МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ
Е. В. КЛИМАЧЕВА, доц. каф. педагогики и психологии МГУЛ
В мировой психологической теории и практике вопросу стресса уделяется огромное внимание уже в течение многих десятилетий. Первым дал определение стресса Ганс Селье, канадский физиолог начала XX в. Он ввел термин «стресс» для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое сверхсильное воздействие. Благодаря Г. Селье термин «стресс» и обозначаемое этим словом понятие получило широкое распространение в науке, вошло в справочники, учебники, энциклопедии и в повседневную жизнь. Ученый утверждает, что стресс - это не просто нервное напряжение. Это состояние может быть связано с приятными и неприятными переживаниями.
Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания внутреннего равновесия (гомеостаз). Стрессоры (сильные внешние раздражители) нарушают это равновесие, на что организм реагирует неспецифической (независимой от вида стрессора) защитно-приспособительной реакцией. Возникающий процесс стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Тревога сопровождается мобилизацией резервов, включением защитных механизмов - большинство стрессов разрешается на этой стадии. При продолжении действия стрессора возникающее сопротивление неизбежно вызывает расходование адаптационных резервов. Последующая стадия - истощение. При этом сопротивляемость организма временно или необратимо снижается. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей, их истощение может быть необратимым, что ведет к потере здоровья, быстрому старению.
Термин «стресс» в современной психологической литературе употребляется для обозначения состояния человека в экстремальных условиях на биохимическом, физиологическом, психологическом (эмоциональном) уровнях. Менее употребим термин «дистресс», обозначающий наиболее разрушительные, сверхсильные последствия стресса.
На бытовом уровне стрессом часто называют любое психологическое (эмоциональное) напряжение. Но Ганс Селье утверждал, что полная свобода от стресса означает смерть. Под психологическим стрессом мы понимаем высокую степень психологического напряжения, оказывающую сильное отрицательное влияние на деятельность человека и его отношения с окружающими.
Стрессовая ситуация и поведение в ней человека характеризуются следующими особенностями. Преобладающими стресс-факторами являются психологические факторы (профессиональные и семейные деструктивные конфликтные взаимоотношения). Фактор не является стрессогенным сам по себе. Таким он становится в оценке его конкретным человеком.
Возможные реакции человека на стрессовую ситуацию можно разделить на три группы: сознательное овладение ситуацией и преобразование ее в конструктивное поведение; импульсивная реакция, ухудшающая и не разрешающая отношение с близкими и другими людьми, дающая лишь разрядку негативных эмоций; уход от ситуации, защита (часто несознательная) от негативных чувств, связанных с ней.
Результатом конструктивного поведения в стрессовой ситуации являются: позитивные изменения в ситуации, улучшения отношений с вовлеченными в нее людьми, самопознание, новый опыт, повышение самоуважения, уверенность в себе, увеличение и изменение своего поведенческого репертуара.
При неконструктивном поведении (уход от решения проблемы, неадекватное, импульсивное реагирование) характерны: ухудшение ситуаций и отношений; понижение или неустойчивость самооценки, самоуважения, уверенности, примитивизация поведения (сокращение поведенческого репертуара).
Большинство стрессовых чувств, эмоций можно разделить на две группы - страх и гнев (разного уровня интенсивности). Страх проявляется в тревожности, беспокойстве,
чувстве вины, самоедстве, боязни конкретных ситуаций, чувстве беспомощности, безысходности. Гнев порождает раздражительность, обиду, зависть, злость, месть, ненависть.
По характеру индивидуальных реакций людей на стрессовые факторы выделяют два психологических типа. Они характеризуются следующими особенностями. У первого типа выявляется большая уязвимость перед стресс-фактором, низкий стрессовый порог. Показатели работоспособности и самочувствия снижаются даже при небольшой интенсивности стресс-фактора. Этому типу присущи склонность к конкуренции, борьбе, высокий уровень притязаний, стремление быть всегда на высоте, завышенные требования и нетерпимость по отношению к окружающим. Для второго психологического типа характерна меньшая подверженность влиянию стресс-факторов, высокий порог к стрессам, склонность к компромиссу, способность быстро адаптироваться к ситуации (гибкое, разнообразное поведение), способность к самоанализу (умение анализировать проигрыш), спокойное и разумное отношение к другим.
В контексте вышесказанного остановимся на понятиях «стрессоры» и «потребности». В каждой ситуации человек реализует (сознательно или бессознательно) ту или иную потребность, намерение. При благоприятных условиях потребность реализуется насыщаясь, «растворяясь», теряя свою актуальность. Человек получает возможность «строить» новые потребности. Стресс-факторы срывают благоприятный цикл зарождения, насыщения, «растворения» потребности. На психику человека негативно влияют нереализованные намерения, планы, желания. Стрес-согенными являются не сами по себе события (ситуации, личностные особенности), а связанные с ними препятствия для реализации человеком значимой потребности, утрата достигнутой жизненной позиции.
Существует несколько моделей поведения человека в стрессовой ситуации в зависимости от его реакций на стрессор. Так, негативные эмоции, вызванные стрессором, повышают вероятность импульсивных, автоматических реакций, деструктивных ответов на ситуацию. Человек становится рабом
своих эмоций. («Я» - не хозяин своего поведения, «эмоции ведут меня»). В этом случае человек действует в рамках автоматизированного поведения. У такого человека можно наблюдать следующие деструктивные реакции: агрессию, неоправданные уступки, уход от ситуации, обесценивание ее, зацикливание на негативных чувствах, регрессию. Человек сам не выбирает ответную реакцию. За него это делает эмоция. Эмоция автоматически вызывает реакцию.
