Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ ЯЗЫКОВЫМ СТАТУСОМ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ ЯЗЫКОВЫМ СТАТУСОМ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование обучения и развития / вербально-логические действия / когнитивная регуляция / русский язык / начальное общее образование / первоклассники с разным языковым статусом / modeling of learning and development / verbal and logical actions / cognitive regulation / Russian language / primary general education / first graders with different language status

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Павлова Дарья Сергеевна, Хотинец Вера Юрьевна

Отмечается, что на сегодняшний день возникла необходимость в поиске оптимальных путей решения одной из фундаментальных проблем современного образования – взаимосвязи обучения и психического развития растущего человека, построения новых моделей формирования и развития детей на основе научных критериев современной педагогической науки и принципов современного образования. Подчеркивается, что современная система начального общего образования в поликультурных регионах РФ с повышенным миграционным фоном сталкивается с трудностями в обучении и развитии обучающихся с несбалансированным билингвизмом, детей из семей мигрантов, владеющих только родным (нерусским) языком. Остро встает вопрос о построении моделей и разработке педагогических технологий обучения государственному русскому языку детей с разным языковым статусом. Демонстрируется теоретическое обоснование процесса формирования вербально-логических действий и развития когнитивной регуляции как сложной самоорганизующейся нелинейной системы. По результатам эмпирического исследования (88 первоклассников, среди них несбалансированные билингвы (N=41) и монолингвы (N=47): 42 мальчика и 46 девочек в возрасте от 6 до 8 лет (M=7,3)) установлены конвергентные (интегрирующие) и дивергентные (дифференцирующие) отношения между показателями вербально-логических действий и функций когнитивной регуляции у первоклассников с разным языковым статусом. Представлена модель организации формирования вербально-логических действий и развития когнитивной регуляции как целостной системы на уроках русского языка у первоклассников с разным языковым статусом, включающая целевой, методологический, технологический, содержательный, оценочно-результативный блоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Павлова Дарья Сергеевна, Хотинец Вера Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE FORMATION OF VERBAL-LOGICAL ACTIONS AND THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE REGULATION AS AN INTEGRAL SYSTEM IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS FOR FIRST-GRADERS WITH DIFFERENT LANGUAGE STATUS

It is noted that today there is a need to find optimal ways to solve one of the fundamental problems of modern education – the relationship between learning and mental development of a growing person, building new models of formation and development of children based on scientific criteria of modern pedagogical science and the principles of modern education. It is emphasized that the modern system of primary general education in multicultural regions of the Russian Federation with an increased migration background faces difficulties in teaching and developing students with unbalanced bilingualism, children from migrant families who speak only their native (non-Russian) language. The issue of building models and developing pedagogical technologies for teaching the state Russian language to children with different linguistic status is acute. The theoretical substantiation of the process of forming verbal and logical actions and the development of cognitive regulation as a complex self-organizing nonlinear system is demonstrated. According to the results of an empirical study (88 first-graders, among them unbalanced bilinguals (N=41) and monolinguals (N=47): 42 boys and 46 girls aged 6 to 8 years (M=7.3)), convergent (integrating) and divergent (differentiating) relationships between indicators of verbal and logical actions as well as the functions of cognitive regulation in first-graders with different language status were established. The article presents a model of the organization of the formation of verbal and logical actions and the development of cognitive regulation as an integral system in Russian lessons for first-graders with different language status, including targeted, methodological, technological, meaningful, evaluative and effective blocks.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ ЯЗЫКОВЫМ СТАТУСОМ»

