УДК 371.487.37.52
АШ. Рустамов МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Аннотация. В статье содержится формат построения педагогической модели формирования представлений старших школьников о здоровом образе жизни. Раскрываются этапы педагогической деятельности, согласно которым, происходит обогащение знаний старших школьников о здоровом образе жизни. Рассматривается формирование у старших школьников установки относительно важности здорового образа жизни. Доказано, что установка выступает основой готовности человека к выполнению какой-либо деятельности.
Ключевые слова: здоровье, установка, активность, деятельность, личность, формирование, поведение, представления, здоровый образ жизни.
AMabeg Rustamov FORMING AND MODELING THE IDEAS OF
HEALTHY LIFESTYLE IN THE SENIOR SCHOOL
Annotation. The article runs about the method for constructing an educational model to form the ideas of healthy lifestyle in the senior school. It reveals stages of educational work owing to which senior pupils increase their knowledge about healthy lifestyle. Besides, the article examines the formation of senior pupils' attitude towards the importance of healthy lifestyle. It is proved that the aim to lead healthy lifestyle is the basis of human availability for an activity.
Keywords: health, aim, activity, work, individual, formation, behavior, ideas, healthy lifestyle.
Построение педагогической модели формирования представлений старших школьников о здоровом образе жизни требует разработки принципов педагогической деятельности в данном направлении.
На основе проведенного методологического анализа подобной педагогической практики к принципам формирования представлений старших школьников о здоровом образе жизни отнесены: принцип единства обучения и воспитания, принцип научности, принцип единства теоретического и практического знания, принцип системности, принцип доступности, принцип активности.
В соответствии с обозначенными принципами была выстроена модель формирования у старших школьников представлений о здоровом образе жизни.
1. Формирование установки на важность здорового образа жизни.
2. Обогащение знаний о здоровом образе жизни.
3. Расширения умений построения здорового образа жизни.
4. Образование навыков построения здорового образа жизни.
5. Внедрение в жизнедеятельность представлений о здоровом образе жизни.
Данные этапы отражают последовательность логики проведения педагогической работы по формированию у старших школьников представлений о здоровом образе жизни, однако характеризуют только самую общую канву проведения работы в данном направлении. Дадим более подробные пояснения относительно компонентов представленной модели.
Формирование у старших школьников установки относительно важности здорового образа жизни основывалось на общем понимании феномена установки, в соответствии с которым установка выступает основой готовности человека к выполнению какой-либо деятельности.
Прямое указание на это содержится, в частности, у Г. Оллпорта. В его трактовке установка представляет собой состояние психической готовности, складывающееся на основе предыдущего опыта и оказывающее направленное влияние на реакции индивида относительно всех объектов или
© Рустамов А.Ш., 2014
ситуаций, с которыми он связан [6]. Такое же понимание сущности установки сложилось у Д.Н. Узнадзе, рассматривающего готовность как установку к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности [8]. Представим также мнение В.Н. Мясищева, в соответствии с которым установка - это приобретенная готовность к опытно обусловленным особенностям протекания психических процессов [5].
Несмотря на некоторые расхождения в представленных определениях, их авторы априори признают, что установка вызывает психическую активность человека. По сути, установка имеет важное функциональное значение. Она определяет устойчивый характер протекания деятельности, освобождают личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях [3]. Отсутствие установки способно вызвать затруднения в выполнении деятельности.
Установка на здоровый образ жизни в нашей модели выступает первым шагом построения активности школьников в направлении приобретении комплексных представлений о здоровом образе жизни.
Следующим шагом педагогической деятельности, согласно разработанной модели, является обогащение знаний старших школьников о здоровом образе жизни. В данном случае мы признаем, что у школьников уже имеется некоторый исходный «багаж» знаний о здоровом образе жизни. Однако он характеризуется значительной дифференциацией своего объема у школьников и наличием различных пробелов и деформаций (содержательных, структурных, функциональных). Наша модель предполагает необходимость проведения некоторой педагогической деятельности по «выравниванию» и обогащению (расширению) знаний старших школьников относительно построения здорового образа жизни. Результатом данного этапа рассматривается выработка у всех школьника некоторого комплекса представлений о здоровом образе жизни.
