Научная статья на тему 'Модели управления предпринимательскими структурами в туризме в условиях риска и неопределенности'

Модели управления предпринимательскими структурами в туризме в условиях риска и неопределенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов М.А., Рубин Ю.Б., Бубнова Г.В.

Существующая ныне тенденция к активному использованию автоматизированных средств экономического анализа не обходит вниманием, в том числе, активно развивающуюся сферу туристского бизнеса. Проектирование эффективных средств поддержки принятия решений в данной области невозможно без разработки соответствующих экономико‑математических моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели управления предпринимательскими структурами в туризме в условиях риска и неопределенности»

№ 6 (42) 2012

М. А. Морозов, докт. экон. наук, профессор МФПУ «Синергия» Ю. Б. Рубин, чл.-корр. Российской академии образования, докт. экон. наук,

профессор, ректор МФПУ «Синергия»

Г. В. Бубнова, докт. экон. наук, профессор Московского государственного

университета путей сообщения

Модели управления предпринимательскими структурами в туризме в условиях риска и неопределенности

Существующая ныне тенденция к активному использованию автоматизированных средств экономического анализа не обходит вниманием, в том числе, активно развивающуюся сферу туристского бизнеса. Проектирование эффективных средств поддержки принятия решений в данной области невозможно без разработки соответствующих экономико-математических моделей.

Введение

В настоящее время остается актуальной задача разработки специализированного программного обеспечения для управления предприятиями туристского бизнеса. Как отмечают исследователи в работе [2], это связано с тем, что затраты по внедрению типовых систем управления предприятием класса ERP сопоставимы с годовым оборотом среднего туристского агентства, поскольку большинство туристских фирм относятся к малым предприятиям.

В работе [2] также показано, что, несмотря на наличие на рынке программного обеспечения некоторого количества специализированных продуктов для турбизнеса, на повестке дня остается задача поэтапной автоматизации работы различных функциональных уровней туристских компаний. Для повышения конкурентоспособности разрабатываемых программных продуктов при построении алгоритмов работы проектируемых систем необходимо в обязательном порядке учитывать такие аспекты функционирования туристского предприятия, как риск и неопределенность. Вопросам разработки соответствующих экономико-математических моделей посвящена настоящая статья.

Виды рисков в туристской деятельности

Предпринимательская деятельность в туризме связана с риском, который обусловлен неопределенностью, существующей в предпринимательской деятельности и отражающей ее сущность. Сама категория риска носит сложный системный характер. Традиционно риск трактуется как вероятность того, что реальный доход (прибыль) предпринимателя будет меньше предполагаемого, т. е. предприниматель понесет убытки, если намеченное управленческое решение не осуществится, а также если были допущены просчеты или ошибки при принятии решений. Более широкое понятие риска определяется как возможность отклонения от цели, ради достижения которой принималось решение. Под конкурентным риском понимается состояние относительной неопределенности, присущее конкурентным действиям, результативность которых не представляется очевидной и имеет вероятностный характер. Действуя в состоянии относительной неопределенности, субъекты бизнеса вынуждены рисковать, ибо они не уверены в непременно благоприятном для них исходе соперничества. Отсутствие такой уверенности, вероятностный характер результатов конку-

№ 6 (42) 2012

рентных действий обусловлены различными причинами, в том числе объективным техническим, технологическим, предметным развитием областей бизнеса, выбранных компанией и ее соперниками, состояние которого следует держать под постоянным контролем, что не всегда удается [4].

Риск характеризует ситуацию, когда существует некоторая неопределенность наступления событий. При этом предприниматель должен прогнозировать возможные причины неопределенности, как раз и являющиеся источниками возникновения рисковых ситуаций.

В связи со сложностью категории риска полной и исчерпывающей классификации рисков на сегодняшний день не существует. Однако разработано множество подходов к выделению основных групп рисков в разрезе различных признаков. Так, в предпринимательской деятельности по сфере происхождения можно выделить экономические, политические, административно-законодательные, технические, природно-эколо-гические риски.

Экономический риск включает производственный, коммерческий, кредитный, валютный и другие риски.