УДК 373.31:37.025(045) Д.С. Павлова, В.Ю. Хотинец

МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ ЯЗЫКОВЫМ СТАТУСОМ1

Отмечается, что на сегодняшний день возникла необходимость в поиске оптимальных путей решения одной из фундаментальных проблем современного образования - взаимосвязи обучения и психического развития растущего человека, построения новых моделей формирования и развития детей на основе научных критериев современной педагогической науки и принципов современного образования. Подчеркивается, что современная система начального общего образования в поликультурных регионах РФ с повышенным миграционным фоном сталкивается с трудностями в обучении и развитии обучающихся с несбалансированным билингвизмом, детей из семей мигрантов, владеющих только родным (нерусским) языком. Остро встает вопрос о построении моделей и разработке педагогических технологий обучения государственному русскому языку детей с разным языковым статусом. Демонстрируется теоретическое обоснование процесса формирования вербально-логических действий и развития когнитивной регуляции как сложной самоорганизующейся нелинейной системы. По результатам эмпирического исследования (88 первоклассников, среди них несбалансированные билингвы (N=41) и монолингвы (N=47): 42 мальчика и 46 девочек в возрасте от 6 до 8 лет (М=7,3)) установлены конвергентные (интегрирующие) и дивергентные (дифференцирующие) отношения между показателями вербально-логических действий и функций когнитивной регуляции у первоклассников с разным языковым статусом. Представлена модель организации формирования вербально-логических действий и развития когнитивной регуляции как целостной системы на уроках русского языка у первоклассников с разным языковым статусом, включающая целевой, методологический, технологический, содержательный, оценочно-результативный блоки.

Ключевые слова: моделирование обучения и развития, вербально-логические действия, когнитивная регуляция, русский язык, начальное общее образование, первоклассники с разным языковым статусом.

DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-3-301-310

Введение

Актуальность проблемы

Федеральная рабочая программа воспитания [2], являющаяся структурным элементом ФГОС начального общего образования, к целевым ориентирам результатов воспитания в начальной школе относит нравственную и эстетическую ценность родного языка, русского языка и литературы. В ФГОС начального общего образования [1] к результатам учебного предмета «Русский язык» относятся, прежде всего, осознание значения русского языка как государственного языка РФ; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; овладение основными видами речевой деятельности и использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка. Достижения обучающихся, полученные в результате изучения учебных предметов, включают совокупность универсальных учебных действий: 1) регулятивных, направленных на овладение учебных действий, к которым относятся способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания при сформирован-ности когнитивных навыков, обеспечивающих целенаправленное решение задач и адаптивное поведение в новых ситуациях [16]: когнитивная гибкость, тормозный контроль (интерференционный контроль и самоконтроль), рабочая память, планирование, внимание и др.), 2) познавательных, направленных на овладение и использование знаково-символических средств (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач; 3) коммуникативных, направленных на приобретение умения учитывать позицию собеседника,

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-10202 «От эритажного билингвизма к полилингвальности: нейрокогнитивный подход», https://rscf.ru/project/23-28-10202/

организовывать и осуществлять сотрудничество, коррекцию с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Однако современная система начального общего образования в поликультурных регионах РФ с повышенным миграционным фоном сталкивается с трудностями, касающимися обучения (в том числе русскому языку) и развития обучающихся с несбалансированным билингвизмом, детей из семей мигрантов, владеющих только родным (нерусским) языком.

Теоретические основы исследования

Вопрос о связи обучения и развития ребенка находит свое отражение в постановке проблемы о генезисе мышления и речи. Согласно положениям культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, развитие мышления и речи как высших психических функций заключает в себе культурно опосредствованный характер (внешне-внутренней взаимосвязи) путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности в процессе обучения. По мнению Л.С. Выготского, развитие речевого мышления есть сложный динамический процесс, в котором отношение между словом и мыслью обнаруживает себя как движение через переходы внутренних планов: от социальной речи через эгоцентрическую речь к внутренней речи и мышлению [7, с. 53-54].

В когнитивном подходе Ж. Пиаже развитие происходит через взаимосвязь между компонентами собственно внутренней структуры изучаемой системы. Основная методологическая установка Ж. Пиаже заключается в том, что развитие речемыслительных структур подчиняется своим собственным законам вне зависимости от условий обучения и воспитания. Развитие речевого логического мышления ребенка, согласно схеме Ж. Пиаже, имеет генетическую последовательность во внутренней структуре системы: от внеречевого аутистического мышления через эгоцентрическую речь и эгоцентрическое мышление к социализированной речи и логическому мышлению [9].

