Научная статья на тему 'Моделирование ассоциативного поля концепта «Спорт» как основа формирования имиджевых характеристик спорта'

Моделирование ассоциативного поля концепта «Спорт» как основа формирования имиджевых характеристик спорта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
331
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ СПОРТА / ПРОПАГАНДА / КОНЦЕПТ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА / SPORT'S IMAGE / PROPAGANDA / CONCEPT / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / ASSOCIATIVE FIELD OF A CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скрипник Алена Владимировна, Скрипник Ольга Георгиевна

Имидж спорта в настоящее время является одной из актуальных, но малоизученных тем. Предпринята попытка выявления устойчивых ассоциаций с целью построения ассоциативного поля концепта и разработки опорных точек, которые могут лечь в основу формирования имиджа. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что в языковом сознании носителей языка концепт имеет больше значений, чем описано в словарях. По мнению респондентов, спорт важен для современной молодежи, поскольку он способствует укреплению здоровья, разностороннему личностному развитию, а также неразрывно связан с будущим России и обладает потенциалом формирования ее желаемого имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF THE ASSOCIATIVE FIELD OF THE CONCEPT “SPORT” AS BASIS OF FORMATION OF IMAGE CHARACTERISTICS OF SPORT

In the XXI century sport begins to return the position which it lost at the end of the last century. The Olympic Games-2014 in Sochi, the introduction of GTO (Ready for Labor and Defense ) standards (especially for schoolchildren and students) and the additional points for admission to universities for the delivery of these norms, various sporting events of the regional level – all these things make an impact on the formation of the positive sport’s image among the modern youth. In accordance with this indicator, we have established the percentage of students of higher and secondary education who are engaged in physical culture and sports. We used the technique of the linguistic and cognitive modeling of the concept’s maintenance. We developed the reference points of the sport’s image model on the basis of results of an associative experiment. From the positions of cognitive linguistics it is possible to offer the following definition of the sport’s image: sport’s image is a mental construct formed by means of information influence for the purpose of fixing in the picture of the world of the addressee of a steady set of representations and associations connected with sport. The results of the experiment allow to draw a conclusion that in language consciousness of the native speakers the concept has more values, than it is described in the dictionaries. The results of the associative experiment and the poll allow us to offer the following reference points for modeling of the sport’s image. 1. It is necessary to use the words connected with the concept for the concept’s verbalization in the different types of the propaganda materials designed for young people. 2. It is worth thinking of development of the parallel advertizing campaigns designed for different target audiences taking into account gender aspect. 3. Such way of formation of the image as involvement in this activity of the famous athletes, in this case seems to us demanding a further research.

Текст научной работы на тему «Моделирование ассоциативного поля концепта «Спорт» как основа формирования имиджевых характеристик спорта»

УДК 81'23:316 . 7

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2017-10-48-55

МОДЕЛИРОВАНИЕ АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ КОНЦЕПТА «СПОРТ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СПОРТА

А. В. Скрипник1, О. Г. Скрипник2

1 Томский государственный педагогический университет, Томск

2 Томский базовый медицинский колледж, Томск

Имидж спорта в настоящее время является одной из актуальных, но малоизученных тем. Предпринята попытка выявления устойчивых ассоциаций с целью построения ассоциативного поля концепта и разработки опорных точек, которые могут лечь в основу формирования имиджа. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что в языковом сознании носителей языка концепт имеет больше значений, чем описано в словарях. По мнению респондентов, спорт важен для современной молодежи, поскольку он способствует укреплению здоровья, разностороннему личностному развитию, а также неразрывно связан с будущим России и обладает потенциалом формирования ее желаемого имиджа.

Ключевые слова: имидж спорта, пропаганда, концепт, ассоциативный эксперимент, ассоциативное поле концепта.

В XXI в. спорт начинает возвращать позиции, утраченные в конце прошлого века. Олимпийские игры 2014 г. в Сочи, введение норм ГТО (особенно для школьников и студентов) и дополнительные баллы при поступлении в вузы за сдачу этих норм, различные спортивные мероприятия регионального уровня - все это оказывает влияние на формирование положительного имиджа спорта у современной молодежи. Несмотря на огромную общественную значимость, спорт недостаточно осмыслен в научной и официально-правовой литературе, не описаны механизмы формирования имиджа спорта. Данные проблемы не позволяют эффективно проводить пропаганду занятий спортом и физической культурой, так как имидж является одной из важных составляющих любого современного социального института.

