Научная статья на тему 'Моделирование и оптимизация ресурсных испытаний двигателей с применением имитационного моделирования'

Моделирование и оптимизация ресурсных испытаний двигателей с применением имитационного моделирования Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
238
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА / ENGINE / MODELING / OPTIMIZATION / EFFICIENCY / EXPERIMENT PLANNING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Давыдов Марсель Николаевич, Агеев Георгий Константинович, Сахибгареева Гульсина Ильдаровна

Решается задача моделировании и оптимизации ресурсных испытаний двигателей с применением имитационного моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Давыдов Марсель Николаевич, Агеев Георгий Константинович, Сахибгареева Гульсина Ильдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling and optimization of resource tests of engines with application of imitating modeling

The task modeling and optimization of resource tests of engines with application of imitating modeling is solved.

Текст научной работы на тему «Моделирование и оптимизация ресурсных испытаний двигателей с применением имитационного моделирования»

'Въотпьк, ЯАТ£\Оу£\А

Уфа : УГАТУ. 2012______________________________^_______________________________Т. 16, №2(47). С. 65-68

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

УДК 629.735

М. Н. Давыдов, Г. К. Агеев, Г. И. Сахибгареева

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ РЕСУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Решается задача моделировании и оптимизации ресурсных испытаний двигателей с применением имитационного моделирования. Двигатель; моделирование; оптимизация; эффективность; планирование эксперимента

Практика показывает, что применение имитационного моделирования является эффективным средством снижения затрат и сроков при решении задач оценки надежности и ресурса сложных технических систем типа авиационных ГТД.

В общем случае имитационная модель двигателя включает такие этапы, как проектирование, доводка, испытания, производство, эксплуатация и ремонт.

В условиях серийного производства для определения влияния эффективности ресурсных испытаний на технико-экономический эффект от эксплуатации изделия достаточно рассматривать имитационную модель вида «производство — испытания — эксплуатация», а для проектируемого изделия модель вида — «проектирование — доводка — производство — испытания — эксплуатация».

Очевидно, что уровень детализации имитационной модели производства двигателя зависит от объема располагаемой информации и основной цели проводимого исследования. При этом основными исходными данными являются: средние (по техническим условиям) и предельно допустимые значения отклонений параметров, влияющих на надежность и ресурс двигателя, а также законы распределения параметров; затраты на производство, связанные с точностью и качеством изготовления двигателя.

Результатом моделирования производства является оценка изделия, характеризуемая у-вектором параметров качества его изготовления Ро = [£>01, ... , Роп\Т.

Часть параметров вектора Р0 представляет собой входные данные имитационных моделей

Контактная информация: 8(347)273-79-54 Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

испытаний и эксплуатации двигателя. При моделировании испытаний оптимизируемыми параметрами могут быть объем испытываемых двигателей Лисп, режимы Лисп;(Тисп) =

= [^исш(Тисп), ... , ^исш(Тисп)\Т и длительность Тисп; испытаний (£ = 1,Лисп ).

При этом дополнительно в качестве оптимизируемых могут рассматриваться: параметры системы отбора и подготовки двигателей к испытаниям: СОП = [соп.ь ... , соах\ ; параметры системы контроля, приемки и отгрузки двигателей: Скпо = [Скпо.1, .. , сКпо.х\г (в качестве параметров системы отгрузки могут рассматриваться: относительная величина количества двигателей, отгружаемых до начала испытаний, критические значения повреждаемости основных элементов изделия, при которых двигатель бракуется и др.); параметры качества применяемого испытательного оборудования СО = [со1, ... , сот\т (например, в качестве моделируемых могут рассматриваться погрешности контроля параметров и др.).

Повреждаемость «критичных» элементов двигателя в испытаниях оценивается по моделям расходования ресурса:

пи<сп/ = / К^исщ (тисп),тисп;\; * = 1,п; 7 =1,т;

СОП’'СКПО’'СО = 1<1ет.

Моделирование испытаний позволяет определить повреждаемость «критичных» элементов двигателя, конечное состояние двигателя в целом, затраты на проведение испытаний и принимаемое решение о надежности двигателя и др. (например, при проведении периодических испытаний принимается решение об отгрузке или браковке партии двигателей, в зачет которых проводились периодические испытания).

В целом модель эксплуатации представляет собой синтез моделей более низкого уровня, включающий: модель эксплуатации двигателя; модель функционирования двигателя на объек-

те; модель влияния окружающей среды; модель расходования ресурса двигателя и др.

