Научная статья на тему 'Моделирование экономического поведения предпринимателя на основе соционического подхода'

Моделирование экономического поведения предпринимателя на основе соционического подхода Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
184
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / ЮНГОВСКИЕ ФУНКЦИИ / ЭКСТРАВЕРСИЯ-ИНТРАВЕРСИЯ / СОЦИОНИКА / SOCIONICS / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / YOUNG

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ярош Александр Владимирович, Ярош Наталия Николаевна

В статье кратко изложены основные положения соционики, отечественного варианта юнговской типологии в интерпретации авторов. Предлагается использовать соционическую модель личности для моделирования межличностных отношений применительно к анализу этих отношений в экономике и управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enterpreneurs economic behavior modeling as based upon the socionics approach

The paper portrays basics of socionics, a Russian version of typology as interpreted by the authors. The socionics-based model is introduced to be applied in modeling of inter-personality relations, specifically in analysis of these relations in economics and management.

Текст научной работы на тему «Моделирование экономического поведения предпринимателя на основе соционического подхода»

А.В. Ярош, Н.Н. Ярош

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ СОЦИОНИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В статье кратко изложены основные положения соционики, отечественного варианта юнговской типологии в интерпретации авторов. Предлагается использовать соционическую модель личности для моделирования межличностных отношений применительно к анализу этих отношений в экономике и управлении.

Ключевые слова: когнитивная психология, юнговские функции, экс-траверсия-интраверсия, соционика, управление, экономика.

Тот факт, что достижение экономических целей производства и управления им требует психологического обеспечения уже давно не вызывает сомнения. Появились такие разделы науки как психология управления, психология коммерции, психология экономики и т. д. Между тем, учесть все многообразие индивидуальных психологических различий при экономическом анализе производственной деятельности невозможно. Представляется, что выход может быть найден в использовании в качестве инструмента экономического анализа одной из моделей психологических типов. Сущность всяческих типологий состоит в том, чтобы выделить определенные критерии и на их основе все многообразие личностей сгруппировать с помощью обобщенной модели с целью сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации, характерных для выделенных по данным критериям личностей. Однако свести общие закономерности психики к трем-четырем универсальным и выделить три-четыре мегапараметра, определяющие типичные индивидуальные особенности поведения, очень непросто. Попытку решить эту задачу еще в начале прошлого века и сделал выдающийся швейцарский психотерапевт К.Г. Юнг.

© Ярош А.В., Ярош Н.Н., 2011

Все многообразие индивидуальных психических параметров К.Г. Юнг свел к трем интегральным, определяющим направленность либидо (психической энергии). Два из них он назвал функциями: иррациональными «ощущение-интуиция» и рациональными «мышление-чувство», а третий (комплексный) - установками: «экстраверсия-интроверсия». Каждый из трех параметров представляет собой две противоположные тенденции. Преобладающая тенденция определяет способность индивида сознательно взаимодействовать с окружающим миром. Противоположная тенденция находится в личном бессознательном и предназначена более или менее уравновесить психику, является компенсирующей. Практически идеального баланса достичь невозможно. Именно преобладание одной из тенденций над другой положено К.Г. Юнгом в его теорию психологических типов.

Исследования в области когнитивной психологии свидетельствуют о том, что органы чувств регистрируют информацию о материи и энергии, а информация о пространстве и времени появляется уже в результате работы психики. Движение в направлении «ощущений» приводит к способности детализировать образ в плане информации о материи и энергии воспринимаемых объектов, способности выделить объективные признаки предмета, способности к созданию образа, вызывающего минимальное количество трактовок. Движение в сторону «интуиции» ведет к способности наполнять образ информацией о времени и пространстве, наделять его субъективными признаками, используя воображение.

В психологии одно и то же свойство психики может входить в состав разных образований, характеризующих структуру человеческой психики. Так, понятие «экстраверсия-интроверсия» на сегодняшний день в психологической литературе может означать и интегральную характеристику темперамента, и свойство индивида, и личностную черту, в зависимости от того, на каком уровне рассматривается психика человека как субъекта взаимодействия с миром.

