УДК 37.035.7
МОДЕЛЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОИСКОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
© Виктор Леонидович БУДАГОВСКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Представлена модель военно-патриотического воспитания молодежи в процессе социально-культурной деятельности общественных объединений поисковой направленности, а также даны подробное описание и характеристика ее компонентов. Военно-патриотическое воспитание молодежи в процессе деятельности общественных объединений поисковой направленности представляет собой последовательную смену этапов, направленных на достижение конечной цели. Этапность педагогического процесса позволяет выделить основные блоки модели, особенности их функционирования, решаемые задачи, конечный результат. Разработанная педагогическая модель является целостным образованием, состоящим из следующих взаимосвязанных блоков: 1) целевой, включающий в себя социальный заказ общества, цель, задачи, принципы и организационно-педагогические условия военно-патриотического воспитания молодежи в процессе социально-культурной деятельности общественных объединений поисковой направленности; 2) функционально-содержательный, включающий факторы, функции, содержание и формы военно-патриотического воспитания молодежи; 3) критериально-результативный, характеризующий критерии, показатели и уровни военно-патриотической воспитанности молодых людей. Разработанная теоретическая модель военно-патриотического воспитания молодежи в процессе деятельности общественных объединений, включающая социальный заказ, цель, задачи, организационно-педагогические условия, принципы, функции, факторы, содержание, формы, критерии, показатели, уровни, результат, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, способных последовательно и максимально эффективно влиять на формирование личности молодых людей.
Ключевые слова: модель; поисковое движение; молодежь; социально-культурная деятельность.
Военно-патриотическое воспитание молодежи в процессе деятельности общественных объединений поисковой направленности представляет собой последовательную смену этапов, направленных на достижение конечной цели. Этапность педагогического процесса позволяет выделить основные блоки модели, особенности их функционирования, решаемые задачи, конечный результат.
Разработанная нами педагогическая модель рассматривается как целостное образование, состоящее из следующих взаимосвязанных блоков:
- целевой, включающий в себя социальный заказ общества, цель, задачи, принципы и организационно-педагогические условия военно-патриотического воспитания молодежи в процессе социально-культурной деятельности общественных объединений поисковой направленности;
- функционально-содержательный, включающий факторы, функции, содержание и
формы военно-патриотического воспитания молодежи;
- критериально-результативный, характеризующий критерии, показатели и уровни военно-патриотической воспитанности молодых людей (рис. 1).
Далее представим характеристику каждого из компонентов педагогической модели.
I блок модели - целевой, включает: социальный заказ общества, цель, задачи, принципы, организационно-педагогические условия.
Главным основанием педагогического процесса военно-патриотического воспитания молодежи в общественных объединениях поисковой направленности выступает социальный заказ общества.
Сегодня российское общество переживает очень сложный период в своей истории, который ученые уже назвали цивилизацион-ным сдвигом. Наблюдается снижение трудоспособности населения, ухудшение здоровья практически всех возрастных групп: преждевременное старение, рост смертности, в т. ч.
Социальный заказ
□
Военно-патриотическое воспитание молодежи
Цель: военно-патриотическое воспитание молодежи в процессе деятельности общественных объединений поисковой направленности
Задачи
формировать систему знаний о сущности государства и его роли для общества, об исторических фактах
воспитывать гордость за Отечество, его свершения, уважение к истории страны
формировать осознание учащимися своего долга по защите России
совершать действия, отвечающие государственным и общественным интересам
Принципы
личностной направленности
личностной самоценности
дифференцированного подхода
творческого развития
коллективизма
активности
доброжелательности
интегративности
добровольности
Организационно-педагогические условия
комплексное целевое воздействие на личность при активной включенности в деятельность общественных объединений с целью подготовки воина-патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью
построение воспитательной работы на основе исторических традиций Российских Вооруженных сил, стимулирование мотивации молодых людей к выполнению обязанностей по защите Отечества
в основу педагогической деятельности положена авторская модель военно-патриотического воспитания молодежи в общественных объединениях поисковой направленности
построение воспитательного процесса на основе эмоционально насыщенной деятельности, интересов и увлечений участников
деятельность общественных объединений поисковой направленности строится в соответствии с педагогической программой, позволяющей целенаправленно осуществлять военно-патриотическое воспитание молодых людей
наличие методического обес печения воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи
оценка результативности с помощью разработанного критериального аппарата, позволяющего дать объективную оценку проведенной педагогической работе
77 блок - функционально-содержательный
Факторы
изучение исторического прошлого российской армии, ее традиций; поисковая деятельность; наличие целей, участие в акциях, формирование готовности к действиям на благо государства
Функции
познавательно-преобразовательная, ценностно-нормативная, регулятивная, социализирующая, коммуникативная
Содержание
педагогическая программа «Никто не забыт, ничто не забыто»
Формы
акции, походы; экспедиции; истор. вехи; фильмы; конференции; встречи с ветеран. «круглые столы»; диспуты; видеомузеи; проекты и др.
