Научная статья на тему 'Модели восприятия сексуальности Чужого в интернет-запросах в российских поисковых системах в 2019 году'

Модели восприятия сексуальности Чужого в интернет-запросах в российских поисковых системах в 2019 году Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
300
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Имагинативный Чужой / Чужой / сексуальность / поисковые системы / Интернет / моделирование / корреляция / матрица / Яндекс / Гугл / Imaginative Other / The Other / Sexuality / Search Engines / Internet / Modelling / Correlation / Matrix / Yandex

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Якушенкова Олеся Сергеевна

Развитие интернет-технологий позволяет любому человеку получать любую информацию по интересующим его темам. Современные поисковики Yandex.ru и Google.com предоставляют выборку практически неограниченного числа информационных ресурсов по любым запросам своих пользователей. Но эти поисковые системы, для обработки семантики запроса и оптимизации поиска по ключевым словам, также обрабатывают и сами запросы, в результате чего у исследователя оказывается уникальная база данных. Важное место в этом поиске информации играют запросы, указывающие на определенный интерес к Чужому. Мы пытаемся понять, кто он, чем отличается от нас. На основании этого были выявлены предпочтения пользователей национальных сетей Интернет, актуализирующие этот интерес, что дало возможность построить определенные модели, характеризующие образы инаковости представителей различных народов. Значительное число схожих запросов позволило говорить о доминирующих образах, бытующих в сознании современного человека, относительно Чужого. В качестве маркера инаковости в данном исследовании была выбрана «сексуальность». Выбор этот основан на концепции доминирующей триады маркеров, с помощью которых и строятся образы другой этнической группы: алиментарность, вестиментарность, сексуальность. В качестве объекта таких запросов были выбраны народы Восточной и Юго-Восточной Азии: китайцы, корейцы, японцы, тайцы, вьетнамцы и др.. Анализ полученных данных позволил говорить о значимости сексуальных маркеров в образах инаковости народов указанного региона. В наибольшей степени это характеризует инаковость японцев. Исследователи также отмечают повышенный интерес к сексуальности корейцев, что, очевидно, связано с нарастающей популярностью корейской попкультуры в нашей стране и в мире. Игнорирование одних народов и повышенный интересе к другим, как считают исследователи, позволяет понять специфику коммуникационных процессов между народами России и народами Восточной и Юго-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF PERCEPTION OF THE SEXUALITY OF THE OTHER IN INTERNET QUERIES IN RUSSIAN SEARCH ENGINES IN 2019

The development of Internet technologies allows us to obtain any information on topics of interest. Modern search engines Yandex.ru and Google.com provide a selection of almost unlimited number of information resources for any requests of their users. But these engines also process the query itself. As the result, the researcher has a unique database. An important place in this search for information is played by queries indicating a certain interest in the Other. We try to understand who he is and what differs him from us. On the basis of this, the preferences of users of national Internet networks were identified, which made it possible to build certain models characterizing the images of otherness of different ethnic groups. A considerable number of similar inquiries allowed authors to speak about the dominating images existing in consciousness of the modern person, concerning the Other. The "sexuality" was chosen as the marker of otherness in this study. Researchers have chosen the peoples of East and South-East Asia as the object of such queries: the Chinese, Koreans, Japanese, Thais, Vietnamese, etc. The analysis of the obtained data allowed us to speak about the significance of sexual markers in the images of otherness of the peoples of the region. To the greatest degree, this characterizes the otherness of the Japanese image. The researchers also point out the increased interest in the sexuality of Koreans, which is connected with the growing popularity of k-pop in the world.

Текст научной работы на тему «Модели восприятия сексуальности Чужого в интернет-запросах в российских поисковых системах в 2019 году»

MODELS OF PERCEPTION OF THE SEXUALITY OF THE OTHER IN INTERNET QUERIES IN RUSSIAN SEARCH ENGINES IN 20191

Olesya Sergeevna Yakushenkova (a)

(a) Astrakhan State University, 20a, Tatischeva str., Astrakhan, Russia 414056. Email: zenthaya[at]gmail.com

Abstract

The development of Internet technologies allows us to obtain any information on topics of interest. Modern search engines Yandex.ru and Google.com provide a selection of almost unlimited number of information resources for any requests of their users. But these engines also process the query itself. As the result, the researcher has a unique database. An important place in this search for information is played by queries indicating a certain interest in the Other. We try to understand who he is and what differs him from us.

On the basis of this, the preferences of users of national Internet networks were identified, which made it possible to build certain models characterizing the images of otherness of different ethnic groups. A considerable number of similar inquiries allowed authors to speak about the dominating images existing in consciousness of the modern person, concerning the Other.

