Научная статья на тему 'Модели сетевого обучения и принципы создания образовательных кластеров'

Модели сетевого обучения и принципы создания образовательных кластеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВИЗАЦИЯ / СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ / СЕТЕВОЙ ПРИНЦИП / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / СОВОКУПНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ / NETWORKING FORM / NETWORK STRUCTURES / NETWORK PRINCIPLE / CLUSTER APPROACH / EDUCATION CLUSTER / AGGREGATE INFORMATION PRODUCT / INNOVATIVE FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евлампиева Галина Ивановна

В статье рассматриваются вопросы сетевизации высшего профессионального образования в условиях глобализации мировой экономики, представлены разнообразные модели сетевой формы обучения на опыте образовательной организации по сетевым образовательным программам. Особенности сетевых структур состоят в замене многоуровневых иерархичных систем кластерными объединениями организаций, которые в совокупности способны ликвидировать барьеры для инноваций, поддержать концентрацию связанных производств и предприятий сферы услуг. Автором предложены принципы создания инновационных образовательных кластеров, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных кадров для инновационной деятельности в условиях нарастающей конкуренции на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евлампиева Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues connected with transforming of higher professional education into the network form in conditions of world economy globalization and presents various models of network form of education based on the experience of the education organization of network programs. Specific features of network structures include replacing multilayer hierarchical systems by cluster associations of organizations which can eliminate barriers for innovation and support concentration of related production units and enterprises of service sector. The author puts forward principles of setting-up innovative education clusters which can ensure training of highly-qualified staff for innovation activity in conditions of growing competition on educational services market.

Текст научной работы на тему «Модели сетевого обучения и принципы создания образовательных кластеров»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ

Евлампиева Галина Ивановна

аспирантка кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: galina.evlamp@gmail.com

В статье рассматриваются вопросы сетевизации высшего профессионального образования в условиях глобализации мировой экономики, представлены разнообразные модели сетевой формы обучения на опыте образовательной организации по сетевым образовательным программам. Особенности сетевых структур состоят в замене многоуровневых иерархичных систем кластерными объединениями организаций, которые в совокупности способны ликвидировать барьеры для инноваций, поддержать концентрацию связанных производств и предприятий сферы услуг. Автором предложены принципы создания инновационных образовательных кластеров, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных кадров для инновационной деятельности в условиях нарастающей конкуренции на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: сетевизация, сетевые структуры, сетевой принцип, кластерный подход, образовательный кластер, совокупный информационный продукт, инновационные функции.

MODELS OF NETWORK EDUCATION AND PRINCIPLES OF SETTING-UP EDUCATIONAL CLUSTERS

Evlampieva, Galina I.

Post-Graduate Student of the Department for Entrepreneurship and Logistics of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: galina.evlamp@gmail.com

The article discusses issues connected with transforming of higher professional education into the network form in conditions of world economy globalization and presents various models of network form of education based on the experience of the education organization of network programs. Specific features of network structures include replacing multilayer hierarchical systems by cluster associations of organizations which can eliminate barriers for innovation and support concentration of related production units and enterprises of service sector. The author puts forward principles of setting-up innovative education clusters which can ensure training of highly-qualified staff for innovation activity in conditions of growing competition on educational services market.

Keywords: networking form, network structures, network principle, cluster approach, education cluster, aggregate information product, innovative functions.

Глобализация мировой экономики приводит к структурной трансформации экономических связей, характеризующейся развитием процессов сете-визации во всех сферах общественной жизни. Появление сетевых структур влечет за собой масштабные инновационные процессы, оказывающие значительное влияние на развитие экономических взаимодействий, способы и формы взаимоотношений экономических субъектов. В этих условиях сетевые формирования играют особую роль в преобразовании экономики в направлении инноваций.

