Научная статья на тему 'Модели стратегического анализа и управления деятельностью вузов'

Модели стратегического анализа и управления деятельностью вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МАРКЕТИНГ / ИННОВАЦИИ / БИЗНЕС-СТРАТЕГИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Павел Вадимович, Турянская Наталья Ивановна, Середа Марина Викторовна, Аликин Виктор Анатольевич

В статье рассматривается использование моделей стратегического анализа и управления деятельностью вуза, построенных на сочетании стратегического маркетингового и инновационного подходов, которые должны обеспечить рост результативности научно-исследовательской деятельности высшего учебного заведения, повысить конкурентоспособность его инновационных разработок и создать предпосылки для формирования имиджа вуза как лидера в области инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели стратегического анализа и управления деятельностью вузов»

УДК 005.52:378

МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗОВ MODELS OF STRATEGIC ANALYSIS AND MANAGEMENT OF HIGHER SCHOOLS

Иванов Павел Вадимович

д.т.н., профессор, декан факультета экономики и менеджмента НИМИ ФГБОУ ВПО ДГАУ ngma-ekonomik-upravleniya@mail.ru Турянская Наталья Ивановна к.т.н., доцент кафедры менеджмента и информатики НИМИ ФГБОУ ВПО ДГАУ nit8811@mail.ru Середа Марина Викторовна к.с.-х.н., доцент кафедры менеджмента и информатики НИМИ ФГБОУ ВПО ДГАУ sermarvi@yandex.ru Аликин Виктор Анатольевич

к.ф.н., доцент кафедры менеджмента и информатики НИМИ ФГБОУ ВПО ДГАУ ludosopher@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается использование моделей стратегического анализа и управления деятельностью вуза, построенных на сочетании стратегического маркетингового и инновационного подходов, которые должны обес-

печить рост результативности научно-исследовательской деятельности высшего учебного заведения, повысить конкурентоспособность его инновационных разработок и создать предпосылки для формирования имиджа вуза как лидера в области инноваций.

Ключевые слова: стратегический анализ, маркетинг, инновации, бизнес-стратегии, конкурентоспособность вуза.

Abstract

In the article using of models for strategic analysis and management of a higher school activity constructed on combination of strategic marketing and innovative approaches are considered. Such models must provide growth in efficiency of research activity of a higher school, increase competitiveness of its innovative developments and create prerequisites for forming a higher school image as a leader in the field of innovations.

Keywords: strategic analysis, marketing, innovations, business- strategies, higher school competitiveness.

В современных условиях стратегическое управление активно используется различными организациями, в том числе и образовательными учреждениями. Для вузов разрабатываются «дорожные карты», программы повышения конкурентоспособности, включающие стратегические цели и стратегии, а также план управления изменениями. Развитию практики использования стратегических подходов для решения проблем в деятельности образовательных учреждений способствуют рост потребности в повышении качества образовательной деятельности, усиление интеграционных тенденций, проявляющихся в объединении вузов в целях повышения их эффективности; обострение конкурентных отношений между вузами, как на рынке образовательных услуг, так и на рынке научно-технической продукции.

В связи с этим, актуальной задачей является создание моделей стратегического анализа и управления деятельностью вузов, обеспечивающих их устойчивое конкурентоспособное развитие в долгосрочной перспективе.

Классическим подходом к структуризации комплекса стратегий многопрофильной организации является построение стратегической пирамиды,

верхним уровнем которой является генеральная (корпоративная) стратегия, средним - бизнес-стратегии (деловые стратегии) для разных видов бизнеса, а нижним - функциональные стратегии для наиболее значимых функциональных областей (маркетинг, производство, управление персоналом, финансы и т.д.). Применительно к вузу, мы предлагаем в иерархии стратегий оставить два уровня: генеральная стратегия и функциональные стратегии. Даже в случае рассмотрения деятельности интегрированного вуза, в состав которого входят обособленные территориально структурные единицы, потребность в среднем уровне (разработке бизнес-стратегий для каждой территориально обособленной структурной единицы) отпадает в связи с тем, что, все структурные единицы занимаются образовательной и научно-исследовательской деятельностью, то есть оказывают идентичные услуги, и нет необходимости разрабатывать различные стратегии для каждой из них.

