Научная статья на тему 'Модели краткосрочного прогнозирования денежных доходов населения'

Модели краткосрочного прогнозирования денежных доходов населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели краткосрочного прогнозирования денежных доходов населения»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

А.В. Новичков

МОДЕЛИ КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Важнейшей и приоритетной задачей развития экономики России является решение проблемы бедности населения, связанной с сокращением разрыва в доходах различных групп населения.

Денежные доходы населения (ДДН) в текущих ценах в 1999-2005 гг. в среднем ежегодно составляли свыше 62% ВВП;. Мониторинг ожидаемых результатов в области динамики ДДН, а также помесячных изменений в области повышения уровня жизни в соответствии с отдельными намечаемыми социальной политикой мероприятиями позволяет оперативно оценивать:

- предполагаемое воздействие масштабов и сроков изменения показателей, определяющих динамику ДДН, на их годовой объем;

- ожидаемые изменения годового объема ВВП в зависимости от динамики ДДН.

Проведенный ретроспективный анализ показал, что численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 1999 по 2005 г. примерно вдвое - с 41,6 до 20,7 млн. чел., что соответствовало снижению доли численности населения, проживающего за чертой бедности, с 28,4 до 14,4%2. В результате проводимых в России реформ усилилось расслоение населения по уровню среднедушевых доходов с максимальными и минимальными доходами. Коэффициент фондов увеличился с 14 раз в 1999 г. до 14,7 в 2005 г. По оценкам западных экспертов, превышение доходов 10% наиболее обеспеченного населения по отношению к доходам 10% наименее обеспеченного в 6-8 раз приводит к нагнетанию социальной напряженности в обществе и требует безотлагательных мер со стороны правительства, направленных на повышение доходов наименее обеспеченных групп населения.

При разработке программы мероприятий, связанных с проблемой бедности, целесообразно учитывать соотношение среднедушевых доходов с величиной прожиточного минимума. Если оно ниже 200%, резко обостряется ситуация, возрастает дефицит денежных доходов населения, необходимых для нормального существования, увеличивается численность населения, проживающего за чертой бедности. Как показал проведенный автором ретроспективный анализ, в те годы, когда указанное соотношение опускалось ниже 200%, дефицит денежных доходов резко увеличивался по сравнению с предыдущими годами. Так, в 1995 г. он достиг почти 3 раз, в 1999 г. - 2, 2000 г. - 1,5 раза.

По данным Росстата, в 1999-2005 гг. основными источниками доходов населения являлись средняя заработная плата наемных работников (65%) и величина назначаемых пенсий (свыше 10%). Следует отметить, что в результате осуществления социально-экономических реформ возрастает роль других форм денежных доходов населения. Так, в 2005 г. доходы от предпринимательской деятельности в структуре денежных доходов составили 11,5%, а доходы от собственности - 9,3%. Тем не менее в формиро-

1 В статье использована информация статистических сборников «Социально-экономические положение России» (М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат)), ежемесячные выпуски за 1998-2005 гг.

Отметим, что общая численность населения России, составившая 143,1 млн. чел. на начало 2005 г., в последние годы ежегодно сокращалась приблизительно на 0,7 млн. чел.

вании ДДН основную долю (свыше 75%) составляют доходы, уровни которых в значительной степени регулируются государством. Поэтому при разработке методов оценки и прогнозирования динамики денежных доходов в зависимости от масштабов и сроков изменения основное внимание было уделено именно регулируемым государством показателям. При этом учитывалось соотношение как объемов оплаты труда и размера начисленных пенсий, так и соотношение этих показателей с соответствующими величинами прожиточного минимума работающих и пенсионеров.

С учетом ведущей роли оплаты труда в формировании ДДН ее соотношение с величиной прожиточного минимума имеет принципиальное значение. Работающий человек не в состоянии прокормить даже одного ребенка, если данное соотношение не достигает 200%. Такой уровень сохранялся в 2000 г. и в первой половине 2001 г., в дальнейшем он превысил указанный минимальный порог и по состоянию на 2005 г. был выше 300%.

