Научная статья на тему 'Деловое общение как инструмент эффективного взаимодействия врача и пациента в рамках лечебного процесса'

Деловое общение как инструмент эффективного взаимодействия врача и пациента в рамках лечебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1800
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / BUSINESS COMMUNICATION / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ВРАЧ-ПАЦИЕНТ / DOCTOR-PATIENT RELATIONSHIP / ФАСЕТНАЯ СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ / FACET CLASSIFICATION SYSTEM / ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATION PSYCHOLOGY / БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА / BIOMEDICAL ETHICS / МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ВРАЧА / MODELS OF DOCTOR''S BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кораблева Е. А.

В публикации рассмотрен один из подходов совершенствования навыков делового общения врачей с пациентами. Разработана и представлена тематика теоретического учебного курса по навыкам делового общения. Выполнена классификация пациентов с учётом выделенных классификационных признаков и применения фасетной системы классификации. Для каждой группы пациентов сформулирована модель поведения врача и практические рекомендации по её использованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кораблева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS COMMUNICATION AS A TOOL OF EFFECTIVE INTERACTION OF A DOCTOR AND PATIENT WITHIN THE FRAMEWORK OF THE MEDICAL PROCESS

The publication considers one of the approaches to improving the skills of business communication between doctors and patients. The theme of the theoretical training course on business communication skills was developed and presented. The classification of patients was carried out, taking into account the identified classification characteristics and the application of the facet classification system. For each group of patients, a model of the doctor's behavior and practical recommendations for its use are formulated.

Текст научной работы на тему «Деловое общение как инструмент эффективного взаимодействия врача и пациента в рамках лечебного процесса»

сравнению с показателями до лечения и составляла 2,39 (2,2-2,64) пг/мл и 2,83 (2,6-3,19) пг/мл соответственно (р <0,05).

У пациентов группы №1 до лечения уровень ИЛ-6 в плазме составлял 11,3 (8,68-35,01) пг/мл, в группе №2 - 12,79 (6,54-25,05) пг/мл. Статистически значимые различия между группами отсутствовали. В группе №1 уровень ИЛ-6 в плазме к 10-м суткам статистически не отличался по сравнению с показателями до начала лечения, на 30-е сутки отмечалось снижение на 33,4% и составляло 8,67 (6,15-10,98) пг/мл. В группе пациентов с ПТС №2 отмечалось снижение уровня ИЛ-6 на 10-е сутки на 39,6% и на 30-е сутки на 52,9% по сравнению с показателями в до лечения и составлял 7,73 (6,04-9,1) пг/мл и 6,03 (4,5-8,7) пг/мл соответственно (р<0,05).

У пациентов группы №1 до лечения уровень ИЛ-4 в плазме составлял 1,41 (1,08-1,98) пг/мл, в группе №2 - 1,31 (0,72-2,07) пг/мл. Статистической разницы между группами наблюдения не отмечалось. В группе №1 уровень ИЛ -4 в плазме к 10-м и 30-м суткам статистически не отличался по сравнению с показателями до начала лечения. В группе пациентов с ПТС №2 наблюдалось повышение уровня ИЛ-4 на 10-е сутки на 22,9%, на 30-е сутки на 75,6% и составлял 1,61 (1,06-2,61) пг/мл и 2,3 (1,57-3,12) пг/мл соответственно (р<0,05).

В группе №1 до лечения содержание NO2/NO3 составляло 120,3 (98,4-151,4) мкМ/л, в группе №2 - 118,3 (91,8-164,8) мкМ/л. Статистически значимые различия между группами отсутствовали. Через 10 и 30 суток у пациентов группы №1 содержание NO2/NO3 статистически не отличалось от показателей до лечения, и составляло 112,9 (93,2-158,9) мкМ/л и 109,4 (89,1-134,6) мкМ/л (р>0,05) соответственно. В группе №2 наблюдалось снижение содержания NO2/NO3 на 10 и 30-е сутки на 22,1% и 21% и составляло 92,13 (74,1-112,3) мкМ/л и 93,4 (87,6-115,08) мкМ/л (р <0,05) соответственно по сравнению с показателями до лечения.

Исследование показало, что применение стандартного лечения не оказывало воздействия на функциональное состояние эндотелия. Использование дополнительной фармакотерапии у пациентов группы №2 выявляло статистически значимые позитивные изменения показателей функционального состояния эндотелия и нитрозилирующего стресса. При оценке клинической эффективности применения комплексов лекарственных средств: диосмин, пентоксифиллин путем использования шкалы ВАШ наблюдалось достоверное снижение клинических проявлений ПТС. Также в группе №2 отмечалось снижение окружности нижней конечности на уровне лодыжек на 30-е сутки.

