Киселев В. Н., Сосновская А. М
Модели взаимодействия государства и бизнеса: привлечение краудсорсинга
Киселев Владимир Николаевич
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)
Декан факультета социальных технологий
Член Общественного совета при губернаторе Санкт-Петербурга
Заслуженный работник культуры РФ
Сосновская Анна Михайловна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)
Доцент кафедры управления общественными отношениями
Кандидат филологических наук
РЕФЕРАТ
В статье рассматриваются инновационные модели взаимодействия социальных агентов на основе краудсорсинга. Краудсорсинг соотносится со стилем менеджмента компании. Феномену краудсорсинга созвучны демократическая (на равных трудятся профессионалы и приглашенные любители) и либеральная модели (члены организации предоставляют поле для творчества приглашенным мотивированным лицам для реализации мозгового штурма и участвуют в деятельности только по запросу и на правах совещательного голоса). Краудсорсинг рассматривается как новое мировоззрение с присущей ему мотивацией, в которой преобладают внутренние факторы побуждения. Мотивы, основанные на сути задания, играют главную роль в общей совокупности факторов мотивации работников в краудсорсинге, которая включает использование различных навыков, принятие собственных решений о том, как выполнять задание, или «осязаемость» результатов работы. Также важна мотивация, которая учит новым или развивает имеющиеся навыки. Эта новая практика, новое мировоззрение создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, и ведет к социальному консенсусу и гармонизации взаимодействия социальных акторов в современном обществе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
стили руководства, социальное партнерство, краудсорсинг, студенческий краудсорсинг
Kiselev V. N., Sosnovskaya A. M. Model of Interaction between Government and Business: Bringing Crowdsourcing
Kiselev Vladimir Nikolaevich
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) Dean of the Faculty of Social Technology
The Member of the Public Council at the Governor of the Saint-Petersburg Honored Worker of the Culture of the Russian Federation [email protected]
Sosnovskaya Anna Mikhailovna
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Associate Professor of the Chair of Public Relations Management
PhD in Philology
о ö
о
ш Lû
О
ABSTRACT
The article deals with innovative models of interaction between social agents based on crowdsourc-ing. Crowdsourcing refers to the style of the company's management. The phenomenon of crowd-sourcing is connected with democratic and liberal model. Crowdsourcing is considered as a new viewpoint with its intrinsic motivation. Factors that are based on the essence of the task play a major role in the all set of factors motivating people in crowdsourcing; it includes the use of different skills, make decisions, develop existing skills. This new practice, a new outlook makes it possible to achieve a relative balance between the interests of workers and employers on the basis of cooperation, compromise, and leads to social consensus and harmonization of the interaction of social actors in modern society.
KEYWORDS
leadership's styles, social partnership, crowdsourcing, students' crowdsourcing
Тенденция развития современного бизнеса обусловлена тем, что в его деятельности экономическая результативность все более тесно связывается с социальной практикой, его соучастием в общественно значимых проектах, с обращением к общественности, включением потребителя в производственный процесс. В данной совместной работе предпринята попытка раскрыть модели взаимодействия социальных агентов на основе краудсорсинга. Этот материал открывает исследовательский проект по анализу молодежного (студенческого) краудсорсинга. Здесь мы анализируем тему, тестируем поле исследования, позиционируем этот западный феномен в контексте нашей образовательной практики.
Далее будет определено понятие краудсорсинга; выделены общественно-значимые функции феномена на уровне индивида и общества; дано сравнение исследуемого феномена с российским аналогом — добровольчеством; обозначены ценности и правила совместной работы; соотнесен данный инновационный феномен с оптимальным стилем руководства (менеджмента), а также рассмотрено, как этот феномен находит применение на факультете социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС1.
Мы определяем краудсорсинг как направление, созданное в расчете на предполагаемое желание потребителей бесплатно или за небольшую плату или вознаграждение поделиться своими идеями исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощенными. Так, NASA предложила астронавтам-любителям поучаствовать в обработке полученных данных спутников. Цель — описание и измерение космических ландшафтов. В течение месяца любители проанализировали 88 000 снимков. Компания InnoCentive2 платит изобретателям «из толпы» от 10 до 100 тыс. долл. за найденное решение проблем, которые поставили крупные бизнесы в тупик. На сайте компании размещаются открытые «вызовы» для «толпы».
Современный Интернет, благодаря своим коммуникационным возможностям, способствует стремительному развитию краудсорсинга. «Интернет возник для того, чтобы через 40 лет стал возможен краудсорсинг» — такие слова позиционируют феномен краудсорсинга в качестве мировоззрения, а не просто методологии [2].
