Научная статья на тему 'Моделирование бизнес-процессов как инструмент повышения эффективности деятельности организаций'

Моделирование бизнес-процессов как инструмент повышения эффективности деятельности организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стафиевская М. В., Петрова В. О.

Сегодня все экономические субъекты стремятся улучшить свое положение на рынке путем внедрения новых технологий ведения бизнеса, эффективных методов управления. Современный руководитель должен иметь достоверную информацию о работе своей компании, клиентах, взаимодействии с внешней средой. Для этого возникает необходимость в моделировании бизнес-процессов, метода, который позволяет выявить внутренние неэффективные созданные алгоритмы с целью оптимизации и улучшения конечных результатов в целом. Таким образом, вопросы, которые касаются исследования бизнес-процессов, являются актуальными, так как влияют на эффективность функционирования организаций. В статье авторы рассматривают предприятие, занимающееся сферой услуг. Рассмотрены различные бизнес-процессы и выявлен трудоемкий участок, а именно учет труда и заработной платы. Данный участок требует от бухгалтера строго учета, контроля, так как результаты расчетов влияют на своевременную платежеспособность с работниками и правильное исчисление налогов. Целью исследования явилось повышение эффективности деятельности компании в сфере услуг при помощи метода моделирования бизнес-процессов. Авторами предложены такие формы рабочих документов, как «Табелирование», «График работы», «Отчет по отработанным сменам». В процессе анализа существующих решений были рассмотрены различные программные продукты, в том числе отраслевые решения 1С. Это довольно удобная и многофункциональная платформа, однако, было выявлено, что ряд требований к программному продукту в рассматриваемом случае не удовлетворяется. Разработанное авторское программное обеспечение направлено на полную автоматизацию процесса составления графика работы и табелирования с учетом всех необходимых аспектов: больничных, отпусков, принадлежности к подразделениям, особенностям порядка смен и т. д. Авторские рекомендации апробированы на исследуемом предприятии и показывают значительное сокращение издержек, времени на выполнение, как отдельного процесса предприятия, так и в целом. Оценка экономической эффективности реализованного в рамках данной работы проекта подтвердила целесообразность и рациональность реализации разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование бизнес-процессов как инструмент повышения эффективности деятельности организаций»

УДК 658

DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-2-126-133

МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

М. В. Стафиевская, В. О. Петрова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

SIMULATION OF BUSINESS PROCESSES AS A TOOL OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE ACTIVITIES OF ORGANIZATIONS

M. V. Stafievskaya, V. O. Petrova

Mari State University, Yoshkar-Ola

Сегодня все экономические субъекты стремятся улучшить свое положение на рынке путем внедрения новых технологий ведения бизнеса, эффективных методов управления. Современный руководитель должен иметь достоверную информацию о работе своей компании, клиентах, взаимодействии с внешней средой. Для этого возникает необходимость в моделировании бизнес-процессов, метода, который позволяет выявить внутренние неэффективные созданные алгоритмы с целью оптимизации и улучшения конечных результатов в целом. Таким образом, вопросы, которые касаются исследования бизнес-процессов, являются актуальными, так как влияют на эффективность функционирования организаций. В статье авторы рассматривают предприятие, занимающееся сферой услуг. Рассмотрены различные бизнес-процессы и выявлен трудоемкий участок, а именно учет труда и заработной платы. Данный участок требует от бухгалтера строго учета, контроля, так как результаты расчетов влияют на своевременную платежеспособность с работниками и правильное исчисление налогов. Целью исследования явилось повышение эффективности деятельности компании в сфере услуг при помощи метода моделирования бизнес-процессов. Авторами предложены такие формы рабочих документов, как «Табелирование», «График работы», «Отчет по отработанным сменам». В процессе анализа существующих решений были рассмотрены различные программные продукты, в том числе отраслевые решения 1С. Это довольно удобная и многофункциональная платформа, однако, было выявлено, что ряд требований к программному продукту в рассматриваемом случае не удовлетворяется. Разработанное авторское программное обеспечение направлено на полную автоматизацию процесса составления графика работы и табелирования с учетом всех необходимых аспектов: больничных, отпусков, принадлежности к подразделениям, особенностям порядка смен и т. д. Авторские рекомендации