В современной науке существуют два подхода к объяснению связи между развитием речи и регуляторных функций в детском возрасте [6]. Первый постулирует идею постепенного увеличения познавательных возможностей ребенка за счет развития у него регуляторных функций [15; 17 и др.]. Так, развитие рабочей памяти позволяет ребенку выделять и запоминать сначала отдельные фонемы, а затем слова среди потока речевого взаимодействия, что способствует увеличению количества лексических единиц, которые он может использовать в общении. Развитие регуляторных функций рассматривается в качестве движущей силы речевого, интеллектуального и эмоционально-личностного развития ребенка [6]. Второй подход базируется на идее Л.С. Выготского [7] о том, что внутренняя речь становится средством целеполагания, планирования и совершения ребенком произвольных действий. Развитие речи ведет за собой становление регуляторных функций. На основании обобщения результатов исследований в контексте рассмотрения существующих подходов допускается [6], что связь между речью и регуляторными функциями в детском возрасте может быть двунаправленной, а именно регуляторные функции являются значимыми для развития речи ребенка, в свою очередь, в условиях нормативного развития речи становится возможным формирование у детей регуляторных функций.

В логике конструирования модели детерминации познавательных структур как сложных самоорганизующихся нелинейных систем И.Н. Погожиной [10] предлагается процессуальная модель когнитивной регуляции детей-билингвов в ходе обучения другим языкам. В процессуальной модели когнитивной регуляции младших школьников-билингвов в процессе обучения другим языкам представлена как целостная система (во взаимосвязи и взаимообусловленности речи и регуляторных функций), подчиняющаяся действию внешних и внутренних причин, внешних и внутренних условий, взаимосвязей между ними по типу инверсионного замещения [см. 8; 11; 12; 13].

Лингвокультурная образовательная среда может выступать внешней причиной порождения содержания системы когнитивной регуляции (состава и структуры) в ходе организованного образовательного процесса. Механизмы как собственные тенденции развития системы когнитивной регуляции в этом случае выступают внутренними условиями формирования и развития содержания ре-чемыслительных процессов. В этих условиях речь на себя берет роль предиктора регуляторных функций, тем самым появляются новые свойства (речевая регуляция), происходит интеграция / дифференциация различных регуляторных функций, появляются новые регуляторные функции. В ре-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

зультате система когнитивной регуляции достигает нового состояния, происходит смена причинно-следственных зависимостей.

Лингвокультурная образовательная среда, породив содержание когнитивной регуляции, готова выступить внешним условием дальнейшего развития «системы как целого на основе ее внутренних закономерностей функционирования до достижения системой относительно стабильного состояния» [11, с. 168]. В свою очередь когнитивная регуляция как результат воздействия среды (на предыдущем цикле) в процессе своего функционирования устанавливает в своем пространстве новые связи между своими элементами, меняя конфигурацию. Закономерности как внутренние тенденции функционирования системы когнитивной регуляции становятся внутренней причиной дальнейшего изменения уровня ее развития как целого. Регуляторные функции получают роль предиктора речи, тем самым появляются новые свойства речи, происходит дифференциация речевых процессов и функций, возникновение новых форм речи. В связи с происходящими изменениями когнитивная регуляция как целостная система выходит на следующий более высокий уровень своего развития.

Обратим внимание на то, что в предложенной процессуальной модели, с одной стороны, речь выступает предиктором функций когнитивной регуляции, и в то же время регуляторные функции на когнитивном уровне принимают роль предиктора речи - с другой. Теории самоорганизующихся и саморазвивающихся систем на этапе развития постнеклассической науки объединяют идеи Л.С. Выготского об опосредствованном характере внешне-внутренней взаимосвязи, прижизненном формировании высших психических функций через присвоение исторически выработанных форм и способов деятельности в процессе обучения и идею Ж. Пиаже о связи между компонентами собственно внутренней структуры изучаемой системы [8; 11]. Тем самым снимается жестко предопределенная каузальность между мышлением и речью, речью и когнитивной регуляцией, обучением и развитием с появлением между ними новых отношений, направленных на взаимодействие, взаимную обусловленность и взаимопереходы [см. 10].

Проблема исследования состоит в том, что на сегодняшний день возникла необходимость в поиске оптимальных путей решения одной из фундаментальных проблем современного образования - взаимосвязи обучения и психического развития растущего человека, построения новых моделей формирования и развития детей с разным языковым статусом на основе научных критериев современной педагогической науки и принципов современного образования.