Производственный риск обусловлен неисполнением договоров, что часто связано с неплатежеспособностью партнеров, изменением конъюнктуры рынка, усилением конкуренции; возникновением непредвиденных затрат, которые могут быть вызваны повышением цен на основные составляющие тура. Коммерческий риск возникает в процессе реализации туристских товаров и услуг и может быть обусловлен резким снижением спроса на туристские товары и услуги, потерей части основных клиентов. Кредитный риск возникает в связи с невыполнением предпринимательской фирмой своих финансовых обязательств перед кредиторами и инвесторами.

Валютный риск, обусловленный изменениями курса валют, является весьма значимым для турпредприятий. Он выражается в недополучении прогнозируемых доходов или в увеличении предполагаемых расходов

в результате прямого воздействия измене- | ния курса валют.

В туристской деятельности к экономиче- оа ским относятся следующие риски [1]: ^

• недополучения заказанных у партнеров ^ услуг (блоков мест в самолетах, гостиницах ^ и пр.) из-за срыва заключенных договоров, ^ а также невозврата денежных средств, перечисленных в виде предоплат; 8

• неполучения или несвоевременного по- 4| лучения денежных средств за реализован- < ные туристские продукты и услуги; ^

• отказа покупателя от туристской поездки;

• срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;

• ценовой риск, связанный с неверным установлением цены на туристскую продукцию и услуги, этот риск существенно возрастает в условиях инфляции;

• риск банкротства как деловых партнеров, так и самого туристского предприятия.

По сфере возникновения предпринимательские риски следует подразделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешние риски возникают независимо от деятельности предпринимательской структуры и связаны с изменением общей экономической ситуации, изменениями налогового законодательства, повышением арендной платы, инфляцией, изменениями правил въезда в страну и выезда из нее и др. Влиять на эту группу рисков предприниматель практически не может, за исключением, например, ситуаций, когда при принятии законов, связанных с туризмом, к их разработке или консультационным услугам привлекаются представители турбизнеса. В этом случае возможно лоббирование интересов предпринимателей и их учет в процессе законотворчества. Внешние риски могут привести к полному прекращению деятельности по какому-либо направлению из-за невозможности осуществления поездок туристов в силу форс-мажорных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия, эпидемии и пр.).

№ 6 (42) 2012

Внутренние риски генерируются самой предпринимательской структурой и могут быть связаны с неэффективным менеджментом, неправильной маркетинговой политикой, низким профессионализмом персонала и т. д. Они напрямую зависят от предпринимателя, но не всегда их легко распознать и спрогнозировать.

По временному интервалу действия предпринимательские риски делятся на постоянные и кратковременные. К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в течение всего жизненного цикла, например, к ним относятся инфляционные, валютные риски. Кратковременные риски Е обычно действуют ограниченный период, § например, для создаваемой предпринимали тельской структуры кратковременным мо-Ц жет быть риск, связанный с низкой квали-& фикацией и отсутствием опыта у принимае-1 мого на работу персонала. Но с течением | времени профессионализм приобретается, <5 и этот риск исчезает. ^ Измерение риска может быть произвело дено в денежных единицах, и в этом случае речь идет об абсолютном риске, например, * сумма возможных убытков в случае наступления какого-либо риска. Относительный ^ риск измеряется в долях или процентах и ха-■а рактеризуется степенью, т. е. мерой вероят-Ц ности недостижения намеченной цели. ^ Выделяют следующие зоны предпринимательского риска: ^ • зону допустимого риска, в которой | предприниматель возмещает издержки 3 и получает среднюю прибыль, это обычный К предпринимательский риск; | • зону критического риска, в которой предприниматель возмещает только из-Ц держки производства; & • зону катастрофического риска, в кото-| рой предприниматель не только не покры-| вает издержки, но может полностью потерять имущество и попасть под процедуру ^ банкротства.

Управление риском в предприниматель?! стве — это деятельность по прогнозирова-

нию рисков и предотвращению или уменьшению их негативного воздействия на предприятие. Перечислим основные способы уменьшения риска:

• страхование рисков(стихийные бедствия, автомобильные аварии, риск невыполнения обязательств партнерами и т. п.);

• образование специального резервного фонда для самострахования;

• передача части риска другим лицам и организациям путем страхования бизнеса и служащих;

• защита служебной или коммерческой тайны путем предотвращения кражи информации и разглашения коммерческой тайны и др.

