МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОСМОНАВТОВ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ ПОЛЕТА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
I А.В. Васильев
Аннотация. В статье раскрываются основные аспекты деятельности космонавтов в нестандартных ситуациях полета, обосновывается система психолого-педагогического обеспечения профессиональной подготовки космонавтов, определяются основные методы решения нестандартных ситуаций, описываются основные этапы формирования надежности космонавтов в экстремальных ситуациях.
Ключевые слова: профессионально-техническая подготовка, система психолого-педагогического обеспечения профессиональной подготовки, нестандартные ситуации, надежность космонавта.
Summary. In article the basic aspects ofactivity ofcosmonauts in non-standard situations of flight reveal, the system of psihologo-pedagogical maintenance of vocational training of cosmonauts is proved, the basic methods of the decision of non-standard situations are defined, the basic stages of formation of reliability of cosmonauts in extreme situations are described.
Keywords: professional preparation, system of psihologo-pedagogical maintenance of vocational training, non-standard situations, reliability of the cosmonaut.
Развитие современной космонавтики позволило расширить возможности в познании природы нашей планеты, поставить на службу человеку космические методы и средства исследования природной среды, решить важные проблемы науки и практические задачи для различных отраслей народного хозяйства. Наиболее очевидно, что безопасность и эффективность пилотируемого космического полета определяются надежностью человеко-машинной системы в целом и каждого из ее составных элементов — человека и космического корабля — в отдельности. Реальное развитие освоения околоземного космического
49
пространства в совокупности с освоением планет Солнечной системы требует от космонавтов выполнения разнообразных операций, связанных со сборкой, монтажом и строительством космических объектов, установкой различной научной аппаратуры, проведением научных исследований, технологическим обслуживанием космических объектов, включая и их ремонт.
В этих условиях первостепенное значение приобретает профессионально-техническая подготовка операторов систем «человек-машина», в деятельности которых ведущее положение занимают умственные действия
оператора с абстрактной предметной средой (информационные модели), его психическое напряжение и увеличение сферы соприкосновения с агрессивной средой обитания. Отставание методологических и научно-методических основ профессионального обучения и подготовки специалистов к эксплуатации и управлению новой техникой в более жестких условиях жизнедеятельности (дефицит времени, быстродействие производственного цикла в условиях нестандартных ситуаций) приводит к тому, что на производстве и на транспорте около 70% аварий и несчастных случаев происходит по причине ненадежных действий человека, так называемого «человеческого фактора» [8].
В подавляющем большинстве случаев ненадежные действия людей проистекают из-за отсутствия психологической готовности к нестандартным ситуациям. Подобное явление заставляет признать тот факт, что сегодня возникла, с одной стороны, жизненная необходимость в обеспечении профессиональной надежности чело-30 века, с другой — в разработке педагогической технологии подготовки людей к действиям в нестандартных ситуациях. Это тем более важно, что возникновение нестандартных ситуаций можно рассматривать как одно из условий жизнедеятельности человека опасной профессии [9].
С психологической и педагогической точек зрения, вероятность возникновения обстоятельств, угрожающих жизни человека на борту пилотируемых космических аппаратов (ПКА), существенно зависит от готовности человека к полету, то есть наличия у него специальных умений, навыков, качеств, позволяющих противо-
стоять любым ситуациям, чрезвычайным обстоятельствам и продуктивно трудиться при выполнении программы полета.
Реализация любой космической программы связана с наличием определенной степени риска возникновения нестандартных ситуаций (в том числе и аварийных), которые могут создать условия, ставящие в зависимость от успешного выхода из указанных ситуаций не только эффективность выполнения дорогостоящей полетной программы, но и безопасность самих космонавтов. Исследования показывают, что каждая заранее отработанная при подготовке на Земле нештатная ситуация является потенциальным «резервом» увеличения вероятности выхода экипажа пилотируемого космического аппарата (ПКА) из непредвиденных ситуаций, возникающих в реальном полете. Имеются все основания для утверждения того факта, что при оценке уровня квалификации космонавта как специалиста опасной профессии необходимо учитывать прежде всего такой показатель, как способность и умение успешно решать задачи в нештатных условиях функционирования ПКА [10].
Проблема профессиональной надежности космонавтов в экстремальных условиях деятельности требует системного подхода в выборе направлений ее решения, одним из которых является психологическая направленность профессиональной подготовки, учитывающая психофизиологические возможности и ограничения человека, а также изменение этих возможностей в зависимости от конкретных условий деятельности и подготовки к ней.
Таким образом, перечисленные выше обстоятельства, связанные с высокой значимостью надежной деятельности космонавтов в нештатных ситуациях, позволяют рассматривать совершенствование процесса подготовки космонавтов к действиям в нештатных ситуациях, и тем более в нестандартных условиях, как важный резерв повышения качества подготовки космонавтов к успешному решению задач полета и как проблему, заслуживающую особого внимания с точки зрения разработки основ психолого-педагогического обеспечения подготовки.
