Научная статья на тему 'Модели создания региональной системы геоэкологического мониторинга и режимов ее функционирования'

Модели создания региональной системы геоэкологического мониторинга и режимов ее функционирования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
78
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Горбунова Е. Ю.

В статье рассмотрены региональный, зональный и локальный уровень иерархической структуры региональной системы геоэкологического мониторинга. Выявлена необходимость объединения баз данных физико-географических и социально-гигиенических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Горбунова Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models of the regional system of geoecological monitoring and its functioning regimes

The regional zone and local levels of hierarchic structure of the regional system of geoecological monitoring are discussed. The need to combine the data base of physico-geographical and socio-hygienic values has been displayed.

Текст научной работы на тему «Модели создания региональной системы геоэкологического мониторинга и режимов ее функционирования»

Модели создания региональной системы геоэкологического мониторинга и режимов ее функционирования

ЕЮ. Горбунова, преподаватель, Оренбургский ГАУ

Мониторинг, предполагающий контроль, оценку и прогноз основополагающих природных факторов и условий формирования популяционной заболеваемости, в настоящих геоэкологических условиях во многом формируется на базе уже достаточно сложившихся систем наблюдения и прогнозирования здоровья на основе имеющихся

статистических источников. Несмотря на это, еще не разработано целостной концепции регионального геоэкологического мониторинга (ГЭМ) с учетом воздействия широкого спектра природных и социальных факторов на здоровье социума. Это произошло по причине преобладания в большинстве исследований узкоотраслевого характера, в частности гигиенического подхода к проблеме, не охватывающего полного спектра факторов, воз-

действующих на здоровье. Между тем, известно, что при изучении зависимости состояния здоровья населения от качества среды обитания обычно выделяют три группы факторов риска — природные, социально-экономические и медико-санитарные [1].

Существующая в настоящее время система социально-гигиенического мониторинга (СГМ) представляет собой высокоэффективную модель изучения и улучшения здоровья населения, опирающуюся как на специфичные нормативные, организационно-технологические и статистические источники, так и на материалы специальных научных исследований, а также — на результаты экспериментальных наблюдений за динамикой условий и факторов прогностического характера, позволяющих решать вопросы о сроках и масштабах вмешательства в процессы формирования здоровья населения.

Согласно методическим рекомендациям №2001/83 о проведении СГМ [2] система мониторинга обязательно должна включать на региональном уровне природно-климатические факторы, предоставленные органами Росгидромета. Таким образом, социально-гигиенический мониторинг становится обязательной составной частью ГЭМ, включающего в себя оценку и прогнозирование указанных параметров.

Так как структура любой системы мониторинга, в том числе и в сфере геоэкологических исследований, формируется на основе комплекса ведущих, то есть маркерных критериев, подлежащих учету и слежению, а также требующих корректировки в необходимом направлении, то одно из главных методических требований — обоснование видов и числа факторов мониторинга. В перечень природно-климатических показателей, обусловливающих состояние здоровья населения, на региональном уровне в рамках системы СГМ включаются и предоставляются территориальными органами Росгидромета следующие группы факторов:

— метеорологические условия (температура воздуха и поверхности почвы, влажность воздуха, скорость ветра, атмосферные осадки, высота снежного покрова, продолжительность солнечного сияния). Для различных возбудителей инфекционных заболеваний приоритетными являются специфичные комплексы метеорологических условий;

— выраженность температурных инверсий (даты перехода температуры через 0°С, +5°С и+10°С, абсолютные максимальные и минимальные месячные и годовые значения температуры воздуха и почвы, годовая амплитуда температур воздуха).

Показатели же состояния здоровья населения, подлежащие анализу и включению в систему СГМ, определены «Временным перечнем показателей II этапа ведения СГМ», а также — «Перечнем показателей, характеризующих состояние

здоровья и среды обитания» [2]. На региональном уровне — это социально-демографические, медико-демографические данные, заболеваемость и факторы физического развития.

Перечисленные показатели подвергаются приоритетными (в данном случае эпидемиолого-ста-тистическими) методами анализа для выявления закономерностей их пространственно-временной динамики.

Причем в системе регионального ГЭМ заболеваемость обычно рассматривают в качестве основного системообразующего блока, а все остальные параметры (в том числе и природные) — как факторы, воздействующие на здоровье.

Следующее необходимое методическое требование — обоснование дискретности и сроков ведения мониторинга. Для климатической составляющей мониторинга периодичность подачи информации в ЦГСЭН одинакова для всех факторов — один раз в месяц, а также дополнительно — обобщенные ежегодные данные. Для статистики инфекционной заболеваемости дискретность должна определяться инкубационным периодом конкретного заболевания: при инкубационном периоде до 7 дней — дискретность должна быть равна неделе, а при периоде около или свыше месяца статистические данные должны подаваться один раз в месяц.

