Научная статья на тему 'Проблемы и возможности организации автоматического определения местоположения абонентов'

Проблемы и возможности организации автоматического определения местоположения абонентов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
392
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕННЫЕ СЛУЖБЫ / . / ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ АБОНЕНТОВ / ЕДИНАЯ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Степанова И. В., Киселев И. В.

Одной из актуальных задач при обслуживании экстренных вызовов является определение местоположения абонента, от которого поступает вызов. По свидетельству специалистов служб спасения общение с человеком, находящимся в состоянии стресса, чрезвычайно затруднено. Более чем в половине случаев выяснение местонахожде ния пострадавшего становится серьезной проблемой люди путаются, забывают названия мест, где они находятся. Автоматическое определение местоположения абонентов, позволяющее определять и наносить на карту положение абонента, в экстренной ситуации экономит время обслуживания заявок и позволяет быстро организовать розыскные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и возможности организации автоматического определения местоположения абонентов»

21 декабря 2011 г. 16:49

"Инфокоммуникачионно-управленческие сети. Расчет и оптимизация систем связи"

Проблемы и возможности организации автоматического определения местоположения абонентов

Одной из актуальных задач при обслуживании экстренных вызовов является определение местоположения абонента, от которого поступает вызов. По свидетельству специалистов служб спасения общение с человеком, находящимся в состоянии стресса, чрезвычайно затруднено. Более чем в половине случаев выяснение местонахождения пострадавшего становится серьезной проблемой — люди путаются, забывают названия мест, где они находятся. Автоматическое определение местоположения абонентов, позволяющее определять и наносить на карту положение абонента, в экстренной ситуации экономит время обслуживания заявок и позволяет быстро организовать розыскные мероприятия.

Ключевые слова: экстренные службы, определение местоположения абонентов, единая дежурно-диспетчерская служба.

Степанова И.В.,

к. т.н., доцент, МТУ СИ,

W515iv@mail .ги

Киселев И.В.,

аспирант МТУСИ

Решение о введении единого европейского номера 112 для доступа к службам спасения было принято в 1991 году.

Внедрение и популяризацию этого проекта проводит в жизнь организация Еигореап Emergency Number Association (EENA).

В таблице 1 представлена информация об использовании различных индексов обращения к экстренным службам в странах ЕС. Таблица была сформирована в ноябре 2010 года путем анализа данных специального сайта в сети Интернет для автомобилистов, где представлены страны и используемые в них коды доступа к экстренным службам.

Анализируя представленную информацию можно сделать вывод о том, что значительное число стран Евросоюза уже выполнило переход на единый номер «112», сохраняя, тем не менее, в качестве альтернативных или основных ранее задействованные экстренные службы. Например, в таких крупных странах как Германия, Италия, Франция предусмотрено использование отдельных индексов для обращения в полицию. Полный переход на единый номер «112» выполнен только в отдельных, не больших по размеру странах.

Согласно официальной статистике ЕС, каждый год в европейские службы спасения поступает 185 млн. звонков.

Из них около 80 млн. действительно связаны с различного рода чрезвычайными ситуациями, остальные звонившие пытались использовать службу 112 в качестве справочной, тестировали свои мобильные телефоны или просто хулиганили. Количество звонков от мобильных абонентов в службу спасения колеблется в пределах от 50 до 70% всех звонков в зависимости от страны ЕС и продолжает возрастать с увеличением проникновения мобильной связи. Около 2,5 млн. призывов о помощи не обслуживается вовремя, так как жертва происшествия так и не смогла объяснить, где она находится.

