Научная статья на тему 'МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРАНАХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА'

МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРАНАХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / MODEL OF REGULATION OF SOCIAL-LABOR RELATIONS / СТРАНЫ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА / THE ARCTIC REGION COUNTRIES / ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ / LEGAL FAMILIES / РАБОТНИКИ / EMPLOYEES / РАБОТОДАТЕЛИ / EMPLOYERS / СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В АРКТИКЕ / STRATEGY FOR ACTION IN THE ARCTIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зыкина Татьяна Алексеевна

Статья посвящена анализу возможных моделей регулирования социально-трудовых отношений в странах, относящихся к Арктическому региону: России, Канаде, США, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Исландии. Данные страны представляют собой две правовые семьи - романо-германскую и англосаксонскую, что влияет на различия в правовом регулировании социально-трудовых отношений. Приверженность основным международным стандартам в сфере труда обусловливает сходство в регулировании социально-трудовых отношений. Интернационализация освоения Арктики требует дальнейшего сближения правового регулирования в приполярных странах, включая область социально-трудовых отношений, как при добыче полезных ископаемых, осуществлении судоходства, проведении научных исследований так и при прочих направлениях деятельности стран Арктического региона. Эта тенденция проявилась в принятых каждым из восьми государств документах о собственной стратегии действий в Арктике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF REGULATION OF SOCIAL-LABOR RELATIONS IN THE ARCTIC REGION

This article analyzes the possible models of regulation of social-labour relations in the countries belonging to the Arctic: Russia, Canada, USA, Denmark, Sweden, Norway, Finland and Iceland. These countries represent two legal family - Romano-Germanic and Anglo-Saxon, which affects the differences in the legal regulation of social-labor relations. A commitment to basic international standards in the field of labour determines the similarity in the regulation of social-labour relations. Internationalization development of the Arctic requires further rapprochement of legal regulation in the circumpolar countries, including in the area of social and labor relations, as in mining, the implementation of navigation, scientific research and other activities of the Arctic region. This trend is adopted in each of the eight States in documents about its own strategy of actions in the Arctic

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРАНАХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА»

УДК - 349.2 ЗЫКИНА Татьяна Алексеевна,

ББК - 67.405 кандидат юридических наук,

доцент Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

12.00.05 — трудовое право; право социального обеспечения

МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРАНАХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Аннотация. Статья посвящена анализу возможных моделей регулирования социально-трудовых отношений в странах, относящихся к Арктическому региону: России, Канаде, США, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Исландии. Данные страны представляют собой две правовые семьи - романо-германскую и англосаксонскую, что влияет на различия в правовом регулировании социально-трудовых отношений. Приверженность основным международным стандартам в сфере труда обусловливает сходство в регулировании социально-трудовых отношений. Интернационализация освоения Арктики требует дальнейшего сближения правового регулирования в приполярных странах, включая область социально-трудовых отношений, как при добыче полезных ископаемых, осуществлении судоходства, проведении научных исследований так и при прочих направлениях деятельности стран Арктического региона. Эта тенденция проявилась в принятых каждым из восьми государств документах о собственной стратегии действий в Арктике.

Ключевые слова: модель регулирования социально-трудовых отношений, страны Арктического региона, правовые семьи, работники, работодатели, стратегия действий в Арктике.

ZYKINA Tatiana Alekseevna,

candidate of legal Sciences, associate Professor, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

MODEL OF REGULATION OF SOCIAL-LABOR RELATIONS

IN THE ARCTIC REGION

Abstract. This article analyzes the possible models of regulation of social-labour relations in the countries belonging to the Arctic: Russia, Canada, USA, Denmark, Sweden, Norway, Finland and Iceland. These countries represent two legal family - Romano-Germanic and Anglo-Saxon, which affects the differences in the legal regulation of social-labor relations. A commitment to basic international standards in the field of labour determines the similarity in the regulation of social-labour relations. Internationalization development of the Arctic requires further rapprochement of legal regulation in the circumpolar countries, including in the area of social and labor relations, as in mining, the implementation of navigation, scientific research and other activities of the Arctic region. This trend is adopted in each of the eight States in documents about its own strategy of actions in the Arctic.