Если принять, что «мышление-чувства», «интуиция-ощущения» и установки «экстраверсия-интроверсия» представляют собой параметры, отражающие противоположные направления трех составляющих психической энергии, соответственно, функций суждения У), перцептивной (Р) и реагирования (W), то получается трехмерная система координат, на что неоднократно в своих работах указывал сам Юнг. Направленность психики индивида в этой системе координат можно представить в виде вектора, величина которого соответствует наибольшему диаметру «пространства психики». Тогда проекции этого вектора на оси юнговской

системы координат будут соответствовать юнговским функциям и установкам. Они либо «специализируются» на сборе (Р) и переработке У) информации, либо в плане установки оказывают влияние на принятие решения (W). С учетом направленности личностного вектора получается единая система признаков, характеризующих 16 типов личности.

К.Г. Юнг указал направления психической активности, понимая, что в ближайшем будущем измерить объективными методами (выразить в энергетических величинах) психическую активность не представится возможным. Поэтому в психологии в качестве инструмента используют стандартизированные тесты.

Дальнейшее развитие типология Юнга получила в работах западных психологов (модель МВТ1), а в бывшем СССР - под названием соционика. Родоначальница соционики, А. Аугустинавичюте, интуитивно предложила модель личности, которая известна как модель «А». Авторы настоящей статьи подвели психологические основания под эту модель, краткое изложение которых и предлагается в этой статье. Подробнее с разработкой этих обоснований можно ознакомиться в приведенной в конце статьи литературе1.

Примем следующие определения. Аспекты информационного потока - часть глобального информационного потока взаимодействия психики с миром; первореалии («кирпичики»), на основе которых в психике человека строятся образы окружающего мира, принимаются решения о необходимых реакциях, формируются сами реакции (обратный информационный поток), накапливается индивидуальный и личностный опыт. Функция информационного метаболизма - устойчивая способность психики к обработке того или иного вида информации; своеобразный процессор, обрабатывающий информацию соответствующего аспекта с различной степенью дифференциации.

Мысленно сделаем два разреза трехмерной модели психики К.Г. Юнга плоскостями, перпендикулярными оси W в области экстраверсии и интроверсии. Если провести через центры координат проекций осей Р и ] на эти плоскости две прямые под углом 45° к указанным осям, то мы получим по четыре сектора, в каждой точке которых значения одного из юнговских параметров (например, рационального) будут превосходить значения другого (соответственно, иррационального). Если вернуться к трехмерной модели, то можно понять, что таким образом удается разделить все пространство психики на 8 частей. Это и есть соционические функции - интегральные параметры психической активности, направленной на прием и переработку информации, отражающие типовые индивидуальные особенности человека, которые характери-

зуются преобладанием ведущей и вкладом второй юнговских функций с той или иной юнговской установкой.

По сути каждая из соционических функций представляет собой 1/8 часть психики, в которой действуют все присущие психике механизмы. При этом зафиксирован один из двух перцептивных механизмов (механизмов приема, кодирования и допонятийной обработки информации), один из двух механизмов мышления (механизмов преработки информации в вербальном или образном коде на уровне понятий и суждений), а также одна из двух установок, характеризующих субъект-субъектные и субъект-объектные отношения.

Взаимодействие человека с миром протекает как в долговременном, так и в сиюминутном плане. Окружающую действительность можно рассматривать как череду обстоятельств, положений, постоянную смену обстановки, то есть непрерывную цепь ситуаций. Ситуация может быть привычной, рутинной, а может оказаться проблемной, конфликтной. Деятельность же представляет собой совокупность действий. Результат деятельности совпадает с результатом последнего действия по осуществлению определенного намерения. Деятельность предполагает множество меняющихся в ходе ее осуществления и постоянно ранжируемых по степени значимости целей. Результат действия - достижение одной конкретной цели. В связи с тем, что деятельность складывается из ряда действий, человек сталкивается, как с необходимостью строить долговременные отношения с действительностью, так и с необходимостью адекватно реагировать на сиюминутную ситуацию.

