Научная статья на тему 'Модели обслуживания вызовов в сетях оперативно-технологической и общетехнологической связи РЖД'

Модели обслуживания вызовов в сетях оперативно-технологической и общетехнологической связи РЖД Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
491
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ / ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ / МОДЕЛЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЫЗОВОВ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Лебединский А.К., Мирсагдиев О.А.

Рассматриваются и анализируются модели обслуживания вызовов в объединённой сети, учитывающие особенности систем ОТС и ОбТС. По результатам моделирования получены данные, показавшие эффективность предлагаемой модели с объединением потоков вызовов от абонентов ОТС и ОбТС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Лебединский А.К., Мирсагдиев О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models of service calls in the networks of operative-technological and incorporated-technological communication of the Russian Railways

This article presents study and analysis of a model of service call in the incorporated network, taking into account the peculiarities of the systems of operative-technological (OTC) and incorporated-technological communication (ITC). The simulation results provided data that showed the effectiveness of the proposed model with the unification of call flows from subscribers of OTC and ITC.

Текст научной работы на тему «Модели обслуживания вызовов в сетях оперативно-технологической и общетехнологической связи РЖД»

УДК 65.40.21.5

А. К. Лебединский, О. А. Мирсагдиев

МОДЕЛИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЫЗОВОВ

в сетях оперативно-технологической и общетехнологической СВЯЗИ РЖД

Рассматриваются и анализируются модели обслуживания вызовов в объединённой сети, учитывающие особенности систем ОТС и ОбТС. По результатам моделирования получены данные, показавшие эффективность предлагаемой модели с объединением потоков вызовов от абонентов ОТС и ОбТС.

оперативно-технологическая связь, общетехнологическая связь, модель обслуживания вызовов.

Введение

В настоящее время сети оперативно-технологической связи (ОТС) и общетехнологической связи (ОбТС) функционируют раздельно. В каждой из этих сетей установлены коммутационные станции, обслуживающие только своих абонентов.

1 Обслуживание вызовов в сетях ОТС и ОбТС

Процессы обслуживания вызовов и предоставления ресурсов в сетях ОТС и ОбТС принципиально отличаются.

В сети ОТС основными абонентами являются диспетчеры и подчинённые им исполнители, которые объединяются в круги диспетчерской связи. Диспетчерский круг представляет собой выделенную подсеть ОТС, в которой замыкаются все вызовы. Для каждого диспетчерского круга предоставляется выделенный ресурс сети: в аналоговой сети - групповой канал тональной частоты, в цифровой - групповой основной цифровой канал Е0 (64 кбит/с).

Вызовы, поступающие в систему, обслуживаются без потерь и без ожидания. Единственным временным показателем, характеризующим цифровую систему обслуживания, является время установления соединения. Это время

70

в цифровой сети зависит от количества коммутационных станций, участвующих в соединении, загрузки управляющих устройств сигнальным трафиком. В цифровой сети для диспетчерской связи, влияющей на безопасность движения поездов, это время не должно превышать 2 с [1].

В сети ОбТС нет выделенных подсетей и абоненты обслуживаются преимущественно с помощью системы с потерей вызовов. Исключение составляют центры вызовов (Call Center), используемые для организации ручных междугородных станций (РМТС) с полуавтоматическими соединениями и для обслуживания пассажиров (заказ и бронирование билетов, справочные службы). В таких центрах вызовы от абонентов обслуживаются по системе с ожиданием. Ресурс сети ОбТС предоставляется только на время передачи пользовательской информации в одном сеансе связи. При этом между абонентскими устройствами пользователей образуются индивидуальные каналы.

При создании цифровых сетей ОТС с коммутацией каналов предпринимались попытки частичного объединения систем ОТС и ОбТС. Например, были созданы коммутационные станции с распределённым коммутационным полем, одна часть которого выделялась для ОТС, другая - для ОбТС. Нормативные документы по созданию цифровых систем ОТС допускают объединение систем ОТС и ОбТС на уровне систем управления соединениями. К таким системам управления предъявляется обязательное требование по логическому разделению функций управления вызовами в сетях ОТС и ОбТС.