Моделирование повреждаемости «критичных» элементов двигателя в эксплуатации оценивается по модели вида:

п/э = /[Pо, кэ (тэ), тэ\; * =1, п; * =1 т. (1)

Позволяет оценить:

• параметры, характеризующие техникоэкономический эффект от эксплуатации: затраты и доход от эксплуатации, вероятность выполнения двигателем своих функций и др.;

• значение эксплуатационной повреждаемости «критичных» элементов двигателя и др.

При моделировании ремонта изделия входными параметрами являются: отказавший элемент; характер отказа; затраты на ремонт, дифференцируемые в зависимости от вида отказа, и длительность ремонта.

При этом моделируются как плановый, так и внеплановый ремонты, связанные с устранением последствий отказов изделий в эксплуатации, обусловленных низким качеством их изготовления, низким качеством системы испытаний и др. Такие параметры, как стоимость грузоперевозок, цена топлива, заработная плата рабочих на производстве и другие включаются в имитационную модель как постоянные величины.

Поскольку основной целью испытаний является получение информации о состоянии испытываемого изделия, то основным требованием, предъявляемым к системе испытаний, можно считать получение максимума информации в процессе испытаний и минимально возможную погрешность полученных результатов при затрате ограниченных материальных и временных ресурсов.

При этом проведение ресурсных испытаний должно выявлять:

• недостатки конструкции и технологии изготовления изделия, которые не позволяют ему выполнять свои функции в условиях эксплуатации;

• отклонения от конструкции или технологии, допущенные производством;

• скрытые случайные дефекты материалов, элементов конструкции, не поддающиеся обнаружению при существующих методах технического контроля;

• резервы повышения качества и надежности разрабатываемого конструктивно-технологического варианта изделия.

Испытания эффективны том в случае, если обеспечивается их эквивалентность эксплуатационным условиям, т. е. эксплуатационные условия и условия проведения испытаний принадлежат одной области режимов нагружения, именуемой областью автомодельности (т. е. неизменности физической природы расходования ресурса в испытаниях и эксплуатации), и за время эксплуатации, и за время испытаний вырабатывается одинаковая мера ресурса основными элементами узлов изделия.

Для оптимизации испытаний необходимо определить критерии эффективности, которые в общем случае разделяют на собственные и несобственные.

Собственная эффективность ресурсных испытаний количественно может характеризоваться несколькими показателями, основными из которых являются:

• уровень эквивалентности ресурсных испытаний эксплуатационным условиям по повреждаемости основных («критичных») элементов узлов изделия, оцениваемый «невязками» между повреждаемостью элементов в эксплуатации и в испытаниях;

• длительность испытаний Тисп ;

• объем испытываемых изделий Лисп .

• Показатели тисп и Лисп в совокупности определяют временные и материальные затраты на проведение испытаний.

Дополнительно к перечисленным, в зависимости от особенностей применения изделия в эксплуатации, могут рассматриваться и другие показатели, например, для изделий многовариантного применения оптимизация испытаний проводится по критерию гарантированной проверки надежности и дифференцированного «зачета» в испытаниях эксплуатационных вариантов применения.

В случае, когда задан типовой эксплуатационный цикл нагружения изделия (Лэкс = 1), оптимизация испытаний проводится по критерию эквивалентности вида:

К П./ :^Пу [ Л И СП Ли СП (тИСП ),ТИСП \ =

= тШ 5П. [ NИСП г^ИСП (тИПС),ТИСП \ v

П

У<

'■ [ Лисп ,Лисп (тисп ),типс \ I

ИСП//' Ь ’ ИСП ’ ИСП V ^ ИСП ИПС J

П ЭКС. [ Лэкс (тэкс ),тэкс \

П

= тт-

ИСП/ [ Лисп ,Лисп (тисп ),тисп \

— П

ЭКС/ [ л экс (тэкс ),ТЭКС \

М. Н. Давыдов, Г. К. Агеев, Г. И. Сахибгареева • Моделирование и оптимизация ресурсных испытаний..._67.

где П. — повреждаемость /-го элемента (‘ = 1, п) по /-ой (/ = 1, т) характеристике расходования ресурса (длительной прочности, усталости, из-

* *

носу и т.д.); ли СП , Ли СП , ТИСП

значения N

ИСП,

Лисп и Тисп, при которых обеспечивается минимум показателя 5П/.

