Научная статья на тему 'Модели подготовки научно-педагогических кадров в Великобритании и США'

Модели подготовки научно-педагогических кадров в Великобритании и США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЁНАЯ СТЕПЕНЬ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / ДОКТОР ФИЛОСОФИИ / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL SHOTS / AFTER-HIGH SCHOOL EDUCATION / SCIENTIFIC DEGREE / BACHELOR / MASTER / THE DOCTOR OF PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова Алсу Расиховна

В статье рассматривается подготовка научно-педагогических кадров в Великобритании и США. Представлены модели подготовки научно-педагогических кадров. Показано место степени доктора философии (Ph.d.) в общей модели подготовки научно-педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели подготовки научно-педагогических кадров в Великобритании и США»

Сулейманова А.Р.

МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США

В статье рассматривается подготовка научно-педагогических кадров в Великобритании и США. Представлены модели подготовки научно-педагогических кадров. Показано место степени доктора философии (Ph.d.) в общей модели подготовки научно-педагогических кадров. Ключевые слова: научно-педагогические кадры, послевузовское образование, учёная степень, бакалавр, магистр, доктор философии.

В зарубежной высшей школе под влиянием исторических, экономических, социальных и других факторов сложились разнообразные системы подготовки научно-педагогических кадров, характеризующихся рядом национальных особенностей и общих закономерностей.

Одной из древнейших в Европе является система высшего образования в Великобритании. Структура вузов в Великобритании более унифицирована, чем в США. Основной единицей является колледж (самостоятельный вуз или часть университета), подразделяемый на факультеты и кафедры. Имеются институты как самостоятельные вузы и институты как конгломерат отдельных колледжей [1].

Британские университеты присуждают три вида учёных степеней: бакалавра, магистра и доктора по соответствующей специальности. Первой университетской степенью является степень бакалавра искусств (Bachelor of Arts, BA) или наук (Bachelor of Science, BSc). Подготовка студента в английском университете, ведущая к получению первой степени осуществляется в трёхгодичный срок. В некоторых английских университетах независимо от факультета всем студентам присуждаются степень бакалавра искусств. Первая степень шотландских университетов называется степенью магистра искусств или наук [2, с.52].

Несмотря на большое разнообразие в британских университетах можно выделить следующие университетские учебные курсы, ведущие к получению первой степени или диплома.

1. Курс, ведущий к степени бакалавра искусств или наук на обычном уровне. Этот курс существует не во всех университетах и не по всем специальностям (B.A. (B.Sc.) Ordinary Degree).

2. Курс, ведущий к степени бакалавра искусств или наук с отличием по одному предмету (Special B.A. (B.Sc.) Single Honours).

3. Курс, ведущий к степени бакалавра искусств или наук с отличием по двум предметам (Special B.A. (B.Sc.) Joint Honours).

4.Облегчённый курс, ведущий к степени бакалавра искусств или

наук, класс Пасс. На этот курс не принимают абитуриентов, переводят студентов после первого (иногда второго) года обучения в зависимости от успеваемости (B.A. (B.Sc.) Pass Degree). Это курс существует не во всех университетах страны.

5. Комбинированный курс на степень бакалавра искусств или наук с отличием или на класс Пасс (Combined Honours Pass Degree).

6. Укороченный курс, ведущий к получению диплома по ряду специальностей (Diploma in...).

7. Курс-сэндвич, ведущий к степени бакалавра наук или диплому. Этот курс предусматривает сочетание университетских занятий с продолжительной производственной практикой [2, с. 69-70].

Второй более высокой степенью для лиц, имеющих первую университетскую степень, является степень магистра искусств (Master of Arts, MA) или наук (Master of Science, MSc). В английских университетах степень магистра является второй, более высокой степенью, чем степень бакалавра, и имеет две модификации - магистра наук для студентов естественнонаучных факультетов и магистра искусств для студентов гуманитарных факультетов. Продолжительность университетского курса на степень магистра не превышает одного года.