В зависимости от типа задач и участников их решения исследователи [1] выделяют следующие четыре вида краудсорсинга:
• Crowd searching — коллективный поиск информации. Данный метод краудсорсинга стал успешно развиваться благодаря прогрессированию новых информационных технологий. Например, на ГТРК «Россия» есть рубрика «Мобильный
1 Сайт факультета социальных технологий СЗИУ РАНХиГС [Электронный ресурс]. URL: http://fst-sziu.ru/
2 Компания, предлагающая участие в краудсорсинге [Электронный ресурс]. URL: http:// www.innocentive.com/open-innovation-crowdsourcing-research-resources
о ©
о
ш l0
О
репортер», а на канале НТВ — «Чрезвычайное происшествие», которые строят- з ся на том, что люди, ставшие очевидцами каких-то событий, сами присылают cl заснятые фрагменты в редакцию для их обнародования. В сетевых изданиях § можно увидеть репортаж, помеченный лейблом «любительская съемка», или £ материал, начиненный гиперссылками на фотографии или видеоматериалы оче- s видцев; °
• ^owd creation (народное творческое сознание) — это перспективное направление о в краудсорсинге, позволяющее обеспечить процесс генерации и поиск эффектив- g ных решений креативными и перспективными идеями. ш В России самым ярким и популярным примером такого краудсорсинга на телевидении была программа «Сам себе режиссер» (1992), где основной контент состоял из народного творчества обычных телезрителей;
• Crowdfunding (народное финансирование) — социальный ресурс. Одна из ярких разновидностей краудсорсинга. Это модель или платформа коллективного сотрудничества людей, которые добровольно объединяют свои денежные средства через сеть для финансирования и поддержания развития благотворительных проектов, акций и фондов. Сюда относятся всевозможные сборы пожертвований на лечение, восстановление, финансирование различных инициативных групп и организаций. Примером краудфандинга в традиционных СМИ может служить программа Елены Малышевой на Первом канале «Жить здорово», где в конце каждой передачи зрителям предоставляется информация о детских домах, нуждающихся в помощи и усыновлении/удочерении детей;
• ^owd voting (народное голосование) — данный тип краудсорсинга редко используют как самостоятельный метод получения информации, обычно он является дополнением к вышеперечисленным типам, поскольку механизм голосования в основном используется для принятия лучшего решения путем сравнения и отбора полученных данных. Результаты такого голосования или опроса являются ценным дополнением к любой краудсорсинговой модели. Сетевая журналистика часто использует данный метод в своей повседневной работе, обращаясь к аудитории с просьбой помочь им, вывесив в социальной сети опрос, или «голосовалку».
Популярность краудсорсинговых моделей обмена информацией сегодня очевидна. Однако краудсорсинг порождает массу непрофессиональной активности в решении различных задач; в силу добровольного участия в различного рода мероприятиях краудсорсинг подходит только для тех задач, которые просты и вызывают общественный интерес, что существенным образом может сужать спектр использования данной технологии. Решение обозначенных проблем нам видится в профессионализации подходов к управлению краудсорсингом при интеграции данной технологии (например, в образовательный процесс).
Социальная деятельность бизнеса по привлечению «толпы» способствует снятию напряженности во взаимоотношениях социальных акторов: бизнеса, государства и общества. Со стороны государства и общества формируется доверие к такому социально-ориентированному, взаимодействующему, открытому бизнесу.
Передача некоторых производственных функций неопределенному кругу лиц; решение общественно значимых задач силами множества добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий — это целая социальная система — большая инновационная задача и программа для бизнеса. Данная программа гармонично вписывается в модель взаимодействия государства-общества-бизнеса «социальное партнерство». Эта модель не является навязываемым государством бизнесу добровольно-принудительным спонсорством, а также это и не отношения торга, обмена и бартера между участниками.
з В данной модели участники выступают на равных, взаимодействие основано на gl доверии и ценностях сотрудничества (напоминает ценность коллективизма нашего 0 советского прошлого). У каждого есть свой интерес в проекте, на кон поставлена £ репутация бизнеса.
s Возможны различные акценты социального партнерства на базе краудсорсинга. ° Инициатором может выступать каждый из акторов: о • бизнес — привлекает любителей для решения креативных задач; g • государство — привлекает членов общества для решения задач, осуществляет ш финансирование проекта с помощью бизнеса (привлечение пожилых и нетрудоспособных...);
• общество — инициирует свой проект, находя отклик у государства и бизнеса.
Приведем несколько отечественных и западных ресурсов краудсорсинга.
На сайте «Crowdsourcing.ru. Прогрессивные технологии» (http://crowdsourcing. ru/) представлены краудсорсинговые платформы. На момент публикации представлено более 600 проектов для участия по 20 направлениям.
На сайте «Краудсорсинг: основные площадки в России и их аналоги на Западе» (http://www.towave.ru/node/14231) представлены основные краудсорсинговые платформы в России и аналогичные — на Западе.
