Научная статья на тему 'Моделирование имиджа Кузбасса по данным сми'

Моделирование имиджа Кузбасса по данным сми Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
488
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / MEDIA / РЕГИОН / REGION / ИМИДЖ РЕГИОНА / IMAGE OF THE REGION / СУБИМИДЖ / SUBIMAGE / КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ИМИДЖА / COGNITIVE MODEL OF IMAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чепкасов Артур Владимирович

Цель данной статьи по результатам анализа данных мониторинга региональных, российских и международных СМИ представить когнитивную модель имиджа Кемеровской области, включающую в себя такие информационно самостоятельные модули, как экономический, социальный, спортивный, культурно-исторический, туристический, научно-образовательный, политический, валеоэкологический субимиджи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling of the Image of the Kuznetsk Basin According to the Media

The purpose of the article is to present a cognitive model of the image of the Kemerovo Region, based on the results of monitoring data analysis of regional, Russian and international media, including such information independent modules as economic, social, sports, cultural, historical, tourist, scientific, educational, political, and valeo-ecological subimages.

Текст научной работы на тему «Моделирование имиджа Кузбасса по данным сми»

^^^ [лингвокультурология]

Помещаем статью преподавателя Кемеровского университета и одновременно начальника департамента образования и науки Кемеровской области А. В. Чепкасова, посвя-щённую изучению имиджа региона как части внешнего мира. Имидж является продуктом речемыслительной деятельности человека, в значительной мере конструируется СМИ и по отношению к языковому существованию выступает организующим и актуализирующим фактором, который в значительной мере определяет речь жителей региона. Первый опыт обращения к данной теме может быть продолжен в случае привлечения внимания исследователей и выявления реальных связей с собственно лингвистическими проблемами.

А. В. Чепкасов

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИМИДЖА КУЗБАССА ПО ДАННЫМ СМИ

ARTUR V. CHEPKASOV

MODELLING OF THE IMAGE OF THE KUZNETSK BASIN ACCORDING TO THE MEDIA

Цель данной статьи — по результатам анализа данных мониторинга региональных, российских и международных СМИ представить когнитивную модель имиджа Кемеровской области, включающую в себя такие информационно самостоятельные модули, как экономический, социальный, спортивный, культурно-исторический, туристический, научно-образовательный, политический, валеоэкологический субимиджи.

Ключевые слова: СМИ; регион; имидж региона; субимидж; когнитивная модель имиджа.

The purpose of the article is to present a cognitive model of the image of the Kemerovo Region, based on the results of monitoring data analysis of regional, Russian and international media, including such information independent modules as economic, social, sports, cultural, historical, tourist, scientific, educational, political, and valeo-ecological subimages.

Keywords: media; region; image of the region; subimage; cognitive model of image.

В современных условиях развитие регионов, городов, поселений все чаще связывают с целенаправленно формируемым образом территории, называемым имиджем региона. Цель регионального позиционирования — выделить ключевые характеристики территории, выявить, а в некоторых случаях — и создать, четкие ориентиры, указывающие на ее своеобразие. Позиционировать регион, сделать его узнаваемым можно только путем продвижения его локальных эксклюзивных свойств [5].

В данной работе понятие имидж рассматривается с позиций когнитивной лингвистики, в связи с чем делается попытка построить когнитивную модель имиджа отдельного региона, которая отражает систему представлений, являющихся целенаправленно конструируемым ориентиром в восприятии объекта и транслировании сведений о нем. Это согласуется с пониманием методологии моделирования как гносеологического подхода, ориентированного на выявление состава информационно самостоятельных модулей, механики и «архитектуры» их взаимодействия в пределах целого [7: 1].

Артур Владимирович Чепкасов

Кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики и русской литературы ХХ века

Кемеровский государственный университет ул. Красная, д. 6, Кемерово, 650099, Россия ► [email protected]

Artur V. Chepkasov

Kemerovo State University 6 Krasnaia Str., Kemerovo, 650099, Russia

Изучение имиджа подразумевает необходимость предварительного создания модели искомого результата, т. е. его предварительной разработки с учетом всех тех факторов, на которые можно повлиять. В этом плане чрезвычайно важным видится использование когнитивной модели для конструирования образа Кузбасса как системы, отражающей актуальные представления о свойствах моделируемого объекта. В основу создания такой системы положена практика позиционирования региона в СМИ; именно она делает данный образ регулярно воспроизводимым. Имидж региона, транслируемый СМИ, тесно связан с региональной политикой и типами проблем, присущими моделируемому административно-территориальному образованию. Региональная политика обслуживает интересы различных сил, принимающих участие в жизни региона. К этим силам относят: местное население, отдельные этнические группы, население других регионов, крупных собственников и сами государственные органы власти [3; 4].