После степеней бакалавра и магистра в британских университетах следует степень магистра философии (M.Phil). Данная степень предусматривает значительный объём самостоятельной исследовательской работы в течение двух полных лет аспирантуры после получения степени бакалавра. По окончании этого периода аспирант должен представить диссертацию к защите. Степень магистра философии является промежуточной между степенью магистра и доктора философии и может быть присуждена по любой из имеющихся в университете специальностей. Для обладателей степени магистра наук или искусства срок обучения на получение степени магистра философии составляет один год [2, с. 82-83].

Степень доктора философии (Ph.D.) самая высокая степень, присуждаемая в британских университетах. Некоторые университеты Великобритании, в том числе, Оксфордский и Кембриджский (до недавнего времени в их число входил и Университет Йорка) обозначают эту степень D.Phil. Для получения степени доктора философии необходимо выполнить значительный объём самостоятельной исследовательской работы. Некоторые университеты своим выпускникам за особо ценные докторские диссертации присуждают учёные степени более высокого ранга - доктора гуманитарных наук (Doctor of Letters, D.Litt.) и доктора естественных наук (Doctor of Science , D.Sc.) [2, с.84].

По существующим правилам приёма на курс доктора философии могут быть зачислены выпускники университета, имеющие степень магистра искусств или наук, и в редких случаях степень бакалавра (ди-

плом с отличием). Также на этот курс могут быть зачислены аспиранты, прошедшие курс магистра философии в течение 5 триместров (не менее полутора лет). При зачислении на курс доктора философии аспирантов, имеющих степень магистра, срок обучения устанавливается не менее 12 месяцев с момента поступления. В случае, если аспирант обладает более низкой квалификацией, минимальный срок обучения устанавливается в 24 месяца [2, с.84-85].

Подробней остановимся на разновидностях докторских степеней. Существует три основные разновидности докторской степени: академическая докторская степень, профессиональная докторская степень, почётная докторская степень [3].

Академическая докторская степень присуждается соискателям, которые провели научные исследования и представили свою работу в опубликованном виде. Важным условием является то, что результаты исследований должны внести вклад в науку. Окончательное решение принимается на основании предоставления и защиты докторской диссертации (doctoral thesis or dissertation). В некоторых случаях диссертация заменяется логически связной подборкой опубликованных работ. Профессиональная докторская степень присуждается в тех случаях, когда большинство соискателей занимается не столько фундаментальными исследованиями, сколько непосредственно своей профессиональной деятельностью, например, правом, медициной, музыкой или пастырством. Почетная докторская степень присуждается за значительный вклад в какую-нибудь область, не связанную с наукой [3].

Академическая докторская степень чаще всего присваивается в области философии (Ph.D. - Philosophy Doctor или Doctor of Philosophy). Сегодня степень Ph.D. является общепризнанной квалификацией для тех, кто делает карьеру в научной области. Согласно нормам европейского права, обладателям академических докторских степеней, получивших степень в любом государстве ЕС, не требуется подтверждать её в других странах ЕС [3].

Основой системы подготовки научно-педагогических кадров в США является британская система. В высшей школе США принято выделять три уровня образования: первый уровень достигается в двухгодичных общеобразовательных учебных заведениях, имеющих право на присвоение профессиональной степени ассоциата; второй уровень достигается в четырёхлетних колледжах гуманитарных и естественных направлений и сопровождается присуждением степени бакалавра; третий уровень достигается в аспирантских и высших профессиональных школах колледжей и университетов и сопровождается присуждением степени магистра и доктора.

В США в отличие от Великобритании интеграция последипломной подготовки и научных исследований осуществляется при обучении

по программам на степень доктора философии. Степень доктора философии в США является основной степенью, необходимой для работы в качестве преподавателя вуза, только в отдельных случаях достаточно иметь степень магистра. Подготовка специалистов высшей квалификации и научных работников в рамках высшей школы и системы повышения квалификации в США осуществляется в отделениях и на курсах последипломной подготовки университетов и колледжей, в исследовательских школах, профессиональных школах II ступени, функционирующих при университетах или самостоятельно. В целом в США в системе высшего и последипломного образования создана ступенчатая система обучения с самостоятельными последовательными циклами, в зависимости от выявившейся пригодности к обучению различной продолжительности и сложности [4, с. 5-8]. В США центральную роль в организации последипломной подготовки и научных исследований играют университеты исследовательского типа. Классификация университетов США, позволяет выделить исследовательские университеты как самостоятельный тип высшего учебного заведения (табл. 1) [5, с. 53].