The "sexuality" was chosen as the marker of otherness in this study. Researchers have chosen the peoples of East and South-East Asia as the object of such queries: the Chinese, Koreans, Japanese, Thais, Vietnamese, etc. The analysis of the obtained data allowed us to speak about the significance of sexual markers in the images of otherness of the peoples of the region. To the greatest degree, this characterizes the otherness of the Japanese image. The researchers also point out the increased interest in the sexuality of Koreans, which is connected with the growing popularity of k-pop in the world.

Keywords

Imaginative Other; The Other; Sexuality; Search Engines; Internet; Modelling; Correlation; Matrix; Yandex

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License

1 The research is conducted with the financial support of Russian Foundation for Basic Research. Project №17-33-01069 "Facing the Other: the experience of cross-cultural communication in Russia and the Far East"

МОДЕЛИ ВОСПРИЯТИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ ЧУЖОГО В ИНТЕРНЕТ-ЗАПРОСАХ В РОССИЙСКИХ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМАХ В 2019 ГОДУ1

Якушенкова Олеся Сергеевна (a)

(a) ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», 414056, Россия, г. Астрахань,

ул. Татищева, 20а. Email: zenthaya[at]gmail.com

Аннотация

Развитие интернет-технологий позволяет любому человеку получать любую информацию по интересующим его темам. Современные поисковики Yandex.ru и Google.com предоставляют выборку практически неограниченного числа информационных ресурсов по любым запросам своих пользователей. Но эти поисковые системы, для обработки семантики запроса и оптимизации поиска по ключевым словам, также обрабатывают и сами запросы, в результате чего у исследователя оказывается уникальная база данных. Важное место в этом поиске информации играют запросы, указывающие на определенный интерес к Чужому. Мы пытаемся понять, кто он, чем отличается от нас. На основании этого были выявлены предпочтения пользователей национальных сетей Интернет, актуализирующие этот интерес, что дало возможность построить определенные модели, характеризующие образы инаковости представителей различных народов. Значительное число схожих запросов позволило говорить о доминирующих образах, бытующих в сознании современного человека, относительно Чужого. В качестве маркера инаковости в данном исследовании была выбрана «сексуальность». Выбор этот основан на концепции доминирующей триады маркеров, с помощью которых и строятся образы другой этнической группы: алиментарность, вестиментарность, сексуальность. В качестве объекта таких запросов были выбраны народы Восточной и Юго-Восточной Азии: китайцы, корейцы, японцы, тайцы, вьетнамцы и др.. Анализ полученных данных позволил говорить о значимости сексуальных маркеров в образах инаковости народов указанного региона. В наибольшей степени это характеризует инаковость японцев. Исследователи также отмечают повышенный интерес к сексуальности корейцев, что, очевидно, связано с нарастающей популярностью корейской поп-культуры в нашей стране и в мире. Игнорирование одних народов и повышенный интересе к другим, как считают исследователи, позволяет понять специфику коммуникационных процессов между народами России и народами Восточной и Юго-Восточной Азии.

Ключевые слова

Имагинативный Чужой; Чужой; сексуальность; поисковые системы; Интернет; моделирование; корреляция; матрица; Яндекс; Гугл

Это произведение доступно по Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License

1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ 17-33-0Ю69-ОГН «Встреча с Чужим: российский и дальневосточный опыт межкультурной коммуникации»

ВВЕДЕНИЕ

Сексуальность - один из важнейших аспектов определения Чужого, наряду с алиментарностью и вестиментарностью. По мнению французского структуралиста К. Леви-Стросса, одним из самых значимых обменных товаров в традиционном обществе являлись женщины (Леви-Стросс, 2001). Подобный обмен, по сути, лежит в основе социальной структуры: правило экзогамии рождает необходимость в выстраивании диалога с Чужим. Возникшая в рамках родовых отношений расширительное понимание кровного родства и возникновение на этой почве запрета на инцест, потребность в «чужих» женщинах обусловила сексуализацию образа Чужого, поскольку в такой ситуации экзогамный род не может обойтись без взаимодействия с Чужими. При этом, как писал французский философ М. Фуко, половые отношения всегда изоморфны отношениям социальным и всегда рассматриваются через призму полярности активность\пассивность (Фуко, 2004, стр. 358).

Поэтому, во многом образ Чужого также зависит от этой полярности - активный Чужой пугает, являя угрозу нашим ресурсам и жизни, а пассивный воспринимается уничижительно, поскольку нам свойственно, словами Фуко, «энергичное отвращение по отношению ко всему, что могло бы свидетельствовать о добровольном отказе от достоинств и знаков, связанных с ролью мужчины» (2004, стр. 32).