Key words: model of regulation of social-labor relations, the Arctic region countries, legal families, employees, employers, strategy for action in the Arctic.

Моделью принято считать некий новый объект, отражающий существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса. Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

отражаться одной моделью. Модели чаще всего используются в естественных и технических науках, реже в науках социальных. Значимость моделей, в какой бы исследовательской области они ни использовались, состоит в создании в наглядной

форме объектов и процессов, недоступных для непосредственного восприятия с целью последующего оперирования ими в мысленном эксперименте.

Роль моделей в развитии юридической науки чрезвычайно велика. При помощи теоретических моделей (теорий, законов, гипотез и пр.) возможно проявление и изучение отличительных свойств реальных объектов, например систем права. Создание нормативных правовых актов и механизмов их реализации — процессы создания разнообразных моделей.

Как научный метод, моделирование применяется в процессе познания правовых явлений. Так, необходимость создания мотивированной базы для совершенствования правовых норм, регулирующих социально-трудовые отношения, объективно вызвала интерес к изучению правомерного поведения работников и обоснованно способствовала разработке научно обоснованной теории моделей правомерного поведения работников [5].

К использованию моделирования прибегают в случае необходимости создания общих для нескольких государств модельных законов. В настоящее время потребность в модельном трудовом законодательстве следует из необходимости создания одинаковых условий трудовой деятельности в Евразийском экономическом союзе, объединяющем Россию, Армению, Казахстан, Белоруссию и Киргизию [2, с. 2-4; 3, с. 138-142; 6, с. 56-59].

Модели, используемые в науке, можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от способа воспроизведения изучаемого объекта правомерно выделить модели предметные (материальные) и информационные. Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.). Информационные модели представляют собой объекты и процессы в образной или знаковой форме [7].

Процесс познания в области трудового права связан с деятельностью по получению, систематизации и обобщению призна-

ваемых подлинными знаний о сущности, структуре и содержании социально-трудовых отношений и о месте в этой системе работника, работодателя, государства и общества. Знание, которое отвечает признаку подлинности, считается таковым в зависимости от сформировавшейся в той или иной исследовательской среде отношения к нему. Например, закреплению в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) категории «трудовая функция» предшествовала длительная эволюция научных взглядов на данную категорию, а также развитие отечественного трудового законодательства в части норм, регулирующих определение трудовой функции работников [1, с. 21-23].

Сущность научного постижения правовых отношений в сфере труда требует не только выявления общности изучаемых правовых явлений, изучения сформировавшихся моделей, но и их сравнительного анализа.

В последние годы существенно вырос интерес к изучению Арктики, в которой расположено восемь приполярных стран -Россия, Канада, США, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия и Исландия.

Целенаправленный результативный процесс получения, систематизации и обобщения знаний о сущности, структуре и содержании моделей регулирования трудовых отношений в странах Арктического региона необходим для более результативного освоения богатств Арктики, расширения межгосударственного сотрудничества в процессе совместных научных экспедиций, осуществления судоходства по арктическим акваториям, развития арктического туризма и в других областях совместной деятельности.

Метод моделирования исходит из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия, так что, если знать характеристику одного из них (модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (об оригинале). Таким образом, данный метод предполагает создание концепций того или иного явления и изучение вновь созданной модели, а затем распространение полученных сведений на существующие в реальности явле-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

ния. Моделирование помогает при поиске оптимальных схем правовой организации труда в суровых широтах Арктики.