148

Таблица 1

Закрепление индексов за экстренными службами в ЕС (данные сайта уууууу.ЗОБ.! 12.Ыо|

Страна Индексы выхода на экстренную службу

Пожарная служба Полиция Скорая помощь

Австрия 122 133 144

Бельгия 100 101 100

Болгария 160 166 150

Венгрия 105 107 104

Германия 112 110 112

Греция 199 100 166

Дания 1 12 1 12 112

Ирландия 112 или 999 1 12 или 999 112 или 999

Испания 80 091 или 092 061 или 22-22 22

Италия 115 112 118

Кипр 199 или 1 12 199 или 112 199 или 112

Латвия 01 или 112 02 или 721-94 21 3

Литва 01 или 112 02 или 112 03 или 1 12

Люксембург 0-12 0-12 0-12

Мальта 122 133 144

Нидерланды 112 112 112

Польша 1 12 или 998 1 12 или 997 112 или 999

Португалия 112 112 112

Румыния 112 или 981 112 или 955 112 или 961

Словакия 150 158 154/155

Словения 1 12 113 112

Финляндия 1 12 1 12 или 10022 112

Франция 18 17 15

Чехия 150 156 155

Швеция 112 или 900-00 112 или 900-00 1 12 или 900-00

Эстония 112 110 112

В плане организации автоматического определения местоположения абонентов Еврокомиссией была одобрена "Директива 112", согласно которой все европейские пункты приема вызовов службы спасения будут определять географические координаты абонентов — как мобильной, так и фиксированной телефонной связи — с точностью порядка 30—40 м в городе и до 100 м в сельской местности. Все новые автомобили, произведенные в ЕС, должны будут комплектоваться специальными устройствами, получившими название eCall. Эти приборы будут автоматически звонить в службу спасения по единому европейскому номеру 112, если в случае ДТП повреждены специальные датчики, вмонтированные в транспортное среда во.

В Российской Федерации переход на единую дежурно -диспетчерскую службу (ЕДСС) с доступом по единому номеру 112 регламентирован ГОСТ Р 22.7.01-99. При организации службы ЕДСС планируется использовать возможности отечественной спутниковой группировки Глоносс в целях определения местоположения мобильных абонентов.

Анализ статистики экстренных вызовов на базе службы «02» (милиция) по городу Москва показал, что имеет место значительное перераспределение вызовов между фиксированной и мобильной связью. С помощью сервера статистики call-центра экстренных служб (СЦ ЭС) был сделан ряд выборок и определены количественные показатели для каждого источника нагрузки в час наибольшей нагрузки (ЧНН). Данные сведены в таблиц/ 2 и представлены на рис.1. Количественные показатели нагрузки показывают, что нагрузка от сетей мобильной связи в 2,3 раза больше, чем от сетей фиксированной связи.

Для определения местоположения абонентов фиксированной связи в Москве используются возможности оборудования автоматического определения номера (АОМ) и информация из базы данных ОАО «Московская городская телефонная сеть». Оператору СЦ ЭС автоматически передаются номер вызывающего абонента, его категория, данные о месте установки оконечного абонентского устройства. Если вызов поступает по таксофону, то это отмечается первой цифрой «8» в номере устройства.

Механизм определения местоположения абонента мобильной связи - более сложный. На настоящее время операторы мобильной связи, работающие в Москве, предоставляют необходимые данные на СЦ ЭС после сложного анализа данных по нескольким базовым станциям, в зоне действия которых находится абонента.

Перечислим основные технологии определения местоположения мобильного абонента в странах ЕС и укажем их особенности:

Cell-ID, которая позволяет определить координаты с заданной точностью только в городах с высокой плотностью базовых станций;

E-OTD (Enhanced Observed Time Difference), требующая наличия в прямой видимости минимум трех вышек для триангуляции;

A-GPS (Assisted GPS), для которой необходимы специальные сотовые терминалы, повышенной стоимости.

В качестве основной в странах ЕС была выбрана технология Cell ID + ТА (Time Advance), которая требует дооснащения инфраструктуры сети сотовой связи, но может использовать все существующие на сегодняшний день мобильные терминалы.