Таким образом, использование в комплексном лечении пациентов с ПТС лекарственных средств: диосмин и пентоксифиллин является эффективным и значимым для ликвидации дисфункции эндотелия, поскольку приводит к снижению количества ЦЭК, содержания деградации оксида азота (NO2/NO3), уровня ИЛ-6 и повышению концентрации ЭТ-1, уровня ИЛ-4.

Выводы

1. Назначение пациентам с посттромботическим синдромом нижних конечностей лекарственных средств: высокоочищенный диосмин, пентоксифиллин является патогенетически обоснованным, так как способствует снижению в периферической крови количества циркулирующих эндотелиоцитов, возрастанию эндотелина-1, показателей нитрозилирующего стресса - (содержание нитратов/нитритов), купированию дисфункции интерлейкинового обмена (уровень интерлейкина-6 и интерлейкина-4).

2. Применение в комплексном лечении лекарственных средств, корригирующих дисфункцию эндотелия, приводит к более выраженному снижению субъективных клинических симптомов и объективных показателей у пациентов с посттромботическим синдромом нижних конечностей.

Литература

1. Schleimer K, Barbati ME, Gombert A, Wienert V, Grommes J, Jalaie H The Treatment of Post-Thrombotic Syndrome The Role of Endovascular Recanalization in Chronic Iliac Vein Obstruction Dtsch ArzteblInt. 2016 Dec; 113(50):863-870.

doi: 10.3238/arztebl.2016.0863

2. Nayak L, Vedantham S, Multifaceted Management of the Postthrombotic Syndrome Semin Intervent Radiol. 2012 Mar; 29(1):16-22. doi: 10.1055/s-0032-1302447

3. Хрыщанович ВЯ Посттромботическая болезнь: диагностика, лечение, профилактика. Новости хирургии. 2013;(3):120-128.

4. Kahn SR, Galanaud JP, Vedantham S, Ginsberg JS Guidance for the prevention and treatment of the post-thrombotic syndrome. J Thromb Thrombolysis. 2016;41(1):144-53.

doi: 10.1007/s11239-015-1312-5.

6. Tisato V, Zauli G, Voltan R, Gianesini S, Grazia di Iasio M, Volpi I, Fiorentini G, Zamboni P, Secchiero P. Endothelial cells obtained from patients affected by chronic venous disease exhibit a pro- inflammatory phenotype. PLoS One 2012; 7: e39543. doi.org/10.1371/journal.pone.0039543

УДК 614.253

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА В РАМКАХ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Кораблева Е.А.

Научный руководитель — д.м.н., доцент Усачева Елена Леонидовна

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Россия, 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1

[email protected] — Кораблева Екатерина Андреевна

Резюме. В публикации рассмотрен один из подходов совершенствования навыков делового общения врачей с пациентами. Разработана и представлена тематика теоретического учебного курса по навыкам делового общения. Выполнена классификация пациентов с учётом выделенных классификационных признаков и применения фасетной системы классификации. Для каждой группы пациентов сформулирована модель поведения врача и практические рекомендации по её использованию.

Ключевые слова: деловое общение, взаимоотношение врач-пациент, фасетная система классификации, психология общения, биомедицинская этика, модели поведения врача.

BUSINESS COMMUNICATION AS A TOOL OF EFFECTIVE INTERACTION OF A DOCTOR AND PATIENT WITHIN THE FRAMEWORK OF THE MEDICAL PROCESS

Korableva E. A.

Scientific adviser —Doctor of Medicine, associate professor Usacheva E. L.

Russian National Research Medical University of N. I. Pirogov 1, Ostrovityanova St., Moscow, 117997, Russia

Abstract. The publication considers one of the approaches to improving the skills of business communication between doctors and patients. The theme of the theoretical training course on business communication skills was developed and presented. The classification of patients was carried out, taking into account the identified classification characteristics and the application of the facet classification system. For each group of patients, a model of the doctor's behavior and practical recommendations for its use are formulated.