Существенное влияние на соотношение назначаемых пенсий и прожиточного минимума оказал финансовый кризис 1998 г. Если в 1997 г. пенсии на 13,2% превышали прожиточный минимум, а в 1998 г. - на 14,7%, то в 1999 г. пенсии составили лишь 70,2% прожиточного минимума пенсионеров. Отставание размера назначенных пенсий от прожиточного минимума продолжилось и в 2000-2001 гг. Только к концу 2002 г. эти показатели сравнялись и затем пенсии начали превышать величину прожиточного минимума пенсионеров. В первом и втором кварталах 2003 г. размер пенсий снова начал отставать от величины прожиточного минимума, что свидетельствует об отсутствии целенаправленной политики в решении проблемы бедности в эти годы. Начиная с 2004 г. отмечалось превышение уровня назначенных пенсий над размером прожиточного минимума пенсионеров, по состоянию на 2005 г. оно составило около 10%.

Для последних лет характерна неблагоприятная тенденция снижения отношения размера пенсий к величине заработной платы с 32% в 2002 г. до 28,4% в 2005 г., которая, по прогнозам МЭРТ России, сохранится, в том числе до 25,9% в 2007 г. Указанная тенденция означает, что уходящие на пенсию работники теряют более 70% получаемого дохода, в то время как в европейских странах эта величина составляет менее 50%. Иначе говоря, для развитых стран характерно поддержание пенсии на уровне не ниже 50% средней величины заработной платы, которая при этом значительно выше, чем в России. Такой размер пенсий позволяет пенсионерам активно влиять на структуру потребления товаров и услуг.

В прогнозных расчетах в качестве целевых ориентиров для определения нижних допустимых границ намечаемых пенсий представляется целесообразным использовать соотношение пенсий как с величиной прожиточного минимума, так и средней заработной платы.

Проведенные автором аналитические и прогнозные расчеты, предполагающие в 2006-2009 гг. сохранение соотношения размеров пенсий и заработной платы на уровне 30%, показали, что ежегодно потребуется дополнительное увеличение объема средств для пенсионного обеспечения в размере от 50 до 60 млрд. руб. в год.

Для оперативной оценки последствий решений, принимаемых в области повышения заработной платы и пенсий, масштабов и сроков соответствующих изменений, на объемы ДДН в годовом измерении был разработан ряд экономикоматематических моделей. В частности, для практического использования в аналитических и прогнозных расчетах предлагаются две модели, базирующиеся на использовании методов регрессионного анализа и показавшие высокую степень точности при аппроксимации динамики отчетных данных.

Обе модели предназначены для оценки динамики ДДН в зависимости от изменения основных показателей, определяющих темпы роста их составных частей как на основе помесячных, так и погодовых данных. Модели позволяют учитывать масштабы воз-

А.В. Новичков

действия роста размера заработной платы, назначаемых пенсий и объема используемой денежной массы на динамику ДДН. Модель 1 отражает зависимость динамики уровня ДДН от темпов роста заработной платы и пенсий. Для учета неравномерности в течение года объемов денежной массы, позволяющей компенсировать несоответствие между денежными доходами и расходами населения, в модели 2 дополнительно учитывается воздействие динамики наличной денежной массы (М0).

Так как решения о повышении размера заработной платы и пенсий принимаются на определенный месяц и отражают их изменение по отношению к уровню соответствующей величины предыдущего месяца, в качестве исходной первичной информации для моделей приняты показатели ежемесячных темпов роста:

- начисленной заработной платы;

- назначенных пенсий;

- объема наличной денежной массы (М0) на начало месяца.

Результатами расчета по моделям являются темпы роста (и на их основе объемы) денежных доходов на душу населения в ежемесячном исчислении.

Уравнения моделей имеют следующий вид:

Модель 1 у = -73,79 + 1,47хі + 0,26х2

(-3,35) (16,66) (1,39)

Модель 2 у = -127,38 + 1,001хі + 0,26х2 + 0,98х3

(-5,76) (8,35) (1,56) (5,00)

где у, хь х2 х3 - ежемесячные темпы роста соответственно номинальных денежных доходов на душу населения, заработной платы, пенсий, наличной денежной массы (М0). В скобках приведены ^-статистики.

Отклонения расчетных показателей от фактических характеризуются данными, приведенными в таблице.

Отчетные данные изменения денежных доходов на душу населения и соответствующие расчетные данные по моделям представлены на рисунке.