Таблица 2

Результаты обработки данных статистики по операторам связи в ЧНН (06.11.09г. с 18-00 до 19-00)

Источник нагрузки Количество поступивших вызовов Nn Среднее время обслуживания вызова с учетом пребывания в очереди Т, с Нагрузка, обслуженная операторами СЦ ЭС Y, Эрл

Сеть МТС 132 275,4 10,16

Сеть БиЛайн 267 317,0 23,51

Сеть Мегафон 453 315,0 39,56

Аналоговые АТС 151 230,6 9,67

Цифровые АТС зоны «495» 165 282,5 12,95

Цифровые АТС зоны «499» 146 224,2 9,09

Итого 1314 287,5 104,94

Рис. 1. Распределение долей вызовов от сетей сотовых операторов связи в ЧНН (06.11.09г. с 18-00 до 19-00)

1%5%ГЧ

□ Прямы*

При организации взаимодействия с операторами мобильной связи с СЦ ЭС были выявлены следующие особенности и проблемы:

- на ряде станций место глубокого расположения отсутствует устойчивая мобильная связь, ее отсутствие дублируется специальными информационными стойками;

- достаточно редко происходит неправильное определение местоположения абонента, находящегося на границе обслуживания нескольких базовых станций;

- следует учитывать особенности организации обслуживания абонентов мобильными операторами, а именно организацию зон обслуживания большой протяженности вдоль шоссе. Были зафиксированы обращения в Московский СЦ ЭС от абонентов, территориально находящихся ближе к Санкт - Петербургу и Твери. Обслуживание таких вызовов потребовало дополнительного обращения к местным органам правопорядка.

Вся поступившая информация о местоположении фиксированного или мобильного абонента сразу помещается в электронную карточку экстренного вызова, чем экономится значительное время. Оператор может уточнять поступившую информацию в зависимости от

149

характера происшествия, или сразу передавать данные в соответствующее отделение милиции.

Отдельной проблемой остается использование операторами мобильной связи для обращения к экстренным службам сокращенных номеров, не совпадающих с общепринятыми номерами «01», «02», «03» и «04».

Выводы

1. Автоматическое определение местоположения абонента является составной частью проектов по организации служб спасения с использованием единого номера 112. Актуальность этой услуги определяется тем, что в общей абонентской базе неуклонно растет доля абонентов мобильной связи, а также тем, что предлагаются новые технические решения по ее реализации.

2. Анализ закрепления индексов выхода на экстренные службы в странах ЕС показал, что наряду с единым номером 112 охраняется возможность прямого доступа к наиболее важным экстренным службам.

3. Опьгг реализации автоматического определения местоположения абонентов на СЦ ЭС в городе Москва показал, что введение такой услуги значительно снижает продолжительность обслуживания одного вызова оператором.

Литература

1. ГОСТ Р 22.7.01-99 «Единая дежурно - диспетчерская служба. Основные положения». Дата введения 2000—01—01.

2 О.Блинкова. Спости рядового европейца//РС Week Mobile N9 (12), октябрь 2006.

3. П. Чачин. Два миллиарда долларов на службу спасения//, PC Week/RE, 14.01.2008 г.

4 Степанов БJ1., Киселев И.В. Развитие Call-центров экстренных служб как основа предоставления первичной юридической помощи населению// Правовой мониторинг. Выпуск 11. История и развитие правовой информатизации (По материалам Второй международной научно-практической конференции, 04 июля 2010 г.) - М.: ФГУ НЦПИ при Минюсте России, 2010. -С 53 -55.

Challenges and opportunities the organization automatically determine the location of the caller

Stepanova I.V., Kiselev I.V

One of the urgent tasks for maintenance of emergency calls is to determine the subscriber location from which the call comes. According to the testimony of experts rescue services communicate with a person under stress, it is extremely difficult. More than half of the whereabouts of the victim becomes a serious problem - people are confused, forget the names of places where they are. Automatically detect the location of subscribers, you can define and map the position of the subscriber in an emergency, time-saving service applications and allows you to quickly organize search activities.

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.