представляющая собой конституирование высококомпетентной рабочей силы, производство и трансляцию эстетических и поведенческих стандартов, культивируемых в глобальной экономике, а также генерацию стандартов качества и стиля жизни, развитие и укрепление ценностей и идеалов [8, 9, 12].
Доступ к глобальной экономике территорий, которые находятся в сфере геополитических и экономических интересов в системе мировой экономики, обеспечивается посредством интеграционной направленности мегаполисов. Тем самым крупные городские агломерации устанавливают и развивают систему взаимосвязей с мегаполисами, обеспечивающими экономические и организационно-институциональные механизмы участия в процессах глобализации экономики.
Ключевая роль мегаполиса проявляется в осуществлении контрольной функции за ресурсными потоками. В частности, привлекательность мегаполисов для бизнеса и привлечения трудовых ресурсов обеспечивается в результате таких факторов, как интенсификация процесса урбанизации, что приводит к увеличению количества крупных городских агломераций; значительное увеличение доли сферы услуг в экономике, обусловливающее изменения связей в межгородских взаимодействиях на транснациональном уровне; расширение рамок деловой активности и интернационализации экономики в связи с развитием глобального информационно-коммуникационного пространства, транспортных систем и средств передвижения. Тем самым формируется новая архитектура городской агломерации с локальными центрами управления в системе глобальной экономики в виде мегаполисов, потенциал которых достаточен для реализации ключевых функций, генерации сетей взаимодействий, управления потоками товаров, услуг, информации, аккумуляции и распределения имеющихся ресурсов [1].
Высокая концентрация ресурсов позволяет обеспечивать ориентацию на императивы глобального развития и активно участвовать в транснациональном взаимодействии.
Посредством обеспечения коммуникаций экономических субъектов в иерархической среде мегаполиса и территориальных образований, участвующих в интеграционных процессах, осуществляется информационно-коммуникационная направленность мегаполисов.
Наличие развитой инфраструктуры (материальной и нематериальной) позволяет мегаполису осуществлять сервисную функцию, обеспечивая взаимодействие экономических субъектов в глобальной экономике.
Таким образом, место мегаполиса в системе развития национальной экономики и встраивания в структуру глобальной экономики определяется степенью адекватности его сфер целевой направленности и содержания функций тем процессам, которые наблюдаются в мировом хозяйстве.
Для определения места мегаполиса в системе развития национальной экономики и снижения влияния возможных рисков на процессы встраивания в структуру глобальной экономики необходимо (исходя из научно обоснован-
ного направления развития территориально-пространственных образований) разработать «дерево целей» и определить место данного мегаполиса в национальных программах инновационного развития, а также принять меры по постоянному мониторингу деятельности мегаполиса и его хозяйствующих субъектов на основе критериев оценки эффективности и результативности проектов, мероприятий и социально-экономической политики в территориально-пространственном образовании в целом.
Данные меры обеспечат наиболее эффективную реализацию политики развития мегаполисов, их конкурентоспособность и стимулирование социально-экономического развития прилегающих зон, а также расположенных в мегаполисе инновационных кластеров.
Кластеры являются особой формой ведения хозяйственной деятельности, поскольку представляют собой добровольное объединение хозяйствующих субъектов в условиях близости (территориальной, отраслевой и культурной), взаимодополняемости (по продуктам, процессам и ресурсам) и взаимосвязанности (потоками материальными, нематериальными и информационными). Таким образом, кластер представляет собой концентрацию бизнеса, научно-образовательной и промышленно-производственной базы и должен базироваться на принципе «тройной спирали» (частного, образовательного и публичного сектора).
Решение проблемы преодоления разрывов в инновационном процессе и эффективного использования факторов, оказывающих положительное влияние на инновационное развитие субъектов региональных инновационных систем, создание благоприятных условий для интеграции предприятий региона в инновационные кластеры путем формирования и развития инновационной среды кластера является важнейшей необходимостью для функционирования региональных и национальной инновационных систем.
