Objectives of the strategy of import substitution taking into account the world experience Zakharchenko E. (Russian Federation)
Задачи стратегии импортозамещения с учетом мирового опыта Захарченко Е. А. (Российская Федерация)
Захарченко Елена Александровна / Zakharchenko Elena - аспирант, кафедра менеджмента и региональной экономики, факультет управления, Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп
Аннотация: в статье рассматриваются условия реализации стратегии
импортозамещения в развитии страны. Рассмотрены основные предпосылки и задачи политики импортозамещения в странах Азии и Южной Америки. Сформулирован массив задач процесса импортозамещения для макро -, мезо- и микро - экономических уровней экономики.
Abstract: the article considers the terms of realization of the strategy of import substitution in the development of the country. The main prerequisites and problems of the policy of import substitution in the countries of Asia and South America have been considered. The massif of problems ofprocess of import substitution for macro - meso -and micro economic levels of the economy have been formulated.
Ключевые слова: стратегия импортозамещения, программа и задачи
импортозамещения.
Keywords: strategy of import substitution, program and problems of import substitution.
Импортозамещение - это тип экономической стратегии и промышленной политики государства и хозяйствующих субъектов, для обеспечения защиты отечественного производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров и технологий продуктами национального производства. Цель импортозамещения состоит в повышении уровня конкурентоспособности отечественных товаров, путем стимулирования сферы производства за счет освоения новых видов продукции и повышения ее эффективности.
В федеральном бюджете на 2015 -2017 гг. на цели импортозамещения выделено более 35 млрд. рублей [1]. В настоящее время реализуется федеральная программа импортозамещения, предусматривающая выделение дополнительных средств и принятие ряда мер различного характера, например: использование инструментов тарифного, таможенного и налогового регулирования. В процессе реализации стратегии импортозамещения значимую роль играет фонд поддержки промышленности, через который предполагается реализовать 18 млрд. рублей в целях продвижения программы в течение ближайших трех лет. Предполагается, что мероприятия, содержащиеся в программе импортозамещения, могут обеспечить ежегодный прирост производства российских товаров и оборудования (начиная с нынешнего года) на 30 млрд. рублей. Для реализации программы необходим системный подход к проблеме импортозамещения на микро - и макроуровнях.
Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к выпуску наукоемкой и высокотехнологичной продукции за счет интенсивного развития технологий и повышения уровня образования экономически активного населения [2]. Политика новой индустриализации, по целям своим охватывающая более локальную, частную задачу импортозамещения, должна быть ориентирована на реализацию импортозамещающей и экспортно -ориентированной модели. Наибольший успех в
11
этом контексте был, достигнут в Бразилии, Южной Корее и Мексике. Стратегия импортозамещения в этих странах сводится к стимулированию экспорта, а также ограничению импорта и производства конкурентоспособной импортозамещающей продукции. Определённый интерес представляет опыт импортозамещения в таких странах, как Аргентина, Иран, Тайвань.
Главным идеологом концепции импортозамещения в Аргентине является экономист Рауль Пребиш, оказавший колоссальное влияние на экономическую теорию и практику во второй половине ХХ века. Пик его влияния в Аргентине пришелся на 50-е и 60-е годы, период правления Хуана Перона, и последующие годы военной диктатуры. В данный период времени идеи и взгляды Пребиша являлись основой экономического курса, который проводился в стране. Концепции Плебища были весьма популярны в мире, что послужило причиной получения статуса международного экономиста и позволило стать генеральным секретарем Конференции ООН по торговле и развитию.
Основываясь на идеях немецкого экономиста Ганса Зингера, Пребиш разработал гипотезу, суть которой заключалась в том, что страны третьего мира отстают в развитии в силу зависимости от продажи сырья и сельхозпродукции своим бывшим метрополиям. Главной причиной отставания послужил медленный рост цен на сырье и высокий рост цен на продукцию, которую страны Запада продают своим бывшим колониям. Это порождает ощутимую дифференциацию уровня жизни населения. Выходом из этой ситуации Пребиш предложил идею индустриализации на основе импортозамещения. Суть идеи заключается в активной государственной поддержке промышленных производств и национального машиностроения. Правительство выдавало аргентинским
компаниям дешевые кредиты, квотировало импорт, вводило валютный контроль и жестко фиксированный обменный курс. Параллельно происходило
огосударствление экономики, создавались госмонополии в нефтегазовой промышленности, железнодорожном транспорте, электроэнергетике, связи и т.д. [3]. Реализация стратегии импортозамещения на основе политики дирижизма в Аргентине не удалась. Это стало причиной низкой конкурентоспособности, галопирующей инфляции, огромного национального долга и, как следствие, банкротства государства.
К середине 70-х Аргентина оказалась в состоянии глубокого экономического и политического кризиса. Последующие полтора десятка лет стали для Аргентины тяжелым испытанием: ее ВВП сократился на 20%, средняя годовая инфляция измерялась трехзначными показателями, а в 1989 году началась гиперинфляция, когда цены в течение года выросли в 30 раз [3]. В итоге четверть века была потрачена на попытки претворить в жизнь планы Пребиша, а потом на восстановление экономики, но окончательного восстановления так и не произошло.