Today, all economic entities are trying to improve their position in the market by introducing new technologies of doing business, effective management methods. The modern manager should have reliable information about the work of his company, clients, interaction with the external environment. To do this, there is a need to model business processes, a method that allows you to identify internal, inefficient algorithms created to optimize and improve the overall results. Thus, the issues related to the study of business processes are relevant, since they affect the effectiveness of the functioning of organizations. In the article the authors consider the enterprise, engaged in the sphere of services. Various business processes are considered and a labor-intensive area is identified, namely labor and wage accounting. This site requires the accountant to strictly record, control, as the results of calculations affect the timely solvency with employees and the correct calculation of taxes. The goal of the study was to increase the efficiency of the company's activities in the service sector using the business process modeling method. The authors proposed such forms of working documents as "Tableing", "Schedule of work", "Report on spent shifts". In the process of analyzing existing solutions, various software products were considered, including 1C industry solutions. This is a fairly convenient and multifunctional platform, however, it was revealed that a number of requirements for the software product in this case are not satisfied. The developed author software is aimed at the complete automation of the scheduling and scheduling process taking into account all necessary aspects: hospital, leave, affiliation to divisions, peculiarities of the order of shifts, etc. Author's recommendations are tested in the enterprise under investigation and show a significant reduction in costs, time for implementation, both as a separate process of the enterprise, and in general. The evaluation of the economic efficiency of the project implemented

апробированы на исследуемом предприятии и показывают значительное сокращение издержек, времени на выполнение, как отдельного процесса предприятия, так и в целом. Оценка экономической эффективности реализованного в рамках данной работы проекта подтвердила целесообразность и рациональность реализации разработки.

Ключевые слова: бизнес-процессы, моделирование, эффективность.

within the framework of this work confirmed the feasibility and rationality of the development.

Keywords: business processes, modeling, efficiency.

Деятельность любого предприятия, как правило, рассматривают через ее организационную структуру. Соответствующий подход к управлению организацией называется функциональным. Его главный недостаток заключается в том, что каждое подразделение нацелено на выполнение только собственных локальных целей. Вследствие отсутствия в рамках отдельных структур нацеленности на конечный результат, возникают высокие расходы, длительные сроки выработки управленческих решений, снижение эффективности, риск потери клиентов [1]. При процессном подходе организация воспринимается руководством как деятельность, состоящая из бизнес-процессов, нацеленных на получение конечного результата [2]. Выполнение бизнес-процессов подлежит обязательной регламентации [7].

Грамотное управление, имеющее выраженный процессно-ориентированный характер, позволяет более эффективно разграничить полномочия и ответственность персонала, обеспечить стандартизацию требований к исполнителям [4].

В качестве примера моделирования [5] произведем описание бизнес-процессов с помощью графических схем в организации А, действующей в сфере услуг, и проанализируем некоторые из них.

Любая организация функционирует для достижения определенных результатов [8]. Стратегическая карта позволяет визуализировать путь развития предприятия. Стратегическая карта -представляет собой диаграмму, на которой обозначены основные цели существования организации [6]. Для определения области моделирования, общего описания системы и ее взаимодействий с внешней средой строится контекстная диаграмма. Во входных параметрах указывается то, что поступает в организацию для получения результата, а в выходных соответственно указывается то, что выходит во внешнюю среду. Верхний

уровень модели позволяет рассмотреть основные процессы, происходящие внутри организации, а также проследить их взаимосвязи между собой [3]. Аналогичным образом можно представить все процессы и подпроцессы в различных формах. Более детальное исследование всех этапов функционирования организации позволяет систематизировать взаимосвязи всех процессов организации и определить эталонные алгоритмы действий всех сотрудников для каждого процесса.

