Научная статья на тему 'Модель взаимодействия научно-технического и производственно-технологического уровней структурной организации корпораций ракетно-космической промышленности при создании новой ракетно-космической техники'

Модель взаимодействия научно-технического и производственно-технологического уровней структурной организации корпораций ракетно-космической промышленности при создании новой ракетно-космической техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / STRUCTURAL ORGANIZATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СТРУКТУРА / INTEGRATED STRUCTURE / РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ROCKET AND SPACE INDUSTRY / РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / AEROSPACE EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябченко Александр Владимирович

Перед ракетно-космической промышленностью России стоят сложные задачи, связанные с созданием современных образцов ракетно-космической техники для выполнения работ по исследованию и использованию космического пространства. Реализация этапов жизненного цикла новой ракетно-космической техники определяется организационно-экономическим механизмом функционирования интегрированных структур ракетно-космической промышленности в пределах научно-технического и производственно-технологического уровней структурной организации отраслевых корпораций с учетом требований надежности. Модель взаимодействия построена на основе детализации научно-технического и производственно-технологического блоков структурной матрицы корпораций ракетно-космической промышленности, в состав которой также входят социально-экономический, организационно-хозяйственный, институциональный и маркетинговый блоки, образующие контуры взаимодействия. Экономическая эффективность деятельности интегрированных структур при создании новой техники основана на обеспечении обоснованного запаса финансовой прочности предприятий объединения при распределении производственной программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рябченко Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF COORDINATION BETWEEN SCIENTIFIC-TECHNICAL AND INDUSTRIAL-TECHNOLOGICAL STRUCTURAL LEVELS OF ROCKET AND SPACE CORPORATIONS IN THE DEVELOPMENT OF NEW AEROSPACE TECHNOLOGIES

The rocket and space industry of Russia is facing the challenges related to construction of modern types of aerospace equipment for implementing the tasks of exploration and use of outer space. The implementation of the life cycle stages of new aerospace equipment is determined by organizational and economic mechanism of the functioning of integrated aerospace industry structures within the scientific-technical and production-technological levels of the structural framework of branch corporation, meeting the reliability requirements. The model of interaction is based on specification of scientific-technical and production-technological clusters in a structural framework of aerospace corporations, which also comprises the socioeconomic, administrative-economic, institutional and marketing clusters, constituting the framework of interaction. The economic effectiveness of integrated structures during the development of new equipment rests on ensuring the reasonable financial headroom of constituent enterprises when allocating the production tasks

Текст научной работы на тему «Модель взаимодействия научно-технического и производственно-технологического уровней структурной организации корпораций ракетно-космической промышленности при создании новой ракетно-космической техники»

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ СТРУКТУРНОЙ организации корпораций

РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРИ СОЗДАНИИ НОВОЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

А.В. Рябченко

Перед ракетно-космической промышленностью России стоят сложные задачи, связанные с созданием современных образцов ракетно-космической техники для выполнения работ по исследованию и использованию космического пространства. Реализация этапов жизненного цикла новой ракетно-космической техники определяется организационно-экономическим механизмом функционирования интегрированных структур ракетно-космической промышленности в пределах научно-технического и производственно-технологического уровней структурной организации отраслевых корпораций с учетом требований надежности. Модель взаимодействия построена на основе детализации научно-технического и производственно-технологического блоков структурной матрицы корпораций ракетно-космической промышленности, в состав которой также входят социально-экономический, организационно-хозяйственный, институциональный и маркетинговый блоки, образующие контуры взаимодействия. Экономическая эффективность деятельности интегрированных структур при создании новой техники основана на обеспечении обоснованного запаса финансовой прочности предприятий объединения при распределении производственной программы

Ключевые слова: структурная организация, взаимодействие, интегрированная структура, ракетно-космическая промышленность, ракетно-космическая техника

Первопричиной преобразований для интегрированных структур ракетно-космической промышленности будут являться изменения объекта производства, (смена этапов жизненного цикла техники) и в большей степени смена объекта производства, что в принудительном порядке при организации создания опытных образцов и серийного производства изделия потребует обновления научно-технической и производственно-технологической структур. Обновление этих структур выступит внутренним источником преобразований остальных уровней структурной организации корпораций [8].