777 блок - критериально-результативный
Критерии и показатели
когнитивный
мотивационно-ценностный
поведенческо-деятельностный
Уровни: низкий, средний, высокий
Результат
Военно-патриотическое воспитание молодежи
Рис. 1. Модель военно-патриотического воспитания молодежи в процессе социально-культурной деятельности общественных объединений поисковой направленности
насильственной, и т. д. В обществе происходит падение нравственности - от уничтожения национальных устоев до нередко встречающихся случаев девиантного поведения (наркомания, алкоголизм и т. д.) [1].
Сложности современной политической и социально-экономической ситуации во многом обусловлены переходом России к рыночным отношениям, а в эпоху информатизации и глобализации, расширения и углубления процессов интернационализации, межгосударственной, региональной и планетарной интеграции приводят к неправильному пониманию ситуации некоторыми гражданами: к пониманию «единства человеческого рода» вне связи с обострением терроризма на международной арене, без учета не изжитых из сознания антигуманных парадигм мирового развития и т. д.
В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности формируется комплекс ущербности и неполноценности нации.
Все вышеизложенное как никогда актуализирует проблему патриотического воспитания подрастающего поколения.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества [2].
Реализация этой идеи требует возвышения в сознании молодых людей роли государства как механизма реализации своих внутренних и внешних функций и страны как обособленной территории постоянного проживания многих десятков миллионов соотечественников, имеющей свою неповторимую и великую историю.
Социальный заказ на военно-патриотическое воспитание молодежи отражен в важнейших законодательных актах, постановлениях правительства, а также в форме федеральных и региональных программ.
Их методологические, нормативно-правовые и организационные основания представлены в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», являющейся продолжением государственных программ
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», сохраняющей непрерывность процесса по дальнейшему формированию военно-патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
На рис. 1 целевой блок модели обеспечивает направленность изучаемого процесса, определение стратегических цели и задач.
В качестве цели рассматривается военно-патриотическое воспитание молодежи в процессе социально-культурной деятельности общественных организаций поисковой направленности.
Поставленная цель, ее теоретическая разработка позволили выдвинуть в качестве задач исследования следующие:
- формировать систему знаний о сущности государства и его роли для общества, об исторических фактах, об основных традициях российской армии;
- воспитывать гордость за Отечество, его свершения, уважение к истории страны;
- формировать осознание учащимися своего долга по защите России, формировать мотивацию и готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
- совершать действия, отвечающие государственным и общественным интересам.
Военно-патриотическое воспитание -сложнейший педагогический процесс. Он функционирует на основе комплекса принципов. Принципами педагогического процесса является определенная система исходных основных требований, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач формирования и развития личности.
Принципы в социально-культурной сфере - это исходные фундаментальные положения, правила, в которых отражаются наиболее характерные черты и закономерности социально-культурного процесса.
Основными принципами военно-патриотического воспитания молодежи в социально-культурной деятельности общественных объединений поисковой направленности являются: принцип личностной направленности; принцип личностной самоценности, принцип дифференцированного подхода; принцип активности; принцип добровольно-
сти; принцип доброжелательности; принцип интегративности; принцип коллективизма и принцип творческого развития.
