Научная статья на тему 'Модели общественных преобразований глазами террористов: революция или реакция? Попытка компаративного анализа на опыте ЕС'

Модели общественных преобразований глазами террористов: революция или реакция? Попытка компаративного анализа на опыте ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
223
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / РЕВОЛЮЦИЯ / РЕАКЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА / TERRORISM / EUROPEAN UNION / REVOLUTION / REACTION / COMMUNICATION / TERRORIST PROPAGANDA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Базаркина Дарья Юрьевна

Специалисты Европола отмечают, что в последние годы наблюдается тенденция к развитию экстремизма и терроризма на разной идеологической основе. На фоне мирового экономического кризиса способна вырасти и поддержка деятельности террористических организаций, что связано с манипуляциями идеями протестного движения, к которым активно прибегают террористы. Манипулятивное использование идеи революционных преобразований присуще террористам разных направлений, например, А. аль-Авлаки, А. Брейвику, «Неформальной анархистской федерации» в Италии и т. д. Это ставит под удар информационной войны саму идею гражданского протеста. Цель исследования — изучить случаи манипулирования «революционной» риторикой в документах террористических организаций, действующих на территории ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Changes Models from the Terrorist’s Point of View: Revolution or Reaction? An Attempt of the Comparative Analysis on the EU Experience

Europol experts notice that for the last years extremism and terrorism are developing on a different ideological basis. Under the conditions of the world economic crisis the support for terrorist organisations may grow, among other reasons, due to the terrorists’ manipulation of the protest movement ideas. The manipulative use of the revolutionary changes idea is inherent in terrorists of different trends, for example, Аnwar al-Avlaki, Anders Brejvik, «Informal Anarchist Federation» in Italy etc. It endangers the idea of the civil protest. The author aims to compare the cases of a manipulation of “revolutionary” rhetoric in the documents of terrorist organizations operating in the EU.

Текст научной работы на тему «Модели общественных преобразований глазами террористов: революция или реакция? Попытка компаративного анализа на опыте ЕС»

Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация в государственном управлении

Базаркина Д.Ю. *

Модели общественных преобразований глазами террористов: революция

или реакция? Попытка компаративного анализа на опыте ЕС

Специалисты Европола отмечают, что в последние годы наблюдается тенденция к развитию экстремизма и терроризма на разной идеологической основе. На фоне мирового экономического кризиса способна вырасти и поддержка деятельности террористических организаций, что связано с манипуляциями идеями протестного движения, к которым активно прибегают террористы. Манипулятивное использование идеи революционных преобразований присуще террористам разных направлений, например, А. аль-Авлаки, А. Брейвику, «Неформальной анархистской федерации» в Италии и т. д. Это ставит под удар информационной войны саму идею гражданского протеста. Цель исследования — изучить случаи манипулирования «революционной» риторикой в документах террористических организаций, действующих на территории ЕС.

Europol experts notice that for the last years extremism and terrorism are developing on a different ideological basis. Under the conditions of the world economic crisis the support for terrorist organisations may grow, among other reasons, due to the terrorists’ manipulation of the protest movement ideas. The manipulative use of the revolutionary changes idea is inherent in terrorists of different trends, for example, Аnwar al-Avlaki, Anders Brejvik, «Informal Anarchist Federation» in Italy etc. It endangers the idea of the civil protest. The author aims to compare the cases of a manipulation of “revolutionary” rhetoric in the documents of terrorist organizations operating in the EU.

Ключевые слова: Терроризм, Европейский Союз, революция, реакция, коммуникация, террористическая пропаганда.

Key words: Terrorism, European Union, revolution, reaction, communication, terrorist propaganda.

Проблемы общественно-политических преобразований, ставшие особенно актуальными на фоне мирового экономического кризиса, не только активно обсуждаются политиками и экономистами и используются в воззваниях протестного движения в Европе, но и, что закономерно, являются предметом манипуляций в текстах террористической пропаганды, программных документах террористических групп.

В условиях кризиса растет и поддержка деятельности террористических организаций гражданами стран Европейского союза (от простых высказываний симпатии до включения в активную террористическую деятельность). Манипулятивное

* Базаркина Дарья Юрьевна — кандидат исторических наук, преподаватель философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент кафедры журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова.

E-mail: [email protected]

использование идеи революционных преобразований присуще террористам разных направлений, присутствует оно в текстах авторства лидера йеменской ячейки «Аль-Каиды» Анвара аль-Авлаки, норвежского террориста-одиночки Андерса Брейвика, «Неформальной анархистской федерации» в Италии и т. д. Это ставит под удар информационной войны саму идею революции как прогрессивного явления, а также объективно возникающее в рамках гражданского общества протестное движение.

В то же время идеи общественных преобразований, высказываемые террористическими организациями, представляют собой переработанные положения марксистской идеологии, идеологии национально-освободительных движений. Это довольно успешно позволяет террористам вводить в заблуждение большое количество людей, недовольных существующей политической и экономической системой, провоцируя их на применение насилия. Пожалуй, только фашизм сам по себе, без искажений, является идеологией насилия.

Чтобы ответить на вопрос, поставленный в заголовке, необходимо уточнить ключевые понятия, а именно определения революции и реакции.

Мы используем термин «революция» в следующем значении: «коренной переворот, глубокое качественное изменение в развитии явлений природы, общества или познания; социальная революция — переход от отжившего социальноэкономического строя к более прогрессивному; коренной переворот в социальноэкономической структуре общества»1.

«Реакция — активное сопротивление общественному прогрессу в целях сохранения отживших общественных порядков»2.

Пользуясь этими определениями, постараемся доказать, что террористическая пропаганда не имеет ничего общего с идеей революции, так как отстаивает глубоко реакционные модели развития. Так, призывая сегодня к убийствам низовых сотрудников полиции (к примеру, полицейская Мишель Кизеветтер была убита боевиками «Национал-социалистического подполья»), террористы вступают в противоречие с марксистской концепцией революционной борьбы, согласно которой вооруженная борьба имеет право на существование только в рамках восстания против насильственных действий властей, поддержанного широкими народными массами3. Напротив, действия профсоюзов, проводящих стачки без насилия во имя социальной справедливости, обнажают подчас реакционность социальной политики государств ЕС.