В организации А большую долю персонала составляют сотрудники, работающие посменно. Их заработная плата зависит от таких факторов, как количество отработанных смен и уровень квалификации. Рассмотрим подробно все этапы расчета заработной платы этих сотрудников.

Ежемесячно специалист по управлению персоналом составляет график работы на следующий месяц. Часто случаются ситуации, когда возникает необходимость замены по различным обстоятельствам, поэтому в течение месяца заполняется ведомость с указанием рабочих дней сотрудников по факту. Этап расчета зарплаты начинается с того, что специалист по управлению персоналом обрабатывает ведомость, рассчитывает количество отработанных каждым из работников смен и составляет подробный отчет с указанием сотрудника, его квалификации и числом отработанных дней. Данный отчет поступает бухгалтеру, который производит все необходимые вычисления и вычеты, подготавливает и заполняет ведомость по начислению заработной платы.

Процесс расчета заработной платы является времяемким и требует значительных затрат времени и трудовых ресурсов, что снижает эффективность работы организации в целом, а также сопровождается значительными бухгалтерскими рисками ввиду влияния человеческого фактора.

Для решения выявленных в организации А проблем было предложено внедрение базы данных, содержащей сведения о сотрудниках предприятия, и соответствующего клиентского приложения, в рамках которого реализовано табелирование заработной платы персонала. В процессе выполнения работы данное решение было реализовано.

В разработанной информационной системе реализована возможность работы с данными о сотрудниках: хранение, изменение, удаление, добавление, также разработана система фильтрации, поиска необходимой информации. Все это обеспечивает оперативный доступ к необходимым сведениям о сотрудниках.

Основными рабочими формами являются «Табелирование» и «График работы». При создании формы «Табелирование» (рис. 1) автоматизирована процедура составления графика

работы на заданный промежуток времени и возможность ручной корректировки смен, т. е. необходимо лишь задать временной промежуток и нажать на кнопку, после чего таблица с указанием даты, подразделения и работающего сотрудника автоматически заполнится.

Форма «График работы» (рис. 2) позволяет отфильтровать временной промежуток табеля и вывести соответствующие документы внутренней отчетности, а именно, график работы для утверждения и ознакомления персонала (рис. 3, 4) и отчет по отработанным сменам (рис. 5-6). В данном отчете отражены работающие посменно сотрудники, количество отработанных каждым из них смен, в том числе праздничных (что необходимо для расчетов ввиду повышенной оплаты труда в праздничные дни) и сумма заработной платы, рассчитанная согласно ставке и произведенному объему работы.

Табель

Период времени: С

1 июня 2017 г.

О

ПО

30 июня 2017 г.