В научной литературе встречаются следующие направления в изучении способов эффективной управленческой и коммуникативно-пропагандистской (в том числе имиджеформирующей) деятельности в сфере спорта, которые условно можно обозначить как социально-политическое, социально-философское, семиотико-культурологическое, спортивный менеджмент и маркетинг.

Социально-политическое направление не входит в область исследовательских интересов авторов. Следует лишь отметить, что в контексте данного направления исследователи (В. Ю. Костиков, А. В. Сафошин, К. Д. Долгов, Л. М. Семенова и др.) рассматривают взаимообусловленность и взаимовлияние имиджа спорта и имиджа политика либо внешнеполитического имиджа конкретного государства (города, региона).

Социально-философское направление освещает вопросы общественной значимости спорта, его философские и аксиологические основы. Так, диссер-

тация А. С. Лебедева посвящена описанию социокультурных функций спорта и изучению их динамики в диахроническом аспекте. Автор разрабатывает философскую концепцию спорта как важнейшей сферы жизни современной и будущей цивилизации [1]. В. Б. Барабанова рассматривает спорт в синхроническом аспекте и раскрывает влияние современных глобализационных и технократических процессов на спортивную сферу [2].

В рамках семиотико-культурологического направления (В. Е. Билогур и др.) спорт трактуется как социальный институт, обладающий аксиологическим и символическим потенциалом [3, с. 4041]. «Архетип может определять форму реализации значимого или потенциально значимого мотива в контексте потребления спорта как товара» [4, с. 87]. «Спорт, имеющий социально значимый символический капитал, на протяжении многих лет является важным средством создания паблисити, имиджа государства и отдельных политиков» [5].

Спортивный менеджмент и маркетинг предполагают рассмотрение вопросов, связанных с управленческой, рекламной деятельностью в спорте и ее экономической эффективностью: социально-психологические основы маркетинговой деятельности (В. Б. Мяконьков), управленческая деятельность в спорте (В. Н. Супиков), спортивный маркетинг, брендинг, реклама (А. Стеганцев, В. Ю. Костиков, Т. С. Красулина, Е. В. Казакова, Е. В. Кохановский, О. В. Гадючкин, Е. А. Макарова).

В лингвистической науке с середины прошлого века феномен спорта исследовался с точки зрения входящей в его сферу лексики (терминологии) и фразеологии, характерных для разных видов спорта. В настоящее время данные исследования продолжаются, например в работах Р. В. Попова описа-

на терминосистема баскетбола, в работах Л. А. Ава-ковой - терминосистема шахматного спорта и пейнтбола, Н. Н. Бобыревой - терминология художественной гимнастики. А. А. Машуш исследует проблему разграничения спортивных терминов и профессионализмов. М. В. Корягина рассматривает этимологию и особенности употребления отдельных спортивных терминов, а Р. Г. Абулханова - особенности словообразования терминов. Второе направление лингвистических исследований - описание отдельных речевых жанров, используемых в спортивном дискурсе: кричалки (А. Е. Сомова), спортивного репортажа (П. Истрате, Е. Н. Александрова). И, наконец, третье направление - различные исследования спортивного дискурса с точки зрения лингвоког-нитологии, лингвосемиотики и интертекстуальности (И. Е. Дубчак, Л. А. Комлева, О. А. Панкратова).

Для данного исследования особенно значимой представляется работа Е. Г. Малышевой, посвященная русскому спортивному дискурсу, включающему в себя в качестве содержательной доминанты мегаконцепт «спорт». Автор определяет базовые когнитивные признаки данного феномена, описывая его с точки зрения лингвокультурологического своеобразия, интерпретирует особенности когнитивной структуры данного концепта посредством выявления базовых когнитивных стереотипов, объективированных в спортивном дискурсе, и, кроме того, обнаруживает точки взаимодействия спортивного дискурсивного пространства с политическим и идеологическим дискурсами. Под спортивным дискурсом (или спортивным дискурсивным пространством) понимается особый тип институционального дискурса, который организован по принципу поля и состоит из системы дискурсивных разновидностей, объединенных общностью спортивной тематики и концептуальных (содержательных) доминант. В рамках лингвокультурологической концепции автор рассматривает соответствующий фрагмент языковой картины мира сквозь призму спортивной сферы и приходит к выводу об этнокультурной специфике представлений о важнейших духовных универсалиях русской картины мира [6].