Формирование комплекса стратегий вуза должно начинаться с разработки генеральной стратегии. Мы считаем целесообразным использовать при выработке этой стратегии универсальную методику стратегического анализа - метод SWOT. Нами был выполнен SWOT-анализ для ФГБОУ ВПО «Донского государственного аграрного университета» (ФГБОУ ВПО ДГАУ), матрица которого представлена на рисунке 1[5]. В ней отражены особенности процесса реорганизации, состоящей в присоединении к ФГБОУ ВПО ДГАУ двух других вузов: ФГБОУ ВПО «Новочеркасская государственная мелиоративная академия» и ФГБОУ ВПО «Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия».

На основании информации матрицы SWOT сформулирована следующая генеральная стратегия ФГБОУ ВПО ДГАУ: повышение эффективности образовательной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности на основе достижения эффекта синергии от развития интеграции образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций аграрного профиля в Южном федеральном округе.

Матрица SWOT для ФГБОУ ВПО ДГАУ

Сильные стороны

Лидерство на рынке образовательных услуг среди сельскохозяйственных вузов на юге России

Широкий спектр специальностей и направлений подготовки Высокая квалификация кадров Наличие ряда научных школ Известность

Высокая организационная культура Многолетний опыт подготовки кадров для агропромышленного комплекса Развитая инфраструктура_

Слабые стороны

Отсутствие проверенной методики и технологии присоединения вузов

Проблемы в области учёта и отчетности объединенного университета

Недостаточная материально-техническая обеспеченность учебного процесса

Проявление субъективизма в оценке знаний студентов

Возможности

Внедрение передовых технологий в образовательный процесс

Достижение эффекта синергии от интеграционных тенденций

Улучшение информационного обеспечения за счёт трансферта информации, создание общего информационного пространства

Совместная выставочная и рекламная деятельность

Формирование объединенных научных команд для выполнения НИР

Развитие сотрудничества с отечественными и зарубежными деловыми партнёрами Создание системы менеджмента качества Трансферт педагогического опыта Сокращение затрат в результате совместного осуществления ряда видов деятельности

Совместное использование объектов практик, лабораторий, инфраструктуры

Оптимизация организационной структуры управления и организационных процессов

Дальнейшее развитие интеграции с НИИ и колледжами

Повышение практической направленности научных исследований

Активное участие в реализации государственных программ в области сельского хозяйства, мелиорации и гидротехнического строительства Поддержка Администрации Ростовской области

Снижение интенсивности конкуренции среди аграрных вузов ЮФО

Облегчение контроля за деятельностью университета со стороны государства

Угрозы

Демографический кризис Уменьшение количества

бюджетных мест Невосприимчивость регионального бизнеса к инновациям Возникновение противодействий объединению со стороны сотрудников и студентов Снижение адаптационных способностей Рост бюрократизации Слабо развитые законодательная база и механизм реализации законодательных актов при проведении реструктуризации Угроза искажения и сокрытия информации Снижение эффективности деятельности из-за нестабильности условий

Злоупотребления, нецелевое использование бюджетных средств, уклонение от ответственности

Проблемы с взысканием дебиторской задолженности Снижение качества бюджетного планирования и планирования деятельности университета в целом

Невосприимчивость регионального бизнеса к инновациям

Рис. 1. Матрица SWOT для ФГБОУ ВПО ДГАУ

В соответствие с генеральной стратегией нами разработаны функциональные стратегии образовательной и научно-исследовательской деятельности, воспитательной работы, управления персоналом, маркетинга и финансовая стратегия, которые представлены на рисунке 2.

Для превращения стратегии в систему взаимосвязанных целей организации в стратегическом управлении применяется специальный инструмент, который называется стратегическая карта. Традиционно в стратегической карте цели объединяются в четыре блока по направлениям, определенным Д.Нортом и Р.Капланом: финансы, внешнее окружение (в том числе клиенты), бизнес-процессы, персонал.