Но интерес к сексуальности Чужого никуда не делся после распада экзогамного рода, он лишь перешел на другой уровень, порождая коммуникацию с Чужим (в том числе и сексуальную) в более широком масштабе. Колониальная система расширила границы взаимоотношений разных народов, а ХХ в. с его крахом колониализма вообще разрушил многочисленные границы, существовавшие между народами: расовые, социальные, культурные и т.д.. Сосуществование в одном пространстве представителей разных народов, окончание процессов сегрегации еще больше усилило интерес к Чужому. Интерес этот самый широкий - к еде чужого, его алиментарным практикам, его одежде, ну и, конечно, сексуальности.

Интернет глобальным образом изменил возможность субъекта «расширить» своим познания о Чужом. Он не только сделал эту информацию доступной, но и предоставил нам возможность получать адресную информацию, реагируя на потребности наших запросов. Предлагая нам именно то, что интересует нас в большей степени.

Вместе с тем это дает возможность и исследователям вычленить именно те предпочтения, универсальные запросы, которые лучше всего иллюстрируют интерес пользователя к определенной

информации. Учитывая тот факт, что пользователь часто действует в сети на уровне своих внутренних субъективных запросов, а интернет поисковики группируют их, давая возможность исследователю говорить о массовом характере тех или иных запросов. Все это позволяет, основываясь на характере запросов, строить определенные модели, демонстрирующую определенные тенденции в коммуникативных паттернах отношений к Чужому.

Для верификации полученных данных мы обращаемся также к обработанной информации, полученной со специализированных сайтов, разной направленности.

Сексуализацию Чужого отчасти подтверждают и статистические данные сайтов знакомств, а также порно-сайтов, отображающих определенный интерес к представителям других этнических групп\рас: к примеру, статистика популярного сайта Porn-hub за 2018 год показывает, что поиск "японцев\японский" поднялся на 3 позиции по сравнению с предыдущими годами, став 5-м по популярности поисковым запросом, "азиат" - на 6 (став 8 по популярности), "корейский\корейцы" - на 16 (10 по популярности среди всех запросов), "китайский\китайцы" - на 14 позиций (2018 year in review, 2018). При этом категория «японское» стала второй по популярности за весь 2018 год. Этот же сайт демонтстрирует значительный рост интереса к межрасовым отношениям у американок, к азиатам у жительниц Австралии, к арабам у француженок, а также лидерство запросов о японцах у китаянок (Women of the world). То же можно сказать и статистике за 2018 г сервиса PornMd (Global top searches), позволяющего проследить популярность запросов по отдельным странам в виде топ-10: азиаты больше других категорий интересуют жителей Австралии, в Исландии заметен интерес к коренным жителям США (индейцам), а в КНР - к японцам (Top porn search-terms from each country).

ЦЕЛЬ

Данное исследование посвящено анализу сексуального аспекта образа Чужого в российском пространстве, что, по нашему мнению, позволяет говорить об уровне коммуникативного интереса к определенному Чужому в русскоязычном пространстве. Это позволяет выявить определенные тенденции актуализации тех или иных этнических образом и, таким образом, демонстрировать определенные культурные процессы, происходящие в России. Эти тенденции могут указывать как нарастающий интерес к конкретному Чужому, так и снижение этого интереса, до полного игнорирования.

Для ее реализации мы решили обратиться к поисковым системам как к источнику наиболее значительного объема информации, поскольку поисковые системы работают с гораздо большей аудиторией, чем может охватить любое анкетирование.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

Методологической основой нашей работы стали труды уже упомянутых авторов: французского антрополога и структуралиста К. Леви-Стросса, М. Фуко, рассматривающего сексуальные отношения как манифестацию концепта «власти», а также трехсоставная модель образа Чужого, предложенная российским исследователем С.Н. Якушенковым (2012), и основанную на актуализации триады базовых маркеров инаковости: сексуальность, алиментарность и вестиментарность.

Для понимания специфики анализа интернет-запросов мы также обратились к зарубежным исследованиям в данной сфере (Introna & Nissenbaum, 2000) (Spink , Jansen, & Taksa, 2009) (Spink & Jansen, 2008) (Hindman, 2008) (Wilson & Peterson, 2002). Необходимо отметить исследования, связывающие сексуальное поведение и поисковые запросы (Markey & Markey, 2010) (Markey & Markey, 2012) (Spink, Partridge, & Jansen, 2006), а также анализирующие влияние порно-индустрии на различные сферы общества (Barss, 2011) (Albright, 2012) (Wondracek, Holz, Platzer, Kirda, & & Kruegel, 2010), и общие исследования сексуальности (Parker, 2009) (Alexander, 2008) (Cronin, 2008) (Correa, Petchesky, & Parker, 2008)

Данные поисковых систем позволили нам проследить закономерности между упоминанием конкретного этноса и запросами, связанными с сексуальностью. В качестве базы данных был использован поисковый сервис www.wordstat.yandex.ru, предоставляющий статистику поисковых запросов и динамику изменений характера запросов во времени.