Методы оценки рисков

Для того чтобы избежать или уменьшить риск, его надо оценить. Используются различные методы, в том числе статистический, экспертный, расчетно-аналитический. Статистический метод представляет собой комплексный анализ системы показателей предприятия за определенный отрезок времени, их сопоставление и расчет риска, для чего анализируются данные о потерях, имевших место за ретроспективный период, строится кривая вероятностей потерь, которая является оценкой риска.

Экспертный метод предполагает привлечение внешних экспертов для анализа и расчета риска. Они дают оценки вероятностей возникновения определенных уровней потерь, по которым рассчитываются средние значения экспертных оценок и строится кривая распределения вероятностей. Наиболее часто этот метод применяется при недостаточном объеме информации.

Расчетно-аналитический способ построения кривой распределения вероятностей потерь и оценки на такой основе показателей предпринимательского риска базируется на теоретических представлениях о возможности возникновения риска.

Риск-менеджмент представляет систему оценки и управления риском, возникающим

№ 6 (42) 2012

в процессе предпринимательском деятельности. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска. Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает неопределенность хозяйственной ситуации, неизвестность условий политической и экономической обстановки и перспектив изменения этих условий. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем выше степень риска. В основе риск-менеджмента лежит организация работы по определению и снижению риска. Инфраструктура предпринимательского бизнеса представляет собой совокупное окружение субъектов предпринимательства, деятельность которых способствует исполнению каждым предпринимателем профессиональных функций, решению стоящих перед ним задач по ведению дел [3].

Оценить, насколько рискованной является та или иная предпринимательская деятельность, можно путем определения устойчивости предприятия. Изучение опыта функционирования предприятий в условиях рыночной экономики, несомненно, должно находить соответствующее отражение в практике и теории хозяйствования отечественных предпринимательских структур. Хотя рыночный механизм российской экономики находится в стадии становления, некоторые чисто рыночные показатели приобретают популярность, будучи действенным инструментом в ходе планово-аналитической работы на предприятиях турбизнеса. К числу таких показателей следует отнести критический объем продаж, коэффициент (уровень) устойчивости предприятия (продукции) и др. Их область действия очень широка, но особое место они занимают в сфере управления затратами на предприятиях, практикующих систему учета затрат direct-costing. Важная особенность данной системы заключается в том, что она позволяет изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом произ-

водства, объемом продаж (реализации), затратами (себестоимостью), маржинальным доходом и прибылью.

В отличие от административно-командной экономики, где главенствовал показатель валовой (товарной) продукции, в условиях рынка на первое место выходит показатель реализованной продукции (объем продаж), который является главным индикатором работы предприятия на рынке. Для каждого конкретного производства (предприятия) очень важно определение критического объема реализации. Под критическим объемом следует понимать такой объем реализации продукции как в денежном, так и в натуральном выражении, при котором достигается безубыточность производства, т. е. выручка от реализации полностью покрывает затраты (постоянные и переменные) на производство данного объема реализованной продукции, или прибыль равна нулю.

Методика оценки устойчивости

Для оценки рыночного состояния устойчивости предприятия в разные периоды времени или сравнения с другими, как правило, конкурирующими фирмами используется показатель уровня устойчивости продукции (производства). В отличие от критического объема реализации уровень устойчивости (У) является относительным показателем, который может быть рассчитан по следующим формулам:

V

Y _ ф __

V Q

Y_

Z„r

ZnocT + ^max

Y _ ZnocT

V — Z max '

max пе p

(1)

(2)

(3)

где V , Vmax — соответственно, критический и максимально возможный объем реализации продукции (услуг) в стоимостном выражении;

S

СО

I

ш со

I

иа

со о to

о &

105

-ч ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

№ 6 (42) 2012 ' -

8 I

I

0 £

8 И

D

сэ

! со

Ü

1

со 1

i

U

I

U Й

I

I

1 i

! S

5

7пост — постоянные затраты (не зависящие от объема производства);

^ — переменные затраты на производство максимально возможного для реализации объема продукции (услуг);

Птах — прибыль, получаемая от реализации максимального объема продукции (услуг);

Окр, Qmеx — соответственно, критический и максимально возможный объем реализации продукции (услуг) в натуральном выражении (шт., кг, м и т. д.).

