Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ ПРИ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ ПРИ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сети передачи данных / трафик / чрезвычайные ситуации / моделирование / Anylogic. / data transmission networks / traffic / emergency situations / modeling / Anylogic.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Антонова В.М., Грачева А.С., Куликов К.Л.

Целью данной работы является исследование различных методов реагирования на чрезвычайные ситуации сетей передачи данных, а также изучение увеличения трафика в таких ситуациях с помощью среды имитационного моделирования AnyLogic. Предлагаемая в статье модель является упрощенной, в ней используется ограниченное количество абонентов, которые совершают звонки с определенной ин-тенсивностью и вероятностью в течение дня. Модель имеет случайное нормальное распределение для количества контактов у каждого абонента, а также предусматривает прекращение звонков в случае, когда были совершены звонки всем абонентам в модели. После создания чрезвычайной ситуации, интен-сивность звонков увеличивается многократно, тем самым симулируя возможные проблемы на сети пе-редачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Антонова В.М., Грачева А.С., Куликов К.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF CHARACTERISTICS OF TELECOMMUNICATION NETWORKS WHEN WORKING UNDER EMERGENCY SITUATIONS

The aim of the article is to study the various methods for responding to emergency situations of data transmission networks, as well as to study increasing traffic using the AnyLogic simulation environment. This model is using a reduced number of subscribers who make calls with a certain intensity and probability during a day. The model has a random normal distribution for numbers of contacts for each subscriber, and also im-plies the termination of calls in the event that calls were made to all known contacts. After creating an emer-gency in the model, calls intensity greatly, thereby it is simulating possible problems with connecting.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ ПРИ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

TECHNICAL SCIENCE

Антонова В.М.,

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,

105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1

Институт радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН, 125009, Москва, Моховая 11 -7

Грачева А.С.,

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,

105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1

Куликов К.Л.

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана,

105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1 DOI: 10.24412/2520-6990-2021-1299-30-36 МОДЕЛИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ ПРИ РАБОТЕ

В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Antonova V.M.,

Moscow State Technical University N.E. Bauman, 105005, Moscow, 2nd Baumanskaya st., 5, building 1 Institute of Radio Engineering and Electronics named after V.A. Kotelnikov RAS, 125009, Moscow,

Mokhovaya 11-7 Gracheva A.S.,

Moscow State Technical University N.E. Bauman, 105005, Moscow, 2nd Baumanskaya st., 5, building 1

Kulikov K.L.

Moscow State Technical University N.E. Bauman, 105005, Moscow, 2nd Baumanskaya st., 5, building 1

SIMULATION OF CHARACTERISTICS OF TELECOMMUNICATION NETWORKS WHEN WORKING UNDER EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация.

Целью данной работы является исследование различных методов реагирования на чрезвычайные ситуации сетей передачи данных, а также изучение увеличения трафика в таких ситуациях с помощью среды имитационного моделирования AnyLogic. Предлагаемая в статье модель является упрощенной, в ней используется ограниченное количество абонентов, которые совершают звонки с определенной интенсивностью и вероятностью в течение дня. Модель имеет случайное нормальное распределение для количества контактов у каждого абонента, а также предусматривает прекращение звонков в случае, когда были совершены звонки всем абонентам в модели. После создания чрезвычайной ситуации, интенсивность звонков увеличивается многократно, тем самым симулируя возможные проблемы на сети передачи.

Abstract.

The aim of the article is to study the various methods for responding to emergency situations of data transmission networks, as well as to study increasing traffic using the AnyLogic simulation environment. This model is using a reduced number of subscribers who make calls with a certain intensity and probability during a day. The model has a random normal distribution for numbers of contacts for each subscriber, and also implies the termination of calls in the event that calls were made to all known contacts. After creating an emergency in the model, calls intensity greatly, thereby it is simulating possible problems with connecting.

Ключевые слова. сети передачи данных, трафик, чрезвычайные ситуации, моделирование, Anylogic.

Keywords. data transmission networks, traffic, emergency situations, modeling, Anylogic.