И деятельность, и любое действие человека являются следствием его психической активности и имеют как внутреннюю, так и внешнюю побудительные причины. К внешним побудительным причинам относят условия и обстоятельства окружающей среды (отсутствие еды, повышенная температура среды, просьба, приказ и другое). В этом случае речь идет о стимулах, исходящих от сложившейся ситуации, о ситуационной мотивации поведения. Если побудительными причинами поведения являются психологические свойства индивида (личностные диспозиции), то в этом случае говорят о мотивах и внутренней, диспозиционной мотивации поведения. К исходным внутренним побудительным причинам относят потребности биологические (половое влечение, ориентировочный инстинкт, голод, потребность в самосохранении и другое) и социальные (в общении, признании, уважении, любви, знаниях, красоте и другое), а также «квазипотребности» (по К. Левину) - осознание долженствования (необходимости подчиниться приказу, выполнить инструкцию и другое).

Однако мотив не сводится к потребностям. Мотив - это сложное интегральное психологическое образование, совокупность внутренних факторов, каждый из которых выполняет свою функцию в детерминации поведения. Если в долговременной памяти присутствует мотивационная установка, то есть намерение, исполнение которого по каким-либо причинам отсрочено, то соответствующая потребность может быть удовлетворена при наличии внешних условий автоматически. В ином случае возникает необходимость в поисковой активности. Нужно оценить как внешние условия (включая и социальные требования), так и внутренние -возможности (знания и умения), нравственные нормы, предпочтения (уровень притязаний, интересы и склонности). Наконец, на последней стадии необходимо в уме определить конкретную цель, чтобы удовлетворить потребность. Для этого, в свою очередь, нужно создать образы предметов, способных удовлетворить потребность, и альтернативных процессов ее удовлетворения и выбрать оптимальный. Информация о всех вышеперечисленных компонентах мотива может быть закодирована как в вербальной, так и в образной форме. В зависимости от индивидуальных типовых психических особенностей индивида, которые и заложены в модели типа, каждая из вышеперечисленных частных задач может оказаться для него наиболее сложной или, наоборот, ее решение наиболее предпочтительным, легким. Именно приоритеты в выборе компонентов мотива на стадиях поисковой активности и формирования намерения определяют структуру конкретного мотива.

Одна и та же ситуация, в зависимости от индивидуальных психологических особенностей индивида, в частности когнитивных и темпераментальных, может вызвать к жизни у разных людей проявление разных диспозиций. С другой стороны, предрасположенность к тому, чтобы так, а не иначе воспринимать окружающий мир в целом, так, а не иначе перерабатывать информацию о нем может кардинально повлиять на восприятие конкретной ситуации. Очевидно, что ситуационная и диспозиционная мотивации неотделимы друг от друга. Когда мы говорим о диспозиционной мотивации, то акцент делается на индивидуальных свойствах субъекта, а в случае ситуационной мотивации - на свойствах объекта, но опять-таки в субъективном восприятии.

Выше мы рассматривали осознанное привычное реагирование на окружающую действительность, когда активность и направленность поведения обусловлены внутренними причинами, личностными диспозициями, мотивами, которые как бы определяют программу деятельности человека. Как нам кажется, К.Г. Юнг свою типологию строил исходя из того, что поведение человека преиму-