В экономической науке наиболее распространенным является понятие сети в качестве инструмента обмена информацией среди совокупности объектов единой функциональной направленности [6]. Однако более точным на практике выглядит понятие сети как формы реализации однонаправленных экономических интересов для повышения общей эффективности деятельности сетевого формирования, а также достижения индивидуальной выгоды каждым субъектом сети (актором).

В разнообразных сферах общественной жизни появляются различные сетевые структуры. В сфере образования существуют устойчивые объединения образовательных учреждений, характеризуемые повышенной теснотой инновационных взаимодействий и направленные на генерацию, распространение и практическое использование знаний в экономике и обществе [5]. Практика сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях, получая широкое распространение, способствует созданию единого образовательного пространства, которое ведет к инновационной модернизации системы высшего профессионального образования.

Сошлемся на опыт РЭУ им. Г. В. Плеханова, в котором рекомендованы четыре модели сетевого взаимодействия при освоении образовательных программ.

При реализации первой модели организации сетевой формы обучения (рис. 1) в образовательную программу университета включаются модули образовательных организаций-партнеров.

Рис. 1. Модель с включением модулей организации-партнера

На основании заключенного договора студенты направляются в организацию-партнер для изучения отдельных модулей программы или обучение происходит на базе виртуальной академической мобильности с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Вторая модель (рис. 2) может быть реализована путем самостоятельного выбора студентом университета отдельных дисциплин (модулей) вариативной части образовательной программы для изучения в образовательных организациях-партнерах, с которыми заключается договор или соглашение.

Рис. 2. Модель «индивидуальный выбор»

Организации-партнеры могут быть и зарубежными. Важной особенностью данной модели является возможность привлечения высокопрофессиональных научно-педагогических работников, позволяющая реализовывать новые образовательные программы смежных отраслей профессиональной деятельности. По окончании обучения студент получает электронный сертификат, на основании которого осуществляется зачет результата освоения дисциплины.

В третьей модели (рис. 3) партнерами являются организации, не ведущие образовательную деятельность, предоставляющие свою материально-техническую базу и другие ресурсы для освоения практиче-

ской стороны образовательного процесса. Модель направлена на изучение практико-ориентированных программ.

В четвертой модели (рис. 4) используется научный потенциал сотрудников академических институтов для реализации образовательных программ академической магистратуры. Здесь процесс образования с помощью проектного обучения направлен на решение задач реального производства. Фундаментальные разработки ученых в процессе совместных исследований с магистрантами могут быть внедрены в профессиональную деятельность. Как следствие, у обучающихся формируются необходимые качества для инновационной профессиональной деятельности.

Практико-ориентираванная образовательная программа

(.

к

в

ь-

и

со

&

с

СО

Щ

Е

га

н

о

ч

о

да

СП

Я

О

а,

а

Е

к

н

я

•■о

РЗ

Л

ю

Л

ЯЗ

Ъй 3

о о

4) Си

Я о

0>

X СЬ

и н й> а

о и.

я

Сь

к (=1

СЗ К 2

Сч

о

н

«

2

2.1 Партнеры-научные организации

Л

2.2. Партнеры - научно-исследовательские *

институты _

.

исследовательские центры

2. 4. Партнеры -промышленные предприятия и др.

Практико-ориентированная образовательная программа разрабатывается и утверждается 1' )У по согласованию с организацией-партером

Рис. 3. Модель «вуз - предприятие»

Рис. 4. Модель «базовая организация - академический институт - предприятие»

Сетевую модель также представляют программы двойных дипломов в РЭУ им. Г. В. Плеханова, в рамках которых предусматривается обучение совместно с зарубежными образовательными организациями в Германии, Франции, Нидерландах, Финляндии и др.

Опыт глобализации мировой экономики показывает, что ускоренное развитие ведущих отраслей производства и управления, оказывающее положительное влияние на рост экономики в целом, происходит на базе инновационных интеграционных систем, таких как партнерство, стратегические альянсы, сети, ассоциации. Но более эффективной формой взаимодействия организаций в последнее время оказываются инновационные кластерные объединения, основанные на сетевом принципе организации. В результате применения этого принципа многоуровневые вертикальные системы заменяются системами с горизонтальными связями - кластерными объединениями, предоставляющими широкие возможности для внедрения инноваций, способными сконцентрировать в единую систему связанные производства и предприятия сферы услуг.

