Научная статья УДК 316.74:791.43
https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.18
Модели сексуального поведения в российском кинематографе: образец или демотиватор для молодежи?
Александр Васильевич Нешатаев
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, a.v.neshataev@urfu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0145-7841
Аннотация. Повышение уровня рождаемости является одной из приоритетных целей политики страны. Несмотря на внедряемые экономические меры пронаталистской политики, негативные тенденции переломить не удается. Одним из инструментов, потенциально влияющих на динамику рождаемости, является кинематограф, способный воздействовать на ценности молодежи. Научная новизна исследования заключается в изучении образа сексуального поведения, который транслируется кинематографом и может влиять на формирование репродуктивных и матримониальных установок. Цель работы - рассмотреть образ отношений между мужчиной и женщиной, создаваемый в фильмах и сериалах. Метод исследования: контент-анализ произведений отечественного кинематографа, демонстрирующих темы, связанные с семьей. Выявлено, что в кинокартинах преобладают представления о роли семьи как одобряемого и легального инструмента удовлетворения потребности в сексе; в подавляющем большинстве случаев измена партнеров окрашена негативно; в то же время беспорядочные сексуальные связи романтизируются; при этом проявление полигинии зачастую демонстрируется с негативной позиции, а полиандрии - с позитивной. Делается предположение, что государственное финансирование получают кинопроекты, транслирующие модель традиционной семьи, а реализация пронаталистской политики сопровождается выбором отечественным кинематографом соответствующей тематики.
Ключевые слова: сексуальное поведение, брак, ценности, кинематограф, массовая культура, молодежь, пронаталистская политика
Финансирование: исследование проведено в рамках проекта «Институты поддержки российской пронаталистской политики: потенциал и перспективы влияния на рост рождаемости», поддержанного Советом по грантам Президента Российской Федерации на государственную поддержку ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-1327.2022.2).
Для цитирования: Нешатаев А.В. Модели сексуального поведения в российском кинематографе: образец или демотиватор для молодежи? // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12. С. 157163. https://doi. org/10.24158/tipor.2023.12.18.
Original article
Models of Sexual Behavior in Russian Cinematography: A Model or Demotivator for Youth? Aleksandr V. Neshataev
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia, a.v.neshataev@u rfu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0145-7841
Abstract. Increasing the birth rate is established as one of the priority goals of the country's policy. Despite the implemented economic measures of pronatalist policy, negative trends cannot be reversed. One of the tools potentially influencing the dynamics of fertility is cinematography, which can influence the values of the youth. The scientific novelty of the research lies in the study of the image of sexual behavior, which is broadcast by cinema and can influence the formation of reproductive and matrimonial attitudes. The aim of the work is to examine the image of the relationship between a man and a woman created in films and TV series. The method is a content analysis of films demonstrating themes related to family. It is revealed that in the films, the role of the family as an approved and legal instrument for satisfying the need for sex prevails; in the vast majority of cases, cheating partners are portrayed negatively; at the same time, promiscuous sexual relations are romanticized; while polygyny is often shown from a negative position and polyandry from a positive one. The assumption is made that state funding is given to film projects that broadcast the model of the traditional family, and the implementation of pro-natalist policies is accompanied by the choice of appropriate themes by the national cinema.
Keywords: sexual behavior, marriage, values, cinema, mass culture, youth
Funding: The study was conducted as part of the project "Russian Pro-Natalist Policy Support Institutions: Potential and Prospects for Influencing Birth Rate Growth" supported by the Council for Grants of the President of the Russian Federation for State Support to Leading Scientific Schools of the Russian Federation (SS-1327.2022).
© Нешатаев А.В., 2023
For citation: Neshataev, A.V. (2023) Models of Sexual Behavior in Russian Cinematography: A Model or Demotivator for Youth? Theory and Practice of Social Development. (12), 157-163. Available from: doi: 10.24158/ti-por.2023.12.18 (In Russian).
