Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-СМЕНА / ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ / ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коннова Нина Михайловна

В статье рассматривается деятельность традиционных учреждений дополнительного образования детей, не включенных в национальные проекты и не обладающих достаточными материально-техническими и финансовыми ресурсами. Объективное развитие и внешние факторы способствуют вовлечению этих организаций в процессы цифровой трансформации через разработку и внедрение моделей, основанных на использовании доступных интернет-ресурсов и готовых платформенных решений. В сфере учебной деятельности это прежде всего смешанное обучение, сочетающее в себе традиционную форму, самообучение, чат-занятия и пр., в культурно-досуговой и методической - дистанционные и очно-заочные мероприятия, онлайн-смены. Анализ реализации данных моделей выявил их достоинства, способствующие оптимизации деятельности, и недостатки, которые, с одной стороны, коррелируют с общими проблемами системы образования, с другой - подчеркивают специфику, что позволяет конкретизировать пути решения проблемы цифрового разрыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коннова Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND UPBRINGING ACTIVITY OF SUPPLEMENTARY EDUCATION INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

The article studies the activity of traditional supplementary education institutions for children that are not included in national projects and do not have sufficient material, technicaland financial resources. Objective development and external factors contribute to the involvement of these organizations into the digital transformation processes by developing and implementing models based on the use of available Internet resources and ready-made platform solutions. In the field of educational activities, a blended learning ismainly used. It combines the traditional form, self-study, online chat classes, etc. In the cultural, leisure and methodological field distance and on-site/in-siteactivities, online sessions are used. The analysis of the implementation of these models has revealed their advantages, which contribute to the optimization of work, and their disadvantages, which, on the one hand, correlate with the general problems of the education system, and on the other hand, emphasize its specifics, which makes it possible to concretize the ways to solve the problem of the digital divide.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43.

Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43.

Научная статья

УДК 37.013:374

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ

Нина Михайловна Коннова

Астраханский областной центр развития творчества, Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия, konnova nm@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается деятельность традиционных учреждений дополнительного образования детей, не включенных в национальные проекты и не обладающих достаточными материально-техническими и финансовыми ресурсами. Объективное развитие и внешние факторы способствуют вовлечению этих организаций в процессы цифровой трансформации через разработку и внедрение моделей, основанных на использовании доступных интернет-ресурсов и готовых платформенных решений. В сфере учебной деятельности это прежде всего смешанное обучение, сочетающее в себе традиционную форму, самообучение, чат-занятия и пр., в культурно-досуговой и методической - дистанционные и очно-заочные мероприятия, онлайн-смены. Анализ реализации данных моделей выявил их достоинства, способствующие оптимизации деятельности, и недостатки, которые, с одной стороны, коррелируют с общими проблемами системы образования, с другой - подчеркивают специфику, что позволяет конкретизировать пути решения проблемы цифрового разрыва.

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43.

Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43.

Ключевые слова: учреждения дополнительного образования, цифровая трансформация, цифровые учебно-методические материалы, модели организации деятельности, смешанное обучение, онлайн-смена, проблемы цифровизации, цифровой разрыв

Для цитирования: Коннова Н. М. Модели организации образовательно -воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования в условиях цифровой трансформации // Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43.

Original article

MODELS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND UPBRINGING ACTIVITY OF SUPPLEMENTARY EDUCATION INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Nina M. Konnova

Astrakhan regional center for the development of the creativity, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia, konnova_nm@mail. ru

Abstract. The article studies the activity of traditional supplementary education institutions for children that are not included in national projects and do not have sufficient material, technicaland financial resources. Objective development and external factors contribute to the involvement of these organizations into the digital transformation processes by developing and implementing models based on the use of available Internet resources and ready-made platform solutions. In the field of educational activities, a blended learning ismainly used. It combines the traditional form, self-study, online chat classes, etc. In the cultural, leisure and methodological field distance and on-site/in-siteactivities, online sessions are used. The analysis of

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43.

Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43. the implementation of these models has revealed their advantages, which contribute

to the optimization of work, and their disadvantages, which, on the one hand,

correlate with the general problems of the education system, and on the other hand,

emphasize its specifics, which makes it possible to concretize the ways to solve the

problem of the digital divide.

Keywords: supplementary education institutions, digital transformation, digital teaching materials, models of organizing activities, blended learning, online session, digitalization problems, digital divide

For citation: Konnova N. M. Models of Organization of Educational and Upbringing Activity of Supplementary Education Institutions in the Context of Digital Transformation // Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43.

Цифровая трансформация как предопределенный временем процесс создания современной и безопасной цифровой образовательной среды в значительной степени актуализирована стратегическими задачами развития Российской Федерации [1; 2]. Не могут находиться вне этого процесса и организации дополнительного образования детей. Однако в настоящее время эти учреждения не являются участниками проекта «Цифровая образовательная среда» и, соответственно, не включены в развитие цифровой инфраструктуры. Вместе с тем в других условиях имеют возможность работать учреждения дополнительного образования с новой формой организации образовательного процесса (детские технопарки, кванториумы, IT-кубы, центры одаренных детей), которые изначально были обеспечены необходимым оборудованием и программными продуктами, способствующими активному развитию процесса цифровизации уже на старте.

В данной работе рассматриваются традиционные учреждения, подчас не имеющие достаточного материально-технического обеспечения. Они реализуют дополнительные общеобразовательные общеразвивающие

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43.

Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43. программы, как правило, по нескольким направленностям, исходя из

социального заказа на их деятельность. Будучи учреждениями с гибкой

социально-педагогической системой, оперативно реагирующей на процессы,

которые происходят в российском обществе [3, с. 30], данные организации

активно внедряют доступные им элементы цифровой трансформации.

Необходимо отметить, что тема цифровизации образования наиболее подробно изучена в сфере педагогики [4, с. 126]. Вместе с тем она практически не рассматривается в сфере дополнительного образования детей, хотя сейчас, в условиях сохранения рисков заражения COVID-19, увеличивается количество исследований по данной проблематике. В нашей работе мы опираемся на опыт конкретных педагогов дополнительного образования [5], ГАУ ДО «Астраханский областной центр развития творчества» в целом, аналитические материалы.

Цифровая трансформация образования позволяет обновлять планируемые образовательные результаты, содержание образования, методы и организационные формы образовательно-воспитательной работы, а также оценивание достигнутых результатов [6, с. 15]. По мнению исследователей, данный процесс предполагает три основных направления работы:

развитие цифровой инфраструктуры образования для обеспечения доступа образовательных организаций и всех участников образовательного процесса к современным цифровым технологиям;

развитие цифровых учебно-методических материалов и цифрового оценивания;

разработку и распространение новых моделей организации учебной работы, обеспечивающих в том числе преодоление цифрового разрыва [6, с. 246].

По причинам, указанным выше, в учреждениях дополнительного образования осуществляются только работы по созданию цифровых учебно© Коннова Н. М., 2021

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43.

Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43. методических материалов, инструментов сервисов, включая цифровое

оценивание, а также «новых» моделей организации деятельности на уровнях

творческого объединения, структурного подразделения и учреждения в целом.

Говоря о «новом», мы имеем в виду новое именно для этих организаций.

Рассмотрим подробно второе направление работы. Наиболее распространенной формой цифровых учебно-методических материалов являются презентации, которые включают все элементы организации качественного сопровождения образовательного процесса - звук, видео и анимацию [7, с. 56]. Начинают распространяться формы смонтированных педагогами видеозаданий [8, с. 41-42], разрабатываются проблемные задания[9]и пр.