Под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию

космического пространства. В зависимости от сложности решаемых задач освоения и использования космического пространства предметом создания ракетно-космической техники являются космические системы, космические комплексы, космические ракетные комплексы, комплексы

космических аппаратов (КА) [7, с. 92].

С целью полноты рассмотрения модели взаимодействия научно-технического и производственно-технологического уровней структурной организации корпораций и общности изделий ракетно-космической техники примем за объект создания космический аппарат, который входит в состав перечисленных комплексов и обеспечивает решение задач освоения космического пространства.

Создание нового космического аппарата в разрезе организационно-экономического механизма функционирования

интегрированных структур проходит в пределах научно-технической и

производственно-технологической структур, образующих I контур взаимодействия структурной организации корпораций и реализующих жизненный цикл ракетно-космической техники (рис. 1) [9].

Этап научно-исследовательских работ (НИР) представлен стадиями, которые являются общими для машиностроительных отраслей и не требуют дополнительного рассмотрения. Ряд стадий опытно-конструкторских разработок (ОКР) требуют пояснения.

Производство Эксплуатация

ГГ

и

к

о

д

о

в

о р

а так

о

о роп

8

о

к

з и к

о

д

«

о ^

о

ю

а р

аа См См

а ц

з

а р

ю

о

8

о

к

т

Л

п о

о

и

К о

л в о т

8

а ц

з

а р

ю

о

8

о

к

т

Я

п о

к к

и

и ц

а

й

о

д

«

о ^

о

ю

а р

р р

о

и

иа цв ат тс

о о 2 И

з

& я

О &

4 &

« к

о ^

о

ю

а р

я £

Директивные технологии и

условия производства

Подготовка опытного и серийного производства

Серийное (единичное) производство

Производство

а

аат р

а п п а

ог о к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

со

о к е

к « к §

и ° ла

I & & в

пп

Период полезного действия

Снятие с эксплуатации и утилизация

Время

Уровень надежности космического аппарата

Конкурентоспособность интегрированной структуры

Рис. 1. Обеспечение жизненного цикла космического аппарата

Стадия разработки рабочей

документации - разработка конструкторской, технологической и эксплуатационной документации на макет(ы) и опытный(-е) образец(ы) космического аппарата, оснастку для производства, оснастку и стенды для наземных испытаний опытного образца. Итогом стадий изготовления и наземных испытаний опытного образца будет корректировка рабочей документации, ее утверждение и организация производства. Испытания космических аппаратов, как правило, наземные, а эксплуатация космического аппарата и будет своего рода летным испытанием (набор статистики безотказной работы, проверка

конструкторских решений, их дальнейшая отработка и т.д.). Производство может быть единичным (исследовательские космические аппараты для изучения планет Солнечной системы, в таком случае опытный образец становится финальным продуктом) и серийным (развертывание космической навигационной системы ГЛОНАСС и т.д.).

Параллельно этапам НИР и ОКР идет формирование набора директивных технологий и производственных условий космического аппарата, и освоение опытного подготовка испытательной базы для производства и испытаний опытного образца космического аппарата, подготовка и

изготовления

подготовка

производства,

освоение серийного производства, подготовка испытательной базы (в случае производства системы космических аппаратов). «Под подготовкой производства понимается совокупность действий по проведению организационных, технических,

экономических, социальных и других мероприятий, обеспечивающих готовность организации к освоению производства изделий требуемого качества в заданном объеме. Под освоением производства понимается совокупность мероприятий по изготовлению и проведению квалификационных испытаний изделий, по результатам которых оценивают готовность организаций к выпуску изделий в соответствии с заданными требованиями к качеству, количеству и темпу выпуска» [7, с. 95].

Этап серийного производства реализуется при необходимости. Этап эксплуатации включает стадии запуска космического аппарата и управления им. Этап утилизации - снятие с эксплуатации и утилизации при необходимости.

Надежность элементов и всего космического аппарата закладывается в основном на этапе ОКР. С технической стороны повышение уровня надежности -это применение таких конструктивных решений, которые при их практической реализации вели к максимально рациональному предотвращению отказов. С организационной стороны - участие конструкторских подразделений в организации экспериментальных работ и контроля качества [2, с. 179]. Экспериментальные работы позволяют определить влияние различных факторов на отказы элементов и аппарата при их наземной отработке, что в свою очередь ведет к увеличению затрат на разработку космического аппарата. Повышение надежности - это повышение требований к качеству применяемых в производстве материалов, полуфабрикатов, деталей и сборочных единиц, что увеличивает затраты на производство космического аппарата. Наращивание комплекса перечисленных мероприятий с объемом превышения затрат

в 2,5 раза по сравнению с общим машиностроением в целом сокращает отказы в три раза [2, с. 187].