Поскольку данное исследование является продолжением нашего более глобального комплексного исследования (Алиев & Якушенкова, 2018; Алиев Р. Т., 2018), посвященного коммуникативным моделям россиян и народов Восточной Азии, выборка этносов была определена исходя из целей и задач этого исследования. В эту группу вошли китайцы, корейцы (южные и северные), японцы, вьетнамцы, тайцы и монголы. Для сравнительного изучения полученных данных, бала определена и контрольная группа (точнее группы): немцы, французы, американцы. На наш взгляд, это позволило отделить черты, характерные для универсального Чужого, от черт, присущих

«дальневосточному» Чужому. В ходе данного исследования запросы относительно таких этнических групп, как «монголы» и «тайцы», а также «южные и северные корейцы», были исключены из списка, поскольку нам не удалось выявить значительной статистики по ним: в большей степени пользователей интересовала информация, не связанная с конкретным этносом.

Основной упор в анализе делался на топ10 наиболее популярных запросов по каждому относу.

Данное исследование представляет собой второй этап нашей работы, посвященной восприятию сексуальности Чужого с помощью анализа пользовательских запросов поисковых систем. В ходе первого этапа мы вводили в поисковых сервисах google.ru и yandex.ru два типа запросов: «%ethnos% женятся» и «%ethnos% выходят замуж за»; где %ethnos% - название этноса, например, китайцы или китаянки. Это позволило нам учесть гендерные особенности сексуальности Чужого и выявить 33 актуальных структурных маркера инаковости, которые дали возможность выделить на основе корреляции по Пирсону шесть устойчивых моделей сексуального паттерна Чужого: Чужой-японец, Чужой-китаец, Чужой-кореец, Чужой-немец, Чужой-француз и Чужой-американец. Тайцы, вьетнамцы и монголы не вошли в этот список в силу отсутствия заметного интереса у россиян к данным этносам относительно сексуального паттерна инаковости.

Как уже было упомянуто выше, исследование строится на использовании статистических методов сбора данных сети интернет, а также с помощью корреляционной матрицы и дальнейшего расчета корреляции по Пирсону для выявления сильнейших корреляционных связей между маркерами, что позволило структурировать и классифицировать модели образов Воображаемого Чужого. Для большей наглядности мы обратились к визуализации корреляционных связей маркеров на плоскости, позволившей нам отобразить количество моделей и их наполненность конкретными маркерами.

Хотелось бы также отметить, что мы не разделяем оценочные суждения, стереотипы и взгляды по отношению к каким-либо этническим группам, а представленные в таблицах материалы отражают исключительно статистику запросов пользователей сети интернет, а их анализ осуществляется исключительно в научных целях.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

На основе использования статистических данных сервиса www.wordstat.yandex.ru мы получили следующую картину самых

популярных запросов по каждому этносу из нашего списка. Для удобства, отразим ее в виде графика:

400000

362285

порно общее количество

запросов

■ китайцы ■ японцы ■ корейцы ■ вьетнамцы

Рисунок 1. График статистики обращений к наиболее популярному запросу по дальневосточным этносам на конец сентября 2019 г.

Как мы видим, наиболее популярным запросом на сентябрь 2019 г. во всех данных группах (китайцы, японцы, корейцы, вьетнамцы), является запрос «порно» (из всех возможных запросов), лидирующий по количеству обращений. Помимо него, присутствует также значительное количество других запросов, связанных с сексуальностью, в том числе: «секс», «геи», описание действий сексуального характера и т.д. Лидируют в процентном соотношении по запросу «порно» от общего числа запросов в данном случае японцы, хотя, как мы видим, китайцы гораздо больше волнуют нас, если судить по общему количеству вопросов (362285 запросов на конец сентября 2019 г. по запросу «китайцы» и 227848 по запросу «японцы»). В то время, когда внимание в случае с китайцами распределяется на различные сферы (в том числе, связанные с покупками в интернет магазинах), по отношению к японцам наблюдается более выраженный интерес именно сексуального характера. Для удобства, мы представили эту статистику в виде таблицы, показывающей какой процент от общего количества запросов занимает запрос «этнос+порно». Интересно также, что, хотя запросов о вьетнамцах значительно меньше, чем запросов о китайцах,

в процентном соотношении наблюдается больший интерес к запросу «порно».