Ограниченностью финансовых ресурсов обусловлено использование сотрудниками учреждений дополнительного образования только бесплатных инструментов сервисов, прежде всего Google, Яндекс, Mail, а также платформ ZUNAL, Learnis, Zoom, Skуpe, Tilda, Canva и др. Но, как отмечают участники конференции, на рынке в свободном доступе нет ни одной универсальной платформы для решения задач дополнительного образования [10, с. 12]. Наиболее популярным является сервис облачного хранилища, менее распространены (но все-таки используются) сервисы для цифрового оценивания, сбора статистических материалов (в том числе социологических опросов) [11]. И хотя исследователи предлагают четыре варианта наиболее значимых решений при реализации образовательной среды (использование бесплатных разработок специализированных интернет-ресурсов; использование платных платформ реализации учебного контента; использование готовых платформенных решений, размещенных в облаке; создание гибридных ресурсов, на базе нескольких платформ и т. д. [12, с. 111]), для наших учреждений доступны только первое и третье решения.

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43.

К моделям организации деятельности (третье направление работ) можно отнести собственно процесс обучения, а также проведение мероприятий как методического, культурно-досугового, так и конкурсного характера.

Если говорить об образовательном процессе, то необходимо отметить, что до пандемии в рассматриваемых нами учреждениях, как правило, не осуществлялось дистанционное обучение. Указанный внешний фактор стал мощным стимулом для апробации этой формы учебной работы. Послабления, введенные с начала 2020-2021 учебного года, привели к распространению модели смешанного обучения, которая в части дистанта реализуется педагогами в различных вариантах:

традиционная форма подачи материала посредством конференц-связи с использованием учебно-методического комплекта (инструкции по выполнению действий, фото примеров работ, ссылки на доступные видеоматериалы, соответствующие изучаемой теме);

самообучение посредством подготовленных педагогами собственных видеозаданий и материалов, кейс-уроков, веб-квестов, конкурсов, марафонов и т. п.;

чат-занятия - наиболее распространенная форма, т. к. большинство педагогов имеют опыт общения в мессенджерах.

Наиболее важной в этом процессе оказалась организация обратной связи для отслеживания ситуации по освоению изученного материала, закреплению полученных знаний. Основной формой стало получение информации в чатах или через личные аккаунты в мессенджерах, иногда посредством электронной почты. Некоторые педагоги используют аккаунты творческих объединений в социальных сетях, особенно при организации конкурсных заданий. Социальные сети используются и как важные инструменты мотивации воспитанников к продолжению занятий [8, с. 42], и как цифровое пространство для дистанционного обучения с возможностью размещения коротких видеоуроков,

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43. мотивационных роликов, интересных для детей информационных блоков [13, с.

34].

Использование дистанционного формата обучения позволило педагогам увидеть его преимущества:

рост вовлеченности родителей в процесс обучения;

доступность не только с точки зрения географического положения, но и времени освоения программного материала (кроме прямых включений); минимизация времени доступа к информации; возможность не прерывать процесс обучения в периоды изоляции; повышение эффективности индивидуальной работы, в том числе с детьми-инвалидами.

Вместе с тем отмечены и минусы этого процесса:

неприспособленность технологического оборудования как у педагогов, так и у воспитанников;

невозможность организации постановочной работы с группой (для театральных, хореографических и вокальных коллективов);

неэффективность процесса обучения при отсутствии у воспитанника базовых навыков в каком-либо виде творчества (особенно актуально для детей младшего и дошкольного возраста); низкий уровень социализации;

зависимость скорости Интернета от финансовых возможностей участников образовательного процесса и их геолокации; ограниченная обратная связь;

отсутствие бесплатных универсальных цифровых платформ для решения всех задач дополнительного образования детей; низкая цифровая компетентность педагогов.

Резюмируем: преобладает критическое восприятие - педагоги выделяют пять достоинств и восемь недостатков.

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43.

Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43.