Разрабатывая модель формирования у школьников комплексных представлений о здоровом образе жизни, на данном ее этапе мы исходили из того, что данные знания обладают значительным содержательным диапазоном. Соответственно, в массив предлагаемых школьникам знаний мы включаем знания о режиме дня, питании, отдыхе, саморегуляции, соответствующих нормам здорового образа жизни. Кроме того, мы предполагаем, что практика расширения знаний школьников о разных компонентах здорового образа жизни должна сопровождаться также «сквозными» для модели идеями следующего содержания:
- здоровый образ жизни оказывает позитивное влияние как на психическое и физическое самочувствие человека, так и на его социальную успешность (т.е. здоровый образ - полифункционален);
- здоровый образ жизни значим в разных временных контекстах - текущем настоящем, ближайшем и отдаленном будущем (вневременная ценность);
- здоровый образ жизни, даже на этапе достижения, требует непрекращающегося приложения определенных мыслительных и волевых усилий человека по рефлексии условий своей жизнедеятельности, принятию ее результатов и своевременной коррекции образа жизни в соответствии с требованиями здорового образа жизни [9].
Таким образом, в соответствии со вторым компонентом модели формирование представлений о здоровом образе жизни должно включать комплексное обогащение знаний старших школьников о разных аспектах построения здорового образа жизни - содержательного, временного, ценностно-смыслового, организационного.
Третьим шагом педагогической деятельности, в соответствии с моделью формирования у старших школьников представлений о здоровом образе жизни, выступает расширение их умений по построению здорового образа жизни. Организация данного компонента модели предполагала про-
должение педагогической деятельности по формированию представлений школьников, но на новом уровне - уровне практической реализации знаний, полученных на предыдущем этапе работы. Закрепление представлений о здоровом образе жизни основывалось на выработке умений организации полезного для здоровья режима дня, питания, отдыха, саморегуляции [1].
Следующим шагом формирования представлений о здоровом образе жизни, согласно представленной модели, явилось образование у старших школьников навыков построения здорового образа жизни. Если на предыдущих этапах педагогической деятельности предусматривалась реализация аналитического подхода к формированию представлений о здоровом образе жизни, то на данном этапе - реализация их синтеза на базе выработки привычки следовать нормам здоровья в разных аспектах жизнедеятельности. По сути, данный компонент модели является итоговым в активной педагогической деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни.
Вместе с тем, модель содержит еще один компонент. Он представляет собой практику внедрения школьниками в жизнедеятельность сформированных у них представлений о здоровом образе жизни. Несмотря на то, что активную деятельность педагога, согласно нашей модели, данный компонент не предусматривает, он выполняет, как нам видится, значительную роль в окончательном оформлении представлений школьников о здоровом образе жизни. Это связано с тем, что процесс внедрения старшим школьником в повседневную, неподконтрольную педагогом жизнедеятельность выработанных у него представлений о здоровом образе жизни является своеобразной окончательной апробацией их истинности, подлинности [7]. Если на предыдущих этапах педагог тщательно контролировал понимание школьником содержания, структуры, требований и т.д. здорового образа жизни, то на этапе неподконтрольного внедрения и повседневного использования школьник осуществляет уже окончательный перевод соответствующих представлений на личностный уровень, присваивает, частично переосмысливает, замещает или отторгает их как не нужные для себя. То, каким будет результат данного этапа формирования у школьников представлений о здоровом образе жизни, во многом зависит от эффективности реализации педагогом предыдущих этапов модели.
В соответствии с представленной выше теоретической моделью, нами была разработана практическая программа педагогической деятельности по формированию у старших школьников представлений о здоровом образе жизни «Здоровый образ жизни - это наше настоящее и будущее!». Поэтапно раскроем основное содержание данной программы.
Формирование у старшеклассников установки на здоровый образ жизни как подготовительно -го шага к выработке комплексных представлений о нем, в соответствии с разрабатываемой программой, предусматривается на основе:
- проведения серии бесед о популярных спортсменах, актерах, певцах, политиках, которые соблюдают нормы здорового образа жизни и достигают значительных успехов в жизни, в профессии, в обществе;
- совместного просмотра записанных на DVD передач, в которых известные люди рассказывают о том, как они следят за своим здоровьем (в силу достаточной распространенности к записи таких передач можно привлечь самих школьников);
- организации встреч с руководителями школы, с родителями, другими известными для школьников людьми с тем, чтобы они рассказали о том, как организуют свою жизнедеятельность.
После вводного или подготовительного этапа программой предусматривается целенаправленное формирование у школьников представлений о здоровом образе жизни. Данная работа проводится по четырем направлениям: режим дня, питание, отдых, саморегуляция.
Для обогащения знаний старшеклассников по обозначенным аспектам здорового образа жизни для них предлагается проведение серии лекций.
1. «О правильном режиме дня» (4 ч) - лекции, посвященные особенностям организации ритма жизнедеятельности человека и рекомендациям по распределению времени в течение дня.