Принцип личностной направленности. Один из ведущих принципов. Именно личностная направленность определяет ориентацию на общечеловеческие, военно-патриотические ценности, которые занимают в иерархии жизненных ценностей личности особое место.
Принцип личностной самоценности. Данный принцип, с одной стороны, подчеркивает ценность становления индивидуальности во всех ее проявлениях в культурно-образовательном пространстве современности, ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности, а с другой - ориентирует на развитие и формирование личностной целостности.
Принцип дифференцированного подхода осуществляется на основе ряда факторов: выявления индивидуальных, культурных потребностей и интересов каждого молодого человека; ориентации на развитие процессов самопознания, самореализации, самосовершенствования и взаимоподдержки.
Принцип активности предполагает активные формы проведения поисковой деятельности, во время которых молодые люди принимают активное участие в жизни, проводя досуг с целью развития своих способностей и самосовершенствования. Следование принципу активности означает возложение на молодого человека ответственности за реализацию возможности организовать процесс самостоятельного, творческого конструирования деятельности, самовоспитания и самосовершенствования личности.
Принцип добровольности предполагает свободный выбор видов, форм поисковой деятельности, определяющий комфортность и удовлетворение интересов каждой личности.
Принцип доброжелательности предполагает опору на положительное в личности и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического воздействия, т. к. раскрытие положительных резервов личности молодого человека становится возможным лишь в атмосфере благожелательности, при наличии тесных эмоциональных контактов между членами общественного объединения.
Принцип интегративности предполагает осуществление целостного воспитательно-
го воздействия, слияние педагогического процесса по военно-патриотическому воспитанию молодежи с другими направлениями воспитательной работы.
Принцип коллективизма. Уровень развития личности во многом зависит от уровня развития межличностных отношений в группе, в которую личность включена. Наиболее благоприятные условия для формирования общечеловеческих ценностных ориентаций личности создает группа высокого уровня развития - коллектив. Для реализации принципа коллективности используются групповые формы работы, участие в разнообразной общественной жизни, ситуации совместных переживаний по поводу успехов и неудач группы.
Принцип творческого развития. Творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения и требует учета при осуществлении педагогического процесса по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Кроме того, важнейшим фактором следует считать ряд организационно-педагогических условий военно-патриотического воспитания молодежи в процессе социально-культурной деятельности общественных объединений поисковой направленности:
- комплексное целевое воздействие на личность при ее активной включенности в деятельность общественных объединений поисковой направленности с целью подготовки воина-патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью;
- построение воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи на основе исторических традиций Вооруженных сил Российской Федерации, стимулирование мотивации молодых людей к выполнению обязанностей по защите Отечества;
- в основу осуществления педагогической деятельности положена авторская модель военно-патриотического воспитания молодежи в общественных объединениях поисковой направленности;
- построение воспитательного процесса на основе эмоционально насыщенной деятельности, интересов и увлечений участников;
- педагогическая деятельность общественных объединений поисковой направленности строится в соответствии с разработанной педагогической программой «Никто не
забыт, ничто не забыто», позволяющей целенаправленно осуществлять военно-патриотическое воспитание молодых людей;
- наличие методического обеспечения воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию молодых людей;
- оценка результативности с помощью разработанного критериального аппарата, позволяющего дать объективную оценку проведенной педагогической работе.
Целевой блок модели как прогнозируемый результат обусловливает организацию педагогического процесса, функций, критериев, показателей и уровней сформированно-сти необходимых качеств у молодежи, т. е. направлен на обеспечение функционально-содержательного и критериально-результативного блоков педагогического процесса по военно-патриотическому воспитанию молодежи в процессе социально-культурной деятельности общественных объединений поисковой направленности.
II блок - функционально-содержательный - включает используемые и учитываемые в педагогическом процессе: основные факторы военно-патриотического воспитания молодежи в общественных объединениях поисковой направленности; функции, содержание, реализуемое в ходе проведения программы «Никто не забыт, ничто не забыто»; формы работы общественных объединений по военно-патриотическому воспитанию молодых людей.
