Научная статья на тему 'Моделирование аварий и их ликвидации в эргатических системах'

Моделирование аварий и их ликвидации в эргатических системах Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
141
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕПЬ МАРКОВА / УРАВНЕНИЯ КОЛМОГОРОВА / МАКСИМАЛЬНАЯ ЭНТРОПИЯ / MARKOV CHAIN / KOLMOGOROV EQUATIONS / MAXIMUM ENTROPY

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Аль-азави Рази Джабур

Рассмотрены системы типа «человек-машина-среда» с защитой от стихийных и техногенных бедствий с различными видами интенсивности, как с классическим простейшим потоком, так и с нестабильным источником. Процесс ликвидации аварии во всех моделях происходит в несколько этапов, с различными интенсивностями и возможными многократными повторениями этапов в случае «мульти-катастроф».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simulation of accidents and their liquidation in ergatic systems

A “Man-machine-environment” system with safeguard subsystem is considered. It is subjected to either classic or unstable flow of events natural or man-made disasters with various densities. The process of liquidation the accident in all these models runs in several stages with different intensities each. These phases can be repeated in the case of “multi-catastrophes”. In the presented Markovian model probability of changes in health of an operator is found using the principle of maximizing the information entropy – the so called “second law of synergetics”. The average temperature of the human’s body is suggested as health criterion, and its maximal probability is found. In spite of the system is open, the computational experiments show that such approach may be used. It fits the conditions of practice. The stability time of the process and the value of changing the dynamicmodel to stationary one are estimated. The safety criterion of situation that is the ratio of the average time between failures and mean time of recovery is introduced and investigated.

Текст научной работы на тему «Моделирование аварий и их ликвидации в эргатических системах»

УДК 615.89: 504.3.054

Аль-Азави Рази Джабур

МОДЕЛИРОВАНИЕ АВАРИЙ И ИХ ЛИКВИДАЦИИ В ЭРГАТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Рассмотрены системы типа «человек-машина-среда» с защитой от стихийных и техногенных бедствий с различными видами интенсивности, как с классическим простейшим потоком, так и с нестабильным источником. Процесс ликвидации аварии во всех моделях происходит в несколько этапов, с различными интенсивностями и возможными многократными повторениями этапов в случае «мульти-катастроф».

Ключевые слова; цепь Маркова, уравнения Колмогорова, максимальная энтропия

1. Введение

За последние десять лет системы типа «Человек-Машина-Среда»(ЧМС), часто называемые также «эрга-тическими», выделились в особый класс, включающий некоторые важные системы экономики, экологии, военного дела и безопасной жизнедеятельности. Эти элементы всегда входили в большинство кибернетических систем, но рассматривались только с точки зрения автоматизированного управления, с применением ограниченного круга методов исследования, например, СМО и теория надежности. В настоящее время наиболее актуальными из ЧМС являются системы с защитой и восстановлением работоспособности в результате действий оператора. Они составляют отдельный класс систем, в большинстве случаев обладают Марковским свойством, но не могут быть полностью описаны с помощью методов СМО (за не имением такого понятия как «очередь») или теории надежности (отсутствует понятие «резерва»). Проблема, следовательно, актуальна, как с теоретической, так и с практической точек зрения.

2. Постановка проблемы и анализ литературы

Рассматривается замкнутая система типа «человек-машина-среда», в которой имеется, в общем случае, возможно, нестационарный источник событий, влияющих на работу подсистемы «машина» и здоровье подсистемы «человек», задача которого эту аварию, либо катастрофу ликвидировать [1 - 10]. Использован подход, который может быть уподоблен подходу термодинамики, а именно, мы хотим описывать поведение сложных систем с помощью макроскопических наблюдаемых величин. Методом для достижения этой цели послужит принцип максимума информационной энтропии, разработанный в совершенно общем виде Джейнсом [9]. Трудность проблемы обобщения этого принципа на системы, далекие от теплового равновесия, и на нефизические системы, кроется именно в адекватном выборе ограничений [10].

В качестве базовой модели для всей системы «чело-век-машина-среда» использованы системы с Марковским свойством [2] и, возможно, переменными интенсивностями событий [7]. Продуктивность такого подхода подтверждается тем, что формулы типа Эрланга для переменного времени обслуживания в СМО доказаны и применяются уже полвека [2].