В США термин «степень» используется в традиционном академическом или профессиональном смысле, она присваивается владельцу определённого уровня образования; термины «сертификат» и «диплом» используются при окончании студентом краткосрочных или узкоспециализированных программ. Степени, дипломы и сертификаты могут присваиваться или даваться на различных ступенях образовательного процесса. На начальном этапе обучения - документы, свидетельствующие об окончании определённых программ, ведущих далее к получению профессиональной или академической степени или докторской степени плюс сертификат о дополнительном обучении и другие специализированные удостоверения [5].

В квалификационной системе США бакалаврская степень не рассматривается как квалификация, дающая право на профессиональную деятельность. Бакалаврская степень является подготовительной к овладению профессиональной квалификацией [5; с.12].

Первые профессиональные степени - это группа общепризнанных степеней, присуждаемых в области профессиональных знаний, и требующих, чтобы студент имел какую-либо начальную степень (не обязательно в той же самой области знаний). Она является одной из необходимых ступеней для получения квалификационной оценки на начальном этапе лицензируемой профессиональной деятельности и представляет собой первую степень в этой профессиональной области, не являющуюся дополнительным образованием или связанной с научными исследованиями. Общепризнанные первые профессиональные степени включают первые степени, присуждаемые в области хиропрактики, стоматологии, правоведения, терапии, остеопатии, фармакологии,

теологии (перед посвящением в духовный сан) и ветеринарии. Эти степени иногда называются «доктор...» и позволяют владельцу этой степени называть себя «Доктор.», но не являются степенями, представляющими собой степени доктора наук в этих областях знаний [5, с.13].

Таблица 1. Классификация вузов США

Типы вузов Критерии

Исследовательские университеты I Обучение на дипломном уровне (программы бакалавра) по всем направлениям. Приверженность к последипломному обучению (подготовка докторов наук - PhD). Высокая приоритетность научных исследований. Объем НИОКР - 33,5 млн.долл. из госбюджета. 50 учёных степеней доктора наук в год по широкому перечню дисциплин.

Исследовательские университеты II Наличие бакалаврских программ по всем направлениям подготовки. Приверженность к последипломному обучению (подготовка докторов наук - PhD). Высокая приоритетность научных исследований. Объем НИОКР - 12,5-33,5 млн. долл. из госбюджета. 50 учёных степеней доктора наук в год по суженому перечню научных дисциплин.

Университеты, присуждающие докторские степени I В дополнении к полному спектру бакалаврских программ университеты этого типа должны быть привержены к последипломному обучению посредством докторских программ. 40 учёных степеней в год по пяти или более научных дисциплин.

Университеты, присуждающие докторские степени II Полный спектр бакалаврских программ. Приверженность к последипломному обучению посредством докторских программ. 20 или более степеней доктора в год, по крайней мере, по одной дисциплине или 10 степеней по трем и более дисциплинам.

Общие университеты и колледжи I Эти учебные заведения предлагают бакалаврские программы и, за небольшим исключением, магистерские программы. Более половины степеней бакалавра присуждается по двум или более научным дисциплинам (инженерные, менеджмент). Численность студентов в этой группе вузов не менее 2500.

Названия указанных профессиональных степеней не эквивалентны степеням докторов наук, несмотря на то, что в названии этих степеней присутствует слово «доктор». Каждая из этих степеней в действительности является первоначальной степенью в специфической профессиональной

области. Так как каждая из них предполагает что её владелец должен предварительно иметь одну из начальных степеней (или бакалаврскую), эти степени иногда путают с настоящими докторскими степенями: Доктор хиропрактики (D.C или D.C.M.), Доктор зубоврачебных наук (D.D.S.), Доктор юриспруденции (J.D.), Доктор медицины (M.D.), Доктор остеопатии или остеопатической терапии (D.O.), Доктор фармакологии (Pharm.D.), Доктор ветеринарной медицины (D.V.M.), Доктор исполнительской музыкальной деятельности [5].