Весь 2020-2021 учебный год проведение мероприятий как методического, культурно-досугового, так и конкурсного характера осуществлялось в дистанционном формате, если они выходили за пределы конкретного учреждения. Здесь также наработан большой опыт с точки зрения форм и технологий организации. В онлайн-формате проходили марафоны активностей в социальных сетях, интеллектуальные игры на платформах конференц-связи с использованием инструментов сервисов, методические мероприятия на платформах конференц-связи, конкурсы, в том числе профессионального мастерства, когда видео- и текстовые файлы высылались на почту или загружались через инструменты сервисов, оценивание осуществлялось членами жюри очно либо также через инструменты сервисов.

Мы провели анализ традиционных мероприятий ГАУ ДО «Астраханский областной центр развития творчества», которые проходили в дистанционном формате, сравнивая данные по количеству организаций, подавших заявки, и человек - участников этих мероприятий с данными последнего очного проведения тех же мероприятий. В результате по методическим мероприятиям на 16 % снизилось количество организаций и на 12 % количество участников, принявших дистанционное участие в областных методических объединениях педагогических работников учреждений дополнительного образования. Снижение прослеживается и по проектным, и по социально-направленным мероприятиям для школьников - 13 % по организациям, 11 % по участникам. Другая ситуация по мероприятиям художественной направленности: рост организаций на 24 %, участников на 37 %. При этом расширился не только состав, но и география, что позволило повысить статус некоторых мероприятий с областных до всероссийских и даже международных.

Данный опыт позволил организаторам планировать в следующем году мероприятия художественной направленности в очно-дистанционном формате, актуализировал проблему эффективности живого общения, вызвал всплеск

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43.

Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43. активности на интернет-платформах нашей организации. Остановимся на

последнем тезисе подробнее.

Сегодня Интернет рассматривается как техно-социокультурное явление, расширяющее поле деятельности человека за счет использования дополнительных технических и технологических возможностей, что создает условия для реализации потенциала личности [14, с. 88]. Дети, подростки и молодежь, как известно, являются наиболее инициативными интернет-пользователями, поэтому использование социальных сетей в качестве средства организации образовательно-воспитательной работы (разумеется, интересной для указанной аудитории) увеличивает возможности и повышает эффективность данной деятельности, расширяя спектр их активностей, непосредственно не связанный с обучением в каком-либо конкретном творческом объединении. Этому способствует проведение психологических акций, онлайн-галерей, челленджей и т. п. Наиболее интересным мероприятием, на наш взгляд, стала летняя онлайн-смена, в рамках организации и проведения которой были задействованы все доступные цифровые ресурсы: социальные сети, платформы для конференц-связи, чаты в мессенджерах и инструменты сервисов.

Онлайн-смену можно рассматривать как отдельную модель, гармонично сочетающую образовательные и воспитательные блоки, поскольку она была направлена не только на наполнение каникулярного времени школьников социально полезным, интересным контентом, но и на предоставление обучающимся возможности проявить творческие способности и знания в различных сферах. В рамках смены решалась и задача наполнения информативным контентом страниц в социальных сетях [15, с. 25]. В основу формирования программы легли «режимные моменты» традиционной смены (подъем, зарядка, приемы пищи, время отдыха, вечерние активности и отбой), при этом распределялись интернет-платформы для каждого события [15, с. 26]

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43.

Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43.

Подъем обозначался приветственным постом в социальных сетях с публикацией программы дня. Завтраки и зарядки вначале проводили организаторы, затем участники, которые должны были либо повторить, либо предложить свой вариант комплекса упражнений и рецептов приготовления блюд. В 10.00 размещалось задание к вечерней активности, а обед представлял собой обзор книг («Книгообед»), которые организаторы смены рекомендовали к прочтению. Сразу после обеда проходили мастер-классы с приглашенными специалистами, они освещали актуальные для ребят темы: лидерство, психологию, культуру, здоровье и физическую культуру, творчество и т. п. Заканчивался дневной блок постом «Полезное время», в нем публиковалось задание к определенному дню. Вечер начинался с активности (интерактивы от организаторов или участников смены, видеоконцерты или просмотры результатов ранее полученных заданий), а после ужина устраивались просмотры фильмов и их обсуждение, интеллектуальные игры, огоньки, на которых обсуждали прошедший день, оставляли пожелания на день грядущий, рассказывали сказки на ночь. Отбой представлял собой позитивный пост в социальной сети. В рамках онлайн-смены предусматривалось и личное время для общения с семьей, выполнение домашних обязанностей и т. п. [15, с. 2627].