Введение. В последние годы особое внимание Правительством Российской Федерации уделяется вопросам стимулирования рождаемости. Так, по данным Росстата, в 2022 г. суммарный коэффициент рождаемости составил 1,42, что недостаточно для простого воспроизводства населения. Несмотря на экономические меры пронаталистской политики, переломить негативные тенденции рождаемости не удается. На наш взгляд, первоочередное внимание в этом направлении необходимо уделять системе ценностей общества. Конечно, на ценности индивида влияет множество факторов: воспитание, социально-экономические условия, образовательная среда. Но при этом при формировании социальных представлений нельзя не учитывать и роль культуры. Исследователи отмечают, что одним из инструментов, способных стимулировать увеличение рождаемости, является информационное сопровождение данной тематики в массовой культуре, в том числе в кинематографе (Саитова, Бахтина, 2022).
Фильмы и сериалы транслируют нормы, ценности и установки на тот или иной тип поведения. Кинообразы могут представлять собой привлекательные модели поведения для молодых зрителей. Негативные кинообразы могут романтизироваться молодыми людьми, что искажает восприятие ими действительности (Галиуллин, 2022). Трансляция в массовой культуре образцов поведения, преступающих нравственные барьеры общества, формирует среди молодежи чувство гордости за проявление отрицательных качеств своего характера. Например, в конце 1990-х - начале 2000-х гг. романтизировался образ преступного мира, вследствие чего у молодежи нередко складывались ложные представления о добре и зле и нивелировалась ценность человеческой жизни (Мазурицкая, 2016). В современных фильмах и сериалах зачастую сигматизируются ценности, связанные с представлением о добре, взаимопомощи, сопереживании, альтруизме и т. п. Как следствие, формируется и направленность предпочтений молодых людей на соответствующие ценности: консюмеризм, делинквентное поведение, культ телесного (Босов, 2015).
Современный кинематограф использует образ сексуальности в целях максимизации прибыли, встраивая его в различные жанровые репрезентации. Так, ярким примером коммерциализации темы секса в кинокартинах является демонстрация БДСМ-практик в фильме «50 оттенков серого» (Кондаков, 2011). Даже в российских крупнобюджетных фильмах, чаще всего несущих патриотический посыл и идеологическую составляющую, эротические сцены применяются в качестве средства привлечения зрителей для достижения рыночного успеха (Салтыков, 2018). Под влиянием массовой культуры потребность в любви и браке у молодых людей все больше замещается образами сексуальности (Волков, 2014). Анкетирование показало, что им нравится актерский состав турецких сериалов, они пытаются подражать героям, копировать их поведение и любовные отношения (Руднев, 2023). В современных отечественных картинах фокус внимания с реальной жизни зачастую смещается на постельные сцены, отражение которых подменяет фактические проблемы (например, при попытке идеализировать подростковый секс упускается демонстрация кризисных этапов подростковой жизни) (Покровская, 2023).
Таким образом, обзор литературы позволил оценить степень изученности влияния кинематографа на формирование ценностных установок молодежи и наличия сексуального контекста в кинокартинах. На наш взгляд, отсутствуют работы, в центре внимания которых находилось бы изучение транслируемых кинематографом образов сексуальных отношений внутри семьи и с другими партнерами. Это может быть связано с табуированностью темы супружеского секса, которая в российской традиции характеризуется фразой «копаться в чужом грязном белье». В то же время упускается из виду, что сексуальное поведение предшествует репродуктивному поведению. Следовательно, именно характер сексуальных связей, представленный в информационном пространстве посредством произведений кинематографа, может напрямую определять матримониальные и репродуктивные установки молодого поколения.