При разработке системы психолого-педагогического обеспечения профессиональной подготовки космонавтов целью является повышение их функциональных возможностей и надежности действий в нестандартных ситуациях полета. Это достигается путем осуществления единства и взаимосвязи специальных знаний, умений и навыков и развития профессионально значимых психофизиологических качеств, обеспечивающих повышение способностей и функциональных возможностей космонавта в полете. При этом решаются такие задачи:
• формирование «образа» полета и деятельности экипажа ПКА;
• формирование и развитие необходимого уровня компетентности в нестандартных ситуациях полета;
• развитие профессионального интеллекта и психофизиологических качеств, необходимых для деятельности в экстремальных условиях космического полета и в случае возникновения на борту ПКА нестандартных ситуаций.
Система психолого-педагогического обеспечения профессиональной подготовки включает в себя: виды
подготовки; решаемые задачи; средства подготовки; методы и приемы учения; формы организации обучения; виды контроля подготовленности космонавтов к решению профессиональных задач в нестандартных ситуациях космического полета. С учетом организационно-методических положений выделены следующие три вида подготовки: теоретическая подготовка; тренажерная подготовка; специальная подготовка на средствах, моделирующих факторы космического полета.
Как показывает практика работы с космонавтами, одной из важнейших задач является формирование у них «образа» предстоящего полета, концептуальной модели деятельности на основе компетентностного подхода. Этот образ в условиях полета выполняет функцию эталона деятельности и поведения. Поэтому очень важно сформировать у космонавта до полета по возможности более полный, правильный и четкий образ предстоящей деятельности и поведения. От того, как сформировалась эта де-ятельностная модель компетентности космонавта в нестандартных ситуациях, зависит успешность полета в целом [6]. На начальном этапе эта компетентность формируется при проведении занятий в лабораторных условиях в процессе теоретической подготовки. Исходя из содержания предмета обучения, каждый преподаватель выбирает соответствующие методы, средства, технологии и формы обучения [5].
Решение нестандартных задач — это практический вид обучения, при котором каждая задача рассматривается как объект мыслительной деятельности, содержащий требования раскрыть
51
52
связи, отношения между известными и неизвестными ее элементами. Под нестандартными задачами понимаются такие задачи, для которых не существует общих правил и положений, определяющих точный алгоритм их решения. Однако анализ педагогической и специальной литературы [1, 2, 3, 7, 11] позволил выделить существующий ряд рекомендаций (правил), которыми следует руководствоваться при решении нестандартных задач. Основными методами решения таких задач являются:
• разбиение (расчленение) задачи на несколько стандартных подзадач;
• сведение (путем преобразования, переформирования, моделирования) нестандартной задачи к другой, ей эквивалентной, но уже стандартной задаче;
• введение вспомогательных элементов для сближения данных и искомых, придание задаче определенности.
Нестандартные задачи требуют гибкости мышления, творчества, выхода за рамки привычного, стереотипного понимания. Целью занятий по решению нестандартных задач является накопление опыта и формирование навыка самостоятельного анализа условий (требований) задачи, построение схемы поиска ее решения.
Задачами тренажерной подготовки космонавтов являются: применение полученных теоретических знаний на практике; формирование навыков и умений по действиям в нестандартных ситуациях полета (обнаружение и распознание неисправностей и отказов бортовых систем и оборудования, принятие решения по выходу из ситуации и его реализация); развитие
базовых и системных профессионально значимых качеств.
В ходе подготовки космонавтов большое значение уделяется их готовности к выполнению профессиональных задач на специализированных и комплексных тренажерах. Космические тренажеры, выполненные по принципу информационно-динамического подобия, создают модель деятельности, наиболее приближенную к реальной. Именно на тренажерах решается задача формирования у космонавтов прочного стереотипа действий, который служит своеобразной защитой от чрезмерного эмоционального напряжения при выполнении поставленных задач, особенно в период адаптации к условиям полета. Конкретное действие в полете выполняется определенным комплексом исполнительных движений. Отсюда — эффективность автоматизированного навыка при управлении и манипулировании кнопками и рычагами. Сен-сомоторные навыки позволяют выполнить нужные действия более экономным способом без большого напряжения. Но, с другой стороны, в случае аварийной или непредвиденной ситуации на передний план выступают динамичность, гибкость навыков и умений человека, его поведения в целом. Главное отличие аварийной ситуации от нормальных условий полета состоит не только в повышенной эмоциональной напряженности и сложности двигательных действий, но и в необходимости перестроить план действий, сформировать новый образ, регулирующий действия. При этом, стереотипные акты, будучи основой автоматизированных действий (навыков), тормозят осмысление нестандартных ситуаций. Психичес-
кая активность должна быть направлена на интеллектуальную деятельность — построение плана (алгоритма) действий [10].