Применяя метод построения стратегической карты для вуза, необходимо учитывать специфику работы образовательных учреждений. Так, О.В. Сагинова отмечает, что финансовые показатели, которые всегда являются основными для коммерческих организаций, вузами игнорируются. Она считает необходимым разрабатывать стратегические финансовые цели вуза и включать их в стратегическую карту также в качестве верхнего уровня. В целом стратегическая карта, по мнению О.В. Сагиновой, должна сохранить в своей структуре традиционные четыре раздела: «финансовый, потребительский, раздел внутренних бизнес процессов и раздел обучения и роста» [3]. Таким образом, уровень «клиенты и внешнее окружение» она заменяет на «потребительский раздел». Мы считаем такой подход не совсем корректным, так как стратегические цели вуза во внешней среде не всегда связаны только с потребителями его услуг. Они могут касаться построения выгодных взаимоотношений с поставщиками, занятия более выгодного положения среди конкурентов и т.д.

Метод построения стратегической карты использовался и Г.И. Мальцевой [2]. Ею были внесены коррективы в форму стратегической карты - добавлен верхний слой «Общество», так как вуз является общественной государственной организацией и должен служить интересам общества. На наш взгляд, выделение слоя «общество» на стратегической карте вуза не целесо-

Генеральная стратегия университета: Повышение эффективности образовательной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности на основе достижения эффекта синергии от развития интеграции образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций аграрного профиля в Южном федеральном округе.

Стратегия образовател ьной деятельности: Повышение качества оказания образовательных услуг путём активного использования передовых образовательных и информационных технологий, обмена педагогическим опытом и формирования единого образовательного пространства университета на основе развития системы менеджмента качества образования.

х

Функциональные стратегии

Стратегия научно-исследовател ьской

деятельности: Усиление маркетинговой ориентации и повышение результативности научно-исследовательской деятельности путём формирования, развития и оптимального использования интегрированного инновационного потенциала университета на основе совместного использования научно-исследовательских лабораторий, полигонов и оборудования, создания научных «команд» из представителей разных структурных подразделений для решения межфункциональных проблем при создании эффективной системы мотивации научно-исследовательской деятельности для повышения творческой активности сотрудников и студентов.

Стратегия воспитательной работы: Содействие саморазвитию личности каждого студента на основе ком-петентностного подхода путём нравственного и патриотического воспитания, формирования социальной ответственности и активности, расширения практики студенческого самоуправления и популяризации здорового образа жизни, а также на основе формирования корпоративной культуры университета, основанной на сохранении и развитии духовных ценностей и лучших традиций отечественного аграрного образования.

I

Стратегия управления персоналом:

Повышение эффективности работы персонала на основе рационального сочетания мотивацион-ного и конкурсного подходов при создании необходимых условий для обеспечения профессионального роста и творческой активности сотрудников.

X

Стратегия маркетинга: Увеличение доли университета, как на рынке образовательных услуг, так и на рынке научно-технической продукции путём эффективного формирования и развития собственного бренда с использованием передовых маркетинговых технологий на основе централизованного комплексного подхода к маркетингу образовательных услуг и инновационных разработок.

1

Финансовая стратегия: Обеспечение повышения экономической эффективности деятельности университета путём снижения удельных затрат на обучение одного студента за счёт роста эффективности использования всех видов ресурсов, закона опыта, эффекта экономии на масштабах и применения передовых технологий, снижающих трудоемкость и ре-сурсоёмкость во всех сферах деятельности и направленных на повышение качества образования.

Рис. 2

Иерархия стратегий ФГБОУ ВПО ДГАУ

образно, так как размещение целевых установок, связанных с удовлетворением общественных потребностей, может быть успешно выполнено в слое «клиенты и внешнее окружение», так как общество является внешним окружением для вуза.

Мы предлагаем сохранять в стратегической карте традиционные названия уровней, но изменить их порядок. Так как финансы для вуза являются не основной стратегической целью, а средством для осуществления образовательной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности, мы предлагаем их сделать нижним уровнем (фундаментом) стратегической карты.

Верхним уровнем станут «клиенты и внешнее окружение». Название данного уровня предлагается сократить до словосочетания «внешнее окружение», так как потребители услуг вуза (клиенты) входят в состав внешнего окружения.

Стратегическая карта, разработанная на основе предложенных нами генеральной и функциональных стратегий ФГБОУ ВПО ДГАУ, изображена на рисунке 3.

Актуальной потребностью сегодняшнего дня является активное участие вуза в инновационных процессах общественного развития.