1 Современный словарь иностранных слов. М., 1993. С. 515.

2 Там же. С. 513.

3 См.: Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М., 1967. Т. 14. Партизанская война. С. 1-12.

Одна из особенностей поведения людей в кризисной ситуации — усиление эмоционального фактора в восприятии происходящего. В то же время индивид или группа, чьи интересы напрямую пострадали от кризиса или были им затронуты, склонны интерпретировать кризисную ситуацию с позиций персонального риска4. Иными словами, человека, пострадавшего в ходе кризиса, в первую очередь волнует его собственная судьба, а затем только — участь компании, социальной группы и государства в целом.

На этом фоне террористическая пропаганда, сообщения которой апеллируют напрямую к интересам каждого представителя целевой аудитории, способна воздействовать даже на образованного человека, если он находится в ситуации стресса, в состоянии фрустрации. Это происходит, например, с молодыми иммигрантами, получившими добротное образование и на первый взгляд вполне интегрированными в европейскую культуру, чтобы не обращать внимания на предрассудки и стереотипы, сложившиеся в их отношении у коренных европейцев.

Таблица 1. Статистика терактов в ЕС в 2006-2012 годах5

Количество насильственных акций 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Ультралевые 55 21 28 40 45 37

Ультраправые 1 1 0 4 0 1

Теракты с «религиозными» мотивами 1 4 1 1 3 0

Можно заметить, что количество террористических актов всех трех исследованных ветвей терроризма (ультралевой, ультраправой и «религиозной») заметно возросло в последний раз именно с началом экономического спада. В то же время сообщения, транслируемые террористическими группами на целевые аудитории, меняются с началом кризиса с разной интенсивностью.

Риторика «религиозного» терроризма: «Аль-Каида» и ее сторонники. Содержание сообщений «религиозной» (считаем нужным употреблять это слово в кавычках, чтобы разделить религию и террористическую идеологию) ветви терроризма можно назвать самым стабильным. Эти сообщения основаны на искаженных, политизированных религиозных ценностях. Зачастую террористы используют и

4 См., например: Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М., 2006.

5 По материалам Европола. См.: EU Terrorism Situation and Trend Report (TE-SAT) / Europol. Hague, 2007-2012.

фрагменты религиозных сочинений, вырывая из исторического контекста призывы к насилию и наполняя их новым содержанием, активизируя в рамках различных религий деятельность наиболее реакционных сект, члены которых становятся готовыми совершать насилие по отношению даже к представителям собственной религии, не разделяющим их представления о мире.

«Религиозные» постулаты, отстаиваемые террористами, не построены на системе рациональных обоснований, недоказуемы, но, к сожалению, могут отчасти применяться вне зависимости от уровня светского образования целевой аудитории, если представитель ее не знаком с системой религиозной философии, историей религии. В кризисной ситуации в состоянии фрустрации эти постулаты легче принимаются на веру. В то же время «религиозная» риторика террористических групп может применяться в самых разных условиях, как по причине своей гибкости, так и в силу того, что она апеллирует к общечеловеческим ценностям и вопросам, волнующим людей на протяжении всей их жизни (смысл жизни и смерти, место человека в мире, в том числе и по отношению к религии, и т. п.). Поэтому современная «джихадистская»6 стратегия организаций типа «Аль-Каиды» базируется на документах докризисного периода. Некоторые из них были созданы еще в 1990-е годы, как ряд фетв У. бен Ладена7. Содержание сообщений этой «религиозной» террористической сети мало менялось в своей основе (независимо от времени и региона распространения), дополняясь чаще всего ответами на различные информационные поводы, такие как убийство режиссера Тео ван Гога или карикатуры на пророка Мухаммеда, или комментариями новых терактов (например, в Мадриде или Лондоне).

Прежде всего террористическая пропаганда провоцирует разделение общества на замкнутые группы, что, безусловно, должно облегчать для организации управление целевыми аудиториями. Так, в воззвании «Бригады Абу Хафс аль-Масри», европейской ячейки «Аль-Каиды», опубликованном в 2004 году, подчеркивается чуждость мусульманина западному обществу, мотивировка иммигранта к жизни в изоляции от

6 Определение, принятое в западной литературе, на наш взгляд, нуждается в уточнении, так как само слово «джихад» является религиозным и историческим термином (означает самосовершенствование верующего, а также борьбу с гонениями на религию), применение которого в отношении террористических организаций типа «Аль-Каиды» неправомерно и чревато обострением отношений между представителями различных религий. В дальнейшем термин «джихадистский» несколько раз используется нами в кавычках, чтобы показать такую же его слабость, как и определение «марксистский», применяемое рядом западных авторов в отношении ультралевого терроризма.

7 Bin Laden O. Declaration of War Against the Americans Occupying the Land of the Two Holy Places. Al Quds

Al Arabi, August, 199б II PBS News Hour. URL: www.pbs.orgInewshourIterrorism/intematio-

nalIfatwa_1996.html (20.03.2013); Osama Bin Laden’s Latest Message. 0i.07.2004 II Middle East Web Log. URL: www.mideastweb.orgIlogIarchivesI00000i55.htm (20.03.2013).

коренных европейцев, а также желательная (в целях вербовки представителей мусульманского сообщества в организацию) готовность каждого иммигранта-мусульманина вернуться на родину [свою или предков]: «Любому среди Вас, кто может иммигрировать в мусульманские страны, — позвольте ему поступить так. Любому, кто не сможет сделать это, — позвольте быть настороже, живя в мусульманских кварталах, иметь достаточно пищи для себя и семьи на один месяц, средства защитить себя и семью, достаточную на один месяц сумму денег или больше...»