Кластер - это объединенные группы с объектами, которые связаны друг с другом и выделяются по какому-либо общему признаку. Впервые этот термин определил профессор Гарвардского университета М. Портер в работе «Competitive Advantage of Nations»: «В современной экономике, особенно в условиях глобализации... на первое место выходят кластеры - системы взаимосвязей форм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей» [8].

На современном этапе кластерная инновационная модель становится наиболее эффективным рыночным механизмом ускорения экономического развития. В системно-интегрированной, сетевой форме она сосредоточивает внимание изобретателей инноваций на их технологическом, рыночном и сбытовом потенциале. Эффективность соединения этих составляю-

щих общего потенциала обеспечивается одновременной реализацией трех инновационных функций:

- исследовательской;

- технологической;

- экономической.

Исследовательскую функцию представляют фундаментальные и прикладные исследования, которые могут быть выполнены как внутри кластера его участниками, так и за его пределами. Технологическая функция реализуется разработкой, исследовательским и серийным производством. Экономическую функцию выполняют маркетинг, логистика, сервис [4].

Парадигмы сетевой экономики предъявляют объективные требования к инновационному развитию системы образования и научно-технической сферы, которые обеспечивают процессы становления и функционирования сетевой экономики. Организация отраслевых инновационно-образовательных кластеров создает предпосылки для выполнения системой образования ее модернизационной функции, приводящей к более эффективному использованию преимуществ сетевого вектора модернизации.

Образовательный кластер представляет собой открытую систему, объединяющую образовательные, научно-исследовательские, производственные и другие организации в сетевой форме на основе современных информационных технологий с целью осуществления различных форм образовательной деятельности. Сетевая форма взаимодействия различных учреждений значительно расширяет базу ресурсов в системе образования на инновационной основе. Пример структуры образовательного кластера приведен на рис. 5 [7].

Учитывая целенаправленность задач инновационно-образовательных кластеров, их структура и организация должны строиться на принципах, соответствующих достижению поставленных целей и задач. Среди них можно выделить:

- принцип единства образовательного, научного и инновационного потенциала

во взаимодействии с экономикой и социальной сферой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- принцип непрерывности образовательного процесса с взаимосвязью образовательных программ различных уровней;

- принцип инновационной направленности деятельности от проведения научных исследований до внедрения в практику наукоемких технологий, в частности образовательных;

- принцип организационного, учебно-методического, научного и информационного взаимодействия между элементами и субъектами инновационно-образовательного кластера;

- принцип взаимозаменяемости однонаправленных элементов кластера в случае отказа одного из них [1].

Реальная но;цержка

Экспериментальные возможно стн

Рис. 5. Модель образовательного кластера

Такая форма организации, как кластер, больше всего отвечает требованиям инновационного образования, являясь хорошим основанием для внедрения процесса инновационного обучения, которое в свою очередь предполагает подготовку высококвалифицированных специалистов, способных создать совокупный инновационный продукт [3].

Рынок образовательных услуг требует соответствующего уровня подготовки кадров для инновационной деятельности, направленной на продвижение новых технологий в отрасли производства и управления, что означает направление усилий образовательных организаций на тесное взаимодействие со сферой производства. Преимущество кластеров в образовании заключается во взаимной заинтересованности всех его участников (научных, образовательных и производственных организаций) в достижении поставленных целей

при сохранении самостоятельности каждого участника. А сетевая организация кластера, в отличие от других объединений, предполагает более универсальную структуру, которая обеспечивает безболезненное включение или изъятие любого узла сети [2].

