3. Новикова О.В. Эффективная модель взаимодействия государства и гражданского общества в современной России: формирование структурно-институционального консенсуса // Вестник ПАГС. 2009. № 3. С. 48-53.
4. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; уч. секр. О.Е. Черно-щек. М., 2010.
5. Mouzelis N. Social and system integration: Lockwood, Habermas, Giddens // Sociology (The British Sociology Association). SAGE journals. 1997. February, vol. 31. 1. P. 111-119. URL: http:// soc.sagepub.com/content/31/1/111 .full.pdf+html
6. Coser L. The Functions of Social Conflict. Glencoe, IL, 1956.
7. Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford, 1959.
8. Большой медицинский словарь. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/medic2/18733
9. Никоновская Л.И., Якимец В.Н. От конфликта к межсекторному партнерству // Журнал социологии и антропологии. 2003. Т. VI, № 1. С. 96-112.
10. Тимашова А.О. Потенциал классических социологических теорий в исследовании социального партнерства государства и гражданского общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 1.
11. Сунгуров А.Ю. Гражданское общество и его развитие в России: учеб. пособие. СПб., 2008.
12. Трудовой кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ // Рос. газ. 2001. 31 дек.
V.O. Korotin
Models of National Identity in Contemporary Society
Models of national identity in the process of globalization are considered. Relations between members of different ethnic groups at the present stage of the society development are researched. Advantages and disadvantages of the existing models of national identity are analyzed.
Key words and word-combinations: national identity, multiculturalism, assimilation, ethnic mosaic.
Рассматриваются модели национальной идентичности в условиях процесса глобализации. Исследуются отношения между представителями различных этносов на текущем этапе развития современного общества. Анализируются достоинства и недостатки существующих моделей национальной идентичности.
Ключевые слова и словосочетания: национальная идентичность, мультикультурализм, ассимиляция, этническая мозаика.
УДК 316.34/.35 ББК 60.54
В.О. Коротин МОДЕЛИ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Кардинальные социально-экономические, политические, правовые изменения, происходившие во всем мире за последние несколько десятилетий, привели к тому, что расширились не только взаимосвязи, но и взаимозависимость различных стран, разных народов и культур. Перемены смогли охватить все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности и успели получить в философском знании неоднозначные, порой противоречивые оценки. Это привело к тому, что процесс глобализации сформировал но-
1 2 8 2014 • ВЕСТНИК ПАГС
вые формы и новые институты. Предназначение появившихся институтов и форм заключается в том, чтобы стать регуляторами социальных процессов в XXI в.
Одним из таких социальных процессов, нуждающимся сегодня в регулировании, является процесс отождествления человека с определенной нацией, страной, культурным пространством. Иными словами, регулирования требует процесс национальной идентичности, которая является одной из составляющих общей идентичности человека.
По мнению А.П. Садохина, идентичность - это «осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире» [1, с. 50]. Национальная идентичность - это видение членами определенной социальной группы своего места в мире, в том числе на основе соотнесения с другими подобными группами (государствами или обществами) через противопоставление «мы - они»; это еще и культурная норма, которая отражает эмоциональные и аффективные ориентации индивидов по отношению к национальной политической системе и, собственно, к своей нации. Следовательно, ядром национальной идентичности является национальная культура. Главные характеристики национальной идентичности -отличительность и общественность. Основными средствами сохранения такой идентичности служат преемственность культур и межкультурный диалог.
Человеку свойственно желание идентифицировать себя с другими людьми или группой людей. Это желание относится к основаниям формирования личности человека. Также существует желание самоидентификации, которое направлено в первую очередь на выделение себя из среды других людей и обособление от социальных групп. В большинстве случаев идентификация является эмоционально-когнитивным процессом отождествления индивидом себя с другими людьми, сообществом, объектом. Процесс идентификации человека переводит требования внешней среды, стоящие вне индивида, в личностно-прием-лемую для него форму, которая начинает переживаться им как собственные свойства. Идентификация - один из механизмов социализации, поэтому она позволяет человеку приобщиться к жизни, культуре общества, и делает это таким образом, чтобы при выборе норм и правил поведения он принимал решение осознанно и находил удовлетворение, чувствовал свою защищенность, действуя в рамках требований общества. Подобное самоопределение человека является многоуровневым творческим процессом.