Key words: business communication, doctor-patient relationship, facet classification system, communication psychology, biomedical ethics, models of doctor's behavior

Введение. Ежедневно профессиональная деятельность врача предполагает общение с людьми. Работа врача заключается как в консультировании пациентов, объяснении им хода лечебных манипуляций, обсуждении результатов диагностических процедур и назначении лечения, так и в общении с родственниками больных. Кроме того, врач находится в постоянном диалоге со своими коллегами и медицинским персоналом. По многочисленным исследованиям жалобы пациентов чаще связаны не с ненадлежащим качеством оказания медицинских услуг, а с проблемами взаимоотношения и общения с врачом.

Целью исследования является разработка и апробация методики формирования компетенции студентов-медиков в области делового общения, формирование моделей поведения будущих врачей с разными группами пациентов. Методика. При подготовке учебного курса по формированию профессиональных компетенций студентов-медиков в области делового общения были взяты материалы из учебных пособий по психологии, деловому общению, педагогике, биоэтике. Также был проведен социологический опрос среди студентов Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, в результате 91,4% опрошенных студентов пожелали посещать дополнительный курс по деловому общению.

Для исследования применялись методы анализа и синтеза, метод тестирования, метод опроса, метод эксперимента, методы классификации информации.

Результаты исследования и их обсуждение. Разработана программа лекционного курса для студентов-медиков, состоящая из следующих тем и разделов, их включающих.

1. Классификация видов общения. Содержание и цели делового общения. Культура и общие правила делового общения.

Роль общения, его основные аспекты: коммуникативный, интерактивный, перцептивный. Классификация видов общения. Понятие делового общения, взаимосвязь его основных признаков: содержания, наличия партнеров, профессиональной компетентности, полномочий и продуктивного сотрудничества. Принципы и цели делового общения. Стратегический и технический уровни. Культура и общие правила делового общения: освоение психологических партнерских взаимодействий, коммуникативных приемы, культура мышления и деловая речь.

2. Основы психологии делового общения.

Фазы и этапы коммуникативных связей (беседы, дискуссии, брифинга). Типы контактных взаимодействий: «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка на равных». Основы трансакционного анализа Э. Берна, трансакционная модель вступления в деловой контакт. Правила успешных переговоров, самые распространенные ошибки. Основные барьеры в общении и способы их преодоления. Понятие конфликта, этапы развития конфликтной ситуации, пути разрешения. Основные стили поведения при конфликте: конкуренция или соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, игнорирование или уклонение. Язык тела, интерпретация основных сигналов: поза, мимика, жестикуляция, интонация, формы (типы) лица.

3. Этикет делового общения.

Основные правила делового этикета. Основы служебного этикета. Этические нормы взаимоотношений руководителя и персонала. Этикет телефонного делового разговора, деловое письмо и другие формы официальной переписки. Деловая беседа, основные принципы и этапы ее проведения. Деловые переговоры, понятие делового протокола.

4. Деловой этикет в медицине. Профессиональный имидж врача.

Принципы деятельности врача. История развития взглядов на общение врача и пациента. Модели медицинской этики: модель Гиппократа (принцип «не навреди»), модель Парацельса (принцип «делай добро»), деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»), биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»). Принципы

информированного согласия. Права и обязанности пациентов. Правила общения с родственниками пациента. Образ врача: личностный и профессиональный имидж. Качества врача, влияющие на общение. 5. Виды пациентов, принципы и способы общения врача и пациента.

Понятие внутренней картины болезни, ее уровни и компоненты. Классификация пациентов по типу отношения к болезни (по Личко А.Е., Иванову Н.Я.). Понятие экстравертного и интровертного типа личности. Коронарные личности, поведение типа А и Б. Модели взаимоотношения врач-пациент по Роберту Витчу и их характеристика. Этические критерии и правила оказания медицинской помощи. Основные барьеры в общении врача и пациента, понятие «трудного» больного.

После завершения лекционного курса студенты будут проходить тестирование и решать ситуационные задачи. Кроме того, планируется проведение тренинг-сессии, где студенты будут учиться применять полученные знания на практике в форме диалогов «врач-пациент», «врач-родственник пациент», «врач-врач».

В рамках проведённого исследования изучены различные признаки возможной классификации пациентов. Для формирования классификационных группировок определены следующие признаки:

- признак П1 «Пол пациента» = {мужской, женский},

- признак П2 «Возраст» = {0-25 лет - дети, подростки, молодёжь, 25-44 - молодой возраст, 44-60 - средний возраст, 6075 - пожилой возраст, 75-90 - старческий возраст, после 90 - долгожители},

- признак П3 «Отношение к болезни» = {гармоничный, эргопатический, анозогнозический, тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, апатический, сенситивный, эгоцентрический, паранойяльный, дисфорический}.