Надежность космического аппарата, обеспечиваемая технологией производства, достигается при отработке и доведении технологических процессов до

установленного уровня соответствия реальной конструкции его расчетной модели, т.е. соответствие параметров деталей, сборочных единиц и аппарата в целом проектным. Надежность космического аппарата при эксплуатации закладывается при проектировании и обеспечивается соблюдением правил эксплуатации.

Говоря о повышенной надежности ракетно-космической техники, необходимо подразумевать увеличенные затраты для поддержания ее на заданном уровне по отношению к общим затратам по машиностроению. С учетом того, что все разнообразие космических систем и комплексов может быть представлено обобщенной многоуровневой иерархической системой (см. рис. 3), возможен значительный экономический эффект при формировании в интегрированной структуре иерархического контроля надежности и технических параметров космического аппарата. Данный метод полно представлен в работе [6] для этапов отработки и производства жизненного цикла космического аппарата на основе оценки рисков и управления.

Научно-технический и производственно-технологический уровни структурной организации корпораций ракетно-космической промышленности, образованный ими контур взаимодействия также являются сложными, функционирующими на основе внутреннего взаимодействия. Модель функционирования контура должна учитывать сложность взаимодействия страт, что возможно осуществить на основе детализации, которая каждый диагональный блок структурной матрицы [8] делит на составные элементы, и определяются связи между ними в соответствии с этапами и стадиями жизненного цикла космического аппарата (рис. 2) [10].

о

к

со >

Н О ч

ч

о к

со СО О Й О

н

со

>

к> о

-й-

Орг.-эк. структура о К л о Я £ о М Выход элементов структур Элементы структур X. Научные открытия и знания Обоснование и облик нового КА Уточненное тех, задания о 3 К Е 5 £ с Ь к о 2 II р" | = % р а 5 Е ° 1 И й к 13 ЕЕ и н о сгЗ И и пз = я ~ о Н Опьггный образец КА Отработка опытного обр азцаКА 0 ■ 1К б " ¥ 1 -§ £ о и М 5 Управление или обслуживание Металлолом, отходы при утил. СЭ, ОХ, и, м Вход в систему

С М о" С Гн < © М о о Си и рц

к й Ь ё X о V ЕГ & § К И 'Л н щ м р и 1К и о <Й ш £ о Ы Научные исследования X ч-н I 1 1 X X X

Техническое предложение X ■«—г -«—I X X

Техническое задание на ОКР х- >< -—г 1 I X X X

Эскизный проект X* >< ч—1 1 [ 1 X X

Разработка рабочей документации X X X —1 —1 I ч—1 —н X

. о — я = ^ Р £ Н Е О 2 п О К = с и и к <- Вспомогательное производство X X

Опытное производство Х- X 1 1 X X

Экспериментальная база X. X X 1 +—1 X X

Основное производство X. X X —н <«—I X X

Эксплуатация X*. ]_■, X X X

Утилизация X. X X X

н Социально-экономические X* Х- X* \ / X X

Ор ганиз ацио нно -хозяйстве нные X. V X X X

> Институциональные X. А X X X

- > Маркетинговые / \ X X X

прямая связь между элементами ооратная связь между элементами X*- и Вн. среда

* X* X* X* X* X*. X. X. Х- Заказчик

X- ФКА:. ОРКК

Выход системы Адресаты

а

•а

»

И

и

п Я В

п

а •а

п

Ы

а •а

В

а

н

п

Рис. 2. Модель взаимодействия научно-технического и производственно-технологического уровней структурной организацш корпораций ракетно-космической промышленности при освоении производства нового КА

Предложенная частичная детализация блочной структурной матрицы условна, так как продиктована целями проводимого исследования и отражением общих условий создания космического аппарата. Выполненная детализация дает возможность отнести организационно-экономические структуры к составляющим подсистемам механизма функционирования. Научно-техническая и производственно-

технологическая структуры - целевые подсистемы, организационно-хозяйственная

структура - функциональная подсистема, социально-экономическая, институциональная и маркетинговая структуры - обеспечивающие подсистемы.