Помимо изоляции «Аль-Каида» в Европе требует от сочувствующего ей постоянной готовности принести себя в жертву: «Теперь вы должны опередить европейские страны, которые отказались остановить свои атаки на мусульман. Не обвиняйте нас в том, что случится в будущем. Мы приносим вам извинения заранее, если вам суждено оказаться в числе погибших»8. Эти воззвания должны вводить иммигранта-мусульманина в состояние фрустрации и на фоне объективных социальных проблем, существующих на Западе, привести его не к участию в протестных выступлениях с требованиями прогрессивных социальных преобразований, а к сочувствию «религиозному» терроризму, и «в идеале» — к вступлению в террористическую ячейку.

Тему отчуждения человека, постоянного пребывания во враждебной среде, разрабатывал в 2001 году Айман аз-Завахири: «...кроме того, мы должны признать, что Запад. не знает языка этики, морали и законных прав. Им знаком лишь язык интересов, поддержанных грубой военной силой. Поэтому, если мы желаем поддерживать диалог с ними и ставить их в известность о наших правах, мы должны говорить с ними на языке, который они понимают»9.

Идея суицидального терроризма органично вливается в мировоззрение человека, чувствующего себя в постоянной изоляции. Инструктор отдела безопасности и стратегического планирования Военно-морских сил Греции И. Чапсос приводит мнение, согласно которому «суицидальный терроризм считают аргументированным ответом на политическую несправедливость и оскорбления», при этом роль религии усиливается с нарастанием чувства дискриминации: «Сочетание репрессивных

обстоятельств и идеологической обработки делает демонизацию противника более легкой, внося новые черты в построение [образа] врага, даже если такового уже не существует в реальности. Предполагается, что не существует никаких невинных

8 Цит. по: Aaron D. In Their Own Words: Voices of Jihad: Compilation and Commentary. Santa Monica, 2008. P. 163.

9 Цит. по: Ibidem.

людей, только представители коллективного врага. Первичный враг — политический или религиозный институт, угрожающий террористической группе; вторичный враг может быть любым человеком или организацией, поддерживающей первичного врага»10.

«Религиозная» террористическая пропаганда не воспринимает

продолжающуюся «войну с террором» (во многом дискредитировавшую себя) именно как глобальную кампанию по борьбе с терроризмом, но преподносит ее как войну против ислама, и на этом фоне антитеррористические структуры разного рода и просто противники терроризма рассматриваются как враги — неважно, на какой территории они действуют. Здесь также проводится манипуляция традиционными ценностями стран Востока, в соответствии с которыми религия тесно связана со всеми областями жизни общества, включая политическую. Объединяя исламские страны и народы с помощью общих религиозных норм и обусловленной ими политической культуры, религия становится на Ближнем Востоке основой идеологии национально-освободительной борьбы (как в Иране в ходе исламской революции 1979 года), и именно эту тесную связь, укоренившуюся в сознании людей, искажает и использует «религиозная» пропаганда суицидального терроризма. В противовес манипуляциям террористов, зная, что мусульмане рассматривают религиозные ценности и нормы как «критические в вопросах культурного и социального выживания и продвижения», довольно эффективно распространяется официальная точка зрения исламского духовенства, что самоубийство — харам (запретное действие, согласно законам шариата)11.

В идеологии «религиозных» террористических групп идея постоянной борьбы является центральной и почти всегда превалирует над идеей социальных преобразований. В странах Европы террористическая пропаганда временами стремится переориентировать иммигранта-мусульманина с идей национально-освободительной борьбы (против военного присутствия стран Запада в Афганистане и Ираке) на насильственные акции на европейской территории.

Идея общественных и политических изменений присутствует в основном во «внешнеполитических» аспектах «религиозной» террористической идеологии. Как считает исследователь Д. Аарон, составитель масштабной антологии «джихадистских» текстов, «главная цель радикальных исламистов — вынудить Соединенные Штаты и Запад увести войска из всех мусульманских стран, а также низвергнуть «правителей-

10 Chapsos I. Suicide Terrorism. Modern «Martyrs» or Exploited Prey at the Altar of Politics? // Per Concordiam. Journal of European Security and Defense Issues. 2010. Vol. 1. Terrorism. Issue 3. P. 29.

11 Chapsos I. Op. cit.; Muslim Scholars Criticize Terrorism. Bin Laden’s interpretation directly challenged // Per Concordiam. Journal of European Security and Defense Issues. 2010. Vol. 1. Terrorism. Issue 3. P. 46-49.

отступников», которые сотрудничают с «крестоносцами», как правительство Саудовской Аравии. Этому должно сопутствовать уничтожение государства Израиль и, по-видимому, шиитской ветви ислама. Только тогда, после глобального конфликта, «столкновения цивилизаций», должен быть создан исламский «халифат, который управлял бы всем миром... на что был бы похож этот халифат, неясно»12. Такая позиция, очевидно, делает несовместимой терроризм как стратегию борьбы и национально-освободительное движение.

Аналитики Ведомства по охране Конституции ФРГ (Bundesamt fur Verfassungsschutz, BfV) свидетельствуют, что проживающие на территории Германии «религиозные» террористы и экстремисты преследуют цель создать по сути теократическое государство. Как утверждается в публикациях BfV, «в своем финальном варианте исламское “государство Бога” по джихадистскому образцу не будет гарантировать никаких основных конституционных прав и свобод... Следовательно, пропаганда и modus operandi “джихадистов” имеют сугубо политическое содержание»13. Отметим, что такой подход к коммуникационной стратегии борьбы с терроризмом при должной разработке, на наш взгляд, более эффективен, нежели поиск религиозных контраргументов (однако само употребление понятия «джихад», «джихадизм», «исламизм» возвращает контрпропаганду в религиозное русло, что существенно снижает ее эффективность).

Террористическая пропаганда базируется прежде всего на остром чувстве отрицания, что заставляет целевую аудиторию постепенно терять связь с реальностью и, вместо того, чтобы задумываться о путях развития государства и общества, переходить к противоправной «практике». Здесь можно вспомнить рекомендацию основателя организации «Шура муджахеддинов», проводившей теракты, в том числе похищения людей, на территории Израиля, Абу-Валида аль-Макдиси на одном из немецкоязычных сайтов. А.-В. аль-Макдиси утверждал, что помощь немецкой полиции в розыске лиц, подозревающихся в религиозно мотивированном терроризме и экстремизме, должна расцениваться мусульманской уммой как богопротивное действие (действие тагутов)14.

