Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «ВРАЧ-ПАЦИЕНТ» В ПРАКТИКЕ АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА'

МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «ВРАЧ-ПАЦИЕНТ» В ПРАКТИКЕ АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
422
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧ / ПАЦИЕНТ / МЕДИЦИНСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / DOCTOR / PATIENT / MEDICAL COMMUNICATION / MODEL OF BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малютина Татьяна Владимировна, Цыганкова Ольга Юрьевна

В статье рассматривается проблема важности формирования коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности врача акушера - гинеколога. Раскрываются принципы и механизмы коммуникации, проанализированы модели взаимоотношений «врач-пациент».The article studies the problem of the importance of the formation of the communicative competence of an obstetrician-gynecologist in a professional activity. The principles and mechanisms of communication are revealed, the models of relationship “doctor - patient” have been analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малютина Татьяна Владимировна, Цыганкова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «ВРАЧ-ПАЦИЕНТ» В ПРАКТИКЕ АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА»

Психология

УДК 614.253

кандидат психологических наук Малютина Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства зравоохранения Российской Федерации (г. Омск); кандидат медицинских наук Цыганкова Ольга Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства зравоохранения Российской Федерации (г. Омск)

МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «ВРАЧ-ПАЦИЕНТ» В ПРАКТИКЕ АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА

Аннотация. В статье рассматривается проблема важности формирования коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности врача акушера - гинеколога. Раскрываются принципы и механизмы коммуникации, проанализированы модели взаимоотношений «врач-пациент».

Ключевые слова: врач, пациент, медицинская коммуникация, модель поведения.

Annotation. The article studies the problem of the importance of the formation of the communicative competence of an obstetrician-gynecologist in a professional activity. The principles and mechanisms of communication are revealed, the models of relationship "doctor - patient" have been analyzed.

Keywords: doctor, patient, medical communication, model of behaviour.

Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу, который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание.

А. Экзюпери

Введение. Профессиональная деятельность врача, как известно, отличается своими особенностями, особое место среди которых принадлежит межличностным контактам с пациентами и их родственниками. Эффективность профессионального общения врача обеспечивает развитие его навыков коммуникации, то есть его коммуникативная компетентность.

Изложение основного материала статьи. Современное общество, на сегодняшний день, предъявляет повышенные требования к результатам и качеству медицинского обслуживания, к содержанию самого процесса оказания медицинской помощи, что требует особого внимание, не только к работе врачей, но и их подготовке, в частности к развитию их коммуникативной грамотности, на всех этапах профессионального становления [1].

Коммуникативная компетентность является одним из базовых критериев профессиональной подготовки специалистов деятельностей субъект - субъектного типа «человек - человек», к которым принадлежит профессия врача.

Выделяются три основные группы коммуникативных навыков, которыми должен овладевать врач:

Первая группа - базисные умения, которые направленны на способность распределения и поддержки активного внимания, а также его распределения. Умение правильно интерпретировать полученную информацию, от пациента, умения постановки вопросов и правильно их задавать, относится к пациенту как к личности, быть понятным пациенту в процессе взаимодействия.

Вторая группа коммуникативных навыков носит относительно узкий, достаточно специализированный характер и относится к взаимодействию только с некоторыми категориями пациентов, к ним можно отнести: недоверчивых или агрессивных пациентов. Когда взаимодействие происходит в стрессовых ситуациях, взаимодействие с родственниками пациентов, ведение пациентов с психическими расстройствами.

Третья категория коммуникативных навыков имеет общий характер и формируется на основе интеграции базисных и некоторых специальных навыков.

Значимые для медицинской деятельности психологические навыки, которыми должны владеть врачи -это помощь в принятии сложных решений в ситуации выбора, уметь сообщить неприятную информацию, помогать преодолеть возникшую конфликтную ситуацию, побудить пациента придерживаться врачебных рекомендаций.