Во всех этих профессиональных областях возможно получение степени «мастера» или «доктора» после первой профессиональной степени. Степени «мастера» представляют собой степени, присуждаемые после выполнения соответствующей профессиональной образовательной программы и подобные «мастерским» степеням в образовательных системах других стран, или предполагающие выполнение определенной научно-исследовательской работы. Степени «мастера» в области профессиональных знаний включают учебную подготовку и выполнение научноисследовательской работы по прикладной тематике в дополнение к курсовым работам, семинарам и экзаменам по общеобразовательным предметам. Степени «мастера» в теоретических областях знаний включают подготовку научно-исследовательской диссертации, а также выполнении курсовых работ, семинаров и экзаменов по общеобразовательным предметам. Эти степени подобны степеням «мастера» в области научноисследовательской деятельности. Продолжительность большинства программ на степень «мастера», профессиональных или теоретических, обычно два года. Хорошо подготовленные студенты, имеющие необходимое количество кредитов, могут освоить эти программы за один или полтора года [5; с. 14].

Сертификаты и дипломы о дополнительном образовании выдаются, когда выполнена концентрированная краткосрочная программа соответствующего уровня в узкой области знаний, где присвоение полной степени не считается необходимым. Такие программы обычно имеют продолжительность семестра или иногда академического года и зачастую специально приспособлены под индивидуальные потребности студентов. Сертификаты и дипломы на уровне учёных степеней зачастую даются в таких областях как культура, специализированная педагогика, прикладные науки или техника, специализированное предпринимательство [5].

Существует два наиболее общих типа степени бакалавра - бакалавр гуманитарных наук (Bachelors in Arts - В.А.) и бакалавр наук (Bachelors in Science - B.S.). Для первого типа бакалавра учебный план сконцентрирован в основном на изучении иностранного языка и общих дисциплин для всех слушателей, для второго типа бакалавров акцент делается на изучение естественнонаучных дисциплин. Существуют также

следующие степени бакалавра: B.Ed. (образование); B.F.A. (искусство); B. Mus. (музыка) и В.В.А. (бизнес). В. Arch. (архитектура) - обычно пятилетняя программа, a B.D. (теология и часто именуемая M.Div.) и LLB (юриспруденция) требуют профессиональной квалификации и обычно предусматривают предварительное получение степени В.А. или B.S [5].

Студенты, поступающие в университет для получения профессиональной степени в таких областях как медицина, юриспруденция, бизнес, педагогика и стоматология, обычно должны иметь соответствующую степень бакалавра. Вместе с тем, часть абитуриентов может быть допущена к некоторым программам профессиональной подготовки без наличия бакалаврской степени. Большинство таких программ характеризуется крайне высоким уровнем конкурсных экзаменов, особенно в престижных учебных заведениях. После получения бакалаврской степени период освоения программы профессиональной подготовки обычно составляет четыре или более лет [5].

Обладатели профессиональных степеней в стоматологии (D.D.S.), юриспруденции (J.D.), медицине (M.D.) и ветеринарной медицине (D.V.M.) во всех случаях должны сдавать государственные экзамены, прежде чем они будут допущены к профессиональной деятельности. Обладатели степеней D.D.S., M.D., и D.V.M. называются Докторами. Владельцам академических степеней такого же уровня в этих областях часто присваивают степень Ph.D.

Приблизительно 1200 учебных заведений присваивают степень Мастера по различным специальностям. Примерно 85 % степеней Мастера присваиваются в таких областях как бизнес, технические специальности, педагогика и здравоохранение. Эти степени имеют специальные названия, определяющие профилизацию, например, Мастер педагогики (M.Ed.) или Мастер физкультуры (М.Р.Н.). Остальные 15 % мастерских степеней присваиваются в области гуманитарных и естественных наук. Они носят названия мастер гуманитарных наук (М.А.) или мастер наук (M.S). Допуск к программам мастера обычно зависит от характера, содержания и качества бакалаврских степеней, полученных студентами. Также учитываются результаты стандартизованных экзаменов, наличие опыта работы и соответствующие рекомендации [5].