Экономическое содержание (смысл) показателя уровня устойчивости можно определить, исходя из формулы (1) как долю выручки от максимального объема реализации продукции (услуг), которая покрывает все затраты на производство и реализацию критического объема продукции (услуг). Чем ниже значение данного показателя, тем устойчивее фирма к изменениям рыночной конъюнктуры, выше запас ее прочности.

Проанализировав функциональные зависимости между переменными в соответствии с формулами (1-3), сформулируем некоторые закономерности для различных вариантов величины этих переменных при проведении оценки устойчивости одной и той же фирмы при разных условиях или сравнении рассматриваемого показателя у нескольких фирм.

Если дается оценка устойчивости для одного и того же максимально возможного объема реализации при прочих разных условиях, то она производится на основе сравнения критических объемов реализации (формула (1) — знаменатель постоянен). Таким образом, для указанных условий чем выше критический объем реализации, тем ниже уровень устойчивости, и наоборот. Это может быть сформулировано следующим образом:

если V = V

I/ > V„ , то Y > Y.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на максимального объема реализации: чем выше объем реализации, тем выше устойчивость фирмы:

если ^ех, > ^тех2 ; Кр, = Кр2 , Т0 ^ < ^ .

Более сложно выявить закономерности, исходя из формул (2, 3), когда значение критического объема реализации напрямую неизвестно.

Рассмотрим возможные комбинации значений различных переменных и определим соответствующие функциональные зависимости.

^пост1 ZnocT2 ; nmax1 > ^max2 г У 1

У1 ^ У 2

^maxi < ^max2

У1 > У2

2) V =V Zmax=Zmax Z >Z

' max1 max^ пер1 пер^ пост^ п<

V >V

КР1 КР2

3) V =V , Z = Z

' max ma^ пост г

Z max > у max пост2 ' пер1 пер2

Vkp >V_ ^Y >/2;

4) V =V ,П

' max1 max^ max1

^VKP1 >^КР2

5)

Тюс^ > Vmax1 Z max пер1

Тюст 2 Vmax2 Z max пер2

Z Vmax1 Z max пер1

<

Тюст 2 ^max2 Z max пер2

V = max1 V max2 , nmax1 > nmax2

nmax2 , Ттост > Zп(

^ Y >/2;

Y > Y

11 — '2>

Y < Y2;

, Zпocт < Zпc

>V <V :

KP1 KP2

Y <Y2;

7) V_ =V

max1 max2

nmax2 nmax1

П

Z

>VKft>VKp 2 >Y2.

кр, кр2'

Несложно провести аналогичное доказательство для условий, когда при одинаковом значении критического объема реализации главенствующим является величи-

Наибольший интерес представляет собой сопоставление различных состояний предприятия, относящихся к одному и тому же максимально возможному объему реализации. При этом, как правило, при оценке уровня устойчивости основополагающим является критический объем реализации. Особенно

№ 6 (42) 2012

Рис. 1. Вариант 2

V V V

к Р 2 к р, тах

(От

Рис. 2. Вариант 3

п V тах1 /

Рис. 3. Вариант 4

наглядно это может быть продемонстрировано путем построения графиков прибыльности — для вариантов 2, 3, 4, 6 (рис. 1-4)).

Графики подразумевают, что равенство выручки от реализации (Утак) предполагает одинаковую среднюю цену реализации единицы продукции, а значит и равенство объемов (количества) реализованной продукции в натуральном измерении. Выявленные зависимости для вариантов 1, 5, 7 могут быть продемонстрированы графически только для конкретных исходных данных.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что применение на практике выявленных зависимостей между основными рыночными показателями может помочь при оперативном принятии решений.

(Отах)

Рис. 4. Вариант 6

Для оценки рыночного состояния устойчивости туристского предприятия предлагается использовать показатель уровня устойчивости продукции (производства). Чем ниже значение данного показателя, тем устойчивее фирма к изменениям рыночной конъюнктуры, тем, соответственно, выше запас ее прочности.

Список литературы

1. Морозов М. А. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в туризме: монография. М.: РосНОУ, 2005.

2. Родигин Л. А, Наймарк К. В. Оценка совокупной стоимости владения туристским интернет-проектом // Прикладная информатика. 2011. № 4.

3. Рубин Ю. Б. Курс профессионального предпринимательства: учебник. М.: МФПА, 2011.

4. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник. М.: Маркет ДС, 2008.

со

I

со

I

на 52

ео о ч

о &

107

п

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.