Основой развития коммуникативной компетентности является такая личностная психологическая характеристика, как стремление человека находиться вместе с другими людьми. Иметь принадлежность к определенной социальной группе, уметь устанавливать эмоциональные контакты с окружающими людьми и быть участником межличностных взаимоотношений. Стремление и потребность к взаимодействию, присоединению, быть в окружении с другими людьми обозначается психологическим термином «аффилиация».

Следующая психологическая черта, которая обеспечивает развитие коммуникативной компетентности врача - эмоциональная стабильность. Быть уравновешенным, сохранять контроль над реакцией и эмоциональным поведение в процессе взаимодействия. Умение владеть своими эмоциями помогает врачу во взаимодействии с пациентами избежать конфликтных ситуаций и психологических срывов.

Эмпатия, также является психологической характеристикой, которая обеспечивает адекватную коммуникацию в процессе взаимодействий врач - пациент. Умение сочувствовать, сопереживать - это определенная психологическая включенность врача в переживания пациента, в процесс лечения.

Одной из психологических характеристик, участвующей в развитии коммуникативной компетентности врача, является и сенситивность к отвержению - это способность адекватно воспринимать негативное отношение пациентов, которое чаще всего возникает на разных этапах лечебного процесса. Она предоставляет врачу определенную обратную связь, которая позволяет ему корректировать свое поведение во взаимодействии с пациентами и их родственниками.

Сохранение репродуктивного здоровья женщины, одна из значимых проблем в настоящее время, это указано в концепции демографической политики РФ на период 2025, утвержденная Указом Президента РФ №1351 от 09.10.2007.

Уровень гинекологических заболеваний, в последние годы, непрерывно увеличивается как во всем мире, так и в нашей стране. Так, по результатам статистических данных, за последнее время увеличилась заболеваемость эндометриозом - на 26%, воспалительные заболевания - на 10%, нарушения менструального цикла выросло в 1,6 раза [2, 3].

Отмечается, что современная профилактика и диагностика гинекологических заболеваний может позволить избежать риска для здоровья, но к сожалению, профилактическое направление в этой области, наименее развито в настоящее время.

Профилактика гинекологических заболеваний делится на первичную и вторичную. Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний и может состоять из следующих мероприятий: ведение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, исключение беспорядочных половых связей, ограничение половых партнёров, использование барьерных методов контрацепции, проведение санитарно-просветительной работы среди женщин репродуктивного возраста. Вторичная профилактика осуществляется проведением регулярных профилактических осмотров женщин. Цель вторичных профилактических осмотров заключается в предупреждение заболеваний у женщин и их раннее выявление, а также своевременное лечение и профилактика обострений.

Особое значение занимает устранение факторов, которые неблагоприятно влияют на репродуктивное здоровье женщины. Регулирование рождаемости, работа по предупреждению абортов, за счет активного включения современных методов контрацепции, развитие систематического гигиенического обучения и формирование здорового образа жизни - основные задачи вторичной профилактики.

Профилактические действия в сфере охраны гинекологического здоровья женщин обеспечиваются не только усилиями медицинских работников, но и усилиями пациенток. Взаимоотношения между гинекологом и его пациенткой, в этом вопросе, играют важную роль. Эффективность их взаимоотношений, в профилактике гинекологических заболеваний зависит не только от качества выполнения профессиональной роли врача, но и от адекватности понимания роли пациентки и в целом насколько представления врачей о них соответствуют действительности.

Совершенствование профилактической работы возможно на основе ее дальнейшей институализации, что предполагает передачу функций социальных субъектов, ответственных за профилактику, от индивидов (в настоящее время - врачей акушеров - гинекологов и, как это предусмотрено их должностными инструкциями) к организациям (женским консультациям).

Предлагаемые мероприятия принесут ожидаемый результат только тогда, когда будут правильно и рационально использоваться врачами и их пациентками. Активная интеракция в системе врач - пациент в сфере профилактической работы зависит от их позиции по отношению к здоровью в целом, к репродуктивному здоровью и друг к другу [4, 5].