Для получения степени Мастера необходимо освоить учебную программу, эквивалентную, по крайней мере, одному полному году обучения. Некоторые программы требуют двухлетнего и даже трехлетнего обучения. В большинстве программ, ведущих к получению степени Мастера, нет необходимости представлять диссертацию. Это требование зависит от учебного заведения, а не от выбранной специальности, хотя это обычно необходимо в области гуманитарных наук, естественных наук и инженерных специальностей. Диссертация обычно основывается на научных исследованиях, в результате которых получена новая ин-

формация. Степень Мастера является необходимой для многих профессий, а также во многих областях знаний для продолжения образования на степень доктора [5].

Высшей академической степенью, присваиваемой в Соединенных Штатах, является степень доктора философии (Ph.D.). Исторически, программы, ведущие к получению степени Ph.D., реализовывались в области гуманитарных и естественных наук. В настоящее время степень Ph.D. присваивается также в других областях (инженерии, педагогике, бизнесе, сельском хозяйстве и т.д.). Докторат - это продвинутые программы высшего образования, которые обычно требуют, по крайней мере, трёх лет обучения после бакалавриата или двух лет после получения степени Мастера. В действительности, получение докторской степени требует большего времени [4].

В США присваиваются и считаются эквивалентными друг другу следующие докторские степени: Доктор гуманитарных наук (D.A.); Доктор прикладных наук (D.A.S.); Доктор химии (D.Chem.); Доктор сравнительного гражданского права (D.C.L.); Доктор дизайна окружающей среды (D.E.D); Доктор окружающей среды (D.Env.); Доктор лесоводства (D.F.); Доктор геологических наук (D.G.S.); Доктор здравоохранения (D.H.S); Доктор промышленной технологии (D.I.T.); Доктор архитектуры (D.Arch.); Доктор криминалистики (D.Crim.); Доктор уголовного права (D.C.J.); Доктор инженерии (D.Eng.); Доктор инженерных наук (D.E.Sc./Sc.D.E.); Доктор изящных искусств (D.F.A.); Доктор древнееврейской литературы и письменности (D.H.L.); Доктор музыки (D.M.); Доктор музыкальной педагогики (D.M.E.); Доктор современного языкознания (D.M.L.); Доктор медицинских наук (D.M.Sc); Доктор дизайна (Dr.DES.); Доктор рекреации (D.Rec./D.R.); Доктор ветеринарных наук (D.Sc.V.M.); Доктор социальных наук (D.S.Sc.); Доктор педагогических наук (Ed.D.); Доктор юридических наук (J.S.D.); Доктор теологии (S.T.D.); Доктор философии (Ph.D.); Доктор музыкальных искусств (D.M.A.); Доктор профессионального образования (D.P.S.); Доктор наук (D. Sc./Sc.D.) и некоторые другие [5].

В США отсутствуют общенациональные требования к докторским программам и не существует общенационального органа, курирующего подготовку докторантов. За подготовку докторантов и присвоение степеней отвечают университеты. Право реализовывать докторские программы предоставлено государственным университетам властями штатов. Руководство программами, ведущими к получению докторской степени в США, осуществляется на трёх совершенно различных административных уровнях: факультет или учебное заведение; кафедра или подразделение, отвечающие за программу; преподавательский состав или руководитель диссертационной работы. Учебные заведения, предлагающие обучение, ведущее к получению степени

Ph.D., обычно представляют собой колледжи, факультеты или другие подразделения, а также кафедры, имеющие большой штат преподавателей с широким кругом педагогических и научных интересов [5, с.23].

Обучение по докторским программам может быть очное и очно -заочное. Для завершения программы обычно требуется, по крайней мере, три года после бакалавриата и два года после получения степени мастера, но обычно этот срок составляет от пяти до семи лет. Поступившие на обучение должны записаться на лекции по предметам, которые они хотят изучать, и на исследовательскую работу на каждый семестр или половину семестра, что дает возможность университету спланировать работу преподавателей и экспериментальных лабораторий. Некоторые вузы требуют от студента расписать учебный процесс на весь период обучения. В этом случае, студенты должны платить в одинаковом размере за все кредитные баллы, полученные в процессе обучения. К каждому студенту прикреплен специально выделенный консультант, имеющий докторскую степень, который контролирует работу студента. В период обучения студент имеет право прервать обучение, частично заниматься преподавательской и научной деятельностью, работать в других университетах или исследовательских центрах, использовать стажировки за рубежом как часть выполнения докторской программы [4].