Содержание научно-технической и производственно-технологической структур (рис. 3) зависит от конструкции космического аппарата и его состава, стадий и состава производственного процесса (производство деталей, сборка и испытания сборочных единиц (узлов) и агрегатов, сборка и испытания изделия).

Ранг вхождения элементов в изделие

Изделие

КА

Агрегаты

Сборочные единицы

3

Этапы производственного процесса

О

Детали

Заготовка

Материалы

Комплектующие

1

Финальная сборка и испытания изделия

Сборка и испытания агрегатов

О О О О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1 1 1 1 1 1 1Г 1 □

Сборка и испытания сборочных единиц

Изготовление и испытания деталей

Рис. 3. Обобщенная схема КА и этапы производственного процесса

5

4

2

Космический аппарат состоит из системы управления движением,

оборудования для управления космическим аппаратом, информационной

телеметрической системы, двигательной установки, систем терморегуляции и электропитания, бортового специального комплекса и т.д. [7, с. 93] Производство

космического аппарата составляют технологические процессы изготовления деталей (корпуса и элементы исполнительных устройств, детали трубопроводов и т.д.) и, если требуется, испытания; сборки и испытаний сборочных единиц (узлов) (шпангоутов, панелей, камер сгорания и т.д.); сборки и испытаний

агрегатов (отсеков, баков, двигателей и т.д.); общей сборки и испытаний космического аппарата (рис. 3). Испытания занимают порядка 40-50% всего времени технологических процессов, которые направлены на поддержание повышенной надежности создаваемых изделий.

Уместным дополнением в рамках проводимого исследования будет модель производственного процесса изделия, изложенная в [1, с. 82-92].

Используя матрицу вида А=[а^], представляющую топологию сетевой модели производственного процесса, и информацию о параметрах вхождения (указывает количество штук элемента данного наименования, входящих по топологии в другие элементы структуры изделия) (см. рис. 3), ранги вхождения заготовки, деталей, узлов и агрегатов в изделие (определяют ступени обобщенных операций изготовления и сборки изделия в производственном процессе - степень производственной общности изделия).

Единичные матрицы Еj (/ = 1, 2, 3, 4, 5) характеризуют ранг вхождения по каждой ступени производственного процесса, показывая, что элементы одного ранга не пересекаются. Подматрицы (/ = 1, 2, 3, 4, 5) отражают количественные параметры вхождения элементов разных рангов. Подматрицы Р] (] = 1, 2, 3, 4, 5) имеют все нулевые коэффициенты. Таким образом, подматрицы Ej, -О^, Рj, полностью характеризуют соответствующий уровень (ранг) вхождения, количественные и топологические взаимосвязи между различными уровнями.

Запись матрицы В в общем виде (1): В=[Е-О], обращенной матрицы Вл=[Е-О]л.

Поскольку матрица В построена с учетом рангов вхождения, то она может быть рассмотрена по этим рангам, так В1 = Е1:

В =

( В--

Е >

,¡ = 1,2,3,4,5. (1)

Очевидно, что В=В5.

Для определения степени

производственной общности изделий проводят их классификацию,

обеспечивающую группировку по принципу общности конструктивных, технологических и эксплуатационных особенностей, объемов производства, вызывающих применение определенных производственных процессов. В работе [3, с. 104] выведены определители основных конструктивно-технологических и эксплуатационно-технических параметров изделия, связанных с производственным процессом по стадиям общности (табл. 1). Объединения смешанного типа

специализируются обычно по виду и классу продукции, имея при этом резервы для совершенствования предметной и технологической специализации; помимо этого объединения, относящиеся к единичному типу производства,

специализируются по роду продукции [3, с. 108-110].

Род продукции - совокупность ракетно-космической техники, создаваемой ракетно-космической промышленностью. Класс продукции - совокупность изделий ракетно-космической техники, характеризуемая общностью более узкого эксплуатационного назначения и сходством отдельных показателей производственного процесса: космические аппараты, ракеты-носители, разгонные блоки. Вид продукции -совокупность космических аппаратов, спутники связи, метеорологические, геодезические, картографические,

навигационные искусственные спутники Земли.