Цель данной работы - рассмотреть образ сексуальных и любовных отношений между мужчиной и женщиной в российском кинематографе. Гипотезы исследования таковы:
1) тематика супружеского секса в отечественном кинематографе несет в себе преимущественно негативную тональность;
2) в последнее время российские фильмы и сериалы в большей степени формируют толерантность к проявлению измен между партнерами;
3) в отечественном кино свободные отношения между партнерами преимущественно демонстрируются как позитивное явление;
4) образ мужчины, имеющего любовные связи с несколькими женщинами, имеет более позитивную окраску, нежели образ женщины, имеющей связи с несколькими мужчинами.
Методика исследования. В ходе работы использовался контент-анализ произведений отечественного кинематографа, демонстрирующих темы, связанные с семьей. Всего было отобрано 1 025 фильмов и сериалов за 1991-2022 гг. В рамках данной статьи рассматриваются произведения, в которых упоминаются темы сексуальных отношений в браке, измены, свободных отношений, полигинии и полиандрии. Упоминание каждой темы оценивалось как негативное или положительное.
Число упоминаний перечисленных тем по годам имеет признаки автокорреляции (критерий Дарбина - Уотсона равен 1,106). В целях повышения репрезентативности полученных данных в динамике результаты были сгруппированы по четырехлетним интервалам: 1991-1994, 19951998, 1999-2002, 2003-2006, 2007-2010, 2011-2014, 2015-2018, 2019-2022. Также в работе не были представлены временные интервалы, в которых та или иная тема практически отсутствовала: это прежде всего период 1990-х гг., так как в это время выпускалось значительно меньше произведений кинематографа.
Обработка и анализ данных осуществлялись с помощью IBM SPSS Statistics 23.0. Для анализа были использованы процедуры описательной статистики, частотный и двумерный анализ, непараметрическая статистика.
Результаты. На первом этапе исследования изучалась тематика сексуальных отношений между партнерами в период брака. Всего по этой теме выделен 91 фильм и сериал, при этом в 51 из них секс между супругами представлен в положительном ключе. Следовательно, в массовой культуре преобладают представления о семье как социальном институте, выполняющем сексуальную функцию. Однако в современном российском кинематографе эта точка зрения не является доминирующей, так как в 44 % картин сексуальные отношения в браке показываются с позиции утраты чувств и незаинтересованности супругов друг в друге. Подобная неоднозначность образа брака в отечественных фильмах и сериалах способна оказывать пагубное влияние на матримониальные установки молодых людей и содействовать формированию неопределенного отношения к браку.
Динамика числа фильмов, в которых демонстрируется тема сексуальных отношений между супругами, указывает на то, что за последние 20 лет в данной теме практически всегда преобладали картины с положительной оценкой брака. Однако в 2007-2018 гг. количество произведений с негативной и положительной тональностью было практически одинаковым. С 2015 г. число фильмов и сериалов с положительным отношением к браку стало увеличиваться (рисунок 1). Вероятно, это обусловлено возросшим запросом государства на пропаганду семейных ценностей как инструмента сплочения нации и ответом кинематографа на этот запрос.
2003-2006 2007-2010 2011-2014 2015-2018 2019-2022
■ Негативная тональность ■ Позитивная тональность
Рисунок 1 - Число фильмов, демонстрирующих позитивную и негативную тональность по отношению к сексуальному поведению супругов
Figure 1 - Number of Films Demonstrating a Positive and Negative Tone towards the Sexual Behavior of Spouses
Кроме того, мы обнаружили статистически значимые различия между количеством фильмов, имеющих ту или иную тональность по теме сексуальных отношений в браке, и рейтингом фильма по оценкам пользователей сервиса «Кинопоиск». Статистическая значимость этих различий оценена с помощью критерия Манна - Уитни (уровень значимости - 0,039). Так, картины, в которых секс в браке представлен в положительном ключе, имеют медианную оценку зрителей 6,6, тогда как фильмы с негативным контекстом оцениваются ниже - здесь медиана равна 6,2. Скорее всего, фильмы и сериалы с просемейными ценностями находят больший отклик среди зрителей за счет частичной идеализации образа семьи, что является эталоном желаемых семейных взаимоотношений, к которому стремятся супруги в реальной жизни.