Докторские программы включают учебную и научную деятельность студента. Учебные дисциплины (в форме лекций и семинаров) связаны с исследуемой областью знаний, методологией научных исследований, смежным предметом и иностранными языками. Количество часов, отводимых на ту или иную компоненту программы, определяется кафедрой с учётом выбранного направления исследований. Во многих учебных заведениях первые два года студенты проходят испытательный срок. Они становятся кандидатами на получение докторской степени в конце второго или начале третьего года после серии квалификационных испытаний. Квалификационные испытания могут состоять из одного или нескольких следующих пунктов: курсовая работа; владение иностранным языком и методами экспериментальных исследований; письменные или устные экзамены; одна или несколько опубликованных статей (представленных на конференциях или семинарах). Далее студент выполняет научные исследования, посещает семинарские занятия, слушает факультативные курсы, если необходимо, сдает дополнительные экзамены и пишет диссертацию. Если требуется, студент сдает итоговый устный экзамен. В некоторых случаях, в зависимости от выбранной области знаний, студент сдает экзамен после первого года обучения или в середине срока обучения. Это делается для оценки уровня успеваемости студента. Такой экзамен носит название общего, междисциплинарного или квалификационного. Вне зависимости от названия экзамен состоит из двух частей - письменной и устной и оцени-

вается группой специально назначенных преподавателей. Студенты, не сдавшие экзамены, отчисляются из учебного заведения. Основным требованием для получения докторской степени является представление и защита диссертации. Окончательный выбор темы диссертации проводится консультантом, студентом, комиссией преподавателей и иногда другими университетскими комиссиями. Обычный состав комиссии - три-пять профессоров - представитель кафедры, на которой выполнялась работа, представители других кафедр и иногда - других университетов. Возглавляет диссертационную комиссию профессор, курировавший работу студента. Цель работы комиссии - всестороннее обсуждение идей студента и помощь ему на ранней стадии планирования диссертации [5].

Докторская диссертация состоит из аналитического обзора, обоснования выдвинутых гипотез, интерпретации полученных научных результатов и выводов. Диссертация должна продемонстрировать два основных момента: высокую профессиональную подготовку диссертанта и способность к самостоятельному, творческому мышлению и результаты, вносящие существенный новый вклад в научные знания в данной области. Научное исследование может представлять собой часть работы над большим проектом, но обязательно иметь самостоятельный характер. Учебные заведения публикуют в специальных изданиях требования к диссертационной работе, включая требования к оформлению и возможности микрофильмирования. Ряд учебных заведений разрешают представление опубликованных статей в качестве диссертации или её части. С разрешения кафедры и декана диссертант может представить диссертацию в виде рукописи (или рукописей) для публикации в научном журнале. В этих случаях диссертант должен дополнительно подготовить введение, заключение и промежуточную часть для более полного и ясного представления о диссертационной работе. В большинстве вузов обязательным является итоговый устный экзамен - защита диссертации. Содержание экзамена, процедура его проведения и состав экзаменационной комиссии определяется деканом. Экзаменационная комиссия на основе знакомства с диссертацией и результатов защиты определяет: качество диссертационной работы и насколько успешно диссертант её защитил. Результаты голосования членов комиссии не определяются простым большинством голосов. В некоторых вузах достаточно одного отрицательного голоса, чтобы диссертант провалился, в других - необходимо два и более отрицательных голоса. Повторная защита диссертации может быть назначена не ранее, чем через три-шесть месяцев, и разрешается только один раз [5].