Цель исследования - научно обосновать процесс формирования вербально-логических действий и развития когнитивной регуляции как целостной системы на уроках русского языка у первоклассников с разным языковым статусом.

Задачи исследования:

1. Провести эмпирическое исследование конвергентных (интегрирующих) и дивергентных (дифференцирующих) отношений между показателями вербально-логических действий и функций когнитивной регуляции у первоклассников с разным языковым статусом (несбалансированных билингвов и монолингвов).

2. Разработать модель организации формирования вербально-логических действий и развития когнитивной регуляции как целостной системы на уроках русского языка у первоклассников с разным языковым статусом.

Научная новизна исследования. Предложен новый для педагогической науки и образования подход к обучению русскому языку и развитию когнитивной регуляции младших школьников с разным языковым статусом.

Теоретическая значимость результатов исследования. Раскрыта взаимосвязь процессов обучения и развития младших школьников с разным языковым статусом как сложноорганизованной нелинейной системы.

Практическая значимость результатов исследования. Разработанная модель организации формирования вербально-логических действий и развития когнитивной регуляции как целостной системы на уроках русского языка у первоклассников с разным языковым статусом может быть использована в системе начального общего образования.

Методы исследования

В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста (88 человек: 42 мальчика и 46 девочек) от 6 до 8 лет (М=7,3), среди которых учащиеся 1 классов общеобразовательной школы

«Гармония» № 97 г. Ижевска (37 человек - несбалансированные билингвы (с унаследованным татарским языком с различным уровнем языковой компетенции в отношении родного и русского языков)) и учащиеся МБОУ СОШ № 2 г. Сарапула (51 человек (4 - несбалансированные билингвы (с первичной социализацией в русско-татарской среде) и 47 - монолингвы)).

Исследование проводилось с согласия родителей, оповещенных о средствах и способах взаимодействия с детьми. Стратегия отбора детей была ограничена требованиями с целью соблюдения однородности выборочной совокупности по нормативному сроку (от 6,5 до 8 лет) получения начального общего образования (согласно ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» [4]), социально-экономическому статусу семьи (средний уровень доходов и материального положения, образование родителей: высшее образование - 57 %, жилищные условия в установленных нормах, вовлеченность родителей в образовательный процесс ребенка, активность взаимодействия и сотрудничества с образовательным учреждением). Младшие школьники обучаются на государственном русском языке в порядке, установленном законодательством о начальном общем образовании [там же]. В образовательную программу первого класса в школе «Гармония» включен ряд предметов на татарском языке.

Для диагностики развития речи (вербально-логических действий) был использован пакет диагностических методик Н.Г. Салминой, О.Г. Филимоновой: «Изменение по числам», «Аналогии», «Антонимы», «Пересказ текста», «Словарь», «Последовательные картинки», «Незаконченные предложения».

Для измерения функций когнитивной регуляции: 1) когнитивной гибкости - методика «Классификация геометрических фигур» А.Я. Ивановой, 2) рабочей памяти - методика «Цифры и слова», 3) тормозного контроля: интерференционного контроля - «Тест Струпа», самоконтроля - компьютерная программа «Go/No-Go» F. Donders, 3) планирования - процедура «The Tower of Hannoi» E. Lucas, 4) внимания (переключение, распределение, концентрация, устойчивость, объем) - «Методика красно-черная таблица» Ф.Д. Горбова, тест Поппельрейтера, методика «Запомни и расставь точки», тест Пьерона-Рузера, корректурная проба Бурдона.

Этапы исследования:

Первый этап - эмпирическое исследование:

1) проведение корреляционного анализа по Спирмену для выявления конвергентных (интегрирующих) отношений (связей) между показателями вербально-логических действий и когнитивной регуляции во всей выборочной совокупности;

2) применение U-критерия Манна-Уитни в группах первоклассников с разной сформированно-стью вербально-логических действий по показателям когнитивной регуляции для выявления дивергентных (дифференцирующих) отношений между показателями вербально-логических действий и когнитивной регуляции.

Второй этап - построение модели организации формирования вербально-логических действий и развития когнитивной регуляции как целостной системы у первоклассников с разным языковым статусом на уроках русского языка.