2. «Правильное питание» (6 ч) - лекции, посвященные различным характеристикам продуктов (качество, калорийность), влиянию продуктов (животного, растительного происхождения) на здоровье человека, правильной организации своего питания, особенностям различных диет и их влиянию на здоровье человека,
3. «Правильный отдых» (6 ч) - лекции, раскрывающие понятия «досуг», «отдых», «время отдыха», определяющие разные виды отдыха, раскрывающие достоинства и недостатки разных видов отдыха (хобби, туризм, анимация, спорт, азартные игры), рекомендации по организации своего отдыха.
4. «Психическая саморегуляция» (8 ч) - лекции, дающие представление о роли эмоциональной и волевой сферы в жизни человека, о стрессе и его разновидностях, об основных подходах к организации психической саморегуляции.
Общая продолжительность лекционных занятий, направленных на обогащение знаний старших школьников о здоровом образе жизни, составляет 24 ч.
Следующим шагом программы является выработка у старших школьников умений по организации здорового образа жизни. Выработка данных умений проводилась в рамках практических занятий. Практические занятия предусматривали организованное осуществление старшеклассниками:
- планирования режима своего дня, недели, месяца, декады, полугодия, года, пятилетки с обсуждением обоснованности и целесообразности полученных планов (4 ч);
- разработки своего меню на завтрак, обед, полдник, ужин с учетом их энергетической ценности (4 ч);
- обсуждение целесообразности различных диет и подбор для себя наиболее подходящей с позиции построения здорового образа жизни (2 ч);
- построение планов организации свободного времени (выходных, праздничных дней, каникул) и обсуждение целесообразности выбора разных форм отдыха (2 ч);
- освоение приемов психической саморегуляции в рамках соответствующего тренинга, предусматривающего демонстрацию приемов управления эмоциями в рамках аутотренинга, медитации, различных дыхательных методик и т.д. (12 ч).
Общая продолжительность практических занятий, направленных на расширение умений старших школьников выстраивать здоровый образ жизни, составляет 24 ч.
Особое внимание уделим характеристике организации нами учебной деятельности старшеклассников по освоению приемов психической саморегуляции.
Работа в данном направлении, как указано, велась в форме тренинга. Данная форма работы относится к активным формам деятельности психологов, однако может использоваться и педагогом, имеющим соответствующую подготовку. Обозначим характерные особенности данной формы работы со старшеклассниками.
В соответствии с данной формой работы требуется разделить старшеклассников на подгруппы численностью не более 12-15 человек каждая. Предполагается проведение регулярных встреч, которые проходят один-два раза в неделю. Каждая встреча имеет определенную структуру: вводную, основную и заключительную части.
Задачей вводной части занятия является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого психологический развивающий эффект не будет достигнут. Чтобы ввести участников в атмосферу занятия, используется ритуал приветствия. Важным моментом вводной части является выполнение психогимнастических упражнений, построенных на напряжении-расслаблении, а также упражнений-разминок. Их стимулирующее воздействие на психическую деятельность обеспечивает более высокий уровень работоспособности [4].
Задания для основной части подбираются с учетом его места в системе всей тренинговой программы и с точки зрения удобства работы в группе. При этом соблюдался ряд особенностей:
— неоднократное выполнение заданий для достижения развивающего эффекта; вместе с тем, чтобы предотвратить снижение интереса школьников к повторным выполнениям одного и того же задания, необходимо стремиться обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней направленности;
— основную часть каждого занятия составляют игровые задания, однако оно не должно проходить исключительно как сплошная серия игр, требуется постоянный анализ и обсуждение действий школьников и способов решения ими проблемы; важно, чтобы школьники имели возможность проводить обмен мнениями, выражать свои чувства, высказываться [2].
Задача заключительной части каждого занятия состоит в подведении его итогов (рефлексии), обсуждении результатов работы школьников и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы участников занятия на следующие вопросы:
— оцените на пальцах (от 1 до 10) ваше состояние: усталость, желание идти на следующее занятие;
— что нового и важного сегодня вы узнали?
Для более эффективного выхода из ситуации группового взаимодействия в конце занятия проводится ритуал прощания.
В рамках серии тренинговых занятий у старших школьников формировались следующие умения психической саморегуляции:
— умения снимать тревожность, входить в состояние спокойствия, умения преодолевать напряженность; умения управлять эмоцией страха;
— умения психического и физического расслабления, сосредоточения на внутренних состояниях;
умения повышать самообладанию; формировать спокойствие; повышение уровня личного контроля;
осознание своих прошлых проблем и изменение отношения к ним;
— усиление и расширение продуктивных поведенческих реакций.