Также степень классификации включает разновидность и тип продукции. Разновидность продукции - совокупность систем спутника связи, системы связи, телеметрии, управления и т.д. Тип продукции - совокупность оборудования систем спутника связи, приемные и передающие устройства, блоки усиления и обработки сигнала и т.д.

Принципиальная классификация изделий для целей специализации производства*

Степень классификации изделий Тип производства Характер определения ступеней классификации изделий

Род Единичный Эксплуатационно-технические и конструктивные параметры, определяющие общие особенности технологии и организации производства, широкую специализацию производственного аппарата, основные материалы, применяемые в производстве

Класс Мелкосерийный Конструктивные признаки и особенности функционального назначения, определяющие принципиальную схему построения производственного процесса, универсальное и стандартное технологическое оборудование, вспомогательное оборудование

Вид Серийный Конструкция и особенности функционального назначения, определяющие структуру технологического процесса по основным видам работ, примерные количественные соотношения групп универсального и специализированного технологического и вспомогательного оборудования

*Источник: [3, с. 105].

Особенностями современных

космических аппаратов являются

колоссальная сложность и многодетальность (десятки тысяч наименований), большая разнотипность узлов, агрегатов,

составляющих системы космического аппарата, производство и сборку которых технически и организационно на одном предприятии выполнить крайне сложно и экономически нецелесообразно.

В теории корпорации, создающие космические аппараты и ракетную технику, являются вертикальными интегрированными структурами, корпорации, создающие двигательные установки, приборы, агрегаты и оборудование, - горизонтальными интегрированными структурами [5]. На практике в ракетно-космической

промышленности корпорации, создающие космические аппараты и ракетную технику, будут интегрированными структурами смешанного типа. «Объединения смешанного типа характерны для мелкосерийного многономенклатурного производства, в котором отсутствуют возможности концентрации выпуска готовой продукции на головном предприятии (не всегда производство финальной продукции сосредоточено на головном предприятии,

головное предприятие - это корпоративный центр интегрированной структуры а предприятие обшей сборки будет базовым предприятием. - прим. авт.) ввиду большой номенклатуры и малых объемов производства по каждому изделию» [3, с. 110]. Вертикальные связи в интегрированных структурах смешанного типа показывают поступление полуфабрикатов, деталей, сборочных единиц, агрегатов от консолидированных предприятий,

горизонтальные связи показывают

использование общей научно-

исследовательской и экспериментальной базы, конструкторского бюро, опытного производства и т.д.

Результатом взаимодействия научно-технического и производственно-технологического уровней структурной организации корпораций ракетно-космической промышленности будет создание космического аппарата повышенной надежности, позволяющего решать задачи изучения космического пространства. Наряду с созданием космического аппарата должно выполняться требование эффективности экономической деятельности интегрированной структуры, что возможно при функционировании

интегрированной структуры ракетно-космической промышленности в зоне безубыточности, которое достигается при нахождении всех предприятий интеграции за пределами их порогов рентабельности.

Формирование запаса финансовой прочности интегрированных структур ракетно-космической промышленности необходимо строить на основе производственной общности изделий. Это позволит специализировать предприятия интегрированной структуры и

концентрировать на них производство элементов изделия; формировать

производственную программу корпорации в соответствии с требуемой номенклатурой и объемом выпуска изделий;

совершенствовать производственно-

технологическую структуру, что позволит оптимально распределять объем

производства между предприятиями объединения и осуществлять эффективное выполнение производственной программы.

Анализа безубыточности деятельности предприятий интегрированной структуры, которые позволят показать функциональные зависимости между планируемой прибылью, объемом производства, затратами и обоснованность распределения

производственной программы между предприятиями интегрированной структуры ракетно-космической промышленности и устанавливаемой цены на создаваемую научно-техническую продукцию, определить уровень занятости персонала и использования производственных мощностей.

Говоря о требуемом уровне запаса финансовой прочности, нужно понимать, что цена научно-технической продукции, способная создать этот запас, будь то на единицу продукции или на заказ в целом, будет выше точно рассчитанной цены (в соответствии с установленными отраслевыми нормативами и оптимальным составом I контура взаимодействия), так как накопленные системные проблемы и в ракетно-космической промышленности, и в оборонно-промышленном комплексе в целом требуют ресурсного обеспечения для их решения.