Теоретические сведения

Сети передачи данных в нынешнее время являются крайне важной частью повседневной жизни любого человека. В данный момент можно без преувеличения сказать, что доступ к cети является базовой необходимостью человека в информационном обществе. Сети передачи данных позволяют нам общаться, передавать важные сообщения, а также узнавать новую информацию в режиме реального времени. Именно поэтому крайне важно,

чтобы во время чрезвычайных ситуаций они оставалась работоспособными и не затрудняли реагирование экстренных служб, так как нарушение работы сетей может привести к непредотвратимым гибелям и разрушениями, которые происходят в результате задержек или ошибок реагирования. Стоит отметить, что работоспособность сети должна быть обеспечена не только вовремя и после чрезвычайных ситуаций, но и до них, ведь в случае естествен-

«ШУШМИМ-ЛШИПШУ» 2©21 / ТЕСИМСЛЬ 8С1Е1ЧСЕ

31

ных катастроф своевременное предупреждение может также спасти немало жизней. Также необходимо различать, какие существуют чрезвычайные ситуации, и как именно они влияют на сети передачи данных.

Нарушение работоспособности сетей передачи данных

Самой распространенной и хорошо документированной причиной сбоев в передаче при стихийных бедствиях стало физическое разрушение сетевой инфраструктуры. Из-за времени и средств, необходимых для ремонта или замены систем, сбои в обслуживании, вызванные физическим разрушением, также имеют тенденцию быть более серьезными и продолжаться дольше, чем вызванные отключением или перегрузкой.

Хрупкость телекоммуникационных сетей обусловлена тем, что исторически эти системы не имели высокой степени избыточности. Например, в телефонной сети используется разветвленная структура, в которой уничтожение одного сегмента сети может мгновенно отключить целые районы. Сильный ветер в ураганах и торнадо, обледенение в метели и движение от сейсмических событий - все это наносит ущерб хрупким воздушным телефонным линиям.

Помехи в работе поддерживающей инфраструктуры

Несмотря на то, что сбои, вызванные физическим ущербом, встречаются реже, они имеют тенденцию быть гораздо более распространенными и наносят ущерб усилиям по реагированию и восстановлению. Телекоммуникационные сети полагаются на многие другие локальные и региональные технические системы для обеспечения их правильной работы.

Повышенная нагрузка на сеть

Исторически, крупные бедствия являются наиболее интенсивными генераторами телекоммуникационного трафика, и резкий рост спроса может засорить даже самые хорошо управляемые сети. В этом случае звонки блокируются, а сообщения теряются.

В дополнение к широкому использованию непроверенных технологий заторы будут оставаться обычным явлением из-за разнообразия взаимосвязанных причин. Например, во все более сложных сетях, таких как Интернет, часто обнаруживаются узкие места, которые становятся очевидными только в условиях кризиса. Кроме того, сети все чаще подвергаются атакам на основе перегрузки. Такие нападения типа «отказ в обслуживании» в сочетании с физическим ударом широко подозреваются в качестве будущей тактики террористических организаций.

Средства борьбы с перегрузкой

Большинство сетей создаются под усредненную нагрузку, однако, очевидно, что во время чрезвычайной ситуации нагрузка будет гораздо выше рассчитанной. Поэтому множество операторов сотовой связи стараются разделить нагрузку на сети при помощи использования разных каналов пере-

дачи. Голосовой канал в первые часы должен выделяться сугубо под работу экстренных служб для улучшения их координации. Но даже этого часто может быть недостаточно, поэтому выделяются отдельные спектры частот связи только для экстренных служб.

В данный момент из-за ситуации с коронави-русом и самоизоляцией множества людей по всему миру нагрузка на Интернет стала рекордной за многие годы. Поэтому основные сервисы видео-стри-минга, такие как YouTube и №ЙИх, снизили стандартное качество видео, которое показывается пользователям. На YouTube пользователи получают видео сначала в 480р вместо обычного HD или FHD качества. На №ЙИх вместо 4К пользователям предлагается видео в FHD [4].