Совместное использование данных — это еще один вид краудсорсинга. В данном случае имеется в виду открытое предоставление данных для коллективного просмотра лицам, участвующим в выполнении проекта.
Заказчиком выступает компания, предлагающая добровольцам принять участие в создании продукта, которым они смогут затем пользоваться.
Ярким западным примером является стартап Foursquare, построенный на идее отмечать на картах интересные места, добавляя комментарии, собственные оценки и фотографии.
Один из самых авторитетных порталов для предложения и покупки услуг на Западе — это сайт eLance (https://www.elance.com/). Фрилансеры создают здесь портфолио и предлагают свои услуги, а заказчики ищут отдельных исполнителей или целые команды, а также публикуют свои проекты. Ресурс берет на себя все операции с оплатой, гарантируя фрилансерам получение вознаграждения за проделанную работу. Здесь создано огромное количество различных инструментов, упрощающих взаимодействие и работу между исполнителями и заказчиками.
Площадка открыта как для бесплатного использования (доступны основные функции, и присутствуют некоторые ограничения, например, количество заявок от фри-лансеров на участие в проекте), так и для желающих приобрести платные аккаунты.
В России большинство фрилансеров работают через портал Free-lance.ru (https:// www.fl.ru/).
Ресурс Gov2People (http://vk.com/gov2people) дает возможность взаимодействия между тремя названными акторами — государство, общество, бизнес; http://vk.com/ code4russia — привлечение команд лучших разработчиков к созданию гражданских проектов в сфере электронного правительства.
Ресурс «Российская общественная инициатива» (https://www.roi.ru/) позволяет неравнодушным гражданам выступить с инициативой, проголосовать за уже выдвинутые проекты.
Соотнесем феномен краудсорсинга со стилем менеджмента компании.
Существует несколько классификаций стилей руководства, но наиболее распространенная — та, в которой выделяются автократический, демократический и либеральный стили, различающиеся по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства и участия его и его коллектива в принятии решений. Феномену краудсорсинга созвучны демократическая (на равных трудятся профессионалы и приглашенные любители) и либеральная модели (члены организации предоставляют
Комбинированная модель мотивации работников в краудсорсинге
поле для творчества приглашенным мотивированным лицам для реализации мозгового штурма и участвуют в деятельности только по запросу и на правах совещательного голоса).
Если краудсорсинг — это новое мировоззрение, тогда какие драйвы, какие мотивации, ценности поддерживают его?
Внутренняя мотивация — интерес человека к определенным профессиональным областям, определенного вида развлечениям. Такая мотивация основана на качествах человека — его интересах, предпочтениях, навыках. Внешняя мотивация — деньги, известность, поощрение.
Модель мотивации в среде краудсорсинга разделяет факторы мотивации на внутренние и внешние: мотивация на удовольствии; мотивация от комьюнити (сообщества); немедленная оплата; отложенная оплата и социальная мотивация (рисунок)1.
По мнению немецких исследователей мотивации краудсорсинга [3], многие внутренние факторы мотивации кажутся преобладающими над внешними. Факторы, основанные на сути задания, играют главную роль в общей совокупности факторов мотивации работников, которая включает использование различных навыков, принятие собственных решений о том, как выполнять задание, или «осязаемость» результатов работы. Также важна мотивация, которая учит новым или развивает имеющиеся навыки.
На факультете социальных технологий Северо-Западного института управления проекты краудсорсинга используют:
• в лаборатории медиапроектов (http://fst-sziu.ru/uchebnaya-laboratoriya-media-proektov). Представляется, что студенты мотивированы именно внутренне — удовольствием от творчества, общением в сообществе единомышленников, хотя внешние стимулы поощрения также имеются. Студенты вовлекаются с большим интересом в проекты, участие в которых дает им помимо обучения, общения и удовольствия, необходимый и требуемый опыт для поступления на работу по окончании вуза;
• в газете «Просто», которую готовят инициативные студенты;
• в «Цветном телевидении», включающем новостные сюжеты и тематические передачи, над которыми трудятся студенты-журналисты;
• в мастер-классах с интересными людьми, вопросы к которым студенты готовят вместе с преподавателями.
Во всех проектах активно используются социальные сети, социальный поиск и социальная коммуникация.
1 B2BZONA. Социальная сеть малого бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://b2bzona. org/ (дата обращения: 17.10.2014).
з На наш взгляд, развитие системы социального партнерства с привлечением □ь краудсорсинга создает возможность достижения относительного баланса интере-0 сов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к £ социальному консенсусу и гармонизации взаимодействия социальных акторов. ^ Справка
° С марта 2014 г. на факультете социальных технологий СЗИУ начала работать о учебная лаборатория медиапроектов (УЛМП). УЛМП — среда для студентов, рабо-д та в которой курируется профессиональными сотрудниками, направленная на экс-ш периментирование, поиски новых и нестандартных форм аудиовизуальных проектов. К новому учебному году подготовлено несколько структурных изменений. Например, с сентября 2014 г. на факультете заработал собственный пресс-центр.