Конструктивное поведение можно представить схематически «"Я"-ситуация». При этом человек выходит из состояния, когда его «ведут». Его поведение становится обдуманным, учитывающим поступающую информацию. Нет деструктивного влияния негативных эмоций. Человек сам начинает активно влиять на ситуацию, проясняет ее и свои взаимоотношения с вовлеченными в нее людьми.
В тренинговых и коррекционных занятиях с поведенческими реакциями работа ведется в двух направлениях: через осознание участниками тренингов, семинаров неконструктивного поведения, коммуникативной некомпетентности; отработку конструктивных навыков в режиме «здесь и теперь».
Практическая реализация нашего теоретического исследования проблемы стресса нашла отражение в программе занятий «Стресс и стрессоустойчивое поведение», проводимых совместно с психологами Центра психолого-педагогической поддержки и реабилитации г. Королева. Значимая роль в программе отводится освоению методов релаксации и снижению стрессовых реакций (ступора, двигательного возбуждения, страха, агрессии). В процессе тренинга дается установка на принятие возможной неудачи и программирование успеха. Используются эффективные методы изменения мышления и современные технологии психологической защиты, в основе которых - приемы, мобилизующие адаптационные резервы организма в целях преодоления ситуации разрушающего стресса. Для абитуриентов, студентов, молодых специалистов особенно актуален тренинг «Учимся сдавать экзамены». Его цель - психологическая подготовка к сдаче экзаменов, зачетов с наименьшими эмоциональными
потрясениями, тренировка психологической устойчивости и овладение приемами эффективного распределения внимания, улучшения памяти, активизации мышления.
Совместно с врачом-психотерапевтом Центра психологической реабилитации «Исток» г. Москвы С.Л. Шарминой разработана и успешно реализуется обучающая программа «Экстренная психологическая помощь и профилактика посттравматических расстройств (ПТСР)». Программа адресована педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с детьми и подростками и призванным оказывать экстренную психологическую помощь. Программой предусмотрен курс лекций и практических занятий. В лекционном курсе рассматриваются психофизиологические проявления острого стресса и его влияние на жизнедеятельность, особенности адаптации и психологическая помощь в период преодоления посттравматических стрессовых расстройств (сверхсильный стресс, отстроченный во времени стресс и т.д.). Большое внимание уделено теории развития ПТСР и ее психофизиологическому отличию от острого стресса.
Особое место в данном лекционном курсе отводится проблеме взаимосвязи ПТСР и суицидальных намерений у детей и подростков, взаимозависимости внутриличностных конфликтов и предсуицидальных поведенческих реакций, а также системе долгосрочной психологической поддержки и психотерапии при суицидальных намерениях.
Не менее пристальное внимание создателей программы обращено на проблему детей и подростков «между миром и войной». Намечены пути и методы психологической помощи при адаптации человека, побывавшего в зоне боевых действий, к жизни в мирных условиях; особенно остро поставлены акценты проблемы «детей катастроф» и влияние длительных страхов на психологическое развитие детей и подростков.
На практических занятиях преподаватели, психологи познают пути коррекции эмоционального стресса, технологии психологической защиты, контроля и управления поведением в условиях острого стресса и дистресса (отсроченного стресса).
Освоение современной психодиагностики острого стресса и посттравматических реакций дают участникам семинаров и лекций возможность своевременно на должном уровне анализировать и классифицировать эмоциональные расстройства в соответствии с основными диагностическими стандартами европейских стран (МКБ-10). Осваиваются следующие диагностические методики ПТСР у взрослых и их модификации для детей и подростков: «клиническое интервью», «шкала влияния травматического события», «мисси-сипский опросник ПТСР», «Родительская анкета оценки травматический переживаний».
Библиографический список
1. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. - СПб.: Питер, 2001. - 268 с.
2. Тарас А.Е. Психология экстремальных ситуаций / А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2000. - 475 с.
3. Самоукина Н.В. Экстремальная психология / Н.В. Самоукина. - М.: Эксмо, 2000. -281 с.
4. Пушкарев А.Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия / А.Л. Пушкарев и др. - М.: Институт психотерапии, 2000. - 110 с.
5. Сандомирский М.Е. Защита от стресса / М.Е. Сандо-мирский. - М.: Институт психотерапии, 2001. - 314 с.
6. Ксандария В. Тренинг по управлению стрессом /
B. Ксандария. - М.: Эксмо, 2002. - 268 с.
7. Киршбаум Э. Психологическая защита / Э. Кирш-баум, А. Еремеева. - М.: Смысл, 2000. - 175 с.
8. Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом /
C. Гремлинг, С. Ауэрбах. - СПб.: Питер, 2002. - 231 с.
9. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь / А.В. Гнездилов. - СПб.: Речь, 2002. - 161 с.
10. Бодров В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. - М.: Персе, 2000. - 322 с.
11. Тушканова О.А. Психологическая подготовка к экзаменам, выступлениям, ответам на уроках / О.А. Тушканова. - Волгоград: Центр психологии, 2001. - 65 с.
12. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз / Ф. Шапиро. - М.: Класс, 1998. - 486 с.
13. Пчелинцева Е.В. Коррекционно-профилактичес-кая работа с дошкольниками, пережившими насилие / Е.В. Пчелинцева. - М.: Гном, 2000. - 31 с.
14. Тащаева А.И. А я не боюсь! Профилактика страха медицинских процедур у детей / А.И. Тащаева, С.В. Гриднева. - М.: Генезис, 2002. - 75 с.
15. Менделл Д. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие / Д. Менделл, Л. Дамон. - М. Генезис 2000. - 155 с.