Автором выделяется четыре модели национальной идентификации: 1) модель плавильного котла; 2) модель этнической мозаики; 3) модель этнической ассимиляции; 4) модель этнического ядра. Рассмотрим каждую из них более подробно.
Название первой модели связано с названием опубликованной в 1908 г. пьесы «Плавильный котел». Ее автор - Израэл Зангуилл, сын мигрантов из Российской империи, английский драматург. Впоследствии словосочетание «плавильный котел» стало термином, обозначающим один из вариантов проведения государством этнической политики, отождествляемой с культурным сосуществованием различных культур. Модель плавильного котла на сегодняшний день
2014 • ВЕСТНИК ПАГС 12 9
применяется во многих странах мира. «Плавильный котел - национально-языковая политика, направленная на объединение различных этносов в единое целое и на одноязычие. Словосочетанием "плавильный котел" обычно характеризуют языковую политику США и Израиля» [2, с. 28]. В модели плавильного котла национальная идентичность формируется на принципах свободного демократического общества. Основная идея данной модели заключается в построении единого своеобразного идеала. В роли расходного материала, из которого этот идеал формируется, выступают разобщенные этнические культуры.
Модель плавильного котла национальной идентичности оказала положительное влияние на формирование американского общества. Иммигранты, выбравшие новым местом жительства США, внесли огромный вклад в развитие науки, технологий, культуры, экономики, промышленности страны.
Как и любая другая, модель плавильного котла имеет и свои отрицательные стороны. Например, далеко не каждый представитель какого-либо этноса сможет найти себе место в этом плавильном котле. В общую массу ассимилируются большей частью те, которые заключают смешанные браки или же те, кто родился в таких семьях. Те мигранты, которые в новой среде адаптироваться не смогли, у кого возникли трудности с освоением языка, кто оказался невостребованным обществом, замыкаются, и кругом их общения становятся только представители их национальности. Такое общение приводит к сохранению национального языка, национальных традиций и культур и к нежеланию самостоятельно «прыгать» в плавильный костер. Это может породить национальные конфликты.
Идея национального самоопределения большинства стран прежде всего основывается на истории, то есть имеет общие исторические корни. В 1940 г. британский премьер У. Черчилль так описал национальную идею американцев: «В Европе национальность относится к сообществу и, следовательно, никто не может перестать быть англичанином или шведом. Быть американцем, однако, это идеологическое обязательство. Это не вопрос о происхождении. Те, кто отвергают американские ценности, не являются американцами» [3, с. 31].
Еще один существенный минус модели национальной идентичности плавильного котла - одна из наций (обычно та, которая имеет численное превосходство над другими) вынуждена утратить собственную национальную самоидентичность, так как «разбавляется» другими нациями. Примером такой утраты послужил Советский Союз.
В дружной семье советских народов русская нация выступила ключевой. Это привело к тому, что государственная идея по стиранию межнациональных отличий превратилась к вырождению русской нации как таковой. Ее представители, став интернационалистами, потеряли право на национальную самобытность. После распада СССР этот процесс продолжился - появились россияне.
На сегодняшний день процесс стирания национальной самобытности происходит повсеместно. Причина этого кроется в общемировых экономических процессах, возникновении межгосударственных образований.
Вторая модель национальной самоидентичности получила название модели этнической мозаики, или мультикультурализма. Данная модель противопостав-
1 3 0 2014 • ВЕСТНИК ПАГС
ляется модели плавильного котла, она направлена на сохранение в мире культурных различий между нациями. Если в модели плавильного котла все нации со временем должны превратиться в одну большую, то в модели мультикультура-лизма культивируется подход к различным нациям как к частям одной мозаики.