О

Сформировать табель

Дата л. Подразделение ФИО Телефон л

Mijch'iNrJ Пункт 1 Анисимова Елена Дмитриевна 8-321-253-15-65

01032017 Пункт 2 Москвичева Ирина Сергеевна 8-931-66525-58

01.03.2017 Пункт 3 Федорова Валентина Сергеевна 8-963-521-3569

02.032017 Пункт 1 Миронова Светлана Олеговна 8-73Э-256-25-65

02.03.2017 Пункт 2 Николаева Екатерина Алексеевна 8-967-879-11-32

02032017 Пункт 3 Антонова Александра Ивановна 8-978-526-63-77

03032017 Пункт 1 Макарова Анжела Александровна 8-279635-98-26

03032017 Пункт 2 Романова Полина Павловна 8-925-635-99-12

03032017 Пункт 3 Семенова Екатерина Аркадьевна 8-978-564-25-63

04032017 Пункт 1 Светлова Анастасия Олеговна 8-911-256-99-66

04032017 Пункт 2 Москвичева Ирина Сергеевна 8-931-665-25-58

04032017 Пункт 3 Николаева Евгения Викторовна 8-698-458-75-32

05.032017 Пункт 1 Анисимова Елена Дмитриевна 8-321-258-1565

05.032017 Пункт 2 Николаева Екатерина Алексеевна 8-967-879-11-32

05032017 Пункт 3 Федорова Валентина Сергеевна 8-963-521-3569

06.03.2017 Пункт 1 Миронова Светлана Олеговна 8-789-256-2565

06032017 Пункт 2 Романова Полина Павловна 8-925635-99-12

0603.2017 Пункт 3 Антонова Александра Ивановна 8-978-526-63-77

07032017 Пункт 1 Макарова Анжела Александровна 8-279635-98-26 V

< >

Изменитьзапись

Удалить запись

Рис. 1. Форма «Табелирование» / Fig. 1. The form "Tableting"

График работы

График работы кассиров-операторов

Период времени:

С |l мая 2017 г. [> |

ПО 131 мая 2017 г.

О

Фильтровать

Дата Подразделение ФИО Телефон Л

01.05.2017 Пункт 1 Анисимова Елена Дмитриевна 8-321-258-15^5

01.05.2017 Пункт 2 Николаева Екатерина Алексеевна 8-967-873-11-32

01.05.2017 Пункт 3 Федорова Валентина Сергеевна 8-563-521-35-69

02.05.2017 Пункт 1 Миронова Светлана Олеговна 8-789-256-2^65

02.05.2017 Пункт 2 Романова Полина Павловна 8-925-635-99-12

02.05.2017 Пункт 3 Антонова Александра Ивановна 8-978-526-63-77

03.05.2017 Пункт 1 Макарова Анжела Александровна 8-279-635-98-26

03.05.2017 Пункт 2 Москвичева Ирина Сергеевна 8-931-665-25-58

03.05.2017 Пункт 3 Семенова Екатерина Аркадьевна 8-978-564-2563

04.05.2017 Пункт 1 Светлова Анастасия Олеговна 8-911-256-9566

04.05.2017 Пункт 2 Шевчук Ольга Николаевна 8-936-248-55-99

04.05.2017 Пункт 3 Николаева Евгения Викторовна 8^98458-75-32

05.05.2017 Пункт 1 Анисимова Елена Дмитриевна 8-321-258-15-65

05.05.2017 Пункт 2 Николаева Екатерина Алексеевна 8-967-879-11-32

05.05.2017 Пункт 3 Федорова Валентина Сергеевна 8-963-521-35-69

06.05.2017 Пункт 1 Миронова Светлана Олеговна 8-789-256-2565

06.05.2017 Пункт 2 Романова Полина Павловна 8-925-635-99-12

06.05.2017 Пункт 3 Антонова Александра Ивановна 8-978-526-63-77 V

< > I

Экспорт в MS Excel

Сформировать отчет по отработанным сменам

Рис. 2. Форма «График работы» / Fig. 2. The form "Schedule of work"

2 (наименование организации)

3 Отдел кадров

4 (структурное подразделение)

5

б

Номер Дата

7 документа составления График раооты кассиров-операторов

8 11.06.2017

9 1

10 График работы

11 с 01.05.2017

12 по 31.05.2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13

14

15 Дата Пункт ФИО кассира-оператора Телефон

16 01.05.2017 Пункт 1 Анисимова Елена Дмитриевна 8-321-258-15-65

17 01.05.2017 Пункт 2 Николаева Екатерина Алексеевна S-967-S79-11-32

18 01.05.2017 Пункт 3 Федорова Валентина Сергеевна 8-963-521-35-69

19 02.05.2017 Пункт 1 Миронова Светлана Олеговна 8-789-256-25-65

20 02.05.2017 Пункт 2 Романова Полина Павловна 8-925-635-99-12

21 02.05.2017 Пункт 3 Антонова Александра Ивановна 8-978-526-63-77

22 03.05.2017 Пункт 1 Макарова Анжела Александровна 8-279-635-98-26

23 03.05.2017 Пункт 2 Москвичева Ирина Сергеевна 8-931-665-25-58

24 03.05.2017 Пункт 3 Семенова Екатерина Аркадьевна 8-978-564-25-63

Рис. 3. Выведение документа «График работы» в MS Excel (часть 1) / Fig. 3. Output of the document "Schedule of work" in MS Excel (Part 1)