К достоинствам этой модели организаторы отнесли такие факторы, как возможность использования апробированных и востребованных форм активностей (завтрак, книгообед, огонек, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры и квизы) в офлайн-формате, а также обогащение досуга школьников в условиях, когда нет возможности встречаться лично. В то же время наблюдалась слабая заинтересованность при формировании группы участников на фоне «эффекта отрицания» онлайн-активностей, увеличение загруженности педагогических работников, т. к. формат выходил за рамки

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43. восьмичасового рабочего дня не только с точки зрения распорядка, но и

разработки цифровых учебно-методических материалов [15, с. 28].

В рамках доклада «Проблемы доступности дополнительного образования

в РФ» [16] спикер, анализируя ситуацию с применением дистанционных

технологий в учреждениях дополнительного образования, выделил следующие

общероссийские проблемы этих учреждений:

использование платформ, которые в подавляющем большинстве случаев,

целевым образом не проектировались под решение задач учебного процесса;

низкая скорость Интернета;

недовольство педагогов ростом нагрузки;

отсутствие в большинстве организаций и у педагогов оснащения, соответствующего современным вызовам, не у всех детей есть компьютер. Среди положительных моментов было отмечено:

высокая доступность (в том числе финансовая) множества сервисов для большинства организаций дополнительного образования;

рост вовлеченности родителей в образование своих детей; накопление обширного фидбэка (обратной связи) от родителей, повышение прозрачности образовательных программ.

Мы видим, что проблемы учреждений дополнительного образования на всероссийском уровне вполне коррелируют с региональными и, как результат, выступают сдерживающим фактором обновлений.

Исследователи из Высшей школы экономики разработали уровни изменения педагогической практики в условиях цифровой трансформации [6, с. 186] (табл. 1).

Таблица 1. Уровни изменения педагогической практики, благодаря внедрению цифровых технологий

Рутинное использование цифровых технологий

Замещение. Традиционный инструмент замещается новым, не затрагивая его

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43.

Реёа§о^са1 КеБеагсИ. 2021. Уо1. 3. Р. 23-43.

функциональность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Улучшение. Традиционный инструмент замещается новым, улучшая его функциональность

Инновационное использование цифровых технологий Изменение. Традиционный инструмент замещается новым, расширяя его функциональность

Преобразование. Традиционный инструмент замещается новым, преобразуя его функциональность

Если соотнести представленную практику с предлагаемыми уровнями, то мы увидим, что «традиционные» учреждения дополнительного образования находятся на первом, в лучшем случае на втором уровнях с претензией на третий. При этом именно пандемия стала, с одной стороны, активатором процессов цифровой трансформации в этих организациях, с другой - обнажила общие проблемы цифровизации системы образования Российской Федерации, среди которых:

недостаточная пропускная способность каналов связи, несовершенство специализированных информационных систем и сайтов, недостаток качественных и мощных онлайн-ресурсов;

неразвитость инфраструктуры каналов передачи данных, в том числе разнородность внутренних сетей, физический и моральный износ оборудования;

отсутствие локальных сетей в некоторых образовательных организациях и специалистов для обеспечения их работы или недостаточность

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43. профессиональных компетенций данных специалистов, в том числе отсутствие

системы их подготовки;

неопределенность в отношении информационно-сервисной платформы

цифровой образовательной среды;

сомнительное качество программ повышения квалификации по цифровой

грамотности педагогических работников, недостаточная готовность многих

педагогов к работе в дистанционном режиме;

усиление образовательного неравенства, когда мотивированные

обучающиеся легко перешли в онлайн, а немотивированные на образование

(как правило, из семей с невысоким социальным статусом) прекратили учиться

[17].