Поскольку когнитивная наука в целом (и лин-гвокультурологическое направление когнитивной лингвистики как ее разновидность) - междисциплинарная («зонтиковая») наука, то ее достижения могут использоваться и в других областях, в частности в прикладной имиджелогии, которая занимается созданием желаемого имиджа субъектов и объектов различного уровня.

Взяв за основу определение имиджа региона, сформулированное И. А. Сушенковой с позиций когнитивной лингвистики, можно предложить следующее определение имиджа спорта: имидж спорта - это ментальный конструкт, формируемый по-

средством информационного воздействия с целью закрепления в картине мира адресата устойчивого набора представлений и ассоциаций, связанных со спортом [7]. С точки зрения когнитивной лингвистики спорт может быть рассмотрен как концепт-фрейм, т. е. «мыслимый в целостности его составных частей многокомпонентный концепт, объемное представление, некоторая совокупность стандартных знаний о предмете или явлении» [8, с. 119].

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-Ф3 (последняя редакция) дано определение спорта - «сферы социально-культурной деятельности как совокупности видов спорта, сложившейся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним» [9]. В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. освещаются ее цели и задачи, среди которых находим следующие:

1) создание новой национальной системы физ-культурно-спортивного воспитания населения;

2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни [10].

Реализация поставленных задач невозможна без целенаправленной работы по формированию имиджа спорта. Планируется проведение следующих мероприятий, направленных на пропаганду спорта:

- поддержка проектов и мероприятий, включая производство печатной продукции, направленных на пропаганду физической культуры, спорта и здорового образа жизни (в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России»);

- освещение в государственных средствах массовой информации подготовки и проведения крупнейших международных спортивных мероприятий, в том числе чемпионата мира по футболу FIFA

2018 г. ХХ1Х Всемирной зимней универсиады

2019 г. в Красноярске [11].

Как видно из приведенного перечня, работа по повышению популярности занятий физической культурой и спортом ведется в виде пропаганды, которая является составной частью имиджа, включающего в себя и другие, не менее значимые части.

Основными показателями эффективности развития физической культуры и спорта в соответствии с документами стратегического планирования должны стать:

- увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (3-79 лет) до 40 % к 2020 г.;

- увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов до 82 % к 2021 г. [12].

В данном исследовании предпринята попытка выяснить, насколько спорт значим и интересен для современной молодежи, установив (в соответствии с указанным показателем) процент студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, занимающихся физической культурой и спортом. Кроме того, с помощью методики лингвокогнитивного моделирования содержания концепта на основе результатов ассоциативного эксперимента разработаны опорные точки имиджевой модели спорта.

Далее приведено несколько определений понятия «спорт», зафиксированных в толковых словарях.

1. Самый полный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой [13]:

спорт

I м.

1. Составная часть физической культуры - комплексы физических упражнений (гимнастика, борьба, игры, туризм и т. п.), имеющие целью развитие и укрепление организма, а также соревнования по таким комплексам и правила их проведения.

отт. Игра в шахматы, шашки, рыболовство.

2. перен. разг.

Азартное увлечение чем-либо, каким-либо занятием.

2. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой [14]:

СПОРТ, -а, муж.

1. Составная часть физической культуры, комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по таким упражнениям и комплексам, а также система организации и проведения этих соревнований. Заниматься спортом. Национальные виды спорта. Профессиональный с. Лыжный с. Конный с.

2. перен. Азартное увлечение чем-н., каким-н. занятием. Коллекционирование превратилось для него в с.

| прил. спортивный, -ая, ое. С. комплекс. Спортивные игры. С. инвентарь. С. костюм. Из (чисто) спортивного интереса делать что-н. (будучи увлеченным чем-н.).

3. Большой энциклопедический словарь [15]:

СПОРТ (англ. sport) - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, система организации соревнований по различным физическим упражнениям. Существует любительский спорт и профессиональный (источник доходов для спортсменов).