Приверженность стран Арктического региона основным международным стандартам в сфере труда обусловливает сходство в регулировании социально-трудовых отношений. Особая роль при этом принадлежит международным трудовым стандартам, вырабатываемым Международной организацией труда (МОТ). Дальнейшее расширение международного сотрудничества возможно на основе систематического обмена информацией, знаниями, передовой практикой и технологическими новшествами [4, с. 63].

Все арктические страны примерно в одно время приняли собственные стратегии действий в данном регионе. Приоритеты Канады в отношении действий в Арктике изложены в «Стратегии развития Севера» в 2007 г. и в «Заявлении о внешней политике Канады в Арктике», принятом в 2010 г., где в качестве одного из важных направлений указана необходимость социально-экономического развития северных территорий [11]. Основной интерес для Канады имеет перспектива разработки нефтегазовых месторождений и запасов ценных минералов: залежей алмазов, меди, цинка, ртути, золота, редкоземельных металлов, урана.

США разработали и приняли стратегию действий в Арктике в 2013 г. [15], при этом основные цели в данном регионе определены как связанные с защитой и продвижением национальных интересов безопасности, обеспечением ответственного управления Арктическим регионом, необходимостью международного сотрудничества, добычей и переработкой источников энергии.

Скандинавские страны обозначили стратегию действий в Арктике в этот же период [9, 13, 17]. Например, Швеция анонсировала такой документ в 2011 г. [19] Целью шведской Стратегии является защита собственных интересов в Арктике, поддержка международных контактов в данном регионе с акцентом на вопросы экономики, изменения климата, защиты окружающей среды, поддержкой коренных ма-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

лочисленных народов, познавательных и научных целей и др.

В России в 2014 г. на основе «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» была принята государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», которая в августе 2017 г. значительно переработана и продлена до 2025 г. [8]

Несмотря на то что вопросам развития социально-трудовых отношений в своих стратегиях посвятили внимание все приполярные страны, единой модели действий в данном направлении пока не определено, что представляется важной задачей в ближайшей перспективе.

При этом необходимо отметить, что в арктических странах, относящихся к высокоразвитым государствам, исторически сформировались разные модели регулирования социально-трудовых отношений. Данные страны представляют собой как романо-германскую, или континентальную (Россия и страны Скандинавии), так и англосаксонскую, общего права (США и Канада) правовые семьи.

Различия в двух моделях правовых семей, которые представляют приарктичес-кие государства, изучены довольно хорошо и сводятся к роли основного источника права. Если в романо-германской правовой семье это нормативный правовой акт, то в англосаксонской - правовой (судебный) прецедент. Преимуществ у каждого направления, как и недостатков, немало. Но с точки зрения модельного анализа следует отметить, что четкая регламентация дозволенных и запрещенных действий со стороны законодателя, характерная для континентальной правовой семьи, позволяет участникам социально-трудовых отношений заранее выработать определенную модель поведения, построенную на действующих нормативно-правовых актах. Общее право вкупе с правом справедливости возможности использования подобной модели не предусматривает, но его характерная особенность позволяет участникам социально-трудовых отношений

строить модель поведения в соответствии со сложившейся судебной практикой.

Помимо общей характеристики права стран Арктики, исследователей не могут не интересовать обособленные группы юридически значимых отношений, сложившихся в этих странах на современном этапе их развития и урегулированных действующими международными и внутригосударственными источниками трудового права, в том числе заключение, изменение и прекращение трудовых договоров, вопросы регулирования рабочего времени и времени отдыха, заработной платы и пр.

Например, в Европе, где расположены шесть стран Арктического региона, вопросы возникновения социально-трудовых отношений чаще решаются на основании трудового договора, исполненного в устной и письменной форме. Конкретная национальная правовая система, а не только тип трудовых отношений может по-разному оценивать статус тех или иных групп работающих (т.е. работников по трудовым договорам либо исполнителей/подрядчиков по гражданско-правовым договорам).