В процессе подготовки на тренажерах у космонавтов развиваются интеллектуальные функции опознания ситуации и принятия решения, формируются специальные умения оперативного мышления.
С целью постепенного увеличения интенсивности тренировок в ходе подготовки космонавтов используются следующие методические приемы: введение сложных взаимосвязей между полетными операциями; увеличение количества отрабатываемых за тренировку режимов и нестандартных ситуаций; ввод в процессе тренировки неполной, ложной или противоречивой информации; уменьшение времени на выполнение операции; предоставление экипажу большей самостоятельности при решении задач; усложнение процессов управления; ввод нестандартных ситуаций на наиболее сложных участках полета; переход от одиночного ввода нерасчетных ситуаций к их взаимному наложению; уменьшение сведений, сообщаемых экипажу о вводимых ситуациях; расширение используемого множества нестандартных ситуаций.
Для формирования продуктивных способов разрешения проблемных ситуаций вводятся ситуации с многоальтернативным выбором, нечеткой логикой их развития. Это способствует более развернутому и всестороннему анализу ситуации и выходу из нее с учетом конкретных условий.
Концептуальное определение надежности космонавта — сохранение высокого уровня профессиональных качеств в наиболее сложных и ответс-
твенных условиях при большой психической нагрузке, в частности в аварийных ситуациях. Надежность космонавта зависит от его способности противостоять влиянию отрицательных факторов, вызывающих повышенное нервно-эмоциональное напряжение, и эффективно действовать при усложнении обстановки.
Формирование надежности космонавта предполагает создание базисных основ поведения в экстремальной ситуации. К ним относятся: способность принятия на себя ответственности; оперативная устойчивость, как способность к эмоциональной изоляции, абстрагированию при выполнении целевой задачи; готовность к действию при неожиданном изменении ситуации; знание личностных потенциальных возможностей в условиях реального стресса; уверенность в себе и своих действиях; чувство времени; способность пойти на риск; способность к самоанализу и самоконтролю; волевые качества (самообладание, целеустремленность, инициативность, настойчивость, решительность).
В организации тренировки наибо- 5и лее ценными условиями, обеспечивающими формирование необходимых качеств космонавта, являются: автономность (самостоятельность) действий обучаемого; требование повышенной ответственности за свои действия в условиях риска; неопределенность информации и дефицит времени. Обучаемый ставится в условия необходимости самостоятельной организации деятельности (в плане распределения внимания, выбора стратегии решения задачи, формирования навыков самоанализа и постановки самоконтроля и саморегуляция действий), а также необходимости ак-
54
тивного поведения, подключения волевого компонента при выполнении задания.
Основной принцип обучения космонавтов в процессе подготовки к деятельности в экстремальных условиях полета состоит в интенсивном нарастании сложности задания, то есть от сложного к еще более сложному. Психологический эффект обучения достигается за счет постоянного предъявления обучаемому задания на пределе его возможностей и выполняемого за счет подключения психических резервов (напряжения функций внимания, памяти, мышления), когда от космонавта требуется больше, чем он может выполнить в обычных условиях (без волевой регуляции поведения).
В заключение можно отметить, что комплексное использование разнообразных способов формирования стрессового состояния космонавтов в обучающем эксперименте и вариативных приемов моделирования деятельности (задания) позволяет качественно решать задачи профессиональной подготовки космонавтов в экстремальных условиях полета.
5. Байденко В.И., Ван Зантворг Д.Ж. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса // Подход, ориентированный на цели. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
6. Баранников А.В. Содержание общего образования // Компетентностный подход. — М., 2002.
7. Беляков И.Т., Борисов Ю.Д. Основы космической технологии. — М.: Машиностроение, 1990.
8. Береговой Г.Т. Роль человеческого фактора в космических полетах // Психологические проблемы космических полетов. — М.: Наука, 1972.
9. Воробьев К.С. Подготовка космонавтов к решению профессиональных задач в нестандартных ситуациях: Дис. ... канд. пед. наук. — М., 1999.
10. Колесников Г.М. Моделирование деятельности человека в космическом полете // Психологические проблемы космических полетов. — М.: Наука, 1989. — С. 42—47.
11. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. — М.: СИНТЕГ, 2007. ■
ЛИТЕРАТУРА:
1. Авиационно-космическая медицина / / Проблема безопасности полета: Сборник статей. Сокр. пер. с англ. — М.: 1975.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998.
3. Арнольд В.И. «Жесткие» и «мягкие» модели // Математическое моделирование социальных процессов. — М.: МГУ, 1998. — С. 29-51.
4. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение. Вопросы теории и технологии. — Алма-Ата: МЕКТЕП, 1980.