Обращает на себя внимание тот факт, что в выделенных выше проблемах цифровизации дополнительного образования не поднимался вопрос локальных сетей и специалистов по их обслуживанию ввиду неразвитости или отсутствия в этих учреждениях инфраструктуры вообще. В общих проблемах системы образования не отражены аспекты организации коллективной работы и отсутствия у обучающихся базовых навыков в каком-либо виде учебной деятельности.

Таким образом, представленные материалы демонстрируют, что на фоне общих проблем в учреждениях дополнительного образования просматриваются специфические, на основании которых многие педагоги приходят к следующему выводу: цифровую трансформацию в целом и дистанционное обучение в частности необходимо использовать только в случаях форс-мажора. Эта позиция способствует увеличению цифрового разрыва в возможностях и компетенциях педагогов, который усугубляется выраженной тенденции к «старению кадров» и психологической неготовностью к нововведениям. Преодоление цифрового разрыва как раз и необходимо осуществить в рамках цифровой трансформации. Данная ситуация характерна не только для нашего

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43.

Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43. региона, когда практически все педагоги дополнительного образования

поднимают проблему цифровой компетентности, она актуальна и для других

субъектов Российской Федерации [18, с. 126], и для других государств

ближнего зарубежья [19, с. 138]. Это позволяет нам заявлять о необходимости

принятия системных решений, среди которых (помимо роста эффективности

курсов повышения квалификации) может быть включение элементов проверки

цифровой грамотности при аттестации педагогических работников на первую и

высшую квалификационную категорию. Уверены, что последовательная

реализация предложенных мер будет способствовать внедрению действительно

новых моделей на всех уровнях организации деятельности традиционных

учреждений дополнительного образования в условиях цифровой

трансформации.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027.

2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012.

3. Коннова Н. М. Развитие учреждения дополнительного образования детей в процессе сетевого взаимодействия с высшими учебными заведениями: монография. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2013. 150 с.

4. Буданцев Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. 2020. № 27 (317). С. 120127.

5. Цифровизация образования: реалии и перспективы: сборник материалов XXI межрегиональной научно-практической педагогической

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43.

Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43. конференции, 28 апреля 2021 года. Астрахань: Издатель Сорокин Роман

Васильевич, 2021. 86 с.

6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.

7. Ищанова Х. С., Надеева М. И. Использование информационных технологий в практике педагога дополнительного образования детей по хореографии// Цифровизация образования: реалии и перспективы: сборник материалов XXI межрегиональной научно-практической педагогической конференции, 28 апреля 2021 года. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2021. С. 56-58.

8. Рамазанова З. И., Романова Л. В. Организация дистанционного обучения в образцово-художественном ансамбле народного танца «Тантана» // Цифровизация образования: реалии и перспективы: сборник материалов XXI межрегиональной научно-практической педагогической конференции, 28 апреля 2021 года. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2021. С. 41-43.

9. Герасимова И. А. Веб-квест «Ход конем» как форма творческой самореализации обучающихся творческого объединения «Основы конного спорта» // Цифровизация образования: реалии и перспективы: сборник материалов XXI межрегиональной научно-практической педагогической конференции, 28 апреля 2021 года. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2021. С. 47-49.

10. Романова Л. В. Дистанционное обучение как условие повышения доступности в дополнительном образовании // Цифровизация образования: реалии и перспективы: сборник материалов XXI межрегиональной научно© Коннова Н. М., 2021

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43.

Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43. практической педагогической конференции, 28 апреля 2021 года. Астрахань:

Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2021. С. 11-13.