Содержание обучения по предмету «Русский язык для первоклассников с разным языковым статусом»: Обучение грамоте, Развитие речи, Слово и предложение, Фонетика, Графика, Чтение, Письмо, Орфография и пунктуация [см. 3].

Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) :

Регулятивные учебные действия (самоорганизация и самоконтроль), познавательные учебные действия (базовые логические и исследовательские действия, работа с информацией), коммуникативные учебные действия (построение коммуникации в совместной деятельности, соблюдение правил ведения диалога, принятие различных точек зрения, проявление уважительного отношения к собеседнику, соблюдение в процессе общения норм речевого этикета).

Основная цель реализации программы по предмету «Русский язык для первоклассников с разным языковым статусом» - достижение обучения русскому языку и развития когнитивной регуляции в целостной системе при их сопряженности, взаимодействии и взаимообусловленности.

_Моделирование формирования вербально-логических действий..._305

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2024. Т. 34, вып. 3

Результаты и их обсуждение

Для решения первой исследовательской задачи был проведен корреляционный анализ по Спирмену для выявления конвергентных отношений (связей) между показателями когнитивной регуляции и вербально-логических действий во всей выборочной совокупности (см. табл. 1).

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа показателей когнитивной регуляции и вербально-логических действий первоклассников с разным языковым статусом

Показатели ИК КГ РП ПЛ ПК РВ ОВ

Аналогии -0,248* -0,522** 0,396** 0,351** 0,030 0,093 0,186

Словарь -0,228* -0,446** 0,352** 0,353** -0,038 0,156 0,180

Антонимы -0,099 -0,144 0,091 0,207 -0,274** 0,171 0,261*

Изменение по числам -285** -0,321** 0,193 0,362** -0,053 0,267* 0,180

Незаконченное предложение -0,208 -0,305** 0,068 0,106 0,171 0,111 0,003

Условные обозначения: ИК - интерференционный контроль; КГ - когнитивная гибкость, РП - рабочая память, ПЛ - планирование, ПК - переключение внимания, РВ - распределение внимания, ОВ - объем внимания.

По результатам корреляционного анализа установлены сильные и тесные связи: 1) между показателями вербально-логических действий: аналогии, словарь и показателями четырех основных функций когнитивной регуляции: интерференционный контроль, когнитивная гибкость, рабочая память, планирование и 2) между показателем вербально-логических действий - изменение по числам и показателями трех основных функций когнитивной регуляции: интерференционный контроль, когнитивная гибкость, планирование. Полученные данные согласуются с результатами исследований лексических показателей развития речи детей 5-6 лет с разным уровнем саморегуляции, в которых подтверждается связь продуктивности выполнения заданий на лексическое развитие речи со слухо-речевой рабочей памятью и когнитивной гибкостью [5], результатами исследований executive functions и их связей с развитием речи на русском языке у детей-билингвов и монолингвов в возрасте 5,6-7,3 лет [14].

Вместе с тем выявлены менее сильные и менее тесные связи между показателями вербально-логических действий: антонимы и изменения по числам и показателями внимания: переключение внимания, распределение внимания, объем внимания. Характер связей объясняется тем, что в начале школьного обучения произвольность внимания достигается не сразу, при этом конкурирующим остается непроизвольное внимание. Кроме того, установлено, что образование антонимических связей и отношений в структуре лексикона первоклассников связано с вниманием, в частности с переключением и объемом.

Тем самым установлены конвергентные отношения между показателями вербально-логических действий и когнитивной регуляции у первоклассников с разным языковым статусом.

Для решения второй исследовательской задачи был проведен факторный анализ показателей развития речи, по результатам проведения которого установлено два фактора: первый фактор вер-бально-логические действия (42,41 % объяснительной дисперсии) включил в себя показатели: использование слов в речевой деятельности, установление сходства между объектами в некотором отношении, подбор противоположных по смыслу слов, изменение слов по числу, согласование части предложений; второй фактор осмысленность речевой деятельности (18,49 % объяснительной дисперсии) - умение выделять общий смысл (см. табл. 2, 3).