На «богопротивность» европейского государственного устройства, в том числе и механизма амнистии, указывает и Абу-Мухаммад аль-Макдиси (автор, повлиявший

12 Aaron D. Op. cit. P. 110.

13 Salafistische Bestrebungen in Deutschland. Koln, 2012. S. 7.

14 Al-MaqdisiA.W. Das Arbeiten fur die Polizei oder das Militar des Taghut. Fatawa. URL: www.millatu-ibrahim.com (20.03.2013).

на формирование взглядов лидера «Аль-Каиды в Ираке» Абу Мусаба аз-Заркауи), когда рассуждает о постановлении об амнистии некоторым заключенным, обвиненным в экстремизме: «Иногда наблюдается инициатива со стороны кого-то, кроме Аллаха, в установлении законодательства, как это делают тагуты — представители властей, которые объединились с другими неверующими... Они и каждый, кто объединился с ними в их обновленной религии куфра (неверия), которая объединяет «демократию» и «народное волеизъявление»15.

Идея освобождения исламских стран от западной оккупации иногда трансформируется в идею «исламской революции» на западной почве, чтобы оправдать убийства в новых странах проживания. Зачастую такие призывы обусловлены очевидными оскорблениями чувств верующих мусульман, как в случае с карикатурами на пророка Мухаммеда в датской газете Jyllands Posten, вбросом дополнительной провоцирующей информации16 и последовавшим скандалом. И все же главные идейные вдохновители «Аль-Каиды», такие как Анвар аль-Авлаки, призывают свою целевую аудиторию к активным действиям, однако не обсуждают напрямую будущее общественное устройство17.

Айман аз-Завахири с уверенностью заявляет, что он верит в распространение волны насилия с «религиозными» мотивами «по светским странам, граничащим с Ираком», в том числе на территории Турции: «Главной целью, должен стать удар по фондам и главным структурным элементам Западного колониального проекта — тому, что можно назвать «мировым порядком». их поражение будет означать отмену всех форм национального государства.» Не чужды пропаганде терроризма и откровенно нацистские лозунги: «Мы когда-то управляли миром, и придет тот день, когда. мы [снова] будем управлять всем миром. Придет день, когда мы будем управлять Соединенными Штатами. Великобританией, мы будем управлять целым миром, и все будут жить в мире и спокойствии под нашим управлением, кроме евреев. придет день, когда весь мир будет избавлен от евреев...»18

Идея установления халифата, или единого исламского государства, хотя и без подробных разъяснений его сущности, обеспечивает долгосрочную стратегию

15 Al-Maqdisi A.M. Mein Herr! Das Gefangnis ist mir lieber als das, wozu sie mich aufrufen. S. 6. URL: www.millatu-ibrahim.com (20.03.2013).

16 См.: БазаркинаД.Ю. Терроризм и антитеррористическая деятельность: коммуникационный аспект (на материалах Европейского Союза). М., 2013.

17Al-Awlaki A. Der Staub wird sich niemals legen. S. 25. URL: www.millatu-ibrahim.com (20.03.2013).

18 Keeney G.L., Von Winterfeldt D. Identifying and Structuring the Objectives of Terrorists. United States Department of Homeland Security, August 2009. P. 10.

функционирования «Аль-Каиды». «Аль-Каида» эксплуатирует идеи, согласно которым мусульман мира следует рассматривать как единую общность людей, призванную объединиться для сопротивления антиисламской агрессии. Однако, в отличие от объективно возникающих протестных движений, действующих на территории Ирака, Афганистана и других мусульманских стран и активизировавшихся под влиянием оккупации этих стран Западом, террористические ячейки «Аль-Каиды» используют протестные идеи в исламском мире для оправдания террористических актов на любой территории, жертвами которых становятся рядовые граждане, в том числе и мусульмане. В дополнение к продвижению этой идеологии в широких массах «Аль-Каида» стремится добиться максимального контроля над властными структурами духовенства.

Риторика ультраправого экстремизма и терроризма:

от «Крови и чести» до Андерса Брейвика. «Кризисное сознание» свойственно и неонацистским организациям. Активизация неонацистского терроризма проявилась в терактах Андерса Брейвика в Норвегии и «Группы из Цвиккау», или «Национал-социалистического подполья» в ФРГ. Известно, что члены «Национал-социалистического подполья» сформировались как готовые к насильственным акциям неонацисты, в частности, посещая концерты WPM-сцены (white power music, так называемая «музыка белой силы», рок-музыка с текстами, содержащими ультраправые призывы, распространением которой занимается промоутерская сеть «Кровь и честь» («Blood and Honour»).

Экстремистские призывы и продвижение исторических примеров столкновений ультраправых с их политическими противниками чередуются в журналах сети с констатацией постоянной необходимости привлечения внимания к проблеме иммиграции. Однако в целом до терактов А. Брейвика экстремистская и даже террористическая пропаганда ультраправых, доступная в интернете и СМИ, не содержала каких-либо внятных призывов к трансформации общественнополитического устройства. Так, в журналах сети «Кровь и честь», где публикуются в основном интервью с музыкантами WPM-сцены, в редакционных статьях высказывается в основном недовольство ростом численности мигрантов, во влиянии которых ультраправые видят угрозу традиционным европейским ценностям и культуре. Отсутствие единой идеологии неонацистских структур отмечают и в ФРГ19.