В настоящее время в научно-исследовательской деятельности довольно широко применяется термин «инновационная разработка», однако нам не удалось найти определения этого понятия в научной литературе. В связи с этим, мы предлагаем своё определение: инновационная разработка представляет собой новшество (новацию), снабжённое обосновывающей и разъясняющей документацией, необходимой для его успешного внедрения в практическую деятельность (превращения в инновацию). Например, новая компьютерная система тестирования, являясь новацией, становится инновационной разработкой после создания инструкции для пользователя, а новое техническое устройство - после разработки конструкторской докумен-

Рис. 3. Стратегическая карта для ФГБОУ ВПО ДГАУ

тации, технико-экономического обоснования необходимости его использования и инструкции по эксплуатации.

Таким образом, инновационная разработка представляет собой подготовленное к внедрению новшество, и занимает промежуточное положение между новацией и инновацией.

В случае реализации инновационной разработки на рынке процессу внедрения будет предшествовать процессы поиска покупателей и продажи инновационной разработки, что отражено на рисунке 4.

Мы считаем целесообразным выделять следующие стадии продвижения инновационной разработки:

рыночные исследования,

- анализ их результатов,

- определение целевых сегментов и групп покупателей,

- разработка и реализация стратегии позиционирования на выбранных сегментах с использованием разнообразных маркетинговых инструментов,

- проведение переговоров с потенциальными покупателями,

- купля-продажа (или возмездная передача) инновационной разработки покупателю.

В работе [6, С. 283] приведена схема системы продвижения инноваций вузов на стадиях фундаментальных исследований, прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок. В качестве основных участников продвижения инноваций в ней рассматриваются учёные, изобретатели (не уточнено, однако, в чём разница между учёными и изобретателями), конструкторы и технологи.

Следует отметить, что при использовании такого подхода эффективность продвижения инноваций будет недостаточно высокой, так как перечисленные участники не имеют знаний и опыта для оценки рыночной ситуации, разработки стратегии маркетинга, рекламы, стимулирования сбыта, переговоров с покупателями и заключения контрактов.

Разработка необходимой для внедрения документации (обосновывающей и разъясняющей)

Процесс коммерциализации инновационной разработки (предпродажной подготовки)

Процесс купли-продажи инновационной разработки

Процесс внедрения

Новация (новшество) Инновационная разработка Рыночное предложение инновационной разработки Приобретённая покупателем инновационная разработка Инновация

Новация

(новшество)

+

Необходимая для внедрения документация

Инновационная

разработка

+

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммерческое

предложение

+

Позиционирование разработки на

рынке (стратегия и

методы продвижения)

Приобретённая

покупателем инновационная разработка

+

Внедрение

Рис. 4. Модель процесса превращения новации в инновацию в условиях рынка

При продвижении инновации ключевая роль должна отводиться специалистам в области маркетинга. Ошибкой было бы и полное устранение авторов инновационных разработок от процесса их продвижения на рынок, так как авторы должны обеспечить как информационную поддержку маркетинговых действий, так и вести диалог с покупателями по вопросам особенностей эксплуатации их изобретений.

Разработанная нами схема продвижения инновационных разработок, построенная с учётом стадий инновационного процесса, представлена на рисунке 5. При её составлении нами использован маркетинговый подход, согласно которому вся инновационная деятельность должна ориентироваться на покупателя инновационной продукции, который располагается вверху схемы.

Во многом успешность продвижения инновационных разработок зависит от внедрения элементов стратегического маркетинга в практику управления научно-исследовательской деятельностью вуза. Задачами при этом должны стать:

1. Сегментирование рынка потребителей научно-технической продукции;

2. Анализ потребностей каждого сегмента;

3. Определение перспектив удовлетворения выявленных потребностей с учётом возможностей научных коллективов и инфраструктуры научно-исследовательской деятельности вуза;

4. Выбор целевых сегментов;

5. Планирование НИР с учётом потребностей выбранных целевых сегментов;

6. Тесное взаимодействие с потребителями в процессе осуществления научных разработок;

Эффективное позиционирование на выбранных сегментах инновационных разработок вуза с использованием комплекса маркетинговых инструментов.