Не маловажным аспектам в лечебном процессе является модель взаимоотношений между врачом и пациентом. Проблема взаимоотношений врача и пациента является наиболее актуальной в последние двадцать лет как в медицинской, так и в психологической литературе. Предлагаются различные модели, их характеристики варьируются от патерналистических до потребительских.

Достаточно интересной представляются теория взаимодействий врача и пациента, предложенная в 1992 г. врачами Э. и Л. Эмануэл [6]. В данной теории отражены различные варианты влияния врача на пациента и описана роль которую выполняет врач в лечебном процессе.

Первая модель - патерналистическая, согласно этой модели, врач должен самостоятельно принимать решение относительно процесса лечения пациента, в соответствии с собственными знаниями и пониманием блага и пользы для пациента. В описании данной модели взаимоотношений, пациент рассматривается как ребенок, которому необходимо строго выполнять предписания врача. Долг врача - суметь предотвратить вред и действовать во благо выздоровления пациента. На второй план уходит анатомия пациента. Упор делается на единоличном принятии решения врачом, даже если они противоречат желанию пациента.

Модель информирования - представляет собой противоположный взгляд на процесс взаимодействия врача и пациента. Основная роль переходит к пациенту, роль врача ограничена информационной функцией. Врач предоставляет необходимую информацию пациенту, тот в свою очередь формулирует свои цели и самостоятельно принимает решение и делает выбор. Такой тип отношений, на наш взгляд, в действительности мало соответствует, так как существует разница между знаниями и опыте врача и пациента. Врач должен не только информировать пациента, но и консультировать, и обучать.

Модель интерпретации представлена как история заболевания, которую необходимо интерпретировать и получить необходимые сведения для последующего лечения. В этой модели врач выступает как консультант для пациента, помогая пациенту достичь лучшего самопонимания и принять решение.

В совещательной модели роль врача шире, он действует как наставник, учитель, цель которого обсудить и объяснить дальнейшие действия пациента не только с медицинской позиции, но и с морально-этической, помогает пациенту выбрать наиболее лучший вариант действий, то или иное медицинское вмешательство, подробно обсуждая все необходимые вопросы в плане лечения.

Обобщая многообразие моделей, взаимодействие врача и пациента, в каждом конкретном случае складывается индивидуально, на них влияют возрастные и половые различия, социальный статус пациента, уровень его образованности, тяжесть заболевания и т.д.

В практике врача акушера - гинеколога эффективное медицинское взаимодействие представляет собой сотрудничество двух субъектов, врача и пациента. Такая модель взаимодействия предполагает, что не только врач сделает все возможное для лечения, но и должен рассчитывать на сознательное и активное участие пациента в лечебном процессе, то есть пациент будет придерживаться назначения врача и сообща с ним решать возникшую проблему собственного здоровья.

К сожалению, в реальных условиях, врач акушер - гинеколог на всегда может доверять пациенту, сотрудничество между врачом и пациентом проблематезировано. С чем это связано?

Во-первых, на сегодняшний день, гинекологи сталкиваются с «новыми», достаточно требовательными пациентами, которые не только усугубляют процесс лечения своими не согласованными действиями с

лечащим врачом, но и озадачены проверкой счетов за оказанные медицинские услуги. Пациенты такого типа склонны не только к сотрудничеству, но и к подозрительности в отношении компетентности врача, а также эффективности его назначений и экономической целесообразности его рекомендаций и дальнейшего лечения.

Во-вторых, все ситуация усугубляется продолжающимися реформами в здравоохранении и формированием новых моделей взаимодействия, например, контрактная модель взаимодействия.

В условиях платной медицины сложилась контрактная (договорная) модель взаимоотношений врач -пациент, врач и пациент начинают лечение на основе соглашения (договора), это определяется при их первой встрече. Врач, с учетом задач терапии, а также потребностей и возможности пациента определяет свой уровень ответственности и уровень ответственности пациента за результат и ход лечения. В данном контексте пациент становится потребителем медицинских услуг.

