Секция «Современные проблемы экономической теории и регионалистики»
УДК 338. 24
МОДЕЛИ ИМПОРТОЗАМЕНЯЮЩЕЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РАЗНЫХ СТРАН
Ю. А. Егорова Научный руководитель - Л. А. Иванченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается сущность и роль импортозамещения, его эффективность, причины слабого использования, а также формирование оптимальной политики импортозамещения.
Ключевые слова: импортозамещение, стратегия развития, протекционизм, санкции, государственное регулирование.
MODEL IMPORT-SUBSTITUTING INDUSTRIAL POLICY DIFFERENT COUNTRIES
Y. A. Egorova Scientific Supervisor - L. A. Ivanchenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The essence and role of import substitution, its effectiveness, the reasons for the weak use, as well as the formation of the optimal policy of import substitution.
Keywords: import substitution development strategy, protectionism, sanctions, government regulation.
Возникновение новых очагов напряженности в мировой геополитической ситуации, ухудшение отношений Российской Федерации с ведущими мировыми политическими и экономическими державами ставят на первое место решение такой проблемы, как обеспечение национальной безопасности страны. Импортозамещающая политика сегодня осуществляется на всех уровнях власти, и является неотъемлемым элементом политики, обеспечивающей национальную и экономическую безопасность России.
Импортозамещающая политика уже была применена в разные периоды времени, различными странами мира, где-то более успешно, где-то менее, но на начальном этапе все страны шли по пути замены импортных продуктов питания, изделий легкой промышленности и несложной технологической продукции.
Наиболее успешно импортозамещающая индустриализация прошла в странах восточной Азии, в таких, как Япония, Тайвань, Южная Корея, и получила название восточноазиатская модель. Страны Азии применили технологический вариант осуществления импортозамещающей политики, базирующейся на интенсивной модернизации, а также на производстве высококачественной продукции. Данный вариант развития был выбран из-за нехватки сырьевых ресурсов.
Япония до середины XX века, представляла собой полуфеодальную страну, а социальные отношения были уровня XIX века. Положение в Японии изменилось лишь после войны, когда государство у латифундии выкупило значительную часть земли и небольшими участками продавало землю крестьянам. И уже через несколько лет, крестьяне обеспечили продовольственные запросы своего народа, а излишек продовольствия был отправлен на экспорт. В 1946 г. промышленное производство не достигло и трети показателей 1934-1936 годов. Инфраструктура полностью была разрушена, запасы сырья и материалов выброшены на черный рынок, раздроблены картели и синдикаты. Данная ситуация имела и положительные стороны, так как вести бизнес, как в довоенный период, Япония больше не могла, был взят курс на радикальное обновление фондов и развитие новых сфер деятель-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
ности. Наибольший успех был достигнут в таких отраслях как: машиностроение, металлообработка, в производстве электрооборудования, в химической и нефтеперерабатывающей отраслях, о развитии которых не было и речи в довоенной Японии.
Япония пришла к таким кардинальным изменениям, путем внедрения восточноазиатской модели ускоренной модернизации, которая характеризуется следующими факторами:
- жесткое государственное регулирование;
- валютный контроль;
- экспортная ориентация рыночной экономики;
- авторитарная политическая система [1].
Другой менее успешный пример, но не менее интересный по своей реализации, это политика импортозамещения проводимая странами Латинской Америки. Страны Латинской Америки пошли совершенно другим путем, они в отличие от азиатских стран, поставили перед собой задачу удовлетворить потребительский спрос внутри страны. По сравнению с азиатскими странами, страны Латинской Америки имели более крупные масштабы экономики и были более многочисленны по численности населения.
Выделяют три фазы импортозамещающей индустриализации стран Латинской Америки.
В первой фазе с начала 1930-х гг. до 1949-1950 гг., развивались отрасли легкой промышленности и ряд отраслей, производящих несложное оборудование, продукцию промежуточного потребления. Для латиноамериканцев импортозамещение означало не только, развитие национального производства, но и как часто бывало, импорт какой-либо продукции заменялся на ее производство той, же зарубежной компанией, только на территории Латинской Америки. Данный метод имел огромные преимущества, такие как: создание рабочих мест; создание современного, а не догоняющего производства; снижение цены производимой продукции; подготовка кадров на местах, а та часть продукция, которая была «избыточна» могла идти на экспорт.