Китайцы Японцы Корейцы Вьетнамцы

Общее

количество запросов по 362 285 227 848 196 116 14 402

этносу

Запрос «Порно» 16 468 28 702 17 540 715

Процент от общего числа 4,55% 12,6 % 8,94% 4,96 %

Степень популярности запроса Первый по Первый по Первый по Первый по

популярности популярности популярности популярности

Таблица 1. Процентное соотношение и степень популярности запроса «порно» в связи с поиском по дальневосточным этносам (на сентябрь 2019)

Как видно из таблицы, приведенной ниже, статистика общего количества запросов по контрольной группе примерно сравнима с дальневосточными этносами (американцев ищут чуть реже, чем китайцев, а самыми интересным среди всех этнических групп оказались немцы). Для начала мы проследили связь запроса «порно» с этой группой. Интерес к ним несколько уступает тому, что мы видели при анализе запросов по дальневосточному региону. Больше всего внимания здесь в количественном и процентном соотношении выпадает на запрос «порно» в связи с немцами, несколько уступает в этом смысле запрос по французам (5 место), и только на 32 месте в общем списке этот запрос всплывает при обращении к ключевому слову «американцы». Таким образов, запрос по «немцы + порно» обошел в процентном отношении запросы «китайцы+ порно» и «вьетнамцы + порно», и в количественном (но не процентном) запрос «корейцы + порно».

Американцы Французы Немцы

общее количество запросов 357 693 155 851 391 256

Запрос «Порно» 4982 4 407 22 831

Процент от общего числа 1,39% 2,83 % 5,84 %

Степень популярности запроса 32 по популярности 5 по популярности 2 по популярности

Таблица 2. Статистика по запросу «порно» и контрольным группам (на

сентябрь 2019)

Для наглядности, мы представили степень интереса к запросу «порно» по разным этносам в виде графика ниже.

Рисунок 2. График процентного соотношения запроса «порно» от общего количества запросов (на сентябрь 2019)

Как мы видим, значительно лидируют в данной связи запросы по японцам, а меньше всего интереса уделяется американцам. Интересно, что согласно статистике, уже упомянутого выше РогпНиЬ за 2014 год 0,16% поисков в США приходилось на запрос "русский", и только

0,06% в России на запрос "американский": иными словами, американцы в 2,7 раза чаще интересуются русскими, чем русские американцами (United States vs Russia). Продолжая анализ этой статистики, авторы статьи отмечают, что русские в данном смысле оказались самой патриотической нацией из всех, кого исследовали PornHub: 10 из 25 запросов из России так или иначе связано с запросом «русское\русский» (United States vs Russia, б.д.). Ту же картину можно увидеть и в статистике сервиса PornMd на данный момент (Global top searches), да и в статистике Яндекса (запрос «русское порно» - первый в популярности по тегу «порно», 17724446 обращений на октябрь 2019). Первой этнической группой (не считая тег «русское»), вызывающей наибольший интерес пользователей российского сегмента сети Интернет в данном ключевом запросе, оказываются японцы, которых запрашивали 714018 раз за октябрь 2019. Однако, хотя это число и кажется достаточно внушительным и превышает количество запросов по искомым этносам в целом, если рассматривать его относительно общего количества запросов, связанных с поиском порнографии - 236 913 251 показов в месяц - то на японское порно придется всего 0,3% обращений.

Как видно из графика ниже, лидируют по упоминаниям в связи с порно японцы и немцы. Американское, корейское, французское и китайское порно ищет примерно одинаковое количество пользователей, меньше всего таких запросов связано с вьетнамцами.

800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0

714078

365276

168886

119401

117997

110085

I 119401 ------ 1100.

I I I

8345

ж

4?

ф1

Л*?

4?

¿я

<>v

#

/ У

£

г

¿е

Рисунок 3. Статистика по поиску запроса "порно" с указанием этнической

группы

Однако, хотя «порно» и является самым популярным запросом, интерес к сексуальности им не ограничивается. Многие последующие запросы также отражают в той или иной степени этот интерес. К примеру, так выглядит статистика наиболее популярных запросов по тегу «японцы» на сентябрь 2019:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Запрос Количество обращений

японцы 227 848

порно японцы 28 702

секс японцев 13 968

японцы видео 7 606

почему японцы 5 047

фильм японец 4 505

японцы геи 4 340

про японцев 4 227

японцы смотрят 4 128

японцы +и китайцы 3 597

японец трахает 3541

Таблица 3. Статистика наиболее популярных запросов о японцах

(сентябрь 2019)

Очевидно, большинство из этих запросов напрямую связаны с представлением о сексуальности Чужого и интересом к этой сфере: стоит отметить здесь и второй по популярности запрос - секс японцев, а также 6 (гей) и 10 (трахает). Отдельно стоит отметить запрос «фильм + японец», также опосредованно имеющий отношение к сексуальности: если посмотреть связь этого запроса с другими, 539 из них приходятся на порно фильмы, и еще 252 на «секс фильмы». Здесь же мы видим запрос «почему японцы», отражающий общий интерес к поведению Чужого (с лидирующим аспектом алиментарности -запрос «почему японцы едят»). Если суммировать все последующие запросы, связанные с различными аспектами сексуальности с анализируемыми группами, то получаем следующую статистику:

Этнос Общее количество запросов (октябрь 2019) Кол-во запросов, связанных с сексуальностью Процент запросов, связанных с сексуальностью от общего количества запросов