При переходе на технологию пакетной коммутации возникают новые предпосылки для объединения систем ОТС и ОбТС. Пакетная сеть эффективна при передаче информации от разных подсетей по одним и тем же каналам. В такой сети используется принцип разделения процессов управления соединениями и коммутации, а также выделены функции по предоставлению дополнительных услуг, например конференц-связи. Следовательно, в пакетной сети функции управления вызовами в системах ОТС и ОбТС могут быть объединены в общем сервере, который управляет процессами установления соединений, допуска пользователей к услугам сети, распределения ресурсов сети.

2 Модель обслуживания вызовов в объединённой сети

Можно рассмотреть следующие модели обслуживания вызовов в объединённой сети, учитывающие особенности систем ОТС и ОбТС:

МОДЕЛЬ 1 - с объединением потоков информации всех абонентов диспетчерской связи сети ОТС и всех пользователей сети ОбТС;

МОДЕЛЬ 2 - с объединением потоков информации абонентов диспетчерской связи сети ОТС, кроме абонентов поездной диспетчерской связи

71

(ПДС), и всех пользователей сети ОбТС (абонентам ПДС предоставляется постоянно выделенный ресурс сети).

Будем рассматривать МОДЕЛЬ 1.

В МОДЕЛИ 1 ресурсы для всех абонентов ОТС и ОбТС общие. Абоненты делятся на три класса, в зависимости от приоритета обслуживания вызовов.

В первый класс с высшим приоритетом входят абоненты кругов ПДС. Абоненты этого класса обслуживаются с абсолютным приоритетом, а значит без потерь и ожидания.

Второй класс образуют абоненты других диспетчерских кругов: энергодиспетчерской связи (ЭДС), служебной диспетчерской связи (СДС), линейнопутевой связи (ЛПС), вагонно-распорядительной связи (ВДС) и другие. Сюда же могут входить абоненты различных диспетчерских служб по управлению перевозками, например: ДГГ - диспетчер по погрузке и выгрузке, ДГН - диспетчер по управлению перевозками наливных грузов и другие. Вызовы от этих абонентов обслуживаются с относительным приоритетом, при занятости ресурсов сети вызовы ставятся в очередь.

К третьему классу относятся абоненты ОбТС, они обслуживаются без приоритетов по системе с потерей вызовов. Вызовы могут теряться по двум причинам: вследствие занятости всех ресурсов сети и вследствие прерывания соединения. Последнее имеет место при появлении вызова от абонента первого класса и отсутствии свободного ресурса сети.

На рисунке 1 показана схема рассматриваемой модели. В модели три группы источников вызовов, причём номер группы источника вызовов соответствует номеру класса абонента. От первой и второй групп источников поступают независимые примитивные потоки вызовов, от третьей - простейший поток вызовов [2]. Ресурсы сети характеризуются допустимым количеством одновременных соединений V. Для вызовов второй группы источников предусмотрена постановка в очередь, длина которой не ограничена. В очередь вызовы ставятся, когда число одновременных соединений достигает значения V. Вызовы в третьей группе теряются с вероятностью Рв - из-за достижения предела установленных соединений, с вероятностью Рпр - в случае прерывания соединения в пользу абонентов первого класса.

Интенсивности поступления вызовов для первой (АЛ) и второй (А.2) групп источников определяются по формулам:

А1 = (#1 - i)a1; А.2 = (N2 - i)a2,

где N1 и N2 - число диспетчерских кругов для первого и второго классов абонентов; а1 и а2 - интенсивность поступления вызовов в одном диспетчерском круге для первого и второго классов абонентов соответственно; i - число диспетчерских кругов, находящихся в состоянии разговора.

72

со

о

со

о

ГО

3

со

К

и

К

к

F

о

н

о

5

Допустимое количество ^

соединений

1 ООО • • • ОО V

р р

Обслуженные

Группа 3

Потерянные

вызовы

Рис. 1. Схема рассматриваемой модели

в пр

Поток от третьей группы источников - простейший и характеризуется интенсивностью вызовов A3. Интервалы между вызовами распределены по показательному закону. В этой группе число источников не ограничено.

Для всех интенсивностей поступления вызовов за единицу времени принят один час.

Длительность разговоров для абонентов всех классов подчиняется экспоненциальному закону.

В процессе моделирования должна быть решена задача определения величины V при заданных параметрах нагрузки и показателей качества обслуживания вызовов.