4. Большая медицинская энциклопедия [16]:

СПОРТ (англ.: игра, развлечение), в обыденной

жизни занятие, связанное с соревнованием, увлечением и страстностью. В физкультуре С. - одна из важнейших составных частей, охватывает весьма разнородные физ. упражнения, требующие ча-

сто максимального напряжения и достижения в тот или другой срок определенного совершенства.

Посредством интерпретации результатов ассоциативного эксперимента сравним данные описания значений понятия «спорт» с трактовкой концепта испытуемыми. Было опрошено 212 человек в возрасте от 18 до 25 лет, из них 136 девушек, 76 юношей.

Ассоциативное поле концепта выглядит следующим образом:

Спорт (девушки): здоровье (82), бег (34), жизнь (33), сила (28), движение (21), здоровый образ жизни (18), выносливость (15), красота (15), активная жизнь (14), физические упражнения (23), тренировки (11), плавание (10), игры (9), футбол (9), гимнастика (8), мышцы (8), волейбол (7), красивая фигура (7), мотивация (7), правильное питание (7), успех (7), мяч (6), поддержание хорошей физической формы (6), тонус (6), хорошее настроение (6), баскетбол (5), коньки (5), соревнования (5), счастье (5), тренажерный зал (5), удовольствие (5), целеустремленность (5), боль (4), достижение (4), зарядка (4), здоровый дух (4), молодость (4), победа (4), сила воли (4), сила духа (4), тренер (4), упорство (4), физическая культура (4), форма (4), хобби (4), лыжи (3), любовь (3), мотивация (3), нагрузка (3), напряжение (3), общение (3), прыжки (3), радость (3), скакалка (3), скорость (3), смысл жизни (3), спортивный зал (3), травмы (3), бальные танцы (2), быстро (2), виды спорта (2), гантели (2), гибкость (2), закалка (2), кроссовки (2), легкая атлетика (2), навык (2), награды (2), подтянутость (2), польза (2), работа над собой (2), развитие (2), растяжка (2), стремление (2), теннис (2), уверенность (2), фитнес (2), ходьба (2), шпага (2), энергия (2), сrossfit (1), адреналин (1), азарт (1), антицеллюлит (1), белок (1), биатлон (1), бодифлекс (1), брусья (1), Бьерндален (1), велосипед (1), вес (1), весна (1), вода (1), воздух (1), воля (1), время (1), гармония (1), деньги (1), дисциплина (1), единоборства (1), желание (1), здоровое тело (1), здравый смысл (1), избавление от отрицательной энергии (1), йога (1), карате (1), команда (1), крепкий (1), конный спорт (1), лес (1), легкость (1), лечебная физкультура (1), мода (1), молочная кислота (1), Олимпиада-80 (1), олимпийские игры (1), отдых (1), Паралимпиада (1), пилатес (1), пластичность (1), подвижность (1), подход (1), понимание своего организма (1), поражение (1), пот (1), правильное дыхание (1), протеин (1), разминка (1), реабилитация (1), санки (1), сборы (1), сдержанность (1), секция (1), сетка (1), сложность (1), сноуборд (1), социальная стипендия (1), спортивное питание (1), спортивное тело (1), спортсмен (1), справедливость (1), стройность (1), тело (1), терпение (1), трамплин (1), труд (1), турник (1), усталость (1), утро (1), Фуркад (1), футболист (1), характер (1), хоккей (1).

Спорт (юноши): жизнь (32), здоровье (18), сила (15), бег (11), движение (11), активная жизнь (10), футбол (9), хобби (8), выносливость (7), игра (6), победа (6), любовь (5), скорость (5), смысл жизни (5), стремление (5), физическая нагрузка (5), самосовершенствование (4), сила духа (4), труд (4), баскетбол (3), здоровый образ жизни (3), мощь (3), мужество (3), соревнование (3), тренировка (3), успех (3), целеустремленность (3), хоккей (3), адреналин (2), благополучие (2), дружба (2), ловкость (2), мышцы (2), мяч (2), первенство (2), плавание (2), природа (4), прыгать (2), турник (2), усталость (2), ум (2), шахматы (2), эмоции (2), акробатика (1), армия (1), боевые искусства (1), боль (1), борьба (1), виды спорта (1), волейбол (1), ворота (1), гимнастика (1), деньги (1), допинг (1), коньки (1), кроссовки (1), лестница (1), медицина (1), мир (1), Олимпиада (1), олимпийские игры (1), отдых (1), поражение (1), разминка (1), разряды (1), ракетка (1), результат (1), сжигание лишних жиров (1), слава (1), соперничество (1), спортивная секция (1), спортивное питание (1), спортивный инвентарь (1), стритбол (1), трезвость ума (1), тренажер (1), тренажерный зал (1), упорство (1), участие (1), фармакология (1), физическая культура (1), фитнес (1), чемпион (1), ходьба (1), штанга (1), яркая жизнь (1).