11. Русакова О. В. Google Forms как эффективное средство работы педагога дополнительного образования с документацией // Цифровизация образования: реалии и перспективы: сборник материалов XXI межрегиональной научно-практической педагогической конференции, 28 апреля 2021 года. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2021. С. 20-22.

12. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник Уфимского государственного нефтяного технического университета. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2019. № 2 (28). С. 108-113.

13. Цветков Н. В., Смоленцева В. А. Трудности и потенциал использования цифрового пространства для реализации образовательной и воспитательной деятельности в дополнительном образовании среди детей и подростков ЦВР «Беркут» // Цифровизация образования: реалии и перспективы: сборник материалов XXI межрегиональной научно-практической педагогической конференции, 28 апреля 2021 года. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2021. С. 32-36.

14. Южанинова Е. Р. Интернет как новое пространство самореализации молодежи // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 7 (156). С. 82-89.

15. Прокудина А. М. Организация дистанционного взаимодействия участников воспитательного процесса на примере проведения онлайн-смены РДШ Астраханской области // Цифровизация образования: реалии и перспективы: сборник материалов XXI межрегиональной научно-практической педагогической конференции, 28 апреля 2021 года. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2021. С. 25-28.

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43.

16. Глухов П. Проблемы доступности дополнительного образования в РФ // Содержание современного дополнительного образования. 17-23 мая 2021 года. URL: https://educationweek.ru/program/soderzhanie-sovremennogo-dopolnitelnogo-obrazovaniya.

17. Илюхин Б. В. Цифровизация в системе общего образования РФ в контексте пандемической ситуации. Экспертно-аналитическая записка. Российское образование: уроки пандемии [Электронный ресурс]. URL:https://firo.ranepa.ru/files/docs/uroki_pandemii_obshchiy_1.pdf.

18. Павелкина Л. В., Железовская Г. И. Изменения в сфере дополнительного образования молодежи в век цифровизации. Паритеты, приоритеты и акценты в цифровом образовании: сборник научных трудов в 2-х частях. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2021. С. 124-127.

19. Храмцова Ф. И., Васильченко Н. В. Особенности цифровизации дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5-2 (44). С.134-140.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027. (In Russ.).

2. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 On national development goals of the Russian Federation until 2030. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012. (In Russ.).

3. Konnova N. M. Development of an institution of additional education for children in the process of network interaction with higher educational institutions:

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43. monograph. Astrakhan: Publisher Sorokin Roman Vasilievich; 2013. 150 p. (In

Russ.).

4. Budantsev D. V. Digitalization in the field of education: a review of Russian scientific publications. Molodoi Ucheniy = Young Scientist. 2020;(27(317)):120-127. (In Russ.).

5. Digitalization of education: realities and prospects: Collection of materials of the XXI interregional scientific and practical pedagogical conference, April 28, 2021. Astrakhan: Publisher Sorokin Roman Vasilievich; 2021. 86 p. (In Russ.).

6. Uvarov A. Yu., Gable E., Dvoretskaya I. V. and others. Difficulties and prospects of digital transformation of education; ed. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumin Nat. issled. un-t Higher School of Economics, Institute of Education. Moscow: Ed. House of the Higher School of Economics; 2019. 343 p. (In Russ.).

7. Ishanova Kh. S., Nadeeva M. I. The use of information technologies in the practice of a teacher of additional education for children in choreography. Digitalization of education: realities and prospects: Collection of materials of the XXI interregional scientific and practical pedagogical conference, April 28, 2021. Astrakhan: Publisher Sorokin Roman Vasilievich; 2021. P. 56-58. (In Russ.).

8. Ramazanova Z. I., Romanova L. V. Organization of distance learning in the exemplary and artistic folk dance ensemble Tantana. Digitalization of education: realities and prospects: Collection of materials of the XXI interregional scientific and practical pedagogical conference, April 28, 2021. Astrakhan: Publisher Sorokin Roman Vasilievich; 2021. P. 41-43. (In Russ.).