Проводимые сопоставления между предлагаемой ценой научно-технической продукции и объемом ее производства, окупаемостью затрат и необходимым значением прибыли позволяют установить требуемый уровень запаса финансовой прочности.

Определяющие значение для принятия решения о совершенствовании

производственно-технологической структуры отводится распределению производственной программы интегрированной структуры по составляющим ее предприятиям (рис. 4). В качестве критерия при распределении производственной программы принимается точка безубыточности предприятий интегрированной структуры. Из множества возможных вариантов распределения производственной программы выбирается тот, который позволяет всем предприятиям находиться не ниже значения точки безубыточности.

В случае, когда оптимального распределения с позиций общности производственных процессов осуществить не удается, возможны следующие варианты принимаемых решений:

1. В случае участия интегрированной структуры в инвестиционных программах реконструкции и технического перевооружения возможно установление цены научно-технической продукции на уровне окупаемости затрат.

2. В случае неполной загрузки производственных мощностей при выполнении производственной программы возможны выбытие излишней производственной мощности; участие в кооперации с интегрированными структурами оборонно-промышленного комплекса; выпуск продукции народнохозяйственного назначения, т.е. принятие дополнительных мер для ведения эффективной хозяйственной деятельности.

3. В случае отсутствия достаточных производственных мощностей - их наращивание или перераспределение объема производства между предприятиями смежных интегрированных структур.

Рис. 4. Последовательность распределения производственной программы

Инструменты определения точки безубыточности и запаса финансовой прочности при обосновании затрат для принятия решения об

увеличении/сокращении выпуска различных

видов продукции на промышленных предприятиях рыночного сектора и при создании научно-технической продукции предприятиями государственного сектора будут различными.

Принятие решения будет основано на учете постоянных затрат в формировании маржинального дохода без косвенных затрат (общепроизводственные затраты) и затрат, относимых на период (общехозяйственные затраты) [4, с. 89], что верно для целей анализа затрат и результатов хозяйственной деятельности.

Литература

1. Беленький, П.Е. Метод системного анализа в организации производственных процессов / П.Е. Беленький. - М.: Экономика, 1972.- 151 с.

2. Дракин, И.И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности / И.И. Дракин. - М.: Машиностроение, 1973. - 224 с.

3. Карлик, Е.М. Оптимизация производственных объединений в машиностроении / Е.М. Карлик, Ю.А. Филимонов, Л.А. Филиппов. - Л.: Машиностроение, 1981. - 272 с.

4. Устюжанина, Е.В. Корпоративные финансы: учеб. пособие / Е.В. Устюжанина и др. - М.: Дело, 2008. - 672 с.

5. Макаров, Ю.Н. Организация эффективного управления промышленными корпорациями: автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Ю.Н. Макаров. - Ижевск, 2011.

6. Меньшиков, В.А., Контроль качества космических аппаратов при отработке и

производстве / В.А. Меньшиков, В.Б. Рудаков, В.Н. Сычев. - М.: Машиностроение, 2009. - 400 с.

7. Российская энциклопедия CALS. Авиационно-космическое машиностроение / под ред. А.Г. Братухина. - М.: ОАО «НИЦ АСК», 2008. - 608 с.

8. Рябченко, А.В. Системно-структурное моделирование организационно-экономического механизма функционирования интегрированных структур ракетно-космической промышленности / А.В. Рябченко // Известия вузов. Машиностроение. - 2013. - № 12. - С. 71-75.

9. Рябченко, А.В. Контуры взаимодействия в стратифицированном представлении интегрированных структур ракетно-космической промышленности / А.В. Рябченко // Решетневские чтения: материалы XVI Междунар. науч. конф. -2012.- С. 731-732.

10. Рябченко А.В. Механизм функционирования структурной организации корпораций ракетно-космической промышленности при освоении производства новых изделий ракетно-космической техники / А.В. Рябченко // Механика и процессы управления: материалы XXXXII Всерос. симпозиума по механике и вопросам управления. - 2012. - С. 163-173.