Покупатели

Основные участники продвижения инновационных разработок

Генераторы инновационных разработок

Участники инновационного процесса

НИИ, венчурные фирмы, конструкторские бюро,

проектные организации

Маркетологи, учёные

£

Результаты исследований

НИИ, венчурные фирмы, конструкторские бюро,

проектные организации

Маркетологи, учёные

Организации-производители

Изобретения

Генерируемые инновационные разработки

Маркетологи,

учёные, конструкторы, технологи

I ~

Изобретения, модели, методики, ноу-хау

Рис. 5. Схема продвижения инновационных разработок на разных стадиях инновационного процесса

Нами разработана графическая модель процесса разработки и реализации научно-технической продукции вуза, которая представлена на рисунке 6 [4]. Используя разработанную модель, можно проанализировать факторы, влияющие на разработку научно-технической продукции вуза и разработать мероприятия по их эффективному использованию. Маркетинговая деятельность вуза должна быть направлена не только на изучение рыночного спроса на результаты научно-исследовательской работы, но и на активное формирование этого спроса.

Для высшего учебного заведения сегментами инновационной деятельности могут быть: учебная работа (освоение оказания нового вида образовательных услуг, открытие новых профилей и направлений подготовки и т.д.), методическая работа (внедрение новых методик обучения и контроля его качества), научная работа (создание инновационных разработок и их дальнейшая передача для использования производственным предприятиям), организационная деятельность (использование новых подходов в работе с абитуриентами, в организации учебного процесса, воспитательной работы и т.д.), информационное обеспечение (внедрение новых средств электронной и информационной поддержки учебного процесса) и т.д.

На первом этапе стратегической сегментации необходимо оценить привлекательность каждого сегмента, исходя из соотношения уровня затрат, необходимых для реализации мероприятий в соответствующем направлении инновационной деятельности и ожидаемой отдачи от вложения средств. На втором этапе вуз должен оценить свой потенциал для работы в каждом из сегментов, учитывая свои организационные компетенции, квалификацию персонала, финансовые возможности, и другие факторы внутренней среды. По итогам этого анализа должен быть сделан окончательный выбор сегментов (зон) инновационной деятельности, работая в которых вуз может наиболее эффективно реализовать свой потенциал.

Материально-техническая база научных исследований

Благоприятные орган изационны е условия (график работы и т.д.)

Поддержка инновационной деятельности государством и местными органами самоуправления

Прогрессивность мышления руководства предприятия

Научно-техническая политика

государства

* ~~

Планы Министерств РФ

Научный и творческий потенциал сотрудников

Научно-технические (инновационные) разработки вуза

Процесс реализации научно-технических разработок потребителям

Запросы предприятий-потребителей

Нерешенные проблемы и вопросы

Материальная заинтересованность сотрудников

Рекламная деятельность вуза

у

у Вузы-конкуренты

Финансовые способности предприятия

Рис.6. Графическая модель процесса разработки и реализации

научно-технической продукции вуза

Особую актуальность использование стратегического управления для усиления маркетинговой ориентации научно-исследовательской деятельности приобретает в условиях крупного вуза, включающего в себя территориально обособленные структурные подразделения. В плане наращивания инновационного потенциала объединенного вуза предлагается осуществление общей стратегии научно-исследовательской деятельности, единой научно-

технической политики и централизованное продвижение на рынок инновационных разработок. Для этого необходимо создание единой службы маркетинга объединенного вуза и её активное сотрудничество с научным отделом и отделом управления качеством образования для оценки конкурентоспособности и перспективности каждой инновационной разработки. Схема такого сотрудничества представлена на рисунке 7 [5].

В объединенном вузе формируется внутривузовский рынок инноваций, как научно-технического характера, так и образовательных инновационных технологий. Задачи службы маркетинга должны включать в себя:

- изучение предложения на внутривузовском рынке инноваций путём анкетирования или опроса кафедр и других структурных подразделений, занимающихся научными исследованиями и разработками (1 этап на рисунке

7);

- сбор и первичная обработка информации, поступающей от структурных подразделений (этапы 1 и 2 на рисунке 7). Выполняя эту задачу, отдел маркетинга не только агрегирует информацию, поступающую от структурных подразделений вуза, но и проводит сбор информации во внешней среде для выявления потенциальных потребителей, конкурентов и оценки конкурентоспособности разработок подразделений вуза;

- передача сводной информации об инновационных разработках научно-технического характера в научный отдел для экспертизы и выявления наиболее перспективных для продвижения на рынок разработок (этапы 4-6 на рисунке 7);