Образ региона складывается из ряда составляющих: народа, власти, экологии, экономики, промышленных ресурсов, потока инвестиций, спорта, социальной и информационной политики, культуры, безопасности, природных ресурсов, международных отношений, исторических событий. Несомненно, реализация данных составляющих, образующих структуру имиджа региона, прослеживается и в случае с Кемеровской областью. Под регионом в данном случае понимается субъект Российской Федерации, представляющий собой территориальную единицу политико-административной, экономической и социально-культурной структуры страны; при этом правовой статус такого субъекта определен Конституцией РФ [2].

Долгое время Кузбасс был известен лишь как мощный промышленный регион, визитными карточками которого являлись уголь и металл. Известны расхожие выражения печатных изданий ХХ века: Кузбасс — угольное сердце России, Новокузнецк — город-сад и т. д. К концу ХХ века эти выгодные с точки зрения имиджа идеологе-мы потеряли свою актуальность. Это было об-

условлено системным кризисом, в котором находилась Россия.

Однако период «имиджевого безвременья» был недолгим. В конце 90-х годов стало необходимым определить формирующие имидж региона направления — они были обозначены как экономическое и социальное. Позже были добавлены другие субимиджи1.

Для построения когнитивной модели, отражающей взаимодействие субимиджей и их влияние на имидж области, нами был проведен контент-анализ СМИ, функционирующих в период с 2007 по 2014 год. Всего проанализирован 31 источник: 20 — региональных, 6 — российских, 5 — международных периодических изданий. Зарегистрировано 175 примеров, содержащих 252 образа, соотносимых с имиджем региона. Анализ результатов мониторинга региональных, российских, международных СМИ позволил выделить восемь самых частотных субимиджей, присущих Кемеровской области: экономический, социальный, спортивный, культурно-исторический, туристический, научно-образовательный, политический, валеоэкологический.

Частотность реализации в региональных СМИ рассмотренных выше субимиджей, определяющих имидж территории, имеет следующее распределение: на первом месте по обсуждае-мости в региональных СМИ находятся экономические (30,8%), затем идут социальные (27%) и культурно-исторические (19,45%) события. Нужно отметить, что в региональных СМИ также получают освещение спортивные события (9,5%), события науки и образования (5%), экологии и здравоохранения (4,5%), а также происходящее в сфере туризма (2,3%) и политики (1,4%).

Эти показатели соотносимы с данными, отраженными в общероссийских и международных СМИ. Так, в российских СМИ наиболее частотны экономический (31,9%), валеоэкологический (27,3%), социальный (18,2%), культурно-исторический (13,6%) субимиджи; менее актуальны политический и спортивный (4,5%) субимиджи. В международных СМИ представлены только экономический (88,9%) и социальный (11,1%) субимиджи.

Отличие российских и региональных СМИ от международных состоит в том, что последние представляют регион односторонне и ориентируются на экономические темы, из которых следует, что Кузбасс — сырьевая и промышленная база РФ. Вероятно, это связано с актуальностью данного аспекта для установления международного сотрудничества.

Имидж Кузбасса имеет по преимуществу положительный характер (как для внутренней, так и для внешней аудитории). При этом большая часть выявленных отрицательных образов, относящихся к экономическому, социальному, культурно-историческому и валеоэкологиче-скому аспектам, преподносится с точки зрения их врЕменного характера, позитивной динамики. Показательны в этом плане те явления, которые отличаются смешанностью оценок. Так, с одной стороны, в Кузбассе существует факт добычи угля незаконным путем, а с другой — начал работать «угольный спецназ», обеспечивающий безопасность и законность угольного производства; нехватка рабочих рук преодолевается программами по развитию, поддержкой популяризации рабочих специальностей; уровень безработицы, по-разному оцениваемый в разные годы, имеет тенденцию к снижению; неблагополучие экологической обстановки компенсируется экологической эффективностью отдельных производств; острота демографической проблемы частично снимается тем обстоятельством, что Кузбасс отличается самой высокой за Уралом плотностью населения.

Специфику изображения Кузбасса продемонстрируем на примере некоторых (из выделенных) субимиджей, которые актуальны с точки зрения частотности и представленности в различных по статусу СМИ.

Экономический субимидж Кузбасса представлен в 71% изданий (в 22 из 31). Из региональных СМИ чаще других затрагивают экономические темы информационно-деловое издание «Кузнецкий мост», «Эхо Кузбасса», «Вести-Кузбасс», «Прокопьевск on-line» — информационный сайт города Прокопьевска, из российских — «Российская Газета», «РБК daily», из зару-

бежных — «Wallstrett: online», «Russianbrideguide. com», «HighBeam Business».