Тема измены партнеров представлена в 264 произведениях, что составляет около четверти (25,8 %) всех современных российских фильмов и сериалов о семье. В подавляющем большинстве случаев (83,3 %) измена партнеров имеет негативную окраску. В первую очередь это связано с морально-нравственными вопросами, поиск ответов на которые является одной из задач культуры. Здесь неверность партнера или партнеров зачастую выступает в качестве демонстрации ошибочного выбора, влекущего за собой ряд негативных последствий для «провинившегося». Следовательно, кинематограф выступает в роли проводника норм сохранения верности как неотъемлемого элемента взаимоотношений между партнерами.
Число фильмов, в которых демонстрируется тема измен между партнерами, по годам показывает значительное преобладание негативного отношения к неверности, кроме периода 2003-2006 гг., когда количество картин с противоположным отношением к данной теме резко возросло. С 2007 г. сексуальные взаимоотношения партнеров с другими лицами становятся одной из тем кино в 2 раза чаще (рисунок 2). Один из факторов популяризации этой темы связан с активным производством сериалов, ориентированных на женскую аудиторию.
60 50 40 30 20 10 0
54
19
13
1999-2002
2003-2006 2007-2010 ■ Негативная тональность
2011-2014 2015-2018 I Позитивная тональность
2019-2022
Рисунок 2 - Число фильмов, демонстрирующих позитивную и негативную тональность по отношению к изменам между партнерами
Figure 2 - Number of Films Demonstrating a Positive and Negative Tone towards Infidelity between Partners
Далее нами была рассмотрена тематика сексуальных взаимоотношений, в основе которых отсутствуют какие-либо обязательства между партнерами. Мы выявили 98 фильмов и сериалов с демонстрацией подобного поведения, из которых в 53 такая модель оценивается как позитивное явление, что противоречит указанным морально-нравственным ориентирам, используемым в современном кинематографе. С одной стороны, в массовой культуре преимущественно положительно относятся к сексу между супругами и резко негативно к проявлению измен. С другой стороны, романтизируются беспорядочные сексуальные связи. Отсутствие уз брака освобождает человека от необходимости состоять с кем-то в постоянных отношениях, символом его свободы в кинематографе выбираются сексуальные отношения. От супругов ожидается соблюдение строгой моногамии. Противоречивое отношение кинематографа к разному поведению в одинаковых ситуациях людей с разным статусом может провоцировать стремление молодых людей отказываться от брака или откладывать его.
В конце 1990-х и начале 2000-х гг. сексуальные отношения без обязательств демонстрировались зачастую как позитивная норма поведения. Изменения начали происходить в 2010 г., когда вышли сразу 9 картин, в которых данная тема рассматривалась с негативной точки зрения. С 2011 г. наблюдается паритет между фильмами с разными оценками свободных взаимоотношений (рисунок 3).
Последней рассматриваемой темой стало отображение в кинематографе сексуального поведения, ориентированного на нескольких партнеров одновременно. Большая часть произведений, в которых демонстрировался факт нарушения верности партнеру, сюда не включались, поскольку в них акцент делался не на сексуальном поведении в отношении нескольких лиц, а на взаимоотношениях с партнером, с которым была совершена измена. Мы анализировали кинематографические факты взаимоотношений с несколькими партнерами у персонажей обоих полов. Подсчет показал, что картин о мужчинах, вступающих в сексуальных контакт с несколькими женщинами, и о женщинах - с несколькими мужчинами, примерно поровну (53 и 55 соответственно). Но тональность этих фильмов и сериалов совершенно противоположная: мужчины с несколькими женщинами в 67,9 % фильмах оцениваются с негативной позиции, в то время как женщины, имеющие
контакт с несколькими мужчинами, отрицательно окрашены лишь в 30,9 % случаев. Следовательно, модели гендерного сексуального поведения, включающие сексуальные отношения с несколькими партнерами, представлены в кино по-разному. Тем самым современный кинематограф бросает вызов существующему отношению в обществе к подобным проявлениям, где для мужчины это служит показателем успеха, а для женщины - порочности. Это можно рассматривать и иначе: в информационном пространстве стимулируется и одобряется сексуальная доступность женщин.