Все вышесказанное позволяет говорить о преимуществах образовательного кластера, которые предоставляют возможность эффективного использования ресурсов его участников, включения в образовательную сферу инновационного содержания, а также обеспечивают непрерывность образования всех уровней. К преимуществам образовательного кластера можно отнести возможность построения индивидуального направления профессиональной ориентации и непрерывное углубление знаний и компетенций обучающихся в области их будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Атоян В. Р., Глазьев С. Ю., Панукали А. А. НПК «Академия инноватики ГЛОБЕЛИКС-Р» как механизм реализации инновационной стратегии развития России и ЕврАзЭС. - URL: http://pandia.ru/816104/

2. Данилов С. В., Лукьянова М. И. Кластерный подход к организации образовательной деятельности. - URL: https://www.science-education.ru/pdf/2015/1/1421.pdf

3. Красикова Т. Ю. Формирование и развитие образовательного кластера как часть механизма интеграции вузовской науки в инновационную национальную систему. - URL: http: / / www.moluch.ru / conf/econ/ archive/10/782/

4. Ларионова Н. А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - № 1.

- С. 182-183.

5. Миндели Л. Э., Васин В. А. Проблемы формирования сетевых структур в сфере науки и инноваций / / Инновации. - 2009. - № 10. - С. 82-90.

6. Паринов С. И., Яковлева Т. И. Экономика 21 века на базе интернет-технологий. - URL: http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/ economy21.htm

7. Соколова Е. И. Термин «инновационный образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики / / Непрерывное образование: XXI век. - 2014. - Вып. 2 (6).

- DOI: 10.15393/j5.art.2014.2371

8. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations. - New York : Free Press, 1990.

References

1. Atoyan V. R., Glaz'ev S. Yu., Panukali A. A. NPK 'Akademiya innovatiki GLOBELIKS-R' kak mekhanizm realizatsii innovatsionnoy strategii razvitiya Rossii i EvrAzES [Scientific and Production Complex 'GLOBELIKS-R' as a Mechanism of Realizing Innovation Development Strategy for Russia and the Eurasian Economic Union]. (In Russ.). Available at: http://pandia.ru/816104/

2. Danilov S. V., Luk'yanova M. I. Klasternyy podkhod k organizatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti [Cluster Approach to Organization of Education Activity]. (In Russ.). Available at: https: / / www.science-education.ru/pdf/2015/1/1421.pdf

3. Krasikova T. Yu. Formirovanie i razvitie obrazovatel'nogo klastera kak chast' mekhanizma integratsii vuzovskoy nauki v innovatsionnuyu natsional'nuyu sistemu [Shaping and Developing the Education Cluster as a Part of Mechanism of Integrating University Science into Innovative National System]. (In Russ.). Available at: http:// www.moluch.ru/conf/econ/ archive/10/782/

4. Larionova N. A. Klasternyy podkhod v upravlenii konkurentosposobnost'yu regiona [Cluster Approach in Managing Region Competitiveness]. Economic Bulletin of the Rostov State University, 2007, No. 1, pp. 182-183. (In Russ.).

5. Mindeli L. E., Vasin V. A. Problemy formirovaniya setevykh struktur v sfere nauki i innovatsiy [Problems of Shaping Network Structures in Science and Innovation]. Innovatsii [Innovation], 2009, No. 10, pp. 82-90. (In Russ.).

6. Parinov S. I., Yakovleva T. I. Ekonomika 21 veka na baze internet-tekhnologiy [Economy of the 21st Century Based on Internet Technologies]. (In Russ.). Available at: http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/economy21.htm

7. Sokolova E. I. Termin 'innovatsionnyy obrazovatel'nyy klaster' v ponyatiynom pole sovremennoy pedagogiki [The Term 'Innovative Education Cluster' in Present Day Pedagogic]. Continuous Education: 21st century, 2014, Issues 2 (6). DOI: 10.15393/j5.art.2014.2371

8. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations. New York, Free Press, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.