Сеть мониторинга должна также отвечать требованиям наиболее оптимального размещения, а именно: должна охватывать все административные районы и города исследуемого региона. Так как атмосферные процессы, определяющие изменения погоды, развиваются на больших пространствах, то и метеорологические станции следует размещать, по возможности, равномерно на таких же больших пространствах для репрезентативности показаний, то есть получаемые данные должны быть показательны не только для ближайших окрестностей станции, но и для возможно большего окружающего района.

Кроме того, станции должны быть оснащены одинаковыми типами приборов, работать по единой методике и в строго определенные часы суток. Важнейшими требованиями к сетевым метеорологическим наблюдениям являются также их длительность и непрерывность, так как для анализа климата необходимы длительные непрерывные ряды наблюдений, позволяющие прогнозирование возможных изменений климата, его моделирование.

Оренбургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Оренбургский ЦГМС) входит в состав Приволжского УГМС, включающего в себя 76 метеорологических станций и 103 метеорологических поста (1935 г. на территории Приволжского УГМС функционировали 158 метеорологических, агрометеорологических, авиационных станций, 196 метеорологических и

215 гидрологических постов). Оренбургская метеорологическая станция, одна из старейших в стране и регионе, переживает нехватку финансирования и нуждается в модернизации, так как большинство используемых на данной и других метеорологических станциях приборов и оборудования появилось еще в 60-80-е гг. ХХ в.

В связи с этим особенно актуальным становится проект Всемирного банка от марта 2006 г., направленный на модернизацию Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета). Почти за 14 лет Росгидромет закрыл около трети наземных станций наблюдения. Все эти факторы неизбежно повлияли на снижение качества прогнозов погоды. По подсчетам экспертов Всемирного банка, прямой ущерб, наносимый ежегодно экономике нашей страны неблагоприятными и опасными погодными явлениями, оценивается в 1—2 млрд. долл. Но только от 15% до 60% являются непредотвратимыми. Между тем, собранные на территории нашей страны данные составляют около 10% от общего объема сведений, передаваемых в качестве основы для подготовки ежедневных прогнозов погоды в мире по сети Всемирной метеорологической организации. Цель проекта, по мнению службы Всемирного банка, состоит в снижении угрозы жизни населению и ущерба окружающей среде и экономике страны от погодных и климатических явлений за счет повышения точности предоставляемых населению и экономическим субъектам синоптических и климатических прогнозов путем модернизации и перевооружения материально-технической базы и укрепления организационно-управленческой структуры Росгидромета. К сожалению, масштабы проекта не охватывают Приволжский УГМС.

Повышению эффективности регулирования деятельности метеорологической службы со стороны государства должен способствовать и Федеральный закон «О Гидрометеорологической службе», опубликованный в феврале 2006 г. В новом законе формулируется положение о государственных услугах в области гидрометеорологии, которые будут отныне предоставляться не только организациям, но и гражданам. Речь идет о составлении специальных прогнозов погоды, урожая сельскохозяйственных культур, обеспечении спецопераций. В законе вводится новое понятие — «работы регионального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по предметам совместного ведения». Таким образом, изменения, принятые в новом законе, отражают сложившуюся практику взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и субъектами Федерации и направлены на упорядочение этого взаимодействия.

Существующая на настоящий момент сеть метеорологических станций Оренбургской области

состоит из 21 станции, что явно недостаточно для полноценного функционирования сети ГЭМ, ввиду отсутствия метеорологических станций в 17 районах Оренбургской области. Более густая сеть из 37 метеорологических постов не удовлетворяет требованиям ГЭМ, так как регистрирует сведения лишь о количестве атмосферных осадков и других метеорологических явлениях, а также характеристиках снежного покрова (высота, плотность и т.д.). Несмотря на это, пять районов Оренбургской области — Матвеевский, Пономаревский, Северный, Ташлинский и Ясненский — вообще не задействованы системой службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в них отсутствуют не только метеорологические станции, но и посты.

Что касается системы СГМ, то в Оренбургской области имеется 16 самостоятельных структурных подразделений (облЦГСЭН, г. Оренбург, Орск, Новотоицк, Оренбургский райЦГСЭН и другие), поставляющих ежемесячную информацию в автоматизированную информационную систему «Заболеваемость».

Подводя итоги вышеизложенного, мы предлагаем территориальную и иерархическую структуру функционирования региональной системы ГЭМ.

По нашему мнению, территориальная структура климатической составляющей ГЭМ в области должна состоять из 35 пунктов метеорологического наблюдения районного значения (по количеству административных районов области), а также существующих метеорологических станций городского подчинения в Оренбурге и Орске, имеющих первостепенное значение в связи с отличием климатических условий города от условий климата в сельской местности.

Иерархическая структура РС ГЭМ, отражающая уровни использования медико-климатической информации, представлена в таблице 1.

