Научная статья на тему 'Моделирование электропривода постоянного тока в программном пакете matlab'

Моделирование электропривода постоянного тока в программном пакете matlab Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
6444
938
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ / MATLAB / SIMULINK / INDEPENDENT EXCITATION DC MOTOR

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Корниенко Иван Анатольевич

Предложен пример использования современных компьютерных технологий в процессе обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Корниенко Иван Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelation of electrical dc drive in the matlab program

Example of use modern computer technology in the learning process

Текст научной работы на тему «Моделирование электропривода постоянного тока в программном пакете matlab»

Судовые энергетические установки, устройства и системы, технические средства судовождения, электрооборудование судов

УДК 621.3

И.А. Корниенко

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет,

690087, г. Владивосток, ул. Луговая, 52б

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПОСТОЯННОГО ТОКА В ПРОГРАММНОМ ПАКЕТЕ MATLAB

Предложен пример использования современных компьютерных технологий в процессе обучения студентов.

Ключевые слова: двигатель постоянного тока независимого возбуждения, Matlab, Simulink.

I.A. Kornienko

MODELATION OF ELECTRICAL DC DRIVE IN THE MATLAB PROGRAM

Example of use modern computer technology in the learning process

Key words: independent excitation dc motor, Matlab, Simulink.

На сегодняшний день подготовка грамотных специалистов невозможна без применения новых форм обучения с использованием компьютерных технологий, базирующихся на современных прикладных программных продуктах.

Владение теорией электрических машин является высокой составляющей профессиональной подготовки специалиста по электрическим машинам и системам электроприводов.

Использование компьютерных технологий позволит расширить круг и глубину изучаемых вопросов, провести множество экспериментов с использованием виртуальных электрических машин, что благотворно скажется на уровне подготовки специалистов.

Система MATLAB (сокращение от MATrix LABoratory — матричная лаборатория) представляет собой интерактивную систему, предназначенную для выполнения инженерных и научных расчетов и ориентированную на работу с массивами данных.

Одной из наиболее привлекательных особенностей системы MATLAB является наличие в ней наглядного и эффективного средства составления программных моделей — пакета визуального программирования Simulink.

Пакет Simulink позволяет осуществлять исследование (моделирование во времени) поведения динамических линейных и нелинейных систем, причем составление «программы» и ввод характеристик систем можно производить в диалоговом режиме, путем сборки на экране схемы соединений элементарных звеньев. В результате такой сборки получается модель системы, называемая S-моделью. В качестве «кирпичиков» при построении S-модели применяются визуальные блоки (модули), которые сохраняются в библиотеках Simulink.

S-модель может иметь иерархическую структуру, т.е. состоять из моделей более низкого уровня, причем количество уровней иерархии практически не ограничено.

В пакете Simulink можно поставить опыт как на структурной модели двигателя постоянного тока (рис. 1), так и на виртуальной модели, которая имеется в библиотеке Simulink.

В структурной модели двигателя постоянного тока независимого возбуждения (далее ДПТ НВ) в качестве источников напряжения для цепи якоря и цепи возбуждения двигателя используются блоки Step, цепь якоря и цепь возбуждения реализованы на базе блоков Transfer Function и Gain, а ротор - на базе блока Intergrator (рис. 2).

55

Научные труды Дальрыбвтуза. Том 32

ISSN 2222-4661

Рис. 1. Структурная схема двигателя постоянного тока независимого возбуждения Fig. 1. Structural diagram of independent excitation dc motor

Рис. 2. Структурная модель ДПТ НВ в Simulink Fig. 2. Structural diagram of independent excitation dc motor in Simulink

Виртуальная модель ДПТ представляет собой блок, разделенный на три части: обмотка возбуждения (F+, F-), якорная цепь (А+, А-), механическая часть (TL, m). Это обстоятельство

делает возможным использование данного блока для моделирования как машины с последовательной обмоткой возбуждения, так и машины с независимым возбуждением.

Выход m представляет собой шину данных, по которой выводятся значения скорости, тока цепи якоря, тока возбуждения и электромагнитного момента.

На рис. 3 приведена пиктограмма виртуальной модели ДПТ (DC Machine), которая находится в библиотеке SimPowerSystems в разделе Machines.

На рис. 4 показана виртуальная модель ДПТ НВ с источниками питания цепей и различными измерительными блоками.

На рис. 5 показаны кривые переходных процессов, полученные в ходе эксперимента, проведенного на моделях при условиях: запуск на холостом ходу (MC = 0) с последующим набросом нагрузки (MC = МН). Кривые, полученные на структурной и виртуальной моделях, идентичны.

Для изучения статических характеристик ДПТ НВ можно создать модель, которая будет являться виртуальным аналогом лабораторной установки ДПТ - ДПТ (рис. 6).

Модель виртуальной установки ДПТ - ДПТ содержит две электрические машины постоянного тока. Одна машина, которая является моделью исследуемого двигателя, имеет нерегулируемые источники питания обмотки возбуждения и цепи якоря. Вторая имеет нерегулируемый источник питания обмотки возбуждения и регулируемый источник в якорной цепи.

Рис. 3. Блок DC Machine Fig. 3. DC Machine diagram

56

Судовые энергетические установки, устройства и системы, технические средства судовождения, электрооборудование судов

Электромагнитный момент DC Machine является нагрузкой на валу машины DC Machine 1, а электромагнитный момент машины постоянного тока DC Machine 1 служит нагрузкой на валу DC Machine.

Рис. 4. Виртуальная модель ДПТ НВ Fig. 4. Virtual model of independent excitation dc motor

а

б

Рис. 5. Переходный процесс: а - ю = f(t); б - I = f(t) при пуске ДПТ НВ на холостом ходу и последующем набросе нагрузки до МС = МН Fig. 5. Transition process: а - ю = f(t); б - I = f(t) at start-up excitation dc motor in idling and connection to load after

57

Научные труды Дальрыбвтуза. Том 32

ISSN 2222-4661

Рис. 6. Экспериментальные искусственные механические характеристики ДПТ НВ при различных значениях питающего напряжения в цепи якоря Fig. 6. Experimental mechanical characteristics of excitation dc motor at different values of supply voltage

При таком построении моменты обеих машин будут всегда (в установившемся режиме) равны и противоположны по знаку. Для задания скорости вращения исследуемой машины постоянного тока DC Machine машина DC Machine 1 управляется от регулируемого источника.

На рис. 6 показано семейство механических характеристик ДПТ НВ при различных значениях питающего напряжения в цепи якоря исследуемого двигателя.

Кроме экспериментов над ДПТ, в Simulink также можно поставить множество исследований с трехфазными двигателями, что в реальных лабораторных условиях требует колоссальных материальных затрат.

Список литературы

1. Герман-Галкин С.Г. Компьютерное моделирование полупроводниковых систем в MATLAB 6.0. - СПб.: КОРОНА принт, 2001. - 320 с.

2. Герман-Галкин С.Г. MATLAB & SIMULINK. Проектирование мехатронных систем на ПК. - СПб.: КОРОНА-ВЕК, 2008. - 368 с.

3. Лазарев Ю. Моделирование процессов и систем в MATLAB: учебный курс. - СПб.: Питер; Киев: Издательская группа DHV, 2005. - 512 с.

4. Ануфриев И.Е. MATLAB 7 / И.Е. Ануфриев, А.Б. Смирнов, Е.Н. Смирнова. - СПб.: БХВ - Петербург, 2005. - 1104 с.

5. Москаленко В.В. Электрический привод. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

Сведения об авторе: Корниенко Иван Анатольевич, ассистент, e-mail: korni enko.iv.an. [email protected].

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.