Рис. 4. Выведение документа «График работы» в MS Excel (часть 2) / Fig. 4. Output of the document "Schedule of work" in MS Excel (Part 2)

2 (наим гноьани а организации)

3 4 Отдел кадров

(структурное подразделгниэ)

5

6

7 Отчет по отработанным сменам Номер документа Дата составления

8 11.06.2017

9

10 11 Отчетный период

с 01.05.2017

12 13 по 31.05.2017

14 15 ФИО кассира-оператора Количество смен Из них праздничные Сумма, руб.

Анисимова Елена Дмитриевна 8 2 19600

16 Миронова Светлана Олеговна 7 0 15400

17 Макарова Анжела Александровна 8 0 17600

18 Светлова Анастасия Олеговна 8 0 17600

19 20 Москвичева Ирина Сергеевна 8 0 17600

Шевчук Ольга Николаевна 7 0 15400

21 Николаева Екатерина Алексеевна 8 2 19600

22 Романова Полина Павловна 8 0 17600

ТЭ 1 Ааплллпп Рпттлтгптттп Pопгоагттп е т 1 ПЙПП

Рис. 5. Выведение отчета по отработанным сменам в MS Excel (часть 1) / Fig. 5. Output of the report on spent shifts in MS Excel (Part 1)

А В с D

11 с 01.05.2017

12 13 по 31.05.2017

14 ФИО кассира-оператора Количество смен Из них праздничные Сумма, руб.

15 Анисимова Елена Дмитриевна 8 2 19600

16 17 Миронова Светлана Олеговна 7 0 15400

Макарова Анжела Александровна 8 0 17600

18 Светлова Анастасия Олеговна 8 0 17600

19 Москвичева Ирина Сергеевна 8 0 17600

20 Шевчук Ольга Николаевна 7 0 15400

21 Николаева Екатерина Алексеевна 8 2 19600

22 Романова Полина Павловна 8 0 17600

23 Федорова Валентина Сергеевна 8 2 19600

24 Антонова .Александра Ивановна 8 0 17600

25 Семенова Екатерина Аркадьевна 8 0 17600

26 27 Николаева Евгения Викторовна 7 0 15400

Леухина Анжела Павловна 0 0 0

28 Иванова Альбина Семеновна 0 0 0

29 -

30

31 32 Отчет составил: -

33 34 /

(должность) (подпись) (ргсшифроька)

Рис. 6. Выведение отчета по отработанным сменам в MS Excel (часть 2) / Fig. 6. Output of the report on spent shifts in MS Excel (Part 2)

Разработанная информационная система удовлетворяет требованиям безопасности данных, в ней также реализована защита от введения некорректной информации пользователями.

Данная программа позволила автоматизировать, а соответственно, значительно упростить процедуру расчета заработной платы сотрудников, работающих посменно, и исключить ошибки, возникающие под влиянием человеческого фактора. Автоматизация трудоемкого процесса формирования графика работы позволила сэкономить большое количество времени сотрудникам отдела кадров и обеспечить составление графика без нарушений трудового законодательства, а такие ошибки вполне могут возникнуть при составлении табеля вручную. Также предложенная информационная система обеспечила оперативный доступ к сведениям о сотрудниках, что также немного повысило эффективность работы отдела кадров.