щественно обусловлено диспозиционно (осуществляется привычно). Слово «привычное» К.Г. Юнг употребляет не в смысле привычки, навыка, а в смысле наиболее экономного, удобного для данного индивида способа реагирования, обусловленного той или иной функцией. Можно предположить, что как мотивация, так и осознанное управление поведением в условиях актуальной, конфликтной, проблемной ситуации осуществляются на основе тех же (первой и второй) юнговских функций, что и в случае долговременной деятельности. Однако, расширяя сферу действия юнгов-ского принципа взаимной компенсации отдельных психических структур в психике в целом, ведущую роль необходимо уже отдать второй функции, а установку поменять на противоположную. В самом деле, столкнувшись с незнакомой ситуацией человек должен «притормозить», поменять точку зрения - направить психическую активность преимущественно на то, что у него хуже получается: на то, чтобы «присмотреться» к объекту или наоборот на то, чтобы выработать к нему соответствующее отношение. Таким образом на уровне наивысшей ясности сознания в выстраиваемой нами модели должны находится две соционические функции, в соответствии с юнговским принципом компенсаторности, отличающиеся в плане рациональности и установки. Пара таких функций в со-ционике называется блоком. В данном случае речь идет о блоке «эго», который работает на самом высоком уровне ясности сознания. Нетрудно заметить, что в блоке задействованы все 4 юнгов-ские (не путать с соционическими!) функции, отвечающие за разные типы восприятия и мышления, отличающиеся лишь степенью своего участия. Однако именно эта «степень участия» в приеме, переработке и выдаче информации определяет «качество» информации, информационный аспект.

По аналогии с воззрениями отцов психоанализа, в модели «А» появились уровни психической активности, которые обеспечивают функционирование психических процессов в области сознания -«эго» и «суперэго», а в плане личного и коллективного бессознательного, «суперид» и «ид», соответственно. Такое деление является наглядной демонстрацией известного факта: переход на более высокий уровень осознания материала, отражающего действительность, требует определенных затрат психической энергии.

Для принятия решения и последующего исполнения намерения, чтобы информация, хранящаяся в памяти в образной или знаковой форме, была обработана в соответствии со следующими требованиями необходимо:

1) учесть собственные возможности индивида, как организмен-ные, так и личностные;

2) провести оценку ситуации, как со стороны собственного текущего психофизиологического состояния, так и внешних условий;

3) провести сверку предполагаемых решений или действий с существующими нормами (правилами, обычаями, стандартами, отработанными приемами);

4) осуществить экстраполяцию ситуации во времени (индивидуальном и социальном) с целью ее прогнозирования. Эти требования определяют известную всем соционикам размерность социо-нических функций.

Из вышесказанного следует, что соционический подход позволяет построить 16 идеальных моделей психологических типов, отражающих эмоциональную, когнитивную и мотивационную сферы психики на разных уровнях ясности сознания. Преимущество со-ционического подхода над западной типологией МВТ1 заключается в том, что различные сочетания моделей «А» в пространственном варианте позволяют моделировать отношения между людьми, принадлежащими к разным типам.

Возникает вопрос: а как связать все вышеизложенное с экономикой? Постараемся кратко ответить на этот вопрос.

Любая экономическая деятельность требует наличие субъекта деятельности (персонал) и механизма принятия решения с целью получения конечного результата. Работник и руководитель, исходя из выполняемых ими функций, вступают в коммуникации с другими людьми. Соционический подход позволит им повысить эффективность этих коммуникаций, а значит и эффективность принимаемого ими решения.

Механизм принятия экономического решения предполагает сбор, обработку, анализ внутренней и внешней информации об окружающей среде сознанием индивидуума (субъекта экономической деятельности). Как нами показано, поведение людей (участников экономической деятельности) в этом информационном пространстве сугубо индивидуально и зависит от их социо- и психотипов. Моделируя поведение людей (в том числе и экономическое), появляется возможность влиять на технологию и механизм принятия решения своих коммуникационных контрагентов в различных экономических ситуациях (ведение переговоров, обучение, стимулирование, прогнозирование и т. д.).

Мало того, соционический подход позволяет, определив интегральный социотип некоего социума (группы, коллектива, народа), с большей или меньшей степенью достоверности находить решения некоторых социальных и экономических задач.

Примечания

1 Ярош Н.Н. Инновационная соционическая модель психики и ее роль в модернизации подготовки кадров для современной экономики России: Тезисы доклада. Материалы Х Чаяновских чтений «Россия после кризиса: новые траектории социально-экономического развития». М.: РГГУ, 11 марта 2010 г. С. 268273; Ярош А.В., Ярош Н.Н. Свежий взгляд на соционику // Журнал Научного соционического общества. 2010. № 2 (7). С. 7. 2010. С. 8-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.