В журнале британской «Крови и чести» редколлегия выражает солидарность

19 Verfassungsshutzbericht 2011. Koln, 2012. S. 57.

с ЖРМ-сценой и делает акцент на пропагандистском аспекте концертов неонацистской музыки:

«Скинхед приветствует скинхедское сопротивление! 2010 год

приближается к концу, и 2820, несомненно, помогла сделать раковую опухоль иммиграции центральной темой политической повестки дня, и не только в Великобритании, но и на всей территории свободной Европы. Против пораженческого настроения во всех формах, вызванного нашей верой во всевластие государственных СМИ, нужно непрерывно бороться. Кажется, нет областей, которые не подверглись бы воздействию всеобщей заразы, и все больше людей начинают видеть катастрофические последствия той угрозы, с которой мы столкнулись. Дело плохо и, вероятно, ухудшится, но засияла надежда, и, подобно разгорающемуся огню, будет расти эта надежда на нашей земле, в наших людях, и наша музыка, которая сегодня предупреждает о вторжении, возвестит новый рассвет»21.

Авторы того же журнала заявляют об ответственности белых европейцев за свою апатию по отношению к росту влияния мигрантов, которые именуются «чужеродными захватчиками». Апатия и самоуспокоенность, по мнению В&Н, были внушены европейцам «сионистской пропагандистской машиной и поддержаны левыми самоуничижительными тирадами, навсегда укоренившимися в СМИ, на телевидении и в кино»22. В статье указывается на раздробленность европейских народов, вызванную многолетними военными конфликтами в истории.

Неонацисты призывают белых европейцев изучать глубже родную историю и историю соседних стран Европы, однако этот в целом позитивный призыв к обучению объясняется в журнале В&Н необходимостью сплочения представителей белой расы против «антиевропейского» курса в образовании, под которым понимается прежде всего воспитание веротерпимости. Однако ни о каких конкретных общественнополитических трансформациях, альтернативных путях развития общества представители В&Н в данном материале напрямую не говорят23, подтверждая оценки, согласно которым самоцелью нацизма является война сама по себе. Вероятно, в

20 28 — зашифрованная аббревиатура «Blood & Honour»: В — вторая буква латинского алфавита, H — восьмая.

21 Together We Are Strong // Blood and Honour. The Independent Voice of Rock Against Communism. Issue 44. URL: www.blood-andhonourworldwide.co.uk/magazine/issue44/issue44p_3.html (20.03.2013).

22 United Europe // Blood and Honour. The Independent Voice of Rock Against Communism. Issue 44. URL: www.bloodandhonourworldwide.co.uk/magazine/issue44/issue44p_5.html (20.03.2013).

23 Ibidem.

журнале намеренно избегается тема Третьего рейха, чтобы отстраниться от гитлеровского государственного террора, однако симпатия к нему прослеживается в идеологии и самой символике современных ультраправых.

Что касается террористической «Группы из Цвиккау», о тех идеях, которые продвигали террористы, известно довольно мало. Найденные фото-, видеодокументы и текстовые файлы с жестких дисков компьютеров террористов, по свидетельствам журналистов, содержат хронику терактов организации, а также досье на потенциальных жертв. Политическое будущее Европы, похоже, было таким же расплывчатым для них, как и для неонацистов-экстремистов, и его осмысление сводилось только к «вооруженной борьбе». Однако представители Ведомства по охране Конституции ФРГ прослеживают влияние ревизионистских идей на мировоззрение членов «Национал-социалистического подполья» (Nationalsozialistische ишег^пт1, Ши): ревизионизм ультраправых предполагает пересмотр истории Третьего рейха в сторону ее положительной трактовки.

Аналитики В/У отмечают, что террористические акты «Национал-социалистического подполья» в ноябре 2011 года вызвали отторжение значительной части «ультраправой сцены». По заключению В/У, это соответствует распространенной реакции экстремистского сообщества любого типа на резонансные насильственные акции, пусть даже и совершенные единомышленниками: «Терроризм в большинстве случаев вызывает отстранение экстремистов или, по меньшей мере, оговорки, заявления о важности ограничения насилия». Это дистанцирование, по мнению полицейских, часто обусловлено соображениями тактического характера в политической деятельности экстремистских групп и партий, что может наблюдаться и после терактов Ши24.

Показательно, что комментаторы сообщений о терактах N8и говорят о них как о маломасштабных акциях с выбором малозначимых жертв, не имеющих символического значения: «Я не вижу никакой вооруженной борьбы, не говоря уже о политической цели, когда несколько изолированных шелкопрядов годами трепыхаются во всемирной истории и прекращают жалкое существование мелких светлячков. Чем это поможет народу? Всего лишь громкий треск, который указывает на участие в этом деле спецслужб» («Thiazi-форум», 3 декабря 2011 года)25.

24 Уейаззи^зЬШгЬепсЫ: 2011. 8. 51.

25 ІЬіа. 8. 52.

В таких комментариях прослеживаются тактические расхождения разных групп неонацистской ориентации. Однако зачастую представители неонацистских кругов, как сказано в годовом отчете В/У, оценивают появление «Группы из Цвиккау» и серию ее терактов как закономерную стадию в развитии общего политического кризиса «системы»26.

Таким образом, террористические акты «Группы из Цвиккау», не произвели того мобилизующего эффекта, который планировался террористами, если вспомнить основное послание в их пропагандистском видео (если в стране не последует радикальных преобразований, террористические акты продолжатся). «Революционная» риторика применяется неонацистами преимущественно при распространении сообщений с WPM-сцены, что доказало и расследование, предшествовавшее закрытию «ТЫа2ьфорума» (в июне 2012 года 26 человек в возрасте от 22 до 64 лет по всей территории ФРГ были задержаны по подозрению в распространении 2400 текстов песен и более 1400 звукозаписей для загрузки на интернет-сайты и форумы).

Во множестве текстов песен разжигается ненависть к иностранцам, евреям и людям другого цвета кожи, звучит призыв к жестким репрессиям против этих групп. В других обнаруженных у подозреваемых материалах «вышеупомянутые группы людей названы эпитетами, унижающими человеческое достоинство, прославляется Холокост (или отрицается его преступный характер), национал-социалистская тирания и произвол». Соответствующие заявления размещались также на большом количестве страниц форума27, однако в комментариях к ним не упоминается не только «революционная риторика», но и какие-либо пути политических преобразований.