Поскольку существенных различий между ассоциациями девушек и юношей замечено не было, при формулировке значений было решено не учитывать гендерный аспект. Семантическая структу-

ра концепта «спорт» включает в себя следующие семемы:

1. Здоровье (100), в том числе психическое: ум и его трезвость (8), молодость (4), красота (16) и красивая фигура (17), которая невозможна без боли (8) и медицинской помощи (4).

2. Жизнь в целом (65), ее смысл (8) и составляющие: различные виды активности (37), чувства (22), эмоции (21), хобби (8), мотивация (7), общение (3), адреналин (3), армия (1), мир (1), социальная стипендия (1),

3. Физическая сила (60), а также сила духа (8) и характера (28), выносливость (22).

4. Здоровый образ жизни (21), предполагающий физические нагрузки (41) и движение в целом (40), возможность гармонично развиваться (2) и чувствовать себя в тонусе (6), нахождение на природе (7), отдых (2), спортивное питание (12).

5. Спортивные игры (18) (в том числе олимпийские (3)) и виды спорта (134), их атрибуты (91), инвентарь (55), спортсмены (4).

Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что в языковом сознании носителей языка концепт имеет больше значений, чем описано в словарях. Такие ассоциации, как армия, мир, социальная стипендия, кажутся не очень уместными, однако именно они отражают всю широту и неисчерпаемость содержания концепта в сознании респондентов. В качестве ассоциаций некоторые респонденты называли паремии, позволившие сформировать па-ремиологическое поле концепта, которое представ-

46 % - хочу укрепить здоровье 30 % - хочу приобрести красивую, стройную фигуру

10 % - доставляет удовольствие

11 % - приводит в порядок и тело, и мысли, закаляет дух, характер

6 % - придает энергию и хорошее настроение 3 % - развивает физические способности 3 % - не представляю свою жизнь без движения

3 % - дает возможность самореализоваться 2 % - модно

1 % - учит дисциплине

1 % - помогает отвлечься от повседневной жизни Рис. 1. Ответы девушек на вопрос «Я хочу заниматься спортом, потому что...»

9 % - лень

5 % - отнимает много времени

4 % - проблемы со здоровьем 4 % - мне это неинтересно

2 % - я неспортивный человек 2 % - это может быть травмоопасно 1 % - отнимает много сил 1 % - не нашла свой вид спорта

Рис. 2 . Ответы девушек на вопрос «Я не хочу заниматься спортом, потому что.»

37 % - хочу укрепить здоровье 18 % - доставляет удовольствие 12 % - приводит в порядок и тело, и мысли, закаляет дух, характер

10 % - помогает приобрести физическую силу

3 % - не представляю свою жизнь без движения

4 % - необходим для самозащиты

Рис . 3 . Ответы юношей на вопрос «Я хочу заниматься спортом, потому что...»

12 % - лень

4 % - отнимает много времени 4 % - это может быть травмоопасно 1 % - мне это неинтересно

Рис . 4 . Ответы юношей на вопрос «Я не хочу заниматься спортом, потому что.»

61 % - помогает быть здоровым в условиях современной жизни

10 % - помогает развиваться не только умственно, духовно, но и физически

9 % - помогает избавиться от вредных привычек и укрепить здоровье

9 % - помогает бороться с ленью и дает стимул к новым достижениям

7 % - спорт моден 6 % - хобби

5 % - наполняет жизнь яркими красками, поднимает настроение

4 % - является важным фактором в процессе становления личности, развивает выносливость

3 % - для современной молодежи спорт не важен, так как у нее много других интересов

2 % - помогает найти новых друзей

1 % - формирует имидж страны

Рис . 5 . Ответы девушек на вопрос «Почему спорт важен (не важен) для современной молодежи?»