Рябченко Александр Владимирович, инженер, ОАО «Красноярский машиностроительный завод» (г. Красноярск, Российская Федерация); e-mail: sahs@inbox.ru

THE MODEL OF COORDINATION BETWEEN SCIENTIFIC-TECHNICAL AND INDUSTRIAL-TECHNOLOGICAL STRUCTURAL LEVELS OF ROCKET AND SPACE CORPORATIONS IN THE DEVELOPMENT OF NEW AEROSPACE TECHNOLOGIES A.V. Ryabchenko, engineer, JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant», Krasnoyarsk, Russian Federation; e-mail: sahs@inbox.ru

The rocket and space industry of Russia is facing the challenges related to construction of modern types of aerospace equipment for implementing the tasks of exploration and use of outer space. The implementation of the life cycle stages of new aerospace equipment is determined by organizational and economic mechanism of the functioning of integrated aerospace industry structures within the scientific-technical and production-technological levels of the structural framework

of branch corporation, meeting the reliability requirements. The model of interaction is based on specification of scientific-technical and production-technological clusters in a structural framework of aerospace corporations, which also comprises the socioeconomic, administrative-economic, institutional and marketing clusters, constituting the framework of interaction. The economic effectiveness of integrated structures during the development of new equipment rests on ensuring the reasonable financial headroom of constituent enterprises when allocating the production tasks

Key words: structural organization, interaction, integrated structure, rocket and space industry, aerospace equipment

References

1. Belenkii P.E. Metod sistemnogo analiza v organizazii proizvodstvenih procesov [The methods of system analysis in organization of industrial processes]. Мoscow: Ekonomika, 1972. 151 p.

2. Drakin I.I. Osnovi proektirovaniya bespilotnih letatelnih apparatov s uchetom economich-eskoi effektivnosti [The fundamentals of unmanned aircraft construction with regard to economic efficiency]. Мoscow: Маshinostroenie, 1973. 224 p.

3. Karlik E.M., Filimonov U.A., Filippov L.A. Optimizaziya proizvodstvennih obedinenii v mashinostroenii [The optimization of industrial machine-building companies]. Leningrad: "Mashi-nostroenie", 1981. 272 p.

4. Ustuganina E.V. Korporativnie finansi [Corporate finance: training manual]. Мoscow: Delo, 2008. 672 p.

5. Makarov U.N. Organizaziya effectivnogo upravleniya promishlennimi korporaziyami [Organization of effective corporate management: the extended abstract of the Doctoral Dissertation (Economics)]. Izhevsk, 2011.

6. Menshikov V.A., Rudakov V.B., Sichev V.N. Kontrol kachestva kosmicheskih apparatov pri otrabotke i proizvodstve [The quality control in development and production of spacecrafts]. Мoscow: Маshinostroenie, 2009. - 400 p.

7. Rossiiskaya enziklopediya CALS. Aviazionno-kosmicheskoe mashinostroenie [The Russian Encyclopedia CALS. Aerospace Mechanical Engineering]. Edit. by A.G.Bratukhina. Мoscow: Joint-Stock Company "Scientific and Research Centre of Automated Construction Systems", 2008. - 608 p.

8. Ryabchenko А.V. Sistemno-strukturnoe modelirovanie organizazionno-economicheskogo mehanizma funczionirovaniya integrirovanih struktur raketno-kosmicheskoi promishlennosti [System and structural modeling of economic management mechanisms of functioning of integrated structures in rocket and space industry.]. Izvestiya vuzov. Мashinostroenie [The News of Universities. Machine Building]. 2013. no 12. pp. 71-75.

9. Ryabchenko А.V. Konturi vzaimodeistviya v stratifizirovannom predstavlenii integrirovanih struktur raketno-kosmicheskoi promishlennosti [The framework of interaction in a stratified representation of integrated structures of aerospace industry]. Reshetnev's soiree: the Proceedings of the XVI International scientific conference. 2012. pp. 731-732.

10. Ryabchenko А.V. Mehanizm funczionirovaniya strukturnoi organizazii korporazii raketno-kosmicheskoi promishlennosti pri osvoenii proizvodstva novih izdelii raketno-kosmicheskoi tehniki [The mechanism of the functioning of structural organization of aerospace industrial corporations in mastering the production of new rocket and space equipment]. Mechanics and processes of management: the Proceedings of the XXXXII All-Russian Symposium on Mechanics and Management Processes. 2012. pp. 163-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.