Продуктивность педагогического процесса зависит от ряда факторов. В процессе военно-патриотического воспитания молодежи возникает множество путей взаимодействия между внутренним состоянием личности и внешними условиями. В педагогической работе по военно-патриотическому воспитанию молодежи в общественных объединениях мы будем опираться на учет основных факторов, оказывающих влияние на этот процесс.
К педагогическим факторам мы относим: изучение исторического прошлого российской армии, ее традиций в целях воздействия на сознание и поведение молодого человека; включение молодых людей в поисковую деятельность в рамках общественного объединения; наличие четко сформулированных целей и др.
К организационным факторам мы относим: эффективные современные способы организации деятельности по военно-патрио-
тическому воспитанию молодежи и, в первую очередь, поисковую деятельность, участие в акциях, направленных на понимание и осознание государственных интересов, формирование готовности к действиям на благо общества и государства.
Сложные, противоречивые процессы, происходящие в современном обществе, обусловливают спрос на самостоятельную, компетентную, творческую личность, способную не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными достижениями.
В числе функций военно-патриотического воспитания мы выделяем: позновательно-преобразовательную; ценностно-нормативную; регулятивную; социализирующую; коммуникативную .
Познавательно-преобразовательная функция призвана содействовать необходимости соподчинения личных, общественных и государственных интересов, обеспечить возможность всестороннего развития индивида. Эта функция связана с такими общечеловеческими ценностями, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и т. д.
Ценностно-нормативная функция выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т. д.
Анализируемая функция проявляется и тогда, когда изучается оценочное отношение личности к результату, цели действий, направленных на изменение окружающей действительности, к эталонам, образцам поведения, к поведению и деятельности других лиц. Встречаясь с каждой новой ценностью, мы даем ей оценку с позиций уже сложившихся у нас ценностных ориентаций.
Регулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов.
Идеалы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать общей консолидации, концентрации на сплочение людей. Благодаря этой функции обеспечивается реализация потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов молодых людей.
Социализирующая функция может быть изучена через призму формирования военно-патриотических качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная работа по активизации процессов самовоспитания личности.
Военно-патриотическое воспитание выполняет и коммуникативную функцию. Конкретное общество не может успешно развиваться без приобщения к другим культурам. В конечном счете, коммуникативная функция обеспечивает идейные связи граждан, преемственность и совершенствование общества.
Содержание педагогической деятельности отражено в авторской программе «Никто не забыт, ничто не забыто», направленной на военно-патриотическое воспитание молодежи в процессе социально-культурной деятельности общественных объединений поисковой направленности.
При разработке модели педагогической деятельности по военно-патриотическому воспитанию молодежи в процессе социально-культурной деятельности общественных объединений поисковой направленности следует особо выделить формы работы -приемы, способы разъяснения идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение молодого человека.
Среди форм педагогической деятельности по военно-патриотическому воспитанию молодежи в общественных объединениях поисковой направленности основными являются: акции; сбор информации об участниках военных действий; походы; экскурсии; экспедиции; исторические вехи; просмотр фильмов; конференции; встречи с ветеранами; «круглые столы»; диспуты; создание видеомузея; проекты и др.
III блок - критериально-результативный - включает критерии, показатели и уровни сформированности изучаемого качества.
В качестве критериев того или иного педагогического явления выступают качества и свойства изучаемого объекта, которые дают возможность судить о его состоянии и уровне развития, а показатели характеризуют меру сформированности того или иного критерия.
Оценка сформированности военно-патриотической воспитанности молодежи осуществляется на основе ряда критериев.
Когнитивный критерий, предлагаемый нами для оценки военно-патриотической воспитанности молодежи, определяется тем, что членство в общественных объединениях играет важную роль для повышения знаний индивидуума, открывает возможности идентификации социальных контактов и ресурсов, облегчает доступ к информации.