45 % - помогает быть здоровым в условиях современной жизни

14 % - является важным фактором в процессе становления личности, развивает выносливость

10 % - помогает избавиться от вредных привычек и укрепить здоровье

8 % - спорт моден

6 % - самореализация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 % - спорт помогает стать сильным, поддерживать хорошую физическую форму

4 % - для современной молодежи спорт не важен, так как у нее много других интересов

2 % - помогает бороться с ленью и дает стимул к новым достижениям

2 % - хобби

2 % - будущее России

2 % - помогает разнообразить жизнь

Рис . 6 . Ответы юношей на вопрос «Почему спорт важен (не важен) для современной молодежи?»

лено тремя паремиями: «В здоровом теле - здоровый Для более точного понимания того, насколько дух» (10), «Быстрее, выше, сильнее» (3), «Если празд- важен концепт для респондентов, было задано им ник - то спортивный, если отдых - то активный» (1). два вопроса: 1. Я хочу (не хочу) заниматься спортом,

потому что... 2. Почему спорт важен (не важен) для современной молодежи? На один вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответа.

На рис. 1-6 видно, что одним из основных стимулов для занятий спортом у обеих групп является желание укрепить свое здоровье, а также возможность привести в порядок тело и мысли и получить удовольствие. Для девушек важен спорт как обязательное условие приобретения красивой фигуры, самореализации, движения, как одна из современных модных тенденций. Для юношей спорт является источником физической силы и навыков самозащиты. В целом большая часть респондентов хочет заниматься и занимается спортом, лишь 28 % девушек и 21 % юношей не хотят заниматься спортом.

По мнению респондентов, спорт важен для современной молодежи, поскольку он способствует укреплению здоровья, разностороннему личностному развитию, помогает избавиться от лени и вредных привычек, а также (что особенно важно для данного исследования) спорт неразрывно связан с будущим России и обладает потенциалом формирования ее желаемого имиджа.

Результаты ассоциативного эксперимента и опроса позволяют предложить следующие опорные точки для моделирования имиджа спорта.

1. Для вербализации концепта в различных видах материалов, пропагандирующих спорт и рассчитанных на молодежь, с целью повышения их

воздействующего потенциала необходимо использовать следующие слова, связанные с концептом: здоровье, жизнь, физическая сила, здоровый образ жизни, спортивные игры.

2. Стоит подумать о разработке параллельных рекламных кампаний, рассчитанных на разные целевые аудитории с учетом гендерного аспекта. Так, например, имидж спорта для девушек может акцентировать такие его возможности, как работа над формированием здорового образа жизни, красивой фигуры, модный тренд, общение и соревнование с друзьями и т. д. Центральной идеей имиджа спорта для юношей может стать не только работа над формированием здорового образа жизни, накачанных мышц и получением удовольствия, но и возможность постоять за себя и своих близких.

3. Такой способ формирования имиджа, как вовлечение в эту деятельность знаменитых спортсменов, в данном случае кажется авторам требующим дальнейшего исследования, поскольку из 212 респондентов лишь один человек в качестве ассоциации привел фамилии спортсменов.

4. Важной составляющей имиджа должен стать патриотический потенциал спорта. Гордость за олимпийские победы, стремление воспитать здоровое поколение и добиться процветания страны - вот те горизонты, которые открывает нам спорт.

Список литературы

I. Лебедев А . С . Гуманистическая сущность и социокультурные функции спорта: автореф . дис .. . . канд . филос . наук . М ., 2006 . 9 с .

2 . Барабанова В . Б . Имидж современного спорта . Вектор развития // Международный журнал экспериментального образования . 2011.

№ 6 .С . 127-129 .

3 . Билогур В . Е . Спорт как знаково-символическая и коммуникативная система в контексте социогуманитарного дискурса // Гуматтарний

вюник Запорiзькой державноi инженерноi академм . 2013 . № 55 . С . 33-44.

4 . Позднышев Е . В . Роль архетипов в формировании имиджа самых популярных видов спорта // Альманах современной науки и образо-

вания .2014 . № 1 (80) .С .86-91.

5 . Кулаков А . М . «Символический капитал» спорта в современном социокультурном пространстве: модусы и факторы его актуализации:

автореф . дис.... канд . культурол . М ., 2007 . 23 с.