Для этого использовались упражнения следующего типа: «Дыхание «ха» стоя», «Разыгрывание тревожных ситуаций», «Когда душа поет», «Вверх по радуге», «Формирование нужного качества», «Путешествие в ситуацию наибольшего комфорта и спокойствия и ситуацию напряжения и дискомфорта», «Дерево чувств», «Освободимся от отрицательных эмоций» и др.
Следующий этап формирования представлений старших школьников о здоровом образе жизни предусматривает образование у них практических навыков построения здорового образа жизни.
В соответствии с нашей программой, данный этап продолжается в течение месяца. Его реализация заключается в осуществлении старшеклассниками практики использования полученных знаний и умений в своей жизнедеятельности. Требовалось, чтобы они использовались изо дня в день в единстве соблюдения режима дня, правильного питания, отдыха и саморегуляции.
Педагогическое управление рассматриваемым этапом программы происходило на основе регулярного анализа рефлексии старшеклассниками эффективности следования ими нормам здорового образа жизни, а также непосредственного опроса их и их родителей. Саморефлексия осуществлялась старшеклассниками в письменной форме в дневниках, которые еженедельно проверялись педагогом.
Следующий этап программы предусматривал непосредственные действия по внедрению старшеклассниками в свою повседневную жизнедеятельность сформированных у них за период программы представлений о здоровом образе жизни. Отличие от предыдущего этапа заключается в ослаблении педагогического контроля над соблюдением старшими школьниками норм здорового образа жизни. Соответствующий этап продолжался в течение трех месяцев. По завершении данного периода проводился отсроченный «срез» состояния сформированности представлений старших школьников о здоровом образе жизни.
Для участия в формирующем эксперименте была использована выборка старших школьников, состоящая из двух реальных групп - 10-х классов средней общеобразовательной школы г. Махачкалы общей численностью 46 человек. Данные классы были использованы в силу того, что все школьники, составляющие данные классы, выразили добровольное желание участвовать в программе формирующего эксперимента. В этом желании их поддержали и родители. Таким образом, участие в формирующем эксперименте всех старших школьников было добровольным.
Для отслеживания особенностей формирования у них по итогам участия в программе «Здоровый образ жизни - это наше настоящее и будущее!» представлений о здоровом образе жизни были последовательно реализованы процедуры констатирующего (до проведения формирующей программы) и констатирующего (после формирующего эксперимента) «срезы».
В рамках данных срезов использовались следующие исследовательские методы:
1) опрос - привлекалась методика «Представления о здоровом образе жизни»;
2) экспертная оценка - привлеченные в качестве экспертов педагоги (пять человек) на основе анализа выполнения школьниками опросника оценивали по пятибалльной шкале сформированность у них представлений по трем параметрам:
— понимание целостности позитивного влияния здорового образа жизни как на психическое и физическое самочувствие человека, так и на его социальную успешность;
— признание значимости здорового образа жизни в разных временных контекстах - текущем настоящем, ближайшем и отдаленном будущем;
— осознание того, что здоровый образ жизни выстраивается не только на простом следовании склонностям человека, обусловленным природой, но также требует приложения определенных усилий, чтобы понять, признать и перестроить свою жизнь в соответствии с ними.
Общая оценка сформированности представлений старших школьников о здоровом образе жизни получалась на основе вычисления среднего арифметического значения суммы баллов, набранных конкретным учеником по всем трем названным параметрам.
3) самооценка - выполняла функцию контрольной оценки состояния сформированности представлений старших школьников о здоровом образе жизни; школьникам предлагалось по 5-тибалльной шкале (традиционной для школьников) оценить свою готовность следовать нормам здорового образа жизни.
Распределение представлений старших школьников на этапах констатирующего и контрольного срезов.
Таблица 1
Срез Тип представлений
А Б В
Кол-во испы- % Кол-во испы- % Кол-во испы- %
туемых туемых туемых
Констатирующий 15 32,6 10 21,7 21 45,7
Контрольный 18 39,1 17 37,0 11 23,9
Обозначение групп представлений: А - «Здоровый образ жизни - это естественная норма каждого благополучного дня»; Б -«Здоровый образ жизни - это приобретаемое средство достижения успеха в социуме»; В - «Здоровый образ жизни - это наиболее трудный способ решения серьезных проблем».