Когда существует не один, а несколько типовых эксплуатационных циклов нагружения изделия (Лэкс > 1), т. е. рассматриваются изделия многовариантного применения, то оптимизация испытаний проводится по критерию вида [1\:

= тт <

К П./ :^П/[ Л и СП ,Ли СП (ТИСП ХТИСП \ = =т1п ЗП/ [ ЛИСП ,ЛИСЩ (тисп? ),тисп \ =

I Пистх [Лисп ,Лиспс (тисп ),тисп? \ —

(3)

[ ПЭКС/ [Лэкс(тэкс),тэкс\ I

где П ЭКС/ [Лэкс (тэкс ),тэкс \ — выбранное по

определенному правилу значение эксплуатационной повреждаемости элемента изделия, например, из условия воспроизведения в испытаниях максимальной эксплуатационной повреждаемости.

Для обеспечения эквивалентности испытаний может потребоваться проведение испытаний не одного, а нескольких изделий, т. е. в общем случае Лисп > 1. При Лисп > 1 а Лэкс > 1 оптимизация испытаний проводится по критерию эквивалентности вида:

1 1 Ли пт

К„:АП = тт- ~ ЕЕЕ(По) =

и ^ 11 /1 /=1

= тт

1 1

Ли п т

N

ипс > т, /=1

= тт

11

и ‘=1 /=1

ЛИсп п т

(по )2

N

■ЕЕЕ ^ ЛспС (Тисп ),ТиспС \

исп т =1

и ‘=1 /=1

* Писп/С [ЛиспС (Тисп ),ТиспС \ Пэкс/ [Лэкс (Тэкс ),Тэкс \ .

П*=

Пэксу [Лэкс (Тэкс ),Тэкс \

П . [Л г (т ),т г \ — Г! -ГК (т ),т \

исп!)^ исп^ исп'’ исп^ эксу Ь экс^ экс'’ экс-1 .

Пэксу [Лэкс (Тэкс ),Тэкс \

5П ^ < 5П пд; Лисп (тисп) 6 СЛисп;

Лэкс (Тэкс ) 6 С1?экс ; Тисп 6 Стисп; Тэкс 6 Стэ

где 5П/? — нормированное относительно Пэ]

значение 6П/-; 5П / — предельно допустимое

значение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

задаваемое изготовителем по

согласованию с представителем заказчика;

GЛисп, GЛэкс, ^^0^ Стэкс области определения

соответственно режимов и длительности испытаний и эксплуатации Лисп, Лэкс, тисп и тэкс, внутри которых обеспечивается автомодельность испытательного и эксплуатационного циклов нагружения, т.е. сохраняется неизменной физическая картина процессов расходования ресурса.

Из(4)следует, что:

Кп 0 при Писп/ Пэкс, Кп 1 при Писп/ 0.

Оптимизация испытаний с учетом показателей длительности и объема испытываемых изделий проводится по критериям Кт и КЛ:

К Т :ТИСП.Е = т1п

Е

С=1

6

(5)

К N :Л и СП = т1п Л ИСП

Лисп 6 (1..ЛЭКС).

С учетом связи между качеством (уровнем обоснованности) ресурсных испытаний и технико-экономическим эффектом, получаемым от эксплуатации изделия, введем в рассмотрение внешний (несобственный) показатель эффективности, характеризующий эффект от эксплуатации изделия. Очевидно, что в данном случае речь идет о той доле эффекта, которая обусловлена влиянием уровня обоснованности испытаний: при испытаниях, не обеспечивающих воспроизведение эксплуатационной повреждаемости, в эксплуатацию могут ошибочно попадать некондиционные изделия, что ведет к убыткам за счет возникновения отказов, дефектов и неисправностей, а при испытаниях, чрезмерно ужесточенных по отношению к эксплуатационным условиям нагружения, в эксплуатацию, наоборот, не будут попадать кондиционные изделия, что также ведет к необоснованным убыткам.

Количественно внешний показатель эффективности может оцениваться одним из экономических показателей Э (рентабельностью, прибылью и т. д.) или показателем, характеризующим технический эффект от эксплуатации изделия, например, вероятностью выполнения боевым самолетом задания Рвз и т. д.:

Э [Л И СП ,Ли СП (тисп ),Т ИСП \ =

= тах Э [Лисп ,Лисп (тисп ),ТИСП \;

Рв.з [Лисп ,ЛиСП (тисп ),ТИСП \ = (6)

= тах рв.з [Лисп ,ЛИСП (ТИСП ),ТИСП \.