9. Gerasimova I. A. Web-quest Horse Run as a form of creative self-realization of students of the creative association Fundamentals of Equestrian Sports. Digitalization of education: realities and prospects: Collection of materials of the XXI interregional scientific and practical pedagogical conference, April 28, 2021. Astrakhan: Publisher Sorokin Roman Vasilievich; 2021. P. 47-49. (In Russ.).

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43.

Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43.

10. Romanova L. V. Distance learning as a condition for increasing accessibility in additional education. Digitalization of education: realities and prospects: Collection of materials of the XXI interregional scientific and practical pedagogical conference, April 28, 2021. Astrakhan: Publisher Sorokin Roman Vasilievich; 2021. P. 11-13. (In Russ.).

11. Rusakova O. V. Google Forms as an effective tool for a teacher of additional education with documentation. Digitalization of education: realities and prospects: Collection of materials of the XXI interregional scientific and practical pedagogical conference, April 28, 2021. Astrakhan: Publisher Sorokin Roman Vasilievich, 2021; P. 20-22. (In Russ.).

12. Safuanov R. M., Lehmus M. Yu., Kolganov E. A. Digitalization of the education system. Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo neftyanogo tekhnicheskogo universiteta = Bulletin of the Ufa State Oil Technical University. Science, education, economics. Economics series. 2019;(2(28)):108-113. (In Russ.).

13. Tsvetkov N. V., Smolentseva V. A. Difficulties and potential of using digital space for the implementation of educational and upbringing activities in additional education among children and adolescents of the CVR Berkut. Digitalization of education: realities and prospects: Collection of materials of the XXI interregional scientific and practical pedagogical conference, April 28, 2021. Astrakhan: Publisher Sorokin Roman Vasilievich; 2021. P. 32-36. (In Russ.).

14. Yuzhaninova E. R. Internet as a new space for self-realization of youth. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Orenburg State University. 2013;(7(156)):8-89. (In Russ.).

15. Prokudina A. M. Organization of remote interaction of participants in the educational process on the example of the online change of the secondary school of the Astrakhan region. Digitalization of education: realities and prospects: Collection of materials of the XXI interregional scientific and practical pedagogical conference,

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43. April 28, 2021. Astrakhan: Publisher Sorokin Roman Vasilievich; 2021. P. 25-28. (In

Russ.).

16. Glukhov P. Problems of accessibility of additional education in the Russian Federation. Content of modern additional education. May 17-23, 2021. URL: https://educationweek.ru/program/soderzhanie-sovremennogo-dopolnitelnogo-obrazovaniya. (In Russ.).

17. Ilyukhin B. V. Digitalization in the general education system of the Russian Federation in the context of a pandemic situation. Expert and analytical note. Russian education: lessons of a pandemic. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/uroki_pandemii_obshchiy_1.pdf. (In Russ.).

18. Pavelkina L. V., Zhelezovskaya G. I. Changes in the field of additional education for youth in the digital age. Parities, priorities and accents in digital education. Collection of scientific papers in 2 parts. Saratov: Publishing house Saratov source; 2021. P. 124-127. (In Russ.).

19. Khramtsova F. I., Vasilchenko N. V. Features of digitalization of additional education for children and youth in the Republic of Belarus. Mezhdunarodniy zhurnal gumanitarnikh i estestvennikh nauk = International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020;(5-2(44)):134-140. (In Russ.).

Информация об авторе Н. М. Коннова - кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the author N. M. Konnova - Candidate of Pedagogics, Associate Professor.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 23-43. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 23-43. Статья поступила в редакцию 08.06.2021; одобрена после рецензирования

18.06.2021; принята к публикации 25.10.2021.

The article was published 08.06.2021; approved after reviewing 18.06.2021; accepted for publication 25.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.