Основываясь на данных, содержащихся в таблице, выделим следующие особенности полученного распределения представлений старшеклассников на этапах «до» и «после» их участия в формирующей программе:
1) на констатирующем этапе представления старшеклассников распределяются достаточно неравномерно, значительный разброс численности старшеклассников по разным типам представлений указывает на узость занимаемых ими позиций относительно здорового образа жизни;
2) в выборке старшеклассников до начала эксперимента отмечается явно выраженное доминирование представлений типа В, согласно которым следование здоровому образу жизни является достаточно сложным, требующим определенных усилий способом решения проблем; очевидно, что значительная часть старшеклассников по крайней мере на текущий момент отвергает возможность соблюдения норм здорового образа жизни;
3) после участия в эксперименте представления старшеклассников о здоровом образе жизни распределяются более равномерно, это свидетельствует о том, что представления старшеклассников приобрели более многосторонний характер, они отошли от сформировавшихся у них установок, стали рассматривать здоровый образ жизни с разных позиций;
4) в экспериментальной выборке старшеклассников произошло достаточно значительное снижение процентной доли лиц с доминированием представлений типа В, в соответствии с которыми достижение здорового образа жизни требует неоправданно больших на текущий момент усилий, затрат;
5) большая часть представлений распределилась между представлениями типа А и Б, что свидетельствует о том, что у старшеклассников произошло оформление, с одной стороны, более позитивных представлений о здоровом образе жизни, с другой стороны, временные рамки их готовности воплотить здоровый образ жизни приблизились в более приближенный к ним или даже текущий момент времени.
Анализ результатов экспертного оценивания также позволил установить позитивные изменения в представлениях старших школьников после участия в программе «Здоровый образ жизни - это наше настоящее и будущее!» (см. табл. 2).
Таблица 2
Распределение средних экспертных оценок представлений старших школьников о здоровом образе жизни по трем показателям на этапах констатирующего
и контрольного срезов
Срез Показатели
1 2 3
Констатирующий 2,4 3,0 2,6
Контрольный 4,6 4,8 4,6
Показатели: 1 - понимание целостности позитивного влияния здорового образа жизни как на психическое и физическое самочувствие человека, так и на его социальную успешность; 2 - признание значимости здорового образа жизни в разных временных контекстах -текущем настоящем, ближайшем и отдаленном будущем; 3 - осознание того, что здоровый образ жизни выстраивается не только на простом следовании склонностям человека, обусловленным природой, но также требует приложения определенных усилий, чтобы понять, признать и перестроить свою жизнь в соответствии с ними
Анализ полученного распределения средних значений экспертных оценок представлений старших школьников показал, что участие школьников в формирующей программе способствовал значительному росту уровня понимания ими целостности позитивного влияния здорового образа
жизни как на психическое и физическое самочувствие человека, так и на его социальную успешность, значимости здорового образа жизни в разных временных контекстах - текущем настоящем, ближайшем и отдаленном будущем, осознания того, что здоровый образ жизни выстраивается не только на простом следовании склонностям человека, обусловленным природой, но также требует приложения определенных усилий, чтобы понять, признать и перестроить свою жизнь в соответствии с ними.
Согласно полученным результатам, участие старшеклассниками в программе способствовало появлению значимых изменений в отнесении ими себя к группам с определенным уровнем развития представлений о здоровом образе жизни. Данные изменения характеризуются следующим содержанием. Использование метода самооценки старшими школьниками состояния сформированности у себя представлений о здоровом образе жизни позволило установить, что после участия в программе школьники стали более позитивно оценивать состояние своих представлений о здоровом образе жизни: исчезла группа старшеклассников, оценивающих свои представления о здоровом образе жизни на низком уровне; несколько снизилась численность старшеклассников, относящих свои представления о здоровом образе жизни к среднеразвитым; значительно выросла численность старшеклассников, относящих себя к обладателям развитых представлений о здоровом образе жизни.
Итак, изучение результатов применения трех исследовательских методов (опросника, экспертной оценки и самооценки) показало, что проведенный педагогический эксперимент достиг поставленной перед ним цели. Разработанная нами модель и на ее основе программа формирования у старших школьников представлений о здоровом образе жизни подтвердили свою эффективность.
Библиографический список
1. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / О.С. Васильева [и др.]. - М.: Академия, 2001. - 462 с.
2. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И.В. Журавлева. - М.: Институт социологии РАН, 2002. - 240 с.
3. Иванов Г.И. Культура здоровья и ее реализация в современных условиях // Истоки. - 2003. - № 1(11).
4. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней / В.В. Марков. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
5. Мясищев В.Н. Психологические отношения: избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. - М.: Институт практич. психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1995.
6. Оллпорт Г. Становление личности: избранные труды / Г. Оллпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
7. Психология здоровья: учеб. для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2000. -504 с.
8. Узнадзе Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2001.
9. Филиппов П.И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни / П.И. Филиппов [и др.]. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. - 288 с.