Решая третью исследовательскую задачу, с помощью кластерного анализа по показателю вер-бально-логические действия выборка младших школьников была поделена на группы с уровнями формирования вербально-логических действий ниже и выше среднего (см. табл. 4). В итоге из 88 младших школьников 42 вошли в группу с уровнем формирования вербально-логических действий ниже среднего, 46 - в группу с уровнем формирования вербально-логических действий выше среднего вне связи с языковым статусом.

306_Д.С. Павлова, В.Ю. Хотинец_

2024. Т. 34, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Таблица 2

Объяснительная дисперсия по результатам факторного анализа показателей развития речи

Начальные собственные Суммы квадратов Суммы квадратов

значения нагрузок извлечения загрузок вращения

Факторы Сумма % дисперсии Суммарный % Сумма % дисперсии Суммарный % Сумма % дисперсии Суммарный %

1 2,548 42,470 42,470 2,548 42,470 42,470 2,544 42,407 42,407

2 1,106 18,430 60,900 1,106 18,430 60,900 1,110 18,493 60,900

3 ,772 12,863 73,763

4 ,666 11,102 84,865

5 ,520 8,664 93,529

6 ,388 6,471 100,000

Таблица 3

Результаты факторного анализа показателей развития речи

Показатели Факторы

1 2

Аналогии 0,808

Словарь 0,772

Антонимы 0,752

Изменения по числам 0,683

Незаконченные предложения 0,493

Последовательные картинки 0,897

Таблица 4

Конечные центры кластеров

Кластеризация

Ниже среднего Выше среднего

Уровни формирования вербально-логических действий - 0,844 0,770

Таблица 5

Значимые различия показателей когнитивной регуляции по ^критерию Манна-Уитни в группах первоклассников (с разным языковым статусом) с разной сформированностью

вербально-логических действий

Показатели Формирование вербально-логических действий № Среднее значение Средний ранг и Р

Когнитивная гибкость Ниже среднего 42 1,595 53,68 580,50 0,001

Выше среднего 46 0,783 36,12

Рабочая память Ниже среднего 42 1,119 37,87 687,50 0,011

Выше среднего 46 1,630 50,55

Планирование Ниже среднего 42 0,381 36,76 641,00 0,002

Выше среднего 46 0,717 51,57

Объем внимания Ниже среднего 42 3,976 37,62 677,00 0,014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выше среднего 46 5,587 50,78

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

По результатам применения U-критерия Манна-Уитни в группах младших школьников с разным уровнем формирования вербально-логических действий выявлены значимые различия по показателям когнитивной регуляции: когнитивная гибкость (U=580,50, p=0,001), рабочая память (U=687,50, p=0,011), планирование (U=641,00, p=0,002), объем внимания (U=677,00, p=0,014) в сторону повышения показателей в группе первоклассников с уровнем формирования вербально-логических действий выше среднего (см. табл. 5). Тем самым установлены дивергентные отношения между показателями вербально-логических действий и когнитивной регуляции у первоклассников с разным языковым статусом, а именно: младшие школьники с уровнем формирования вербально-логических действий выше среднего отличаются более высокими показателями когнитивной регуляции и наоборот.

По результатам эмпирических исследований была разработана модель организации формирования вербально-логических действий и развития когнитивной регуляции у первоклассников с разным языковым статусом на уроках русского языка (см. рис.). В представленной модели обучение русскому языку и развитие когнитивной регуляции как целостной системы осуществляется в сопряженности, взаимодействии и взаимообусловленности.

Рис. Модель организации процесса формирования вербально-логических действий и развития когнитивной регуляции как целостной системы у первоклассников с разным языковым статусом

на уроках русского языка

Методологический блок. Системно-деятельностный подход как основа Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обеспечивает системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как

для жизнедеятельности в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего образования, а также в течение жизни [1].

Определяющими принципами обучения русскому языку первоклассников с разным языковым статусом являются принцип вариативности развития, принцип полилингвальности.

Принцип вариативности развития: формирование и развитие познавательных структур обучающихся как сложных самоорганизующихся нелинейных систем.

Принцип полилингвальности: направленность на познание целостной картины мира, формирование языковой компетенции, обеспечивающей формирование поликультурной личности обучающегося, владеющего различными языками как способами постижения знаний.