Неонацистская пропаганда, как и «религиозная», построена на отрицании, отторжении действительности, стремлении представить свою целевую аудиторию наиболее дискриминируемой по сравнению с другими группами общества, придать ей статус осажденного лагеря в собственной стране. Для этого как нельзя лучше подходит кризисное положение, в котором находятся страны ЕС.

К теме роста кризисных явлений напрямую обращается в своем манифесте Андерс Брейвик. Он предлагает наиболее конкретные политические меры по изменению положения Европы, и его манифест, на наш взгляд, можно считать одним из наиболее ярких выражений политических планов ультраправого терроризма.

26 Verfassungsshutzbericht 2011. S. 51-52.

27 Rechtsextremes Thiazi-Forum im Visier der Staatsanwaltschaft // Rostock Heute. 14. Juni 2012. URL: www.rostock-heute.de/rechts-extremes-thiazi-forum-durchsuchung-staatsanwaltschaft/46655 (20.03.2013).

Необходимость радикальных изменений в Европе, по мнению А. Брейвика, обусловлена десятью основными факторами, среди которых упоминаются действительно возникшие «нестабильность. раздутый бюрократический аппарат. недостаток реального разграничения полномочий в ЕС, который создает условия для злоупотребления властными полномочиями»28. Однако, рассуждая о путях выхода из кризиса, А. Брейвик конструирует традиционный для нацизма образ коллективного врага, которым провозглашаются иммигранты и левые.

Идеология неонацистского экстремизма изменилась под влиянием кризиса. В отличие от редакции В&Н, которая заявляла о необходимости сплочения европейцев, А. Брейвик настаивает на крайней степени деструкции и выступает за роспуск Европейского Союза, сама структура которого неразрывно связана для террориста с сегодняшними элитами, которые и привели регион к экономическому спаду:

«Для Европы самое важное из того, что нужно сделать прямо сейчас, — демонтировать Европейский Союз в его существующей форме и восстановить национальный контроль над нашими границами и нашим законодательством. ЕС так глубоко порочен как организация, так глубоко пропитан Еврабией и происламским дискурсом, что просто не может быть реформирован. И давайте заканчивать глупую поддержку палестинцев, которых поощряют в Еврабии, и начинать поддерживать нашего культурного родича, Израиль»29.

Эта рекомендация, написанная в 2006 году посетителем праворадикальных форумов под псевдонимом Fjordman30, получила в манифесте А. Брейвика широкое распространение в период экономического кризиса, несмотря даже на традиционный для ультраправых антисемитизм и отрицание Холокоста.

Главная цель, провозглашенная в манифесте А. Брейвика, глубоко реакционна и направлена только на борьбу с иммиграцией:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Запад в начале XXI столетия страдает от нехватки культурной непоколебимости, и до некоторой степени занят внутренней борьбой за примат Западной цивилизации. Эта идеологическая «война внутри Запада» проложила путь к физической «войне против Запада», которая ведется

28 Berwick A. A European Declaration of Independence. London, 2011. P. 313-320. URL: www.kevinislaughter.com/wp-content/uploads/2083+-+A+European+Declaration+of+Independen-ce.pdf (20.03.2013).

29 Ibid. P. 330.

30 Recommendations for the West // Gates of Vienna. URL:

www.gatesofVienna.blogspot.com/2006/10/recommendations-for-west.html (20.03.2013).

мусульманами-джихадистами, которые весьма справедливо рассматривают наше кредо мультикультурализма и толерантность по отношению к мусульманской иммиграции как признаки слабости и того, что Запад потерял связь со своими цивилизационными корнями. Возможно, нам придется завершить войну внутри Запада прежде, чем мы сможем выиграть войну против Запада. Когда такие представители Запада, как польский король Ян III Собесский, вели войска к победе над турками в сражении под Веной в 1683 году, бороться их вынуждал ряд причин, среди которых — их страна, их культура их религия. Людям нужно не просто жить, они нуждаются в чем-то, ради чего жить и бороться»31.

Весьма показательный пример конструирования образа врага в отсутствие состоятельного анализа ситуации.

Стратегия действий ультраправых после гипотетического прихода к власти сводится к закрытию государственных границ, и призыв к этому должен быть обращен, по мнению А. Брейвика и блогера Fjordman, к современным элитам, которые могут сыграть определенную роль в расформировании Евросоюза:

«Мы должны напомнить нашим политическим лидерам, что мы платим государственные (в оригинале «national». — Д. Б.) налоги потому, что они должны укреплять наши национальные границы. Если они не могут этого сделать, общественный договор нарушен, и мы больше не обязаны платить налоги. Национальные налоги, национальные границы могли стать новым объединяющим лозунгом»32.

По сути варварская идея «очищения» Европы от найденного врага — мигрантов — становится центральной темой манифеста А. Брейвика: «Мы должны отдохнуть от массовой иммиграции, даже немусульманской, по крайней мере, в течение жизни одного поколения, чтобы поглотить и ассимилировать людей, которые уже присутствуют в наших странах. Запад становится настолько раздробленным иммиграцией, что это может вызвать гражданские войны в нескольких странах в ближайшем будущем. Мы уже имеем масштабный «третий мир» гетто в наших главных городах. В будущем процессами иммиграции нужно более жестко управлять, и не только в отношении мусульман»33.

31 Berwick A. Op. cit. P. 332; Recommendations for the West.

32 Berwick A. Op. cit. P. 333.

33 Ibidem.

Показательно, что формирование новой культурной идентичности европейцев на основе христианской религии трактуется террористом-одиночкой в контексте оправдания и продолжения крестовых походов. Так, А. Брейвик подписывается: «Командир рыцарей-юстициаров Ордена тамплиеров Европы и один из нескольких лидеров Национального и панъевропейского патриотического движения Сопротивления»34, а в той части манифеста, которая посвящена подготовке терактов, будущие террористы — последователи автора — названы рыцарями-юстициарами.