Японцы 233830 125420 53.64%

Корейцы 203599 106514 52,32%

Китайцы 386458 77203 19,98%

Вьетнамцы 15081 4004 26,55%

Американцы 356722 15 592 4,37%

Немцы 421 464 69430 16,47%

Французы 172393 12994 7,54%

Таблица 4. Статистика по сумме запросов, связанных с сексуальностью

(октябрь 2019)

Конечно, необходимо отметить, что эти цифры не отражают полной картины, поскольку при анализе встречались и спорные запросы, которые могли как относиться к сфере сексуального, так и показывать интерес к иным аспектам. Помимо этого, не все запросы очевидны в своей связи с сексуальностью, то есть не всегда можно однозначно сказать, что именно хочет найти пользователь. К примеру, когда мы начинаем отдельно рассматривать специфику запроса «этнос + видео» или «этнос+фильм», мы видим, что в связи с японцами ищут порно, а в связи с немцами - фильмы о войне. Однако, даже с учетом возможных погрешностей, мы видим, что данная статистика отчасти повторяет ту картину, которую мы наблюдали при анализе количества запросов «этнос + порно» - самой интересующей пользователей группой оказываются японцы, немного отстают корейцы, и меньше всего интереса вызывают американцы.

Если рассматривать вторичные повторяющиеся запросы, стоит также отметить, что в запросах об американцах и немцах прослеживаются маркеры ненависти, а в связи с японцами чаще идет речь о сексуальных извращениях: от общих запросов типа «японцы

извращены» до более конкретных «инцест» и т.д. В запросах о корейцах наблюдается определенный интерес женской аудитории -пользователи ищут фото красивых (а также «милых» и «голых») парней\ мужчин (4-5 запросы по популярности), что, вероятно, в некоторой степени связано с влиянием южнокорейской массовой культуры (эти запросы также встречаются в связке с китайцами и японцами, однако в значительно меньшем количестве, и практически не заметны в статистике поиска по другим этносам).

Отдельно, на наш взгляд, стоит отметить запрос «этнос + насилуют» поскольку он отражает страх перед сексуально-агрессивным Чужим, покорение новой территории посредством сексуального насилия. Здесь опять уместно вспомнить цитату М. Фуко, которую мы уже упоминали выше, о связи сексуальности с концептом власти в социуме. Больше всего подобных упоминаний (по прямому запросу) о немцах (с упоминанием актов агрессии в отношении русских женщин) и японцах (без упоминаний\в отношении европейцев), меньше всего - в связи с французами.

о\

СП

г-

СЧ

00

о <м г-

I

о\

СП

Немцы Японцы Китайцы Американцы Корейцы Вьетнамцы Французы насилуют насилуют насилуют насилуют насилуют насилуют насилуют

Рисунок 4. Статистика по запросу «этнос + насилуют» на октябрь 2019 г.

Следующим этапом нашей работы стало построение матрицы, состоящей из 10 наиболее популярных запросов по каждому этносу и расчет корреляции по Пирсону. На этом этапе мы выявили коэффициент наисильнейшей корреляционной связи отдельных пар признаков, для чего мы взяли диапазон коэффициента корреляции от 0,5 до 1. Визуализация маркеров в данном исследовании позволила нам выделить несколько условных моделей сексуальности Чужого.

На карте (см. Рисунок 5) мы наблюдаем одну большую модель в центре, которую условно можно разделить на 2, а также одну модель, стоящую в стороне.

Рисунок 5. Карта сексуальных маркеров, сгруппированных по корреляционным связям.

Отстоящая в стороне группа маркеров связана с запросом «американцы». Как мы уже писали выше, на них приходилось меньше всего запросов, которые можно было отнести к сексуальной сфере. В результате, у нее отсутствуют заметные связи с другими моделями.

Вторая (большая) модель, объединена общими маркерами: «порно», «секс» (этот запрос присутствует в топ10 запросов по всем дальневосточным этносам), «фильм», «фото» и т.д. Как видно на карте, эта модель делится на более мелкие: модель, включающую

европейские этносы и модель с дальневосточными этносами. Для последней модели характерен запрос «почему», отражающий общее удивление Чужим, в том числе его внешностью, сексуальными и алиментарными привычками. Для поиска по китайцам и вьетнамцам характерен общий запрос «в России», отражающий обеспокоенность поведением Чужого на нашей территории.