Определение значений признака П2 «Возраст» выполнено с учётом рекомендаций возрастной классификации, предложенной Всемирной организацией здравоохранения.

Значения признака П3 «Отношение к болезни» сформулировано в соответствии с предложениями, изложенными в [1, с. 14].

Кратко рассмотрим основные типы отношений пациентов к болезни.

1. Гармоничный пациент. Это пациент, реально оценивающий своё состояние и предпринимающий все усилия к скорейшему выздоровлению. Такой тип пациента в случае невозможности устранения заболевания может планировать свою дальнейшую жизнь и деятельность с учётом ограничений, накладываемых болезнью, старается не отягощать близких уходом за собой, сам пытается справляться с болезнью.

2. Эргопатический пациент. Это тип пациентов, которые не обращая внимание на тяжесть своего заболевания, стараются продолжать свою трудовую деятельность и активную жизнь. Избирательное отношение к лечебному процессу и диагностическим мероприятиям может приводить к нежелательным результатам лечебного процесса.

3. Анозогнозический (эйфорический) пациент. Такие пациенты неадекватно оценивают своё состояние и заболевание. Они не принимают во внимание заболевание и его последствия. Такое отношение приводит к невыполнению лечебных рекомендаций, неэффективному и нерезультативному лечебному процессу.

4. Тревожный (тревожно-депрессивный и обсессивно-фобический) пациент. Такие пациенты очень беспокойны и мнительны, настроены на отрицательные результаты лечения. Они внимательно относятся к результатам объективной оценки состояния своего здоровья, как правило, не доверяют врачу и его методике лечения. Часто находятся в тревожном и угнетённом настроении, поэтому могут прибегать к оберегам и ритуалам.

5. Ипохондрический пациент. Пациенты данного типа склонны преувеличивать свои заболевания, побочные эффекты от приёма лекарств. Они не верят в успех лечебных мероприятий и в их необходимость.

6. Неврастенический пациент. Такие пациенты часто раздражены, нетерпеливы в обследовании и лечении. У них наблюдается чередование оскорбительного и раскаянного поведения.

7. Меланхолический пациент. Такие пациенты подавлены болезнью, не верят в эффективность лечебного процесса и своё выздоровление.

8. Апатический пациент. Пациенты этой группы безразличны к своей судьбе и своему состоянию здоровья. Они демонстрируют отсутствие оптимизма и активной жизненной позиции.

9. Сенситивный пациент. Пациенты этой группы очень озабочены своей болезнью и могут считать, что окружающие не хотят с ними из-за болезни контактировать. Они боятся стать в случае серьёзной болезни обузой для близких.

10. Эгоцентрический пациент. Такие больные стремятся своим заболеванием привлечь внимание окружающих и извлечь из этой ситуации выгоду для себя. Они требуют исключительного внимания и заботы к себе.

11. Паранойяльный пациент. Такие пациенты очень подозрительно относятся к лекарствам и лечебным процедурам. Возможные ухудшения своего самочувствия они могут приписывать халатности или некомпетентности врачей.

12. Дисфорический (агрессивный) пациент. Такие пациенты гневны и конфликтны, недоверчиво относятся к лечебным мероприятиям.

С учётом обозначенных признаков с применением фасетной системы классификации [2, 3] сформированы фасеты, включающие признаки: «Пол пациента», «Возраст», «Отношение к болезни», определяющие следующие классификационные группировки (рассмотрены выборочно):

- группа 1 = {Мужской, 0-25 лет - дети, подростки, молодёжь, гармоничный},

- группа 2 = {Мужской, 25-44 - молодой возраст, гармоничный},

- группа 3 = {Мужской, 44-60 - средний возраст, гармоничный},

- группа 4 = {Мужской, 60-75 - пожилой возраст, гармоничный},

- группа 5 = {Мужской, 75-90 - старческий возраст, гармоничный},

- группа 6 = {Мужской, после 90 - долгожители, гармоничный},

- группа 7 = {Мужской, 0-25 лет - дети, подростки, молодёжь, эргопатический},

- группа 8 = {Мужской, 25-44 - молодой возраст, эргопатический},

- группа 9 = {Мужской, 44-60 - средний возраст, эргопатический},

- группа 10 = {Мужской, 60-75 - пожилой возраст, эргопатический},

- группа 11 = {Мужской, 75-90 - старческий возраст, эргопатический},

- группа 12 = {Мужской, после 90 - долгожители, эргопатический},

- группа 13 = {Мужской, 0-25 лет - дети, подростки, молодёжь, ипохондрический},

- группа 14 = {Мужской, 25-44 - молодой возраст, ипохондрический},

- группа 15 = {Мужской, 44-60 - средний возраст, ипохондрический},

- группа 16 = {Мужской, 60-75 - пожилой возраст, ипохондрический},

- группа 17 = {Мужской, 75-90 - старческий возраст, ипохондрический},

- группа 18 = {Мужской, после 90 - долгожители, ипохондрический}, ...............................(другие группы).