Региональные и российские СМИ, ориентированные на массовую аудиторию, освещают проблемы региона, связанные с отличным качеством дорог, развитием новых отраслей промышленности, лидирующими позициями Кемеровской области, высокой промышленной безопасностью. Данные издания пользуются первоисточниками, что отличает их от международных СМИ. В международных СМИ информация подается в виде анализа ситуации на мировом рынке, обобщения контента региональных и российских СМИ:

Компании в Кемеровском регионе планируют запустить пять современных производств в 2013 г., включая три подземных угольных шахты и два угольных обогатительных завода (HighBeam Business is operated by Cengage Learning, November 19, 2012)2.

Социальный субимидж представлен в 61,3 % изданий (в 19 из 31). Чаще других социальный субимидж Кузбасса транслируется региональными СМИ, в российских и зарубежных источниках он реализован единичными примерами: в »Российской Газете» (18,1%) и на сайте Бразилии «Origem-br.com.br» (11,1%). Можно предположить, что такое распределение отражает неактуальность соответствующей информации для читателей федеральных и иностранных СМИ. Социальный субимидж связан с кругом тем, важных прежде всего для жителей области. СМИ информируют жителей Кузбасса о социальных изменениях в регионе: поддержке молодых семей, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, увеличении заработной платы, помощи пострадавшим регионам. СМИ популяризируют важную информацию и одновременно представляют отчет о проделанной социальной работе в регионе:

Кузбасс готов разместить пострадавших от лесных пожаров в загородных лагерях и санаториях, решить вопрос с обучением детей и предоставить работу взрослым... Область обещает обеспечить всех детей питанием, одеждой и необходимым медицинским лечением (Новости Кузбасса, 02.08.2010).

Данный пример показателен не только в плане информирования о проделанной работе, но и как свидетельство готовности региона к сотрудничеству и помощи соседям.

Чаще всего социальный субимидж транслируется через такие региональные СМИ, как информационный сайт г. Прокопьевска «Прокопьевск on-line» (16,7 %), информационный сайт Кемеровской области «Новый Кузбасс» (16,7 %), газета «Эхо Кузбасса» (13,3 %). Вероятно, это связано с тем, что территориальные сайты прежде всего ориентированы на информирование населения о существующих льготах, федеральных программах для разных слоев населения, о государственных услугах. Получение такой информации способствует формированию лояльности к региону и региональной власти.

Культурно-исторический имидж представлен в 41,9% СМИ (в 13 из 31), наибольшее количество примеров зарегистрировано на страницах региональных изданий «Вести-Кузбасс» (21,3%), «Комсомольская правда-Кемерово» (19,1%), а также в изданиях «Эхо Кузбасса», «Литературная газета», «Аргументы и факты КУЗБАСС». Последние два издания имеют общественно-политическую направленность и отражают широкий спектр тем и новостей культуры:

В Кузбассе теперь вещает детское радио. Радиостанция «Дети FM»работает в Новокузнецке на частоте 95.6 FM (АиФ, 02.10.2013).

При том, что, несмотря на периодические «набеги», у нас в Кузбассе ситуация, я считаю, куда лучше, чем в других регионах... У нас разработана концепция развития культуры и искусства до 2010 года. Наши художники поддерживаются, у них мастерские в безвозмездном пользовании, мы оплачиваем лишь 20 процентов коммунальных услуг... (Литературная газета, 16.05.2007).

Если сравнивать установленные образы региона с теми, которые были релевантны для него два десятилетия назад [6], то следует констатировать значительное улучшение имиджевого облика Кузбасса. К основным образам, характеризующим регион в 1997 году, А. С. Титков относит: «наличие известного политика», «громкие выборы», ставшие результатом «конфликта властей»,

а также «борьбу за собственность», «криминал-коррупцию», «забастовки». Менее значимыми образами являются «общеполитические события и визиты» и »природные и техногенные катастрофы». Проведенное исследование современных СМИ показало: неизменным осталось упоминание о техногенных проблемах в угольной сфере. Негативные образы 1997 года исчезли с полос современных общероссийских СМИ. Например, полностью отсутствуют отрицательные образы «борьба за собственность», «конфликт властей». Кузбасс сегодня регион созидающий, помогающий другим субъектам РФ. На смену негативным образам пришли новые, актуальные образы стабильности и благополучия: Кузбасс — ведущий промышленный регион России; культурный Кузбасс; спортивный Кузбасс; Кузбасс — регион, ориентированный на межрегиональное и международное экономическое партнерство. Имеющиеся негативные образы постепенно нивелируются.

Таким образом, важнейшей средой для трансляции имиджа региона выступает медийный дискурс. Задача, связанная с формированием территориального имиджа, реализуется в основном региональными СМИ. Именно местная пресса, находясь в непосредственной близости к освещаемым темам, способна наиболее полно представить образ территории.

Исследование позволило выявить восемь субимиджей, определяющих образ региона: экономический, социальный, спортивный, культурно-исторический, туристический, научно-образовательный, политический, валеоэкологический.

