Е.В. Жеребцова
Челябинск
Модели поведения чеховских героев и хронотоп прозы А.П.Чехова
Творчество А.П.Чехова приходится на один из интересных периодов в истории русской культуры, когда предчувствие потрясений и перемен, ощущение конца объединяет писателей разных литературных направлений. Ещё сильна реалистическая традиция, но уже заявляют о себе модернистские течения. Активизируется философская мысль, поражающая многообразием. Всё это объясняется напряженным поиском новых путей развития человека. А.П.Чехов вписывается в традицию. Его творчество - поиск нравственно-философской основы жизни, раскрывающейся в моделях поведения.
Под моделью поведения мы понимаем поступки и высказывания человека, вытекающие из его мировоззрения. Внешний план модели поведения связан с процессом коммуникации, а внутренний - с мировоззренческой основой.
Полагаем, что понять внутренний и внешний план модели поведения помогает хронотоп - «формально-содержательная категория литературы, имеющая сюжетообразующее и жанровое значение, определяющая образ человека» (М.Бахтин). Рассмотрение связи аксиологического аспекта хронотопа с моделями поведения героев поможет выяснить авторскую позицию.
В рассказах писателя 1880-1884 гг. нами обнаружена прикрепленность героев к своим ло-кусам (квартира, кабинет, номер, купе и тп.). Чеховские герои не выходят за рамки маленького пространства, разъединены с людьми и миром. Они ограничены, не способны к душевным изменениям, живут от случая к случаю (время случая в «Радости», «Хирургии», «Экзамене на чин»), Перед нами скорее маски, а не характеры; они условны, замкнуты на самих себе. Их модель поведения мы бы назвали обобщённо-обывательской. К1885 г. модель поведения немного трансформируется за счёт появления нескольких бытовых «мирков» в одном тексте. Герои перемещаются из локуса в локус, становясь подвижнее («Кошмар», «Тапёр», «Враги»). Перед читателем - человек с индивидуальным внутренним миром, посредственным и пошлым, но имеющим право быть познанным. Замкнутое бытовое время, которому подчинены герои «Горя», «Панихиды», «Ведьмы» и других рассказов, помогает автору раскрыть драму персонажей, неспособных преодолеть индивидуально-обывательскую модель поведения.
Герои-обыватели остаются в центре произведений 1888 - 1894 гп, не случайно бытовое пространство и бытовое время продолжают определять особенности хронотопа («Бабье царство», «Скучная история», «Учитель словесности»). Усиливается аксиологический аспект пространственно-временного уровня, позволяющий автору оценить поведение героев с точки зрения общечеловеческих ценностей. Некоторые герои начинают понимать несостоятельность выбранной ими обывательской модели поведения, чему способствует психологизация хронотопа («Именины», «Скрипка Ротшильда»). Появляются персонажи, преодолевающие обывательское отношение к миру. Рождается герой с философией, определенной моделью поведения, способный пережить «душевный перелом», понять связь времён, выйти на закономерности человеческого бытия («Студент»),
А.П.Чехову было важно показать сам переход от обывательской модели поведения к философской. Под последней мы понимаем способность задумываться над общими вопросами бытия, поиск причинно-следственных связей. Одни чеховские герои до конца верны обывательской модели поведения, поэтому автор не выводит их за рамки бытового «мирка» и замкнутого круга бытового времени («Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч»). Любимые персонажи Чехова преодолевают ограниченность быта. Тонко чувствующих и думающих героев (художник и Мисюсь, Лида, Надя Шумина) автор помещает в символическое пространство Сада, в открытое пространство Божьего мира, Они подчинены не бытовой повседневности, а бытийному времени.
Т.Н. Полевик
Челябинск
«Идеальные порывы духа» в творчестве Д.С.Мережковского
Российское общество конца XIX - начала XX в., как и любое другое общество переходного периода, представляло собой сложную и противоречивую систему, объединявшую