Общепринятые меры по борьбе с перегрузкой

- Усовершенствованный приоритетный режим. Для передачи трафика по сети в чрезвычайных ситуациях требуются гарантированные возможности вне зависимости от сетей, по которым он передается. Главным компонентом гарантированных возможностей является усовершенствованный приоритетный режим. Один из методов обеспечения приоритетности заключается в том, чтобы, во-первых, "идентифицировать" (например, классифицировать и/или обозначить меткой) трафик на сети в чрезвычайных ситуациях и затем применить к нему сетевую политику с целью достичь желаемого гарантированного обслуживания [5].

- Предпочтительный доступ к средствам связи. Для участника аварийно-спасательных работ существенным преимуществом была бы возможность доступа к услугам этих различных сетей передачи данных на приоритетной или предпочтительной основе.

- Завершение трафика при чрезвычайной ситуации в условиях перегрузки. При перегрузке сети на трафик в чрезвычайной ситуации должно оказываться минимальное воздействие. Трафик в чрезвычайной ситуации выделяется сведением блокирования к минимуму и обеспечением высокой степенью вероятности завершения.

- Освобождение от средств сетевого управления. Средства управления перегрузками (например, средства управления машинными перегрузками), средства управления чрезмерной загруженностью и балансирование нагрузки не должны отрицательно сказываться при чрезвычайных ситуациях.

- Предпочтительная маршрутизация трафика в чрезвычайных ситуациях. В сетях с коммутацией пакетов, для управления буферами и избежание высокой степени задержки экстренного трафика требуются постоянные контроль и средства управления.

- Допустимое ухудшение качества обслуживания по трафику при недоступности ресурсов инфраструктуры. Когда ресурсы сети работают в стрессовой ситуации, допустимое ухудшение качества обслуживания QoS может быть приемлемо

- Защищенные сети. Обеспечение безопасности необходимо для предотвращения возможности использования несанкционированными пользователями дефицитных ресурсов связи, требуемых для поддержки операций при чрезвычайных ситуациях.

- Ускоренная аутентификация санкционированных пользователей в чрезвычайных ситуациях. Сети передачи данных в чрезвычайных ситуациях предназначены только для санкционированных пользователей, участвующих в аварийно-спасательных операциях. Аутентификационная информация может быть ассоциирована с метками, которые затем должны передаваться в течение всего времени от инициации вызова до его завершения.

- Обеспечение безопасности трафика в чрезвычайных ситуациях. Сети должны иметь защиту от (мошеннического) повреждения трафика и средств управления, а также от несанкционированного доступа к ним, включая расширенные методы кодирования и аутентификации пользователя.

- Конфиденциальность местоположения. Для предотвращения раскрытия местоположения определенных санкционированных пользователей сети в чрезвычайных ситуациях несанкционированными сторонами должны применяться специальные механизмы защиты данных.

- Межсетевые соединения. Обеспечение предпочтительных соединений в контрольных точках, которые считаются образующими международные и/или регуляторные границы между национальными сетями, обеспечивающими связь в чрезвычайных ситуациях, может создать международную систему связи в чрезвычайных ситуациях.

- Функциональная совместимость. Для обеспечения возможности совместимости между различными операторами, предлагающими услуги

связи в чрезвычайных ситуациях, наиболее удобной была бы общая конфигурация.

- Мобильность. Инфраструктура сети должна поддерживать подвижность пользователя и терминала, включая возможность быстрого развертывания.

- Повсеместное покрытие. В тех ситуациях, когда существующие сети не соответствуют требованиям, пользователи в чрезвычайных ситуациях будут по умолчанию использовать средства связи, доступные для населения в целом.

- Масштабируемая полоса пропускания. Одним из способов достижения этого является выделения на сети в чрезвычайных ситуациях масштабируемой полосы пропускания, что дает возможность уменьшить полосу пропускания, это может оказать неблагоприятное воздействие на установленную связь в отношении QoS.