Содержательный блок. Программа по предмету «Русский язык для первоклассников с разным языковым статусом» разработана с опорой на Федеральный закон «Об образовании в РФ» [4], на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС [1], ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания [2].

Оценочно-результативный блок. Предметные результаты - овладение универсальными действиями с языковыми единицами, способствующими формированию основ умений учиться; мета-предметные результаты - овладение познавательными, регулятивными, коммуникативными универсальными учебными действиями.

Выводы

Для построения модели организации формирования вербально-логических действий и развития когнитивной регуляции как целостной системы на уроках русского языка у первоклассников с разным языковым статусом проведено эмпирическое исследование конвергентных и дивергентных отношений между показателями вербально-логических действий и когнитивной регуляции у первоклассников с разным языковым статусом (несбалансированных билингвов и монолингвов):

1. По результатам корреляционного анализа установлены сильные и тесные связи: 1) между показателями вербально-логических действий: выбор слов для употребления в речи (словарь), в том числе обобщающего характера (аналогии) и показателями четырех основных функций когнитивной регуляции: интерференционный контроль, когнитивная гибкость, рабочая память, планирование; 2) между показателем вербально-логических действий - изменение слов по числу и показателями трех основных функций когнитивной регуляции: интерференционный контроль, когнитивная гибкость, планирование. Выявлены менее сильные и менее тесные связи между показателями вербально-логических действий: подбор слов по противоположному значению (антонимы), изменения слов по числу и показателями внимания: переключение внимания, распределение внимания, объем внимания.

2. По результатам применения U-критерия Манна-Уитни в группах младших школьников с разным уровнем формирования вербально-логических действий выявлены значимые различия по показателям когнитивной регуляции: когнитивная гибкость, рабочая память, планирование, объем внимания в сторону повышения показателей в группе первоклассников с уровнем формирования вер-бально-логических действий выше среднего.

3. Разработана модель организации формирования вербально-логических действий и развития когнитивной регуляции на уроках русского языка у первоклассников с разным языковым статусом, включающая целевой, методологический, технологический, содержательный, оценочно-результативный блоки. В представленной модели обучение и развитие когнитивной регуляции как целостной системы осуществляется в сопряженности, взаимодействии и взаимообусловленности.

Предметное ограничение исследования: младшие школьники (несбалансированные билингвы, монолингвы) с разным уровнем сформированности вербально-логических действий (ниже среднего (N=42), выше среднего (N=46)), являющиеся учащимися общеобразовательных школ г. Ижевска Удмуртской Республики.

В перспективе предполагается построение концептуальной модели формирования речевой деятельности и развития когнитивной регуляции как целостной системы у первоклассников с разным языковым статусом с опытно-экспериментальной проверкой эффективности и технологизацией.

Финансирование: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 2328-10202 «От эритажного билингвизма к полилингвальности: нейрокогнитивный подход», https://rscf.ru/project/23-28-10202/

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФГОС начального общего образования // Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред.11.12.2020), зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря 2009 г. № 15785). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo

2. Федеральная рабочая программа воспитания // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования». М.: Институт воспитания.

3. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Русский язык (для 1-4 классов образовательных организаций)». М.: Институт стратегии развития образования, 2022.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Сборник законодательства РФ (ред. От 04.08.2023); СПС «КонсультантПлюс».

5. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Тарасова К.С. Лексические показатели развития речи у дошкольников с разным уровнем саморегуляции // Современное дошкольное образование. 2018. № 8(90). С. 54-61. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10035

6. Веракса А.Н., Гаврилова М.Н., Бухаленкова Д.А. Связь показателей развития речи и регуляторных функций у детей дошкольного возраста: анализ исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 3. С. 64-76. DOI: 10.31857/S020595920004599-4

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. Издательство «Лабиринт», М., 1999. 352 с.

8. Медведева Д.С. Развитие речемыслительной деятельности младших школьников-билингвов средствами культурного дискурса: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. 2019. 206 с.

9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Жан Пиаже [пер. с фр.]. М.: Изд-во АСТ, 2022. 416 с.