В данной работе цель и задачи исследования состоят

в определении вероятностей состояний, и характеристик системы ЧМС с защитной подсистемой в целом.

Для достижения этой цели решены следующие задачи:

• исследование устойчивых стационарных решений динамики систем с защитой и переходных процессов в них;

• проведение численных экспериментов для получения вероятностей состояний в ЧМС-системах различной структуры.

Методы исследования включают теорию Марковских цепей с дискретным пространством состояний и непрерывным временем, решение систем дифференциальных уравнений Колмогорова и алгебраических систем для предельных вероятностей, а также численный анализ.

3. Статическая модель

Рассмотрим команду профессионалов, которые ликвидируют некоторое повреждение в подсистеме «Машина» за п этапов (рис. 1). Не нарушая общности, пусть п=3).

Система в данной постановке полностью статическая и цепь дискретна, как по состояниям, так и по времени.

Рис. 1. Граф-схема состояний восстановления системы за три этапа

Матрица вероятностей переходов такой системы приведена в работе [6].

Вероятности Р01 и вероятности всех «обратных» переходов Р32, Р31, Р21 (рис. 1) являются наблюдаемыми переменными, и определяются частотой и мощностью аварии, а все остальные - управляемыми.

Как следует из теории Марковских эргодических цепей, матрица переходов для такой ЧМС за к шагов -Рк - быстро сходится, в частности, с пригодной для практических целей погрешностью в 1 % - при к<10 (по результатам численной прогонки для 10-ти реальных систем). В пределе - это стохастическая матрица с одинаковыми строками.

TECHNOLOGY АИІТ А№ PRODUCTION RESERVES — № 6/4(14], 2013, © Аль-Азави Рази Джабур

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ - ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

ISSN 222Б-37В0

Предельные вероятности состояний определяют среднее нормированное время нахождения в данном состоянии, а следовательно, и стоимость (ущерб) от аварии и её ликвидации в целом, как математическое ожидание. Если для управляемых параметров вероятности переходов заданы как функции затрат на защиту, то естественно возникает задача об оптимизации общих средних потерь в результате аварии при заданных Сі -удельных стоимостях состояний: Z = ^ СІРІ.

Такая задача минимизации затрат линейна по не известным вероятностям состояний, однако они не являются независимыми переменными. Их зависимость от управляемых переменных - переходных вероятностей матрицы Р есть полиномы к-й степени. Функция и ограничения при этом не выпуклы. Численными методами удается найти несколько локальных минимумов.

Другая задача оптимизации, основанная не на стоимости процеса, а на внутренних особенностях системы ЧМС, предложена в работе [8]. Она использует энтропийный подход [9, 10].

8; = -ЕР; 1пР; ->птах, = 1- 0<Р;<1. (1)

Функция SI сепарабельна, выпукла вверх по каждой переменной, а значит, максимум на выпуклой области единственный.

Полученный в [8] результат для энтропии и вероятностей состояний здоровья оператора, ликвидирующего аварию: {1.02, {р1 = 0.51,р2 = 0.31,р3 = 0.18}}, по крайней мере, не противоречит здравому смыслу. Однако, ввиду незамкнутости подсистемы «человек», правомерность применения здесь принципа максимума энтропии не может быть строго доказана [9]. В нашем случае система замкнута, но сложная зависимость от Р(р^) делает задачу много-экстремальной.

4. Модель системы ЧМС с переменной интенсивностью аварий

Здесь для модели из [6] рассмотрены случаи потоков Пуассона для событий-аварий с переменной интенсивностью Х^) двух типов: имеющие предел при t и периодические. Основываясь на теоремах Флоке-Ляпу-нова, показано, что в большинстве важных неавтономных систем Колмогорова усредненные вероятности состояний

1 т

—|Р^)й можно получить с удовлетворительной точ-т 0

ностью по формулам стационарных вероятностей для

1 т

усредненных интенсивностей / =—(табл. 1).