Таким образом, иерархическая структура мониторинга региона исследования должна включать три уровня:

— локальные пункты сбора первичной информации на районных метеорологических станциях и горрайЦГСЭН и райЦГСЭН;

— зональные центры сбора и обработки информации, расположенные в г. Бугуруслане, г. Оренбурге, г. Орске, отличающиеся по степени комфортности природно-климатических условий проживания и уровню антропогенной нагрузки. Выделение этих городов опирается на районирование территории области по степени комфортности природных условий для жизнедеятельности населения, проведенное нами, а также обобщенные исследования сотрудников Оренбургской государственной медицинской академии [3];

— региональный центр сбора, обработки и анализа данных, расположенный в областном центре.

1. Иерархическая структура региональной системы ГЭМ

Уровень мониторинга Тип объекта мониторинга Функции элементов мониторинга Структурные подразделения

Региональный Отдел СГМ ЦГСЭН в области Формирование и анализ баз данных Минздрав Оренбургской области областной центр гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды

Зональный Межрайонные (зональные) отделы СГМ Первичная обработка и оценка информации Филиалы областного центра по профилактике инфекционных болезней и борьбе со СПИДом

Локальный Отдел СГМ районных ЦГСЭН Сбор, хранение информации Локальные организации Росгидромета (метеорологические станции и посты) ЛПУ МЗ РФ

В дальнейшем результаты обработки должны поступать на федеральный уровень, чтобы использоваться по всей вертикали ГЭМ, так как они позволяют выявить приоритеты для большинства регионов на уровне административно-территориальных единиц субъектов, экономических районов, административных округов и России в целом, увидеть масштабы проблем, связанных с неблагоприятным влиянием факторов среды обитания на здоровье населения.

Информационная, аналитическая и управленческая подсистемы ГЭМ тесно взаимосвязаны. Одним из важнейших направлений совершенствования системы ГЭМ является развитие форм и методов управления на основе внедрения в учреждения комплексных решений, базирующихся на достижениях новых информационно-коммуникационных технологий. То есть необходимым элементом современной системы управления является постоянно совершенствуемая и внедряемая по всей вертикали (от локального до федерального уровня) информационная структура системы ГЭМ России. Информационная структура вертикалей Росгидромета, поставляющая и анализирующая традиционную информацию гидрометеорологического характера, а также данные о загрязнении водной и воздушной сред, достаточно четко отлажена на всех уровнях и нуждается лишь в техническом перевооружении. Что касается медицинской составляющей ГЭМ, то в настоящее время Федеральным ЦГСЭН сформирована выходная форма показателей СГМ с федерального уровня, начиная с 1996 г., доступ к которому через пароль получили все субъекты РФ. Кроме того, были сделаны первые шаги и по внедрению технологии стандартизации передачи медико-санитарных данных. Этот стандарт в дальнейшем позволил бы формировать интегрированные базы из любых отчетных форм без дополнительных процедур конвертации, совмещать и группировать данные при их анализе, защищать информацию от несанкционированного перехвата, экономить информационные трафики, осуществлять межведомственный

обмен информацией как в системе СГМ, так и ГЭМ. К сожалению, на настоящий момент указанные базы данных физико-географических и социально-гигиенических показателей существуют большей частью автономно друг от друга.

Таким образом, проведенное исследование позволило установить необходимость параллельного изучения факторов эпидемиологического риска природного и социального генезиса различными структурами, входящими в состав ГЭМ. При достаточной самостоятельности и координации деятельности учреждений, изучающих различные компоненты здоровья населения, появляется возможность совместного направленного воздействия на конкретные массовые неблагоприятные факторы, влияющие на популяционное здоровье.

В информационном отношении более направленная работа с отдельными компонентами мониторинга здоровья населения обеспечивает специфичность технологий и показателей деятельности каждого из компонентов наблюдения системы показателей обобщающего характера, рассчитанных на большие группы населения, и возможность на этой основе широкого использования преимущественно конечных показателей здоровья населения и оценок повышения качества этого населения.

В методическом отношении такое единство и самостоятельность отдельных компонентов, сфер и методов их профессионального вклада в решение проблем здоровья вносит многоплановость и разнообразие подходов к решению общей проблемы и определенную ответственность каждого компонента за эффективность предпринимаемых вмешательств на различных уровнях охраны и укрепления здоровья населения.

Литература

1 Агаджанян, Н.А. Экология человека и концепция выживания / Н.А. Агаджанян, А.И. Воложин, Е.В. Евстафьев. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

2 Методика проведения социально-гигиенического мониторинга // Экологический вестник России. 2002. №2.

3 Боев, В.М. Экология человека на урбанизированных и сельских территориях / В.М. Боев, Н.Н. Верещагин, М.А. Скачкова, В.В. Быстрых, М.В. Скачков. Оренбург, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.