12 -11
1999-2002 2003-2006 2007-2010 2011-2014 2015-2018 2019-2022
■ Негативная тональность ■ Позитивная тональность
Рисунок 3 - Число фильмов, демонстрирующих позитивную и негативную тональность по отношению к свободным взаимоотношениям
Figure 3 - Number of Films Demonstrating a Positive and Negative Tone towards Open Relationships
Динамика числа фильмов о нескольких партнерах также свидетельствует о переориентации российского кинематографа с 2007 г. на женскую аудиторию: именно в это время значительно увеличивается количество фильмов, в которых представлен положительный образ женщины, имеющей любовные отношения с несколькими мужчинами одновременно. В то же время начинает уменьшаться число фильмов, демонстрирующих с положительной стороны «многоженство» среди мужчин (рисунок 4).
12 10
10
9 9
5 4
см
0
4 -
2
0 -
2003-2006 2007-2010 2011-2014 2015-2018
■ Полигиния ■ Полиандрия
Рисунок 4 - Число фильмов, демонстрирующих позитивную тональность по отношению к полигинии и полиандрии
Figure 4 - Number of Films Demonstrating a Positive Tone towards Polygyny and Polyandry
2019-2022
8
6
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что ситуация с исследуемой тематикой в современном отечественном кинематографе является скорее позитивной. Вероятно, государственное финансирование значительного числа кинолент способствует сглаживанию негативного демографического положения, демонстрируя традиционные ценности семьи.
Также, вероятно, государственная политика не только посредством прямого субсидирования кинопроизводства, но и косвенным образом повлияла на тематику фильмов и сериалов. Так, с 2007 г. трансформация затронула многие темы, исследуемые в данной работе. Например, поменялась тональность картин по отношению к изменам и свободным отношениям. Допускаем,
что это может быть обусловлено утверждением концепции демографической политики и мер поддержки семей с детьми, т. е., возможно, кинематограф отреагировал и адаптировался под демографическую конъюнктуру.
Вследствие этого, возможно, произошло перенасыщение киноиндустрии произведениями, в центре повествования которых находилась семья. На это указывает тот факт, что в период с 2011 по 2014 г. к теме семьи снижается интерес отечественного кинематографа. Несмотря на это, содержание фильмов и сериалов не претерпело радикальных изменений и продолжило начатые несколькими годами ранее тенденции. После 2014 г. количество фильмов по многим темам, связанным с семейными взаимоотношениями, вернулось к значениям 2007-2011 гг. или даже превзошло их. Скорее всего, это связано с геополитической обстановкой, требовавшей применения инструментов по объединению нации посредством противопоставления традиционных семейных ценностей изменениям форм семьи на Западе.
Правительство, стимулируя увеличение рождаемости, не только сформировало запрос на соответствующую тематику в кинематографе, но и в какой-то мере поспособствовало возрастанию численности одной из категорий населения, ставшей целевой аудиторией многих фильмов и сериалов, - мам в декрете. Тем самым содержание многих кинокартин выстраивалось исходя из предпочтений и ожиданий этой целевой аудитории: в этих произведениях идеализировался статус женщины и ее возможностей. Можно сказать, что кинематограф выступил в роли одного из катализаторов дальнейшей феминизации общества, обращая внимание на несправедливое отношение к проявлению одного и того же типа поведения представителями разного пола. Это создает определенный риск для общества, поскольку подобные образы формируют предпосылки для новой реальности, в которой каждая женщина вправе претендовать на нескольких мужчин одновременно.
Список источников:
Босов Д.В. Отечественный мейнстрим-кинематограф и студенческая молодежь // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-2. С. 7-11.