Такая особенность содержится в трудовом законодательстве России (ст. 67 ТК РФ) и в трудовом законодательстве скандинавских стран. При этом Норвегия и Исландия, не являющиеся членами Европейского союза (ЕС), также следуют практике входящих в этот Союз Швеции, Дании и Финляндии. В Европейском союзе работодатели обязаны соблюдать Директиву Совета Европейского экономического сообщества от 14 октября 1991 г. № 91/553/ЕЭС «Об обязанности работодателя информировать работников об условиях, применимых к трудовому договору или трудовым отношениям» («On an employer's obligation to inform employees of the conditions applicable to the contract or employment relationship»), которая была разработана с целью дополнительной защиты работников от возможных нарушений их прав и создания большей прозрачности рынка труда [18].

Модель, применяемая европейскими арктическими странами для подтверждения наличия социально-трудовых отношений, отличается ориентацией на право ра-

ботника на информацию. При этом в качестве основных аспектов, характеризующих трудовые отношения в отличие от иных сходных с ними отношений, все европейские арктические страны признают наличие в документе о приеме на работу данных о наименовании сторон и их адреса, даты начала работы, наименование рабочего места, перечисление обязанностей работника и его должность, срок трудового договора, срок предупреждения об окончании трудового договора, возможность установления испытательного срока и его продолжительность, оплату труда, продолжительность рабочего времени и ежегодного оплачиваемого отпуска, применимость условий коллективного договора (если он имеется), условия командировки, если ее длительность более одного месяца. Такая модель близка российской модели, которая более строго подходит к форме трудового договора, признавая лишь письменный вариант.

США не используют подобную модель трудового договора для констатации возникновения социально-трудовых отношений. В стране получила распространение доктрина «занятости по желанию» (employment at-will), в соответствии с которой трудовой договор может быть расторгнут в любой момент (по усмотрению одной из сторон) без обоснования причины увольнения, которая дополняется доктриной «занятости на справедливом основании» (just-cause employment), когда причина увольнения должна быть уважительной. Поскольку трудовое законодательство в США ориентировано на защиту от дискриминации, то все основные вопросы, связанные с возникновением социально-трудовых отношений, сведены именно к этому праву работников.

В отличие от США, Канада, где сильно влияние французского законодательства, возникновение социально-трудовых отношений связывает с заключением трудового договора. Трудовой кодекс Канады (Canadian Labour Code) [10] и Закон о стандартах в сфере труда (Employment Standarts Act) [12] являются основой для принятия аналогичных нормативных документов в провинциях Канады. Таким обра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

зом, модель возникновения трудовых отношений в Канаде близка к европейскому варианту, представленному Россией и странами Скандинавии. Но при этом Канада является участником трехстороннего договора с США и Мексикой, Североамериканского соглашения о свободной торговле - North American Free Trade Agreement (NAFTA) [16], составной частью которого является сотрудничество в сфере труда, включая защиту, укрепление и обеспечение соблюдения основных прав трудящихся в этих странах. Данное соглашение направлено на выравнивание стандартов в сфере социально-трудовых отношений, в частности, с США, что свидетельствует о возможности создания новой модели регулирования социально-трудовых отношений в данном регионе Арктики, сочетающей в себе признаки европейского и американского вариантов.

Социально-трудовые отношения могут быть фактическими и идеальными (модельными). При этом необходимость изучения модельных социально-трудовых отношений позволяет заимствовать наиболее важные положения, которых пока нет в наличии или регулирование которых нуждается в совершенствовании.

В качестве примера использования моделей при анализе фактических ситуаций можно привести так называемые подразумеваемые трудовые договоры (Implied Employment Contract) в США. Работник может доказать, что его фактически приняли на работу, предполагающую увольнение только по справедливому основанию, несмотря на существующую договоренность о работе по желанию. В качестве доказательств, на которые может ссылаться работник, могут быть приняты ситуации, создающие впечатление о неопределенной продолжительности работы: прохождение работником аттестации, наличие внутренних правил, в содержании которых есть упоминание о предупреждении, предшествующем увольнению, и др. [14]

В России, несмотря на активное неприятие дискриминации в трудовых отношениях, фактически отсутствует эффективная модель защиты работника от дискриминации, что подтверждается судебной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

практикой, свидетельствующей о ничтожно малом количестве гражданских дел, когда судом признано наличие трудовой дискриминации. В данном случае законодателю может быть полезна подробно разработанная и эффективно используемая на практике американская модель защиты от дискриминации в труде.