Для выработки модели поведения врача с пациентами определённых классификационных групп использованы модели поведения врача, представленные Робертом Витчем [4]. Кратко рассмотрим эти модели.

Первая модель носит название «Инженерная». В концепции этой модели врач относится к пациенту как к некому сложному механизму, а своей задачей считает возвращение механизму работоспособного состояния. Пациент не принимает участия в обсуждении процесса лечения. Такая модель используется во многих современных медицинских учреждениях, прежде всего оказывающих высокотехнологичную помощь.

Вторая модель отношений врача и пациента носит название «Патерналистская». В основу отношения врача к пациенту положены милосердие и забота. В современной медицине такая модель остается наиболее предпочтительной и самой привлекательной для пациента. Патернализм наиболее приемлем в педиатрии, психиатрии, гериатрии. Третья модель носит название «Коллегиальная». Наиболее часто между врачом и пациентом устанавливается равноправие и сотрудничество. Врач сообщает пациенту правдивую информацию о диагнозе, методах лечения, возможных осложнениях и последствиях заболевания. На взаимоотношения в рамках этой модели негативно могут влиять некомпетентность или особенности психики пациента. Эффективность коллегиальной модели проявляется особенно хорошо при хронических заболеваниях.

Четвёртая модель отношений врача и пациента - «Контрактная». Взаимодействия врача и пациента регламентируются нормативными документами - договорами. Каждая сторона в таком договоре несёт свои обязательства, и каждая достигает своей выгоды. Контрактная модель наиболее часто улучшает качество медицинского обслуживания. Рассмотренные модели были дополнены практической информацией и применены для формирования моделей взаимодействия врачей с пациентами различных групп, выделенных в процессе классификации пациентов, которые представлены выше.

Так, например, при работе с пациентом гармоничного типа молодого, среднего, пожилого возраста обоих полов, относящихся к группам № 2, 3, 4, 5 лучше всего придерживаться коллегиального типа взаимоотношений: необходимо сообщать полную информацию о картине болезни, возможных осложнениях, проводится совместное обсуждение плана лечения. Такие больные заинтересованы в проведении успешного лечения и будут соблюдать все данные рекомендации, а полное понимание картины болезни будет лишь способствовать приверженности вашим рекомендациям.

Для пациентов возрастной категории «0-25 - дети, подростки, молодёжь» всех типов отношений к болезни (группы № 1, 7, 13) предпочтительна патерналистическая модель взаимоотношений: врач полностью руководит ходом лечения, а пациент лишь следует назначенным процедурам.

К пациентам ипохондрического типа обоих полов в молодом, среднем и пожилом возрасте, относящихся к группам № 14, 15, 16, 17 также рекомендуется патерналистическая модель взаимоотношений. Кроме того, необходимо беседовать с родственниками больного, оповещая их об объективном состоянии больного. Не стоит пытаться переубедить больного и спорить с ним. При слишком частых визитах пациента, врачу рекомендуется предложить составить график посещений.

Пациенты эргопатического типа, относящимся к группам № 8, 9, 10, 11, рекомендуется коллегиальная модель взаимоотношений. Необходимо обсудить с пациентом все этапы лечения и указать на важность соблюдения наиболее значимых рекомендаций. Также требуется осуществлять контроль прохождения лечения, назначая регулярные консультации. Рекомендуется общаться с родственниками пациента, чтобы они отслеживали посещение больным необходимых лечебных процедур, а также своевременно сообщали лечащему врачу об ухудшении состояния больного. Заключение. Разработанный курс делового общения после его изучения студентами медицинских вузов позволит улучшить их профессиональные компетенции в области делового общения. Предложенная в рамках исследования классификация пациентов и разработанные для каждой классификационной группы модели поведения врачей будут способствовать более эффективному их взаимодействию и организации лечебного процесса. А как показывает наша практика в медицинских учреждениях, успех назначенного врачом лечения зачастую состоит в том, насколько врач смог расположить пациента к сотрудничеству и вовремя прибегнул к помощи его семьи.