Волков В.Н. Семья, эротика, секс и любовь в эпоху постмодерна // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2014. № 3. С. 35-57.
Галиуллин Э.Э. Влияние кинематографа на ценности и модели поведения современной молодежи // Общество в поисках баланса : материалы XII Междунар. социол. Грушинской конф. / отв. ред. А.В. Кулешова. М., 2022. С. 193-196.
Кондаков А.А. Порядок дискурсов в формировании девиантных черт гомосексуальной субъективности // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2011. № 16. С. 65-74.
Мазурицкая М.А. Влияние российского кинематографа на формирование системы ценностей молодежи в 1920-2000-е гг. // Культура: теория и практика. 2016. № 4. С. 1-5.
Покровская А.Ю. Любовь, секс, романтика: культурные коды в кинематографе // Культурные коды в кинематографе : материалы Междунар. науч. сессии «XVIII Невские чтения» / науч. ред. Э.В. Бушуева. СПб., 2023. С. 240-249.
Руднев К.И. Феномен популярности турецких сериалов в среде Российской молодежи // ИТНОУ: Информационные технологии в науке, образовании и управлении. 2023. № 1. С. 59-65. https://doi.org/10.47501/ITN0U.2023.1.59-65.
Саитова Д.Г., Бахтина М.С. Институт СМИ в контексте реализации демографической политики России региональный опыт // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Т. 2, № 4. С. 95-109. https://doi.org/10.19181/demis.2022.2A7.
Салтыков Д.И. Эрос русской идеологии: Сексуальные сцены в современном российском блокбастере // Социология власти. 2018. Т. 30, № 1. С. 144-159.
References:
Bosov, D.V. (2015) Russian mainstream cinema and student-age youth. Bulletin of Kemerovo State University. (2-2), 7-11. (In Russian)
Galiullin, E.E. (2022) The influence of cinema on the values and behavior patterns of modern youth. In: Kuleshova, A.V. (ed.) Society in search of balance: Proceedings of the XII International Sociological Grushin Conference. Moscow, VTsIOM, 193-196. (In Russian)
Kondakov, A.A. (2011) The order of discourses in the formation of deviant features of homosexual subjectivity. Paradigm: Philosophical and Cultural Almanac. (16), 65-74. (In Russian)
Mazuritskaya, M.A. (2016) The influence of Russian cinema on the formation of the value system of young people in the 1920s-2000s. Kul'tura: Teoriya i Praktika. (4), 1-5. (In Russian)
Pokrovskaya, A.Yu. (2023) Love, sex, romance: cultural codes in cinema. In: Bushueva, E.V. (2023) Cultural codes in cinema: Materials of the International scientific session "XVIII Neva Readings". Saint Petersburg, Petropolis, 240-249. (In Russian)
Rudnev, K.I. (2023) The phenomenon of the popularity of Turkish TV series among Russian youth. ITNOU: Informatsionnye Tekhnologii vNauke, Obrazovaniii Upravlenii. (1), 59-65. Available from: doi:10.47501/ITN0U.2023.1.59-65. (In Russian)
Saitova, D.G. & Bakhtina, M.S. (2022) Media institutions in the context of demographic policy implementation in Russia: Regional experience. DEMIS. Demographic Research. 2 (4), 95-109. Available from: doi:10.19181/demis.2022.2.4.7. (In Russian)
Saltykov, D.I. (2018) Eros of Russian ideology: Sexual intercourse in new Russian blockbuster. Sociology of Power. 30 (1), 144-159. (In Russian)
Volkov, V.N. (2014) Family, erotic, sex and love in the Postmodern Era. Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being. (3), 35-57. (In Russian)
Информация об авторе А.В. Нешатаев - ассистент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1086139
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author A.V. Neshataev - Assistant Professor, Department of Sociology and Technologies of State and Municipal Management, B.N. Yeltsin Ural Federal University named after the First President of Russia, Ekaterinburg, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1086139
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.