6 . Малышева Е . Г . Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование . М . : Флинта, 2011. 370 с.

7 . Сушенкова И . А. Лингвокогнитивное исследование регионального имиджа: автореф . дис.. . . канд . филол . наук. Кемерово, 2011. 27 с.

8 . Попова З . Д ., Стернин И . А. Когнитивная лингвистика: учебник. М . : АСТ: Восток-Запад, 2007 . 314 с .

9 . Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04 .12 .2007 № 329-ФЗ (последняя редакция) . URL:

http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 14.07 .2017) .

10 . Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года . URL: http://minsport. gov. ru/ (дата

обращения: 14.07 .2017) .

II. Приказ Министерства спорта Российской Федерации «О плане мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» № 245 от 14 .03.2016 . URL: http://minsport. gov. ru/ (дата обращения: 14.07 .2017) .

12 . План деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2016-2021 годы от 24.05.2016 № 16 . URL: http://minsport.gov.ru/

(дата обращения: 14 07 2017)

13 . Ефремова Т . Ф . Самый полный толковый словарь русского языка: в 3 т . М .: АСТ, 2006 . URL: http://dic . academic .ru (дата обращения:

14.07 .2017) .

14 . Ожегов С . И ., Шведова Н . Ю . Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений . М . : ИТИ Технологии, 2003 .

939 с

15 . Большой энциклопедический словарь / гл . ред . А. М . Прохоров. М . : Большая российская энциклопедия; СПб .: Норинт, 2000 . 1434 с.

16 . Большая медицинская энциклопедия . М ., 1970 . URL: http://dic . academic .ru (дата обращения: 14.07 .2017) .

Скрипник Алена Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и стилистики, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Скрипник Ольга Георгиевна, преподаватель, Томский базовый медицинский колледж (ул. Смирнова, 44/1, Томск, Россия, 634027). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 18.07.2017.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-10-48-55

MODELLING OF THE ASSOCIATIVE FIELD OF THE CONCEPT "SPORT" AS BASIS OF FORMATION OF IMAGE CHARACTERISTICS OF SPORT

A. V Skripnik', O. G. Skripnik2

1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

2 Tomsk Basic Medical College, Tomsk, Russian Federation

In the XXI century sport begins to return the position which it lost at the end of the last century. The Olympic Games-2014 in Sochi, the introduction of GTO (Ready for Labor and Defense ) standards (especially for schoolchildren and students) and the additional points for admission to universities for the delivery of these norms, various sporting events of the regional level - all these things make an impact on the formation of the positive sport's image among the modern youth. In accordance with this indicator, we have established the percentage of students of higher and secondary education who are engaged in physical culture and sports. We used the technique of the linguistic and cognitive modeling of the concept's maintenance. We developed the reference points of the sport's image model on the basis of results of an associative experiment. From the positions of cognitive linguistics it is possible to offer the following definition of the sport's image: sport's image is a mental construct formed by means of information influence for the purpose of fixing in the picture of the world of the addressee of a steady set of representations and associations connected with sport. The results of the experiment allow to draw a conclusion that in language consciousness of the native speakers the concept has more values, than it is described in the dictionaries. The results of the associative experiment and the poll allow us to offer the following reference points for modeling of the sport's image. 1. It is necessary to use the words connected with the concept for the concept's verbalization in the different types of the propaganda materials designed for young people. 2. It is worth thinking of development of the parallel advertizing campaigns designed for different target audiences taking into account gender aspect. 3. Such way of formation of the image as involvement in this activity of the famous athletes, in this case seems to us demanding a further research.

Key words: sport's image, propaganda, concept, associative experiment, associative field of a concept.

References

1. Lebedev A . S . Gumanisticheskaya sushchnost' i sotsiokul'tumye funktsii sporta. Avtoref. dis . kand . filos . nauk [Humanistic essence and sociocultural functions of sport .Abstract of thesis cand . of philos . sci . ] . Moscow, 2006 . 19 р . (in Russian) .

2 . Barabanova V. B . Imidzh sovremennogo sporta . Vektor razvitiya [Image of modern sport. Development vector] . Mezhdunarodnyy zhurnal

eksperimental'nogo obrazovaniya - International Journal of Experimental Education, 2011, no . 6, pp . 127-129 (in Russian) .