В манифесте А. Брейвика не анализируются глубинные корни проблемы иммигрантов, а именно политика европейских властей во второй половине ХХ века, когда мигранты приглашались охотно как дешевая рабочая сила. Как считает Брейвик, в дальнейшем именно попустительство со стороны правительств стран Европы в деле распространения идей «джихадизма» как «противовеса» левой пропаганде и протесту под экономическими лозунгами стало причиной изоляции мигрантов и укоренению «религиозной» протестной идеологии в европейских рабочих кварталах, многие из которых стали национальными гетто. Все эти условия и усиливают отчуждение иностранного рабочего, на которого в условиях идеологического вакуума пытается интенсивно воздействовать экстремистская и террористическая пропаганда под «религиозным» флагом.

Неонацистская пропаганда как ответ на «религиозную» становится благоприятным фактором для развязывания межэтнических конфликтов, а затем и «религиозных войн» нового типа, где «религиозная» или националистическая риторика будет использоваться (а в некоторых регионах мира уже используется) как прикрытие корыстных интересов правящих элит воюющих сторон.

А. Брейвик намечает возможный путь манипуляции проблемой терроризма для разжигания национальной и религиозной вражды: «Лучший способ вести дела с исламским миром состоит в том, чтобы иметь как можно меньше с ним общего. Мы должны запретить мусульманскую иммиграцию. Это может быть сделано творчески, непрямыми способами, например, путем запрета иммиграции наций, чьи представители известны как участники террористической деятельности.»35 Нужно отметить, что натолкнуть террориста на эту мысль мог и подчас официально принятый дискурс терроризма в рамках «религиозной» проблематики, что говорит о необходимости

34 Бвгм/іскА. Ор. сії. Р. 333.

35 Ibidem.

пересмотра коммуникационных стратегий борьбы с терроризмом в ЕС, чтобы вывести обсуждение проблемы из «религиозной» области.

Современные призывы ультралевого экстремизма и терроризма: идет ли речь о революции? Если сторонники «Аль-Каиды» и европейские неонацисты заявляют о революции сравнительно редко, то ультралевая пропаганда использует «революционную» риторику, пожалуй, наиболее активно, несмотря на небольшое количество источников по данной проблеме. Показательным примером может послужить пропаганда таких террористических групп, как «Неформальная анархистская федерация» в Италии, греческие террористические организации или немецкие представители «терроризма малых масштабов», такие как «Боевые группы».

Итальянские ультралевые XXI века используют протест против империализма, существовавший еще в программных документах ультралевых террористических организаций 1970-х годов. Так, в коммюнике «Неформальной анархистской федерации» (Federazione Ашг^^ Informale, FAГ) говорится:

«В будущей крепости Европы, где единственными границами, защищенными силой оружия, будут границы между эксплуатируемыми и эксплуататорами, договоры о рынке и милитаризации, мы продолжим противопоставлять им свободный договор между теми, кто начал действовать, чтобы атаковать господствующий класс, доказывая, что бороться не только возможно, но необходимо»36.

Образ довольно безликой «системы», который довольно часто использовался для оправдания политических убийств, коррелирует с террористической пропагандой «Фракции Красной армии» в ФРГ.

В коммюнике FAI революционная деятельность представлена главным образом как практика, анализ же текущей экономической ситуации отсутствует. Много места занимают мобилизующие мероприятия:

«Революционные кампании: примеру каждой группы или

индивида, как только будет начата вооруженная кампания, включающая акции и последующие сообщения [для прессы], будут следовать другие группы / индивиды «Неформальной анархистской федерации», в свое время и доступным им способом. Каждый индивид / группа может запустить кампанию борьбы... «продвигая» [наш] проект через единичные или

36 Premier communique de la FAI (Janvier 2004) // Agence Presse Associative (APA). URL: http://apa.online.free.fr/article.php3?id_artic-le=243 (20.03.2013).

множественные акции одновременно с акциями и комментариями других групп, в которых содержится символический призыв к [укреплению] федерации»37.

«Революционная» риторика используется только для объяснения борьбы в настоящем.

Пожалуй, наибольшее внимание идее революции уделяется в доступных документах «Боевых групп» в ФРГ. Однако последнее опубликованное на сайте Dokumentation X — заявление организации для прессы, относящееся к 2007 году, концентрирует внимание на вооруженных нападениях на представителей власти (притом низового уровня, так как коммюнике выпущено по случаю поджога полицейского участка), которые и должны стать, по мнению боевиков, выражением революционной солидарности: «Мы регулярно заявляем, что репрессивные органы [власти] — конечная цель [для атак при осуществлении] революционной политики в общем и наших акций в частности. Политика, которая находится в антагонизме с преобладающей экономической системой и отношениями собственности, придет рано или поздно к несоответствию мощи государственного аппарата сыска и наказаний [реальным возможностям государства, которое система сыска призвана охранять]. Нам нужно будет бросить взгляд... на опасное положение, создаваемое репрессивным аппаратом: мы оцениваем нашу... акцию... как акт предупреждения, как

предостережение об опасности и указание (если кто-то еще нуждается в подобном?!), что мы не позволим без сопротивления растоптать нас»38.

«Боевые группы», в отличие от «полноценных» террористических организаций, формулируют и цель теоретического самосовершенствования: «Мы должны в тесном сотрудничестве прийти к единой, непротиворечивой, построенной на анализе с классовых позиций и проникнутой идеей антиимпериализма теоретической основе наших действий; для того чтобы атаковать, мы должны понимать свою собственную платформу и делать ее понятной для других. Нашей целью является бесклассовое, свободное от эксплуатации и подавления общество»39. Однако нужно понимать, что именно неоправданная практика насилия ставит ультралевые организации вне закона и превращает их в замкнутые репрессивные террористические

37 Premier communique de la FAI (Janvier 2004).

38 Anschlagserklarung 18. Mai 2007 // Militante Gruppe (mg). Interim Nummer 657. URL: www.mirror.so36.net/home.arcor.de/dokumen-tationX/texte/erklaerung_20070518_razzia.html (20.03.2013).