Основа модели этнической мозаики заключается в том, что члены многочисленных этнических групп, связанные одной общенациональной идеей, тем не менее, с гордостью подчеркивают свое национальное происхождение. В странах мира, в которых реализуется модель этнической мозаики, национальное многообразие является положительным фактором.
В Послании Федеральному Собранию РФ Д.А. Медведев, будучи Президентом РФ, констатировал, что именно наша страна, как никто в мире, обладает исторически сложившимся и богатейшим опытом толерантности и взаимного уважения: «...такой многосубъектной, многонациональной и многоконфессиональной Федерации, как Россия, в мире больше не существует. Поэтому то, что мы сегодня делаем, делаем действительно впервые» [4]. Межнациональный мир, единство разнообразных культур и защита малых народов названы бывшим президентом страны главными ценностями и нравственными ориентирами, которые делают нас единым народом, Россией.
В соответствии с Конституцией РФ именно многонациональный народ России является носителем суверенитета и единственным носителем власти в нашей стране. «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. <...> Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» [5, ст. 19].
Ш. Вебер, профессор Южного методистского университета в Техасе, пишет: «Когда мой младший сын учился в начальной школе в Торонто, только пять учеников из сорока по-настоящему верили в Санта-Клауса. Но все сорок, включая детей иммигрантов, с большим энтузиазмом писали о нем сочинения. Причина проста: если хочешь уважения к своему Мухаммеду, Ганеше или Моисею, уважай остальных» [6].
Возникновение термина «мультикультурализм» в 1960 г. было обусловлено прежде всего тем, что прошедшие десятилетия XX в. охарактеризовались бурными и противоречивыми событиями. Этот период считается временем широкого распространения идей прав человека, временем политического, национального и культурного плюрализма, временем начавшейся международной интеграции. Но этот же период принес человечеству невиданные страдания и неисчисляемые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма, носили откровенную национальную и религиозную окраску. Создалось впечатление, что это время было временем войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности.
Мультикультурализм является также одним из аспектов межнациональной толерантности. Понятие «межнациональная толерантность» в русском языке появилось после распада Советского Союза. Термин «толерантность» в каждой
2014 • ВЕСТНИК ПАГС 131
культуре имеет свое определение. Определения во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты. В частности, в русском языке сравнительно недавно появившийся термин имеет следующее значение: «толерантность, терпимость - умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать / признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствии с самим собой по отношению к кому-либо / чему-либо, быть снисходительным к чему-либо / кому-либо» [7]. Отношения между представителями разных этнических групп ранее обозначались понятием «дружба народов» (это один из главных идеологических терминов Советского Союза, который заключался в сотрудничестве и взаимопомощи народов и наций).
По мнению Ш. Вебера, «для того чтобы укрепить положение этнических групп в российской мозаичности, государство должно серьезно задуматься о поддержке иммигрантов и их экономического и культурного благосостояния <...> для защиты их прав в институциональной структуре необходимо создать государственное учреждение для работы с иммигрантами, подобное существующим в европейских странах и Израиле» [6].
Третья модель - модель этнической ассимиляции - может возникнуть тогда, когда носители одного этноса вторгаются на территорию другого. Эта ситуация может возникнуть в результате миграционных процессов, когда более малочисленная группа носителей одного этноса оказывается в инокультурной среде другого этноса, как правило более многочисленного. Возможен и другой вариант - более многочисленный этнос вторгается на территорию малочисленного. Первый и второй варианты объединяет лишь то, что носители оказываются в иноэтнической среде, а следовательно, на них оказывают влияние новые культурные нормы, социально-экономические стандарты и языковые факторы. Необратимо то, что изменения в поведении непременно произойдут в пользу принятых нормативных образцов. В данной модели этнической идентичности процесс ассимиляции занимает достаточно длительный период. Процесс ассимиляции может завершится во втором и даже в третьем поколениях.