В современных условиях особое влияние на развитие инновационных систем оказывают регион и кластер, которые рассматриваются как точки роста инновационной активности экономических систем. Влияние регионов на инновационную среду обусловлено тем, что на территории Российской Федерации 85 регионов, в том числе 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.
Для повышения конкурентоспособности на глобальном рынке в кластерной политике уделяют особое внимание инновационной ориентированности. В этой связи кластеры формируются в «прорывных» технических направлениях с тем, чтобы в последующем выйти на новые рынки.
В таблице 2 представлены инновационные кластеры, расположенные в двух мегаполисах- Москва и Санкт-Петербург.
Таблица 2
Инновационные кластеры в мегаполисах
Мегаполисы Направления специализации Количество участников
Москва Микроэлектроника и приборостроение 53
Промышленные биотехнологии (производство продуктов на основе ферментов и микроорганизмов для последующего использования в химической отрасли, здравоохранении, производстве пищевых продуктов и кормов, моющих средств, бумаги и целлюлозы, текстильных изделий, а также в биоэнергетике) 68
Медицинская промышленность 33
Фармацевтика 25
Новые материалы 129
Ядерные и радиационные технологии 80
Санкт-Петербург Металлургия, металлообработка и производство готовых металлических изделий 13
Производство машин и оборудования (в т.ч. станков и спецтехники, подъемного и гидропневматического оборудования, роботов) 17
Судостроение 14
Защита окружающей среды и переработка отходов 37
Ядерные и радиационные технологии 12
Информационно-коммуникационные технологии 66
Основные причины высокой способности кластеров к инновациям обусловлены тем, что, во-первых, внутри кластера происходит обмен новыми знаниями, используемыми участниками альянса; во-вторых, в инновационный процесс включаются хозяйствующие субъекты различных, но взаимодополняющих отраслей и видов деятельности, что позволяет укрепить сети сотрудничества; в-третьих, в результате кооперации снижаются издержки на осуществление НИОКР, а также иные издержки за счет эффективной реализации долговременных контрактов между участниками, централизованного выполнения ряда общих функций и так далее; в-четвертых, высокой конкуренцией, стимулирующей улучшение результатов хозяйственной деятельности, обеспечение инновационной составляющей и наличие современных производственных мощностей внутри кластера; в-пятых, снижением рисков функционирования за счет общего финансового вклада в реализуемые проекты, в том числе в расширение доли рынка.
В рамках единой структуры инновационного кластера, способного обеспечить позитивные изменения инновационной среды, имеется возможность получения положительного синергетического эффекта, который носит многоуровневую направленность. Речь идет о синергии, возникающей на каждом этапе достижения стратегических целей кластера. Синергетические эффекты проявляются в виде эффекта масштаба, эффекта совместного использования ресурсов, разделения рисков, инновационном взаимодействии в форме эффекта диффузии инноваций (распространении инноваций между участниками
кластера и формировании единой инновационной среды).
На рисунке 1 представлены мегаполисы и кластеры как опорные точки формирования инновационной среды национальной экономики.
Инновационно-инвестиционный потенциал национальной экономики
—► Инновационная среда 4—
Л • Г
Опорные точки инновационной среды
ю
Мегаполисы как
центры инновационной деятельности
Кластеры как интеграторы бизнеса, научных организаций и производственной базы, обеспечивающие синергетический эффект
О'
а
о те
Конкурентоспособность инновационной экономики на глобальном рынке
Рисунок 1. Мегаполисы и кластеры как опорные точки формирования инновационной
среды национальнойэкономики
Выводы и предложения
В результатеисследования определены основные положения формирования инновационной среды,включающейтакие структурные элементы,какме-гаполисыи кластеры.
В качестве теоретическогоположения выделенавозрастающаяроль мегаполиса как центраинновационного развития экономики. В этой связитрансфор-мируется комплекс управленческих задач по активизации инновационного развития. Практическая направленностьисследованиясводится к трансформации мегаполиса, а также находящихся на его территории инновационно ориентированных кластеровв центры инновационного развитиянациональнойэкономики.