Экономический субимидж Кузбасса формируется в медиадискурсе как комплекс следующих признаков: экономически устойчивый, инвестиционно привлекательный, характеризующийся высоким уровнем жизни населения регион.

Социальный субимидж представлен через признаки стабильности, наличия льготных программ, низких тарифов на услуги ЖКХ, доступного жилья, а также благотворительности, повышения заработной платы, незамедлительной гуманитарной помощи соседним регионам, популяризации рабочих специальностей, помощи

ветеранам Великой Отечественной войны и инвалидам, финансовой поддержки малообеспеченных семей.

Культурно-исторический субимидж

Кузбасса отсылает к таким признакам, как богатейшее культурное наследие, высокий уровень культуры, наличие концепции развития культуры и искусства в регионе.

Спортивный субимидж определяет Кузбасс как регион с развитой спортивной инфраструктурой, высокими достижениями в спорте.

Валеоэкологический субимидж Кузбасса транслируется через комплекс следующих признаков: регион с большим количеством предприятий, загрязняющих окружающую среду, регион, ориентированный на развитие здоровьесбе-регающих технологий и экологическую безопасность. Данный имидж является амбивалентным, с перспективой улучшения.

Научно-образовательный субимидж задается такими признаками, как регион с высокой научной составляющей и качественным образованием. Данный имидж представлен исключительно в региональных СМИ, российские и зарубежные издания данный имидж не поддерживают.

Отличительными признаками туристического субимиджа выступают привлекательность региона для пешего туризма, горнолыжного отдыха, водного туризма. Данный имидж представлен в региональных СМИ.

Восемь субимиджей, определяющих образ региона, позволяют представить основные области деятельности и интересов людей и, соответственно, темы их общения, актуализирующие языковые средства, служащие их выражению. Первый опыт обращения к медийному дискурсу для трансляции имиджа региона может быть распространён на другие регионы, обработан и учтён при исследовании сфер языкового существования, коммуникативно ориентированных функциональных особенностей речи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В данной статье понятие субимиджа используется в более широком смысле, нежели в работах А. Е. Кирюнина (см., например: [1: 54]), и рассматривается как один из аспектов регионального имиджа, оказывающий влияние на функцио-

нирование целого. Важно отметить, что при изучении данного феномена исследователи обращают внимание на то, что элементы субимиджа могут иметь прототипический статус (т. е. по ним судят о целом).

2 Перевод наш. — А. Ч.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кирюнин А. Е. Имидж региона как интериоризация культуры. М., 2000.

2. Лапин Н. И. Регион, его статус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы исследования // Социс (Социологические исследования). 2006. № 8. С. 25-34.

3. Малеева О. Образ России в СМИ // Обозреватель. 2007. № 11. С. 122-127.

4. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. СПб., 2006.

5. Соломин Е. Имидж территории и его составляющие. URL: http://evgenysolomin.livejournal.com/169676.html (дата обращения: 05.12.2017).

6. Титков А. С. Образы регионов в российском массовом сознании // Полис (Политические исследования). 1999. № 3. С. 61-75.

7. Altmann G. T. M. Cognitive models of speech processing: An introduction // ^gmt^e models of speech processing: Psycholinguistic and computational perspectives. Cambridge (Massachusetts); London, 1990. P. 1-23.

REFERENCES

1. Kiriunin A. E. (2000) Imidzh regiona kak interiorizatsiia kul'tury [The image of the region as an interiorization of culture]. Moscow. (in Russian)

2. Lapin N. I. (2006) Region, ego status i funktsii v rossiiskom obshchestve: teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniia [Region, its status and functions in Russian society: theoretical and methodological bases of research]. Sotsis (Sotsiologicheskie issledovaniia) [Sociological studies]. no. 8. pp. 25-34. (in Russian)

3. Maleeva O. (2007) Obraz Rossii v SMI [The image of Russia in the media]. Obozrevatel' [Observer]. No. 11. pp. 122-127. (in Russian)

4. Pankrukhin A. P. (2006) Marketing territorii [Marketing of Territories]. St. Petersburg. (in Russian)

5. Solomin E. Imidzh territorii i ego sostavliaiushchie [The image of territory and its components]. Available at: http://evgenysolomin.livejournal.com/169676.html (accessed 05.12.2017). (in Russian)

6. Titkov A. S. (1999) Obrazy regionov v rossiiskom massovom soznanii [The images of regions in Russian mass consciousness]. Polis (Politicheskie issledovaniia) [Polis. Political Studies]. no. 3. pp. 61-75. (in Russian)

7. Altmann G. T. M. (1990) Cognitive models of speech processing: An introduction. In: Altmann G. T. M., ed. Cognitive models of speech processing: Psycholinguistic and computational perspectives. Cambridge; London, рр. 1-23. (in English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.