В структуру УЛМП входит «Цветное телевидение». Эфир телеканала составляют программы, созданные силами сотрудников лаборатории и студентов ФСТ. Все видеозаписи защищены авторскими правами. «Цветное телевидение» размещает материалы на своем сайте (http://vimeo.com/colourtv) и в социальной сети «вКон-такте» (http://vk.com/cvetnoetv). Итоги работы «Цветного телевидения» за весь период существования:
• пять передач (по 50 мин. каждая) в рамках реализации проекта «10 вопросов 100 известным людям России и мира»;
• более 20 репортажей на различную тематику;
• пять спецпроектов, посвященных 9 мая, дню рождения Ф. М. Достоевского и др.;
• аналитическая программа «Завтрак с деканом» (50 мин.).
Итого за период с марта по сентябрь 2014 г.: 31 выпуск программ разноплановых форматов.
«Цветное телевидение» — познавательный интернет-канал, рассказывающий о прекрасном, здоровом и интересном.
Миссия «Цветного...» занимает особую позицию среди остальных телеканалов. Она заключается в привлечении внимания молодежи к познанию собственного города, людей, страны и ее культуры в целом. Как говорила Екатерина II, «развлекая поучать» — именно это старается реализовывать факультет социальных технологий. Для студентов — это возможность лучше знать и любить свою страну, быть увлеченным тем, что в ней происходит, и принимать участие в улучшении жизни.
На платформе используются хэштеги для оптимизации поиска в социальных сетях:
#цветноетв
#пробуем жанровый рубрикатор
#цветныеновости
#цветнойрепортаж
#цветноеинтервью
#цветнаяпередача
#цветнойотчет
#цветнойэксперимент
Имеются следующие рубрики: «Завтрак с деканом», проект «10 вопросов 100 знаменитым людям», познавательная передача «Удивительное рядом».
Развитие работы редакционной коллегии студенческой газеты «Просто». К сентябрю 2014 г. подготовлено 26 выпусков (на 18 выпусков больше по сравнению с отчетным периодом прошлого года) общим тиражом около 6 500 экз.
Следует отметить, что газета «Просто» в 2012/13 учебном году публиковавшая информацию, касающуюся только факультета социальных технологий, в конце 2013 г. приобрела статус общеинститутской и сформировала объединенную редакцию, состоящую из студентов разных факультетов института.
Редколлегия газеты самым активным образом включилась в подготовку и проведение конкурса «Мисс СЗИУ-2014» и городского интернационального фестиваля «Город нашей дружбы». В июне 2014 г. в Управление Роскомнадзора по СЗФО было подано заявление на регистрацию СМИ. Как официально зарегистрированное СМИ, студенческая газета «Просто» позволит увеличить тираж издания свыше 1000 экз. каждого номера и оформлять аккредитацию студентам, как представителям СМИ, для участия в различных мероприятиях.
Литература
1. Пак Е. М. Краудсорсинг как современная модель обмена и управления информацией в сетевых СМИ // Управленческое консультирование. № 2(62). 2014. С. 153-159.
2. Филатова О. Г. Краудсорсинг как эффективная современная технология взаимодействия власти и общества // Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы : материалы научно-практической конференции (26-27 апреля 2013 г.). М. : Издательство АПК и ППРО, 2013. С. 412-418.
3. Kaufmann N., Schulze T., Veit D. More than fun and money. Worker Motivation in Crowdsourcing — A Study on Mechanical Turk (2011). AMCIS 2011.URL: http://aisel.aisnet.org/amcis2011_submis-sions/340
o ö
о
ш Ш
О
References
1. Pak E. M. Crowdsourcing as modern model of an exchange and management of information in network mass media [Kraudsorsing kak sovremennaya model' obmena i upravleniya informatsiei v setevykh SMI] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. N 2(62). 2014. P. 153-159.
2. Filatova O. G. Crowdsourcing as effective modern technology of interaction of the power and society [Kraudsorsing kak effektivnaya sovremennaya tekhnologiya vzaimodeistviya vlasti i ob-shchestva] // Development of Russian-speaking media space: communication and ethical problems : materials of scientific and practical conference (on April, 26-27, 2013) [Razvitie russkoyazychnogo mediaprostranstva: kommunikatsionnye i eticheskie problemy. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii (26-27 aprelya 2013 g.)]. M. : APD and PRE publishing house [Izdatel'stvo APK i PPRO], 2013. P. 412-418.
3. Kaufmann N., Schulze T., Veit D. More than fun and money. Worker Motivation in Crowdsourcing — A Study on Mechanical Turk (2011). AMCIS 2011. URL: http://aisel.aisnet.org/amcis2011_submis-sions/340