т0

Таблица 1

Пример результатов усредненных вероятностей состояний

5. Выводы

Для стационарной задачи устранения аварий в самом общем виде описана постановка задачи оптимизации на цепи Маркова - минимизации затрат на защиту и средних убытков от аварии.

Полученные в результате численных экспериментов временные зависимости для вероятностей состояний позволяют определить время установления динамических процессов в системе ЧМС с нестационарными потоками аварий и показать правомерность оценки осредненных вероятностей состояний по средним интенсивностям событий.

Литература

1. Арнольд, В. И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели [Текст] / В. И. Арнольд. - М.: МЦНМО, 2000. - 32 с.

2. Вентцель, Е. С. Исследование операцій [Текст] / Е. С. Вентцель. - М.: Советское радио, 1972. - 552 с.

3. Хинчин, А. Я. Работы по математической теории массового обслуживания [Текст] / А. Я. Хинчин; под ред. Б. В. Гнеденко. - М.: Физматгиз, 1963. - 236 с.

4. Хакен, Г. Информация и самоорганизация [Текст] / Г. Ха-кен. - М.: КомКнига, 2005. - 248 с.

5. Аль-Азави, Р. Дж. Об одном подходе к моделированию человеко-машинных систем восстановления в критических ситуациях [Текст] / Р. Дж. Аль-Азави // 16-й Международный молодежный форум «Радиоэлектроника и молодежь в ХХІ веке», 17-19 апреля 2012 г. - С. 131-132

6. Alazawi, R. J. Markovian Approach To Man-Machine-Environment Systems [Текст] / R. J. Alazawi // Радиотехника. - 2012. - №170. - С. 14-18.

7. Аль-Азави, Р. Дж. Моделирование Человеко-Машинных Систем восстановления в критических ситуациях с помощью процессов гибели и размножения [Текст] / Р. Дж. Аль-Азави // Радиотехника. - Харьков, 2013.

8. Наумейко, И. В. К расчету марковской модели эргатической системы [Текст] / И. В. Наумейко, А. В. Сова // Сб. Науч. Труд. 5-й Юбилейной Международной Научной конференции «Функциональная база наноэлектроники». - Харьков-Крым, 2012. - С. 236-239

9. Jaynes, E. T. Where do we stand on maximum entropy? [Текст] / E. T. Jaynes; R. D. Levine, M. Tribus (eds.) // The Maximum Entropy Formalism. - Cambridge, Mass.: M.I.T Press, 1978.

10. Jaynes, E. T. Where do we go from here? [Текст] / E. T. Jaynes; C. Ray Smith, W. T. Grandy, Jr.(eds) // Maximum-Entropy and Bayesian Methods in Inverse Problems. -D. Reidel Publishing Company, 1985. - P. 21-58.

МОДЕЛЮВАННЯ АВАРІЙ ТА ЇХ ЛІКВІДАЦІЇ У ЕРГОТИЧНИХ СИСТЕМАХ

Розглянуто системи типу «людина-машина-середовище» із захистом від стихійних та техногенних лих з різними видами щільності, як з класичним найпростішим потоком, так і з нестабільним джерелом. Процес ліквідації аварії у всіх моделях відбувається в кілька етапів, з різними інтенсивностями і можливими багаторазовими повтореннями етапів у разі «мульті-катастроф».

Ключові слова: ланцюг Маркова, рівняння Колмогорова, максимальна ентропія

Аль-Азави Рази Джабур, аспирант, кафедра прикладной математики, Харьковский национальный университет радиоэлектроники, Украина, e-mail: razijabur@gmail.com

Аль-Азавi Разi Джабур, аспірант, кафедра прикладної математики, Харківський національний університет радіоелектроніки, Україна, e-mail: razijabur@gmail.com

l(t) / P0 P1 P2 P3

0.5+0.1Sin(t) 0.514 0.0267 0.135 0.277 0.563

0.5+0.5Sin(t) 0.572 0.021 0.121 0.27 0.588

/ + sin2(t) 0.519 0.026 0.134 0.276 0.565

Al-Azawi Razi Jabur, Kharkiv National University of Radioelectronics, Ukraine, e-mail: razijabur@gmail.com

40

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ И РЕЗЕРВЫ ПРОИЗВОДСТВА — № 6/4(14), 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.