Результаты расчетов по модели 2 в большей степени соответствуют динамике фактических данных, а сама модель характеризуется более высоким коэффициентом детерминации. Выбор модели для осуществления аналитических и прогнозных расчетов в значительной степени зависит от наличия отчетной информации. При отсутствии данных о динамике наличной денежной массы (М0), которые, как правило, задерживаются минимум на месяц по сравнению с остальными отчетными данными, следует использовать модель 1. По мере поступления данных о динамике наличной денежной массы (М0) результаты модельных расчетов следует уточнять, используя модель 2.

Проведенный анализ показал, что неравномерность развития экономики в течение года предполагает при проведении оперативных ежемесячных и ежеквартальных расчетов целесообразность внесения определенных корректировок в модельные расчеты по отдельным месяцам - январь, май. Они связаны с существенным сокращением в эти месяцы количества рабочих дней и соответствующим уменьшением величины заработной платы.

Использование данных моделей в прогнозно-аналитических расчетах позволяет оперативно оценивать складывающуюся в течение года ситуацию, а также последствия предлагаемых решений (с учетом сроков и масштабов) корректировок показателей уровня заработной платы отдельных категорий занятых в различных сферах экономики и размеров начисляемых пенсий. Модель 2, кроме того, позволяет учитывать намечаемые изменения в денежно-кредитной политике, в том числе обусловленные мероприятиями, нацеленными на снижение инфляции.

Я2 = 0,77 Я2 = 0,83

Таблица

Отклонения расчетных показателей от фактических, %

Модель Месяц 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 1999-2005 гг. (в среднем)

Январь -4,83 15,96 28,41 12,80 2,72 -0,01 26,95 11,71

Февраль -8,07 -13,58 -15,77 -11,18 -12,89 -0,91 -17,52 -11,42

Март 14,23 3,55 4,49 3,14 1,61 0,18 3,63 4,40

Апрель -7,95 -1,92 -7,70 -10,30 -3,24 -3,29 -6,84 -5,89

Май 11,41 9,72 13,83 16,84 8,14 11,44 7,49 11,27

Июнь 7,19 1,48 -3,50 -1,85 2,52 -3,00 1,06 0,56

1 Июль -2,58 1,39 3,28 -2,06 -1,63 -3,56 -2,19 -1,05

Август -7,26 -3,77 -0,80 -1,59 -0,72 -0,55 5,14 -1,36

Сентябрь 5,46 1,22 1,12 2,54 -0,57 -2,21 -3,70 0,55

Октябрь -2,82 3,01 -1,38 -3,80 -0,29 -5,50 0,93 -1,41

Ноябрь 5,80 -0,74 -0,54 -1,17 1,20 -2,18 -4,24 -0,27

Декабрь -0,39 -1,61 8,12 4,15 -1,43 0,08 -5,34 0,51

Среднегодовое отклонение 0,85 1,23 2,46 0,63 -0,38 -0,79 0,45 0,63

Январь -9,31 -12,00 -14,32 -10,65 -11,74 -1,17 -18,42 -11,09

Февраль 2,54 1,45 0,76 -0,34 -0,24 -3,34 0,87 0,24

Март 0,09 6,52 -0,24 -3,57 3,10 0,13 -2,65 0,48

Апрель 13,26 10,22 10,57 13,41 9,41 8,18 6,32 10,20

Май 6,07 6,12 -0,85 -0,45 4,88 -3,49 0,37 1,81

Июнь -3,20 3,34 3,78 -2,99 -1,29 -2,12 -0,83 -0,47

2 Июль -9,41 -2,99 0,61 0,47 1,30 -3,43 3,25 -1,46

Август 0,08 0,69 3,72 -0,25 -3,69 -3,93 -4,32 -1,10

Сентябрь -1,21 -0,17 -4,30 -6,12 -2,42 -5,84 -0,79 -2,98

Октябрь 1,09 -1,54 -3,74 -1,17 1,19 -3,05 -4,68 -1,70

Ноябрь 4,46 2,63 5,41 2,91 0,15 1,37 -3,83 1,87

Декабрь 7,76 18,72 9,36 2,32 8,74 25,50 0,00 10,34

Среднегодовое отклонение 1,02 2,75 0,90 -0,54 0,78 0,73 -2,06 0,51

Млрд. руб.

М М М М М МММ

Млрд. руб.

160,0 -

Период

мммм мммм

Модель 1

Модель 2

120,0

60,0

40,0

Рисунок. Отчетные данные и расчетные показатели денежных доходов на душу населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.