Конечно, модель с европейскими этносами объединена весьма условно, поскольку показывает больше несовпадений, чем аналогичная - по дальневосточным. Немцы в представлении пользователей гораздо больше связаны с войной, чем любой другой из исследуемых нами этносов. Отчасти, получившаяся ситуация совпадает с нашим анализом запросов, связанных с алиментарностью Чужого: разделение на Восточного и Западного Чужого и размытие границ в представлении о Восточном Чужом (Алиев & Якушенкова, 2018). При этом, если в алиментарной модели несколько выбивались из общей статистики китайцы (из-за запросов, связанных с каннибализмом), запросы, связанные с сексуальностью гораздо более умеренны, а максимальная инаковость проявляется в образе Чужого-японца (запросы про инцест и т.д.).

ВЫВОДЫ

Если суммировать выводы по всем запросам, то следует еще раз отметить отсутствие интереса к сексуальности Чужого-американца, а также связь представлений о немцах с войной и сексуальным насилием по отношению к русским. Запросы о корейцах, как мы уже отмечали выше, во многом детерминированы влиянием корейской массовой культуры и отражают интерес женской части пользователей. Запросы о китайцах и вьетнамцах отражают опасения о поведении Чужого в России, а запросы о японцах показывают явный интерес к его сексуальности, а с другой стороны - реализуют стереотип об «извращенном» поведении Чужого.

Отсутствие или низкий процент запросов по сексуальности тайцев, монголов и некоторых других народов Юго-Восточной Азии показывает, что эти образы мало актуализированы в российском культурном пространстве. В целом проведенный анализ позволил нам выявить наиболее актуальные образы инаковости различных этнических групп, а также маркеры, которые указывают на ту или иную особенность разнообразных образов Чужого в представлении россиян.

В дальнейшем мы намереваемся расширить наше исследование, разработав разнообразные методы верификации полученных данных,

для более четкого понимания процессов формирования образов инаковости построения наиболее достоверных моделей коммуникации с Чужим.

Список литературы

2018 year in review. (2018). Получено из https: //www. pornhub. com/insights/2018-year-in-review#us

Albright, J. M. (2012). Porn 2.0: The libidinal economy and the consumption of desire in the digital age. В Transformative consumer research for personal and collective well-being (pp. 527-550). Abingdon: Routledge.

Alexander, J. (2008). DISCURSIVE SEXUALITIES: Bridging Sexuality and Literacy Studies. В Theory and Practice for Composition Studies (стр. 33-74). Logan: University Press of Colorado.

Barss, P. (2011). The Erotic Engine. How Pornography has Powered Mass Communication, from Gutenberg to Google. Toronto: Anchor Canada.

Correa, S., Petchesky, R., & Parker, R. (2008). Sexuality, Health and Human Rights . New York: Routledge.

Cronin, B. (2008). Eros Unbound: Pornography and the Internet. In W. Aspray, & P. Ceruzzi (Eds.), The Internet and American Business (pp. 491-538). London: MIT Press.

Global top searches (2019). Получено из https://www.pornmd.com/sex-search

Hindman, M. (2008). The Myth of Digital Democracy. Princeton: Princeton University Press.

Introna, L. D., & Nissenbaum, H. (2000). Shaping the Web: Why the Politics of Search Engines Matters. Inf. Soc., 16, 169-185.

Markey, P. M., & Markey, C. N. (2010). Changes in pornography seeking behaviors following political elections: An examination of the Challenge Hypothesis. Evolution and Human Behavior., 31, Pp. 442-446.

Markey, P. M., & Markey, C. N. (2012). Pornography seeking behaviors. In Z. Yan (Ed.), Encyclopedia of cyber behavior (pp. 337-346). Hershey: IGI Global.

Parker, R. (2009). Sexuality, culture and society: shifting paradigms in sexuality research. Culture, Health & Sexuality, 11(3), 251-266.

Spink , A., Jansen, B., & Taksa, I. (2009). Handbook of Research on Web Log Analysis. Hershey: Information Science Reference.

Spink, A., & Jansen, B. J. (2008). Web Search: Public Searching of the

Web. Heidelberg: Springer. Spink, A., Partridge, H., & Jansen, B. (2006). Sexual and pornographic Web searching: Trends analysis. First Monday, 11( 9). Получено из https://firstmonday.org/oj s/index.php/fm/article/view/1391/1309 Top porn search-terms from each country. (б.д.). Получено из Buzzfeed News: https://www.buzzfeednews.com/article/katienotopoulos/top-porn-search-terms-from-each-country United States vs Russia. Получено из

https://www.pornhub.com/insights/united-states-vs-russia Wilson, S., & Peterson, L. C. (2002). The Anthropology of Online

Communities. Annual Review of Anthropology, 31, 449-467. Women of the world. (2018). Получено из

https: //www.pornhub.com/insights/women-of-the-world Wondracek, G., Holz, T., Platzer, C., Kirda, E. & Kruegel, C. (june 2010 г.). Is the Internet for Porn? An Insight Into the Online Adult Industry. WEIS. Получено из

http://www.eurecom.fr/fr/publication/3278/download/rs-publi-3278.pdf

Алиев, Р. Т. (2018). Вестиментарные модели Воображаемого Чужого. Журнал фронтирных исследований, (4), 76-97. doi: 10.24411/2500-0225-2018-10024 Алиев, Р. Т. & Якушенкова, О. С. (2018). Алиментарные модели воображаемого Чужого. Каспийский регион: политика, экономика, культура, (4), 160-166. Леви-Стросс, К. (2001). Структурная антропология. Москва: ЭКСМО-ПРЕСС.