Кроме того, результаты, полученные в ходе данного исследования, развивают современную теорию управления посредством формирования инновационной среды, интеграции экономических интересов хозяйствующих субъектов,
расположенных на территории мегаполиса или входящих в инновационные кластеры как точки роста.
Литература
1. Гусев Ю.В., Половова Т.А. Архитектура инновационной бизнес-среды как основа экономической безопасности России // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. 2016. №2. С. 26—35.
2. Бобылев С.Н., Порфильев Б.Н. Устойчивое развитие крупнейших городов и мегаполисов: фактор экосистемных услуг // Вестник московского университета. Сер. 6. Экономика. 2016.
3. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Актуальные проблемы пространственной интеграции российской экономики // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2015. №5. С. 7-32.
4. Корчагина Е.В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. 2010. №1 (33).
5. Максимов С.Н., Семенко В.В. Особенности и проблемы развития современных мегаполисов // Проблемы современной экономики. 2012. №2.
6. Осеевский М.Э. Региональное развитие, ориентированное на результат: спираль стратегического планирования // В сб.: Пространственные факторы инновационной модернизации экономики, материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25-26 июня 2013 года. СПб.: ГУАП, 2013.
7. Половова Т.А., Гусев Ю.В. Приоритетная роль кластеров в развитии инновационной пространственной структуры столичного мегаполиса // Актуальные вопросы развития профессионализма заказчиков в системе закупок города Москвы: сб. ст. / отв. ред. И.П. Гладилина. Чехов: Центр образовательного и научного консалтинга, 2016. 160 с.
8. Половова Т.А. Формирование социально-экономического потенциала мегаполиса //Актуальные вопросы повышения эффективности управления закупками столичного мегаполиса: материалы международной научно — практической конференции «Актуальные вопросы повышения эффективности управления закупками» / отв. ред. И.П. Гладилина. Чехов: Центр образовательного и научного консалтинга, 2016. С. 47-52.
9. Половова Т.А. Мониторинг экономической устойчивости как инструмент стратегического государственного управления территориальными образованиями // Государство, власть, управление и право: история и современность: материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции / Государственный университет управления. М.: ГУУ, 2015. С. 266-269.
10. Федякин И.В. Российский опыт и перспективы политики формирования и развития мегаполисов как направления государственной политики. Монография. М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2013.
11. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория
и практика управления. / Т.В. Цихан. 2003. №5.
12. Чумаков Д.С. Мегаполис как социальный и политический феномен // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №2. С. 205—213.
13. Chicago Forum on Global Cities Impact Report [Электронный ресурс]. URL: http://chicagoforum.org/blog-entry/chicago-forum-forcuses-challenges -facing-worlds-cities#sthash.TLVBo8Tj.dpuf (дата обращения: 20 сентября 2017 года).
References
1. Gusev Yu.V., Polovova T.A. Arhitektura innovacionnoj biznes-sredy kak osnova ehkonomicheskoj bezopasnosti Rossii [The architecture of innovation the business environment as a basis of economic security of Russia] // Vestnik Om-skogo universiteta. Seriya Ekonomika [Bulletin of Omsk University. Series Economics], 2016, no. 2, pp. 26-35 (in Russian).
2. Bobylev S. N., Porfil'ev B.N. Ustojchivoe razvitie krupnejshih gorodov i mega-polisov: faktor ekosistemnyh uslug [Sustainable development of major towns and cities: factor ecosystem services] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika [Vestnik of Moscow University. Series 6. Economics], 2016 (in Russian).
3. Ivanov O.B., Buchwald E.M. Actualjnye problemy prostranstvennoj integratsii Rossijskoj ehkonomiki [Actual problems of spatial integration of the Russian economy] //ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2015, no. 5, pp. 7-32 (in Russian).