3 . Bilogur V. E . Sport kak znakovo-simvolicheskaya i kommunikativnaya sistema v kontekste sotsiogumanitarnogo diskursa [Sport as sign and

symbolical and communication system in the context of a socio-humanitarian discurse] . Gumanitarniy visnik Zaporiz'koy derzhavnoy inzhenernoy akademii - Humanities Bulletin of Zaporizhzhe State Engineering Academy, 2013, no . 55, pp . 33-44 (in Ukrainian) .

4 . Pozdnyshev E . V. Rol' arkhetipov v formirovanii imidzha samykh populyarnykh vidov sporta [Role of archetypes in the most popular sports image

formation] . Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya - Almanac of Modern Science and Education, 2014, no . 1 (80), pp . 86-91 (in Russian) .

5 . Kulakov A . M . "Simvolicheskiy kapital" sporta v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve: modusy i faktory ego aktualizatsii. Avtoref. dis .

kand . kul'turologii ["The symbolical capital" of sport in modern sociocultural space: modes and factors of its updating . Abstract of thesis cand . of cultural sci ] Moscow, 2007 23 p (in Russian)

6 . Malysheva E . G . Russkiy sportivnyy diskurs: lingvokognitivnoye issledovaniye [Russian sports discourse: linguocognitive research] . Moscow,

Flinta Publ., 2011. 370 p . (in Russian) .

7 . Sushenkova I . A. Lingvokognitivnoye issledovaniye regional'nogo imidzha. Avtoref. dis. kand . filol . nauk [Linguocognitive research of regional

image .Abstract of thesis cand . of philol . sci . ] . Kemerovo, 2011.27 p . (in Russian) .

8 . Popova Z . D ., Sternin I .A. Kognitivnayalingvistika:uchebnik[Cognitive linguistics. Textbook] . Moscow, AST: Vostok-Zapad Publ ., 2007 . 314 p . (in Russian) .

9 . Federal'nyy zakon "O fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii" ot 04.12.2007 N 329-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Federal law "About

Physical Culture and Sport in the Russian Federation" 04 December 2007 no . 329-FZ (last edition)] (in Russian) . URL: http://www. consultant . ru/ document/cons_doc_LAW_73038/ (accessed 14 July 2017) .

10 . Strategiya razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [The strategy of development of physical culture

and sport in the Russian Federation until 2020] (in Russian) . URL: http://minsport. gov. ru/ (accessed 14 July 2017) . 11. Prikaz Ministerstva sporta Rossiyskoy Federatsii "O plane meropriyatiy po realizatsii v 2016-2020 godakh Strategii razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda" N 245 ot 14.03.2016 [The order of the Ministry of Sport of the Russian Federation "About the plan of measures on realization in 2016-2020 of the Strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation until 2020" no . 245 14 March 2016] (in Russian) . URL: http://minsport.gov.ru/ (accessed 14 July 2017) .

12 . Plan deyatel'nosti Ministerstva sporta Rossiyskoy Federatsii na 2016-2021 gody ot 24.05.2016 N 16 [Plan of activity of the Ministry of Sport of

the Russian Federation for 2016-2021 24 May 2016 no . 16] (in Russian) . URL: http://minsport. gov. ru/ (accessed 14 July 2017) .

13 . Efremova T. F. Samyy polnyy tolkovyy slovar' russkogo yazyka: v 3 t. [The most unabridged explanatory dictionary of Russian: 3 voluems] .

Moscow, AST Publ . , 2006 (in Russian) . URL: http://dic .academic .ru (accessed 14 July 2017) .

14 . Ozhegov S . I ., Shvedova N . Yu . Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy [Explanatory dictionary of

Russian] . Moscow, ITI Tekhnologii Publ . , 2003. 939 p . (in Russian) .

15 . Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar' [Big encyclopedic dictionary] . Chief editor A . M . Prokhorov. Moscow, Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya

Publ ., Saint Petersburg, Norint Publ ., 2000 . 1434 p . (in Russian) .

16 . Bol'shaya meditsinskaya entsiklopediya [Big medical encyclopedia] (in Russian) . Moscow, 1970 . URL: http://dic .academic .ru (accessed 14 July

2017) .

Skripnik A. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]

Skripnik O. G., Tomsk Basic Medical College (ul. Smirnova, 44/1, Tomsk, Russian Federation, 634027). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.