Постоянная обратная связь в виде различных форм оценки знаний, которые студенты приобретут в ходе освоения курса, помогут повысить информативность лекций и занятий.

Литература

1. Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова, А.Я. Вукс Психологическая диагностика отношения к болезни. Пособие для врачей. - Спб., 2005.

2. Макарова Н. В., Волков В. Б. Информатика: Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2015.

3. Смирнова Г. Н., Тельнов Ю. Ф. и др. Проектирование экономических информационных систем. - Финансы и статистика, 2005.

4. Книга: Психология общения. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e-reading.club/bookreader.php/1037915/Psihologiya obscheniya.Enciklopedicheskiy_slovar.html

УДК:618:355.72

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ АКУШЕРСКО - ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ БРИГАД СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Коробецкая Е. В.

Научный руководитель- ст. преп. Е.В. Новикова

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28. [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резюме: Акушерско — гинекологические бригады являются одними из новых нештатных формирований Всероссийской службы медицины катастроф. Именно поэтому на сегодняшний день в литературе отсутствует официальная статистика об их работе. Тем не менее, в выпусках журнала «Медицина катастроф» мы нашли статьи, в которых проанализирована структура травм живота и таза у женщин, в том числе и репродуктивного возраста, а также пример успешного взаимодействия между Всероссийской службой медицины катастроф и родильными отделениями больниц в Хабаровском крае. Исходя из этого, главной целью данной работы было изучить объём оказываемой медицинской помощи и сделать вывод о целесообразности создания данного формирования, основываясь на статистических данных в публикациях журнала.

Ключевые слова: акушерско — гинекологические бригады, структура травм у женщин репродуктивного возраста, осложнения во время беременности и родов, результаты оказанной помощи.

ACTUALITY OF OBSTETRIC AND GYNECOLOGICAL TEAMS OF SPECIALIZED MEDICAL AID IN MODERN CONDITIONS

Korobetskaya E. V

Scientific adviser - senior lecturer Novikova E. V.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia

[email protected]

Abstract. Obstetric and gynecological teams are one of the new non - emergency departments of the Russian Disaster Medicine Service. That is why there is no official statistics on their work in the literature. Nevertheless, in the issues of the journal "Medicine of Catastrophes" we found articles that analyzed the structure of abdominal and pelvic injuries in women, including women at reproductive age, as well as an example of successful interaction between the Russian Disaster Medicine Service and the maternity wards of hospitals in the Khabarovsk Territory. Thus, the main goal of this work was to study the volume of medical care provided and to draw a conclusion about the feasibility of creating this department, based on statistical data in the journal publications.

Key words: obstetric and gynecological teams, structure of injuries in women of reproductive age, complications during pregnancy and childbirth, results of rendered care

Введение

Согласно данным из учебного пособия для медицинских вузов И.П. Левчука и Н.В. Третьякова, акушерско-гинекологические бригады предназначены для организации и оказания специализированной акушерско-гинекологической помощи пораженным и больным, нуждающимся в ней, и их лечения.

В состав бригады входят: руководитель (врач акушер-гинеколог), врач акушер-гинеколог, врач анестезиолог-реаниматолог, акушерка, старшая операционная сестра, 2 медицинские сестры (анестезист и детская) — всего 7 чел. За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50 пораженным.[1] Объём оказываемой медицинской помощи включает:

1) клинико-инструментальное обследование;

2) комплексную противошоковую терапию;

3) выскабливание полости матки при маточных кровотечениях любой этиологии;

4) принятие неосложненных (неотложных) и патологических родов, в том числе оперативным путем через естественные родовые пути и кесарево сечение;

5) оперативное пособие при внутрибрюшном кровотечении гинекологической этиологии;

6) операции надвлагалищной ампутации и экстирпации матки;

7) анестезиологические и реанимационные мероприятия; трансфузионную и антибактериальную терапию.

Целью настоящей работы является проанализировать структуру травм живота и таза у женщин репродуктивного возраста и осложнения во время беременности и родов в чрезвычайных ситуациях; сделать вывод о необходимости или нецелесообразности создания акушерско — гинекологических бригад.

Методика - анализ выпусков журнала «Медицина катастроф» с 1992 по 2017 год (всего 71 выпуск). Из 1000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.