Когнитивный критерий в военно-патриотическом воспитании молодежи в общественных объединениях поисковой направленности предполагает: понимание сущности государства и его роли для общества, знание основных традиций российской армии, знание основных исторических фактов и пр.
Мотивационно-ценностный критерий имеет достаточно четкую связь с содержанием военно-патриотического воспитания молодых людей. Мотивационно-ценностный критерий характеризует направленность отношения молодого человека к обществу, к самому себе.
В качестве компонентов мотивационной сферы мы рассматриваем осознание ценности государства и гражданского общества современной России, исторического прошлого, преобладание мотивации высших категорий в собственной деятельности.
В процессе военно-патриотического воспитания человека большое значение играют мотивы, связанные с развитием потребности разделить своими действиями интересы государства; готовность свершения действий, отвечающих государственным и общественным интересам.
Мотивационно-ценностный критерий является своего рода энергетическим запасом личности в реализации глубинных стимулов деятельности, с помощью которого соотносятся внешние и внутренние факторы регуляции поведения в условиях поисковой деятельности.
Поведенческо-деятельностный критерий также важен для военно-патриотического воспитания молодежи. Он демонстрирует степень пассивно-активного отношения человека к своим обязанностям, предрасположенность личности к реальным положительным (или отрицательным) действиям.
Поведенческо-деятельностный критерий характеризует инициативность; результативность в повседневной жизни, в будущей профессиональной деятельности; соподчинение личных, общественных и государственных интересов молодого человека.
В педагогической литературе при выделении критериев результативности какого-либо процесса часто используется уровневый подход, фиксирующий последовательность некоторых этапов, ступеней развития. В нашем исследовании мы выделяем высокий, средний и низкий уровни, которые характеризуются количественными и качественными показателями. В этом случае критерии рассматриваются как этапы, ступени перехода от более низких уровней к более высоким, более сложным, что характеризует формирование, развитие определенного педагогического процесса.
Таким образом, разработанная нами теоретическая модель военно-патриотического воспитания молодежи в процессе деятельности общественных объединений, включающая: социальный заказ, цель, задачи, организационно-педагогические условия, принципы, функции, факторы, содержание, формы, критерии, показатели, уровни, результат, -
представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, способных последовательно и максимально эффективно влиять на формирование личности молодых людей.
1. Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. № 4. С. 40-46.
2. Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001.
1. Lisovskij V.T. Molodezh' o vremeni i o sebe: rezul'taty sociologicheskogo issledovanija // Pedagogika. 1998. № 4. S. 40-46.
2. Djachenko V.V. Teorija i praktika patrioti-cheskogo vospitanija v sovremennoj Rossii: av-toref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2001.
Поступила в редакцию 11.12.2013 г.
UDC 37.035.7
MODEL OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN THE PROCESS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF PUBLIC ASSOCIATIONS OF SEARCH DIRECTION
Viktor Leonidovich BUDAGOVSKY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The model the militarian-patriotic of education of youth is submitted during welfare activity of public associations of a search orientation, and also is given the detailed description and characteristic of its components. The militarian-patriotic education of youth during activity of public associations of a search orientation represents consecutive change of stages directed on achievement to ultimate goal. Sequence of pedagogical process allows allocating mainframes of model, feature of their functioning soluble tasks, final result. The developed pedagogical model is the complete education consisting of the following interconnected blocks: 1) target, including social order of a society, purpose, tasks, principles and organisations-pedagogical conditions the militarian-patriotic of education of youth during welfare activity of public associations of a search orientation; 2) functional - substantial, including the factors, functions, contents and forms the militarian-patriotiks of education of youth; 3) criteria-productive, describing criteria, parameters and levels the militarian-patriotic broughtusions of the young people. The developed theoretical model the militarian-patriotiks of education of youth during activity of public associations including the social order, purpose, tasks, organizational pedagogical conditions, principles, functions, factors, contents, form, criterion, parameters, levels, the result, represents set of the interconnected components capable consistently and maximum effective to influence on formation of the person of the young people. Key words: model; search movement; youth; socio-cultural activity.