В Иране, как и в России, политика импортозамещения вышла на первый план в связи с изоляцией страны в мировом сообществе и в соответствии с санкциями западных стран, которые, прежде всего, были направлены на финансовую сферу экономики Ирана. Необходимость импортозамещения была вызвана превалирующей ролью нефтегазового сектора в отраслях экономики. Необходимо отметить, что экономическая система Ирана является более закрытой, чем аналогичные системы стран Ближнего Востока. По сравнению с Аргентинским сценарием развития страны Иран оказался в ловушке автаркии. В данном случае из-за отсутствия конкуренции на рынках происходит постепенное снижение качества производимой продукции внутри страны, а также развитие технологий приходит в упадок. Причиной тому является политика импортозамещения в условиях замкнутого воспроизводства. Таким образом, образовался большой разрыв в уровне экономического развития. Например, ВВП на душу населения по
12
паритету покупательной способности в Иране в три с лишним раза меньше, чем в Саудовской Аравии ($15,6 и $53,6 тысячи соответственно). По данным Всемирного банка, Саудовская Аравия занимает 8 -е место в мире, а Иран - 71-е.[3]. Причиной тому является не только неспособность Ирана воспользоваться своими сырьевыми возможностями, но и закрытостью экономической системы.
По ресурсному потенциалу Иран значительно превосходит Саудовскую Аравию, но неспособность воспользоваться запасами ресурсов привела к отставанию[3]. Развитие сектора недропользования в условиях изоляции не позволяет добиться подобных результатов.
Политика импортозамещения Тайваня начала реализовываться с введением санкций со стороны континентального Китая. Положение значительно ухудшилось в связи с ведением политики изоляции со стороны континентального Китая. В связи с этим экономика Тайваня строилась с учётом импортозамещения [3]. Программа импортозамещения предусматривала комплекс протекционистских мер, которые позволяли стимулировать сектора легкой и электронной промышленности на основе создания мощных государственных корпораций и освоения новые производственных отраслей (литье стали, судостроение, производство запчастей для автомобилей и т.д.). Получила развитие экспортно -ориентированная концепция экономики. При этом предприятия, развивающиеся по программе импортозамещения, получали финансирование и различные привилегии. Кредитная сфера контролировалась административно, размер ставок по займам строго ограничивался, в результате чего промышленность получила доступ к дешевым деньгам. Более того, инвестиционная деятельность поощрялась налоговыми льготами.
Ключевую роль в реализации стратегии импортозамещения на Тайване сыграли государственные научно-исследовательские центры прикладного характера, заточенные под технологические нужды производства. Государственные координационные программы обеспечивали общее управление процессом импортозамещения. По существу, на Тайване сложилась модель импортозамещения, сочетающая плановые и рыночные механизмы.
Для макроэкономического уровня задачи импортозамещения связаны не только с формированием системы приоритетов и стимулов для переориентации национального воспроизводственного комплекса на производство импортозамещающей продукции, но и с разработкой институциональной основы инициации и запуска процессов импортозамещения. Так, федеральная программа импортозамещения предусматривает реализацию этого процесса в направлениях диверсификации импорта и экспорта и формирования новых мощностей по выпуску конкурентоспособной на внутренних и внешних рынках продукции. «Агентство кредитных гарантий запустило программу предоставления
комфортного льготного софинансирования при ставках около 9% годовых для конечного заемщика для инвестиционных проектов среднего предпринимательства.»^].
На мезоэкономическом уровне (регионов, отраслей, муниципальных образований) стратегия импортозамещения в контексте поддержания
устойчивости решаются задачи: детализации федеральной программы
импортозамещения в смысле разработки конкретных планов развития отдельных отраслей и секторов экономики; выработки организационно -экономических механизмов реализации программ импортозамещения на мезоэкономическом уровне; формирование механизмов мониторинга реализации процесса
импортозамещения. При этом актуализируются задачи отбора инвестиционных проектов, ориентированных на импортозамещение, непосредственной их оценки и оценки их влияния на показатели устойчивости социально-экономической системы мезоэкономического уровня.
13
В рамках деятельности предприятия процессы импортозамещения могут быть ориентированы на внутренний или внешний рынки. Импортозамещающая продукция может также производиться с учетом освоения обоих рынков. При этом задачи, связанные с повышением устойчивости предприятия через реализацию стратегии импортозамещения, предусматривают достаточно традиционную совокупность отдельных задач, связанных с анализом рынков, конкурентоспособности, выпускаемой продукции, формированием стратегических и оперативных планов, разработкой проектов и т.д.
Таким образом, реализация процесса устойчивого развития национальной экономики на современном этапе представляется в виде иерархии процессов резных иерархических уровней. Импортозамещение, выступающее как фактор поддержания, обеспечения устойчивости, имеет разное смысловое уровневое наполнение.
Литература
1. Мельников А. На импортозамещение выделят десятки миллиардов [Электронный ресурс]: Экономика сегодня. URL: http://rueconomics.ru/ (дата обращения: 04.02.2016).
2. Дронов Р. И. Стратегия импортозамещения // Экономист.- М., 2000.-№10.- с.70-74.
3. Гринец И. А., Казначеева П. Ф. Экономический рост и институциональное развитие в нефтегазовых странах // ЭКО. 2015.№4(490). С. 105-115.
4. Улюкаев А. Для РФ важны и импортозамещение, и экспортное производство [Электронный ресурс]: АИФ.ЯИ. URL:
http://www.aif.ru/money/economy/ulyukaev (дата обращения: 19.01.2016).
14