Выработка и систематизация объективных знаний о способах регулирования социально-трудовых отношений в странах Арктического региона с использованием имеющихся моделей необходима в условиях интернационализации действий государств, расположенных в данной зоне.

Основой этой деятельности является изучение трудового законодательства стран Арктики, следование его постоянному обновлению, критический анализ правоприменительной практики и на этой основе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования их взаимного влияния.

При этом следует учитывать, что система знаний о наиболее существенных свойствах моделей регулирования социально-трудовых отношений способствует выработке сбалансированного курса взаимодействия между всеми странами Арктического региона, в чем каждая из этих стран, несомненно, заинтересована.

Список литературы:

[1] Балицкий К.С. К вопросу о воплощении научных идей и концепций в трудовом законодательстве на примере категории «трудовая функция» // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. № 23.

[2] Головина С.Ю. К вопросу о необходимости принятия Основ трудового законодательства ЕврАзЭС // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. № 3.

[3] Кручинин А.В. Методологические предпосылки интеграции трудового законодательства стран ЕврАзЭС // Российский юридический журнал. 2011. № 5.

[4] Крылов К.Д. Международные трудовые стандарты для содействия миру и предотвращения кризисов // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 10.

[5] Мордачев В.Д. Основные модели правомерного поведения работников: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Л., 1992.

[6] Новрадова-Василиади С.М. Законодательство о рабочем времени государств - членов Евразийского экономического союза в условиях становления единого рынка труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. № 1.

[7] Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей // URL: http: //vplaksina.narod.ru/uchebnik/ model.htm.

[8] Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»» (ред. от 31.08.2017) // Собр. законодательства РФ. 2014. № 18 (часть IV). Ст. 2207 // http://government.ru/.

[9] Arctic policy of Iceland // URL:https:// translate.google.ru/translate?hl = ru&sl = en&u=http://arcticiceland.is/en/island-og-nordhurslodhir/stefna-islands-i-malefnum-nordhurslodha&prev=search.

[10] Canada Labour Code // URL:http:// laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/L-2/ FullText.html.

[11] Canada's Northern Strategy // https:// www.canada.ca/en/news/archive/2013/08/ canada-northern-strategy.html.

[12] Employment Standards Act, 2000, S.O // URL:https://www.ontario.ca/laws/statute/ 00e41.

[13] Finland's Strategy for the Arctic Region 2013 // URL: http://vnk.fi/documents/10616/ 334509/Arktinen + strategia + 2013 + en.pdf/ 6b6fb723-40ec-4c17-b286-5b5910fbecf4.

[14] Holzschu Michael Just Cause vs. Employment-At-Will // URL: https://www. businessknowhow.com / manage/ justcausevsfreewill.htm.

[15] National Strategy for the Arctic Region // URL:https://obamawhitehouse. archives. gov/blog/2013/05/10/national-strategy-arctic-region-announced.

[16] North American Free Trade Agreement // URL: https://ustr.gov/sites/default/files/ files / agreements / nafta / NAFTA%2 0 Confidentiality%20Agreement.pdf.

[17] Norway strategy for the High North // URL: http:// www.arcticgovernance.org/ norway-strategy-for-the-high-north.4612729-137746.html.

[18] On an employer's obligation to inform employees of the conditions applicable to the contract or employment relationship URL:http:/ /eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ HTML/?uri=CELEX:31991L0533&from=HR.