Ассимиляция может быть насильственной и естественной. В тех многонациональных странах мира, в которых национальности не пользуются равноправием, существует насильственная ассимиляция. Такая ассимиляция является результатом действий политической элиты, которая относится к титульному этносу. Насильственная ассимиляция направлена в первую очередь на искоренение культуры и языка национальных меньшинств. В качестве примера можно привести ассимиляторскую политику, которая проводится в Прибалтике латышами и эстонцами в отношении русскоязычного населения. При насильственной ассимиляции сам ассимиляционный процесс проходит с различной скоростью: на это может оказать влияние характер расселения ассимилируемой группы, ее численность, количество смешанных браков, возможность контактировать с родной этнической средой, уровень развития этнического самосознания и близость представителей двух групп (ассимилируемых и ассимилирующих) в языковом, религиозном, культурном отношениях.
На естественную ассимиляцию, в отличие от насильственной, влияет социально-экономическое развитие стран и межличностные контакты их жителей.
1 32 2014 • ВЕСТНИК ПАГС
Четвертая модель национальной идентичности - модель этнического ядра. Данная модель национальной идентичности в большей степени характерна для стран, в которых между центром и периферией есть существенные различия. Центр в таких странах - доминанта, обладающая политической и экономической властью. Периферия - подчиненный центру и отсталый регион. В таких условиях отношения между представителями разных национальностей строится по принципу социально-классовой пирамиды. Верхушку этой пирамиды занимают представители «главного» этноса, так называемого ядра. Нижние ярусы такой социально-классовой пирамиды отводятся представителям других этнических групп.
В социальной структуре общества большое значение занимают группы людей, объединенные по национальному признаку. Национальность человека -это его принадлежность к определенной нации или народности. На Земле сейчас насчитывается более двух тысяч наций, народностей, племен. Наций и народностей намного больше, чем государств, поэтому среди государств немало многонациональных.
В современном мире, где еще не изжиты межнациональные конфликты, необходимо беречь и укреплять взаимопонимание и сотрудничество. В этом процессе государству отводится главная роль. Государство должно осуществлять все необходимые меры по стабилизации и нормализации межнациональных отношений. Проблемы, накопившиеся в этой области человеческих взаимоотношений, нужно решать на основе принципов дружбы и сотрудничества представителей разных народов. Основополагающим критерием должен стать следующий: с какой бы нацией человек себя не идентифицировал, к какой нации бы не относился, он должен чувствовать себя в любой точке нашей планеты равноправным гражданином и иметь возможность пользоваться всеми правами, которые гарантирует закон на данной территории. Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это высший принцип гуманизма цивилизации: «Разумный учет, разумное использование многонационального потенциала, умение управлять во благо каждой культуры, каждой национальности и всей России, национальным и многонациональным потенциалом - это важнейшая задача государственного и общественного управления. Национальная самобытность и многонациональность не являются помехой, а являются потенциалом успешного развития региона и страны» [8].
Библиографический список
1. Садохин А.П. Введение в межкультурную коммуникацию. М., 2009.
2. Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: словарь-справочник. Назрань, 2011.
3. Lipset S.M. American Exceptionalism: a Double-Edged Sword. N.Y.; L., 1997.
4. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ 13 ноября 2009 г. URL: http://www.rg.rU/2009/11/13/poslanie-tekst.html
5. Конституция Российской Федерации. М., 2007.
6. Вебер Ш. Котел или мозаика: как решить в России национальный вопрос // Forbes. 2014. № 121.
7. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. М., 2004.
8. АбдулатиповР. Многонациональный регион: особенности развития и управления // Саратов-СП. 2000. № 32. URL: http://www.abdulatipov.ru
2014 • ВЕСТНИК ПАГС 13 3