Докторская степень для практикующих специалистов обычно считается аналогом академической степени доктора наук, однако последней отдается предпочтение в том случае, если ее обладатель пре-

тендует на университетскую должность. Министерство образования США (U.S. Department of Education) и Национальный научный фонд США (U.S. National Science Foundation - NSF) выделяют множество других разновидностей докторских степеней, которые по своей сути являются равнозначными. В таблице 2 представлены виды докторских степеней присваемых в университетах США и Великобритании.

Представления, согласно которым существует учёная степень выше, чем доктор философии, не получили большого распространения в США и Канаде, чего, однако, нельзя сказать о Великобритании, Ирландии и странах Содружества (за исключением Канады), в которых степень Ph.D. появилась сравнительно недавно, в 20 веке. Некоторые университеты (например, Оксфордский и Кембриджский) придерживаются условной иерархии докторских степеней, верхнюю строчку в которой занимает степень доктора богословия (Doctor of Divinity). В отличие от почётной докторской степени, высшая учёная степень доктора наук присуждается на основании подборки научных публикаций на определенную тему, которая получила высокую оценку независимых экспертов в данной области [5].

Таблица 2. Виды докторских степеней в США и Великобритании

Академические докторские степени в США Профессиональные докторские степени (первые профессиональные степени) Высшие учёные степени доктора наук в Великобритании, Ирландии и в странах Содружества

Doctor of Applied Science (D.A.S.) Doctor of Architecture (D.Arch.) Doctor of Arts (D.A.) Doctor of Business Administration (D.B.A.) Doctor of Canon Law (J.C.D.) Doctor of Chemistry (D.Chem.) Doctor of Comparative Law/Doctor of Civil Law (D.C.L.) Doctor of Computer Science (D.C.S.) Doctor of Criminal Justice (D.C.J.) Doctor of Criminology (D.Crim.) Doctor of Design (Dr.DES.) Doctor of Education (Ed.D. or D.Ed.) Doctor of Engineering (D.Eng.) Doctor of Audiology (Au. D.) Doctor of Chiropractic (D. C.) Doctor of Dental Medicine (D. M. D.) Doctor of Dental Surgery (D. D. S.) Doctor of Human Sexuality (D. H. S.) Juris Doctor/Doctor of Jurisprudence (J. D.) Doctor Liberalium Artium (D. L. A.) Doctor of Management (D. M.) (For example, in Organizational Leadership Doctor of Medicine/Medicinж Doctor (M. D.) Doctor of Physical Therapy (D. P. T.) Doctor of Osteopathic Medicine (D. O.) Doctor of Oriental Medicine (O. M. D.) Doctor of Pharmacy (Pharm. D.) Doctor of Physical Therapy (D. Doctor of Divinity/Divinitatis Doctor (D. D.) Doctor of Canon Law (in the UK this degree did not survive the Protestant reformation) Doctor of Civil Law (D. C. L.) Doctor of Laws/Legum Doctor (LL. D.) Doctor of Juridical Science (S. J. D., J. S. D.) Doctor of Medicine/Medicin*: Doctor (D. M. or M. D.) Doctor of Letters/Litterarum Doctor (D. Litt. or Litt. D.) Doctor of Science/Scientiж Doctor (D. Sc. or Sc. D.) Doctor of Мшю/Мшюж Doctor (D. Mus. or Mus. D.) Doctor of Technology (D. Tech.) Doctor of Governance (DGov) Doctor of the University (D. Univ.; usually honorary)

Doctor of Engineering

Science (D.E. Sc./Sc.D.E.) Doctor of English Doctor of Environmental Design (D.E.D.)

Doctor of Environmental Science and Engineering

(D.Env.)

Doctor of Fine Arts (D.F.A.) Doctor of Forestry (D.F.) Doctor of Geological Science (D.G.S.)

Doctor of Health and Safety (D.H.S.)

Doctor of Health Science (D.H.Sc.)

Doctor of Hebrew Literature/Doctor of Hebrew Letters (D.H.L.)

Doctor of Hebrew Studies (D.H.S.)

Doctor of Humane Letters (D.Hum.Litt.)

Doctor of Industrial Technology (D.I.T.)

Doctor of Information Technology (D.I.T.)

Doctor of Juridical Science (S.J.D. or J.S.D.)