Практическая часть

В ходе работы было произведено моделирование в программе имитационного моделирования Anylogic. В модели симулируется 5000 абонентов, которые каждый час пытаются позвонить своим знакомым с вероятностью 20%. Как только абонент смог позвонить всем своим знакомым (в данном случае количество знакомых равно 5), он перестает совершать действия до наступления новых суток (рисунок 1). В модель добавлена кнопка, которая симулирует чрезвычайную ситуацию. В случае нажатия на кнопку, все абоненты переходят в состояние «паники», количество ранее совершенных звонков обнуляется, а вероятность звонка в час становится 90%. Таким образом можно продемонстрировать, насколько увеличивается трафик в сети при чрезвычайных ситуациях (рисунок 2).

Рисунок 1. Схема модели

#12(99), 2021 / TECHNICAL SCIENCE

33

Рисунок 2. Работа модели в состоянии спокойствия

На графике серым цветом обозначены абоненты, которые не совершали звонков за сутки, зеленым - абоненты, начавшие обзванивать своих знакомых, синим - довольных абонентов, которые уверены в сохранности всех своих близких. Как можно наблюдать с заданной вероятностью звонка

все пользователи не успевают прозвонить всех своих знакомых даже за сутки. В случае нажатия кнопки чрезвычайного положения ситуация меняется довольно быстро (рисунок 3). Желтым цветов обозначены абоненты, которые находятся в состоянии паники и звонят гораздо чаще.

Рисунок 3. Модель в состоянии чрезвычайной ситуации.

Как видно из графика, пользователи смогли обзвонить всех своих знакомых за примерно 12-13 часов, что в два раза быстрее, чем это бы случилось в состоянии покоя. Также стоит учесть, что в данной модели пользователи после чрезвычайного положения пытаются позвонить лишь раз в час, что в

условиях реальной чрезвычайной ситуации скорее будет слишком долго. В реальном положении звонки будут поступать сразу по окончании предыдущего, то есть раз в 5-15 минут (рисунок 4 и 5).

potential caller caller V Happy Caller Caller In Panic

Рисунок 4. Звонки при чрезвычайной ситуации каждые 5 минут.

Рисунок 5. Звонки при чрезвычайной ситуации каждые 15 минут.

Также была смоделирована модель Call-центра, разработанная таким образом, что при звонке абонент попадает на голосового помощника, например, это может быть dasha.ai [6]. Этот голосовой помощник позволяет распознавать речь клиента, переводит её в текст и приступает к обработке сказанного. С помощью уникальной технологии Даша обрабатывает информацию, отталкиваясь от скрипта заказчика и выдает ответ. При этом запоминает и заносит полученную информацию в базу

данных. На выходе клиент слышит в ответ нормальную не роботизированную человеческую речь и может продолжать дальнейшее общение.

Данная модель имеет пять вероятностных абонента (источника абонентов) sink, которые записаны как абонент1, абонент2, абонент3, абонент4 и абонент5. Они попадают на голосового пощника-1 и голосового помощника-2, обусловленных элементами очереди (queue).

«шуушшшум-лшутмау» #тш, 2021 / technical science

35

Рисунок 6. Общее представление модели.

В представленной модели имеется два типа графиков: график, показывающий: свободны ли в данный момент врачи и график, показывающий среднюю занятость врачей.

Рисунок 7. Модель, когда врачей идет прием.

После голосового помощника информация отправляется в сортировку (SelectOutput5), откуда идет распределение либо на жалобу1, либо на жа-лобу2, либо на жалобуЗ, либо на жалобу4, либо вызывается скорая помощь, которые также выражены элементами типа Service.

В случае, если жалоба определена неверно, происходит повторная сортировка жалобы абонента в сегменте неверноОпредленнаяЖалоба и она сортируются повторно. Элемент "неверноОпредленнаяЖалоба" также является элементом тапа Se-lectOutput5, как и в первом случае. Когда жалобы

устранена (если она была определена неверно) абонент заканчивает свою сессию звонка, проходя через delay6.

В случае, если жалоба была определена верно, абонент сразу попадает на повторную сортировку, через которую также попадает на delay6 заканчивает свой вызов. Каждый из абонентов попадает с сортировки "неверноОпределеннаяЖалоба" на de-^1, delay2, delay3, delay4, delay5 после устранения проблемы. Это необходимо для того, чтобы регистрировать время сессий звонков, для дальнейшего анализа и реализации улучшенной версии Call-центра.