Пациент информирован о своих правах, о возможности выбора и замене врача и чаще возникает эффект пациентской предпочтительности и при этом он остается недостаточно компетентным в проблеме своего здоровья.

На наш взгляд, сложившаяся ситуация в отношении модели взаимодействия врач - пациент на сегодняшний день достаточно спорная и требует определенных дополнительных исследований и наблюдения. Но уверены мы в том, что эффективное медицинское взаимодействие невозможно без доверительного сотрудничества между врачом и пациентом.

Конечно по-разному будет выстраиваться доверительное сотрудничество и это будет завесить от категории пациенток с которыми работает врач гинеколог. Если это послушные, исполнительные пациентки врач может опираться на модель интерпретации, совещательную модель. Взаимодействие с «новыми», информированными пациентками, в идеале, можно рассматривать взаимное участие в лечебном процессе, партнерство.

При работе с агрессивными, требовательными пациентками, необходимо мобилизовать усилие врача на своем авторитете и компетентности, которые сложно оспорить пациенткам. Взаимодействуя с так называемыми пациентками не выполняющих предписания врача речь о доверии и сотрудничестве не идет.

Выводы. Таким образом, определяя модель взаимодействия между врачом и пациентом определяется совокупностью факторов и можно отметить, что с изменениями в системе здравоохранения характеристика взаимодействий врач - пациент претерпевает значительные изменения.

Литература:

1. Сулейманова С.Ю. Определение уровня сформированности коммуникативной компетентности у врачей ПМСП // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4-2. -С. 372-37

2. Сметник, В.П. Неоперативная гинекология. Руководство для врачей / В.П. Сметник, Л.Г. Тумилович. - М.: МедИнформ.агентство, 2015. - 302 с.

3. Риск беременности после стерилизации маточных труб: результаты совместного обзора стерилизации в США. / Н.В. Петерсон [и др.] // Американский журнал акушерства и гинекологии. - 2002. -Вып. 174. - С. 1161-1170.

4. Двойников С.И., Тарасова Ю.А., Фомушкина И.А., Костюкова Э.О. Проведение профилактических мероприятий. - И.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 15-19 с.

5. Ковалева М.Д., Бондаренко А.С., Шестаков А.С. Социальные проблемы профилактики в акушерстве и гинекологии // Социология медицины. - 2015. - №14 (1). - С. 54-57.

6. Эмануэль Э. Дж., Эмануэль Л.Л. Четыре модели взаимоотношений врача и пациента // Журнал Американской медицинской ассоциации. - 2016. - Том. 267 (16). - С. 2221-2226.

Психология

УДК 316.6

кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАНЫХ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАНИЙ О ПОВЕДЕНИИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Аннотация. В статье автор представляет результаты эмпирического исследования по выявлению особенностей формирования элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях детей 4-5 лет. Предполагается, что между знаниями детей о безопасности собственной жизнедеятельности и представлениями родителей о знаниях своих детей существует взаимосвязь.

Ключевые слова: безопасное поведение экстремальные и чрезвычайные ситуации, дети 4-5 лет, родители, знания, методы изучения.

Annоtation. In the article, the author presents the results of an empirical study to identify the features of the formation of basic knowledge about the behavior in extreme and emergency situations of children 4-5 years old. It is assumed that there is a relationship between children's knowledge about the safety of their own life and parents ' ideas about their children's knowledge.

Keywords: safe behavior extreme and emergency situations, children 4-5 years old, parents, knowledge, methods of study.

Введение. Актуальность исследования позволила выявить противоречие между необходимостью формирования элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях детей 4-5 лет и отдельными недостатками в методическом обеспечении данного процесса в дошкольной образовательной организации.

Проблема исследования заключается в поиске продуктивных методов формирования элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.