В модели могут быть получены следующие показатели качества обслуживания вызовов:

- для абонентов второго класса: вероятность ожидания Р^; средняя длительность ожидания для всех вызовов у и для ожидающих вызовов уож;

- для абонентов третьего класса: вероятности Рв, Рпр и вероятность общих потерь вызовов Роб.

73

Моделирование проводилось для двух вариантов исходных данных, приведённых в таблице 1. Варианты отличаются нагрузкой в сети ОбТС. В таблице приняты сокращения: т1, т2, т3 - средние длительности разговоров для соответствующей группы источников. Были приняты следующие значения V: в первом варианте - от 24 до 40, во втором варианте -от 28 до 52.

ТАБЛИЦА 1. Исходные данные для моделирования

Вари- ант Группа источников 1 Группа источников 2 Группа источников 3

N1 т1, с а1, выз/ч N2 т2, с а2, выз/ч т3, с *3, выз/ч

1 10 26 47 20 40 12 90 800

2 1200

По результатам моделирования были построены графики зависимостей: для второй группы источников Рож = f (V) и у = f (V) (рис. 2, 3); для третьей группы источников Рв = f (V), Рпр = f (V) и Роб = f (V) (рис. 4 - вариант 1, рис. 5 - вариант 2).

Рис. 2. Зависимость вероятности ожидания Рож от V: 1 - вариант 2; 2 - вариант 1

74

в пр’ об у, c

22 27 32 37 42 47 52 57

V

Рис. 3. Зависимость времени ожидания у от V: 1 - вариант 2; 2 - вариант 1

Рис. 4. Зависимость вероятностей потерь Р , Р и Р _ от V,

А А в7 пр об 7

вариант 1: 1 - Р • 2 - Р ; 3 - Р

об в пр

75

0,35

0,3

0,25

0,2

0,15

0,1

0,05

0

1

2

3

25 30 35 40 45 50 55

V

Рис. 5. Зависимость вероятностей потерь Р , Р и Р, от V,

г г в пр об 5

вариант 2: 1 - Р 2 - Р ; 3 - Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г об5 в5 пр

Заключение

Для оценки результатов, полученных при моделировании, необходимо задаться показателями качества обслуживания вызовов.

Предположим, что в сети связи для абонентов третьего класса допускается вероятность общих потерь вызовов Роб= 0,005. В соответствии с результатами моделирования величина V должна быть равна: в варианте 1-39, в варианте 2-50. Вероятность ожидания не превысит: в первом варианте 0,0029, во втором - 0,0031. В обоих вариантах среднее время ожидания для всех вызовов не превысит 0,006 с, а для ожидающих вызовов - 3 с. Вероятность прерывания вызовов для абонентов третьего класса в двух вариантах не более 0,001.

Сравним рассматриваемую модель с существующей системой, в которой обслуживание вызовов от каждой группы источников происходит раздельно. В этом случае для каждой группы источников в сети выделяются собственные ресурсы, причём для первой и второй групп источников число одновременных соединений равно числу источников. Тогда в каждом из вариантов 1, 2 для первой и второй групп источников потребуется 30 одновременных соединений. В третьей группе для обслуживания абонентов потребуется

76

следующее число одновременных соединений: вариант 1 - 31, вариант 2 - 42 (расчёт произведён по первой формуле Эрланга).

В таблице 2 приведены значения общего числа одновременных соединений V для рассматриваемой модели и в системе с раздельным обслуживанием вызовов. Из таблицы видно, что в случае объединения групп источников потребуется ресурсов сети на 35 % (вариант 1) и 32 % (вариант 2) меньше. Принимая во внимание, что для абонентов второго класса ожидание бывает редко и короткое время, а для абонентов третьего класса прерывания очень редки, можно сделать вывод о целесообразности применения на практике рассматриваемой модели.

ТАБЛИЦА 2. Значения общего числа одновременных соединений V для рассматриваемой модели и в системе с раздельным обслуживанием вызовов

Система обслуживания вызовов V

Вариант 1 Вариант 2

Рассматриваемая модель 39 51

Раздельное обслуживание вызовов 61 72

Библиографический список

1. Теория телетрафика и ее приложения / В. В. Крылов, С. С. Самохвалова. - СПб. : BHV-Петербург, 2005. - 288 с.

2. Системы распределения информации. Методы расчета / М. А. Шнепс. - М. : Связь, 1979. - 342 с.

© Лебединский А. К., Мирсагдиев О. А., 2012

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.