4. Korchagina E.V. Ekonomicheskie problemy regionov i otraslevyh kompleksov [Economic problems of regions and branch complexes] // Problemy sovremen-nojekonomiki [Problems of Modern Economics], 2010, no. 1(33) (in Russian).
5. Maksimov S. N., Semenko V.V. Osobennosti iproblemy razvitiya sovremennyh megapolisov [Features and problems of modern metropolitan regions development] //Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of modern economics], 2012, no. 2 (in Russian).
6. Oseevskij M.E. Regionalnoe razvitie, orientirovannoe na rezul'tat: spiral'stra-tegicheskogo planirovaniya [Regional development-oriented result: the spiral of strategic planning]// Prostranstvennye faktory innovacionnoj modernizacii ekonomiki: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Spatial factors of innovative modernization of economy: materials of all-Russian scientific-practical conference], June 25-26, 2013. Saint-Petersburg: GUAP, 2013 (in Russian).
7. Polovova T.A., Gusev Yu.V. Prioritetnaya rol' klasterov v razvitii innovacionnoj prostranstvennoj struktury stolichnogo megapolisa [The priority role of clusters in the innovative development of the spatial structure of the city] // Aktual'nye voprosy razvitiya professionalizma zakazchikov v sisteme zakupok goroda Moskvy: sbornik statej [Actual problems of development of professionalism of clients in the procurement system of the city of Moscow: collection
of articles] / ed. I.P. Gladilina. Chekhov, Centr obrazovatel'nogo i nauchnogo konsaltinga [Chekhov: Centre for educational research and consulting], 2016, 160 p. (in Russian).
8. Polovova T.A. Formirovanie social'no-ekonomicheskogopotencíala megapolisa [The formation of socio-economic potential ofthe metropolis] / ed. I.P. Gladilina // Aktual'nye voprosy povysheniya effektivnosti upravleniya zakupkami stolichnogo megapolisa: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii "Aktual'nye voprosy povysheniya ehffektivnosti upravleniya zakupkami" [Actual problems of increase of efficiency of procurement management the capital of the metropolis: proceedings of the international scientific-practical conference "Topical issues of improving the efficiency of procurement management"] / ed. I.P. Gladilina. Chekhov, Centr obrazovatel'nogo i nauchnogo konsaltinga [ Chekhov: Centre for educational research and consulting], 2016, pp. 47-52 (in Russian)."
9. Polovova T.A. Monitoring ekonomicheskoj ustojchivosti kak instrument strate-gicheskogo gosudarstvennogo upravleniya territorial nymi obrazovaniyami [The monitoring of economic sustainability as a tool of strategic public management territorial entities] // Gosudarstvo, vlast', upravlenie i pravo: istoriya i sovremennost': materialy 5-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [State, power, management and right: history and present: materials of the 5th all-Russian scientific-practical conference] / Gosudarstvennyj universitet upravleniya [State University of Management]. Moscow, GUU, 2015, pp. 266-269 (in Russian).
10. Fedyakin I.V. Rossijskij opyt i perspektivy politiki formirovaniya i razvitiya megapolisov kak napravleniya gosudarstvennoj politiki [Russian experience and prospects for policy formation and development of cities as areas of state policy]. Monograph. M.: Socialno-politicheskaya MYSL' [Socio-political THOUGHT], 2013 (in Russian).
11. Cihan T.V. Klasternaya teoriya ekonomicheskogo razvitiya [The cluster theory of economic development] // Teoriya ipraktika upravleniya [Theory and practice of management]. 2003, no. 5 (in Russian).
12. Chumakov D.S. Megapolis kak social'nyj i politicheskij fenomen [The metropolis as a social and political phenomenon] // Srednerusskij vestnik obshchest-vennyh nauk [Central Russian Messenger of social Sciences], 2014. No. 2, pp. 205-213 (in Russian).
13. Chicago forum on global cities impact report. Available at: http://chicago-forum.org/blog-entry/chicago-forum-forcuses-challenges-facing-worlds-cities# sthash.TLVBo8Tj.dpuf (accessed September 20, 2017).