[19] Sweden's strategy for the Arctic region // URL:/https://openaid.se/wp-content/ uploads/2014/04/Swedens-Strategy-for-the-Arctic-Region.pdf.

Spisok literatury:

[1] Balickij K.S. K voprosu o voploshhenii nauchny'x idej i koncepcij v trudovom zakonodatel'stve na primere kategorii «trudovaya funkciya» // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2014. № 23.

[2] Golovina S.Yu. K voprosu o neobxodimosti prinyatiya Osnov trudovogo zakonodatel'stva EvrAzE'S // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2010. № 3.

[3] Kruchinin A.V. Metodologicheskie predposy'lki integracii trudovogo zakonodatel'-stva stran EvrAzE'S // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2011. № 5.

[4] Kry'lov K.D. Mezhdunarodny'e trudovy'e standarty' dlya sodejstviya miru i predotvra-shheniya krizisov // Vestnik universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). 2017. № 10.

[5] Mordachev V.D. Osnovny'e modeli pravomernogo povedeniya rabotnikov: Avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. L., 1992.

[6] Novradova-Vasiliadi S.M. Zakonodatel'-stvo o rabochem vremeni gosudarstv - chlenov Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza v usloviyax stanovleniya edinogo ry'nka truda // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2017. № 1.

[7] Ponyatie modeli. Informacionnaya model'. Vidy' informacionny'x modelej // URL: http: //vplaksina.narod.ru/uchebnik/model.htm.

[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.04.2014 № 366 «Ob utverzhdenii gosudarst-vennoj programmy' Rossijskoj Federacii «Social'no-e'konomicheskoe razvitie Arkti-cheskoj zony' Rossijskoj Federacii»» (red. ot 31.08.2017) // Sobr. zakonodatel'stva RF. 2014. № 18 (chast' IV). St. 2207 // http:// government.ru/.

[9] Arctic policy of Iceland // URL:https:// translate.google.ru/translate?hl=ru&sl= en&u=http://arcticiceland.is/en/island-og-nordhurslodhir/stefna-islands-i-malefnum-nordhurslodha&prev=search.

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 1 • 2018

[10] Canada Labour Code // URL:http: //laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/L-2/ FullText.html.

[11] Canada's Northern Strategy // https:// www.canada.ca/en/news/archive/2013/08/ canada-northern-strategy.html.

[12] Employment Standards Act, 2000, S.O // URL:https://www.ontario.ca/laws/statute/ 00e41.

[13] Finland's Strategy for the Arctic Region 2013 // URL: http://vnk.fi/documents/10616/ 334509/Arktinen + strategia + 2013 + en.pdf/ 6b6fb723-40ec-4c17-b286-5b5910fbecf4.

[14] Holzschu Michael Just Cause vs. Employment-At-Will // URL: https:// www. businessknowhow.com/manage/ justcausevsfreewill.htm.

[15] National Strategy for the Arctic Region // URL:https://obamawhitehouse.archives.

gov/blog/2013/05/10/national-strategy-arctic-region-announced.

[16] North American Free Trade Agreement // URL: https://ustr.gov/sites/default/files/ files/agreements/nafta/NAFTA%2 0 Confidentiality%20Agreement.pdf.

[17] Norway strategy for the High North // URL: http://www.arcticgovernance.org/ norway-strategy-for-the-high-north.4612729-137746.html.

[18] On an employer's obligation to inform employees of the conditions applicable to the contract or employment relationship URL:http:/ /eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ HTML/?uri=CELEX:31991L0533&from=HR.

[19] Sweden's strategy for the Arctic region // URL:/https://openaid.se/wp-content/ uploads/2014/04/Swedens-Strategy-for-the-Arctic-Region.pdf.

Объединеннаяэлектронная редакция

ЮРКОМПАНИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; ^редактирование рукописи; ^первая корректура рукописи;

^форматирование и подготовка рукописи к верстке; ^верстка рукописи;

^вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, ^согласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), ^согласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), ^печать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.