Вторая фаза была непродолжительной и охватила 1950-е гг., имело место быстрое развитие тяжелой промышленности. Так Бразилия изначально собирала автомобили из импортных запчастей, позднее была налажено производство комплектующих изделий и основных запчастей на месте, и уже в начале 90-х годов Бразилия вышла на пятое место в мире по производству крупногабаритного автотранспорта, а именно грузовых автомобилей и автобусов. Мексика сделала ставку на производство легковых автомобилей, и сейчас Мексика вплотную подошла к десятке мировых лидеров по производству автомобилей. Таким образом, Бразилия и Мексика стали мощными центрами автомобильного производства и сбыта американских, европейских и японских автомобильных компаний.
Третья фаза конец 1950-х - начало 1960-х гг., характеризуется проведением реструктуризации предприятий государственного сектора, и его превращение в динамическую сферу экономики. Но, не смотря на множество положительных эффектов, на данном этапе возникли и негативные моменты. Отпала необходимость в совершенствовании производства и улучшении качества производимой продукции, из-за «тепличных» условий для отечественных предприятий, созданных государством. Научно-технический уровень оставался низким, отсутствовал стимул для его оживления, из-за функционирования иностранных компаний на территории стран Латинской Америки. Полученные доходы уходили за границу на покупку новых технологий, франшиз, а не на модернизацию национальной экономики. Поэтому уже в 80-е годы в Латинскую Америку пришел кризис - «потерянное десятилетие», который отбросил экономику назад. Однако через десять лет наметился подъем, латиноамериканские страны вновь взяли курс на индустриализацию, с помощью экспортоориентированной модели [1; 2].
Опыт зарубежных стран показывает, что наибольших успехов в реализации импортозамещающей политики добились страны Азии, которые сочетали импортозамещение основанное на политики протекционизма с товарной и географической диверсификацией экспорта. Страны Латинской Америки реализовывали лишь политику импортозамещения, в итоге это привело к общему ухудшению состояния экономики, росту инфляции, сокращению инвестиционной привлекательности, дефициту платежного баланса. Эти страны так и не смогли осуществить структурный сдвиг экономики. Предприятия, полагавшиеся только на помощь государства, на деле оказались неконкурентоспособными, прибыль таких предприятий шла не на модернизацию производства, а на лоббирование своих интересов в правительстве. В итоге политика импортозамещения в странах Латинской Америки привела не к росту экономического потенциала, а к снижению конкурентоспособности национального производства.
Секция «Современньш проблемы экономической теории и регионалистики»
Политика импортозамещения в России является мерой вынужденной, навязанной нам вводам санкций. В условиях санкций, разработка грамотной стратегии поможет России преодолеть энергосырьевую модель. Импортозамещение необходимо сочетать с диверсификацией экспорта, основанной на создании и развитии новых для России сфер ведения бизнеса. Бизнес должен быть ориентирован на мировой рынок и быть жизнеспособным в условиях мировой глобализации [3].
Для того чтобы политика импортозамещения в России дала положительные результаты, нужен не тотальный контроль со стороны государства, а реализация механизма государственно-частного партнерства. Должны создаваться новые предприятия, ориентируемые изначально на удовлетворение потребностей регионального рынка, формирование которых будет происходить за счет средств органов власти или госкомпаний. А в будущем смогли бы выйти на отечественный рынок и преодолеть внешнюю экспансию.
Библиографические ссылки
1. Семенов А. М. Политика импортозамещения в развитии фармацевтической промышленности России. РУДН : Изд.-во РУДН, 2014.
2. Красильщиков В. Пределы импортозамещения Опыт Латинской Америки и перспективы России // Независимая газета. 2015, 17 июня.
3. Миронова О. А. Импортозамещение: зарубежный опыт и уроки для России // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 7.
© Егорова Ю. А., 2016