Doctor of Literature and Philosophy (D.Litt. et Phil.) Doctor of Liberal Studies (D.L.S.)

Doctor of Library Science (D.L.S.) Doctor of Management (D.M.) Doctor of Medical Science (D.M.Sc.)

Doctor of Ministry (D. Min./D.M.)

Doctor of Modern Languages (D.M.L.)

Doctor of Music Ministry (D.M. M.)

Doctor of Music (D. Mus, Mus.Doc.)

Doctor of Musical Arts (D.M. A., A. Mus. D.)

Doctor of Musical Education (D.M.E.)

Doctor of Nursing Science (D.N.Sc.)

Doctor of Project Management (D.P.M.)

Doctor of Philosophy (Ph.D) Doctor of Physical Education (D.P.E.)

Doctor of Public Administra-

P. T.)

Doctor of Podiatric Medicine (D. P. M.)

Doctor of Professional Studies (DProf or D. P. S.)

Doctor of Nursing Practice (D. N. P.)

Doctor of Veterinary Medicine (D. V. M.)

Doctor of Naturopathic Medicine (N. D. or less commonly D. N. M.) / Doctor of Naturopathy (N. D.) -- N. D. can also stand for the licensed professional title of Naturopathic Doctor (N. D.) conferred by licensing bodies.

Doctor of Natural Medicine (N. M. D.)

Doctor of Psychology (Psy. D.) Doctor of Clinical Psychology (DCP)

Doctor of Optometry/Optometry Doctor (O. D.)

Doctor of Occupational Therapy (D. O. T.)

tion (D.P.A.)

Doctor of Public Health (Dr.P.H.)

Doctor of Professional Studies (D.Prof./D.P.S.)

Doctor of Recreation (D.Rec./D.R.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doctor of Rehabilitation (Rh.D.)

Doctor of Religious Education (D.R.E.)

Doctor of Sacred Music (D.S.M.)

Doctor of Sacred Theology (S.T.D.)

Doctor of Science (D.Sc./Sc.D.)

Doctor of Science and Hygiene (D.Sc.H.)

Doctor of Science in Dentistry (D.Sc.D.)

Doctor of Science in Veterinary Medicine (D.Sc.V.M.)

Doctor of Social Science (D.S.Sc.)

Doctor of Social Work (D.S.W.)

Doctor of the Science of Law (L.Sc.D.)

Doctor of Theology (Th.D.)

Engineering Doctorate

(Eng.D.)

Executive Doctor of Management (E.D.M.)___________________________________________________________________________________

На основе исследования литературных источников нами разработаны модели подготовки научно-педагогических кадров Великобритании и США, представлненные на рисунке 1.

Рис.1. Модели подготовки научно педагогических кадров в Великобритании и США

Рис.1. О - абитуриент; B.A. (Bachelor of Arts) - бакалавр искусств, B.Sc. (Bachelor of Science) -бакалавр наук; D - диплом специалиста; M.A. (Master of Arts) - магистр искусств, M.Sc. (Master of Science) - магистр наук; M.Phil. - магистр философии; Ph.D. - доктор философии; D.Sc. -доктор наук.

Таким образом, интеграция Российской высшей школы в единое европейское образовательное пространство ставит задачи нострафика-ции академических и учёных степеней, учёных званий, а также систем подготовки научно-педагогических кадров.

Источники

1. Елманова В.К. Высшее образование за рубежом: (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Япония, КНР). Учебное пособие. ЛГУ, 1989. - 49 с.

2. Барбарига А.А., Федорова Н.В. Британские университеты: Учебное пособие для пед. ин-тов. (Библиотека преподавателя). - М.: Высш. школа, 1979. -127 с., ил.

3. Интернет: http://www.mbaconsult.ru

4. Катунская С.Ф. Последипломное образование специалистов в развитых странах Запада: состояние и тенденции развития. (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор. информ. / НИИВО. - Вып.3). - М.: 1993. - 44 с.

5. Акимов Ю.П., Галактионов В.В. Система образования Соединённых Штатов Америки: Аналитический доклад. - М.: Министерство образования РФ, 2002. - 84 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.