Таким образом, на примере моделирования бизнес-процессов организации А можно убедиться в том, что построение моделей позволяет

увидеть все происходящие в организации процессы поэтапно, выявить «лишние» передвижения, процессы, нуждающиеся в корректировке или автоматизации. Аналогичным образом можно использовать данный метод и для любых других предприятий. Научной новизной является то, что авторы сделали практические рекомендации по автоматизации и оптимизации участка по учету труда и заработной платы. Данные рекомендации апробированы на исследуемом предприятии и показывают значительное сокращение издержек, времени на выполнение как отдельного процесса предприятия, так и в целом. Таким образом, оценка экономической эффективности реализованного в рамках данной работы проекта подтвердила целесообразность и рациональность реализации разработки.

Как разобраться работнику и сориентироваться в выборе схемы пенсионных накоплений, а также быть уверенным в работодателе в части перечислений в пенсионный фонд. На наш взгляд, все эти вопросы должны решаться в рамках совместной работы отдела управленческого учета

и риск-менеджмента. Решение проблемы видится в формировании ежемесячной машинограммы для работника, в которой указывается не только размер начисленной оплаты труда, но и размер перечисленных накоплений в пенсионный фонд работодателем, а также предоставление информации о вариантах пенсионных схем на базе расчетов бухгалтерии с помощью накопительной базы данных о ранее произведенных начислениях по работникам. Таким образом, работник ежемесячно сможет получать информацию о размере начисленной заработной платы, произведенных отчислениях, а также вариантах произведенных

расчетов будущей пенсии с целью последующего выбора. В реализации данных проблем предлагается разработать программу, позволяющую рассчитывать размеры периодических страховых взносов и пенсионных выплат при заключении договора пенсионного страхования по смешанной сберегательно-страховой схеме. Практическая значимость заключается в том, что разработанная прикладная программа позволяет в рамках управленческого учета ежемесячно производить варианты расчетов и доводить информацию до каждого работника предприятия в соответствующей машинограмме.

Литература

1. Мизиковский И. Е. Модели распределения косвенных затрат предприятия // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 4. С. 25-27. URL: http://www.auditfin.com/fin/2012/4/2012_IV_02_03.pdf (дата обращения: 20.03.2018).

2. Морозова Ю. С., Могхарбел Н. О. Управление развитием организации для оптимизации бизнес-процессов // Вестник магистратуры. 2012. № 9-10. С. 83-85. URL: http://www.magisterjournal.ru/number12_13.htm (дата обращения: 20.03.2018).

3. Мхитарян В. С., Сарычева Т. В. Прогнозирование занятости населения в Российской Федерации по видам экономической деятельности // Вопросы статистики. 2017. № 3. С. 18-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29101118 (дата обращения: 20.03.2018).

4. Парасоцкая Н. Н. Бизнес-процессы как способ повышения эффективности принимаемых управленческих решений // Все для бухгалтера. 2010. № 6. С. 19-23. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_14378122_17885110.pdf (дата обращения: 20.03.2018).

5. Пизенгольц В. М. К проблеме теоретического аспекта категории «Инновация» в экономических исследованиях // Международный научный журнал. 2015. № 1. С. 37-43. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23579646_79409921.pdf (дата обращения: 20.03.2018).

6. Стафиевская М. В., Петрова В. О. Разработка моделей процессов с целью снижения риска и неопределенности // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2017. Т. 3. № 2 (10). С. 83-89. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29273950_95509011.pdf (дата обращения: 20.03.2018).

7. Стафиевская М. В., Сосков В. О. Аналитический подход к оценке риска в управленческом учете // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2016. Т. 3. № 7. С. 85-90. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26737792_24063546.pdf (дата обращения: 20.03.2018).

8. Sarycheva T. V., Bakumenko L. P., Shvetsov M. N. Assessment of the competitiveness of economic activities of the region in terms of employment // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3. С. 119-126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 23989138 (дата обращения: 20.03.2018).