- передача сводной информации об инновационных разработках в области образовательных технологий в отдел управления качеством образования с целью проведения их экспертизы и выявления наиболее перспективных для продвижения на внутривузовский рынок и за его пределы (этапы 7-9 на рисунке 7);

Рис. 7. Последовательность разработки плана по продвижению инноваций в объединенном вузе

- составление плана и осуществление позиционирования перспективных инновационных разработок (этап 10 на рисунке 7). Для позиционирования разработок на внешнем рынке могут использоваться такие средства маркетинговых коммуникаций как реклама в средствах массовой информации каталогах, справочниках, в сети Интернет, выставочная деятельность, высту-

пления и статьи. Для позиционирования образовательных инновационных технологий на внутривузовском рынке преимущественно будут использоваться информационные сообщения о разработках во внутривузовской локальной сети, проведение методических семинаров и научных конференций, а также использование для продвижения общей электронной библиотеки.

По нашему мнению, использование моделей стратегического анализа и управления деятельностью вуза, построенных на сочетании стратегического маркетингового и инновационного подходов, должно обеспечить рост результативности научно-исследовательской деятельности высшего учебного заведения, повысить конкурентоспособность его инновационных разработок и создать предпосылки для формирования имиджа вуза как лидера в области инноваций.

Выводы

1. Дано определение понятия «инновационная разработка» Она представляет собой новшество (новацию), снабжённое обосновывающей и разъясняющей документацией, необходимой для его успешного внедрения в практическую деятельность (превращения в инновацию).

2. Доказана перспективность использования для совершенствования деятельности вузов таких методов стратегического анализа и планирования, как SWOT и построение стратегической карты.

3. Выполнен SWOT-анализ для ФГБОУ ВПО «Донского государственного аграрного университета».

4. Построена иерархия стратегий для ФГБОУ ВПО «Донского государственного аграрного университета», включающая генеральную стратегию и функциональные стратегии образовательной и научно-исследовательской деятельности, воспитательной работы, управления персоналом, маркетинга и финансовую стратегию.

5. Внесены предложения по адаптации методики построения стратегической карты применительно к деятельности образовательного учреждения.

6. Построена стратегическая карта для ФГБОУ ВПО «Донского государственного аграрного университета».

7. Даны предложения по совершенствованию планирования инноваций в крупном вузе, основанные на оптимальном распределении функций между научным отделом, отделом управления качеством образования, отделом маркетинга и кафедрами.

Библиографический список

1. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент [Текст]. / Ф. Котлер; пер. с англ. М.Бугаев, Е.Бугаева, А. Вихрова и др. - СПб: Питер Ком, 1998. - 896 с.

2. Мальцева, Г.И. Стратегическое управление университетом / Г.И. Мальцева // Университетское управление: Практика и анализ. - 2005. - № 2 (35). - С. 15-23 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.stu.Hpetsk.m/fQes/materials/.../2009_4_024.pdf - Загл. с экрана. -16.03.2014.

3. Сагинова О.В., Стратегия вуза: маркетинговый аспект [Электронный ресурс] / О.В. Сагинова - Электрон. журн. Гильдия маркетологов. - Режим доступа к журн.: http://www.marketologi.ru/publikatsii /stati/strategija-vuza-marketingovyjj-aspekt/ - Загл. с экрана. - 16.03.2014

4. Турянская, Н.И. Создание графической модели процесса разработки и реализации научно-технической продукции вуза / Н.И. Турянская, А.И. Турянский, О.Б. Затолокина // Проблемы экономического развития Юга России: Материалы всероссийской науч.-практ. конф. / 25 декабря 2012 г., Новочеркасск / Новочерк.гос.мелиор.академия. - Новочеркасск: Лик, 2013. - С. 90-94.

5. Турянская, Н.И. Применение стратегического подхода для улучшения маркетинга инновационной деятельности вуза / Н.И. Турянская, О.Б. За-толокина // Новая модель экономического роста: научно-теоретические проблемы и механизм реализации : материалы Международной научно-практической конференции 22-24 апреля. - пос. Персиановский : Изд-во Донского ГАУ, 2014. - В 2-х томах. - Том II - С. 98-109

6. Управление высшим учебным заведением: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника и д-ра физ.-мат. наук В.М. Филиппова.-2-е изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010.- 768 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.