К,

Т

Наличие внутренних (собственных) показателей эффективности ресурсных испытаний АП, тИСП.£ и ЛИСП, а также внешнего (несобственного) показателя Э фактически сводит задачу обоснования ресурсных испытаний к задаче векторной оптимизации по критериям:

KE = (Kп,Kт,KN,KЭ) ® min;

или АП ® min; тИ Е ® min; ^ИСП ® min; Э ® min.

Совместная оптимизация испытаний по критериям КП, Кт, KN и КЭ возможна в случае, когда показатели эффективности имеют одинаковые (или близкие к одинаковым) интервалы определения. Это обеспечивается нормированием показателей АП, тИСП.х , ^СП и Э относительно параметров ПЭКС^. [Лэкс(^экс), Тэкс], max Тэкс, Nkc и (Эmax - Эmin) соответственно:

. . АП 1 1 Nисп n m

АП<н)= АП = _^_ _^у у у По е 0...1;

П лг n LuLu о ?

Эу

N

= ИИСЩZ [~^ИСЩ ( ^ИСП

и E m ?=1 i=l J=1 i=l

(ТИСП ),Т

''ИСпг;

] ПЭКСц [-^ЭКС(ТЭКС),ТЭКС]

,(Н)

ТИ.Е = 1

max Тэ

«э э

N.

ПЭКСу [-^ЭКС(ТЭКС ),ТЭКС]

' N и /

E т.„ /max Т

, 6 / "э

МИН) = ^ є Q...1;

И ^э

Э(Н ) =

э - э

э max э

э — э

є Q...1;

-є Q...1

где Эт1п, Этах — минимальное и максимальное значения внешнего показателя Э, определенные по статистическим данным эксплуатации изделий-аналогов (значения показателей могут быть как положительными, так и отрицательными; во втором случае это означает, что эксплуатация изделия является убыточной).

Нормирование внешнего показателя Э по формуле (7) позволяет проводить оптимизацию

испытаний минимизацией показателя Э , аналогично показателям АП(Н) ,т (н) и N

,(Н) (Н ) .

K ((Н ):АП(Н) = min

(Н ) _

' и .s

Ли n m,

N

-ZEESn2.jєQ...1;

Z=1 i=1 J=1

K

(Н ): Т (н ) =

T ■ * H V

N,

i =1

N и

Z-

Z = 1

' ИZ

є Q...1

K NH) : N ИН ) = min (N и/ N э )є Q...1 ;

K

(Н )

: Э

(Н ) = min

Э — Э

э max э

є Q...1

Взаимовлияние показателей АП(Н), тИсПе, NИСП и Э(н) неоднозначно и противоречиво

С учетом показателей эффективности ре-

АП(Н), tHS, NИН) и Э1

(н)

(7)

сурсных испытании формирование области компромиссных решении проводится многократной оптимизацией по функционалу вида:

К Е = (К(ПН),КТН) ,4Н) ,кЭН) )Т :ФЕ =

= тіп[а1 • АП( Н) + а 2 • х(ИнС)П Е + а3 • N ИСП + а4 • Э(Н) ],

где аі - весовой коэффициент /-го показателя эффективности (Еаі = 1).

Выбор окончательного решения из множества Парето-оптимальных проводится разработчиком программы испытаний путем введения в рассмотрение дополнительных требований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гишваров А. С. Теория ускоренных ресурсных испытаний технических систем. Уфа: Гилем, 2000. 338 с.

ОБ АВТОРАХ

Давыдов Марсель Николаевич, доц. каф. авиац. двигателей. Дипл. инженер-механик (УГАТУ, 2002). Канд. техн. наук по тепловым и электрора-кетным двигателям летательн. аппаратов (УГАТУ, 2006). Иссл. в обл. ускоренных испытаний техн. систем.

Агеев Георгий Константинович, асс. той же каф. Дипл. инженер-механик (УГАТУ, 2007). Иссл. в обл. ускоренных испытаний техн. систем.

Сахибгареева Гульсина Ильдаровна, студентка той же каф. Иссл. в обл. ускоренных испытаний техн. систем.

Э

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

э — э

max min

и.х

1

1

m

1

max Т

э

N

э

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.