Фуко, М. (2004). Использование удовольствий. История

сексуальности. (Т. 2). Спб: Академический проект. Якушенков, C. Н. & Якушенкова, О. С. (2012). Тело варвара: конструирование образа Чужого на китайском фронтире.

Каспийский регион. Политика, экономика, культура, (4), 233240.

References

2018 year in review. (2018). Retrieved from

https://www.pornhub.com/insights/2018-year-in-review#us Albright, J. M. (2012). Porn 2.0: The libidinal economy and the consumption of desire in the digital age. In Transformative consumer

research for personal and collective well-being (pp. 527-550). Abingdon: Routledge.

Alexander, J. (2008). DISCURSIVE SEXUALITIES: Bridging Sexuality and Literacy Studies. In Theory and Practice for Composition Studies (pp. 33-74). Logan: University Press of Colorado.

Aliev, R.T. (2018). Vestimentary models of the Imaginative Other. Journal of Frontier Studies, (4), 76-97. doi:10.24411/2500-0225-2018-10024 (in Russian)

Aliev, R.T., & Yakushenkova, O.S. (2018). Alimentary models of the imaginative Other. Caspian Region: Politics, Economics, Culture, 4(57), 160-166. (in Russian)

Barss, P. (2011). The Erotic Engine. How Pornography has Powered Mass Communication, from Gutenberg to Google. Toronto: Anchor Canada.

Correa, S., Petchesky, R., & Parker, R. (2008). Sexuality, Health and Human Rights . New York: Routledge.

Cronin, B. (2008). Eros Unbound: Pornography and the Internet. In W. Aspray, & P. Ceruzzi (Eds.), The Internet and American Business (pp. 491-538). London: MIT Press.

Foucault, M. (2004). Use of pleasures. History of sexuality. (Vol. 2). Spb: Academic project. (in Russian)

Global top searches. (2019). Retrieved from https://www.pornmd.com/sex-search

Hindman, M. (2008). The Myth of Digital Democracy. Princeton: Princeton University Press.

Introna, L. D., & Nissenbaum, H. (2000). Shaping the Web: Why the Politics of Search Engines Matters. Inf. Soc., 16, 169-185.

Levi-Strauss, C. (2001). Structural anthropology. Moscow: EXMO-PRESS. (in Russian)

Markey, P. M., & Markey, C. N. (2010). Changes in pornography seeking behaviors following political elections: An examination of the Challenge Hypothesis. Evolution and Human Behavior, (31), 442446.

Markey, P. M., & Markey, C. N. (2012). Pornography seeking behaviors. In Z. Yan (Ed.), Encyclopedia of cyber behavior (pp. 337-346). Hershey: IGI Global.

Parker, R. (2009). Sexuality, culture and society: shifting paradigms in sexuality research. Culture, Health & Sexuality, 11(3), 251-266.

Spink , A., Jansen, B., & Taksa, I. (2009). Handbook of Research on Web Log Analysis. Hershey: Information Science Reference.

Spink, A., & Jansen, B. J. (2008). Web Search: Public Searching of the

Web. Heidelberg: Springer. Spink, A., Partridge, H., & Jansen, B. (2006). Sexual and pornographic Web searching: Trends analysis. First Monday, 11( 9). Retrieved from

https: //firstmonday.org/oj s/index.php/fm/article/view/1391/1309 Top porn search-terms from each country. (6.g.). Retrieved from Buzzfeed News: https://www.buzzfeednews.com/article/katienotopoulos/top-porn-search-terms-from-each-country United States vs Russia. Retrieved from

https://www.pornhub.com/insights/united-states-vs-russia Wilson, S., & Peterson, L. C. (2002). The Anthropology of Online

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Communities. Annual Review of Anthropology, (31), 449-467. Women of the world. (2018). Retrieved from

https://www.pornhub.com/insights/women-of-the-world Wondracek, G., Holz, T., Platzer, C., Kirda, E. & Kruegel, C. (june 2010 r.). Is the Internet for Porn? An Insight Into the Online Adult Industry. WEIS. Retrieved from

http://www.eurecom. fr/fr/publication/3278/download/rs-publi-3278.pdf

Yakushenkov, S. N. & Yakushenkova, O. S. (2012). The body of a barbarian: constructing the image of the Other on the Chinese frontier. Caspian region. Politics, economics, culture, (4), 233-240. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.