10. Погожина И.Н. Детерминация развития познавательных структур: постнеклассическая теоретическая модель // Национальный психологический журнал № 3 (19). 2015, С. 35-44. DOI: 10.11621/npj.2015.0304

11. Погожина И.Н. Детерминация формирования и развития познавательных структур в системе постнекласси-ческой рациональности: дис. .д-ра психол. наук: 19.00.07. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2016. 531 с.

12. Хотинец В.Ю. Модель психолого-педагогического сопровождения детей-билингвов в процессе обучения другим языкам. Теоретическое и эмпирическое обоснование // Психолого-педагогическая фасилитация в условиях цифровой трансформации образования / под ред. В.Ю. Хотинец. Ижевск, 2023. С. 95-113.

13. Хотинец В.Ю., Медведева Д.С. Особенности речемыслительной деятельности детей монолингвов и естественных билингвов // Психологический журнал. 2021. Т. 42, № 2. С. 25-35. DOI: 10.31857/ S020595920014236-5

14. Хотинец В.Ю., Сальнова С.А. Executive fonctions и их связь с развитием речи на русском языке у детей-билингвов и монолингвов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17, № 3. С. 412-425. DOI: 10.22363/2313-1683-2020-17-3-412-425

15. Blair C., Protzko J., Ursache A. Self-regulation and early literacy // Handbook of early literacy research / S.B. Neu-man, & D.K. Dickinson (Eds.). N.Y.: Guilford, P. 20-35.

16. Miyake, A., Friedman, N. P. The nature and organization of individual differences in executive fonctions // Current Directions in Psychological Science. 2012. Vol. 21, no. 1. P. 8-14. D0I:10.1177/0963721411429458

17. Verhagen J., Leseman P. How do verbal short-term memory and working memory relate to the acquisition of vocabulary and grammar? A comparison between first andsecond language learners // Journal of experimental child psychology. 2016. Vol. 141. P. 65-82. DOI: 10.1016/j.jecp.2015.06.015

Поступила в редакцию 10.06.2024

Павлова Дарья Сергеевна, кандидат психологических наук,

Доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики

E-mail: dsmedvedeva@bk.ru

Хотинец Вера Юрьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии E-mail: khotinets@mail.ru

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

D.S. Pavlova, V.Yu. Khotinets

MODELING THE FORMATION OF VERBAL-LOGICAL ACTIONS AND THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE REGULATION AS AN INTEGRAL SYSTEM IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS FOR FIRST-GRADERS WITH DIFFERENT LANGUAGE STATUS

DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-3-301-310

It is noted that today there is a need to find optimal ways to solve one of the fundamental problems of modern education -the relationship between learning and mental development of a growing person, building new models of formation and development of children based on scientific criteria of modern pedagogical science and the principles of modern education. It is emphasized that the modern system of primary general education in multicultural regions of the Russian Federation with an increased migration background faces difficulties in teaching and developing students with unbalanced bilingual-ism, children from migrant families who speak only their native (non-Russian) language. The issue of building models and developing pedagogical technologies for teaching the state Russian language to children with different linguistic status is acute. The theoretical substantiation of the process of forming verbal and logical actions and the development of cognitive regulation as a complex self-organizing nonlinear system is demonstrated. According to the results of an empirical study (88 first-graders, among them unbalanced bilinguals (N=41) and monolinguals (N=47): 42 boys and 46 girls aged 6 to 8 years (M=7.3)), convergent (integrating) and divergent (differentiating) relationships between indicators of verbal and logical actions as well as the functions of cognitive regulation in first-graders with different language status were established. The article presents a model of the organization of the formation of verbal and logical actions and the development of cognitive regulation as an integral system in Russian lessons for first-graders with different language status, including targeted, methodological, technological, meaningful, evaluative and effective blocks.

Keywords: modeling of learning and development, verbal and logical actions, cognitive regulation, Russian language, primary general education, first graders with different language status.

Received 10.06.2024

Pavlova D.S., Candidate of Psychology, Associate Professor at Department of Special Psychology and Correctional Pedagogy E-mail: dsmedvedeva@bk.ru

Khotinets V.Yu., Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of General Psychology E-mail: khotinets@mail.ru

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.