References

1. Mizikovskij I. E. Modeli raspredeleniya kosvennyh zatrat predpriyatiya [Models of distribution of indirect costs of an enterprise]. Audit i finansovyj analiz = Audit and financial analysis, 2012, no. 4, pp. 25-27. Available at: http://www.auditfin.com/ fin/2012/4/2012_IV_02_03.pdf (accessed 20.03.2018). (In Russ.).

2. Morozova YU. S., Mogharbel N. O. Upravlenie razvitiem organizacii dlya optimizacii biznes-processov [Managing the development of the organization to optimize business processes]. Vestnik magistratury = Magistracy bulletin, 2012, no. 9-10, pp. 83-85. (accessed 20.03.2018). (In Russ.).

3. Mhitaryan V. S., Sarycheva T. V. Prognozirovanie zanyatosti naseleniya v rossijskoj federacii po vidam ehkonomicheskoj deyatel'nosti [Forecasting the employment of the population in the Russian Federation by types of economic activity]. Voprosy statis-tiki = Questions of statistics, 2017, no. 3, pp. 18-29. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29101118 (accessed 20.03.2018). (In Russ.).

4. Parasockaya N. N. Biznes-processy kak sposob povysheniya ehffektivnosti prinimaemyh upravlencheskih resheniy [Business processes as a way to improve the effectiveness of management decisions]. Vse dlya buhgaltera = All for the accountant, 2010, no. 6, pp. 19-23. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_14378122_17885110.pdf (accessed 20.03.2018). (In Russ.).

5. Pizengol'c V. M. K probleme teoreticheskogo aspekta kategorii «Innovaciya» v ehkonomicheskih issledovaniyah [To the problem of the theoretical aspect of the category «Innovation» in economic research]. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal = International Scientific Journal, 2015, no. 1, pp. 37-43. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_23579646_79409921.pdf (accessed 20.03.2018). (In Russ.).

6. Stafievskaya M. V., Petrova V. O. Razrabotka modelej processov s cel'yu snizheniya riska i neopredelennosti [Development of process models to reduce risk and uncertainty]. VestnikMarijskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sel'skohozyajstvennye nauki = Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics" 2017, vol. 3, no. 2 (10), pp. 83-89. Available at: https://elibrary. ru/download/elibrary_29273950_95509011.pdf (accessed 20.03.2018). (In Russ.).

7. Stafievskaya M. V., Soskov V. O. Analiticheskij podhod k ocenke riska v upravlencheskom uchete [Analytical approach to risk assessment in management accounting]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sel'skohozyajstvennye nauki. EHkonomicheskie nauki = Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics", vol 3, no. 7, рр. 85-90. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_26737792_24063546.pdf (accessed 20.03.2018). (In Russ.).

8. Sarycheva T. V., Bakumenko L. P., Shvetsov M. N. Assessment of the competitiveness of economic activities of the region in terms of employment [Assessment of the competitiveness of economic activities of the region in terms of employment]. Mediterranean Journal of Social Sciences = Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, vol. 6. no 3. рр. 119-126. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23989138 (accessed 20.03.2018).

Статья поступила в редакцию 21.03.2018 г.

Submitted 21.03.2018.

Для цитирования: Стафиевская М. В., Петрова В. О. Моделирование бизнес-процессов как инструмент повышения эффективности деятельности организаций // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2018. Т. 4. № 2. С. 126-133. DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-2-126-133

Citation for an article: Stafievskaya M. V., Petrova V. O. Simulation of business processes as a tool of improving the efficiency of the activities of organizations. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2018. vol. 4, no. 2, pp. 126-133. DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-2-126-133

Стафиевская Мария Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]

Петрова Валерия Олеговна, студентка, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]

Marija V. Stafievskaya , Ph. D. (Economics), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, stafievskaya16@mail. ru

Valeriya O. Petrova, student, Mari State University, Yoshkar-Ola,

stafievskaya16@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.