39 Fur einen revolutionaren Aufbauprozess - Fur eine militante Plattform. 15. April 2002 // Militante Gruppe (mg). Interim Nummer 550. 09. Mai 2002. S. 16-22. URL: www.mirror.so36.net/home.arcor.de/do-kumentationX/texte/beitraege_20020415_plattform. html (20.03.2013).

ячейки, уже по определению не способные к полноценному участию в политической дискуссии и агитационной работе с левых позиций.

На интернет-сайте, где размещены основные документы «Боевых групп», присутствуют обсуждения идейных течений левого движения в исторической ретроспективе, тем не менее это не проясняет стратегии самой организации. Кроме того, организация, начавшая свою «революционную» деятельность с насильственных акций, не только теряет возможность обсуждать политические проблемы легально, обрекая себя на сектантство, но и теряет поддержку со стороны протестного движения, как произошло в свое время с первым составом «Фракции Красной армии».

Можно заключить, что авторы текстов, составивших теоретическую базу террористической деятельности в ЕС, концентрируются на идее «вооруженной борьбы», а не на формулировке политических программ, которые позволили бы считать их представителями революционных движений. Насильственные акции, как некогда в программных документах, например, «Фракции Красной армии» в ФРГ, постепенно становятся самоцелью. Террористические организации и террористы-одиночки приводят как основной аргумент в пользу насилия кризисные явления в Европе. Однако в текстах террористической пропаганды отсутствует реальный анализ экономической и политической ситуации в ЕС.

В воззваниях неонацистов прослеживается идея реванша за тяжелое положение народов Европы, сходная с планом военного реванша за поражение в Первой мировой войне, эксплуатировавшимся в 1930-е годы в Германии. В воззваниях ультралевых революционная борьба сводится к вооруженным акциям, что также свидетельствует о реакционной природе этих организаций и их стратегий. «Религиозная» же риторика вождей «Аль-Каиды» — еще один случай воинствующего шовинизма.

Список литературы:

1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М., 2006.

2. Базаркина Д.Ю. Терроризм и антитеррористическая деятельность:

коммуникационный аспект (на материалах Европейского Союза). М., 2013.

3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М., 1967. Т. 14. Партизанская война.

4. Современный словарь иностранных слов. М., 1993.

5. AaronD. In Their Own Words: Voices of Jihad: Compilation and Commentary. Santa Monica, 2008.

6. Al-Awlaki A. Der Staub wird sich niemals legen. URL: www.millatu-ibrahim.com (20.03.2013).

7. Al-Maqdisi A.M. Mein Herr! Das Gefangnis ist mir lieber als das, wozu sie mich aufrufen. URL: www.millatu-ibrahim.com (20.03.2013).

8. Al-MaqdisiA.W. Das Arbeiten fur die Polizei oder das Militar des Taghut. Fatawa. URL: www.millatu-ibrahim.com (20.03.2013).

9. Anschlagserklarung 18. Mai 2007 // Militante Gruppe (mg). Interim Nummer 657. URL: www.mirror.so36.net/home.arcor.de/dokumen-tationX/texte/erklaerung_20070518_razzia.html (20.03.2013).

10. Berwick A. 2083. A European Declaration of Independence. London, 2011. URL: www.kevinislaughter.com/wp-content/uploads/2083+-+A+European+Declaration+of+Independen-ce.pdf (20.03.2013).

11. Bin Laden O. Declaration of War Against the Americans Occupying the Land of the Two Holy Places. Al Quds Al Arabi, August, 1996 // PBS News Hour. URL: www.pbs.org/newshour/terrorism/internatio-nal/fatwa_1996.html (20.03.2013).

12. Chapsos I. Suicide Terrorism. Modern «Martyrs» or Exploited Prey at the Altar of Politics? // Per Concordiam. Journal of European Security and Defense Issues. 2010. Vol. 1. Terrorism. Issue 3. P. 28-35.

13. EU Terrorism Situation and Trend Report (TE — SAT) / Europol. Hague, 2007-2012.

14. Fur einen revolutionaren Aufbauprozess — Fur eine militante Plattform. 15. April 2002 // Militante Gruppe (mg). Interim Nummer 550. 09. Mai 2002. S. 16-22. URL: www.mirror.so36.net/home.arcor.de/do-

kumentationX/texte/beitraege_20020415_plattform.html (20.03.2013).

15. Keeney G.L., Von Winterfeldt D. Identifying and Structuring the Objectives of Terrorists. United States Department of Homeland Security, August 2009.

16. Muslim Scholars Criticize Terrorism. Bin Laden’s Interpretation Directly Challenged // Per Concordiam. Journal of European Security and Defense Issues. 2010. Vol. 1. Terrorism. Issue 3. P. 46-49.

17. Osama Bin Laden’s Latest Message. 01.07.2004 // Middle East Web Log. URL: www.mideastweb.org/log/archives/00000155.htm (20.03.2013).

18. Premier communique de la FAI (Janvier 2004) // Agence Presse Associative (APA). URL: http://apa.online.free.fr/article.php3?id_artic-le=243 (20.03.2013).

19. Rechtsextremes Thiazi-Forum im Visier der Staatsanwaltschaft // Rostock Heute. 14. Juni

2012. URL: www.rostock-heute.de/rechts-extremes-thiazi-forum-durchsuchung-

staatsanwaltschaft/46655 (20.03.2013).

20. Recommendations for the West // Gates of Vienna. URL: www.gatesofvienna.blogspot.com/2006/10/recommendations-for-west.html (20.03.2013).

21. Salafistische Bestrebungen in Deutschland. Koln, 2012.

22.Together We Are Strong // Blood and Honour. The Independent Voice of Rock Against

Communism. Issue 44. URL: www.blood-

andhonourworldwide.co.uk/magazine/issue44/issue44p_3.html (20.03.2013).

23. United Europe // Blood and Honour. The Independent Voice of Rock Against

Communism. Issue 44. URL:

www.bloodandhonourworldwide.co.uk/magazine/issue44/issue44p_5.html (20.03.2013).

24. Verfassungsshutzbericht 2011. Koln, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.