Заключение

В ходе данной работы было проанализировано влияние чрезвычайных ситуаций на сети передачи данных и какие части инфраструктуры могут быть повреждены или ослаблены в ходе усиления нагрузки. Были рассмотрены как физические ситуации, когда сети выходят из строя в ходе уничтожения или повреждения каких-либо компонент сети: системы электроэнергии, вышки связи или линии передачи, так и проблемы сугубо увеличенной нагрузки. После анализа возможных угроз были рассмотрены меры предосторожности и устранения появившихся проблем. Так как необходимо обеспечивать множество функций сетей, включая работу служб быстрого реагирования и минимальную связь для остальных абонентов, то ответ, как это обычно бывает, является комплексным.

В результате моделирования было продемонстрировано, насколько сильно изменяется поведение пользователей и насколько быстро может быть заполнен канал, если пользователи звонят гораздо чаще и с большой вероятностью. В случае «полной истерии» трафик, генерируемый за сутки, может быть создан за менее чем час.

. При всеобщей информатизации общества нагрузка на сети становится всё выше, а зависимость всех сфер жизнедеятельности от данных сетей становится всё больше. Таким образом, в данном исследовании поднимается актуальная проблема, которая стоит перед всеми поставщиками телекоммуникационных услуг и продвигается идея необходимости создания систем с достаточной избыточностью хотя бы для обеспечения необходимого качества услуг для служб экстренного реагирования, а в лучшем случае для всего затронутого

УДК: 004.942

населения, так как это может позволить избежать дополнительной паники и лишних жертв.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 19-07-00525 А)

Литература

1. TELECOMMUNICATIONS INFRASTRUCTURE IN DISASTERS: Preparing Cities for Crisis Communications Anthony M. Townsend Mitchell L. Moss Center for Catastrophe Preparedness and Response & Robert F. Wagner Graduate School of Public Service New York University, 2005, c. 6-28

2. GSM Association. Dealing with Disasters: Technical Challenges for Mobile Operators, 2012, c. 15

3. Эластичные коммуникации. [электронный ресурс]. Сайт Правительства Великобритании https://www.gov.uk/guidance/resilient-communica-tions#mobile-telecommunications-privileged-access-scheme-mtpas (дата обращения 15.04.2021)

4. Новости [электронный ресурс]. https://news.sky.com/story/coronavirus-youtube-and-netflix-to-reduce-streaming-quality-to-stop-internet-from-breaking-11960725 (дата обращения 15.04.2021)

5. Принципы в отношении требований к сетям и возможностей сетей для обеспечения электросвязи в чрезвычайных ситуациях по сетям связи, находящимся в стадии перехода от коммутации каналов к коммутации пакетов. Рекомендация МСЭ-Т Y.1271, 2014, c. 6-14

6. Робот, который продаёт как человек — DASHA.AI https://dasha.ai/ru/ (дата обращения 15.04.2021)

Ахметов Д.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Университет «Туран-Астана»

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Akhmetov D.K.

«Turan-Astana» University

SYSTEM APPROACH IN STRATEGIC PLANNING OF THE ORGANIZATIONS DEVELOPMENT

Аннотация.

В статье приводится обоснование системного подхода для стратегического планирования развития организации. Даны понятия системного подхода в широком смысле и постановка общей задачи. Рассматривается простейшая модель взаимодействия между системой и средой, для которой определены все связи между ее компонентами. А также выбран аппарат для проведения исследования - модифицированный симплекс-метод.

Abstract.

The article provides the rationale for a systematic approach for strategic planning of the organization development. Given the concept of a systematic approach in the broadest sense, and staging of the general problem. The simplest model of interaction between the system and the environment is considered, for which all connections between its components are defined. And also an apparatus for conducting research was chosen - a modified simplex method.

Ключевые слова: система, модель, системный подход, симплекс-метод, стратегическое планирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.